Бетховен сильная личность презентация. Людвиг ван Бетховен. Героические образы. Проект на тему

ГЕРОИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ
В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРА
Великий немецкий
композитор
Людвиг
ван
Бетховен
Урок музыки в 4 классе.
Выполнила: Кудрешова Елена Васильевна,
учитель музыки
МБОУ «СОШ с. Никольское» МО, «Енотаевский район»
Астраханской области.

Цель урока:
1.Познакомить детей с характерными чертами творчества
Л. Бетховена.
2. Уметь определять и анализировать произведение
великого композитора.
3.Познакомить детей с некоторыми фактами биографии
Л. Бетховена через его творчество.
4. Воспитать в слушателях лучшие качества характера и
жизненной позиции на примере жизни и творчества
Л. Бетховена.

Людвиг Бетховен 1770- 1827

Людвиг
Бетховен
17701827

Рассмотрите портретЛ. Бетховена,
попытайтесь определить, человеком какого
характера был выдающийся
Композитор?
- Какой цвет на картине усиливает
восприятие основных черт характера
Бетховена?
- Какими отличительными чертами будут
наделены произведения
Л. Бетховена?
- С чем это связано?
---

Бетховен
родился
в небольшом
немецком
городке Бонн,
в небогатой
семье
музыкантов.

Его дед, Людвиг ван Бетховен, был капельместером.

Именно от него Бетховен унаследовал многие черты своего
характера: сильную волю, гордый, независимый нрав,
настойчивость и работоспособность.

Мария Магдалена,

мать Людвига, была домохозяйкой.

Иоган ван Бетховен,

отец Людвига, служил певцом- тенором в капелле Бетховена
старшего.

Во многом что Бетховен
стал выдающимся
музыкантом
есть заслуга его отца.
Музыкальные способности
Людвига проявились очень
рано, и отец решил сделать
из него «второго Моцарта»,
чтобы обеспечить свою
жизнь(отец Бетховена
страдал алкоголизмом).

Приходя ночью после встречи с
друзьями, отец поднимал
маленького мальчика с постели и,
крича, заставлял играть на
клавесине.
Другой бы возненавидел музыку,
но в мальчике рождалась лишь
неприязнь к отцу.
В 11 лет Бетховен пошел работать,
чтобы содержать семью, он
замещал органиста в церкви.
В 14 лет стал давать уроки музыки
в богатых семьях.

Суровое детство повлияло на
характер музыканта.
Он был сосредоточенным,
замкнутым, стремился к
уединению.
Бетховен мог часами бродить
по окрестностям Бонна,
размышляя о жизни.
Природа затрагивала в нем
самые сокровенные струны
души.
Став взрослым, в момент
острых внутренних кризисов,
именно в любви к природе,
в общении с ней находил
Бетховен силы, чтобы
восстанавливать душевные
силы.

В 1787 году, накопив немного денег, Бетховен взял свои сочинения и отправился в далекий путь в Вену к Моцарту.

Моцарт с неохотой
согласился прослушать
игру молодого музыканта.
Бетховен играл
великолепному Моцарту
свои сочинения, потом
встал, опустив голову, стал
ждать приговора.
«Ты никогда не будешь
вторым Моцартом,
Ты будешь первым
Бетховеном!»- эти слова
навсегда изменили жизнь
начинающего композитора.

Но учиться у
Моцарта Людвигу
было не сужденозаболела мама.
Бетховен помчался
в Бонн, Мария
умерла от
туберкулеза у сына
на руках.
Вся забота о семье
легла на его плечи,
так как отец к тому
времени
окончательно
спился.

Лишь в1792 году Бетховену удалось
переехать в Вену. Вена была крупнейшим
музыкальным центром того времени.
Музыка в Вене звучала повсюду.

Но даже в салонах
аристократов
Бетховен не
изменял своей
гордой
независимости.
Он умел заставить
уважать себя даже
тех людей,
которые
воспринимали
артиста как лакея.

