Фрэнк ллойд райт общественные здания. Фрэнк Ллойд Райт — отец органической архитектуры. Органический архитектурный стиль

Органическая архитектура — это целая философия, в основу которой положены идеи гармонического сосуществования человека и окружающей среды. Основоположником этого стиля стал американский архитектор Ф. Л. Райт, который создал свою школу, где будущие зодчие обучаются и в 21 веке.

Органический архитектурный стиль

Любая архитектура создается по определенным физическим и эстетическим природным законам, а также по правилам геометрических построений в Евклидовой системе координат. В отличие от объектов традиционных, построенных в прямоугольных формах, в органических за основу взята концепция вписывания здания в единый живой комплекс с окружающим ландшафтом и природой.

Задача органической архитектуры (organic architecture, лат.) в том, что форма сооружения и его размещение должны находиться в гармонии с естественным пейзажем. Допускается использование только природных материалов.

В этой архитектуре присутствует 3 основных аспекта:

  • экологичные материалы, безопасные для человека;
  • бионическая форма объекта;
  • использование натурального ландшафта.

Основоположником этого стиля является американский зодчий Фрэнк Ллойд Райт, развивший и дополнивший теорию своего наставника Луиса Салливана.

Ф. Л. Райт и его объекты

Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959 ) за 70 лет творчества создал и воплотил в реальность теорию композиции архитектуры как органического целостного пространства, которое совершенно неотделимо от окружающей его среды. Идея его непрерывности основана на принципе свободной планировки и широко применяется современными зодчими.

По проектам Ф. Л. Райта были построены загородные особняки и жилые дома, а также и общественные здания, при создании которых он использовал принцип перетекания пространств. Всего за свою творческую жизнь он успел спроектировать 1141 здание, среди которых не только жилые дома, но и церкви, школы, музеи, офисы и др. Из них 532 проекта было реализовано, а 609 находятся на незавершенной стадии.

Кроме Ф. Л. Райт занимался проектированием мебели, тканей, художественного стекла, посуды и серебра. Он прославился также в качестве педагога, писателя и философа, написав 20 книг и множество статей, активно пропагандировал свои идеи, читая лекции в различных регионах США и Европы.

Один из проектов Райта, посвященный разработке децентрализации американских городов на примере Бродэйкра, продолжает обсуждаться учеными и писателями 21 века.

Основные используемые строительные материалы: камень, кирпичи, дерево и бетон. Естественная их фактура — это дополнительный декоративный прием, с помощью которого создается впечатления целостности и естественности объекта и природы. Например, бетонная стена вписывается как скала посреди леса. Каменный фасад часто делается из шероховатых блоков, полы — из неотшлифованного гранита; если бревна, то только грубые и неотесанные.

Одна из основных идей органической архитектуры — интегральность, или цельность, призвана создать впечатление от построенного объекта как единого целого, не разделенного на детали. Приветствуется минимализм и стремление к простоте, плавное перетекание одной комнаты в другую. Именно Райту принадлежит мысль собрать в единое целое столовую, кухню и гостиную с применением открытой планировки.

Вместо большого количества декора и разнообразия в цветовом оформлении применяется ограниченное количество материалов при большой площади здания и прием максимальной степени остекления.

Принципы архитектуры Райта

Новое учение об эволюции архитектуры было сформулировано Л. Салливаном с учетом положений биологической науки в 1890-е годы. Позднее оно воплотилось и было доработано его последователем, Ф. Л. Райтом, в 20 веке.

Основные принципы органической архитектуры, сформулированные Райтом:

  • применять по возможности прямые линии и обтекаемые формы при проектировании здания, пропорции которого должны быть максимально приближены к человеческим для комфортной жизни в нем;
  • разрабатывать минимально необходимое число комнат в доме, которые вместе должны образовывать замкнутое пространство, пронизанное воздухом и свободно просматривающееся;
  • связывание структурных частей здания в единое целое, придание ему протяженности по горизонтали и подчеркивание плоскости, параллельной земле;
  • лучшую часть окружающего ландшафта оставить вне объекта и использовать для вспомогательных функций;
  • нельзя придавать дому и комнатам форму коробки, а использовать перетекание одного пространства в другое с минимальным количеством внутренне разделенных помещений;
  • вместо фундамента с хозяйственными комнатами в основании здания должен быть низкий цоколь;
  • входные проемы должны соответствовать пропорциям человека и размещаться естественно по схеме здания: вместо стен можно применять прозрачные ограждающие ширмы;
  • при строительстве стремиться к использованию только одного материала, не применять комбинирование различных природных фактур;
  • освещение, отопление и водоснабжение проектируются в виде компонентов самого здания и его строительных конструкций;
  • внутренний интерьер и предметы обстановки должны иметь простую форму и быть совмещены с элементами здания;
  • не использовать декоративное оформление в интерьере.

Архитектурный стиль и человеческие потребности

Знаменитый психолог А. Маслоу разработал общую иерархию потребностей человека, названную пирамидой:

  • физиологические (правильное питание, чистый воздух и среда);
  • ощущение безопасности;
  • семейные;
  • социальное признание и самоуважение;
  • духовные.

