Содержательный анализ произведения живописи. План письменного анализа произведения искусства. Вопросы к картине

Министерство образования Российской Федерации Кузбасский государственный технический университет Кафедра отечественной истории

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА (графика, живопись, скульптура, архитектура)

Методические указания к семинарским занятиям для студентов дневной и заочной форм обучения по дисциплине “Мировая культура и искусство” для студентов специальности

230500 “Социально-культурный сервис и туризм”

Составитель В.Л. Правда Утверждено на заседании кафедры Протокол № 8 от 05.04.01

Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ

Кемерово 2001

Методические пояснения

В курсе “Мировая культура и искусство” особое внимание уделяется живописи, графике, скульптуре и архитектуре. Именно через них наиболее ярко проявляются особенности стилей в различные эпохи. Понимание эстетики эпохи, ее художественного содержания раскрывается через постижение памятников искусства, понимание их особенностей, их красоты и образности.

Методика предлагает краткий алгоритм, последовательность примерного анализа графических произведений, живописных полотен, архитектуры и скульптуры.

При всей неизбежной схематичности и предельном лаконизме она поможет студентам самостоятельно оценить достоинства культурных памятников. Введет в круг искусствоведческой терминологии.

Оценить произведения искусства – это не только перечислить все элементы его выразительности, необходимо подключить и чувство, вступить в эмоциональный контакт с художественным образом.

Последовательность анализа является примерной. Она может быть изменена. Предложенные схемы требуют творческого подхода. Они являются лишь вспомогательным материалом для составления живого эмоционального рассказа о конкретном произведении искусства.

Анализ графического произведения искусства

Элементы выра-

Примечания

зительности

1. Определение

Определяется вид рассматриваемого графического

Часто в названии гра-

вида графики

произведения: рисунок или разновидность печатной гра-

фического произведения

фики (ксилография, гравюра на меди, офорт, литография и

обозначается вид графи-

т.д.). Это дает возможность оценить особенности произ-

ки: “Рисунок

ведения: характер линии (он разный у различного вида

“Офорт”, “Литография”

гравюр), светотени (она может быть более или менее кон-

трастной, в зависимости от техники) и т.д.

2. Анализ компо-

Анализ композиции представляет собой оценку общего

“сompositio”

построения рисунка, образно-пластической идеи: почему

(лат.) означает составле-

именно так, в таких масштабах, поворотах, с такой точки

ние, связывание.

зрения изобразил художник фигуру, группу людей, пред-

меты и т. д.

3. Анализ техники

является

образа: пятно (тональный рисунок), штрих (штриховой ри-

технической

сунок). Линия (линейный рисунок). Либо используются

графического

дения. Здесь

охарактеризовать

видуальный почерк

3. Анализ техники

Анализ техники рисунка должен определять, какие

именно графические средства используются для создания

является

образа: пятно (тональный рисунок), штрих (штриховой

технической

рисунок). Линия (линейный рисунок). Либо используются

графического

все три графических приема. При этом оценивается также

манера рисунка: близкая к академическому, подробному,

охарактеризовать

натуралистическому, либо свободная, обобщенная, острая.

видуальный

Вся задача заключается в подборе точных, отвечающих

манере исполнения определений и эпитетов.

На анализе характера линии сосредотачивается оценка

Для оценки характе-

художественности графического произведения. Образ соз-

ра линии нужно выбрать

дается линией (штрихом, пятном), ее выразительностью,

определения.

ее изяществом, ритмом. Почувствовать характер линии, ее

Например: изящная, ло-

слитность с образом, передать это словами, сделать глав-

маная, нервная, грубова-

ную работу по анализу графического произведения. Сле-

тая и т.д.

дует обратить также внимание на ритм линий. (См. ритм в

композиции, с. 5).

Анализ живописного произведения искусства

Подвергается

Примечания

1. Определение

Первоначально следует решить вопрос о том, к ка-

Определение жанра под-

кому из существующих в живописи жанров относится

скажет немаловажную част-

анализируемое живописное

произведение

искусства

ность: к какой именно сто-

(исторический, мифологический, бытовой, батальный

роне предметного и духов-

портрет, пейзаж, натюрморт). При анализе портрета ис-

ного мира обращен интерес

пользуйте приемы анализа бюста (с.8 настоящей мето-

Анализ сюжета требует умения понять содержание и

Часто сюжет картины

смысл изображенных художником событий. Существу-

раскрывается самим ее на-

ет и бессюжетная живопись: беспредметная живопись.

Она оценивается в таких терминах, как напряжение, ди-

намика, гармония, контраст,

и требует особых

приемов анализа. Беспредметная живопись строит свою

образность исключительно

их ритмах, как на главных элементах выразительности

живописного языка. Примером беспредметной живопи-

си является абстракционизм, супрематизм.

Раскрытие художественного образа – это оценка вы-

разительности, подлинности, силы в отражении избран-

ной художником темы. Так, многие художники обраща-

лись к теме пробуждающейся природы, но редкие мас-

тера поднялись на такую высоту, как Саврасов в рас-

крытии темы весны (“Грачи прилетели”).

4. Анализ компо-

Композиция в живописи анализируется так же, как и

Сказанное, конечно, не

в графике (см. с. 2). Композиция активно влияет на вос-

исчерпывает

всех сущест-

приятие произведений.

принципов по-

Так, композиция может быть подчеркнуто театраль-

строения композиции, но,

ной, выстроенной по сценическому принципу. А может

думается, позволит ориенти-

производить ощущение случайности. Анализируя ком-

роваться в ее оценке.

позицию, можно прийти к выводу о гармоничном ее по-

строении, уравновешенности всех частей, либо острой

динамичности.

Если композиция формируется прямыми горизон-

знать о психо-

в композиции

тальными или слегка наклоненными линиями, создается

логическом

воздействии

впечатление покоя либо размеренного движения. Соче-

вертикалей

горизонталей.

тание резких вертикальных углов или округлых линий

Преобладание горизонталей

придает композиционной схеме динамичность. Диаго-

успокаивает или даже на-

нальное построение помогает лучше ощутить скорость,

страивает

меланхоличе-

натиск, движение. Живописец часто использует так на-

ский лад, подавляет. Верти-

зываемое круговое построение, которое позволяет за-

кали активны, вселяют оп-

компоновать в определенном порядке большое число

тимизм, бодрость, настраи-

людей. Следует уловить ритм композиции, увидеть ее

вают на радость, подъем.

основополагающую схему.

Цвет является “душой” живописи, требует особенно

Колорит – органи-

вдумчивого и подробного анализа.

При анализе цветового строя определяется, какая

Локальная система коло-

зация цвета на

система колорита лежит в основе цветового строя кар-

рита исторически более ран-

тины: локальный колорит или тональный. В локальной

няя. Широко применяется в

колористической гамме цвет отделен от условий осве-

декоративной живописи.

щенности, нет игры оттенков. Тональный колорит стро-

ится на сложном соотношении цвета, его оттенков; за-

висимости от освещенности, удаленности, теней, бли-

Колористическая

При анализе колористической гаммы оценивается

Следует обратить внимание

мастерство художника в подборе цветов, умение соче-

на ритм цветовых пятен.

тать их оттенки. Художник не просто наделяет предме-

художник

ты цветом, он выстраивает цветовую композицию, где

выделить ту или иную фи-

доминируют определенные цвета и их оттенки. Так, го-

гуру, лицо и т.д.

ворят о серебристо-серо-зеленой, фиолетово – сиренево

– розовой и проч. колористической гамме.

Цвета могут возбуждать и успокаивать, раздражать

Настроение, соз-

и умиротворять. Выделяют теплую (красный, оранже-

вый, золотистый и их оттенки) и холодную (фиолето-

даваемое цветом

вый, синий, зеленый и их оттенки) цветовую гамму. Те-

цвет активен, на картине он

плые цвета активны, возбуждают, веселят, но и могут

выступает вперед, привлека-

раздражать. Холодные – успокаивают, умиротворяют,

ет внимание. Холодный

иногда печалят. За цветовым решением картины стоит

цвет отступает, уходит в

еще определенное настроение, которое художник соз-

глубину. Умелым располо-

дает цветом. Попытайтесь уловить и передать это на-

жением теплых и холодных

строение в ходе анализа цветового строя картины. Цвет

тонов художник строит то-

достигает своей выразительности тогда, когда он орга-

нальную перспективу.

низован и его интенсивности соответствует интенсив-

ность чувств человека.

6.Техника мазка

Характер мазка может внести дополнительную вы-

Мазки могут быть тол-

разительность, добавит живописи художественные эф-

стые, непрозрачные – пас-

фекты. Художник может маскировать, заглаживать

тозные и жидкие – лессиро-

“кладку” мазка, а может, напротив, обнажать, наклады-

Работа пастозными

вая краску отдельными цветовыми сгусточками, бо-

мазками делает фактуру жи-

роздками. Анализ техники мазка позволяет выявить до-

вописного полотна

полнительную экспрессию живописного образа.

живой, рельефной.

7.Раскрытие

За анализом тех или иных выразительных элементов

Раскрывая общий

общего замысла

живописи не должно потеряться самое главное, на что

последнюю

художника

направляется аналитический пафос:

раскрытие замысла

образного

художника. Понимание настроения,

побудившего его

строя картины.

взяться за кисть.

Развитие европейской живописи протекало, как пра-

вило, в рамках того или иного стиля или направления.

