Анализ «Сашка» Кондратьев. Подвиг как героическое исполнение долга (По повести Вячеслава Кондратьева «Сашка») Анализ эпизода сашка и пленный немец

Сашкина рота напоролась на немецкую разведку и стала поспешно отходить. Фашисты хотели отрезать от наших свою разведку: полетели мины. «Но все это было привычное, испытываемое ими каждодневно и потому особого страха не вызывало». Сашка оторвался от своих, рванул через огонь и тут увидел немца. Сашка проявляет отчаянную храбрость - берет немца голыми руками, патронов у него не было, свой диск он отдал ротному. При этом вовсе не считает себя героем - на вопрос ротного, как это вышло, отвечает: «А шут его знает. Дуриком». На допросе немец молчит, и ротный приказывает Сашке вести немца в штаб. По дороге Сашка думает, что немец не трус, раз не поддакивает на его «Гитлер капут» говорит, немцу, что у нас пленных не расстреливают, обещает ему жизнь. Комбат в штабе, не добившись от немца никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка приказу не подчинился.

Почему Сашка не подчиняется приказу?

Как расценивать этот его поступок?

Сашке нетрудно было бы убить немца в бою. Этот же был пленным, расстрелять его, после того как обещал сохранить жизнь, Сашка не мог. Между двумя солдатами - русским и немецким - завязываются человеческие отношения: оба умываются и чистят одежду перед тем, как прийти в штаб; немец угощает Сашку сигаретами; Сашка обращается к пленному уже не так, как сначала, - «фашист», а «фриц», более нейтрально, ведь Фриц - немецкое имя; Сашке уже хочется поговорить с немцем, жаль, немецкого не знает. И главное вдруг понял Сашка - «какая у него сейчас страшная власть над немцем. Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. И стало Сашке не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком». Сашка увидел в пленном не просто врага, а другого человека: «когда брал он этого фрица, дрался с ним, ощущая тепло его тела, силу мышц, показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым... Потому и мог разговаривать с ним по-человечески, принимать сигареты, курить вместе».

Сашка вызывает уважение к себе своей добротой, гуманностью. Война не искалечила его душу, не обезличила его. Удивительно огромное чувство ответственности за все, даже за то, за что он не мог отвечать. Стыдно ему было перед немцем за никудышную оборону, за ребят, которых не похоронили: он старался вести пленного так, чтоб не видел тот наших убитых и не захороненных бойцов, а когда натыкались на них, стыдно было Сашке, словно он в чем-то виновен.

Сашка жалеет немца, не представляет, как сможет нарушить данное ему слово. «Цена человеческой жизни не умалилась в его сознании». И не выполнить приказ комбата тоже невозможно. Сашка ведет пленного немца на расстрел, изо всех сил тянет время, и автор растягивает их путь, заставляя читателя переживать: чем же это кончится? Приближается комбат, и Сашка не опускает перед ним взгляда, чувствуя свою правоту. «И отвернул глаза капитан», отменил свое приказание. Сашка же испытывает необыкновенное облегчение, видит будто впервые и «церкву разрушенную», и «синеющий бор за полем, и нешибко голубое небо» и думает: «коли живой останется, то из всего, им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабывным...»

Можно обсудить этот поступок Сашки в классе, найдутся те, кто считает его неправым - приказы на войне надо выполнять.

Какова роль эпизодического героя, связного комбата Толика?

(Девиз Толика - «наше дело телячье», он уже примеривается к часикам еще не расстрелянного немца, готов торговаться с Сашкой, чтобы «трофей» не упустить. Нет у него в душе заслона, преграды как у Сашки. И Сашка понимает, что «Толик похвалиться любит, а сам слабак». Сашка и Толик противопоставлены как ответственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество.)

Год литературы

ТЕМА : « ЖИЗНЬ НА ВОЙНЕ»

(по повести В. Кондратьева «Сашка»)

Цель урока: Проанализировать повесть Кондратьева «Сашка»

Задачи урока:

1. выявить специфику изображения войны и характера рядового бойца в повести В. Кондратьева; доказать главную мысль писателя: даже в нечеловеческих условиях человек должен сохранить свою душу, не запятнать совести, оставаться человеком;

2. развивать культуру читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образное и аналитическое мышление (умение анализировать эпизод, объяснять его связь с проблематикой произведения, умение сравнивать, выделять главное, обобщать);

3. воспитывать духовно развитую личность, формировать гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, чувство патриотизма.

План урока:

1. Вступительное слово учителя.

2. Сообщения учащихся.

· В. Кондратьев – писатель-фронтовик.

· Чтение стихотворения А. Твардовского «Я убит подо Ржевом…».

3. Анализ повести.

· Художественные детали, воссоздающие картину войны.

· Сашка как человек и боец.

· Три испытания.

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание.

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова…

ХОД УРОКА.

I . Вступительное слово учителя .

Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны.

Но спорить об этой войне, открывать новые страницы в истории этой страшной войны, знакомиться с честными и талантливыми книгами о ней мы будем ещё долго.


признавался, что каждый раз брал в руки новую книгу с одной и той же думой об авторе: что ты за человек и что нового о жизни можешь поведать?

Так что за человек Вячеслав Леонидович Кондратьев? Что нового о Великой Отечественной войне он поведал нам в своей повести «Сашка»?

II . Сообщения учащихся.

1). В. Кондратьев – писатель-фронтовик.

Вячеслав Леонидович Кондратьев в литературу пришёл достаточно поздно, спустя много лет после войны, в конце 70-х.

Он родился в 1923 году. В 1939 году с первого курса института ушёл в армию, служил на Дальнем Востоке.

В декабре 1941 года в числе младших командиров отправлен на фронт, в 1942-ом находился подо Ржевом, где бои были особенно тяжелы, а потери наши особенно многочисленны. О тяжести тех боёв мы можем судить по тому, что сначала он был помощником командира взвода , потом – командиром взвода, а затем принял роту – и всё это только за одну неделю.

Потом новые бои, тягостные, неудачные, такие, о которых написал Александр Твардовский в стихотворении «Я убит подо Ржевом…».

2). Чтение отрывка из стихотворения А. Твардовского «Я убит подо Ржевом…» (от начала - до слов: «… ибо мёртвых проклятье – эта кара страшна»).

Вячеслав Кондратьев убит не был, на его долю досталось ранение и медаль «За отвагу». После отпуска по ранению снова фронт, служба в железнодорожных войсках, в разведке. В конце 43-го – тяжёлое ранение, полгода в госпитале, а после – демобилизация по инвалидности.

