Композиторы 30 х годов. Музыкальное искусство. Время художественных объединений

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Она была направлена: Культурная революция предусматривала: В СССР в е гг. XX в. произошла Культурная революция. Она была направлена: 1. На изменение социального состава послереволюционной интеллигенции, 2. На разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия. Культурная революция предусматривала: 1. Ликвидацию неграмотности, 2. Создание социалистической системы народного образования и просвещения, 3. Развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем.


Изобразительное искусство В 30-е годы происходят значительные изменения в изобразительном искусстве. Несмотря на то, что в стране продолжают существовать Товарищество передвижных выставок и Союз русских художников, появляются и новые объединения в духе времени – Ассоциация художников пролетарской России, Ассоциация пролетарских художников г. художник Ф. Шурпин 1930 г. художник Г. Клуцис


Социалистический реализм К середине 30-х гг. общеобязательным для советского искусства художественным методом был объявлен метод социалистического реализма (изображение действительности не такой, какова она есть, а такой, какой она должна быть с точки зрения интересов борьбы за социализм). Решающими в этом смысле событиями были создание в 1934 г. Союза советских писателей и ряд идеологических кампаний. Николаев К. "Прокладка железнодорожного пути в Магнитогорске" г.


М. Греков. «Трубачи Первой Конной Армии», 1934 г. Тихова М. "Скульптурная лаборатория Ломоносовского фарфорового завода" г.


ИСКУССТВО ПЛАКАТА В период гражданской войны и интервенции политический плакат полностью отделился от других видов художественной графики (рекламы, афиши, политического рисунка). Для плаката характерна броская наглядность образа, оперативность отклика, общедоступность содержания. Это было очень важно для страны, в которой большая часть населения была неграмотной г. КУКРЫНИКСЫ Ефимов Б., Иоффе М., 1936 г.




СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ Советская станковая живопись испытывает тягу к монументальным значительным формам и образам. Живопись становится все более широкой по сюжету и менее этюдной по манере. «В станковую картину проникает героическая обобщенность» Один из наиболее значительных представителей станковой живописи этого периода Борис Иогансон. Он вносит в свои произведения «новое революционное содержание, созвучное эпохе». Особенно популярны две его картины: «Допрос коммунистов» (1933) и «На старом уральском заводе» (1937). «Допрос коммунистов»«На старом уральском заводе»


МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ В е годы монументальная живопись стала обязательным звеном всей художественной культуры. Она зависела от развития архитектуры и прочно была с ней связана. Дореволюционные традиции продолжал в это время Евгений Лансере роспись ресторанного зала Казанского вокзала (1933) демонстрирует его тягу к подвижной барочной форме. Дейнека также в это время вносит большой вклад в монументальную живопись. Его мозаики станции « Маяковская » (1938) созданы с использованием современного стиля: острота ритма, динамика локальных красочных пятен, энергия ракурсов, условность изображения фигур и предметов. Фаворский, известный график, также внёс вклад и в монументальную живопись: он применил свою систему построения формы, выработанную в книжной иллюстрации, к новым задачам. Его росписи Музея охранным материнства и младенчества (1933, вместе с Львом Бруни) показывают понимание им роли плоскости, соединение фрески с архитектурой с опорой на опыт древнерусской живописи.






ПЕЙЗАЖ Достигается разнообразие стилистических направлений: В е годы в СССР началась эпоха обоснованного метода социалистического реализма в искусстве вообще, и живописи в частности. Достигается разнообразие стилистических направлений: 1. Лирическая линия пейзажной живописи, 2. Индустриальный пейзаж.






ПОРТРЕТНЫЙ ЖАНР Развитие живописного портрета в стилистике авангарда «первой волны» исчерпало себя к 1930-м гг. В портретном жанре востребованными вновь оказались приемы и стилистика реалистического решения образа современника, при этом в качестве одной из главных задач декларировалась идеологическая, пропагандистская функция портрета. М. Нестеров «Портрет Академика И. П. Павлова» 1930 г. Нестеров М. «Портрет художников П.Д. и А.Д. Кориных.», 1930 г.



ИТОГ: Итоги преобразований первых лет советской власти в области культуры были далеко неоднозначны. С одной стороны, были достигнуты определенные успехи в ликвидации неграмотности, ощущался подъем активности творческой интеллигенции, который выразился в организации новых и возрождение старых обществ и объединений, создании ценностей в области духовной и материальной культуры. С другой стороны, культура стала частью государственной политики, попав под контроль партийно - правительственного аппарата.

Знакомясь с произведениями советского изобразительного искусства, сразу замечаешь, что оно очень отличается от предыдущего периода в истории искусства. Это отличие состоит в том, что все советское искусство пронизано советской идеологией и было призвано быть проводником всех идей и решений советского государства и коммунистической партии, как руководящей силы советского общества. Если в искусстве 19-го - начала 20-го века художники подвергали серьезной критике существующую действительность, то в советский период такие произведения были недопустимы. Красной нитью через все советское изобразительное искусство был приложен пафос строительства социалистического государства. Сейчас, спустя 25 лет после распада СССР, к советскому искусству повышен интерес со стороны зрителей, особенно оно становится интересным для молодежи. Да и более старшее поколение многое переосмысливает в прошедшей истории нашей страны и также интересуется казалось бы очень знакомыми произведениями советской живописи, скульптуры, архитектуры.

Искусство периода Октябрьской революции, гражданской войны и 20-х - 30-х годов.

В первые годы после революции и в годы гражданской войны огромную роль сыграл боевой политический плакат . Классиками искусства плаката по праву считаются Д.С.Моор и В.Н.Дени. Плакат Моора "Ты записался в добровольцы?" и сейчас покоряет выразительностью образа.

Помимо печатного плаката в годы гражданской войны возникли плакаты, рисованные от руки и размножающиеся с помощью трафарета. Это "Окна РОСТА" , где активное участие принял поэт В. Маяковский.

В период гражданской войны работал план монументальной пропаганды , составленный В.И.Лениным, смысл которого состоял в сооружении по всей стране памятников известным людям, которые так или иначе содействовали подготовке и свершению социалистической революции. К исполнителям этой программы относятся прежде всего скульпторы Н.А. Андреев И.Д. Шадр.

В 20-х годах образовалось объединение, сыгравшее значительную роль в построении нового советского общества -России" (АХРР) "Ассоциацию художников революционной России (АХРР).

В 30-х годах был создан единый Союз художников СССР, объединивший всех художников, которые в своем творчестве должны были следовать методу социалистического реализма. Художники старшего поколения (Б.Кустодиев, К.Юон и др .) и более молодые стремились отразить новое в советской действительности.

В творчестве И.И. Бродского нашла отражение историко-революционная тема. Эта же тема в произведениях М.Грекова и К.Петрова-Водкина носит возвышенно-романтический характер.

В эти же годы было положено начало эпопее "Лениниана", создавшей бесчисленное за советский период количество произведений, посвященных В.И.Ленину.

Жанристами (мастерами бытового жанра) и портретистами 20-х-30-х годов следует в первую очередь назвать М.Нестерова, П.Кончаловского, С.Герасимова, А.Дейнеку, Ю.Пименова, Г.Ряжского и других художников.

В области пейзажа работали такие художники, как К.Юон, А.Рылов, В.Бакшеев и д р.

После революции и гражданской войны шло бурное строительство городов, в которых было создано много памятников видным деятелям революции , партии и государства. Известными скульпторами были А.Матвеев, М.Манизер, Н.Томский, С.Лебедева и другие.

Советское изобразительное искусство 1941 -1945 г.г. и первых послевоенных лет

В годы Великой Отечественной войны советское искусство решительно опровергло изречение, что "когда гремят пушки, музы молчат". Нет, в период самых жестоких и страшных войн в истории человечества музы не молчали. Сразу же после вероломного нападения немецких фашистов на Советский Союз кисть, карандаш и резец художников стали грозным оружием в борьбе с врагом.

Героический подъем народа, его моральное единство стали той основой, на которой поднялось советское искусство времени Отечественной войны. Его пронизывали идеи патриотизма. Эти идеи вдохновляли художников-плакатистов, воодушевляли живописцев на создание картин, повествующих о подвигах советских людей, определяли содержание произведений во всех видах искусства.