Целью создания любого объекта в органическом стиле в архитектуре является реализация всех уровней пирамиды Маслоу, особенно самого важного из них — саморазвития человека, для которого будет построен дом.

По концепции Ф. Л. Райта, большое значение при проектировании и строительстве дома придается личному общению с заказчиком и созданию для него такого жилого пространства, которое бы удовлетворяло все его духовные, социальные, семейные, физиологические потребности и обеспечивало необходимую безопасность.

Архитектурная карьера и «Дома Прерий»

Карьера Ф. Л. Райта начиналась в Чикагской архитектурной компании «Адлер и Салливан», основанной идеологом чикагской школы. Затем, в 1893 г., он основал собственную фирму, в которой занялся проектированием своих первых домов. Уже в начальных его работах прослеживается четкое восприятие пространственности, при котором он все дома «распластывает» вдоль земли.

В начале своей деятельности Райт занимается постройкой частных особняков по заказам клиентов. Большую известность ему принесли «Дома Прерий», которые были построены в 1900-1917 гг. и созданы с применением принципов органической архитектуры Райта. Объекты архитектор создавал, пользуясь идеалом единения здания и природы.

Все дома выполнены с открытым горизонтальным планом, скаты крыш вынесены за пределы здания, отделаны необработанными природными материалами, на участке разбиты террасы. По типу японских храмов фасады их ритмично расчленены каркасами, многие дома построены в форме креста, где центром является камин, а вокруг — открытое пространство.

Внутренние интерьеры архитектор также проектировал самостоятельно, в том числе мебель и декор, преследуя цель органичного вписания их в пространство дома. Самые известные дома: Уиллитса, Мартина, дом Роби и др.

В начале 20 в. большой популярности Ф. Л. Райт добился в Европе, где он выпустил в 1910-1911 гг. две книги о новом органическом стиле в архитектуре, что и положило начало его распространению среди европейских зодчих.

«Талиесин»

Собственное жилище, или «Талиесин» (Taliesin), Ф. Л. Райт построил в своем стиле в 1911-м, и он стал самым длительным его проектом, который неоднократно достраивался и переделывался. Возводился дом из местного известняка среди холмов северо-западной части Висконсина, в долине, которая ранее принадлежала родственникам его семьи. Название произошло от имени древнего валлийского друида и переводится как «светящийся пик».

«Талиесин» был спроектирован по всем принципам органической архитектуры на склоне холма в окружении деревьев. Здание воплощает идею гармоничного единения человека и природы. Горизонтально расположенные оконные проемы чередуются со стелющимися рядами крыш и деревянными перилами, которые служат межэтажным ограждением. Интерьер дома был создан самим хозяином и украшен коллекцией китайского фарфора, старинными японскими ширмами и скульптурами.

В «Талиесине» дважды случались пожары - в 1914 и 1925 гг., и каждый раз дом перестраивался. Во второй раз вместе с Райтом в возрождении дома участвовали уже студенты, которые обучались в его школе.

Архитектурная школа Райта

Официальное название созданного в 1932 г. учебного заведения - «Архитектурная школа Ф.Л. Райта», но при жизни организатора оно именовалось талиесинским товариществом, в которое съезжалась молодежь, желающая обучаться принципам органической архитектуры 20 века. Здесь же были устроены мастерские, в которых будущие специалисты учились сами обрабатывать известняк, рубить деревья и изготавливать необходимые детали для строительства.

Еще один «Талиесин Вест» был основан в Аризоне, где были построены мастерские, учебные и жилые здания для учеников, а позднее — библиотека, кинозал и театры, столовая и другие необходимые здания. Гости называли этот комплекс «Оазисом среди пустыни». Многие ученики Райта продолжали работу над различными проектами зодчего, другие — уезжали и основывали собственные архитектурные фирмы.

В 1940 г. был основан фонд Ф. Л. Райта, который и поныне руководит его архитектурной школой и готовит студентов для получения степени магистра архитектуры.

Личная жизнь архитектора

У основателя нового архитектурного стиля, Ф. Л. Райта, была бурная личная жизнь: за прожитые 92 года он успел 4 раза жениться и имел много детей. Первой его избранницей в 1889 г. стала Кэтрин Ли Тобин, которая родила ему 6 детей.

В 1909 г. он оставил семью и уехал в Европу вместе с будущей супругой Мэймах Ботвик Чейни. После возвращения в США они поселяются в построенном собственном доме «Талиесине». В 1914 г. психически больной слуга в отсутствие хозяина убивает его жену и 2 детей и сжигает их дом.

Спустя несколько месяцев после трагедии Ф. Л. Райт познакомился со своей почитательницей М. Ноэль и женился на ней, однако их брак просуществовал только год.

С 1924 года и до конца своей жизни он был рядом со своей 4-й женой, Ольгой Ивановной Лазович-Гинценберг, с которой они расписались в 1928-м. У них родилась дочь. После его смерти в 1959-м «Ольгиванна» многие годы руководила его фондом.