«До Берлина не дошёл, но своё дело на войне сделал», - так заканчивается повествование Константина Симонова о военной судьбе писателя-фронтовика Вячеслава Леонидовича Кондратьева.

(«Доброго пути, Сашка» - «Дружба народов», 1979, №2)

Учитель:

Вячеслав Кондратьев предваряет своё повествование так: «Всем воевавшим подо Ржевом – живым и мёртвым – посвящена эта повесть»

О повести В. Кондратьева «Сашка» мы и поговорим сегодня на уроке,

III . Анализ повести «Сашка».

1. Два месяца на передовой. Быт войны.

ВОПРОС: Назовите существенные художественные детали, картины, факты, с помощью которых автор рисует правдивую, достоверную картину боёв подо Ржевом.

1) « А ночь плыла над передовой, как обычно . Всплёскивались ракеты в небо, рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле… Порой небо прорезывалось трассирующими, порой Тишину взрывали пулемётные очереди или отдалённая артиллерийская канонада… Как обычно …»

(Речь идёт о страшных вещах, рисуется жуткая картина, а для героя всё это – обычное, привычное состояние («как обычно»). «Привык уже Сашка к этому, обтерпелся…»).

2) «Деревни, которые они брали, стояли будто мёртвые , не видать в них было никакого движения. Только летели оттуда стаи противно воющих мин, шелестящих снарядов и тянулись нити трассирующих. Из живого видели они лишь танки , которые, контратакуя, пёрли на нас, урча моторами и поливая их пулемётным огнём, а они метались на заснеженном тогда поле…Хорошо, наши сорокопятки затявкали, отогнали фрицев».

(Война есть война, и несёт она только смерть, странное сочетание – «живые танки»).

3) «С хлебцем плохо. Навару никакого. Полкотелка жидни пшёнки на двоих – и будь здоров».


4) «В серёдке пятачка столпилась их битая-перебитая рота около раненного в ногу политрука».

5) «То, что приходится мёртвого тела касаться, его не смущало – попривыкли они к трупам-то. По всей роще раскиданы…»

6) «…как завыло над головой, зашелестело, а потом гроханули разрывы по всей роще, и пошло…И обстрел большой – рвутся мины одна за другой, пачками, будто строчит очередь какой-то здоровенный пулемётище…Глянул назад, и впрямь творится там страшное – разрывы по всему лесу, взметаются вверх комья земли, падают вывороченные с корнем деревья»

7) «Хоть и нет там ничего – ни укрытий, ни окопов, ни щелей, только шалашики , – но попривыкли к ней (роще), словно дом родимый…»

8) «…почувствовал... тянущее изнутри ощущение пустоты в желудке , которое прихватывало их всех по нескольку раз на день».

9) «Сам знает Сашка, что плохо, но нету силенок ребят хоронить, нету…Ведь себе, живым, окопчика вырыть не в силах.»

10) – «Сколько у вас в роте было человек? – спросил капитан.

– Сто пятьдесят…

– Сколько осталось?

– Шестнадцать…»

(За 2 месяца из каждых десяти человек погибли девять!)

11) «Ночью после самого первого их наступления дали немцы огня по тылам, и под этим сараем погребены человек двенадцать его однополчан-дальневосточников. И до передка не дошли ребята, а всё молодые, Сашкины однолетки. У сарая до сих пор трупным духом веет».

12) «Ни окопов, ни землянок у первой не было, кругом вода. Даже мелкие воронки от мин и те ею дополна, и ютилась битая-перебитая в шалашиках. Только у ротного был жиденький блиндажик , на бугорке выкопанный, но и в нём воды до колена.»

(Жалкие слова – «шалашик», «окопчик», «блиндажик» подчёркивают шаткость, ненадёжность положения).

13) «…знал точно, никаким встречам со многими оставшимися здесь не бывать, а кому уж из них остаться здесь, на этой Ржевской, набухшей от крови земле , это уж судьба…»

ВЫВОД: Автор рисует страшную правдивую картину боёв: войска несли чудовищные потери, у оставшихся в живых не было сил и возможности хоронить убитых, поэтому трупы валялись повсюду; солдатам негде было передохнуть, обсушиться, они голодали; не хватало оружия, боеприпасов , снаряжения. Автор показывает «обыденность» экстремальных ситуаций.

2. Сашка как человек и боец.

1). В каких эпизодах с особой силой раскрывается Сашка как человек и боец? Назовите мотивы его поступков.

1). Сашка добывает валенки для ротного.

(«Для себя ни за что бы не полез, пропади пропадом эти валенки! Но ротного жалко. Его пимы насквозь водой пропитались – и за лето не просушишь…»)

2). Раненый Сашка под огнём возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат.

(«Но его-то роте ППШ тогда не достанется…Да и с ребятами, и с ротным надо бы проститься…»)

3). Сашка ведёт санитаров к тяжело раненному.

(«…знает он, этих санвзводовских, на передок арканом не затащишь. Вернутся и скажут – не нашли, дескать, или что помер уже раненый. Кто их проверять будет?.. А ведь он слово дал. Умирающему – слово!»)

4). История с пленным немцем.

(«Очень много видел Сашка смертей за это время – проживи до 100 лет, столько не увидишь, - но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании».)

5). История с Зиной.

(«И опять, перебрав всё, что у него с Зиной за тот день и вечер было, припомнив опять разговоры их все и представив её жизнь тут за эти месяцы, пришёл он к тому – неподсудна Зина… Просто война… И нету у него зла на неё».)

6). Сашка выручает лейтенанта Володьку.

(«Ну, какой с меня, рядового ваньки, спрос? На меня и время тратить жаль, когда всё равно через месяц маршевая и передок. А ты лейтенант. С тобой разговор другой – и разжаловать могут, и под трибунал отдать».)

7). Эпизод с Пашей.

(« - Вот, Паша, - сказал Сашка. – Встретились мы случайно и дня вместе не пробыли, а ведь помнить я тебя весь век буду…

- Брось заливать-то! Знаю я вас…

- Нет, правда, Паша. Я врать не люблю…»

«- Словно из дому ухожу…

- Приголубила, значит?

- Не в том дело…Хорошая женщина очень, сердечная. Звала остаться на недельку…

- Я догадался. Чего ж ты?

- Ни к чему это…- в раздумье ответил Сашка…»)

2). Почему из всей фронтовой жизни своего героя выбраны именно эти события?