Огромную роль в это время, как и в годы гражданской войны, сыграл политический плакат, где работали такие художники, как В.С.Иванов, В.Б.Корецкий и другие. Их произведениям присущ гневный пафос, в образах, ими созданных, раскрывается несгибаемая воля людей, грудью вставших на защиту Отечества.

Подлинное возрождение переживает в войну рисованный плакат. По примеру "Окон РОСТА" в 1941 - 1945 годах создавались многочисленные листы "Окон ТАСС". Они высмеивали захватчиков, разоблачали истинную сущность фашизма, призывали народ на защиту Родины. Среди художников, работающих в "Окнах ТАСС", в первую очередь следует назвать Кукрыниксов (Куприянов, Крылов, Соколов).

Убедительно рассказывают о переживаниях советских людей в годы войны графические серии этого времени. Сердечной болью отмечена великолепная серия рисунков Д.А.Шмаринова "Не забудем, не простим!" Тяжесть жизни блокадного Ленинграда запечатлены в цикле рисунков А.Ф.Пахомова "Ленинград в дни блокады".

Трудно было работать в годы войны живописцам: ведь для создания законченной картины требуется время и соответствующие условия, материалы. Тем не менее, тогда возникло немало полотен, вошедших в золотой фонд советского искусства. О трудных буднях войны, о героях-воинах рассказывают нам живописцы студии военных художников имени А.Б.Грекова. Они ездили по фронтам, принимали участие в военных действиях.

Военные художники запечатлели на своих полотнах все то, что сами видели и пережили. Среди них П.А.Кривоногов, автор картины "Победа", Б.М.Неменский и его картина "Мать", крестьянская женщина, приютившая у себя в избе солдат, много пережившая в тяжелую для Родины годину.

Полотна большой художественной ценности создали в эти годы А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Кукрыниксы . Их картины, посвященные героическим подвигам советских людей советских людей на фронте и в тылу, проникнуты искренним волнением. Художники утверждают нравственное превосходство советского народа над грубой силой фашизма. В этом проявляется гуманизм народа, его вера в идеалы справедливости и добра. О мужестве русских людей говорят исторические полотна, созданные во время войны, в том числе такие, как цикл картин Е.Е.Лансере "Трофеи русского оружия" (1942), триптих П.Д.Корина "Александр Невский", полотно А.П.Бубнова "Утро на Куликовом поле".

О людях военной поры много поведала нам и портретная живопись. В этом жанре создано немало произведений, отмеченных незаурядными художественными достоинствами.

Портретная галерея периода Отечественной войны была пополнена и многими скульптурными произведениями. Люди несгибаемой воли, мужественных характеров, отмеченные яркими индивидуальными отличиями, представлены в скульптурных портретах С.Д.Лебедевой, Н.В.Томского, В.И.Мухиной, В.Е.Вучетича.

В годы Отечественной войны советское искусство с честью выполнило свой патриотический долг. Художники пришли к победе, пройдя через глубокие переживания, что позволило в первые послевоенные годы создать произведения, обладающие сложным и многогранным содержанием.

Во второй половине 40-х - 50-х годов искусство обогащается новыми темами и образами. Его основные задачи в этот период - отражение успехов послевоенного строительства, воспитание нравственности, коммунистических идеалов.

Расцвету искусства в послевоенные годы в немалой степени способствовала деятельность Академии художеств СССР, куда входят наиболее значительные мастера.

Искусству послевоенных лет свойственны и другие особенности, которые прежде всего касаются его содержания. В эти годы усиливается интерес художников к внутреннему миру человека. Отсюда внимание, которое уделяют живописцы, скульпторы, графики портрету и жанровым композициям, позволяющим представить людей в самых различных жизненных ситуациях и показать своеобразие их характеров и переживаний. Отсюда особая человечность и теплота многих произведений, посвященных жизни и быту советских людей.

Естественно, что в это время художников продолжают волновать события недавней войны. Вновь и вновь обращаются они к подвигам народа, к тяжким переживаниям советских людей в суровую годину. Известны такие полотна тех лет, как"Машенька"Б.Неменского, "Письмо с фронта" А.Лактионова, "Отдых после боя" Ю.Неменского , "Возвращение" В.Костецкого и многие другие.

Полотна этих художников интересны тем, что тема войны решается в них в бытовом жанре: они рисуют сцены из жизни советских людей на войне и в тылу, рассказывают об их страданиях, мужестве, героизме.

Примечательно, что и картины исторического содержания также нередко решаются в этот период в бытовом жанре. Постепенно мирная жизнь советского народа, пришедшая на смену тяжелым испытаниям военных лет, находит все более полное и зрелое воплощение в творчестве многих художников. Пояляется большое количество жанровых картин (т.е. картин бытового жанра), поражающих разнообразием тем и сюжетов. Это быт советской семьи, с ее нехитрыми радостями и огорчениями ("Опять двойка!" Ф.Решетникова), это горячий труд на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах ("Хлеб" Т.Яблонской, "На мирных полях" А.Мыльникова) . Это жизнь советской молодежи, освоение целины и т.п. Особенно важный вклад в жанровую живопись сделали в этот период художники А.Пластов, С.Чуйков, Т.Салахов и другие.

Успешно продолжала развиваться в эти годы портретная живопись - это П.Корин, В.Ефанов и другие художники. В области пейзажной живописи в этот период помимо старейших художников, в том числе М.Сарьяна, работали Р.Нисский, Н.Ромадин и другие.

В последующие годы изобразительное искусство советского периода продолжало развиваться в том же направлении.

Культура 20-30ых годов СССР

В ХХ веке в России была создана тотализированная социокультурная система, отличительными чертами которой были идеологический контроль над духовной жизнью общества, манипулирование сознанием, уничтожение инакомыслия, физическое уничтожение цвета российской и научной и художественной интеллигенции. Словом, культура советского периода была противоречива. В ней проявлялись как положительные, так и отрицательные явления. В ее оценке необходимо соблюдение принципа объективности, исключение каких-либо идеологических пристрастий. В таком ключе необходимо анализировать культуру России ХХ века.

После революции 1917 года начинается новый период в истории отечественной культуры, происходит переход к новой системе отношений. Главным вопросом для творческой интеллигенции в это время стал вопрос об отношении к революции. Следует признать, что далеко не все смогли понять и принять революцию. Многие воспринимали ее как крушение, катастрофу, разрыв с прошлой жизнью, разрушение традиций. Многие деятели русской культуры эмигрировали за границу. За границей оказались такие выдающиеся деятели русской культуры, как С.В.Рахманинов, К.А.Коровин, А.Н.Толстой, М.И.Цветаева, Е.И.Замятин, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, И.А.Бунин, А.И.Куприн и другие. Некоторые из них вернулись, осознав невозможность жить вне родины. Но многие остались за границей. Потеря была весьма ощутимой. За границей осталось примерно 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления. Такая утечка умов привела к существенному понижению духовно-интеллектуального уровня в стране.

Большая часть интеллигентов осталось на родине. Многие из них активно сотрудничали с новой властью. Достаточно сказать, что в гражданской войне Советскую власть защищала почти половина офицерского корпуса бывшей царской армии. Инженеры и ученые восстанавливали промышленность, разрабатывали план ГОЭРЛО и другие проекты хозяйственного развития.

Советское государство в этот период ставило задачу преодолеть культурное неравенство, сделать доступным для трудящихся сокровища культуры, создать культуру для всего народа, а не для отдельных элит. Для достижения этой цели была проведена национализация. Уже в 1917 году перешли в собственность и распоряжение государства Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекции Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, И.В.Цветаева, В.И.Даля, С.С.Щукина. Соборы Московского Кремля превратились в музеи, как и царские резиденции под Петроградом и Москвой.

К сожалению, в процессе национализации многое от неразумения и некультурности за ценности не принималось, многое расхищалось и уничтожалось. Пропали бесценные библиотеки, уничтожались архивы. В барских домах устраивались клубы, школы. В некоторых усадьбах были созданы музеи быта (усадьбы Юсуповых, Шереметьевых, Строгановых). В то же время возникали новые музеи, например музей изящных искусств при МГУ, быта 40-х годов 19 века, Морозовского фарфора и другие. Только с 1918 по 1923 годы возникло 250 новых музеев.