Дом над водопадом

Мировую известность Ф. Л. Райту принес построенный им на заказ семьи Кауфман загородный дом в Пенсильвании, сооруженный над водопадом. Проект был реализован в 1935-1939 гг., когда архитектор начал в строительстве применять железобетонные конструкции и научился соединять их с романтикой окружающего ландшафта.

Узнав о решении зодчего возводить здание практически над водопадом, инженеры-строители однозначно пришли к выводу, что оно не простоит долго, т. к. по проекту вода струилась прямо из-под фундамента. Идя навстречу требованиям клиента, Райт дополнительно укрепил дом На современников это сооружение произвело громадное впечатление, что помогло архитектору повысить интерес к себе у заказчиков.

Здание представляет композицию из железобетонных террас, вертикальные поверхности сделаны из известняка и размещены на опорах над водой. Дом над водопадом стоит на утесе, часть которого осталась внутри и используется в качестве детали интерьера.

Дом-аттракцион, который до сих пор удивляет использованными строительными технологиями, реконструировался в 1994 и 2002 гг., когда для прочности в него были добавлены стальные опоры.

Общественные здания по проектам Ф.Л. Райта

В 1916-1922 гг. архитектор принимает участие в строительстве отеля «Империал» в Токио, в котором он широко использовал идеи целостности конструктивных элементов, что помогло зданию устоять во время землетрясения 1923 г.

В 1940-50-е годы Райт использует свой стиль для строительства общественных зданий в США. Самыми известными примерами органической архитектуры считаются штаб-квартира «Джонсон Вакс», расположенная в г. Расин (шт. Висконсин) и Музей С. Гуггенхайма в Нью-Йорке (1943-1959).

Конструктивная основа центрального зала компании «Джонсон Вакс» — «древовидные» колонны, расширяющиеся кверху. Такая же структура повторяется и в помещении лаборатории, где все комнаты сгруппированы вокруг «ствола» с лифтами, а плиты перекрытий скомбинированы в виде квадратов и кругов. Освещение осуществляется через прозрачные стеклянные трубки.

Апофеозом архитектурного творчества Райта стало здание музея которое проектировалось и возводилось на протяжении 16 лет. В основе проекта лежит перевернутая спираль, а внутри строение похоже на раковину со стеклянным двориком в центре. Осмотр экспозиции по задумке зодчего должен проходить сверху вниз: поднявшись на лифте под крышу, посетители затем спускаются постепенно вниз по спирали. Однако в 21 в. руководство музея отказалось от этой идеи, и экспозиции теперь осматриваются стандартно, начиная от входа.

Стиль органической архитектуры в 21 веке

Возрождению современной органической архитектуры в проектировании и строительстве зданий способствуют зодчие из многих стран Европы: Германии, Норвегии, Швейцарии, Польши и др. Все они придерживаются разработанных Ф. Л. Райтом принципов органичного единения пространства и природы, обогащая своим творчеством современные архитектурные течения и воплощая философские и психологические идеи возведения реальных сооружений в качестве живых объектов, предназначенных для комфортной и гармоничной жизни людей.

ТОП 10: Знаковые проекты Фрэнка Ллойда Райта

Фрэнк Ллойд Райт - американский архитектор, основоположник органической архитектуры - родился 8 июня 1867 г. в городе Ричленд-Сентер штата Висконсин в семье церковного деятеля и учительницы. Получая знания на дому, он не посещал общеобразовательную школу. Проучился год на инженерном факультете Висконсинского Университета. После этого ушел «на вольные хлеба» и в 1887 г. переехал в Чикаго, где попал в архитектурную мастерскую Джозефа Лаймана Силсби. В 1893 у Райта уже была своя мастерская в чикагском пригороде Оук Парк. Инновационным в работах Райта было использование сборных железобетонных блоков с армированием, панельное отопление, использование кондиционеров, рассеянное освещение. Также он предлагал отталкиваться в проектировании, в первую очередь, от ландшафтных условий и за свою карьеру успел построить 363 объекта.



1. Roby House (Чикаго, Иллинойс, США, 1910 г.)

Относится к серии «Дома прерий», названой так из-за обилия горизонтальных линий, карнизов и плоских крыш, которые напоминают прерии. Асимметричная форма, ленточное остекление, горизонтальная ориентация. Большие свесы крыши дают ощущение защищенности, защиту от солнечных лучей. Ядром дома служит камин. Четко прослеживается сомасштабность здания человеку.






2. Дом над водопадом (Бер-Ран, Пенсильвания, США, 1939 г.)

К 30-м годам ХХ столетия, после очень плодотворного периода, в работе у Райта наступил застой. Чтобы поправить свое положение, архитектор организовал в своей резиденции художественную студию «Талиесин». Туда приходит учиться Эдгар Кауфман. Именно благодаря этому знакомству Райт получает заказ от родителей Кауфмана на проект загородного дома, который стал одним из самых известных творений архитектора.








3. Комплекс «Талиесин» (Спринг-Грин, Висконсин, 1911-1925 г.)

