Конспект урока литературы на тему "Пётр Великий русской литературы. Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы". Биография рылеева по школьным учебникам


В Надписи "К СТАТУЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО" Ломоносов проявляет себя как приверженец монархии, истинный патриот, что не удивительно, так как, даже спустя годы его обучения за границей, он возвращается на Родину. Скорее всего, Михаил Васильевич разделял взгляды западников, а не славянофилов, на что, возможно, повлияла поездка в Европу. Именно поэтому в своем произведении он дает положительный отзыв всем реформам Петра Первого, упуская любые негативные последствия для простого народа. Мы видим, что "игра", по - мнению Ломоносова, стоила свеч.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


И что он, как человек своим трудом и талантом добившийся успеха, понимает, что не бывает блестящих результатов без значительных жертв. Мы видим, что оправдания жестокости Петра автор находит в желании Императора помочь своим подданным. И действительно, мы можем сравнить управление государством с работой опытного врача, где для того, чтобы исцелить болезнь нужно причинить некую боль пациенту, но только для того, чтобы он в последствии начал жить здоровой полноценной жизнью. Образ же самого Петра поэт превозносит и доводит его чуть ли не до уровня Бога: "Но в жизнь его уже за бога почитали". Он подчеркивает сильный дух, волевой характер, принципиальность, трудолюбие и многие другие положительные качества первого Императора Российской Империи: "Се образ изваян премудрого героя, что, ради подданных лишив себя покоя, последний принял чин и царствуя служил, свои законы сам примером утвердил...". Читая это произведение, действительно переполняешься гордостью за Отчизну и ее "Отца". Это произведение является попыткой увековечить бессмертный лик одного из главных героев не только своего времени, но и своей страны, всю красоту его души, которую невозможно передать созданием каменной бездушной статуи, как это признает сам поэт: "Но если бы его душевны красоты изобразить могло притом раченье наше, то был бы образ сей всего на свете краше". Таким образом, мы видим ту цель, которую преследовал Михаил Васильевич - передать словами то, что невозможно уловить лишь по чертам лица и внешней оболочки, так как поставить памятник такому человеку - это слишком малая благодарность за то, что он сделал.

Се образ изваян премудрого героя,

Что, ради подданных лишив себя покоя,

Последний принял чин и царствуя служил,

Свои законы сам примером утвердил,

Рожденны к скипетру простер в работу руки,

Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.

Когда он строил град, сносил труды в войнах,

В землях далеких был и странствовал в морях,

Художников сбирал и обучал солдатов,

Домашних побеждал и внешних сопостатов;

И, словом, се есть Петр, отечества Отец.

Земное божество Россия почитает,

И столько олтарей пред зраком сим пылает,

Коль много есть ему обязанных сердец.

Елисавета здесь воздвигла зрак Петров

К утехе Россов всех, но кто он был таков,

Гласит сей град и флот, художества и войски,

Гражданские труды и подвиги геройски.

Металл, что пламенем на брани устрашает,

В Петровом граде се Россиян утешает,

Изобразив в себе лица его черты;

Но если бы его душевны красоты

Изобразить могло притом раченье наше,

То был бы образ сей всего на свете краше.

Зваянным образам, что в древни времена

Героям ставили за славные походы,

Невежеством веков честь божеска дана,

И чтили жертвой их последовавши роды,

Что вера правая творить всегда претит,

Но вам простительно, о поздные потомки.

Когда, услышав вы дела Петровы громки,

Поставите олтарь пред сей геройский вид;

Мы вас давно своим примером оправдали

Чудясь делам его, превысшим смертных сил,

Не верили, что он един от смертных был,

Но в жизнь его уже за бога почитали.

Гремящие по всем концам земным победы

И Россов чрез весь свет торжествовавших следы,

Собрание наук, исправленны суды,

Пременное в реках течение воды,

Покрытый флотом понт, среди волн грады новы

И протчие дела увидев смерть Петровы

Рекла: «Сей человек предел мой нарушил

И доле в мире сем Мафусаила жил».

Так, лета по делам считая, возгласила

И в гроб великого сего героя скрыла.

Но образом его красуется сей град.