Другая важнейшая задача, которая стояла перед советским государством в послереволюционный период - это ликвидация неграмотности. Задача была актуальна ввиду того, что 75% населения страны, особенно в деревне и национальных районах, не умели читать и писать. Для решения этой сложнейшей задачи в 1919 году СНК принял декрет "О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность под председательством М.И.Калинина. Были открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности, ликбезы.

Следующей важной вехой в развитии образования стало принятие в 1930 году постановления ЦК ВКП/б "О всеобщем обязательном начальном обучении". К концу 30-х годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена.

Наука и техника

В 20-30-е годы удалось добиться значительных успехов и в развитии науки. В голодном Петрограде в 1918 году были основаны физико-технический и оптический институты, ученые которых впоследствии создавали ядерный щит страны. Под Москвой открылась знаменитая лаборатория ЦАГИ (центральный аэрогидродинамический институт) это значит, что наша дорога в космос началась в далеком 1918 году. Русские ученые становятся основоположниками новых направлений науки: Н.Е.Жуковский основателем современной аэродинамики, К.Э.Циолковский - создателем теории реактивного движения, которая лежит в основе современной реактивной авиации и космических полетов. Трудами В.И.Вернадского были заложены основы новых наук -биогеохимии, радиологии. Мировое признание получили работы русского ученого-физиолога И.П.Павлова, создавшего учение об условных рефлексах и высшей нервной деятельности. Еще в 1904 году Павлову - первому из русских ученых была присуждена Нобелевская премия.

В 30-е годы на основе научных изысканий академика С.В.Лебедева в Советском Союзе впервые в мире было организовано массовое производство синтетического каучука. Труды А.Ф.Иоффе заложили основы современной физики полупроводников. Ученые сделали ряд крупных географических открытий, в особенности в изучении Крайнего Севера. В 1937 году четверо исследователей: И.Д.Папанин, Э.Т.Кренкель, Е.А.Федоров и П.П.Ширшов - высадились в Арктике и открыли там первую в мире исследовательскую дрейфующую станцию "СП-1". Они проработали на льдине 274 дня, пройдя в дрейфе 2500 километров. Ученые сделали много для развития науки. Они впервые получили геологические данные об этой территории, провели магнитные измерения, которые вскоре помогли обеспечить безопасность полетов Чкалова, Громова, Леваневского, внесли огромный вклад в метереологию и гидрологию этой части планеты. После первой станции было открыто еще 30, последняя была открыта в 1989 году.

30-е годы - время расцвета самолетостроения. Советские ученые и техники создали первоклассные самолеты, на которых наши летчики ставили мировые рекорды дальности и высоты полета. В 1937 году на самолете АНТ-25 В.В.Чкалов, Г.Ф.Байдуков, А.В.Беляков совершили беспересадочный полет Москва-Портленд (США) через Северный полюс, преодолев расстояние 10 тысяч километров. Полет продолжался 63 часа. Ему придавали огромное значение. Была установлена воздушная магистраль СССР-США через Северный полюс.

Огромная работа была проведена по ликвидации неграмотности. В 1913 году Ленин писал: “Такой дикой страны, в которой массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, - такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России”. В канун Октябрьской революции около 68% взрослого населения не умели читать и писать. Особенно безотрадным было положение деревни, где неграмотные составляли около 80%, а в национальных районах доля неграмотных достигала 99,5%.

26 декабря 1919 г СНК принял декрет “О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР”, по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В декрете предусматривалось сокращение рабочего дня для обучающихся с сохранением заработной платы, организация учета неграмотных, предоставление помещений для занятий кружкам ликбеза, строительство новых школ. В 1920 году была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, которая существовала до 1930 года при Наркомпросе РСФСР.

1) Постановление XVI съезда ВКП /б/ «О введении всеобщего обязательного начального образования для всех детей в СССР»(1930 г.); 2) Выдвинутая И. Сталиным в тридцатые годы идея обновления «экономических кадров» на всех уровнях, повлекшая за собой создание по всей стране промышленных академий и инженерных вузов, а также введение условий, стимулирующих трудящихся к получению образования на вечерних и заочных отделениях вузов «без отрыва от производства».

Первые стройки пятилетки, коллективизация сельского хозяйства, стахановское движение, исторические завоевания советской науки и техники воспринимались, переживались и отражались в общественном сознании в единстве рациональных и эмоциональных его структур. Поэтому художественной культуре не могла не принадлежать исключительно важная роль в духовном развитии социалистического общества. Никогда в прошлом и нигде в мире у произведений искусства не было такой широкой, такой массовой, подлинно народной аудитории, как в нашей стране. Об этом красноречиво свидетельствуют показатели посещаемости театров, концертных залов, художественных музеев и выставок, развитие киносети, книжное издательство и пользование библиотечными фондами.

Официальное искусство 30-40-х годов было приподнято-утверждающим, даже эйфорическим. Мажорный тип искусства, который рекомендовал Платон для своего идеального «Государства», воплотился в реальном советском тоталитарном обществе. Здесь же следует иметь ввиду трагическую противоречивость, сложившуюся в стране в довоенный период. В общественном сознании 30-х годов вера в социалистические идеалы, громадный авторитет партии стали соединяться с «вождизмом». В широких слоях общества распространилась социальная трусость, боязнь выбиться из общего ряда. Сущность классового подхода к общественным явлениям была усилена культом личности Сталина. Принципы классовой борьбы нашли свое отражение и в художественной жизни страны.

В 1932 году, выполняя решение XVI съезда ВКП /б/ в стране были распущены ряд творческих объединений --- Пролеткульт, РАПП, ВОАПП. А в апреле 1934 года открылся Первый всесоюзный съезд советских писателей. На съезде с докладом выступил секретарь ЦК по идеологии А.А. Жданов, изложивший большевистское видение художественной культуры в социалистическом обществе. В качестве «основного творческого метода» советской культуры был рекомендован «социалистический реализм». Новый метод предписывал художникам и содержание, и структурные принципы произведения, предполагая существование «нового типа сознания», которое появилось в результате утверждения марксизма-ленинизма. Социалистический реализм признавался раз навсегда данным, единственно верным и наиболее совершенным творческим методом.. Ждановское определение соцреализма опиралось на данное Сталиным -- в угоду техническому мышлению эпохи -- определение писателей как «инженеров человеческих душ». Тем самым художественной культуре, искусству придавался инструментальный характер, или отводилась роль инструмента формирования «нового человека».

Однако художественная практика 30-40-х годов оказалась значительно богаче рекомендуемых партийных установок. В предвоенный период заметно повышается роль исторического романа, проявляется глубокий интерес к истории отечества и к наиболее ярким историческим персонажам. Отсюда и целая серия серьезнейших исторических произведений: «Кюхля» Ю. Тынянова, «Радищев» О. Форш, «Емельян Пугачев» В. Шишкова, «Чингизхан» В. Яна, «Петр Первый» А. Толстого.

В эти же годы наступает расцвет советской детской литературы. Ее большими достижениями стали стихи для детей В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, повести А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Каверина, сказки А. Толстого, Ю. Олеши.

Накануне войны в феврале 1937 года в Советском Союзе было широко отмечено 100-летие со дня смерти А. С. Пушкина, в мае 1938 года страна не менее торжественно встретила 750-летие со дня создания национальной святыни «Слово о полку Игореве», а в марте 1940 года в СССР была опубликована последняя часть романа М. Шолохова «Тихий Дон».

С первых дней Великой Отечественной войны советское искусство целиком и полностью посвятило себя делу спасения Отечества. Деятели культуры сражались с оружием в руках на фронтах войны, работали во фронтовой печати и агитбригадах.

Необыкновенного звучания в этот период достигли советская поэзия и песня. Подлинным гимном народной войны стала песня В. Лебедева-- Кумача и А. Александрова «Священная война». В форме клятвы, плача, проклятья, прямого призыва создавалась военная лирика М.Исаковского, С. Щипачева, А. Твардовского, А. Ахматовой, A. Cypикова, Н. Тихонова, О. Берггольц, Б. Пастернака, К. Симонова.