Смена стилей свидетельствовала о смене художествен-

ных принципов, критериев, вкусов. Наиболее ярко в ев-

ропейской живописи проявлялись такие стили, как

классицизм, барокко, романтизм, реализм и т.д. Закон-

ченность анализу придаст оценка картины с точки зре-

ния стиля.

Анализ скульптуры

Составные

Примечание

1. Определение

Задача определения вида скульптуры (круглая

– скульптура на

вида скульпту-

скульптура-статуя, бюст, скульптурная группа: рель-

плоскости. Статуя, бюст,

еф – барельеф, горельеф) не является сколько-нибудь

скульптурная группа – разно-

сложной. Однако тот или иной вид скульптуры тре-

видности

скульпту-

бует разного подхода. Анализ статуи будет отличать-

ся от анализа бюста, скульптурной группы и т.д.

При анализе статуи прежде всего оценивается

насыщена

выразительность пластики, ее смысловая и эмоцио-

нальная насыщенность. Важным элементом вырази-

этому должны обратить на

тельности является постамент, оценивается гармо-

себя внимание любые детали:

ничность его сочетания со статуей. Одежда может

что держит, на что опирается

подчеркивать монументальность образа или дина-

статуя и т.д.

мичность его пластики. Следует сосредоточиться

также на лице статуи (см. бюст).

Приемы анализа бюста тяготеют к методам ана-

лиза портрета вообще, т.е. направлены на выявление

внутренней психологии характера, выраженной в

пластике лица, мимике. Должны обратить на себя

внимание обобщенная или остро индивидуальная ха-

рактеристика образа, характер моделировки черт ли-

ца: четкой, подробной, слабой или мягкой, его про-

Скульптурная

Оценка выразительности скульптурной группы

Примеров удачной скульп-

связана с анализом цельности пластического образа,

турной группы довольно ма-

составленного из нескольких фигур. Если невозмож-

ло, но к ним, несомненно,

но отделить одну фигуру от другой без нарушения

можно отнести “Рабочего и

пластического единства – значит перед нами пример

колхозницу” Мухиной, “Пье-

удачно выполненной скульптурной группы. При

ту” Микеланджело.

этом нередко каждый из персонажей скульптурной

группы “играет свою партию”, по-своему выражая

чувства и переживая ситуацию.

Рельеф часто сюжетен, он предполагает рассказ

Нередко в виде рельефа мо-

на определенную тему. Он многофигурен. Анализ его

жет быть выполнен и портрет.

предполагает характеристику отдельных персонажей,

Приемы анализа такого рель-

выраженную в позах, жестах. Рельеф, выполненный в

ефа тяготеют к бюсту.

монументальном стиле, конечно, более насыщен

идеями и символами, чем сюжетом.

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Анжеро - Судженск

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ СПО АНЖЕРО – СУДЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

советом ГОУ СПО Анжеро -

«____» ____________ 2009г.

Председатель РИС

Рецензент:

Преподава

ГОУ СПО Анжеро – Судженский педагогический колледж.

Анализ произведений изобразительного искусства: методические рекомендации . – Анжеро – Судженск: ГОУ СПО Анжеро – Судженский педагогический колледж, 2009 – с.

В данной методической разработке освещены вопросы, связанные с анализом произведений изобразительного искусства.

К ее достоинствам можно отнести наличие приложения, в котором содержатся планы и алгоритмы анализа произведений изобразительного искусства.

©ГОУ СПО Анжеро-Судженский

педагогический колледж

Введение …..………………………………………………………..

Методологические основы анализа произведений изобразительного искусства………………………………………..

Литература …………………………………………………………..

Приложение …………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ


Как мы смотрим на мир

Прежде чем говорить об анализе произведений изобразительного искусства, давайте поразмыслим, почему их называют еще визуальными и для чего они, собственно, предназначены. «Чтобы ласкать взгляд, для глаз!» - скажете вы и будете правы, хотя если говорить об архитектуре и дизайне, то ласкать они могут не только взгляд, но и тело. Визуальные искусства ориентированы на зрительное восприятие. Давайте исследуем эту нашу способность видеть.

Итак, обычный человек смотрит двумя глазами, в каждом глазу находится оптический центр – точка, из которой изображение окружающих предметов видится наиболее четким. Значит, устройство нашего зрения имеет два фокуса. Давайте проведем эксперимент: возьмем лист бумаги, проткнем в нем небольшую дырочку и попробуем на расстоянии вытянутой руки посмотреть через эту дырочку на отдаленную точку на стене (например, выключатель). Не сдвигая руки с места, поочередно будем закрывать то правый, то левый глаз – изображение выключателя в отверстии будет то исчезать, то снова появляться. Что бы это значило?

В человеческом зрительном аппарате работает только один фокус – или правого или левого глаза (смотря какой глаз ведущий: если изображение исчезло при закрытии правого глаза, то он и есть ведущий, а если левого – то ведущий левый глаз). Один глаз видит «по-настоящему», а другой выполняет вспомогательную функцию – он «подсматривает», помогает мозгу достроить картинку до целого.

Посмотрите внимательно на собеседника во время общего разговора. Ваше зрение фиксирует его правый глаз (для вас он будет слева), и четко видите вы только его. Остальной образ собеседника постепенно расплывается от центра (от его правого глаза) к периферии. Что это значит? Линза нашего глаза – хрусталик – устроена в виде сферы. И изображение по краям всегда будет расплывчатым – предмет отражается четко только в единственной точке фокуса. Чем дальше от фокуса, тем расплывчатее изображение.

Понятно, что при таких «жалких возможностях» зрения естественному искажению подвергаются и пространство, и форма предметов, и даже цвета. Парадокс в том, что большинство предметов мы не столько видим, сколько мыслим, совершенно не замечая механизмов нашего видения. И поскольку наше зрение незаметно тренируется в культурном пространстве социума (а за последние шестьсот лет тренировка эта происходила преимущественно на прямых линейных перспективах классики), то нам и в голову не приходят такие простые вещи, которые приходят в голову физиологам или художникам . И мы по-прежнему думаем, что предел реализма изображения – в работах передвижников, а не в живописи Сезанна.

Вот мы и подошли к теме анализа произведений изобразительного искусства. Для восприятия изобразительных искусств существуют два пути: один через сердце, другой через ум. Это методологическая основа понимания всякого искусства.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

У тех, кто впервые сталкивался с анализом любого произведения искусства, почти сразу возникают закономерные вопросы: «А нужен ли вообще анализ в искусстве? Не убивает ли он живое, непосредственное, эмоциональное восприятие искусства?» Нужен, если он проведен правильно.

Ясный анализ не мешает эмоциональному искусству, а помогает вскрывать новые стороны произведения, показывая глубинный смысл. Для этого анализ не должен останавливаться на простой констатации наличия предмета или персонажа на полотне, на пересказывании сюжета, а идти дальше (или глубже) к смыслу картины.


Но смысл выражается через внешнюю форму. Нам в произведении непосредственно дан не смысл, а лишь некая форма. И мы должны «прочитать» ее, увидеть за ней смысл. Тем более, что художник выстраивает форму произведений так, чтобы она лучше выражала необходимый ему смысл.

Каждое произведение искусства имеет несколько уровней. Это эмоциональный, предметный, сюжетный, символический уровни и уровень внутреннего устройства (микросхема) произведения . Наше восприятие искусства начинается с эмоций.

Эмоциональный уровень.

Первое, что мы «ловим» - это эмоциональный строй произведения. Оно торжественное или лирическое, нам смешно или грустно. Если произведение не затронуло нас эмоционально, то дальнейший анализ не состоится ! Потому очень полезно в начале анализа попытаться уловить те эмоции, которые рождаются от общения с произведением. Это тем более необходимо, когда произведение давно знакомо. Мы ведь невольно запомнили те «старые» эмоции, которые вызвало в нас полотно когда-то. Но теперь мы другие, а значит и наше восприятие другое. И теперь у нас родятся иные эмоции на старое, давно известное произведение. И ученикам в начале анализа очень полезно задать вопрос о первом впечатлении, рожденном картиной.

Более того, это первое впечатление нужно всячески сохранять и поддерживать в течение всего анализа. Часто именно этим первым эмоциональным впечатлением и проверяется правильность аналитических выводов. Постепенно в процессе анализа и проверяется правильность аналитических выводов. Постепенно в процессе анализа мы начинаем видеть, как художник добивается того или иного эмоционального впечатления.

Эмоциональным должно быть и завершение анализа. В самом конце не только полезно, но просто необходимо еще раз возвратиться к целостному эмоциональному впечатлению. Только теперь эмоция подкреплена знанием смысла.

Примерные вопросы для анализа произведения на эмоциональном уровне .

1. Какое впечатление производит произведение?

3. Какие ощущения может испытывать посетитель (архитектура)?

4. Каков характер произведения?

5. Как помогают эмоциональному впечатлению масштаб произведения, формат, вертикальное, горизонтальное или диагональное расположение частей, использование архитектурных форм, использование цветов в картине и распределение света?

Предметный уровень.

Он отражает то, что непосредственно изображено. Именно с этого уровня непосредственно начинается анализ. Любой предмет, любое действующее лицо или явление, необычайно значимы. Случайных вещей на картинах хороших художников не бывает. Потому даже простое перечисление того, что на полотне расположено, уже заставляет мыслить.

И здесь мы часто встречаемся с трудностями.