(Эти эпизоды раскрывают личность Сашки с разных сторон, он как бы проходит испытания на выносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви, испытания властью, неограниченной властью над другим человеком.)

3. Три испытания.

Учитель: В. Кондратьев провёл своего героя «через испытания властью, любовью и дружбой». Как выдержал Сашка эти испытания?

1) История с немцем («испытание властью»).

а) Сжатый пересказ.

(Сашка напоролся на немецкую разведку (когда доставал валенки для ротного), перебежками добрался до рощи, чтобы предупредить своих, и столкнулся с ротным, который отдал приказ отойти за овраг. Фашисты захватили «языка» и стали поспешно отходить. Полетели немецкие мины: немцы хотели отрезать от наших свою разведку. Сашка оторвался от своих, рванул через огонь и тут увидел немца. Отчаянную храбрость проявляет Сашка – берёт немца голыми руками: патронов у него нет, свой диск он отдал ротному. Но сколько ребят полегло за «языка»! Сашка не колебался ни минуты. Но при этом он не считает себя героем. Когда ротный спрашивает, как это вышло, отвечает: «А шут его знает. Дуриком».

Безрезультатно допрашивает немца ротный, потом приказывает Сашке вести немца в штаб. По дороге Сашка говорит немцу, что у нас пленных не расстреливают, обещает ему жизнь. Комбат, не добившись от немца никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка приказу не подчиняется.)

1. Почему Сашка не подчиняется приказу?

(Сашке нетрудно было бы убить немца в бою («Вот когда поднялись они из-под взгорка – серые, страшные, нелюди какие-то, - это были враги», «поджигателей этих стрелял бы Сашка безжалостно, если б попались»). Этот же немец был пленным, безоружным, расстрелять его он не мог, так как обещал ему сохранить жизнь («Мы не вы. Пленных не расстреливаем», «не такой он, чтобы над пленным и безоружным издеваться»).

Между двумя солдатами – русским и немецким – завязываются человеческие отношения: оба умываются и чистятся перед тем, как прийти в штаб; немец угощает Сашку сигаретами; Сашка обращается к пленному уже не так как сначала (не «фашист», а «фриц», более нейтрально, ведь Фриц – это немецкое имя); Сашке уже хочется поговорить с ним, расспросить о житье-бытье, жаль, немецкого не знает.

Сашка увидел в пленном не просто врага, а другого человека: «…когда брал он этого фрица, дрался с ним, ощущая тепло его тела, силу мышц, показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым…Потому и мог разговаривать с ним по-человечески, принимать сигареты, курить вместе…»).

У Сашки очень сильны нравственные принципы: если он дал слово, то должен его сдержать («Много, очень много видал Сашка смертей за это время – проживи до ста лет, столько не увидишь, - но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании»).

2). В какой момент «секундной вспышкой» промелькнула мысль выполнить приказ комбата?

(Когда комбат без шинели и шапки шел вместе с Толиком к пепелищу, возле которого находились Сашка и пленный, «побледнел Сашка, съежился, облило тело ледяным потом, сдавилось сердце…и секундной вспышкой мелькнуло – ну, а если…хлопнуть сейчас немца и бегом к капитану: «Ваше приказание выполнено…» И снята с души вся путань…И,…только повернувшись к немцу, увидел Сашка, прочел тот мысль эту секундную, смертной пеленой зашлись глаза… Нет, не могу… И, когда решил бесповоротно, вроде спокойней стало, только покой этот - покойницкий…»)

3). Когда Сашка вёл немца в штаб батальона, то в один момент ему стало страшно. Почему?

(«И тут понял Сашка, какая у него страшная власть над немцем. Ведь тот от каждого его слова или жеста то обмирает, то в надежду входит. Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. Захочет – доведёт до штаба живым, захочет – хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало… Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться… И стало Сашке как-то не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком»).

4). Какова позиция Толика, связного комбата?

(Девиз Толика: «Наше дело телячье…Приказали – исполнил!»

Примеривается к часам ещё не убитого немца («…ухватил цепким взглядом часы на его руке и уже не отпускал»).

Готов торговаться с Сашкой, чтобы не упустить «трофей» («…я бы тебе буханку черняшки дал…за часики-то…Махры могу пачку в придачу.»)

Ротный, например, ведет себя совсем по-другому: «ротный взял зажигалку, чиркнул, прикурил и дал огня Сашке…Повертел зажигалку, рассматривая, и подал её обратно немцу».

Нет у него в душе «заслона, преграды», как у Сашки, он уж, не задумываясь и не мучаясь муками совести, расстрелял бы безоружного («…не расколется – к стенке!...А чего с ним цацкаться? Раз молчит, туда ему и дорога»).

Сашка понимает, что «Толик похвалиться любит, а сам слабак».

Сашка и Толик противопоставлены как ответственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество.)

5). Какие духовные качества Сашки проявляются в этом эпизоде?

(Деятельная доброта ; действенный гуманизм ; твёрдость нравственных принципов; отношение к жизни как высшей ценности; страх от неограниченной власти над другим человеком; огромное чувство ответственности за всё, даже за то, за что он не мог отвечать).

6). Какова нравственная проблематика этой части повести?

(- Проблемы гуманизма, правды, нравственного выбора, ценности

Проблема власти: власть как право и власть как ответственность ).

г) Учитель: В случае из жизни, который лёг в основу рассказа, финал истории с пленным закончился трагичнее: командир своего приказа не отменил, и военнопленный был расстрелян, а человек, выполнивший приказ (и поведавший позже эту историю Кондратьеву), всю жизнь терзался: правильно ли он поступил?

2) Взаимоотношения с Зиной («испытание любовью»).

1).Что значит Зина в Сашкиной жизни?

(Сашка спас Зине жизнь, когда прикрыл её своим телом во время бомбёжки. Это его первая любовь. Он так ждёт встречи! Но на передовой он не разрешает себе думать о ней, потому что война, и всякое может случиться, потому что «привыкли на фронте жить часом, а то и минутой».

По дороге в госпиталь, когда страшное напряжение передовой постепенно отпускает, когда радость нахлынула в душу, что он живой, Сашка разрешает себе подумать о Зине, сестрёнке из санроты. Его беспокоило, как они встретятся, ведь всё-таки 2 месяца прошло. И ничего у них не было, только поцеловались несколько раз. Но при прощании он понял, что роднее и ближе у него никого нет, что готов для этой девчушки в шинели сделать всё, лишь бы было ей хорошо и спокойно.

И потом в наступлении представлял он, что идёт он защищать её, Зину, которая обещала его ждать, и ему становилось легче.