Проект, так же как и Roby House, относится к «Домам прерий». Характерные черты комплекса: низкие крыши крытые гонтом, каменные стены, террасы, врезающиеся в ландшафт. Главное здание комплекса имеет план П-образной формы. Одно из его крыльев - резиденция Райта с 3 спальнями, столовой, кухней и лоджией. После постройки дом дважды страдал от пожаров и полностью перестраивался.







4. Yamamura House (Ашия, Япония, 1924 г.)

Единственная постройка по проекту Райта, которая сохранилась в Японии. К дому ведет длинная дорога через живописную долину. У парадного входа прямо в стенах предусмотрены лавы для отдыха и созерцания окрестностей. Центром интерьера является камин - Райт часто использовал этот прием в своих проектах. Как дань японским традициям, стены частично выполнены из глины. Череду трапециевидных труб удалось выгодно вписать в ландшафт. Внимания заслуживают также сводчатый потолок и удлиненный южный балкон, с которого видны горы, море, городской пейзаж.





5. Синагога BethShаlom (Элкинс Парк, Пенсильвания, США, 1959 г.)

Здание спроектировано в стиле модерн. Выразительным элементом выступает полупрозрачная пирамидальная крыша, символизирующая гору Синай. Также архитектор вдохновился постройками майя, поэтому объем сформирован при помощи 2 треугольных призм, поставленных друг на друга и образующих в плане шестиугольник - звезду Давида.







6. Отель Imperial (Токио, Япония, 1915 г.)

В проекте Райту важно было учесть сейсмологические особенности местности и добиться устойчивости здания. Благодаря консольной подвеске этажей, а также мощному «плавающему» фундаменту, уходящему в грунт на 18 м, здание устояло во время землетрясения в 1923 году.







7. Офис компании Johnson Wax (Расин, Висконсин, США, 1936 г.)

Проект интересен тем, что в здании размером 69×69 м нет окон. В интерьере архитектор применил специальные древовидные колонны. Специальное освещение создает благоприятные условия для работы, несмотря на отсутствие прямого солнечного света. Мебель так же разрабатывалась Райтом, как и во многих других его проектах.









8. Дом Герберта Джекобса (Мидлтон, Висконсин, США, 1944 г.)

Солнечный полукруг - название плана, который придумал Райт для проектирования в северном климате. Здание имеет форму полукруга, северная сторона которого находится на возвышении и полностью изолирована, а южная скомпонована из двухслойных окон и дверей для проникновения солнечного тепла в дом даже зимой.





9. Офис компании Larkin (Буффало, Нью-Йорк, США, 1906 г.)

Здание из красного песчаника высотой 61 м и шириной 41 м. Здесь Райт применил витражные окна со стальными рамами и скульптурные элементы для декорирования фасада. Внутренние стены были сделаны из сочетания светлого кирпича и стекловидного материала для беспрепятственного проникновения солнечного света. В связи с банкротством компании Ларкин, несмотря на протесты архитектурного общества, в 1950 году здание было снесено.








10. Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк, США, 1959 г.)

Назван так в честь своего основателя Роберта Соломона Гуггенхайма. Строился и проектировался в течение 16 лет. Снаружи музей представляет собой перевернутую спираль, внутри же интерьер напоминает раковину, в центре которой - остекленный дворик. По замыслу архитектора осмотр экспозиции следует начинать сверху, поднявшись на лифте. Спуск же предполагается по пандусу, вдоль которого (а так же в примыкающих к нему залах) расположены произведения искусства. Реалии же таковы, что осмотр происходит снизу вверх.









http://architector.ua/post/arch/1751/TOP_10__Znakovye_proekty_Frenka_Llojda_Rajta/

.......................

«Молодому архитектору» — одна из двух лекций, прочитанных Фрэнком Ллойдом Райтом в Чикаго в 1931 году. Несмотря на давность, многие ее тезисы актуальны до сих пор. Архитектор размышляет об отсталости системы архитектурного образования, о важности изучения технологий и материалов и о коммерциализации архитектуры. В конце он дает двенадцать советов молодому архитектору:

1. Забудьте обо всех архитектурах мира, если не понимаете того, что они были хороши в своем роде и в свое время.

2. Пусть никто из вас не вступает в архитектуру ради того, чтобы зарабатывать себе на жизнь, если вы не любите архитектуру как живой принцип, если вы не любите ее ради нее; готовьтесь быть верными ей, как матери, другу, самому себе.

3. Берегитесь архитектурных школ во всем, кроме обучения инженерному делу.

4. Идите на производство, где вы сможете видеть работу механизмов, производящих современные здания, или работайте в практическом строительстве до тех пор, пока не сможете естественным образом перейти от строительства к проектированию.

5. Немедленно начните вырабатывать в себе привычку задумываться «почему» по поводу всего, что вам нравится или не нравится.

6. Не считайте ничего само собою разумеющимся — прекрасным или безобразным — но каждое здание разбирайте по частям, придираясь к каждой черточке. Учитесь отличать любопытное от красивого.

7. Приобретите привычку анализировать, со временем способность анализа даст возможность развиваться способности синтеза, которые тоже станут привычкой разума.