Взирая на него, Перс, Турок, Гот, Сармат

Величеству лица геройскаго чудится

скачать

Биографическая аудио статья о Кондратии Рылееве по школьным учебникам литературы, хрестоматии и Детской энциклопедии.
Кондратий Фёдорович Рылеев (1795 - 1826) родился в с. Батово Петербургской губернии, в семье отставного подполковника из старинного дворянского рода. Получил военное образование. Сражался в составе русских войск с армией Наполеона. В 1818 году вышел в отставку. С января 1821 до весны 1824 служил заместителем Петербургской уголовной палаты, затем - правителем канцелярии Российско-Американской торговой компании.
В 1823 году был принял И. Пущиным в Северное общество и вскоре стал одним из его руководителей. Участвовал в восстании 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. 13 июля 1826 года был казнён.
Наиболее ранние поэтические опыты Рылеева относятся к 1813 - 1814 годам. Это - патриотическая ода, дружеское послание, элегии, песни, эпиграммы. Осенью 1820 года написана сатира "К временщику", принесшая славу её автору. В 1822 году появляются 13 дум Рылеева. Современники отмечали "народность " в думах Рылеева, простой и естественный язык. Романтическая поэма "Войнаровский" (1825) была оценена Пушкиным выше "дум".

Урок литературы в 9 классе

Тема: М.В.ЛОМОНОСОВ – ВЕЛИКИЙ СЫН РОССИИ. РЕФОРМАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛОМОНОСОВА В ОБЛАСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ .

Насонова Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Копёнская основная общеобразовательная школа Железногорского района Курской области»

Цели урока:

образовательная:

    расширение знания учащихся о М.В. Ломоносове, осмысление его реформаторской деятельности в области русского языка и литературы; знакомство с жанром оды.

развивающая:

    обогащение активного и пассивного словаря;

    формирование навыка восприятия и записи лекции, чтения поэтического текста, умения воспринимать и анализировать художественное произведение; развитие монологической речи.

воспитательная:

    воспитание интереса к изучению жизни людей, внесших вклад в развитие науки, общества, гордости за Родину и достижения соотечественников;

    развитие мотивации к изучению предмета.

Словарная работа : реформа; силлабическое стихосложение, женская рифма, цезура, вирши; силлабо-тоническое стихосложение, теория «трех штилей», ода.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация, портрет М.В. Ломоносова, тексты стихов поэтов 18 века, учебники литературы 9 класс, I часть.

Тип урока: урок открытия нового знания

Используемые технологии:

* проблемно-исследовательская

*информационно-коммуникационная

*технологии уровневой дифференциации

Методы обучения:

* создания проблемной ситуации

* частично-поисковый (эвристический)

* беседа

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Слово учителя .

Ребята, на доске записан эпиграф нашего урока : «…Петр Великий русской литературы» (В.Г. Белинский)

Как вы думаете, кого имел в виду Белинский?

Как вы понимаете эти слова?

(Пётр 1 произвёл преобразования во всех областях государственной и культурной жизни страны, что привело к укреплению России, культурное сближение её с Европой. Такую же великую роль в литературе 18 века – по мнению критика Белинского - сыграл М.В.Ломоносов.

Но знаете ли вы, что сделал Ломоносов в области литературы и русского языка, чем заслужил такую высокую оценку? (не очень)

Это интересно узнать? Давайте попробуем.

2. Актуализация имеющихся знаний о М.В.Ломоносове

1) Вступительная беседа

С именем Ломоносова вы встречались на других уроках. Каких? (химия, физика, география, история).

- Ребята, давайте вспомним, что вы знаете о жизни Ломоносова и деятельности его как учёного.

Вы дома перечитали указанные страницы учебника (с.42-44).

2) Ответы на вопросы 1-3 учебника (с.49)

Где, в какой семье вырос Ломоносов? -Кто учил его грамоте?

Где он учился? Каких научных областей коснулись его исследования и какими талантами он был щедро наделён?

(В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве (за 5 лет он прошёл 8-милетний курс обучения), затем, как один из лучших учеников, был направлен в Германию –город Марбург - для завершения образования (изучал механику, физику, химию, горное дело и языки). После этого он прибыл в Петербург, где началась его блестящая академическая и писательская деятельность).