Но, ожидая Зину, он всё время думает о своей роте: ей опять дрожать в шалашиках, а «кого-то беспременно сегодня шлёпнет», «и смутно ему и вроде стыдно, что он – здесь, а они – там».

Когда он узнаёт о вечеринке , то это вызывает у него гнев: «Какие танцы! Врёшь, Зина! Быть этого не может!», и «шатнуло его даже». Он говорит строго: «Понимаешь, нельзя это…Веселиться нельзя, когда все поля в наших!» Даже в тылу он не может жить по иным законам, кроме законов передовой.

При встрече с Зиной вечером Сашка уловил, что «в ласках Зининых больше жалости, …и слова-то она говорила всё жалкие: родненький, глупенький, бедненький…Может, из жалости и решилась на всё да ещё потому, что считает себя жизнью ему обязанной».

Думается ему, что их любовь с Зиной будет такой же короткой, как вспышка ракеты: «Погорит недолго, согреть как следует не успеет и…погаснет – разведёт их война в разные стороны».)

2). Почему Зина всё-таки пошла на вечеринку?

(Приходил лейтенант, уговаривал её, потому что отправляют его на передовую, хотел он проститься с Зиной. Зина Сашке на прогулке сказала, что нравится она лейтенанту, что ухаживает он за ней по-хорошему. И Зине этот лейтенант, судя по всему нравится.)

3). Как отнёсся Сашка к тому, что пошла на танцы?

(Когда он узнаёт, что Зина там, танцует с лейтенантом, то ему горько, больно: «А то, что Зина сейчас там, на вечере, затронуло больно, и что-то тошнотное стало подступать к горлу. Задышал он прерывисто, тяжело и торопливо непослушной рукой стал натягивать гимнастерку».

«Нарастало комом в груди что-то холодное, тяжелое, подступало к горлу, давило…»

«…будто разорвалось что в Сашкиной голове», когда он увидел в окне Зину, готов был бросить в оконный проём обломок кирпича, если бы кто-то её обидел.

Но ещё большие страдания принесли ему Зинины слова, когда она сказала лейтенанту:

«- Не надо, Толя…- и отвела его руки мягко и несердито.

Вздыбись рядом земля от взрыва, не ошеломило бы так Сашку. И ни слова, ни обращение по имени, а вот жест этот покойный, даже ласковый, каким отвела она его руки, словно имеет она силу на лейтенанта, поразил Сашку в самое сердце и уверил его, что любовь у них…

Словно ударом под вздох надломило Сашку и откинуло назад.»

4). Как вы оцениваете поведение Сашки в финале второй части повести?

(Сашка повёл себя в этой ситуации в высшей степени достойно. Несмотря на потрясение, боль, обиду, припомнив их встречу, разговоры и «представив её жизнь тут за эти месяцы, пришёл он к тому – неосудима Зина…Просто война…И нету у него зла на неё…»

Понял Сашка, что любовь у них, а раз любовь, какое право он имеет ей мешать? И Сашка уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами.

Доброта, чуткость, благородство героя и здесь взяли верх. В нём пробудилась способность уважать чужие чувства, понять и простить любимого человека, не причинить ему боль. Это и есть настоящая любовь.

3) История с лейтенантом Володькой («испытание дружбой»).

1). Каковы мотивы Сашкиного заступничества за лейтенанта Володьку?

(«Ну, какой с меня, рядового Ваньки, спрос? На меня и время тратить жаль, когда всё равно через месяц маршевая и передок. А ты лейтенант. С тобой разговор другой – и разжаловать могут, и под трибунал отдать.»

«Давай так договоримся – уж если на меня начнут дело шить, тогда поступай как знаешь, а пока подождём. Может, обойдется все.»)

2). Как вы оцениваете его поступок?

(Мы сочувствуем Сашке и восхищаемся его поступком: он, на вид совсем не геройский, не лихой солдат, оказывается сильнее и смелее отчаянного лейтенанта с Марьиной Рощи, выручает его из беды.

«Что ни говори, на сердце все же скребло. Пусть трибунал сейчас, в войну, и не страшный, потому как все сроки передовой заменяют, а там-то – до первой крови, как ранило, так и искупил свою вину, а отпередка Сашке все равно никуда не деться, как рана заживет, так и айда туда! Но посасывало на душе противно – сроду Сашка ни под каким судом-следствием не был…»

«Но о сделанном он не сожалел. Он себя благоразумней Володьки считал и похитрее, может».

«Через пару дней вызвали Сашку опять…Шел он с сестрицей к тому корпусу, и на душе было смутно, кое-какой страшок примораживал сердце, только одно легчило: может, выяснится все окончательно, неизвестность-то хуже всего».

«Что ни крути, а история эта нервишек стоила, если по-честному, то совсем не «наплевать» было Сашке».

Черты характера Сашки.

1. Огромное чувство ответственности.

2. Пытливый ум и критический взгляд на происходящее.

3. Совестливость.

4. Понимание нужности того, что он делает.

5. Интеллигентность.

Проблемная ситуация.

Учитель: «…ротный, бывало, перед тем, как приказать что-нибудь, хлопал Сашку по плечу и говорил: «Надо, Сашок. Понимаешь, надо ». И Сашка понимал – надо, и делал всё, что приказано, как следует». Это было необходимо на войне.

Есть «надо» и «сверх надо». Сашка, по мнению критика Игоря Дедкова делает сверх надобного. А как считаете вы?

IV . Обобщение по уроку.

Учитель: В. Астафьев в своём романе «Прокляты и убиты» говорит, что жестокая сила войны не погасила в его героях «свет добра, справедливости, достоинства, уважения к ближнему своему, к тому, что было, есть в человеке от матери, от отца, от дома родного, от Родины, России, наконец, заложено, передано, наследством завещано».

- Можем ли мы сказать, что это относится и к Сашке – герою повести В. Кондратьева?

Учитель: «Ну, Сашок… Ты человек…» - скажет Сашке лейтенант Володька, когда по дороге в госпиталь услышит от него историю про пленного немца. «Люди же мы, а не фашисты,» - доскажет Сашка просто.

Лев Айзерман писал о повести В. Кондратьева: «В бесчеловечной, кровавой войне человек остаётся человеком, а люди – людьми. Это для писателя главное. Об этом и написана повесть: о страшной войне и сохранённой человечности».

V . Подведение итогов.

О чём заставила вас задуматься эта повесть?

VI . Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос: «О чём заставила вас задуматься эта повесть?»