Впервые в мире была создана мужественная,
героическая музыка. Она звала к борьбе за
счастье всех людей.
Одна из первых сонат Л. Бетховена
«Патетическая», то есть волнующая, полная
большого чувства. Когда молодой композитор
исполнял это произведение на концерте,
слушатели были потрясены. Они привыкли к
нежной и певучей, ласкающей звук музыке. А эта
музыка гремела и призывала к борьбе.
Фортепиано звучало как целый оркестр. После
могучих аккордов жалобный голос будто
спрашивал: “Как быть? Что делать?” Но жалобу
обрывали гневные возгласы. Гудели басы, звенела
мелодия: “Только мужество и воля помогут
преодолеть все невзгоды, принесут радость и
победу!”
Какие бурные споры разгорелись вокруг этой
сонаты! Старых музыкантов возмущало
произведение непривычное для их слуха. Они
даже запрещали своим ученикам знакомиться с
сочинениями Л. Бетховена. Но молодые музыканты
тайком добывали их и находили их в новой музыке
радость, какую не мог дать ни один композитор.

Почему его музыка была такой бунтарской?
Людвигу было 18 , когда пришла весть:
народ Парижа восстал, ворвался в
Бастилию – мрачную крепость королей,
перебил стражу, выпустил на волю
заключенных… Началась Великая не
разделять этих чувств?
Все французская революция!
Мог ли гордый и самолюбивый юноша
передовые люди Германии
приветствовали революцию. Людвига
вдохновила мысль о борьбе за свободу
за счастье людей, за равенство и
братство. Он не обучен стрелять из
пушек? Не беда! За то в его власти
могучее оружие – музыка! “Музыка
должна высекать огонь из груди
человека!- восклицал композитор.- Она
поведет за собой народы!”

Между тем вокруг Франции сгущаются
тучи. Короли и императоры европейских
стран посылают свои войска, чтобы
разгромить революционный народ.
Но народ Франции яростно защищает
свою свободу, и во главе революционных
войск становится талантливый
полководец Наполеон Бонапарт. И вот
уже французы разбивают прусскую
армию, австрийскую армию…
Бетховена захватила мысль создать
музыку во славу человека – героя и
народа-героя. В самом начале музыка
должна обрисовать образ смелого
человека, готового принять бой.
А потом герой погибает в борьбе, но
смерть его не будет напрасной. Она
приблизит свободу. Слышны
воинственные возгласы: “Верьте,
боритесь! Счастье не приходит само, его
надо завоевывать!”

Бетховен неделями сидел, запершись,
работая над симфонией. Вот наконец
огромный труд окончен. Бетховен
посвятил его герою. И надписал на
заглавном листе: “Бонапарт”.
Но вошел молодой друг Бетховена,
увидел надпись и удивился: “Бонапарт?
Но разве маэстро еще ничего не знает?
Наполеон принял титул императора. Он
задушил революцию”.
Бетховена охватила ярость. Он
задыхался от гнева. Он кричал: “Так
значит, и этот не что иное, как
обыкновенный человек! Теперь он будет
попирать все человеческие права….
станет тираном!” И Бетховен разорвал
лист с именем, которое стало ему
ненавистным. Симфония отныне будет
называться Героической!

Музыка Людвига ван
Бетховена всегда будет
призывать к человечности,
мужеству и борьбе за
счастье всех людей.
Значит Л.Бетховен для
всех нас живой.

«Через борьбу- к победе!»

Всеволод Рождественский.
“Посвящение Бетховену”
«Через борьбук победе!»
Где брал он эти сумрачные звуки
Сквозь плотную завесу глухоты!
Соединенье нежности и муки
Ложащиеся в нотные листы!
Касаясь верных клавиш
лапой львиной
И встряхивая гривою густой,
Играл, не слыша ноты не единой,
Глухою ночью, в комнате пустой.
Текли часы и оплывали свечи,
Шло мужество наперекор судьбе…
А он всю совесть муки человечьей
Рассказывал лишь самому себе!
И убеждал себя и верил властно,
Что и для тех, кто в мире одинок
Есть некий свет, рожденный не
напрасно
А музыка - бессмертия залог.
Большого сада шорохи и скрипы
Вели свой разговор сквозь полусон
И слышали в окне раскрытом липы
Все то, чего не слышал он.

Вывод:
1.Какими чертами характера обладал композитор?
2.Как характер повлиял на судьбу Бетховена?
3. Какие исторические события повлияли на
его творчество?
4. Назовите имя императора, которому
начально была посвящена 3-я симфония?
5. Есть ли у этой симфонии название?