В годы войны было создано одно из самых великих произведений XX века -- 7-я симфония Д. Шостаковича. В свое время Л. Бетховен любил повторять мысль о и том, что музыка должна высекать огонь из мужественного человеческого сердца. Именно эти мысли были воплощены Д. Шостаковичем в своем самом значительном сочинении. Д. Шостакович начал писать 7-ю симфонию спустя месяц после начала Великой Отечественной войны и продолжал свою работу в осажденном фашистами Ленинграде. Вместе с профессорами и студентами Ленинградской консерватории он выезжал на рытье окопов и, как боец противопожарной команды, жил на казарменном положении в здании консерватории. На оригинале партитуры симфонии видны пометки композитора «ВТ» -- означающие «воздушная тревога». Когда она наступала Д. Шостакович прерывал работу над симфонией и шел сбрасывать зажигательные бомбы с крыши консерватории.

Первые три части симфонии были закончены к концу сентября 1941 года, когда Ленинград уже был окружен и подвергался жестокому артиллерийскому обстрелу и воздушным бомбардировкам. Победный финал симфонии был завершен в декабре, когда фашистские орды стояли на подступах к Москве. «Моему родному городу Ленинграду, нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе посвящаю эту симфонию» -- таким был эпиграф к этому произведению.

В 1942 году симфония была исполнена в США и в других странах антифашистской коалиции. Музыкальное искусство всего мира не знает другого такого сочинения, которое получило бы столь могучий общественный резонанс. «Мы защищаем свободу, честь и независимость нашей Родины. Мы деремся за свою культуру, за науку, за искусство, за все, что мы строили и создавали», -- писал в те дни Д. Шостакович.

В годы войны советская драматургия создала подлинные шедевры театрального искусства. Речь идет о пьесах Л. Леонова «Нашествие», К. Симонова «Русские люди», А. Корнейчука «Фронт».

Исключительным успехом пользовались в военные годы концерты симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского, ансамбля Песни и пляски Советской Армии под руководством А. Александрова, русского народного хора им. М. Пятницкого, Солистов К. Шульженко, Л. Руслановой, А. Райкина, Л. Утесова, И. Козловского, С. Лемешева и многих других.

В послевоенное время отечественная культура продолжала художественное освоение военной темы. На документальной основе создаются роман А. Фадеева «Молодая гвардия» и «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого.

В советской гуманитарной науке этого периода начинают разрабатываться новые подходы к исследованию общественного сознания. Это связано с тем, что советский народ начинает знакомиться с культурой других стран и осуществлять духовные контакты со всеми континентами.

4. Социокультурная ситуация 60-70-х годов XX века в России Художественный процесс 60-70-х годов отличался интенсивностью и динамизмом своего развития. Он был тесно связан с известными общественно-политическими процессами, происходившими в стране. Не зря это время называют политической и культурной «оттепелью».На формирование культуры «оттепели» сильнейшее воздействие оказало и бурное развитие научно-- технического прогресса, определившее многие социально-экономические процессы этого периода. Экологические изменения в природе, миграция большого количества населения из деревни в город, усложнение жизни и быта в современных городах привели к серьезным изменениям в сознании и нравственности людей, что и стало предметом изображения в художественной культуре. В прозе В. Шукшина, Ю. Трифонова, В. Распутина, Ч. Айтматова, в драматургии А, Вампилова, В. Розова, А. Володина, в поэзии В. Высоцкого прослеживается стремление в бытовых сюжетах увидеть сложные проблемы времени.

В 60-70-е годы по-новому зазвучала тема Великой Отечественной войны в прозе и кинематографе. Художественные произведения тех лет не только более смело раскрывали конфликты и события минувшей войны, но и заостряли свое внимание на судьбе отдельно взятого человека на войне. Самые правдивые романы и фильмы были написаны и сняты писателями и режиссерами, знающими войну по личному опыту. Это прозаики -- В. Астафьев, В. Быков, Г. Бакланов, В. Кондратьев, кинорежиссеры Г. Чухрай, С. Ростоцкий.

Подлинным явлением советской культуры стало рождение в период «оттепели» так называемой «деревенской прозы». Ее проявление отнюдь не говорит о том, что существовали особые художественные потребности у крестьянства, которые значительно отличались от потребностей других слоев советского общества. Содержание большинства произведений В. Астафьева, В. Белова, Ф. Абрамова, В. Распутина и других «деревенщиков» не оставляли равнодушным никого, ибо речь в

них шла о проблемах общечеловеческих.

Писатели- «деревенщики» не только зафиксировали глубокие изменения в сознании, морали деревенского человека, но и показали более драматичную, сторону этих сдвигов, коснувшихся изменения связи поколений, передачи духовного опыта старших поколений младшим. Нарушение преемственности традиций приводило к вымиранию старых русских деревень с их веками складывающимся бытом, языком, моралью. На смену приходит новый уклад сельской жизни, близкий городскому. Вследствие этого меняется коренное понятие деревенской жизни -- понятие «дома», в которое издревле русские люди вкладывали и понятие «отечества», «родной земли», «семьи». Через осмысление понятия «дом» осуществлялась и глубокая связь по-, колоний. Именно об этом с болью писал в своем романе «Дом» Ф. Абрамов, этой проблеме посвящены и повести В. Распутина «Прощание с Матерой» и «Пожар».

Проблема взаимоотношения человека и природы, одна из самых острых глобальных проблем XX века, получила свое особое художественное звучание также в 60-70-е годы. Нерациональное использование природных богатств, загрязнение рек и озер, уничтожение лесов явились тяжелейшими последствиями научно-технического прогресса. Нерешенность этих проблем не могла не сказаться и на духовном мире человека, ставшего свидетелем, а часто и прямым виновником нарушения экологического баланса в природе. Жестокое, потребительское отношение к природе порождало в людях бессердечие, бездуховность. Именно нравственным проблемам в первую очередь был посвящен фильм-панорама тех лет «У озера» кинорежиссера С. Герасимова. Шестидесятые годы явили советскому обществу феномен прозы А. Солженицына. Именно в этот период появляются его рассказы «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор», ставшие классикой инакомыслия тех лет. Подлинным открытием театральной культуры того времени явилось создание молодых театров-студий «Современник» и «Таганка». Заметным явлением художественной жизни тех лет явилась деятельность журнала «Новый мир» под руководством А. Твардовского.

В целом художественная культура «оттепели» сумела поставить перед советским обществом ряд насущных проблем и попыталась в своих произведениях эти проблемы решить.

5. Советская культура 80-х годов XX века Восьмидесятые годы -- время сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеобщего греха, плахи заставляет художников прибегать к таким формам художественно -образного мышления, как притча, миф, символ. В свою очередь, познакомившись с романом «Плаха» Ч. Айтматова и фильмом «Покаяние» Т. Абуладзе читатель и зритель рассуждали, спорили, вырабатывали собственную гражданскую позицию.

Важнейшей особенностью художественной ситуации восьмидесятых годов -- является возникновение мощного потока «возвращенной" художественной культуры. Эта культура осмысливалась и понималась с тех же позиций, что и современная, то есть созданная для зрителя, слушателя, читателя тех лет.

Культура восьмидесятых годов отличается наметившейся тенденцией дать новую концепцию человека и мира, где общечеловеческое гуманистическое значимее, чем социально-- историческое. По многообразию творческих стилей, эстетических концепций, пристрастий к той или иной художественной традиции, культура конца 80-х начала 90-х годов напоминает начало XX века в русской культуре. Отечественная культура как бы добирает несостоявшийся естественный момент своего развития (спокойно пройденный западно-европейской культурой XX века) и насильственно остановленный известными социально-политическими событиями у нас в стране.

Таким образом, ключевая проблема художественной культуры восьмидесятых годов, связанная с самосознанием личности в ее отношениях с миром природы и миром людей в стилевом выражении обозначилась движением от психологизма к публицистичности, а затем к мифу, синтезирующему стили разных эстетических ориентаций.