Внимание человека избирательно и довольно долго мы можем не замечать на полотне какой-нибудь важной детали. Да и исторические вещи меняются иногда до полной неузнаваемости. Или костюм, который в любую эпоху очень многое говорит современником о человеке – это ведь целая энциклопедия не только внешней жизни, но и нравов, характеров, жизненных целей.

Потому нужно взять себе за правило начинать «чтение» картины с тщательного прояснения для себя смысла и назначения всех помещенных на ней вещей. Предметный мир картины – это те слова, из которых состоит «данный нам текст».

Уже на этом уровне, в начале знакомства с предметным миром картины, мы очень быстро замечаем, что все предметы и лица не хаотично разбросаны по полотну, а составляют некое единство. И мы невольно начинаем это единство осмысливать, делая первый шаг к композиции картины . Окончательно мы ее освоим уже в самом конце. Но начинать отмечать отдельные особенности надо сразу же. Как правило, сразу видно, что наиболее важные элементы образуют простые и ясные формы (треугольник, круг, пирамида, квадрат …). Эти формы выбираются художником не произвольно, они создают определенный эмоциональный строй. Круг и овал успокаивают, завершают. Квадрат или лежащий прямоугольник создают ощущение устойчивости незыблемости. Пирамида и треугольник рождают у зрителя ощущение стремления. На этой стадии анализа легко выделяются главное и второстепенное в картине.

Отдельный предмет, отдельный цвет, отдельный мазок ничего не дает для понимания смысла. Значимы лишь их соотношения. Через отношение цветов, звуков, тем, предметов, объемов нужно уметь «читать» смысл произведения.

Контрастные противопоставления, преобладание движения или покоя на полотне, соотношение фона и фигур – все это отмечается уже на этом этапе анализа. Здесь мы замечаем, что передача движения – это диагональ, свободное пространство перед объектом, изображение кульминационного момента движения, ассиметричные схемы; а передача покоя – это отсутствие диагоналей, свободного пространства перед объектом, статичные позы, симметричные схемы. Но все это пока только отмечается. Истинный смысл особенности композиции приобретут для нас только в самом конце анализа.

Примерные вопросы для анализа произведения искусства на предметном уровне.

1. Что (или кто) изображено на картине?

2. Что видит посетитель, стоя перед фасадом? В интерьерах?

3. Кого вы видите в скульптуре?

4. Выделите главное из того, что вы увидели?

5. Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам главным.

6. Какими средствами художник, архитектор выделяет главное?

7. Как в произведении скомпонованы предметы (предметная композиция)?

8. Как в произведении сопоставляются цвета (цветовая композиция)?

9. Как в архитектурном сооружении сопоставляются объемы и пространства?

Сюжетный уровень.

Сразу хочется предостеречь от опасности, очень часто предостерегающий исследователя. Это желание заменить сюжет, представленный художником на полотне сюжетом, известным из истории, мифологии, рассказов о художнике. Художник ведь не просто иллюстрирует сюжет, но дает его осмысление, иногда очень далеко выходящее за рамки этого сюжета. Иначе рождаются искусствоведческие штампы.

Часто спрашивают: а на всех ли полотнах есть сюжет? На жанровой или исторической картине он чаще всего очевиден. А в портрете, пейзаже, натюрморте? А в абстрактной живописи? Здесь все не так очевидно. Французское слово «сюжет» означает не столько развертывание событий, сколько вообще «тему» произведения или «причину, повод, мотив». А первое значение этого слова – «предрасположенный, подверженный». Таким образом, сюжет предстает перед нами причинно-следственными связями, выстроенными художником на полотне. В исторической или жанровой картине эти связи будут касаться исторических или бытовых событий. В портрете – взаимоотношений индивидуальности портретируемого, того, что он собой представляет, с тем, кем он хочет казаться. В натюрморте – отношений между вещами оставленными человеком и самим человеком «за кадром». А в абстрактной живописи художник выстраивает соотношение линий, пятен, цветов, фигур. И такое соотношение не менее значимо и сюжетно, чем жест суриковской боярыни Морозовой.

Из вышесказанного следует два вывода.

Первый: сюжет нужно строить, исходя из реалий конкретной картины. «Не в самом прошении блудного сына смысл и не в самом раскаянии, а в удивлении, которое вызывает такая отцовская любовь, такое прощение ».

И второй вывод: так или иначе, но сюжетный уровень всегда присутствует на полотне. И обходить его в анализе просто нерационально. Причинно-следственные связи как раз и выстраивают особое пространство и время картины.

Сюжетный уровень уточняет и композиционные особенности полотна. Мы отличаем картину – рассказ и картину-показ, говорим о изобразительности и выразительности на полотне. Здесь определяется жанр произведения.

И сразу обнаруживается, что не все лица, предметы, явления выступают на картине в том смысле, что и в жизни. Иные из них наделены особым символическим смысл в культуре взрастившей художника. Другим придал значение многозначных символов сам автор. Так мы выходим на следующий уровень – символический.

Примерные вопросы для анализа произведения на сюжетном уровне.

1. Попробуйте рассказать сюжет картины.

2. Попробуйте представить, какие события могут чаще происходить в данном архитектурном произведении.

3. Что может сделать (или сказать) данная скульптура, если она оживет?

Символический уровень.

На символическом уровне мы как бы вновь возвращаемся к предметному наполнению картины, но на другом качественном уровне. Предметы натюрморта вдруг начинают проявлять смысл. Часы – это уходящее время, пустые раковины – пустая бренная жизнь, остатки трапезы – внезапно оборвавшийся жизненный путь.

Более того, каждая форма вновь осмысливается.

Круговая композиция – это символ вечности. Квадрат (куб) – это символ земли, устойчивого земного бытия . Мы видим, что один художник выстраивает полотно, разбивая его на части слева направо. И тогда в правой части оказываются положительные ценности, а в левой отрицательные. Движение глаза слева направо заставляет нас увидеть в левой половине начало события, а в правой его итог.

Другой художник выделит вертикальное деление поле картины. И тогда вступают в силу наши представления о верхе и низе в окружающем нас мире. Высокий, низкий или средний горизонт, «цветовая тяжесть» верха или низа полотна, насыщенность иной или иной части фигурами, открытость пространства – все это становиться предметом анализа на символическом уровне.

Нельзя забывать, что сама вертикальная или горизонтальная композиция картины – тоже значимый символ. Иконописные построения разворачиваются по вертикали, а картины Нового времени почти все горизонтальные.

И хотя картина – это обустройство плоскости, художники все время стремятся освоить глубину пространства. Глубина пространства может раскрываться разными способами. И каждый из них символичен. Ближние предметы заслоняют дальние. Глубина пространства «прорисована» за счет плоскости пола, земли – низ приобретает главное, миротворящее значение в картине. Глубина выстраивается с помощью архитектурных сооружений. И архитектура начинает активно влиять на персонажи – возвышать их или придавливать, прятать или выставлять напоказ.

На этом уровне анализа большое значение приобретают цвет и свет в картине .

Известно, что цвета в Древнем мире и Средневековье были четко прикреплены к соответствующим образом, являясь яркими символами. А поскольку в произведении живописи цвет – это главное средство построения живописного мира, то художники даже Нового времени не избегают этого символического влияния. Свет и тьма всегда были для человека не просто условиями реальной жизни. Но и символическими противопоставлениями внешнего и внутреннего: светлое лицо и внутренняя просветленность; темная живопись и тяжелый жизненный путь. Так постепенно встраивается грандиозная система мира данного полотна.

Примерные вопросы для анализа произведения на символическом уровне.

1. Есть ил в произведении предметы, которые что-либо символизируют?

2. Носят ли символический характер композиция произведения и ее основные элементы: горизонталь, вертикаль, диагональ, круг, цвет, куб, купол, арка, свод, шпиль, башня, жест, поза, одежда, ритм, тенор и т. д.?

3. Каково название произведения? Как оно соотносится с его сюжетом и символикой?

Далее мы поднимаемся на новый уровень осмысления картины. Здесь отдельные аспекты анализа должны соединиться для нас в единый мир данного конкретного произведения . На этом завершающем этапе анализа не должно остаться ни одной детали в картине, так или иначе выпадающей из целого. Здесь вновь мы должны говорить о целостности. И постигается эта целостность чаще не логически, а эмоционально. «Как это здорово и мудро!» - восхищение должно прийти к нам в результате тщательного анализа. Попробуйте мысленно передвигать фигуры в данном формате, гасить одни и выделять другие, и вы увидите, что затрагиваете этим не только выразительность, но и самый смысл картины. На этом этапе картина становится «своей».

Но это идеальная система анализа. В реальности же что-то не выходит, где-то не додумываем, когда-то не успеваем как следует почувствовать. Но хотя бы раз показать ученикам весь процесс анализа, провести их путем понимания мы просто обязаны.

В каждом конкретном произведении мы можем вычленить какой-то один уровень и работать с учениками над ним. Тем более, что любое произведение искусства допускает вполне самостоятельное его бытование на каждом их этих уровней. Более того, в одном произведении явно выделяется сюжетный уровень, в другом – символический.