Используемый материал:
http://musical blog.livejournal.com/10348.html
http://www.hrono.ru/img/kartiny/
http://hiero.ru/2167078
http://www.muzykadetyam.ru/bethoven3.htm
http://nad shamaev.ya.ru/replies.xml?item_no=101
http://www.katiagreen.ru/magazines/36
1) Кремнев Б. Бетховен // Жизнь замечательных людей. - выпуск 12, - М., 1961г.
2) Синявер Л. Жизнь Бетховена // Школьная библиотека. - М., 1961г.
3) Кенигсберг А. Людвиг ван Бетховен // Краткий очерк жизни и творчества. - М., 1970г.
4) Энциклопедический словарь юного музыканта. - М., 1985г., стр. 108.
5) 4) Альшванг А. Людвиг ван Бетховен // очерк жизни и творчества. - М., 1966г.
6) Бетховен: человек, композитор и революционер.Алан Вудс
7) Внеклассное мероприятие по музыке. Утреник,
посвященный творчеству Людвига ван Бетховена
Скляр Марина Геннадьевна

Слайд 1

Лю́двиг ван Бетхо́вен

Слайд 2

Лю́двиг ван Бетхо́вен
Бетховен - ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков

Слайд 3

Биография
Людвиг ван Бетховен родился в декабре 1770 года в Бонне. Точная дата рождения не установлена, предположительно это 16 декабря, известна лишь дата крещения - 17-ого декабря 1770 года в Бонне в католической церкви Св. Ремигия. Его отец Иоганн (Johann van Beethoven, 1740-1792) был певцом, тенором, в придворной капелле, мать Мария-Магдалина, до замужества Кеверих 1748-1787), была дочерью придворного шеф-повара в Кобленце, они поженились в 1767 году. Дед Людвига (1712-1773) служил в той же капелле, что и Иоганн, сначала певцом, басом, затем капельмейстером. Он был родом из Мехелена в Южных Нидерландах, отсюда и приставка «ван» перед фамилией. Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать игре на клавесине и скрипке. В 1778 году в Кёльне состоялось первое выступление мальчика. Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, отец же перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе, другой - на скрипке. В 1780 году в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлоб Нефе. Он стал настоящим учителем Бетховена. Нефе сразу понял, что у мальчика талант. Он познакомил Людвига с «Хорошо темперированным клавиром» Баха и произведениями Генделя, а также с музыкой старших современников: Ф. Э. Баха, Гайдна и Моцарта. Благодаря Нефе, было издано и первое сочинение Бетховена - вариации на тему марша Дресслера. Бетховену в то время было двенадцать лет, и он уже работал помощником придворного органиста.

Слайд 4

Биография
Но занятия так и не состоялись: Бетховен узнал о болезни матери и вернулся в Бонн. Она умерла 17 июля 1787 года. Семнадцатилетний юноша был вынужден стать главой семьи и взять на себя заботу о младших братьях. Он поступил в оркестр в качестве альтиста. Здесь ставятся итальянские, французские и немецкие оперы. Особенно сильное впечатление на юношу произвели оперы Глюка и Моцарта. В 1789 году Бетховен, желая продолжить образование, начинает посещать лекции в университете. Как раз в это время в Бонн приходит известие о революции во Франции. Один из профессоров университета издаёт сборник стихов, воспевающих революцию. Бетховен подписывается на него. Тогда же он сочиняет «Песню свободного человека», в которой есть слова: «Свободен тот, для кого ничего не значат преимущества рождения и титул». Во время жизни в Бонне вступил в масонство. Точная дата его инициации отсутствует. Известно только, что масоном он стал ещё молодым человеком. Доказательством масонства Бетховена является письмо, написанное композитором масону Францу Вегелеру, в котором он выражает согласие посвятить масонству одну из своих кантат, известных под названием «Das Werk beginnt!» Известно также, что со временем Бетховен охладел к масонству и не принимал в его деятельности активного участия.