Кондратьев Вячеслав Леонидович(1920 - 1993) - русский
писатель советского периода.
Вячеслав Кондратьев -
фронтовик, свидетель и
участник описываемых им
событий.
Писал с начала 1950-х, но
впервые опубликовался
только в возрасте 49 лет.
Первую повесть -
«Сашка» - опубликовал в
феврале 1979 года в
журнале «Дружба народов».

История создания повести

В течение четырех лет
войны не было ни одного
хоть сколько-нибудь
значительного события,
которое не находило бы
немедленного отражения
в литературе.
Произведения тех лет на
военную тему создавались
буквально по горячим
следам. Эту прозу называют «лейтенантской», что
многое говорит о ее
авторах.
Кондратьева спрашивали, как
случилось, что в немолодые уже
года он вдруг взялся за повесть
о войне.
«Видимо, подошли
лета, пришла зрелость, а вместе
с ней и понимание того, что
война-то – что самое главное,
что было у меня в жизни»,
признавался писатель.
- «О самой войне рассказать
могу только я сам. И должен
рассказать. Не расскажу – какаято страничка войны останется
нераскрытой».

Ржевская битва

В 1942 году 132-я
стрелковая бригада, в
составе которой воевал
В. Кондратьев, вела
тяжёлые бои
подо Ржевом.
Ржевская битва 1941-1943 гг. - самая кровопролитная битва за всю
историю человечества. На Ржевском плацдарме стояли 2/3 дивизий
армии "Центр" для наступления на Москву. Потери советских войск в
боях под Ржевом составили более 2 миллионов человек. В лесах подо
Ржевом погибла 29-я армия. Сам город был превращен в лунный
пейзаж. От 40.000 населения города осталось всего 248 человек.
После ожесточенной 15-месячной битвы Ржев так и не был взят немцы сами отошли на заранее подготовленные позиции.

Повесть «Сашка»

Свою правду о войне,
пропахшую
потом
и
кровью, открыл нам и
Кондратьев, хотя сам он
считал, что "Сашка" "лишь малая толика того,
что нужно рассказать о
Солдате-Победителе".
Время действия повести страшный
1942
год,
изнурительные бои подо
Ржевом. Кругом мертвые
деревни, развороченная
снарядами и минами
земля.
Как поведет себя человек
на войне? Поступится ли
он, оказавшись в
экстремальной ситуации,
своими жизненными
принципами, либо же
останется самим собой?
Именно эти вопросы
находятся в центре
внимания автора.

Образ главного героя

Повествуя о событиях
минувших военных лет,
писатель убеждает нас, что
даже на войне человек может
остаться верным себе. Молодой
кадровый боец Сашка – главный
герой повести.
Для него главным в жизни является защита Родины, он исполняет
свой долг, руководствуясь уже сложившимися жизненными
ценностями. Сашке присуще чувство жалости, сострадания. Он для
других готов сделать то, чего никогда не сделал бы для себя. Уже в
начале произведения Кондратьев показывает нам героизм
молодого бойца: Сашка, рискуя жизнью под обстрелом,
отправляется за валенками для своего товарища.

Три испытания

О многом говорит
заведенный на передовой
порядок:
"ранило - отдай автомат
оставшемуся, а сам бери
родимую трехлинейку".
Про житье-бытье хвастаться нечем: "со жратвой туго, и с
боеприпасами, ...нету силенок ребят хоронить". Из ста пятидесяти
человек в роте осталось шестнадцать, а воюет рота всего два
месяца. Кондратьев проводит своего героя через испытания
властью, любовью и дружбой. Как выдержал Сашка эти
испытания?

Три испытания. Испытание властью

Проявляя отчаянную храбрость, практически
голыми руками Сашка берет в плен немца. Но
"язык" молчит, и ротный приказывает вести
пленного в штаб. По дороге Сашка обещает немцу
жизнь, говоря, что у нас пленных не расстреливают.
Но комбат, не добившись от "языка" никаких
сведений, приказывает его расстрелять. Сашка
приказу не
подчинился. Он понял, что
неограниченная власть над жизнью и смертью
другого человека страшна. Сашка наделен
обостренным чувством ответственности за все
происходящее. Он свято верит в правдивость
нашей листовки, обещающей военнопленному
«хорошую жизнь».
Решение Сашки и его сомнения повлияли на
комбата: он отменил приказ о расстреле пленного.

Три испытания. Испытание любовью

Испытание любовью не менее важно для
понимания сути характера Сашки. Он спас Зине
жизнь, полюбил ее, ждал встречи. Но радость
свидания омрачена думами о родной роте: "когото беспременно сегодня шлепнет".
А потом на Сашку обрушивается известие, что Зина на вечеринке
танцует с лейтенантом. Тяжелую ночь проводит Сашка, и все-таки
приходит к выводу, что "неосудима Зина... Просто война... И нету у него
зла на нее!" Справедливость и доброта и тут берут верх. Сашка
понимает, что у Зины и лейтенанта - любовь. Юноша готов понять, а
значит, и простить даже то, что ему предпочли другого. Он готов
перетерпеть любую боль. А боится только одного – лжи и жалости.

10. Три испытания. Испытание дружбой

Краткая
фронтовая
дружба
связывает Сашку с лейтенантом
Володей, встречаются они по
дороге в госпиталь, и когда
отъевшийся
майор
приходит
успокоить недовольных раненых,
которым дают на ужин по две
ложки пшенки, летит в него
тарелка,
брошенная
рукой
разъяренного Володи, а Сашка всю
вину берет на себя.
Он рассудил так: лейтенанту эта выходка с рук не сойдет, трибунал
в военное время суров, а его, рядового, "дальше передка не
пошлют", а там ему не привыкать.

11. Своеобразие главного героя

По мнению критика И. Дедкова, "Повесть о Сашке становится
повестью о жизни, мучимой войной, но сохраняющей поистине
героическим усилием живое разнообразие, достоинство и
человеческое лицо…"
«Много, очень много видал Сашка смертей за это время -
проживи до ста лет, столько не увидишь,- но цена человеческой
жизни не умалялась от этого в его сознании». И это определяющая черта в образе Сашки - умение в нечеловеческих
условиях сохранить в себе человеческое, «есть у него в душе
заслон какой или преграда, преступить которую он не в
силах». «Ну, Сашок... Ты человек...» - говорят о нем товарищи.
Есть «надо», а есть «сверхнадо».
делает сверх надобного.
Сашка, по мнению критика,

12. Образ рядового

В повести «Сашка» Кондратьев
нарисовал образ честного, смелого,
мужественного,
доброго
и
отзывчивого человека.
Писатель
развернул
перед
читателем объективную картину
войны,
беспощадной
и
смертоносной.
«История «Сашки» - это история человека, оказавшегося в самом
трудном месте и на самой трудной должности - солдатской»,- так
сказал о повести Кондратьева Константин Симонов.