8. «Мыслите простыми категориями», как говаривал мой учитель, имея при этом в виду, что целое сводится к его частям и простейшим элементам на основе первоосновных принципов. Делайте так для того, чтобы идти от общего к частному, никогда их не путая, иначе запутаетесь сами.

9. Отбросьте, как отраву, американскую идею «быстрой оборачиваемости». Начать практическую деятельность полуиспеченным — это значит продать свое врожденное право быть архитектором за чечевичную похлебку или так и умереть, претендуя на то, чтобы быть архитектором.

10. Не торопитесь заканчивать свою подготовку. По меньшей мере десять лет предварительной подготовки к архитектурной практике нужно тому архитектору, который хочет подняться выше среднего уровня в умении оценивать и в практической архитектурной деятельности.

12. Считайте постройку курятника такой же хорошей для себя работой, как постройку собора. Величина проекта мало значит в искусстве, если отвлечься от финансовых вопросов. В действительный в расчет принимается выразительность. Выразительность может быть большой в малом или малой в большом.

В качестве дополнения нельзя не привести отрывок из размышлений Райта о современной органичной архитектуре, высказанных на той же лекции:

В органичной архитектуре жесткая прямая линия прерывается, превращаясь в пунктирную линию, которая не ограничивается одной лишь голой необходимостью, но допускает проявление соответствующего ритма, чтобы дать место суждению о должных ценностях. Это — современно.

В органичной архитектуре замысел здания как здания начинается с основного и развивается к внешней выразительности, но не начинается с какой-либо картинной выразительности, чтобы затем идти наощупь в обратном направлении. Это — современно.

Устав от повторений безликих банальностей, в которых свет отражается от голых плоскостей или уныло проваливается в дыры, вырезанные в них, органическая архитектура снова приводит человека лицом к лицу к соответствующей природе игры светотени, дающей свободу творческой мысли человека и свойственному ему чувству художественного воображения. Это — современно.

Понимание внутреннего пространства как реальности в органичной архитектуре согласуется с возросшими возможностями современных материалов. Здание теперь фигурирует в соответствии с этим пониманием внутреннего пространства; ограждение теперь фигурирует не как только стены и крыши, но как ограждение внутреннего пространства. Эта реальность — современна.

В подлинно современной архитектуре, таким образом, ощущение поверхности и массы исчезает. Сооружение не в меньшей степени должно быть выражением принципа силы, направленной к цели, чем то, которое видно в любом механическом приспособлении или аппарате. Современная архитектура утверждает высшее человеческое ощущение освещенного солнцем пространства. Органичные здания — это прочность и легкость паутины, здания, характеризующиеся светом и выраженные характером окружения — связанные с землей. Вот это — современно!

Книга «Будущее архитектуры» была переведена на русский язык и издана в СССР под редакцией видного архитектора А.И. Геггело в 1960 году, спустя год после смерти Фрэнка Ллойда Райта.

Фото Tour de Force 360VR, xlforum.net, studyblue.com, flwright.org, trekearth.com

Фрэнк Ллойд Райт - легендарный американский архитектор, отец органической архитектуры и стиля прерий, которые во многом повлияли на современный подход к архитектуре. На его счету около 500 непохожих друг на друга реализованных проектов, среди которых знаменитые Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, Дом над водопадом в Пенсильвании и Дом Эннисов, не раз появлявшийся в кино.

В этой статье вы узнаете:

  • о жизни Фрэнка Ллойда Райта
  • философию архитектора
  • принципы архитектуры Райта
  • о его основных проектах
  • о выдающихся работах Райта в сфере графического дизайна
  • его советы будущему архитектору
  • интересные факты

Портрет Райта, 1956

Биография

Детство

Фрэнк Ллойд Райт родился 8 июня 1867 года в штате Висконсин, в небольшом городе Ричленд-Центр. Мать Райта с самого начала мечтала сделать из сына архитектора. Все детство мальчика окружали всевозможные гравюры, книги, рисунки, альбомы. В его биографии есть упоминание о развивающем конструкторе «Дары Фребеля», с которым маленький Райт играл часами. Считается, что именно он и определил призвание будущего архитектора.

Становление мастера

Образование юный Райт получил дома и затем поступил в Висконсинский университет на инженерный факультет. Во время учебы приходилось подрабатывать помощником местного инженера-строителя, чтобы помогать семье. Но в 20-летнем возрасте, не окончив университет, он уезжает в Чикаго с целью устроиться в архитектурную мастерскую Джозефа Лаймана Силсби. Это первые шаги Райта в качестве «подмастерья» в архитектурной карьере. Через год он переходит в фирму «Адлер и Салливан», к Луису Салливану, одному из самых видных представителей Чикагской школы архитектуры и, как потом напишет Райт в своем эссе, «самому великому архитектору тех времен».


Впоследствии Салливан сыграл немаловажную роль в архитектурном развитии молодого Райта и стал для него настоящим мастером. Молодой Райт проработал 6 лет под его началом, ему поручались все работы по строительству жилой недвижимости. Одновременно он брал сторонние заказы, чтобы обеспечить свою семью с первой женой Кэтрин Ли Тобин. Такая работа «на стороне» не слишком понравилась Салливану, и контракт с Райтом был разорван.