Слайд 5

Первые десять лет в Вене
Приехав в Вену, Бетховен начал занятия с Гайдном, впоследствии утверждал, что Гайдн ничему его не научил; занятия быстро разочаровали и ученика, и учителя. Бетховен считал, что Гайдн был недостаточно внимателен к его стараниям; Гайдна пугали не только смелые по тем временам взгляды Людвига, но и довольно мрачные мелодии, что в те годы было малораспространённым. Однажды Гайдн написал Бетховену Вскоре Гайдн уехал в Англию и передал своего ученика известному педагогу и теоретику Альбрехтсбергеру. В конце концов Бетховен сам выбрал себе наставника - Антонио Сальери. Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста-виртуоза. Его игра поразила слушателей.

Слайд 6

Первые десять лет в Вене
Сочинения Бетховена начали широко издаваться и пользоваться успехом. За первые десять лет, проведённых в Вене, было написано двадцать сонат для фортепиано и три фортепианных концерта, восемь сонат для скрипки, квартеты и другие камерные сочинения, оратория «Христос на Масличной горе», балет «Творения Прометея», Первая и Вторая симфонии. Тереза Брунсвик, верный друг и ученица Бетховена В 1796 году Бетховен начинает терять слух. У него развивается тинит - воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах. По совету врачей он надолго уединяется в маленьком городке Хайлигенштадте. Однако покой и тишина не улучшают его самочувствия. Бетховен начинает понимать, что глухота неизлечима. В эти трагические дни он пишет письмо, которое впоследствии будет названо хайлигенштадтским завещанием. Композитор рассказывает о своих переживаниях, признаётся, что был близок к самоубийству:

Слайд 7

Поздние годы (1802-1815)
Когда Бетховену было 34 года, Наполеон отказался от идеалов Великой французской революции и объявил себя императором. Поэтому Бетховен отказался от намерений посвятить ему свою Третью симфонию: «Этот Наполеон тоже обыкновенный человек. Теперь он будет топтать ногами все человеческие права и сделается тираном». В фортепианном творчестве собственный стиль композитора заметен уже в ранних сонатах, но в симфоническом зрелость пришла к нему позднее. По словам Чайковского, лишь в третьей симфонии «раскрылась впервые вся необъятная, изумительная сила творческого гения Бетховена».

Слайд 8

Последние годы
После 1812 года творческая активность композитора на время падает. Однако через три года он начинает работать с прежней энергией. В это время созданы фортепианные сонаты с 28-й по последнюю, 32-ю, две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл «К далёкой возлюбленной». Много времени уделяется и обработкам народных песен. Наряду с шотландскими, ирландскими, уэльскими, есть и русские. Но главными созданиями последних лет стали два самых монументальных сочинения Бетховена - «Торжественная месса» и Симфония № 9 с хором. Девятая симфония была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Известно, что Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя композитора. Овация длилась так долго, что присутствовавшие тут же полицейские чиновники потребовали её прекращения. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе императора.

Слайд 9

Последние годы
В Австрии, после поражения Наполеона, был установлен полицейский режим. Напуганное революцией правительство пресекало любые «свободные мысли». Многочисленные тайные агенты проникали во все слои общества. В разговорных тетрадях Бетховена то и дело встречаются предупреждения: «Тише! Осторожно, здесь шпион!» И, вероятно, после какого-то особенно смелого высказывания композитора: «Вы кончите на эшафоте!» Могила Бетховена на центральном кладбище Вены, Австрия Однако популярность Бетховена была так велика, что правительство не решалось его тронуть. Несмотря на глухоту, композитор продолжает быть в курсе не только политических, но и музыкальных новостей. Он читает (то есть слушает внутренним слухом) партитуры опер Россини, просматривает сборник песен Шуберта, знакомится с операми немецкого композитора Вебера «Волшебный стрелок» и «Эврианта». Приехав в Вену, Вебер посетил Бетховена. Они вместе завтракали, и Бетховен, обычно не склонный к церемониям, ухаживал за своим гостем.