13. Примеры использования повести в качестве аргументов

Определение
проблемы
Примеры раскрытия
Проблема
нравственного
выбора
Автор в повести показывает нам солдата честного, отзывчивого,
человечного. Бывая в сложных ситуациях, он нередко вставал перед
тяжелейшим выбором, но всегда оставался человеком.
Истинная дружба
Истинная
дружба
подразумевает
духовную
близость
и
бескорыстную самоотдачу.
В. Кондратьев рассказывает о фронтовой дружбе Сашки с
лейтенантом Володей, с которым он познакомился по пути в
госпиталь. Сашка принимает вину Володи, бросившего тарелку в
толстого майора, который приходит в эвакогоспиталь утихомирить
недовольных питанием солдат. Сашка понимает, что Володе не
простят этот поступок, накажут по всей строгости военного
времени, а его, рядового солдата, не накажут строго – дальше
ставшего привычным «передка не пошлют».
Проблема
героизма
Сашка голыми руками схватил немца – тема подвига на войне, когда
человек не думает о собственной жизни.
Человек и война
Показывается бессмысленность, жестокость войны. Человеческая
жизнь обесценивается.

Разделы: Литература

Цели:

  1. Выявить специфику изображения войны и характера рядового бойца в прозе Кондратьева.
  2. Развивать умение анализировать текст, разбираться в характерах литературных героев.
  3. Воспитывать чувство патриотизма, дать учащимся возможность прикоснуться сердцем к нравственным истокам изображения войны, примерить на себя и героизм и трагизм тех дней, постараться поставить себя на место Кондратьевского героя.

Оборудование урока:

  1. Текст Кондратьев “Сашка”.
  2. Портрет писателя.
  3. Иллюстрации к произведению.
  4. Стенд о жизни и творчестве писателя.

Ход занятия

Всем воевавшим подо Ржевом –
живым и мертвым – посвящена эта повесть…
(Эпиграф на доске)

К военной теме на уроках литературы мы обращались не раз. Тема войны является ведущей в литературе на современном этапе. Такие писатели как Кондратьев, Воробьев, Юрий Бондарев, Евгений Носов, Вячеслав Кондратьев по-новому осветили военную тему, показали войну не глазами генералов и офицеров, а глазами рядового солдата.

О войне прочитали много произведений. …Какие из них особенно запомнились?

(Ответы учащихся.)

Вячеслав Леонидович Кондратьев (1921–1993) по профессии художник-оформитель, а по призванию он большой писатель. В 1939 году с первого курса вуза ушел в армию, служил на Дальнем Востоке. В декабре 1941 г. После многочисленных рапортов он в числе 50 младших командиров отправляется на фронт. На переломе от зимы к весне 1942 года Кондратьев подо Ржевом. О тяжести доставшихся там бойцам боев мы можем судить по тому, что всего только в первую неделю он был помощником командира взвода, командиром взвода принял роту убитого командира, а после пополнения – снова командиром взвода. Потом новые бои, тягостные, неудачные, такие, о которых с перехваченным горлом вспоминают фронтовики, когда читают или слушают “Я убит подо Ржевом” Александра Твардовского (ученик читает стихотворение).

Я убит подо Ржевом
В безыменном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки, –
Точно в пропасть с обрыва –
И ни дна, ни покрышки.
И во всем этом мире,
До конца его дней, ни петлички, ни лычки
С гимнастерки моей.
Я – где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я – где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;
Я – где крик петушиный
На заре по росе;
Я – где ваши машины
Воздух рвут на шоссе;
Где травинку к травинке
Речка травы прядет, –
Там, куда на поминки
Даже мать не придет.
Подсчитайте, живые,
Сколько сроку назад
Был на фронте впервые
Назван вдруг Сталинград.
Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю,
Наш ли Ржев, наконец?

Отпуск после Ржева, после отпуска снова дорога, служба в железнодорожных войсках, в разведке. В конце 1943 – тяжелое ранение, полгода в госпитале – ограниченная годность, инвалидность…

В немолодые уже годы взялся за повести о войне. “Видимо подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то – это самое главное, что было у меня в жизни. Начали мучить воспоминания, даже запах войны ощущал, не забыл, хотя шли уже 60-е годы. Начали приходить в сны ребята, покуривали самокрутки поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика. Жадно читая прозу о войне, тщетно искал и не находил в ней своей войны, хотя война была одна. Понял, что о своей войне рассказать могу только я сам” – пишет Кондратьев.

На всех молодых героев Вячеслав Кондратьев смотрит как бы из 1942 года, сквозь призму стона, боли, крика души глазами того юного поэта, каким был он сам на Ржевском пятачке.

…И умирает на поле не воин,
Не страшный для врага солдат,
А мальчик маленький, который,
Корчась в боли,
В последнем стоне кличет мать…

“Покушение”, “Селижаровский тракт”, “Встречи на сретенке”, “Красные ворота”, “Привет с фронта”, “Искупить кровью”, “Бои местного значения”…вот далеко не полный список того, что вышло из-под пера Кондратьева.

Повесть “Сашка” – это повесть, посвященная всем воевавшим подо Ржевом – живым и мертвым… она принесла автору широкую известность, поставила его в первый ряд литературы. Появилась в журнале “Дружба народов” в 1979 г. (с предисловием К. Симонова).

“История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте, на самой трудной должности – солдатской”– пишет К.Симонов.

– О чем эта повесть?

– О жизни на войне, о жизни, которая естественно включает в себя бои; о неимоверно трудном повседневном быте войны; писатель в повести выразил то, что можно было бы назвать глубочайшим сущностным трагическим прозаизмом войны.

– Итак, два месяца Сашка на передовой. Как об этом пишет Кондратьев? (Текст.)

– “Всплескивали ракеты в небо, как обычно…”

– Рисуется страшная картина, а оказывается как обычно.

– Как вы думаете, 2 месяца – много это или мало?

(Ответы учащихся.)

– Война есть война, и несет она только смерть. Как в тексте рисуется война? (Текст.)

– “Деревни, которые они брали, стояли будто мертвые…”

– Война – это не просто военные действия и быт солдат. Что говорит Кондратьев о жизни на войне?