Для выработки навыков анализа полезно использовать частные приемы :

Ú простое описание картины, т. е. того, что на ней в самом деле изображено. Такие описания необычайно помогают сосредотачивать внимание на данном полотне, входить в мир картины;

Ú сворачивать содержание. Здесь учитель просит просто пересказывать изображение, но каждый раз сокращая свой рассказ. В конце концов, рассказ сводится к нескольким скупым фразам, в которых осталось лишь самое главное;

Ú выстраивание иерархий. Здесь учитель вместе с учениками пытается соотнести между собой ценности, предложенные художником, ответить на вопрос: «Что главнее?» - этот прием полезен на всех уровнях;

Ú создание «поля» анализа. Часто «открытию» смысла помогает какой-нибудь незначительный факт биографии художника или факт данной культуры. Он переводит наше внимание в иную плоскость. Пускает наши мысли по иному пути. Потому надо накапливать факты. И, как показывает практика, чем более необычным нам кажется черта личности или событие, тем больше оно содержит в себе для нас творческого;

Ú созерцательное и двигательное вчувствование (эмпатия). Это уже актерский прием – попытка представить себя в мире картины, попытаться принять позы действующих лиц, надеть на себя выражение их лиц, погулять по дорожкам пейзажа. На этом пути ждет множество открытий. К этому приему часто прибегают тогда, когда анализ почему-либо зашел в тупик.

Понятно, что формы занятий анализом могут быть различными. Это и отдельные вопросы на рядовом уроке, приучающие детей чувствовать себя кем-то, представлять себе что-то; погружать себя в ту или иную среду. Это также вопросы на сопоставление и сравнение. Это упражнения на внимание (что видите?). Это простые логические построения по поводу конкретного произведения.

Приложение 1

План АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЖИВОПИСИ

1. Название.

2. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, стилю.

4. История создания произведения.

5. Смысл названия. Особенности сюжета. Принадлежность к жанру.

6. Композиция (что изображено, как расположены элементы картины, динамика, ритм).

7. Основные средства художественной выразительности (колорит, линия, светотень, фактура, манера письма).

8. Ваши личные впечатления.

ОБРАЗЕЦ

Картина Саврасова «Грачи прилетели». Саврасов был удивительным художником, на чьи картины никогда не устанешь смотреть. Они отличаются легкостью и разнообразием красок. Он был художником, произведшем революцию в русском пейзаже. В отличие от других художников он изображал простые русские пейзажи. Один из самых известных его шедевров – картина «Грачи прилетели».

Картина написана на рубеже 1860-70х годов. На ней автор изображает раннюю весну, тот момент, когда первые птицы (грачи) прилетают и начинают вить гнезда на деревьях.

Нам бы хотелось обратить внимание на цветовую палитру картины. Саврасов использует впечатление пасмурного весеннего пейзажа, но в тоже время лучи солнца делают пейзаж более солнечным. Конечно важный элемент картины – церковь. Ее силуэт вносит в изображение серого дня ноту поэтичности.

Чувствуя, как художник вместе с нами любуется своим пейзажем .

Приложение 2

План АНАЛИЗА ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ

1. Название.

2. Месторасположение.

3. Архитектор(ы).

4. Назначение задания :

а) культовое;

б) светское:

· жилище,

· общественное сооружение.

5. Из чего построено . Если возможно, указать причину выбора именно этого материала.

6. Конструктивные особенности , по которым можно определить стиль (или использованные архитектурные детали, план, размеры и т. п.).

7. Вывод о типе задания, архитектурном стиле или принадлежности к какой-либо цивилизации.

8. Ваше отношение к памятнику . Обосновать свое мнение.

ОБРАЗЕЦ

1. Пирамида Джосера.

2. Египет, Саккара.

3. Архитектор Имхотеп.

4. Культовое здание – гробница.

5. Построение из камня.

6. Форма ступенчатой пирамиды с комнатой-усыпальницей. Высота 60 м, длина стороны 120 м.

7. Архитектурного стиля нет, сооружение относится к цивилизации Древнего Египта.

8.

Приложение 3

План АНАЛИЗА СКУЛЬПТУРЫ

1. Название.

2. Скульптор.

3. Тип скульптуры:

а) по исполнению:

1. круглая;

2. рельеф:

· углубленный,

§ горельеф.

б) по назначению:

1. культовая,

2. светская,

в) по использованию:

1. самостоятельная,

2. часть архитектурного ансамбля,

3. часть архитектурного декора здания;

г) по жанру:

1. портрет:

§ в полный рост;

2. жанровая сцена.

4. Материал, из которого изготовлено произведение.

5. Степень тщательности проработки и отделки.

6. Чему уделено большее внимание (особенности):

а) сходству,

б) декоративности,

в) отображению внутреннего состояния человека,

г) какой-либо идее.

7. Соответствует ли канону, если он был.

8. Место :

а) изготовления,

б) где находится сейчас.

9. Стиль, направление или период развития скульптуры и его проявление в данном произведении.

10. Ваше отношение к памятнику . Обосновать свое мнение .

Приложение 4

ОБРАЗЕЦ

1. Нике Самофракийская.

2. Скульптур неизвестен.

3. Тип скульптуры:

а) по исполнению – круглая,

б) по назначению – культовая,

в) по первоначальному использованию – часть архитектурного ансамбля,

г) по жанру – портрет богини в полный рост.

4. Сделана из мрамора.

5. Проработка очень тщательная.

6. Внимание уделено идее неудержимости полета Победы.

7. Канона не было.

8. Изготовлена в Греции в 4-м в. до н. э., сейчас находится в Лувре (Париж, Франция).

9. Статуя античная эпохи эллинизма.

10.Памятник мне нравится (не нравится), потому что

Приложение 5

АЛГОРИТМЫ АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА

Алгоритм анализа произведения живописи.

Главным условием работы по данному алгоритму является тот факт, что название картины не должно быть известно тем, кто выполняет работу .

1. Как бы Вы назвали эту картину?

2. Нравится Вам картина или нет? (Ответ должен быть неоднозначным.)

3. Расскажите об этой картине так, чтобы человек, который ее не знает, мог составить о ней представление.

4. Какие чувства вызывает у Вас эта картина?

7. Не хотите ли добавить или изменить что-то в Вашем ответе на первый вопрос?

8. Вернитесь к ответу на второй вопрос. Осталась ли Ваша оценка прежней или изменилась? Почему Вы так теперь оцениваете эту картину?

Алгоритм анализа произведений живописи.

2. Принадлежность к художественной эпохе.

3. Смысл названия картины.

4. Жанровая принадлежность.

5. Особенности сюжета картины. Причины написания картины. Поиск ответа на вопрос: донес ли автор свой замысел до зрителя?

6. Особенности композиции картины.

7. Основные средства художественного образа: колорит, рисунок, фактура, светотень, манера письма.

8. Какое впечатление оказало это произведение искусства на ваши чувства и настроение?

10. Где находится данное произведение искусства?

Приложение 6

Алгоритм анализа произведения архитектуры.

1. Что известно об истории создания архитектурного сооружения и его авторе?

2. Указать принадлежность данного произведения к культурно-исторической эпохе, художественному стилю, направлению.

3. Какое воплощение нашла в этом произведении формула Витрувия: прочность, польза, красота?

4. Указать на художественные средства и приемы создания архитектурного образа (симметрия, ритм, пропорции, светотеневая и цветовая моделировка, масштаб), на тектонические системы (стоечно-балочная, стрельчато-арочная, арочно-купольная).

5. Указать на принадлежность к виду архитектуры: объемные сооружения (общественные: жилая, промышленная); ландшафтная (садово-парковая или малых форм); градостроительная.

6. Указать на связь между внешним и внутренним обликом архитектурного сооружения, на связь между зданием и рельефом, характером пейзажа.

7. Как использованы другие виды искусства в оформлении его архитектурного облика?

8. Какое впечатление оказало произведение на Вас?

9. Какие ассоциации вызывает художественный образ и почему?

10. Где расположено архитектурное сооружение?

Алгоритм анализа произведений скульптуры.

1. История создания произведения.

3. Принадлежность к художественной эпохе.

4. Смысл названия произведения.

5. Принадлежность к видам скульптуры (монументальная, мемориальная, станковая).

6. Используемый материал и техника его обработки.

7. Размеры скульптуры (если это важно знать).

8. Форма и размер пьедестала.

9. Где находится данная скульптура?

10. Какое впечатление оказало данное произведение на Вас?

11. Какие ассоциации вызывает художественный образ и почему?

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеев, В. Н . Семиотика [Текст] /. - М.: Весь мир, 2002.

2. Ивлев, С. А . Контроль знаний учащихся в преподавании мировой художественной культуры [Текст] /. – М., 2001.

3. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках [Текст]. – М: Арена, 1994.

4. Крысько, В . Введение в этнопсихологию [Текст] /В. Крысько. – М., 2000.

5. Методические материалы по предметам «музыка», «МХК», «Театр» в контексте образовательной области «Искусство» [Текст]: сб., в помощь учителю. – М.: Фирма МХК, 2001.

6. Ойстрах, О. Г. Мировая художественная культура [Текст]: материалы для учителя МХК /, . – М., 2001.

7. Почепцов, Г. Г. Русская семиотика [Текст] /. – М.: Рефл-Бук, К.: «Ваклер», 2001.

8. Солобуд, Ю. П. Текстообразующая функция символа в художественном произведении [Текст] / //Философские науки. – 2002. - №2. – С.46-55.

Прежде чем приступить к практическому анализу, необходимо сделать одно существенное замечание: в картине не надо искать того, чего в ней нет, то есть ни в коем случае не надо задаваться целью подгонять живое произведение под определенную схему. Рассуждая о формах и средствах композиции, мы перечис­ляли возможные ходы и варианты действий художника, но совершенно не настаивали, что все они непре­менно должны быть использованы в картине. Тот анализ, который предлагаем мы, просто более активно проявляет некоторые особенности произведения и по возможности объясняет композиционный замысел художника.