В силу специфики российской истории и, в частности, наличия в обществе принципиально отличных друг от друга социально-экономических укладов и социокультурных слоев, осознание необходимости преобразований происходит, как правило, очень непросто. Ключевский подчеркивал, что особенностью стран, отставших от передовых держав, является то, что «нужда реформ назревает раньше, чем народ созревает для реформы». В России первыми понимали необходимость реформ интеллигенция или отдельные представители господствующей элиты, испытавшие на себе определенное влияние западной культуры. Однако в силу инертности подавляющей части общества и отчужденности государственной власти идеи реформ, как правило, распространялись крайне медленно. Это, в свою очередь, нередко провоцировало их радикальных сторонников на антиправительственные выступления или, по меньше мере, на пропаганду. Подавление этих движений (например, декабристов и народников в XIX в., диссидентов в прошлые десятилетия) лишь вызывало обратную реакцию и отдаляло реформы.

Вместе с тем, идея необходимости преобразований постепенно проникала в умы государственных деятелей и именно государство начинало реформы. Отсюда огромное, решающее значение для судеб преобразований имела позиция верховной власти: царей, императоров, генсеков, а ныне, и президентов. Отдельные из них были в числе первых, кто осознал и начал реформы. Это, конечно, Петр Великий, а отчасти и Александр I. Однако последний, возможно, как и его бабушка -- Екатерина II, не рискнули подобно Петру I поставить на карту собственную судьбу и начать радикальные преобразования, ломая сопротивление и апатию правящей элиты, да и в значительной мере -- народа.

ИСКУССТВО 30-Х ГОДОВ

1. Общая характеристика

Союз художников

23 апреля 1932 года ЦК партии принял постановление « О перестройке литературно-художественных организаций », которым были ликвидированы все существовавшие в 20-х годах художественные группировки и создана единая организация - Союз художников СССР .

Метод соцреализма

На Первом Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году А.М. Горький дал определение « метода социалистического реализма », подразумевающего творческое использование классического наследия мировой культуры, связь искусства с современностью, активное участие искусства в современной жизни, изображение ее с позиций « социалистического гуманизма ». Продолжая гуманистические традиции предшествующего искусства, соединяя их с новым, социалистическим содержанием , «социалистический реализм» должен был представлять собой новый тип художественного сознания .

Официальное искусство

При этом предполагалось, что выразительные средства могут быть самые разнообразные даже в толковании одной и той же темы. Так, во всяком случае, говорилось. На деле же это было на многие десятилетия вперед

официально разрешенное свыше,

« идеологически выдержанное » (что главное),

тяготеющее к натурализму единственно возможное направление в искусстве, некое подобие диамату в науке,

запрещающее всякое инакомыслие художественного сознания,

при этом с четко отлаженным механизмом государственных заказов , планированных (для художников, угодных партии) выставок и наград . (314)

Темы искусства во всех видах и жанрах как будто предполагали разнообразие: от героики революции и Гражданской войны до трудовых будней , подсказанных и выдвинутых самой жизнью. Жанр портрета должен был оставаться одним из ведущих , поскольку реалистическое искусство всегда и прежде всего - исследование человека , его души, его психологии.

Такова была эта довольно расплывчатая на словах и очень жесткая на деле программа. Как она воплощалась - показало следующее десятилетие . Конечно, одна и та же тема может быть развита и раскрыта по-разному, как

в картинах Петрова-Водкина и Дейнеки,

пейзажах Рылова и Нисского,

портретах Кончаловского и Корина,

в графике Лебедева и Конашевича,

в скульптуре Мухиной и Шадра ,

как и в дальнейшем, не отступая от основных реалистических принципов видения натуры, по-разному работали и работают художники современности: В. Попков, Я. Крестовский, В. Иванов, В. Тюленев, Г. Егошин и др. (315)

Идеологизация искусства

Но «метод социалистического реализма», единодушно принятый на съезде « инженеров человеческих душ » в 1934 году, совсем не предполагал какой-либо свободы . Наоборот, художественное творчество все более и жестче идеологизировалось. Как писал один исследователь - В. Пискунов (автор говорил о поэтах, но это в полной мере относится и к художникам), « единым росчерком начальственного пера выбраковывались целые поколения и периоды», и как раз лучшие из мастеров «не удостоились попасть в соцреалистические святцы ». Это всегда следует помнить, читая отечественную историю советского периода.

Художественные выставки

Большие усилия в 30-е годы были приложены к формированию национальных художественных школ , к созданию многонационального советского искусства ». Декады национального искусства и республиканские выставки, участие представителей разных республик в тематических художественных выставках:

«15 лет РККА»,

«20 лет РККА»,

«Индустрия социализма» (1937),

«Лучшие произведения советского искусства» (1940),

в международных выставках в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939),

в организации Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939 - 1940) –

одна из форм культурного общения народов СССР в эти годы.

Особенно большой была выставка «Индустрия социализма ». В ней участвовало свыше 700 художников Москвы, Ленинграда и других городов РСФСР и союзных республик; наряду с уже зрелыми мастерами на выставке дебютировала молодежь . Представленные произведения были посвящены « лучшим людям страны , ударникам пятилеток, новостройкам советской индустрии», что впоследствии стало о бязательным компонентом любой масштабной официальной выставки .

Академия художеств

В 1932 году были воссозданы закрытая в первые годы революции Всероссийская Академия художеств и позже - Институт живописи, скульптуры и архитектуры .

Попрание демократических принципов

Следует помнить, что 30-е годы - один из самых противоречивых и трагических периодов как в истории нашего государства, так и в его культуре и искусстве. Попрание гуманистических демократических принципов в жизни общества отразилось на творческой атмосфере. Была нарушена основа основ творческого процесса - свобода самовыражения художника .

Искусству – роль «разъяснителя»

За все более жестким утверждением единственного стиля и образа жизни , при исключении из действительности какого бы то ни было проявления свободы выбора, все в большей мере декретировалась и единая художественная форма . Поскольку искусству отводилась роль «разъяснителя » директив в наглядной форме, оно, естественно превращалось в искусство иллюстрированное и прямолинейное (« понятное »), утрачивая всю полноту, сложность и многогранность выразительных средств. (316)

Отрицание прав на свободу духа

Несмотря на демагогическое воспевание простого труженика - «строителя светлого будущего», отрицалось само право человека

на свободу духа ,

на свое видение мира ,

наконец, на сомнение - необходимый стимул к совершенствованию личности, к творческому созиданию.

Ибо что может быть губительнее для творчества, чем насаждение догматически единообразных форм прославления одной неправедно вознесенной над многомиллионным народом фигуры или нескольких фигур , или одной – и ложной - идеи ? Это привело к тому, что пути и судьбы художников все более и более расходились .

Два пути художников

Одни как бы - или в действительности - канули в небытие , другие стали « ведущими художниками эпохи » 30-х годов, судьбой одних было умолчание , безвестность и трагическое забвение , неизбежная фальшь и заведомая ложь сопровождали славу других .

Официальное искусство

Появились бесчисленные произведения вроде картин В. Ефанова и Г. Шегаля о « вожде, учителе и друге », «председательствующем» на съездах, бесчисленные портреты «вождя народов ». Ложно-оптимистически изображалась жизнь деревни в больших праздничных полотнах

С. Герасимов. Колхозный праздник. 1937

А. Пластов. Праздник в деревне. 1937

Все эти и им подобные картины выдавались за подлинную «правду жизни ». Они были полны той жизнерадостности , которая даже отдаленно не соответствовала истине , а ведь Горький именно « исторический оптимизм » считал одним из определяющих свойств «социалистического реализма ».

Фальсификация истории , гуманистических идей вела к психологической ломке творческой личности . И, в свою очередь, художник, создавая образ ложный , фальшивый, но построенный на принципах визуального правдоподобия , заставлял уверовать в него массы , которые были полны искреннего (а в 30-е годы особенно ярко выраженного) стремления к всеобщему счастью трудящегося человечества. Думается, в этом и заключается величайшая трагедия советского времени . (317)

Неофициальное искусство

Вместе с тем в искусстве 30-х годов можно назвать немало имен интересно работавших художников: Петров-Водкин, Кончаловский, Сарьян, Фаворский, Корин. Самая важная в жизни Корина картина « Русь уходящая » так и «не состоялась », и причина этого, как нам представляется, - художественная атмосфера тех лет.