Слайд 10

Учитель
Бетховен начал давать уроки музыки ещё в Бонне. Его боннский ученик Стефан Брейнинг до конца дней оставался самым преданным другом композитора. Брейнинг помог Бетховену в переделке либретто «Фиделио». В Вене ученицей Бетховена стала юная графиня Джульетта Гвиччарди. Джульетта была родственницей Брунсвиков, в семье которых композитор бывал особенно часто. Бетховен увлёкся своей ученицей и даже думал о женитьбе. Лето 1801 года он провёл в Венгрии, в имении Брунсвиков. По одной из гипотез, именно там была сочинена «Лунная соната». Композитор посвятил её Джульетте. Однако Джульетта предпочла ему графа Галленберга, посчитав именно его талантливым композитором. О сочинениях графа критики писали, что в них можно точно указать, из какого произведения Моцарта или Керубини заимствована та или другая мелодия. Ученицей Бетховена была и Тереза Брунсвик. Она обладала музыкальной одарённостью - прекрасно играла на рояле, пела и даже дирижировала. Познакомившись с известным швейцарским педагогом Песталоцци, она решила посвятить себя воспитанию детей. В Венгрии Тереза открыла благотворительные детские сады для детей бедняков. До самой смерти (Тереза умерла в 1861 году в преклонном возрасте) она осталась верна избранному делу. Бетховена связывала с Терезой длительная дружба. После смерти композитора было найдено большое письмо, которое получило название «Письмо к бессмертной возлюбленной». Адресат письма неизвестен, но некоторые исследователи считают «бессмертной возлюбленной» Терезу Брунсвик.

Слайд 11

Причины смерти
29 августа 2007 года венский патолог и эксперт судебной медицины Кристиан Рейтер (доцент кафедры судебной медицины Венского медицинского университета) предположил, что неумышленно ускорил кончину Бетховена его врач Андреас Ваврух, который раз за разом протыкал больному брюшину (чтобы вывести жидкость), после чего накладывал на раны примочки, содержавшие свинец. Проведённые Рейтером исследования волос показали, что уровень содержания свинца в организме Бетховена резко возрастал каждый раз после визита врача

Слайд 12

Образ Бетховена в культуре
В литературе Бетховен стал прототипом главного героя - композитора Жана Кристофа - в одноимённом романе, одном из наиболее известных произведений французского автора Ромена Роллана. Роман стал одним из произведений, за которое Роллану в 1915 году была присвоена Нобелевская премия по литературе. В кинематографе О судьбе композитора сняты фильмы «Племянник Бетховена» (режиссёр Пол Моррисси) и «Бессмертная возлюбленная» (в главной роли Гэри Олдмен). В первом он представлен как латентный гомосексуал, ревнующий ко всем собственного племянника Карла; во втором разрабатывается идея, что отношение композитора к Карлу было обусловлено тайной любовью Бетховена к его матери. Главный герой культового фильма «Заводной апельсин» Алекс очень любит слушать музыку Бетховена, поэтому фильм насыщен ею. В фильме «Запомните меня такой» снятом в 1987 году на Мосфильме Павлом Чухраем звучит музыка Бетховена. Фильм-комедия «Бетховен» не имеет ничего общего с композитором, кроме того, что в его честь назвали собаку. В фильме «Героическая симфония» Бетховена сыграл Ян Харт. В советско-германском фильме «Бетховен. Дни жизни» Бетховена сыграл Донатас Банионис.

Лю́двиг ван Бетхо́вен (1770 – 1827)

Лю́двиг ван Бетхо́вен Немецкий композитор, дирижёр и пианист, один из трёх «венских классиков ». Людвиг ван Бетховен родился в Бонне в семье музыкантов. Предположительно датой рождения считается 16 декабря 1770 г. Дом, в котором родился Бетховен

Первым учителем музыки Бетховена был его отец. Традиционно считается, что он был весьма суров по отношению к маленькому Людвигу, который "за инструментом частенько бывал в слезах ". Настоящим учителем Бетховена стал Кристиан Готлоб Нефе. Он познакомил Людвига с творчеством Баха и Генделя. Благодаря Нефе, было издано и первое сочинение Бетховена - вариации на тему марша Дресслера. Бетховену в то время было двенадцать лет, и он уже работал помощником придворного органиста. Портрет Бетховена в 13-летнем возрасте

Из юношеских сочинений композитора известны три детские сонаты и несколько песен, в том числе «Сурок». В 17 лет Людвиг посетил Вену, чтоб учиться у Моцарта. Но занятия не состоялись, т.к. у него заболела мать. После смерти матери семнадцатилетний юноша был вынужден стать главой семьи и взять на себя заботу о младших братьях. Он поступил в оркестр в качестве альтиста.