Как разделить единый организм на части? Можно воспользоваться традиционным набором действий: провести диагональные оси для определения геометрического центра картины, выделить светлые и тем­ные места, холодные и теплые тона, определить смысловой центр композиции, при необходимости ука­зать композиционные оси и т. д. Тогда легче установить формальную структуру изображения.


2.1. АНАЛИЗ КОМПОЗИЦИИ НАТЮРМОРТА

Чтобы шире охватить различные приемы в построении натюрморта, рассмотрим классический натюрморт семнадцатого века, затем натюрморты Сезанна и Машкова.

2.1.1. В. Хеда. Завтрак с ежевичным пирогом. 1631

Проведя первую же диагональ, отмечаем, что композиция натюрморта сделана на грани фола, но художник блестяще справился с задачей уравновешивания, введя постепенное высветление фона вле­во вверх. Рассматривая отдельно светлые и темные обобщенные пятна, мы убеждаемся в светотональ-ной целостности композиции, причем видим, как белая ткань и освещенная поверхность основания лежащей вазы держат главные акценты и создают условия для ритмического расположения темных пятен. Большое светлое пятно как бы рассыпается постепенно на мелкие вспышки света. По этой же схеме строится расположение темных пятен.

Теплохолодность натюрморта в условиях почти монохромной картины очень тонко и деликатно выражена в деталях и разъединена на большие массы слева и справа. Для сохранения целостности колорита Хеда вводит холодные оттенки предметов на левой, «теплой», стороне картины и, соответ­ственно, теплые тона на правой, «холодной», стороне.

Великолепие этого натюрморта, являющегося украшением Дрезденской галереи, заключается не только в абсолютной материальности предметов, но и в тщательно продуманной композиции картины.


2.1.2. П. Сезанн. Персики и груши. Конец 1880-х годов.

В этом натюрморте прослеживается два последовательных центра: во-первых, это белое полотен­це, на котором размещены фрукты и посуда, во-вторых - персики на тарелке в центре картины. Таким образом создается ритмическое трехходовое приближение взгляда к фокусу картины: от об­щего фона к полотенцу, затем к персикам в тарелке, затем к близлежащим грушам.



По сравнению с натюрмортом Хеды работа Сезанна имеет более широкую цветовую гамму, по­этому теплохолодность натюрморта разлита по всей поверхности картины и трудно отделить ло­кальные массивы теплого и холодного цветов. Особое место в натюрморте занимает косая широкая темная полоса на заднем плане. Она является своеобразной антидоминантой композиции и одновре­менно подчеркивает белизну ткани в светах и чистоту красок в тенях. Весь строй картины грубоват и носит намеренно-явные следы кисти - этим подчеркивается рукотворность, выявленность самого процесса создания картины. Эстетика композиций Сезанна, пришедшего в дальнейшем к кубизму, заключена в конструктивной обнаженности крепкого каркаса цветовой лепки формы.


2.1.3. И. Машков. Снедь московская. 1924

Композиция натюрморта тяготеет к симметрии. Заполненность всего пространства картины не выходит по смыслу за раму, композиция прочно сидит внутри, проявляя себя то по кругу, то по квад­рату (расположение хлебов). Обилие снеди как бы распирает границы картины, в то же время хлебы оставляют цветовым лидером белую вазу, группируясь вокруг нее. Густой насыщенный цвет, плот­ная материальность хлебов, подчеркнутая точно найденной фактурой выпечки, объединяют предме­ты в гармонично сгруппированное горячее целостное пятно, оставляя фону гамму несколько холод­нее. Белое пятно вазы не вырывается из плоскости, оно недостаточно велико, чтобы стать смысло­вым центром, но достаточно активно, чтобы крепко держать композицию.

В картине есть два темных продолговатых пятна, расположенных перпендикулярно друг к другу: это кусок свисающей ткани на стене и поверхность столешницы. Соединяясь в цвете, они сдержива­ют «рассыпанность» предметов. Этот же сдерживающий, объединяющий эффект создают две гори­зонтальные полосы боковины полки и столешницы.

Если сравнить натюрморты Сезанна и Машкова, то создается впечатление, что, используя колорис­тические достижения великого Сезанна, Илья Машков обращается и к великолепной колористике «мо­нохромного» Хеды. Конечно, это только впечатление; такой большой художник, как Машков, вполне самостоятелен, его достижения выросли естественным образом из его художественной природы.


2.2. КОМПОЗИЦИЯ ПЕЙЗАЖА

В пейзаже есть одно традиционное правило: небо и ландшафт по композиционной массе должны быть неравны. Если художник ставит своей целью показать простор, беспредельное пространство, он большую часть картины отдает небу и основное внимание уделяет ему же. Если для художника главной задачей является передача подробностей ландшафта, то граница ландшафта и неба в карти­не обычно располагается значительно выше оптического центра композиции. Если границу распо­ложить посередине, то изображение распадается на две части, равно претендующие на главенство, - нарушится принцип подчиненности второстепенного главному. Это общее замечание хорошо ил­люстрирует произведение П. Брейгеля.

2.2.1. Питер Брейгель Старший. Падение Икара. Около 1560 г.

Композиция пейзажа сложна и в то же время очень естественна, на первый взгляд несколько за-мельчена в деталях, но при внимательном анализе весьма крепко скроена. Парадоксальность Питера Брейгеля проявилась в смещении смыслового центра картины (Икар) на периферию, а второстепен­ного персонажа (пахаря) - в композиционный центр. Вроде бы случайным кажется ритм темных тонов: заросли слева, голова пахаря, деревья у кромки воды, корпус корабля. Однако именно этот ритм не позволяет глазу зрителя уйти из картины вдоль темной диагональной полосы по темной кромке высокой части берега. Еще один ритм строится теплыми тонами светлых участков полотна, а также четким делением пространства пейзажа на три плана: берег, море, небо.

При множестве деталей композиция держится классическим приемом - цветовым акцентом, со­здаваемым красной рубахой пахаря. Не вдаваясь в подробное описание деталей картины, нельзя удержаться от восхищения гениальной простотой выражения глубинного смысла произведения: па­дения Икара мир не заметил.


2.2.2. Франческо Гварди. Исола ди Сан-Джоржо в Венеции. 1770-е годы.

По колориту это одна из самых великолепных картин за всю историю живописи, но живописное совершенство не было бы достигнуто без прекрасно выстроенной композиции, отвечающей всем классическим канонам. Абсолютная уравновешенность при асимметрии, эпическая величавость при динамическом ритме, точно найденное соотношение цветовых масс, колдовская теплохолодность воздуха и моря - это работа великого мастера.

Анализ показывает, что ритм в композиции строится как по вертикалям, так и по горизонталям и по диагоналям. Вертикальный ритм образуется башнями, колоннами, членением стен дворца в пере­кличке с мачтами лодок. Горизонтальный ритм определяется расположением лодок вдоль двух вооб­ражаемых горизонтальных линий, подножием дворца, линиями крыш в местах соединения их со стенами. Очень интересен диагональный ритм верхушек башен, купола, статуй над портиком, перс­пективой правой стены, лодками с правой стороны картины. Для уравновешивания композиции вве­ден альтернативный диагональный ритм от левой лодки к центральному куполу дворца, а также от ближней гондолы к вершинам мачт справа.

Горячий цвет стен дворца и золото солнечных лучей на фасадах, обращенных к зрителю, гармо­нично и мощно выделяют здание на фоне общего богатого колорита моря и неба. Граница между морем и небом отсутствует - это придает воздушность всему пейзажу. Отражение дворца в спокой­ных водах залива обобщено и начисто лишено деталей, что позволяет не затеряться фигуркам греб­цов и матросов.


2.2.3. Г. Нисский. Подмосковье. Февраль. 1957

Нисский создавал свои произведения как чистые композиции, он не писал их непосредственно с натуры, не делал массу предварительных этюдов. Пейзажи он запоминал, впитывал в сознание наи­более характерные черты и детали, делал мысленный отбор еще до начала работы у мольберта.

Примером такой рафинированной композиции может служить «Подмосковье». Локальность цве­товых масс, четкое разделение длинных холодных теней и розоватой белизны снега, строго выверен­ные силуэты елей на среднем плане и дальнего леса, мчащийся на повороте товарняк, как по линейке проведенное бетонное шоссе - все это создает ощущение современности, за этим видится индуст­риальный век, хотя лиричность зимнего пейзажа с его чистым снегом, утренней тишиной, высоким небом не позволяют отнести картину к произведению на производственную тему:

Особо следует отметить цветовые отношения на дальнем плане. Как правило, дали пишутся более холодным тоном, чем первый план, у Нисского же дальний лес выдержан в теплых тонах. Казалось бы, трудно отодвинуть таким цветом предмет в глубину картины, но если обратить внимание на розовато-оранжевый цвет неба, то художник должен был нарушить общее правило построения про­странства, чтобы лес не вьщелялся резко на фоне неба, а был тонально слит с ним. Мастер поместил на ближнем плане фигуру лыжницы, одетой в красный свитер. Это яркое пятно при весьма малой площади активно держит композицию и придает ей пространственную глубину. Деление горизон­тальных масс, сходящихся к левому срезу картины, сопоставление с вертикалями елей придает рабо­те композиционную драматичность.