3) Сообщения учеников о научных открытиях Ломоносова

Диапазон его научных интересов необычайно велик: химия, физика, математика, металлургия, география, навигация и мореплавание, астрономия, история, право, литература, русский язык, художество (изготовление смальты и мозаичных картин). Ему был присущ энциклопедический размах, обширность и глубина его талантов ставит его в один ряд с титанами Возрождения, такими, как Леонардо да Винчи и Микеланджело.

И на уроке литературы в 7 классе мы читали отрывки из его стихов. Какие из его художественных произведений вам известны?

4) Чтение стихотворных отрывков, которые изучались в 7 классе .

1) стихотворная подпись «К статуе Петра Великого»

К статуе Петра Великого

Елисавета здесь воздвигла зрак Петров

К утехе россов всех, но кто он был таков,

Гласит сей град и флот, художества и войски,

Гражданские труды и подвиги геройски.

- Какая главная мысль этого четверостишия?

(На памятнике Петру 1, воздвигнутому его дочерью Елизаветой Петровной в Петербурге, написаны строки Ломоносова, в которых перечисляются заслуги Петра перед Россией: строительство Петербурга, флота и армии, его реформы («гражданские труды») и поддержка искусства («художества»).

2) ода «На день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок)

О вы, которых ожидает Науки юношей питают,

Отечество от недр своих Отраду старым подают,

И видеть таковых желает, В счастливой жизни украшают,

Каких зовёт от стран чужих, В несчастной случай берегут;

О, ваши дни благословенны! В домашних трудностях утеха

Дерзайте ныне ободренны И в дальних странствах не помеха.

Раченьем вашим показать, Науки пользуют везде,

Что может собственных Платонов Среди народов и в пустыне,

И быстрых разумом Невтонов В градском шуму и наедине,

Российская земля рождать. В покое сладки и в труде…

- Какова главная мысль?

(1-ая часть – призыв русских юношей к занятию науками на пользу Отечеству. Он утверждает, что русская земля способна рождать собственных великих учёных, таких, как Платон или Ньютон, хотя пока приходится их звать «из стран чужих», вторая часть - это настоящий гимн в честь науки, которая является источником процветания страны и её граждан)

Ребята, мы видим, что Ломоносов был не только великим учёным, но и прекрасным поэтом 18 века, всё творчество которого было направлено к одной цели его жизни – «утверждению наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей Родины.

И всё же он сделал гораздо больше. Ведь не зря В.Г.Белинский назвал Ломоносова «Петром Великим русской литературы».

3. Формулировка цели и темы урока.

О чём же мы должны узнать на этом уроке?

( О заслугах Ломоносова перед русским языком и литературой. Мы узнаем о его реформах (преобразованиях) в области русского литературного языка и русского стихосложения.)

- Знаете ли вы ответ на этот вопрос? (нет, почти ничего)

- Сформулируйте тему.

Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы . (запись темы)

4. Изучение нового материала. Лекция (сопровождается демонстрацией презентации)

Какой была литература 18 века? Вспомним, что мы знаем, а поможет нам презентация (слайды 1-6)

1) Реформа стихосложения

Послушаем, как звучали стихи поэтов того времени. Это отрывок из перевода стихотворения древнегреческого поэта Анакреона

А. Кантемир

О любви

Любовь, пришед к моим дверям,

Громко стал у них стучаться.

«Кто стучит там? – закричал я. –

И сну моему мешает?»

«Отвори, – Любовь сказал мне, –

Младенец я есьм; не бойся,

Весь обмокл в безлунной ночи,

С пути, бедной, заблудился».

Сжалился я, то услышав,

И, свечу тотчас зажегши,

Отворил; я вижу, правда,

Крылата младенца с луком

И с тулом стрел за плечами…

Всё ли вы поняли? Как звучат стихи?

(Не все слова понятны, так как много устаревших-церковнославянских слов и форм, звучат нескладно: нет рифм и ритм нарушается. А. Кантемир при переводе заменил имя Купидон (в римской мифологии – бог любви, изображаемый в виде мальчика с луком и стрелами) словом «любовь», пренебрегая тем, что русское слово женского рода не может стать мужским именем. А ведь это написал один из лучших поэтов того времени – А.Кантемир.

Почему же такими неблагозвучными были стихи в то время? Давайте посмотрим, как построены стихи.

Слайд 8 .

Рассмотрим пример, представленный на слайде.

Что такое вирши? Прочитаем его.