В Ленинграде с 1925 году работала школа-мастерская Филонова . Под его руководством были исполнены оформление знаменитого издания финского эпоса «Калевала », декорации к «Ревизору ». Но в 30-е годы мастерская пустеет . Ученики покидают мастера. Подготовленная еще в 1930 году в ГРМ выставка работ Филонова так и не открылась . Ей суждено было состояться лишь через 58 лет .

2. Живопись

БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ ИОГАНСОН (1893 - 1973)

Ведущими становятся другие художники. Среди них главное место принадлежит Б.В. Иогансону (1893 - 1973), еще в 20-е годы написавшему такие произведения, как

Рабфак идет (Вузовцы). 1928

Советский суд. 1928

Узловая железнодорожная станция в 1919 году. 1928

представившему на выставке 1933 года «15 лет РККА» картину

Допрос коммунистов. 1933

а на выставке 1937 года «Индустрия социализма» - большое полотно

На старом уральском заводе. 1937

В обоих произведениях Иогансон стремится как будто бы следовать традициям , заложенным русскими художниками, прежде всего Репиным и Суриковым . И действительно, художник умеет изобразить « конфликтные ситуации », столкнуть характеры . При общем «благолепии » бесконечных « колхозных праздников » и бесчисленных изображениях « вождя, учителя и друга » это уже достоинство мастера . Оно сказывается прежде всего в композиционном решении .

Конфликтные ситуации

В «Допросе коммунистов» это столкновение двух разных сил , пленных и врагов, в «Урале Демидовском» (второе название картины «На старом уральском заводе») - рабочего и заводчика , взгляды которых по воле художника скрещиваются совсем как взгляды рыжебородого стрельца и Петра в суриковском «Утре стрелецкой казни». Сам процесс работы - Иогансон шел от описательности, дробности, многословия и перегруженности композиции к решению более лаконичному и строгому, где весь драматический конфликт строится на столкновении двух враждебных друг другу миров , - традиционен. Даже замена местоположения женской фигуры - в поисках более типичной ситуации – с первого плана в раннем варианте на мужскую - в окончательном («Допрос коммунистов») чем-то напоминает поиск решения Репиным в «Не ждали».

Большие потенциальные колористические возможности проявлены в этих картинах, особенно в первой, где контрасты светотени , резкие вспышки густо-синего, коричнево-красного, белого усиливают настроение трагизма происходящего . Но в итоге - полный проигрыш .

Неуместная сатира

Художнику изменяет простой вкус , ибо он обращается к сатире, шаржу , столь неуместным в живописном произведении .

Если уж коммунисты - то даже в руках врага бесстрашно на него надвигающиеся ;

если «белогвардейцы » то непременно истерики (вздернутое плечо, отвратительно красный затылок, поднятый хлыст и т. д.);

если заводчик - то взгляд его ненавидящ , но и неуверен,

если рабочий - то полон превосходства , достоинства, гнева и внутренней силы.

Фальшь в произведениях Иогансона

И все это нарочито, излишне, педалированно - и от этого теряет смысл и становится фальшью . (Хотя таких людей на самом деле и таких ситуаций было немало.)

Как историко-революционные полотна Бродского ,

как портреты Ряжского,

эти произведения Иогансона выразительно иллюстрируют развитие отечественного искусства и именно в этом смысле (а не традиционном), действительно, могут считаться « классикой советского искусства ».

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕЙНЕКА (1899 – 1969)

В 30-е годы много работает Дейнека.

Лаконизм деталей,

выразительность силуэта,

сдержанный линейный и цветовой ритм –

основные принципы его искусства . Бывшие «остовцы» остаются верны в целом своим традициям . Тематика становится разнообразнее: это жанр, портрет, пейзаж . Но что бы они ни писали, во всем проявляются приметы времени.

Для выставки «20 лет РККА» Дейнека написал одно из поэтичнейших и романтических произведений

Будущие летчики. 1938

три обнаженные мальчишеские фигуры (изображенные со спины), на берегу моря, глядящие на гидроплан в голубом небе , будущие его покорители. Этот романтизм выражен и колоритом - сочетанием

темно-синей воды,

серо-голубого неба,

солнечного света, заливающего набережную.

Зрителю не видны лица мальчишек , но всем строем картины передано ощущение жажды жизни, душевной открытости . Много картин Дейнеки этих лет посвящено спорту .

Акварели Дейнеки

Многоликий мир Европы и Нового Света открылся в его акварелях , написанных им после поездки за границу в 1935 году:

Тюильри. 1935

Улица в Риме. 1935

и другие, конечно, с «позиции» советского человека, у которого «собственная гордость».

Официально признанные художники создавали иллюзорный образ ликующей праздничной жизни 30-х годов , столь не соответствующий действительности . Так, ощущение новой строящейся жизни передает Ю. Пименов в картине

Ю. Пименов. Новая Москва. 1937

Импрессионистские тенденции живо ощущаются в мгновенности

впечатления, умело переданного как бы от лица сидящей за рулем женщины , в богатстве света и воздуха , в динамичности композиции . В яркой праздничной гамме также подчеркивается образ новой Москвы .

Замечательные художники

В эти годы продолжают работать и такие замечательные художники , как Н. Крымов (1884-1958), А. Куприн , каждый из которых своими индивидуальными средствами создавал эпически-величавый образ Родины

А. Куприн. Речка. 1929

А. Куприн. Летний день в Тарусе. 1939/40

А. Куприн. Тиамская долина. 1937

Живописно щедры, романтичны многие крымские и среднерусские пейзажи А. Лентулова , полны жизни и его натюрморты

А. Лентулов. Натюрморт с капустой. 1940

поражаешься жизнерадостности многих произведений художников в эти страшные годы. (320)

Всей живописно-пластической структурой полотна стремился выразить дух современности , напряженные ритмы новой жизни Г. Нисский , изображающий стоящие на рейде линкоры, летящие в морском просторе парусники, уходящие вдаль линии железнодорожных путей

Г. Нисский. На путях. 1933

Можно сказать, что в сравнении с 20-ми годами в 30-е годы расширяются географические рамки пейзажа как жанра . Художники едут на Урал, в Сибирь , на Крайний Север, в Крым . Родина - эта огромная территория многонационального государства - дает богатые впечатления живописцам , в пейзажах которых превалирует одна идея: природа нашей страны , представленная мастерами во всей ее щедрости и прихотливой изменчивости освещения в разное время суток и года,- это не просто символ красоты родной земли, но и символ времени , она так или иначе обновляется трудом миллионов людей. Художники национальных республик с любовью запечатлевают приметы нового в своей стране.

МАРТИРОС СЕРГЕЕВИЧ САРЬЯН

М. Сарьян пишет прекрасные пейзажи, портреты

Портрет архитектора А. Таманяна

Портрет поэта А. Исаакяна

и натюрморты. Зеленые долины , ослепительные снежные горы Армении , ее древние храмы и новые, вторгающиеся в ее суровые пейзажи стройки

Алавердский медеплавильный завод. 1935

Сбор винограда. 1937

Цветы и фрукты. 1939

великолепны, озарены ярким талантом прирожденного живописца, его поразительной декоративной щедростью.

О новом облике Армении свидетельствуют пейзажи Г. Гюрцжяна, Ф. Терлемезяна , образ новой Грузии дан в полотнах А. Цимакуридзе, В. Джапаридзе, Е. Ахвледиани .