2.3. КОМПОЗИЦИЯ ПОРТРЕТА

Художники по-разному трактуют потрет как произведение. Одни уделяют внимание только челове­ку, не вводя никаких деталей окружающей обстановки, пишут на нейтральном фоне, другие вводят в портрет антураж, трактуя его как картину. Композиция при второй трактовке, как правило, сложнее, в ней используются многие формальные средства и приемы, о которых говорилось ранее, но и в простом изображении на нейтральном фоне композиционные задачи имеют решающее значение.


Ангишола Софонисба. Автопортрет


2.3.1. Тинторегто. Мужской портрет. 1548

Все внимание художник уделяет передаче живой выразительности лица. Собственно, кроме голо­вы на портрете ничего и не изображено, одежда и фон так мало отличаются по цвету друг от друга, что освещенное лицо является единственным ярким пятном в произведении. В этой ситуации особое значение приобретают масштаб и уравновешенность композиции. Художник тщательно соизмерил габариты рамы с абрисом изображения, с классической выверенностью определил место лица и в пределах целостности колорита вылепил горячими красками полутона и тени. Композиция проста и совершенна.


2.3.2. Рафаэль. Портрет юноши (Пьетро Бембо). Около 1505 г.

В традициях Высокого Возрождения были созданы портреты на фоне итальянского пейзажа. Имен­но на фоне, а не в среде природы. Некоторая условность освещения, сохранение масштаба фигуры по отношению к раме, выработанного на безантуражных портретах, позволяли мастеру показать портре­тируемого очень близко, во всех характерных подробностях. Таков «Портрет юноши» Рафаэля.

Погрудная фигура молодого человека композиционно построена на ритме нескольких цветовых пар: во-первых, это красная шапочка и видимая часть красной рубахи; во-вторых, справа и слева по паре темных пятен, образуемых ниспадающими волосами и накидкой; в-третьих, это кисти рук и два фрагмента левого рукава; в-четвертых, это полоска белого кружевного воротника и полоска сло­женной бумаги в правой руке. Лицо и шея, образуя общее теплое пятно, являются формальным и смысловым фокусом композиции. Пейзаж за спиной юноши выдержан в более холодных тонах и образует красивую гамму в контексте общего колорита. Ландшафт не содержит бытовых подробно­стей, он безлюден и спокоен, что подчеркивает эпический характер произведения.

Есть в портрете одна деталь, ставшая загадкой художникам на столетия: если дотошный рисо­вальщик проследит линию плеча и шеи до головы (справа), то шея оказывается, говоря профессио­нальным языком, совершенно не привязанной к массе головы. Такой прекрасный знаток анатомии, как Рафаэль, не мог так элементарно ошибиться. У Сальвадора Дали есть полотно, которое он на­звал «Автопортрет с рафаэлевской шеей». Действительно, в форме шеи рафаэлевского портрета за­ключена какая-то необъяснимая пластическая притягательность.


2.3.3. К. Коровин. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1911

Многое в этой работе непривычно для зрителя, исповедующего классическую живопись. Непри­вычен уже сам формат, непривычно композиционное повторение фигуры певца, абриса стола и став­ни, непривычна, наконец, живописная лепка форм без строгого рисунка.

Ритм цветовых масс от правого нижнего угла (горячий тон стены и пола) к левому верхнему углу (зелень за окном) делает три шага, изменяясь в холодную сторону. Для уравновешивания компози­ции и сохранения целостности колорита в холодной зоне введены вспышки теплых тонов, а в теплой зоне, соответственно, холодных.

Еще один цветовой ритм художник использует в деталях: горячие акценты вспыхивают по всей поверхности картины (туфли - ремень - бокал - руки).

Масштаб фигуры по отношению к раме позволяет считать антураж не фоном, а полноправным героем картины. Ощущение воздуха, в котором растворяются границы предметов, свет и рефлексы создают иллюзию свободной импровизации без обдуманной композиции, но портрет обладает всеми признаками формально грамотной композиции. Мастер есть мастер.


2.4. КОМПОЗИЦИЯ СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЫ 2.4.1. Рафаэль. Сикстинская мадонна. 1513

Эта картина, пожалуй, самая известная в мире, соперничает с ней по популярности только «Джо­конда» Леонардо да Винчи. Образ богоматери, светлый и чистый, красота одухотворенных лиц, дос­тупность и простота идеи произведения гармонично сливаются с ясной композицией картины.

Художник использовал в качестве композиционного средства осевую симметрию, показывая, та­ким образом изначальное совершенство и уравновешенное спокойствие христианской души, веря­щей в конечную победу добра. Симметрия как средство композиции подчеркивается буквально во всем: в расположении фигур и занавеси, в повороте лиц, в уравновешенности масс самих фигур относительно вертикальных осей, в перекличке теплых тонов.

Возьмем центральную фигуру. Малыш на руках мадонны композиционно утяжеляет левую часть, но Рафаэль точно расчитанным силуэтом накидки уравновешивает фигуру. Фигура девушки справа по массе несколько меньше, чем слева фигура Сикста, но зато цветовая насыщенность правой фигу­ры активнее. С точки зрения симметрии масс можно посмотреть на расположение лиц мадонны и малыша-Христа, а затем на расположение лиц ангелов у нижнего среза картины. Эти две пары лиц находятся в противофазе.

Если соединить линиями изображения лиц всех главных фигур в картине, образуется правильный ромб. Опорная нога мадонны - на оси симметрии картины. Такая композиционная схема делает произведение Рафаэля абсолютно уравновешенным, а расположение фигур и предметов по овалу вокруг оптического центра сохраняет целостность композиции даже при некоторой разобщенности ее частей.


2.4.2. А.Е.Архипов. По реке Оке. 1890

Композиция, открытая, динамичная даже при статичности фигур, построена по обратной диаго­нали: справа вверх налево. Часть баркаса выходит на зрителя, под нижний срез картины - это созда­ет ощущение нашего присутствия непосредственно среди сидящих на баркасе. Для передачи солнеч­ного освещения и ясного летнего дня художник использует как средство композиции контраст между общим светлым колоритом и теневыми акцентами в фигурах. Линейная перспектива потребовала уменьшения фигур на носу баркаса, но воздушная перспектива (ради иллюзии отдаленности берега) четкости фигур на носу не уменьшила по сравнению с ближними фигурами, то есть воздушная пер­спектива внутри баркаса практически отсутствует. Уравновешенность композиции обеспечивается взаиморасположением общего темного композиционного овала слева от середины и активного тем­ного пятна справа (теневые части двух фигур и посуда). Кроме того, если обратить внимание на мачту, то она расположена по оси картины, а справа и слева вдали - симметричные легкие цветовые акценты.


2.4.3. Н. Ерышев. Смена. 1975

Композиция построена на ритме вертикалей. Индустриальные сооружения (кстати, весьма условные), единственное деревце, фигуры людей - все подчеркнуто вытянуто вверх, лишь в нижней части картины идут несколько горизонтальных линий, образуемых бетонными плита­ми, трубами, горизонтом. Фокусом композиции является группа подростков-экскурсантов, по­чти симметрично расположенная по обе стороны рабочего мастера. Нефтеперерабатывающие сооружения вместе с белыми майками двух подростков образуют вертикальный прямоуголь­ник. Как бы ограничивая этот прямоугольник, автор разместил двух молодых людей в одежде терракового цвета. Своеобразная симметрия создана постановкой на вертикальной оси фигуры мастера и перекличкой ровно стоящего деревца с трубовидным сооружением справа.

Прямую выстроенность, заведомую условность ситуации, явно задуманную статичность фигур можно было бы отнести к спорным моментам в реалистической передаче жизни, но эта работа носит черты монументально-оформительского направления, где все это является орга­ничным, логичным и необходимым. С точки зрения композиции здесь применены ясные, фор­мально безупречные средства от группировки до ритмических градаций и членений.


ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

КОМПОЗИЦИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ

Вот и пришло время говорить о тех качествах произведения, которые, собственно, и являются носителями эстетических ценностей, духовной наполненности, жизненности художественных обра­зов. Это тонкая материя, много здесь неуловимого, замешанного на душевной энергии художника, на его индивидуальности, отношении к миру. Роль композиции сводится к грамотности, возможности выразить задуманное на языке красоты и гармонии, к возможности построения добротной и крепкой формы.

1. ОБОБЩЕНИЕ И ТИПИЗАЦИЯ

В традициях классической художественной практики принято избегать нагромождения случайно­стей, разрушающих целостность образа, его знаковую определенность. Этюд как средство набрать фактологический материал, как разведка в стане объективной действительности несет в себе излиш­нюю репортажность, сиюминутность, иногда многословность. Отбирая в законченное произведение наиболее характерные черты, делая обобщения и смещая акценты, автор добивается наиболее близ­кого сходства со своей художественной идеей. В результате обобщения и отбора рождается типич­ный образ, не единичный, не случайный, а вбирающий в себя самое глубинное, общее, истинное.

Таким образом рождается тип героя или пейзажа, как, например, протодиакон в портрете И. Репи­на или абсолютно русский пейзаж в картинах И. Левитана.

Б. Анализ

1. Форма:
– (цвет, линия, масса, объём, их связь между собой)
– (композиция, её особенности)

3. Стиль, направление
– характерные форма и черты
– почерк художника, своеобразие

В. Оценивание

Личное мнение:
– связь формы и содержания (особенности стиля)
– актуальность темы, новизна (как эта тема трактуется другими художника-

ми).
– значение произведения, ценность для мировой культуры.