(Вирши – это в русском языке XVII–XVIII веков название всех стихов в противоположность прозе.)

Вирши петровской эпохи

О коль ве-ли-ю ра-дость // аз есмь об-ре-тох

Ку-пи-до Ве-не-ри-ну // ми-лость при-не-сох

Сол-це лу-чи сво-и // на мя спус-ти-ло

И злу пе-чаль// во ра-дость мне об-ра-ти-ло

- Как вы понимаете смысл четверостишия?

Стихи разделили на слоги. Сколько слогов в первом стихе? Во втором… Напишите. - Какие стихи рифмуются? (1-2, 3-4). На какие слоги падает ударение в рифмующихся словах? (предпоследние). Какая это рифма? (женская). Прочитайте выразительно первую строфу. - Какой вывод можно сделать?

(Женская рифма - разновидность , при которой ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов .)

В таких стихах появляется цезура –пауза в середине стиха (//).

Перед нами так называемое силлабическое стихосложение , особенностью которого является равное количество слогов в рифмующихся строчках и обязательно с женской рифмой. Предшественники и современники Ломоносова для создания стихов использовали именно это стихосложение.

Записать: Силлабическое (слоговое) стихосложение: равное число слогов в строке; цензура – пауза в середине; на предпоследнем слоге обязательное ударение; рифма связывает смежные строки.

Но силлабика чужда русскому языку. Поэтому М.В.Ломоносов решил реформировать систему русского стихосложения, для этого он стал изучать русскую народную поэзию, в которой есть и ритм, и рифма, изучил научные труды В,К,Тредиаковского. Опираясь на его работы, сделал переход от силлабического (слогового) к силлабо-тоническому (слогоударному) (от греч. syllabe - слог и tónos - ударение), стихосложению

- В чём его особенность? Рассмотрим пример, представленный на слайде

Слайд 9

М. В. Ломоносов

Ночною темнотою

Покрылись небеса.

Все люди для покою

Сомкнули уж глаза.

Разделите вертикальной чертой стихи на слоги. Поставьте ударение в каждом слове. Сколько ударных слогов в первом стихе? Сколько безударных? Запишите. Продолжите работу.

Какой вывод можно сделать? Главная особенность этого стихосложения - чередование ударных и безударных слогов.

Такое стихосложение называется силлабо-тоническим

Силлабо-тоническое (слогоударное) стихосложение : чередование ударных и безударных слогов (равное количество ударных и безударных слогов

Отличаются ли стихи по звучанию?

( Силлабические стихи виршей петровской эпохи тяжелые, сложно воспринимаются на слух, а строфы Ломоносова, написанные силлабо-тоническим способом стихосложения, подвижные, легкие, воздушные, украшенные перекрестными рифмами.)

Чтение отрывка из перевода Ломоносовым стихотворения Анакреона

Ночною темнотою

(из Анакреона)

…Внезапно постучался

У двери Купидон,

Приятный перервался

В начале самом сон.

«Кто так стучится смело?» –

Со гневом я вскричал.

«Согрей обмерзло тело, –

Сквозь дверь он отвечал. –

Чего ты устрашился?

Я – мальчик, чуть дышу,

Я ночью заблудился,

Обмок и весь дрожу».

Тогда мне жалко стало,

Я свечку засветил,

Не медливши нимало

К себе его пустил.

Увидел, что крылами

Он машет за спиной,

Колчан набит стрелами,

Лук стянут тетивой…

- Чем различаются стихи Кантемира и Ломоносова?

(Различие двух стихотворных переводов очевидно: тяжелые, 8-сложные силлабические строки, лишенные рифм, стиха Кантемира и легкие, подвижные 3-стопные ямбы строф Ломоносова, украшенные перекрестными рифмами).

- В чем преимущество, достоинство силлабо-тонического стихосложения?

Слайд 10

Силлабо-тоническая система стихосложения помогает сделать стихи более легкими, звучными, выразительными и более понятными для самого простого читателя, дает простор для творчества поэтов.

Этой системой стихосложения поэты пользуются до сих пор.

2) Жанрово-стилевая реформа. Теория «трех штилей». Составление схем.