ПЕТР ПЕТРОВИЧ КОНЧАЛОВСКИЙ

Интенсивно развивается в 30-е годы портрет. П.П. Кончаловский написал целую серию прекрасных портретов деятелей культуры:

В. Софроницкий за роялем. 1932

Портрет С. Прокофьева. 1934

Портрет В. Мейерхольда. 1938

В последнем, как всегда у Кончаловского, цвет открытый, звонкий , но он дан в контрасте с напряженным взглядом Мейерхольда и его позой, что вносит в образ нечто тревожащее . Это и неудивительно: до его ареста и гибели осталось немного дней . (321)

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ НЕСТЕРОВ

После почти 15-летнего молчания с рядом портретов советской интеллигенции выступил М. Нестеров

Портрет художников П.Д. и А.Д. Кориных. 1930

Портрет И.П. Павлова. 1935

Портрет хирурга Юдина. 1935

Портрет В.И. Мухиной. 1940

Кого бы ни изображал Нестеров,

будь то Павлов с его молодым задором, волевой, собранный, одухотворенный, лаконичный и выразительный жест рук которого лишь резче подчеркивает его неуемную, динамичную, «взрывчатую» натуру;

скульптор Шадр , стоящий в сосредоточенном раздумье у гигантского мраморного торса ;

хирург ли Юдин

или художница Кругликова , -

он прежде всего подчеркивает, что люди эти творцы , и смысл их жизни - в творческих исканиях в искусстве или в науке. В портретах Нестерова есть классическая мера, простота и ясность , они исполнены в лучших традициях русской живописи , прежде всего В.А. Серова .

ПАВЕЛ ДМИТРИЕВИЧ КОРИН (1892-1971)

По пути Нестерова в портрете идет его ученик П. Д. Корин (1892-1971), он также подчеркивает интеллект, внутреннюю сложность человека , но манера письма его иная,

форма жестче, четче,

силуэт острее,

рисунок экспрессивнее,

колорит суровее.

К. Магалашвили

Интерес к творческой интеллигенции еще в 20-е годы проявляет и грузинская художница К. Магалашвили

Портрет скульптора Я. Николадзе, 1922,

Портрет живописца Елены Ахвледиани, 1924,

Портрет пианистки и. Орбелиани, 1925

В 1941 г. она пишет

Портрет пианистки В. Куфтиной. 1941

С. Салам-заде

Азербайджанский художник С. Салам-заде избирает своей темой облик человека труда

С. Салм-заде. Портрет хлопкоробки Маюш Керимовой. 1938

3. Монументальная живопись

Монументальное искусство

30-е годы были определенным этапом в развитии всех видов монументального искусства . (322)

Открытие Всесоюзной сельскохозяйственной выставки ,

канала имени Москвы ,

строительство метрополитена в столице ,

клубов, дворцов культуры, театров, санаториев и пр.,

участие советских художников в международных выставках вызвало к жизни многие произведения

монументальной скульптуры,

монументальной живописи,

декоративно-прикладного искусства.

Художники Москвы, Ленинграда, других городов РСФСР и национальных республик, сохранившие и творчески переработавшие традиции и формы национального искусства, считали главными проблемы синтеза искусств .

Монументальная живопись

В монументальной живописи ведущее место принадлежит А.А. Дейнеке, Е.Е Лансере. Последний сложился как художник еще до революции. В 30-е годы он исполняет

росписи в Харькове, Тбилиси .

Роспись ресторанного зала Казанского вокзала в Москве

Посвящена дружбе и единению народов , рассказывает о природных богатствах страны .

Живопись ресторанного зала гостиницы «Москва»

основана на традициях итальянской иллюзорной плафонной живописи , прежде всего венецианца Тьеполо.

Монументальной живописью в эти же годы занимались также В. Фаворский, А Гончаров, Л. Бруни . В росписи

Фаворский. Роспись Дома моделей в Москве. 1935 (граффито, не сохр.)

Фаворский добился синтеза архитектуры и живописи , работа эта оказала огромное влияние на его учеников.

4. Скульптура

4.1 Памятники

В скульптуре много работали и старые мастера , заявившие о себе еще в первые годы советской власти, и молодые . Следует отметить, что в 30-е годы во всех видах и жанрах скульптуры - в портрете, статуарной композиции, рельефе - стало заметно тяготение к идеализации натуры . Особенно это сказалось в монументальной скульптуре, представленной в конкурсах на многочисленные памятники. (323)

МАТВЕЙ ГЕНРИХОВИЧ МАНИЗЕР (1891 – 1966)

Знаменательно, что в конкурсе на памятник Чапаеву (для города Самары) и Шевченко (для Харькова) победителем оказался М. Манизер, продолжатель академической школы русской скульптуры с ее тяготением к повествовательности и идеализации .

Памятник В. И. Чапаеву. Самара. 1932

Памятник Т.Г. Шевченко. Харьков. 1935

В памятнике Шевченко Манизер представил поэта прежде всего борцом, обличителем самодержавия .

Эта идея усилена тем, что его фигуре противопоставляется печальный образ батрачки , условно названный позже именем героини его поэмы «Катерина»

Катерина.

(одна из 16 фигур, олицетворяющих « этапы борьбы украинского народа за свое освобождение»). Памятник рассчитан на круговой осмотр и поставлен у входа в парк (автор постамента арх. И. Лангбард).

В 1936-1939 годах Манизер исполняет (вместе с учениками) ряд статуй для станции Московского метрополитена «Площадь Революции ». Эту работу вряд ли можно назвать удачной, что усугублялось тем, что ограниченность пространства , низкие арки препятствовали органическому синтезу архитектуры и скульптуры.

Лирическая скульптура

В скульптуре лирического плана, искусно моделированной, глубоко поэтичной, продолжает работать А. Т. Матвеев . Замечательные портретные произведения создает Я. Николадзе

Я. Николадзе. Портрет Г. Табидзе. 1939

Я. Николадзе. Бюст И. Чавчавадзе. 1938

Тонко-психологические или острохарактерные образы - в портретной скульптуре С. Лебедевой

С. Лебедева. Портрет В. Чкалова. 1937 (Этюд, бронза)

На самостоятельный творческий путь вступают в эти годы молодые скульпторы . Для них также первостепенными являются проблемы синтеза скульптуры и архитектуры .

ВЕРА ИГНАТЬЕВНА МУХИНА (1889 – 1853)

Большое значение для развития советской монументальной скульптуры имело участие СССР в международной выставке «Искусство, техника и современная жизнь», устроенной в Париже. Советский павильон был построен по проекту Б.М. Иофана . Скульптурную группу для него сделала В.И. Мухина .

Еще в 1922 - 1923 годах по плану монументальной пропаганды она исполнила полную страстного, бурного движения фигуру , олицетворяющую « пламя революции ». (324)

Крестьянка. 1927

В 1927 году ею создана станковая скульптура крестьянки ,

утяжеленные и крепко сбитые объемы,

лаконичная, выразительная пластика

которой свидетельствуют о постоянном интересе к монументальному обобщенному образу .

В портретах 30-х годов она нашла вполне современный язык реалистической скульптуры, основанной на классических образцах.

Доктор А. А. Замков. 1935

Архитектор С.А. Замков. 1935

Но более всего мастера интересуют принципы синтеза архитектуры и скульптуры .

Рабочий и колхозница. 1937

Одно из оригинальных решений и дала Мухина в работе для Международной выставки. Здание Иофана завершалось гигантским, поднятым на 33 м ввысь пилоном , который совершенно органично венчала скульптурная группа .

Они держат в вытянутых вверх руках серп и молот . Трудно было найти более цельное, емкое решение этой темы, чем нашла Мухина. От скульптурной группы исходит могучее движение , которое создает стремительный порыв фигур вперед и вверх . Экспрессивно трактованы складки одежд и шарфа . Легкость, серебристый блеск нержавеющей стали , в которой выполнена скульптура, еще более усиливают динамическое впечатление . Скульптор-новатор Мухина сумела воплотить в этом произведении идеал целой эпохи .

Работа с Иофаном

Совместная работа Мухиной с архитектором Иофаном привела к художественному единству простой, конструктивно-целостной архитектуры и пластически богатых, лаконичных, завершенных скульптурных форм . Причем роль скульптуры здесь превалирующая. Здание, облицованное мрамором с тягами из нержавеющей стали, по сути, лишь постамент для нее, скульптура естественно завершила вертикальные архитектурные ритмы , придала зданию архитектоническую завершенность. Это один из самых выразительных памятников , исполненный в соответствии с некогда задуманным « планом монументальной пропаганды ». Поставленный сейчас на низкий постамент , он потерял всю свою монументальность . (325)

Декоративная скульптура

В эти годы скульптор много работает декоративной скульптуре , а также завершает работу Шадра над начатым им в 30-е годы

Шадр. Памятник А.М. Горькому. 1951

установлен в Москве перед Белорусским вокзалом.