В 1892 году снова Бетховен едет в Вену. Здесь его наставником становится Антонио Сальери. Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста-виртуоза. Его игра поразила слушателей. В Вене Бетховен далеко не сразу получил известность, как композитор, несмотря на то, что он много времени уделял именно занятиям композицией. Портрет Бетховена, предположительно 1800 год

Первое публичное выступление Бетховена в Вене состоялось в марте 1795, где он дебютировал со своим фортепианным концертом. Сочинения Бетховена начали широко издаваться и пользоваться успехом. Бетховен сочиняет Шестую симфонию

Болезнь Прогрессирующая глухота (первые признаки которой появляются с 1797) заставила Бетховен со временем сократить концертную деятельность, а в последние годы жизни совсем отказаться от публичных выступлений. Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения Бетховен за работой дома

Творчество 9 симфоний: № 1 (1799-1800), № 2 (1803), № 3 «Героическая» (1803-1804), № 4 (1806), № 5 (1804-1808), № 6 «Пасторальная» (1808), № 7 (1812), № 8 (1812), № 9 (1824). 11 симфонических увертюр, среди которых «Кориолан», «Эгмонт», « Леонора » № 3. 5 концертов для фортепиано с оркестром. 6 юношеских сонат для фортепиано. 32 сонаты для фортепиано, 32 вариации и около 60 пьес для фортепиано. 10 сонат для скрипки и фортепиано. концерт для скрипки с оркестром, концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром («тройной концерт »).

5 сонат для виолончели и фортепиано. 16 струнных квартетов. 6 трио. Балет «Творения Прометея». Опера « Фиделио ». Торжественная месса. Вокальный цикл «К далёкой возлюбленной». Песни на стихи разных поэтов и обработки народных песен

Смерть Бетховен умер 26 марта 1827 года. Свыше двадцати тысяч человек шло за его гробом. Могила Бетховена на центральном кладбище Вены, Австрия

Спасибо за внимание! Помните классиков!

1 слайд

2 слайд

Людвиг ван Бетховен (1770–1827) - немецкий композитор, пианист, дирижёр. Первоначальное музыкальное образование получил у отца, певчего Боннской придворной капеллы, и его сослуживцев. С 1780 ученик К. Г. Нефе, воспитавшего Бетховена в духе немецкого просветительства. С 13-летнего возраста органист Боннской придворной капеллы. В 1787 Бетховен посетил в Вене В. А. Моцарта, который высоко оценил его искусство фортепианной импровизации.

3 слайд

После окончательного переезда в Вену (1792) Бетховен как композитор совершенствовался у Й. Гайдна, И. Г. Альбрехтсбергера, пользовался советами И. Шенка, А. Сальери, Э. Фёрстера. Концертные выступления Бетховена в Вене, Праге, Берлине, Дрездене, Буде проходили с огромным успехом. К началу 1800-х гг. Бетховен - автор многих произведений, поражавших современников бурным драматизмом и новизной музыкального языка. В их числе: фортепианные сонаты № 8 («Патетическая») и 14 (т. н. Лунная), первые 6 струнных квартетов. В 1800 была исполнена 1-я симфония Бетховена.

4 слайд

Прогрессирующая глухота, первые признаки которой появились в 1797, заставила Бетховена впоследствии постепенно сократить концертную деятельность, а после 1815 от неё отказаться. В произведениях 1802–12 полностью выявились характерные признаки зрелого стиля Бетховена. В последний период творчества появились его величайшие создания - 9-я симфония с заключительным хором на слова оды «К радости» Шиллера и Торжественная месса, а также шедевры его камерной музыки - сонаты для фортепиано № 28–32.

5 слайд

На формирование мировоззрения Бетховена сильнейшее воздействие оказали события Великой французской революции; его творчество тесно связано с современным ему искусством, литературой, философией, с художественным наследием прошлого (Гомер, Плутарх, В. Шекспир, Ж. Ж. Руссо, И. В. Гёте, И. Кант, Ф. Шиллер). Основной идейный мотив творчества Бетховена - тема героической борьбы за свободу, воплощённая с особенной силой в 3-й, 5-й, 7-й и 9-й симфониях, в опере «Фиделио», в увертюре «Эгмонт», в фортепианной сонате № 23 и др. Вместе с тем Бетховен создал много сочинений, выражающих тончайшие личные переживания. Бесконечно широк лирический диапазон его adagio и largo.