Но и литературный язык того времени был сильно засорен как иностранными словами, так и устаревшими, церковнославянскими, требовал приведения в порядок. Ломоносов поставил своей задачей очистить литературный язык от этих малопонятных слов, убрать их, сократить их употребление, приблизить язык к народному, разговорному языку. Все слова в русском языке Ломоносов разделил на несколько родов. Каких? Мы узнаем, прочитав отрывок статьи из учебника.

Работа с учебником

Откройте учебники на с.43 (последний абзац), начнем читать со слов «Он разделил слова…» по с. 44 до слов «Каждому стилю соответствует…»

Сколько родов слов выделил Ломоносов? (3)

К 1-му роду слов он относил слова … церковнославянские и русские слова

Ко 2-ому роду слов- … русские слова с небольшой примесью церковнославянских, понятных по книгам, но редких в разговорном языке

К 3-му роду - … русские разговорные

В зависимости от смешения слов 3-х родов создаётся тот или иной стиль («штиль»). Ломоносов разрабатывает теорию «трех штилей», в соответствии с которой разделяет все жанры литературы на «высокие», «средние» и «низкие».

Слайд 13

Рассмотрим схему. Прочитайте, какие жанры Ломоносов относил к «высокому штилю», к «среднему» и к низкому»?

- Практическая устная работа . Распределите слова по штилям: высокий, средний и низкий . Обоснуйте .

Запомните, что средний штиль, в современном языке соответствует нейтральному стилю речи . К нему относятся общеупотребительные слова, понятные всем говорящим на языке.

Рука, братцы, письмо, попрыгунья, дерзайте, небо, небеса, глаза, очи.

- Сделайте вывод (записать): в чем значение теории «трех штилей»?

Теория «трех штилей» имела демократический характер: она сократила употребление старославянских слов, приблизила литературный язык к разговорному, что сделало его доступным широкому кругу читателей.

Реформы Ломоносова в области литературного языка и стихосложения соответствовали культурным потребностям нации. Своими реформами Ломоносов открывал перед поэзией новые художественные горизонты.

3) Разработка жанра оды

Ломоносов не только создал теорию стихосложения, но и на практике дал прекрасные образцы литературных произведений. Его любимым жанром была ода.

Слайды 14, 15

Ода стихотворное лирическое произведение.

В оде поэт торжественным, величавым языком выражал чувства восхищения, восторга перед каким-либо значительным событием, выдающимся человеком или необыкновенным явлением природы.

Посмотрите, к какому штилю относил оду Ломоносов? (к «высокому штилю»)

Оды Ломоносова были посвящены различным знаменательным событиям в жизни русского государства: восшествию на престол, победам в сражениях. Любимым его героем был Пётр 1. Ломоносов писал и оды, посвященные религиозным и научным темам. Такова, например, его философская ода «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния».

5. Самостоятельная работа:

сравнить 2 отрывка из стихов поэтов 18 века. Какое из них написано силлабическими стихами, а какое силлабо-тоническими? Обосновать своё мнение.

    Кузнечик дорогой, коль много ты блажен, Коль больше пред людьми ты счастьем одарен! Препровождаешь жизнь меж мягкою травою И наслаждаешься медвяною росою. Хотя у многих ты в глазах презренна тварь, Но в самой истине ты перед нами царь; Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен! Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен, Что видишь, всё твое; везде в своем дому, Не просишь ни о чем, не должен никому.

    Гордость, леность, богатство - мудрость одолело, Невежество знание уж местом посело; То под митрой гордится, в шитом платье ходит, Оно за красным сукном судит, полки водит. Наука ободрана, в лоскутах обшита, Из всех знатнейших домов с ругательством сбита.

Первое написано Ломоносовым силлабо-тоническим стихом: *чередуются ударные и безударные слоги, 6-тистопный ямб

* хотя есть устаревшие формы (коль, блажен, препровождаешь жизнь, презренна), но всё понятно.

Второе принадлежит Кантемиру , написано по-старому, силлабическим стихосложением:

*нет порядка в ударении, оно падает куда попало, обязательна женская рифма, т.е. ударение падает на предпоследний слог

*много устаревших непонятных слов (невежество посело, под митрой)

6. Повторение, подведение итога урока.

А вот теперь, ребята, посмотрите на свои записи и повторите, какие же реформы были сделаны Ломоносовым и какими мы пользуемся до сих пор?