ОТЗЫВ НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА

Отзыв на произведение искусства – это обмен впечатлениями, выражение своего отношения к поступкам, изображаемым событиям, своего мнения о том, понравилось или не понравилось произведение.

Структура отзыва:

1. Часть, в которой высказывается мнение о том, понравилось или не понравилось произведение.

2. Часть, в которой обосновывается высказанная оценка.

Адресаты отзыва: родители, одноклассники, одногруппники, друг, автор произведения, библиотекарь.

Цель отзыва:

· привлечь внимание к произведению;

· вызвать дискуссию;

· помочь разобраться в произведении.

Формы отзыва: письмо, статья в газету, запись в дневнике, отзыв-рецензия.

При составлении отзыва используйте сочетания слов: я думаю, я полагаю, мне кажется, по моему мнению, на мой взгляд, как мне кажется, автор удачно (убедительно, ярко) и т.д.

Как составлять отзыв о произведении искусства:

1. Определите адресата речи, цели, задачи высказывания.

2. Подберите нужную форму отзыва.

3. Определите стиль и тип речи.

4. Выскажите свое мнение о произведении искусства.

5. Обратите внимание на речевое оформление отзыва.

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ
Повествование сообщение, рассказ о развивающихся событиях, действиях. Повествование представляет собой сюжетно организованный текст, в центре внимания которого динамика развития действия, события, процесса. Повествование может быть написано в художественно-публицистическом, научном и официально-деловом стилях. Композиция повествования включает в себя: 1) завязку - начало развития действия; 2) развитие действия; 3) кульминацию - момент наиболее напряжённого развития повествования; 4) развязку - подведение ито-гов повествования.
Описание словесная картина, портрет, пейзаж и т. д. Главными в описании являются точность детали, узнаваемость, отра-жающие особенности изображаемого предмета или явления. Описание воз-можно во всех стилях речи. Композиция описания включает в себя: 1) общее представление, све-дения об описываемом предмете, человеке, явлении; 2) отдельные признаки и детали описываемого; 3) авторская оценка.
Рассуждение аргументированные и доказательные изложения размышлений автора. В центре внимания рассуждения - поставленные проблемы и пути их ре-шения. Чаще всего оно встречается в научном и публицистическом стилях, а также в языке художественной лите-ратуры. Композиция рассуждения включает следующие элементы: 1) тезис - поставленная проблема и отношение к ней; 2) аргументы - доказательства тезиса, его обоснование; 3) вывод - подведение итогов работы.
Отзыв Рецензия
Особенности жанра Развернутое высказывание эмоцио-нально-оценочного характера о про-изведении искусства, содержащее мнение и аргументацию пишущего отзыв. Развернутое критическое суждение о про-изведении искусства, в основе которого - анализ художественного произведения в единстве его содержания и формы.
Цель Поделиться впечатлением о прочи-танном, привлечь внимание к по-нравившемуся произведению, уча-ствовать в обсуждении. 1) Дать аргументированное истолкование и оценку идейно-художественного своеобразия произведения. 2) То же, что в отзыве.
Особенности подхода Автор отзыва объясняет свой ин-терес к произведению личными пристрастиями, а также обществен-ной значимостью поднятых в про-изведении проблем, их актуаль-ностью. Система аргументации основана на личном читательском опыте, вкусе и предпочтениях. В рецензии преобладает не эмоциональ-но-субъективная (понравилось - не по-нравилось), а объективная оценка. Читатель выступает как критик и иссле-дователь. Предметом исследования явля-ется произведение как художественный текст, поэтика автора, его позиция и сред-ства ее выражения (проблематика, конф-ликт, сюжетно-композиционное своеоб-разие, система персонажей, язык и т. д.).
Построение I. Повествование о читательских пристрастиях автора сочинения, ис-тории его знакомства с данным про-изведением, процессе чтения и т. п. Тезис, в котором кратко формули-руется оценка прочитанного. II. Рассуждение, в котором обос-новывается, аргументируется выс-казанная оценка: 1) важность затронутой автором темы и поднятых в произведении проблем; 2) обзор (не пересказ!) изобра-женных автором событий, наиболее важные эпизоды; 3) оценка поведения персонажей, их участия в изображаемых собы-тиях, отношение к персонажам, их судьбам; 4) итог рассуждения (мысли и чувства автора сочинения в связи с прочитанным). III. Обобщение, в котором оценка данного произведения дается в со-поставлении с другими произведе-ниями того же автора, высказыва-ется намерение продолжить знаком-ство с его творчеством, содержится обращение к потенциальным чита-телям и т. п. I. Обоснование повода для рецензирова-ния (новое, «возвращенное» имя, новое произведение автора, творчество автора - заметное явление литературы, полемика вокруг творчества автора, актуальность проблематики произведения, юбилей ав-тора и т. д.). Максимально точное указа-ние на 1-е издание произведения. Тезис-предположение об историко-культурной ценности исследуемого текста. II. Истолкование и оценка идейно-ху-дожественного своеобразия произведения. 1) Анализ названия (семантика, аллю-зии, ассоциации). 2) Способ организации повествования (от лица автора, героя, «рассказ в расска-зе» и др.), другие композиционные осо-бен-ности и их художественная роль. 3) Характеристика проблематики, ху-дожественного конфликта и его движения в развитии сюжета. 4) Авторский подбор системы персона-жей как средства выражения художествен-ной идеи; мастерство создания характеров. 5) Другие средства выражения автор-ской позиции (авторская характеристика, лирические отступления, пейзаж и др.) и их оценка. 6) Другие особенности авторского стиля и метода. III. Вывод о художественных достоин-ствах исследуемого текста и его значимос-ти для литературного процесса, общест-венной жизни. Приглашение к полемике.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Анализа архитектурного произведения Дом Пашкова

«Задача художника с помощью формы уничтожить материал»,-Ф. Шиллер, из книги Б.Р. Виппера «Введение в историческое изучение искусства». И действительно, главнейшая задача архитектуры - перевоплотить материал, видоизменить его и подчинить своим художественным целям. И, как результат, создать единую композицию на основе выразительного сочетания объема и пространства. Архитекторы также призваны увязать три стороны в гармоничной композиции здания: с одной стороны - удобство и пользу (функциональная задача); с другой - прочность и экономичность (конструктивная и технико-экономическая задача); с третьей - красоту форм (эстетическая задача). И в итоге, целью композиции становится - достижение единства формы и содержания. А достичь этого не так-то просто. Рассмотрим один из самых выдающихся домов Москвы. Какие же свойства, какие архитектурные приемы определили высокую оценку этого здания?

дом пашков архитектурный

Пашков Дом был построен в 1784-1786 г.г. во второй половине XVIII в. Василием Баженовым по заказу богатого помещика Пашкова. Это было время, когда благородная простота и сдержанность классицизма порывали с сочной щедростью барокко. Признанному мастеру того времени, Василию Баженову - удалось создать стиль московского классицизма, органически объединяющем здесь принципы барокко и классицизма. Подтверждением тому служат излюбленные методы этих стилей. Например, длинный фасад, выходящий на Моховую улицу, выполнен в классическом стиле, которому свойственно единообразие, согласованность и подчеркнуто правильный порядок. Его композиция четко симметрично разворачивается относительно оси центрального здания. Вправо и влево от него отходят две одноэтажные галереи, которые завершаются двухэтажными одинаковыми флигелями. У дома Пашкова два главных фасада -- один смотрит на проезжую часть и имеет дворцовый, торжественный характер, другой -- ориентирован во двор и имеет более уютный, усадебный вид. Ввысь поднимается цилиндрический бельведер (Баженовым он был сделан как сквозная ротонда, окруженная парными колонками с куполом, увенчанный скульптурой греческой богини Минервы) в сочетании с двумя нижними она образовывала четкий равнобедренный треугольник. Это приемы стиля классицизма, который в переводе с латинского буквально означает - «образцовый». Барочные же оттенки ясно видны в оформлении архитектурного декора, в частности ордерной системы фасада центрального здания, с одной стороны строгой классической, с другой стороны выполненной в своих деталях (вазы на балюстрадах, скульптуры, лепные детали декора) с большей свободой и оригинальностью по сравнению с обычными классическими канонами.

Дом не сохранился до наших дней в первоначальном виде, он неоднократно перестраивался. В частности, в 1812 году дом был уничтожен пожаром. Архитекторы попытались восстановить дом по изображениям XVIII века, таким, каким он был создан изначально.

Вид архитектурной типологии здания

Дом Пашкова представляет собой дворцовый тип архитектуры, тип, который особо подчеркивает определенный образ (тип) жизни. В данном случае Баженов развивает тип русской городской дворянской усадьбы и строит Дом Пашкова как архитектурный комплекс, состоящий из трехэтажного главного корпуса, увенчанного ротондой-бельведером, и двухэтажных флигелей, соединенных с ним одноэтажными галереями.

По началу, присмотревшись к зданию, создается впечатление, что дом невелик. Но он кажется больше, чем есть, благодаря вытянувшимся вдоль улицы по одной прямой галереям и флигелям, примыкающим к главному зданию. Они как бы завершают по краям общую архитектурную композицию. Такая трехчастная композиция, состоящая из центрального здания, галерей-переходов и флигелей, не прихоть зодчего -- она обоснована тогдашней жизнью. В главном доме размещались жилые комнаты и парадные залы владельца. Во флигелях находилась кухня, жила прислуга и останавливались гости. Переходы-галереи давали возможность пройти из флигелей в дом, не выходя наружу, что было особенно важно в ненастную погоду или зимой.