Самостоятельная карьера

В 26 лет Райт основывает собственную фирму. Архитектор формирует свой уникальный стиль, начало которому было положено под руководством Салливена. Райт впитал его принципы, естественный, честный и целостный подход к проектированию. Органическая архитектура и стиль прерий начинают проявляться во всех работах молодого архитектора. Как позднее заявлял Райт, Салливан был единственным архитектором, который оказал на него влияние в молодости.

Дома прерий - это архитектурный стиль 1900-1917 гг., созданный Райтом на основе идей органической архитектуры. Зданиям, выдержанным в этом стиле, присущи непрерывные, гладкие, горизонтальные линии. Как правило, такие дома имеют достаточно плоские крыши, широкие и громоздкие карнизы, выпирающие из основной проекции здания. Также им характерны створчатые окна, расположенные горизонтальными рядами. Такие дома обычно могут похвастаться большим количеством остекленных поверхностей, а также открытыми интерьерами, не предусматривающими перегородки между кухней, гостиной и столовой.


Дом Нормана Лайкса в Аризоне к северу от Феникса

Несмотря на все это, дома прерий совсем не выглядят громоздко, а наоборот, полностью вписываются в природу. Горизонтальная протяженность конструкции и параллельные земле плоскости связывали дом в единое целое с землей. В период с 1901-1909 гг. Райт создал около 120 проектов и построил 76 домов прерий. Большинство из них предназначалось для представителей среднего класса и для бизнесменов. Одним из самых лучших примеров «домов прерий» считается дом Роби в Чикаго, построенный в 1907 году.

Связь с Японией

Важными источниками вдохновения для Райта были любовь к природе и тесная связь с Японией, где он открыл свое архитектурное бюро и построил четырнадцать зданий. До наших дней сохранилось только три. Считается, что его стиль прерий и органическая архитектура во многом основаны на японском мировоззрении. Тадао Андо, современный японский архитектор, в своей автобиографии заявил: «Я думаю, Райт изучил самый важный аспект архитектуры - обращение с пространством - на японской архитектуре. Когда я посетил «Дом над водопадом» в Пенсильвании, я обнаружил, что точно так же чувствую это окружающее пространство. Но там были и дополнительные звуки природы, обращенные ко мне».


Отель Imperial в Токио

На протяжении всей жизни Райт коллекционировал японскую печатную графику. Кроме того, среди его ассистентов было несколько японских архитекторов: Камеки и Нобуко Цутиура. Они также работали над отелем Imperial в Токио, который позднее значительно пострадал от землетрясения и был снесен. Он был спроектирован как система разнообразных садов. Это здание связывает ранний и средний периоды Райта как художника, а также западный и восточный дизайн.

Личность Фрэнка Ллойда Райта


Фрэнк Ллойд Райт на стройке © franklloydwright.org

Личная жизнь выдающегося архитектора была не менее примечательна, чем его архитектурные работы. Например, в 1909 году Райт оставил жену с шестью детьми и уехал в Европу с женой клиента. Райт был разносторонний, остроумный, прямолинейный и полностью поглощенный своим делом. Драматические события наполняли его повседневность. Не раз друзья порывали с ним отношения из-за его бескомпромиссности и презрения к буржуазным условностям.

«Существует ли для души что-нибудь более приятное, чем чистый лист бумаги? Кропотливое сравнение и выбор из всех возможных текстур, цветов и бумаги?»

Деньги для Райта тоже не представляли препятствий. Постоянные поиски новых конструкций, воплощение интересных идей и неожиданные решения характеризовали Райта как архитектора и человека. Не раз его эксперименты выливались в катастрофическое удорожание строительства. Райт часто полагался больше на свою интуицию, чем на инженерные расчеты, что нередко приводило к переделкам и перестройкам даже за собственный счет.

Последние годы жизни

В последние годы жизни Райт стал менять стиль органической архитектуры на интернациональный. Он скончался 9 апреля 1959 года в возрасте 91 года, за шесть месяцев до завершения строительства музея Гуггенхайм в Нью-Йорке. Последний проект Райта, дом Нормана Лайкса в Аризоне, достраивал уже его ученик. Фрэнк Ллойд Райт за всю свою жизнь создал более 1100 проектов, 500 из которых удалось реализовать. При этом треть всех работ пришлась на последние десять лет жизни мастера. Со смертью архитектора его дело не прекратилось, и его проекты продолжали реализовываться: например, уже в 1997 году завершилось строительство конференц-центра Monona Terrace.

Философия Фрэнка Ллойда Райта

Естественность, изначально присущая каждому творению архитектуры, не должна быть утеряна. Райт называл ее «внутренней природой».

Целостность и органичность. Здание должно производить впечатление целостности, «сделанного из одного куска», а не собранного из разных деталей.

Форма и функция здания - это стержень органической архитектуры.