– С хлебом плохо. Навару никакого. Ощущение пустоты в желудке, которое прихватывало их всех по нескольку раз в день. Нет курева. Нет боеприпасов. Грязь. Вши и битая-перебитая рота. Почти совсем не осталось однополчан-дальневосточников, один-два. Из 150 человек в роте осталось 16. Бригаду-то почти всю повыбило. Ржавая, набухшая кровью земля. За два месяца из каждых десяти погибли 9.

– О многом говорит заведенный на передовой порядок. Ранило – отдай автомат, а сам бери родную трехлинейку образца 1891… (Текст, ответы учащихся.)

Помнит Сашка все время о том, скольким товарищам не видать пути назад. “Все поля в наших..” – один из главных мотивов повести.

  1. Добывает валенки для ротного. “Для себя бы ни за что не полез, пропади пропадом эти валенки! Но ротного жалко. Его пимы насквозь водой пропитались, и за лето не просушишь…”
  2. Под огнем возвращается проститься с ребятами и отдать автомат (стыдно уйти не попрощавшись).
  3. Ведет санитаров к раненому, не полагаясь, что они сами разыщут его. (“Знает он этих санвзводовских, на передок арканом не затащишь. Вернутся и скажут – не нашли, дескать, или помер уже раненый. Кто их проверять будет? А ведь он слово дал. Умирающему слово!..)
  4. Берет в плен немца и отказывается его расстрелять. (Текст.)
  5. Встреча с Зиной. (Текст.)
  6. Выручает лейтенанта Володьку. (Текст.)

– Как вы думаете, почему именно к этим эпизодам привлек наше внимание Кондратьев?

– Именно в этих эпизодах раскрывается образ Сашки наиболее полно.

– Кондратьев показывает в повести бесчеловечность войны, но война не смогла обесчеловечить Сашку. Писатель провел своего героя через испытания властью, любовью, дружбой. Давайте проследим по тексту, как Сашка проходит эти испытания. Кратко перескажите эпизод, в котором берет немца в плен.

– …Напоролась рота на немецкую разведку…”

– Чем вызывает симпатии к себе Сашка в этом эпизоде?

– Добротой, участливостью, гуманностью, у него на все свое мнение…

– Почему Сашка не может расстрелять плененного им немца?

– Ведь написано было в листовке: обеспечена жизнь и возвращение на родину после войны. И он, Сашка, ведь обещал немцу жизнь. Да, тех, кто спалил деревню…вот поджигателей этих стрелял бы Сашка, безжалостно, если б попались, а как в безоружного стрелять? Как?

– Очень много видел Сашка смертей за это время – проживи до ста лет, столько не увидишь – но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании…

– Что поражает его в пленнике?

– Такой же как он молодой, похож на Сашкиного деревенского дружка…

– В повести есть одно очень важное место – “есть у него в душе заслон какой или преграда, переступить которую он не в силах”. Почему может рухнуть эта преграда и к чему приводит, когда ее переступают?

Человек идет на предательство, измену (“Сотников” В.Быкова).

– Автор в повести пишет: “Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказали…” Как вы понимаете эти слова?

(Ответы учащихся.)

– Почему комбат сначала приказал расстрелять немца, а затем все-таки отменил свой приказ? Как это характеризует капитана?

(Ответы учащихся.)

Вывод. Итак, Сашка выдержал испытание властью. В эпизоде с пленным немцем проявляются такие духовные качества Сашки, как гуманизм, правда, нравственный выбор, ценность жизни; власть как право и власть как ответственность. (“И тут только Сашка понял, какая у него сейчас страшная власть над немцем. Ведь тот от каждого его жеста то обмирает, то в надежду входит”.)

– Встреча с Зиной – испытание любовью (краткий пересказ эпизода, беседа по тексту).

– Что значит Зина в Сашкиной жизни?

– Спас жизнь, это его первая любовь, ждет встречи, но ожидания прерываются постоянной тревогой о родной роте. (“Невозможно жить по иным законам, кроме законов передовой”.) Вечеринка вызывает гнев “веселиться нельзя, когда все поля в наших”, узнает, что она танцует с лейтенантом, горько, больно, но поняв, что ее отношение к нему всего лишь жалость да к тому же, узнав, что есть у нее другой, Сашка, не поправившись, уходит из госпиталя.

“И опять перебрав все, что у него с Зиной за тот день и вечер было, припомнив опять разговоры их все и представив ее жизнь тут за эти месяцы, пришел он к тому – неподсудна Зина…Просто война. И нету у него зла на нее”.

Потом он расскажет обо всем деревенской женщине Паше, и та скажет ему: “Хорошо, что Зину не хулишь. Справедливый значит. Вошел в ее женское положение, понял”.

Сашка совершает благородный поступок. Он сумел понять и простить Зину, думает не о себе, а о ней.

Вывод. Итак, Сашка остается Сашкой. Справедливость и доброта взяли верх. Он уверен, что у Зины с лейтенантом любовь. А раз любовь, какое он имеет право мешать ей. Уходит, не причиняя боли Зине лишними разговорами. Он бы по-другому не смог. Настоящая любовь, которая дает возможность понять и простить любимого и не дает ему сделать больно.

– Испытание дружбой (история крепкой фронтовой дружбой с лейтенантом Володькой).

– “И полетела в майора тарелка, брошенная рукой разъяренного Володи…”

– Каковы мотивы Сашкиного заступничества за лейтенанта Володьку?

– Сашка вину на себя взял, рассудил, что лейтенанту эта выходка не пройдет даром, а его, рядового, быть может, и не накажут строго, а если и накажут, то дальше передка не пошлют, а ему не привыкать …

– Осуждаем ли мы Сашку за этот поступок или оправдываем его?

Итог урока.

В бесчеловечной, кровавой войне человек остается человеком, а люди людьми. Это для писателя главное. Об этом и написана повесть о страшной войне, о сохраненной человечности.

Герои Кондратьева, особенно Сашка, привлекательны тем, что думают не о себе и действуют сверх надобного.

– Что главное для Кондратьевского героя?

– Не быть охваченным смертью, зараженным вирусом одичания, жестокости, властолюбия. (Ответы учащихся.)

Американский журналист Хенрик Смит писал: “Люди Запада подчас знают о некоторых исторических событиях в Советском Союзе больше, чем русская молодежь. Такая историческая глухота привела к развитию поколения молодых, не знающих ни злодеев, ни героев и поклоняющихся разве что звездам западной рок-музыки. Среди книг, способных взволновать молодежь, вызвать глубокие переживания и размышления не только о герое, об авторе, но и о себе, повесть В. Кондратьева “Сашка”.