Место в пространстве

Архитектурное пространство композиции Дома является организованным. Его месторасположение четко продумано. Причем не только в городском ансамбле, но и внутри самой композиции. Впечатляющий вид здания вызван отчасти местом его постройки. Пашков дом стоит на высоком Ваганьковском холме, как бы продолжая линию его подъема, на открытом углу двух спускающихся улиц.

Городской архитектурный ансамбль дома можно охарактеризовать как панорамный. Возвышенное положение участка и его обозримость со всех сторон способствовали лучшему выявлению объемного и высотного характера композиции сооружения, органически вошедшего в ансамбль окружения Кремля.

Масса здания в зрительном восприятии зависит от визуальной оценки количества материала общей архитектурной формы. Масса здесь расчлененная с довольно свободным расположением. Стройный пирамидный силует Дома Пашкова, подчеркнутый боковыми флигелями, стремление кверху его среднего корпуса, а также его облегчение благодаря ротонде-бельведеру -- все это, скорее, восходит к традициям народной архитектуры Древней Руси. Так называемый, органический рост массы здания Баженова здесь достигает высокой силы выражения.

Тип конструкции

Конструкция - стоечно-балочная. Здание отличает четкая планировка, и организованная тектоническая масштабность.

Архитектурный декор

В общем, архитектурный декор Дома можно назвать - пластическим. Но он настолько богат, что на нем необходимо остановиться более подробно.

а) принцип расположения арх.декора

Расположение архитектурного декора у дома Пашкова по принципу рядоположенности, такой принцип как раз свойственен дворцовой архитектуре. Ордерные элементы и элементы архитектурного декора чередуются и следуют стройными рядами.

Галерея цокольного этажа как бы уравновешивает основное здание с флигелями и, следуя закону рядоположенности, простирается во всю длину фасада.

Расположение архитектурного декора - определяет композицию здания.

б) композиция

Торжественно-легкая и богатая композиция Дома Пашкова - замечательный пример композиционного мастерства Баженова и его широкого градостроительного подхода к отдельному зданию как части городского ансамбля.

Весь архитектурный комплекс можно охарактеризовать как глубинно- пространственный вид композиции, так как он включает в себя главный дом, флигели, парадный подъездной двор, сад и разнообразные служебные постройки. Что требует движения вглубь, входа. Но если рассматривать Дом Пашкова в отдельности, то его протяженность и преобладание размеров по высоте над размерами по глубине - говорит нам о том, что композиция дома четко фронтальная. Построение решено в основном в фасадных плоскостях, здесь же и основная смысловая и эстетическая архитектурная нагрузка. Более того на лицо господство симметрии. Двухэтажные флигели как бы уравновешивают здание относительно центральной оси основного фасада. Существует также версия о том, что фасад от Кремля вовсе не парадный, а парковый и с обратной стороны расположен обширный двор, задуманный Баженовым как раз как парадный.

в) ордерная система

Ордерная систем у Дома очень богатая, она предполагается заведомо его конструкцией. В контрасте с горизонтальным рустованным цокольным этажом находятся два основных этажа центрального фасадного здания. Коринфский композитный ордер использован в выступающем портике, объединяющем оба этажа и визуально увеличивающем масштаб здания. Такой же точно ордер украшает пилястры на стенах центрального корпуса.

По сторонам четырехколонного портика расположены статуи, поставленные на базы колонн. В колоннах и пилястрах флигелей использован сложный ионический ордер с четырехсторонними диагональными капителями. Они подчеркивают художественную самостоятельность и роль флигелей в композиции фасада.

Балюстрада, обрамляющая кровлю центрального корпуса, несет на столбах пышные вазы, смягчая переход от фриза и карниза к ротонде, завершающей центральный объем. В ней использован накладной ионический ордер (восстановленный позже как замена прежнему коринфскому). Тем самым архитекторы казалось бы утяжелили дом постановкой более тяжелого ордера над более легким. Но ротонда-бельведер в общем не является такой статичной формой и подчеркивает устремленность ввысь всей композиции, облегчая общее впечатление от здания.

Как и в иных видах искусства, в архитектуре важнейшую роль играет ритм. Именно его главенство позволяет говорить об архитектуре, как об искусстве тщательно ритмизованного пространства. Потому-то так часто и называют архитектуру «застывшей музыкой». Ведь в музыкальном искусстве ритм -- тоже главнейшее композиционное средство

Элементами ритма Дома Пашкова можно назвать: и колоннаду, и аркаду, и рустовку цокольного этажа, и фриз, и многочисленные ритмически повторяющиеся элементы декора.

Однако ритм любого произведения искусства -- это не простое чередование. Это некое единство, в котором слито множество ритмических рядов. Так и здесь ритмическая пульсация колоннады, сгруппированной в три совершенно одинаковые по своим размерам и числу колонн портика, точно выверенная ритмика частей колонны по вертикали (различие только в ордере), прихотливые ритмы оформления фриза, динамичная рустовка, пилястры -- все это тщательно продумано и слито архитектором в единую гармонию.

С помощью архитектурного ритма Баженов выстраивает восприятие зрителя как в пространстве, так и во времени. Ритм очень важен. Ведь относительно сооружения зритель может оставаться неподвижным и тогда главную роль в его восприятии играют пространственные ритмы. Но коль скоро зритель начинает обходить здание или, тем более, входить в него, то он проживает ритм во времени. Так восприятие архитектурных ансамблей напоминает по характеру восприятие музыкального или литературного произведения, где форма развертывается последовательно, фрагмент за фрагментом. Более того, архитектуру сегодня принято определять как искусство выстраивания пространства человеческого бытия. И архитектор, выстраивая само пространство, заставляет его ритмически пульсировать в восприятии зрителя

Фундаментальное предназначение здания

Фундаментальное предназначение здания - административное. Задуманное изначально как иллюзия гармонии и разумности монархии, политики просвещенного абсолютизма оно сквозь времена превращается в сооружение общественного назначения.

Сегодня Дом Пашкова - одно из зданий Российской государственной Библиотеки имени В И. Ленина. Охраняется государством и остается одним из самых красивых зданий Москвы. К сожалению, в последнее время он практически закрыт от глаз случайных посетителей, его величием мы можем любоваться только со стороны Моховой улицы.

Заключение

С точки зрения формосозидающей фантазии превосходство архитектуры над другими сферами искусства очевидно. В чем же этот феномен? А в том, что у архитектурных форм нет прямых аналогий в натуре, она не репродуцирует и не имитирует чужой язык, а говорит на своем собственном. Таким образом, можно еще раз сказать, что архитектура - это некий синтез искусств, воплощенный в пространстве. Монументальность, декоративность, прикладное искусство, так свойственные и скульптуре, и живописи, и получило название - архитектура.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Определение понятия архитектуры. Рассмотрение методов архитектурного проектирования по Бархину Б.Г. Изучение метода исследования структурной проблемы, шаблонов, а также фундаментального метода проектирования. Создание образа здания и реализация проекта.

    реферат , добавлен 19.10.2015

    Разработка архитектурного и конструктивного решения двухэтажного индивидуального жилого дома, рассчитанного для проживания семьи из 4-5 человек. Объемно-планировочное решение здания. Стены малоэтажного жилого дома. Материал элементов перекрытия.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2013

    Проблема разработки архитектурного проекта школьного здания. Влияние педагогической системы образования, организации и методики мобильного учебно-воспитательного процесса на объемно-планировочное решение здания. Анализ предыдущего опыта строительства.

    научная работа , добавлен 04.06.2012

    Основные задачи архитектурного проектирования "умного дома" в соответствии с потребностями и пожеланиями семьи. Размещение здания в существующей застройке, его ориентация. Планировочное, конструктивное и архитектурно-образное решение жилого дома.

    отчет по практике , добавлен 19.05.2015

    История формирования ансамбля Красной площади в Москве. Общая характеристика архитектурного ансамбля. Культурный контекст и особенности архитектурного ансамбля. Сводный анализ степени взаимозависимости композиционной и семиотической составляющий ансамбля.

    реферат , добавлен 02.06.2011

    Определение фактического технического состояния несущих строительных конструкций и инженерного оборудования здания. Изучение нормативно-правовых актов, регулирующих сферу ЖКХ и деятельность федеральных органов исполнительной власти. Расчет износа здания.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2012

    Разработка строительно-конструктивных решений основных элементов здания. Особенности объемно-планировочного решения здания. Расчеты благоустройства прилегающей территории и инженерное обеспечения здания. Определение стоимости строительства жилого дома.

    дипломная работа , добавлен 18.07.2014

    Проект девятиэтажного жилого дома с пристроенным магазином. Характеристика расположения проектируемого здания по отношению к средствам коммуникации. Зонирование квартир жилого здания. Наружная и внутренняя отделка и архитектурно-композиционное решение.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2011

    Первые шаги в ремесле Бальтазара Неймана. Архитектурная деятельность Неймана. Его наиболее известные произведения. Органичность сочетания живописного и скульптурного декора с внутренним пространством здания. Паломническая церковь в Фирценхейлигене.

    реферат , добавлен 22.08.2012

    Разработка архитектурного, организационно-технологического и экономического решений проекта жилого дома. Внешняя и внутренняя отделка здания, его инженерное оборудование. Технология и организация работ. Утилизация отходов на строительной площадке.