Поэзия и романтика в архитектуре относятся к слову «качество» и жизненно необходимы ей. Согласно Райту, органичная архитектура видит в реальной действительности подлинную романтику человеческого творчества.

Важна истинность традиций. Имитации и всевозможные подражания тому, что уже копировалось, только разрушают архитектуру. Райт считал, что именно правда и подлинность должны обожествляться в его профессии.

Орнамент - это неотъемлемая часть архитектуры. Если замысел орнамента хорош, он превращает ее в поэзию. Если нет - то разрушает всю архитектуру.

В философской концепции органической архитектуры Райт также выделял такое понятие, как «дух». Он считал, что это нечто внутреннее, что никак не является нисходящим свыше, а проявляется изнутри наружу.

Третье измерение в органичной архитектуре - это не ширина, а глубина, присущая вещи, а не приложенная к ней.

Пространство - это невидимый источник, из которого исходят все ритмы. Это дыхание произведения искусства.

Основные архитектурные принципы

На базе этих философских идей были сформированы основные принципы Райта, которыми он руководствовался в своем творчестве и которые лежат в основе каждого его проекта.

1. Встроенность в ландшафт и натуральные материалы


Kinney House, Ланкастер, Висконсин, США

У Райта нет одинаковых построек, потому что он считал, что каждый проект уникален и создан для определенного места и конкретных людей и, соответственно, может существовать только в нем. Вырванное из контекста здание - уже не существует. Райт считал, что гармония с окружающей средой - понятие необходимое. Оно легло в основу его «органической архитектуры». По его словам, здание должно не выделяться из окружающей среды, а «вырастать из него подобно растению и гармонично сочетаться с окружением, как если бы сама природа создала его».

Райт всегда подбирал материалы, которые подходят именно для конкретной местности, где строилось здание. Известно, что Райт предпочитал работать с местными каменоломнями и лесопилками для того, чтобы здание было «слеплено» из того же теста, что и окружающий его ландшафт. Также, согласно правилам его философии, он старался не использовать слишком много разного вида материала. Это помогало сохранять гармонию. Райт всегда старался подчеркнуть природную красоту.

2. Человеческий масштаб


Дом, который построил Фрэнк Ллойд Райт для своего сына Дэвида

Необходимыми параметрами жизни Райт считал близость к земле и соразмерный человеческим пропорциям масштаб зданий. Из органической философии Райта вытекает следующее правило: «пропорции здания и мебели должны определяться размерами человеческой фигуры». Он стремился к созданию уютного помещения. Для концепции жилых домов это означало, что он избегал слишком высоких потолков, огромных комнат. В глобальном плане Райт был против концепции застройки городов небоскребами.

В книге «Будущее архитектуры» Райт говорит: «Свободная планировка и исключение бесполезной высоты в новом жилище сделали чудо. Ощущение надлежащей свободы совершенно изменило его вид. Появилось новое чувство ценности пространства в архитектуре. Оно теперь вошло в архитектуру современного мира. Так и должно быть. Здесь и там в зданиях проявляется новое чувство покоя, выражающееся в спокойной обтекаемости, подобную которой мы теперь видим в пароходах, самолетах и автомобилях».

3. Гармония и пространство


Интерьер дома Лорен Поуп

Для Райта было важно осуществление комплексного подхода к своим проектам. Он проектировал не только здания, но и ландшафтные участки, а также занимался интерьером. Райт считал, что всё это должно находиться в гармонии.

«Дом - это не стены с крышей. Это пространство внутри них». Так утверждал Райт, когда проектировал помещения, плавно перетекающие друг в друга. Он старался избегать понятия дома - «жизнь в четырех стенах». Им он предпочитал ниши, перегородки в японском стиле, перепады уровней. Это приближало его творения к природе, где нет неожиданных поворотов, глухих стен и дверей. Райт часто прибегал к террасам и ленточным окнам как к связующим между внутренним и внешним миром.

Пространство, или «текучесть пространства», а также понятия свободный план Райт считал своими нововведениями в архитектуре. Об этом он говорит в книге «Будущее архитектур»: «Высший порядок - это ощущение освещенного солнцем пространства и легкости сооружения, подобной легкости паутины».

Архитектурные проекты

Дом Роби

Создание: 1909 г.
Начало строительства: 1908 г.
Назначение: жилой дом
Местоположение: Чикаго (США)

Один из самых известных домов прерий. Он отличается респектабельным обликом и пространственной композицией, которые присущи этому стилю. В этот период Райт строил дома со свободной планировкой, где центре обязательно должен был быть камин - неотъемлемая часть всего строения. Подчеркнутый горизонтальный силуэт дома Роби намекает на бескрайние просторы Среднего Запада.

В основе лежит идея летящей, распластанной композиции, согласно которой были спроектированы другие элементы здания: широкие навесы крыши, плоская форма, невысокие этажи. Дом состоит из наложенных друг на друга двух горизонтальных прямоугольных объемов. Бетон и кирпич прекрасно сочетаются с полированным вручную деревом и цветными витражами.

Дом «Миниатюра», La Miniatura

Создание: 1923 г.