6 слайд

Представитель венской классической школы, Бетховен вслед за Й. Гайдном и В. А. Моцартом разрабатывал формы классической музыки, позволяющие отразить разнообразные явления действительности в их развитии. Сонатно-симфонический цикл был Бетховеном расширен, наполнен новым драматическим содержанием. В трактовке главной и побочной партий и их соотношения Бетховен выдвинул принцип контраста как выражение единства противоположностей.

7 слайд

Этим в значительной мере обусловлены расширение круга тональностей побочных партий, повышение роли связующих и заключительных партий, увеличение масштаба разработок и введение в них новых лирических тем, динамизация реприз, перенесение общей кульминации в развёрнутую коду. С этим же связано и более широкое понимание границ тональности и сферы действия тонального центра, чем у его предшественников. Бетховен расширил оркестровые диапазоны ведущих голосов, интенсифицировал выразительность всех оркестровых партий. Важную роль в формировании стиля композитора сыграла его работа над техникой варьирования и вариационной формой.

8 слайд

Совершенствуя найденную им форму свободных вариаций (финал фортепианной сонаты № 30, вариации на тему Диабелли, 3-я и 4-я части 9-й симфонии и др.), Бетховен существенно обогатил и традиционные типы варьирования (Andante из 5-й симфонии, 32 вариации для фортепиано c-moll, медленные части фортепианных сонат № 23 и 32). С новым принципом сочинения вариаций связан и новый подход к полифонической технике.

10 слайд

Богатый материал для изучения творческого метода Бетховена дают наброски и эскизы, которые сохранились в его музыкальном архиве (свыше 7500 листов). Большой биографический интерес представляют разговорные тетради, которыми Бетховен пользовался для ведения бесед с момента наступления полной глухоты (1818). Наследие Бетховена изучали русские музыканты; упоминания о его произведениях часто встречаются в русской классической литературе и литературной критике. Многочисленные статьи А. Н. Серова, В. В. Стасова, В. В. Асафьева внесли вклад в мировую бетховениану.

Cлайд 1

Cлайд 2

Происхождение Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в Бонне 16 декабря, крещён 17 декабря 1770 года в Бонне, в католической церкви Святого Ремигия. Его отец, Иоганн Бетховен (1740-1792), был певцом, тенором в придворной капелле. Мать, Мария-Магдалина, до замужества Кеверих (1748-1787), была дочерью придворного шеф-повара в Кобленце. Они поженились в 1767 году. Дед, Людвиг Бетховен (1712-1773), был родом из Мехелена (Южные Нидерланды). Он служил в той же капелле, что и Иоганн, сначала певцом, басом, а затем - капельмейстером.

Cлайд 3

Ранние годы Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать игре на клавесине и скрипке. В 1778 году в Кёльне состоялось первое выступление. Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, отец же перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе, другой - на скрипке.

Cлайд 4

Ранние годы В 1780 году в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлоб Нефе. Он стал настоящим учителем Бетховена. Нефе сразу понял, что у мальчика талант. Он познакомил Людвига с «Хорошо темперированным клавиром» Баха и произведениями Генделя, а также с музыкой старших современников: Ф. Э. Баха, Гайдна и Моцарта. Благодаря Нефе, было издано и первое сочинение Бетховена - вариации на тему марша Дресслера. Бетховену в то время было двенадцать лет, и он уже работал помощником придворного органиста.

Cлайд 5

Cлайд 6

Приехав в Вену, Бетховен начал занятия с Гайдном, впоследствии утверждал, что Гайдн ничему его не научил; занятия быстро разочаровали и ученика, и учителя. Бетховен считал, что Гайдн был недостаточно внимателен к его стараниям; Гайдна пугали не только смелые по тем временам взгляды Людвига, но и довольно мрачные мелодии, что в те годы было малораспространённым. Однажды Гайдн написал Бетховену: «Ваши вещи прекрасные, это даже чудесные вещи, но то тут, то там в них встречается нечто странное, мрачное, так как Вы сами немного угрюмы и странны; а стиль музыканта - это всегда он сам.» Бетховен в 30 лет.