4.2 Анималистическая скульптура

ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ВАТАГИН (1883 – 1969)

В 30-е годы интересно развивается анималистическая скульптура, где несомненно выделяются имена двух мастеров - В. Ватагина , прекрасно знающего не только особенности, но и психологию животных, много работающего

в дереве

Гималайский медведь. 1925

и бронзе

Тигр. 1925

ИВАН СЕМЕНОВИЧ ЕФИМОВ (1878 – 1959)

и И. Ефимова, исполнявшего свои произведения в самых разных материалах более обобщенно, декоративно , чем Ватагин, и наделяющего зверя чертами антропоморфизма

Кошка с шаром. 1935 (фарфор)

Петух. 1932 (кованая медь).

Драгоценнейшая часть творчества обоих - их рисунки.

5. Графика

5.1 Книжная иллюстрация

Владимир Андреевич Фаворский (1886 – 1964)

В графике этих лет ведущее место продолжают занимать иллюстраторы книги . В.А. Фаворский , который и сам работает очень интенсивно - гравюры на дереве

Иллюстрации к «Слову о полку Игореве»,

Иллюстрации к «Vita Nova» Данте,

Иллюстрации к «Гамлету» Шекспира

возглавляет целую школу графиков . (326)

А. Гончаров с высокопрофессиональными, глубоко проникновенными иллюстрациями к Смолеттy и Шекспиру обслуживает особого внимания в ряду его учеников. В целом, однако, гравюра на дереве оттесняется на второй план литографией , а также рисунком - углем и черной акварелью .

Ленинградская школа

В 30-е годы в искусство ксилографии новую ногу вносит ленинградская школа , в которой больше изящества, идущего еще от «мирискуснических» традиций . Это работы Л. Хижинского , начавшего творческий путь на Украине, Г. Епифанова, Н. Фандерфлита , С. Мочалова , рано умершего Н. Алексеева . Мастерами станковой графики, певцами элегического акварельного пейзажа были В. Пакулин и Н. Тырса , ритмы нового, индустриального Ленинграда запечатлевают акварели Н. Лапшина .

Георгий Семенович Верейский (1886 – 1962)

С середины 30-х годов почти исключительно в технике офорта и литографии работает Г. Верейский (более 50 раз изобразил он актера В.П. Ершова , добиваясь глубины психологической характеристики ).

Константин Иванович Рудаков (1891 – 1949)

В самых разных техниках и жанрах работал блестящий рисовальщик К. Рудаков (иллюстрации к Золя и Мопассану , станковые графические изображения жизни Западной Европы, портреты современников)

Портрет художницы И.К. Колесовой. 1936 (акв.)

Дементий Алексеевич Шмаринов (1907 – 1995)

Плеяда молодых графиков выступает с иллюстрациями к русской и советской классике. Д. Шмаринов , ученик Д. Кардовского, делает полные сурового, трагического чувства

Иллюстрации к «Преступлению и наказанию» Достоевского. 1935 - 1936

изящные и простые рисунки

Рисунки к «Повестям Белкина». 1937

Серия рисунков к«Петру I » А. Толстого. 1940

Иллюстрации к «Герою нашего времени» М.Ю. Лермонтова. 1939 - 1940

Рисунки к «Петру I », по сути, целые исторические композиции с яркими характерами, с прекрасной передачей в эскизной манере самого духа петровской эпохи . Шмаринов обошел многие бытовые подробности, чтобы придать серии высокий эпический стиль. (327)

Евгений Адольфович Кибрик (1906 - 1978)

Е.А. Кибрик (1906 - 1978) исполняет полные пленительной простоты и тонкого ощущения галльского духа

Иллюстрации к «Кола Брюньону». 1936

Иллюстрации к «Легенде об Уленшпигеле» Шарля де Костера. 1938

Позднее Кибрик писал: «Всю жизнь я стремился воплотить один образ. Это образ доброго, смелого, веселого человека . Он любит жизнь и людей . Он борется со злом . Ему хочется подражать . Этот образ выступал в моем творчестве то в лице бургундца, то фламандца, то украинца, то русского » (4, с. 15). (328)

Сергей Васильевич Герасимов (1885 – 1964)

С.В. Герасимов в черных акварелях создает темпераментные и сильные характеры героев

Иллюстрации к повести «Дело Артамоновых» А.М. Горького. 1938 – 1939

Кукрыниксы

Кукрыниксы (союз трех художников - М.В. Куприянова, П.Н. Крылова, Н.А. Соколова ), еще в 20-е годы заявившие о себе как художники-сатирики , иллюстрируют в основном сатирические произведения

Иллюстрации к «Господам Головлевым» М.Е. Салтыкова-Щедрина

или отдельные (сатирические) эпизоды в литературных сочинениях

Иллюстрации к «Климу Самгину» М. Горького

Детгиз

Ленинградские художники К.И. Рудаков, Н.А. Тырса работают над западной и русской классикой , В.В. Лебедев и Е.И. Чарушин - над детской литературой , сохраняя каждый свое творческое лицо. Вокруг Детгиза во главе с В. Лебедевым организовалась целая группа замечательных ленинградских графиков высокой культуры: Ю. Васнецов, В. Курдов, В. Конашевич и многие другие.

«Пушкиниана»

100-летие со дня смерти Пушкина в 1937 году вызвало к жизни целую « пушкиниану »

рисунки и акварели Н. Ульянова , посвященные пушкинским местам,

серии Л. Хижинского ,

литографии П. Шиллинговского

«Какое великое счастье, что у России есть Пушкин . Всю нашу жизнь он сияет над нами, как незаходящее солнце !» - писал позже незаурядный график, мастер острого рисунка Н. Кузьмин , иллюстрировавший «Евгения Онегина» в «пушкинской манере» (5, с. 50).

Национальная литература

Интерес к национальной классической литературе повсеместен. Широкую известность обрели иллюстрации С. Кобуладзе

С. Кобуладзе. Иллюстрации к поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». 1935 – 1937

Возвышенная приподнятость героических характеров достигается

чеканностью пластической формы,

выверенностъю композиции ,

почти скульптурной осязательностью в передаче антуража,

отбором главного в нем.

Цикл гуашей , посвященных Давиду Сасунскому , исполнил Е. Кочар (1939).

6. Архитектура

Конкурс на Здание Дворца Советов в Москве

Многие (бр. Веснины, М. Гельфрейх, Б. Иофан, М. Гинзбург, даже ш.-э. Корбюзье) известные архитекторы участвовали в конкурсе на Здание Дворца Советов в Москве. Победил проект многоярусного здания , обнесенного колоннами, со статуей В.И. Ленина наверху. Так кубистический Мавзолей мог оказаться в близком соседстве с гигантским сооружением , претендующим на некоторое подо бие классицистической архитектуры. Но проекту не суждено было осуществиться .

Павильоны на ВСХ

Соперничество между конструктивизмом и неким подобием классицизма наблюдается и в архитектуре 30-х годов с явным преобладанием последнего к концу десятилетия. В 1937 - 1939 годах на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке возводятся олицетворяющие республики огромные павильоны в псевдонациональном духе .

Московский метрополитен

С середины 30-х годов строятся первые станции Московского метрополитена

с роскошной внутренней отделкой (мозаика, скульптура, гризайль, фреска, витраж, разные сорта мрамора, бронза светильников и решеток и т. д.)

и перегруженным советской символикой из серпа, молота

и пятиконечных звезд декором .

Сталинский ампир

Помпезность, чрезмерная парадность , иногда даже в ущерб удобству и здравому смыслу

огромные колоннады,

башни со шпилями , обильно украшенные нелепой скульптурой , в которой формы, претендующие на классицистические, исполнены как бы рукой варвара,

гигантские пролеты-арки ворот , несоразмерные человеку, что само по себе уже нарушает законы архитектоники, идущие от классического искусства

прочно укрепились в более позднее время и были подвергнуты критике только к концу 50-х годов . Но в народе до сих пор держится меткое ироническое название «сталинский ампир».