Реформа стихосложения

Какие виды стихосложения вы знаете? Чем они отличаются?

Реформа литературного языка, создание "теории трёх штилей".

Что вы можете сказать о ней?

Разработал жанр оды.

Дайте определение оды.

- Прав ли был Белинский, назвавший Ломоносова «Петром Великим русской литературы»? Почему?

(Да, он прав. Так же, как и Петр 1, он много сделал для развития России, стал первооткрывателем и в науке, и в литературе).

Практически все, что мы сейчас имеем в литературе было начато Ломоносовым. И мы до сих пор пользуемся его трудами, несмотря на все современные достижения. Поэтому мы можем подтвердить, что слова Белинского действительно соответствуют истине. Великий критик В. Г. Белинский продолжил свое высказывание о Ломоносове такими словами:

Слайд 16

На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало, что человек есть человек во всяком состоянии и что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями.

7. Рефлексия учебной деятельности

8. Домашнее задание : 1) выучить записи в рабочих тетрадях (всем),

2) подготовить выразительное чтение «Оды на день восшествия на престол..» (с.51 – 58), отметить непонятные слова или

    выучить наизусть 2 предпоследние строфы оды

К статуе Петра Великого. Ода на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года

К статуе Петра Великого

    Елиеавета здесь воздвигла зрак Петров
    К утехе россов всех, но кто он был таков,
    Гласит сей град и флот, художества и войски,
    Гражданские труды и подвиги геройски.

ОДА
на день восшествия на всероссийский престол
Ее Величества Государыни Императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года

    О вы, которых ожидает
    Отечество от недр своих
    И видеть таковых желает.
    Каких зовет от стран чужих,
    О, ваши дни благословенны!
    Дерзайте ныне ободренны
    Раченьем вашим показать,
    Что может собственных
    Платонов И быстрых разумом
    Певтонов Российская земля рождать.

    Науки юношей питают.
    Отраду старым подают,
    В счастливой жизни украшают,
    В несчастной случай берегут;
    В домашних трудностях утеха
    И в дальних странствах не помеха.
    Науки пользуют везде,
    Среди народов и в пустыне,
    В градском шуму и наедине,
    В покое сладки и в труде...

Вопросы

1. К каким «штилям» относятся приведенные в учебнике произведения Ломоносова?

2. Какова главная мысль каждого из них?

3. Какие труды Ломоносова вам известны?

Обогащайте свою речь

1. Посмотрите в словаре литературоведческих терминов значение слов ода, поэма, трагедия, драма, сатира, эпиграмма . Вспомните, к каким «штилям» относит эти жанры великий ученый и поэт. Какие слова придают прочитанным текстам особую торжественность?

2. Приведите примеры, в каких случаях можно непольаоватъ в современной речи слова слыл, дерзать, утеха . Как вы понимаете строки: ...может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать. Пауки юношей питают. Отраду старым подают?

3. Составьте небольшой словарь устаревших слов.

4. Составьте рассказ о поэте, опираясь на прочитанные произведения и статьи.

5. Подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений или одной из од, подумайте над «похвальным словом Ломоносову поэту, ученому, общественному деятелю».

В течение нескольких столетий румынские княжества Молдова и Валахия томились под игом турецких феодалов. Население, почти сплошь состоявшее из крестьян, платило тяжелую дань султану деньгами, а также зерном, мясом, лесом и другими продуктами. Десятилетия проходили за десятилетиями, век сменялся веком, а Молдова и Валахия были по-прежнему отгорожены от стран Европы стенами турецких крепостей. Иноземные властители не допускали торговли Молдовы и Валахии с другими странами, препятствовали их экономическому, политическому и культурному развитию.

Даже природные богатства обоих дунайских княжеств не разрабатывались из опасения, что турки введут новые подати.

Путь к освобождению этих земель от турецкого владычества был трудным и долгим. Постепенно с помощью России, заинтересованной в сокрушении турецкого господства на Балканах, румынскому народу, населявшему Молдову и Валахию, удалось освободиться от иноземного гнета.

После победы России над Турцией в войне 1828-1829 гг. по Адрианопольскому мирному договору Валахия и Молдова получили некоторую политическую и экономическую самостоятельность, хотя окончательно освободиться от турецкой зависимости им удалось значительно позже....