Так давайте не будем Иванами, не помнящими родства…

Домашнее задание: написать отзыв на произведение Кондратьева “Сашка”.

ТЕМА: ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ, ПРАВДА О НЕМ.

ЖЕСТОКИЕ РЕАЛИИ И РОМАНТИКА

В ВОЕННОЙПРОЗЕ.

ЦЕЛЬ: раскрыть особенности прозаических произведений о войне, обратив внимание на глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуациивойны.

ХОД УРОКА

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мыза Родину пали,

Но она - спасена.

А.Т.Твардовский

1. Поверка домашнего задания.

Учащиеся готовят тексты произведений, выделяя главные примеры и давая комментарийсвоими рассуждениями в конспекте.

2.Слово учителя:

Поэзия Великой Отечественной войны. Эти строки радостипобед и боли близких и родных, в них отражена история нашей родины и судьба русского человека в те страшные годы.

Со временем все меньше остается среди нас тех, кто встретил роковойрассвет 22 июня 1941 года. Тех, кто суровой осенью 1941 года защищал Москву, кто познал кровавый снегСталинграда, кто пол-Европы по-пластунски прошагал. В канун 65 годовщины со Дня ПОБЕДЫ в Великой Отечественной войне мы сегодня обсудим важную проблему, к которой с большой осторожностью подходили писатели и поэты военных лет - человек войны, и правда о нем. Уже в годы Великой Отечественной войны и вскоре после ее окончания появились произведения, посвященные этойнародной трагедии. Литература войны развивалась в трех направлениях:

1-е - художественно- документальные - изображение историческихсобытий и подвигов реальных людей.

2-е- героико-эпическая проза, воспевавшая подвиг народа.

3-е - изображение « негероических» сторон окопной жизни иосмысление отдельной человеческой личности.

В 50 -егоды начинается расцвет литературыо войне. О правде общей, единой, самой главной, о правде народной мыбудем сегодня говорить.

Поэзия - стала « сейсмографом» душевного состояния человека и общества в период войны.

1941 год - К.Симонов написал стихотворение « Жди меня».

Учащийся: Вот как сам поэтрассказывал историю появления в печати этого стихотворения:«Жди меня» - глубоко личное стихотворение, оно мною предназначалось для печати. В декабре сорок первого года, прибыв с фронта, язашел повидаться с Петром Николаевичем Поспеловым (ответственным редактором « Правды»). В разговоре он спросил, нет ли у менякаких - либо стихов для «Правды». У меня не было ничего подходящего. Есть правда, одно стихотворение, сказал я, но оно интимное…». Напечатанное в газете, на другой день стихотворениеотозвалось в сердцах миллионов.

(Учащийся читает стихотворение « Жди меня»).

Учащийся: 1942 год.М. Гудзенко стихотворение «Перед атакой» (читает стихотворения и анализирует его).

Учащийся: П.Суворов стихотворение « Месть» 1943 (читает стихотворения и анализирует его).

Учитель :Давайте остановимсяна произведениях писателей, изученных ранее на урокахлитературыи выскажемсвоеотношение к чувствам, убеждениям героев вособо трагических ситуациях. Преподаватель предлагает учащимся участвовать в дискуссии по предложенным вопросам к изученным произведениям

М.А. Шолохов рассказ « Судьба человека»

1. Каковы обстоятельства пленения героя?

2.Как ведет себя Андрей Соколов в плену?

3. Что пришлось ему пережить и благодаря чему он выжил?

Вывод: Шолохов снимает с героя вину за то, что тот оказался в плену. Андрей был контужен взрывом после попадания снаряда рядом с его машиной и не имел возможности оказать сопротивление.

Вячеслав Кондратьев повесть «Сашка».

1.Почему Сашка не может расстрелять пленного немца?

2.Что поражает его в пленнике?

3. Почему Сашка испытывает страшное сомнение в справедливости и ненужности того, что ему приказали? Как вы их понимаете?

4.Почему комбат сначала приказал расстрелять немца, а затем все-таки отменил свой приказ?

5.Какие представления о справедливости у Сашки?

Вывод: Сашка не потерял человечность, не ожесточился, постоянноприслушивался к своей интуиции, которая его никогда неподводила.

ВикторНекрасов повесть«Одна ночь»

1.Почемуглавный герой повести Иван Волока стал по-дружески относиться к немцу,находясь под завалами?

2. Когда он почувствовалв нем настоящего врага?

Вывод: Человеческиечувства трудно потерять и заменить их жестокостью, оставшись один на один с опасностью.

ЮрийБондарев роман « Горячий снег»

1. Сопоставьте образы Кузнецова иДроздовского.

2. Раскройте их отношение с бойцами, начальством, к Зое, к другу.

Вывод: Герои прошли проверку начеловечность через испытания огнем. Потерянность человека возникает не простовследствиипотрясений, а является результатом изначально неправильнойжизненной позиции.

Валентин Распутин повесть « Живи и помни».

1.В чем слабость АндреяГуськова?

2.Как он меняется после дезертирства?

3.Как изменилась Настёна после встречи с мужем?

4.Как вы понимаете название повести?

ОлегЕрмаков роман« Знак зверя»

1. Какое время отражено в романе?

2. В чем своеобразие и композиция романа.

3. Как противится герой знаку зверя?

4. Какое ваше отношение к герою и к тому времени?

5. Какой эпизод в романе особенно запомнился?

Вывод: Война -это неизбежное и предопределенное состояние человеческой души, наполненное злом и агрессией. В романевыражен мотив неискоренимой вины засобытия в Афганистане.

Учитель:

Нет ничегоопасного, чем забыть о том, что былона войне. Вспоминать мучительно, но забыть - смертельно опасно. Для всего человечества, потому что мир может устоять только на принципах гуманизма, любви, милосердия и убежденности, и что кроме твоей бесценной жизни есть еще ценности, те, которые делают этот мир миром людей и сохраняютчеловеку то, что делает его человеком, даже в бесчеловечной атмосфере войны.

Кто говорит, что на войне не страшно, тот

Ничего не знает о войне…

ЮлияДрунина

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за Родину пали,

Но она -спасена.

А.Т.Твардовский

ИТОГИ УРОКА

- Какой он человек войны и правда о нем?

Совместно с преподавателем делают общий вывод по теме.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Напишите сочинение-рассуждение, взяв эпиграфом слова, предложенные в начале урока:

Война- жесточе нету слова,

Война- печальней нету слова.

Война - святее нету слова…