Назначение: жилой дом, вилла
Местоположение: Пасадена, Калифорния

Дом Миниатюра - один из первых текстильных блоков, построенных Райтом. Заказчица - Элис Миллард, коллекционер антиквариата и редких книг. Место для строительства выбрано удивительное - это овраг с живописными эвкалиптами. Этот дом в текстильно-блочном исполнении считается одним из главных шедевров Фрэнка Ллойда Райта. Почему же Райт называл свои блоки текстильными?

Долгие годы бетон был ненужным дешевым материалом на строительном рынке. Райт же решил переосмыслить его и превратить в эстетическое заявление. Он предложил делать нестандартные бетонные блоки кубической формы полыми внутри и нанизывать их на арматурные стержни, словно бусины на нитку. Поэтому их стали называть «текстильными». Поверхность блока покрывалась орнаментом, в данном случае напоминающим искусство индейцев майя. Органическая архитектура этого проекта заключалась также в том, что в состав бетона добавлялся песок и гравий со строительной площадки.

Церковь единения в Оак-Парке

Создание: 1908 г.
Начало строительства: 1905 г.
Назначение: церковь
Местоположение: Оак парк, Иллинойс

Достаточно революционный проект для своей эпохи: новая церковь для унитарианской общины была построена в 1908 году. Она была признана не только проектом, определившим стиль самого Райта, но и одним из первых памятников модернизма ХХ века. Позднее Райт заявлял: Душа здания - это пространство, а не его стены». Поэтому дизайн был лаконичный, но полностью отвечающий требованиям прихожан.

Здесь бетон выбран в качестве основного материала, к нему был добавлен орнамент. Пространство церкви разделено на две части: первая часть служит для богослужений, а вторая - для общественных мероприятий. Потолочное освещение и стекла натуральных желтых, зеленых и коричневых оттенков создают ощущение самой природы внутри помещения.

Дом над водопадом

Создание: 1939 г.
Начало строительства: 1935 г.
Назначение: загородный дом
Местоположение: Пенсильвания

Будучи Национальным историческим памятником США, а также эталоном органической архитектуры Фрэнка Ллойда Райта дом был изначально построен для семейства Кауфманн в 1935 г. Считается одним из самых главных архитектурных зданий ХХ в., а также лучшей работой Райта (наравне с музеем Гуггенхайма). В 1991 г. члены Американского института архитекторов отозвались о нем, как о «лучшем и непревзойденном произведении национальной архитектуры».

Райт стремился воспеть природу этого места. Камни для возведения стен добывались в том же районе, а консольные террасы были выполнены из местного песчаника, гармонично дополняющего натуральный камень. Особое расположение создает впечатление, будто они парят над бурлящим водопадом. Архитектор стремился к тому, чтобы будущий дом стал частью местного ландшафта и чтобы не было срублено ни одного дерева при строительстве дома.

В этом проекте Райт сделал акцент на взаимопроникающих пространствах дома, которые символизируют гармонию человека с природой. Общая цветовая гамма имеет светлые тона. Как и в других своих проектах, Райт избегал глухих стен и установил прозрачные ширмы, благодаря которым из любой точки дома открывается живописный вид на местные красоты. Кроме того, Райт избавился от штукатурки внутри дома, и чтобы скрыть каменные стены и железобетон, применил обшивку из дерева.

Тем не менее Райт допустил ошибку в техническом расчете несущих конструкций. Кауфманны наняли инженерную фирму для проверки, и выяснилось, что если не увеличить количество металла в бетонных конструкциях, то дом скоро будет лежать в реке. Конфликт между заказчиками и Райтом удалось погасить не сразу, но в итоге бетонную консоль террасы все же армировали по совету инженеров.

Создание: 1924 г.
Начало строительства: 1923 г.
Назначение: дом, особняк
Местоположение: Лос-Анджелес

Самый крупный и последний особняк в «текстильном стиле» с самым сложным асимметричным орнаментом на поверхности блоков. Это очень масштабный проект, позволивший Райту развернуться и применить множество своих идей. К тому же заказчик, Эннис, миллионер, сделавший состояние на сети универмагов, очень интересовался культурой майя. Общность вкусов и бюджет вылились в грандиозное здание из бетонных блоков с особым орнаментом.

Снаружи дом, скорее, напоминает храм, а орнамент часто заставляет относить работы Райта к декоративным решениям, а не конструктивным. Тем не менее внутри это впечатление немного сглаживается. В проекте Райт предпочел точную планировку, отказавшись от свободных переходов, и сам спроектировал интерьер. Гостиная с балконом имеют прекрасный вид на Лос-Анджелес, далее идут симметричная столовая, бассейн и спальни. Здесь Райт уделил особое внимание масштабу каждого помещения, пустые пространства он разбил перепадом высот в две-три ступеньки, ширмами, перегородками, мозаикой над камином и другими деликатными деталями.

Последующие конфликты с заказчиком заставили Райта отказаться от орнаментальных бетонных блоков в новых проектах. Тем не менее хозяевам полюбился построенный для них неординарный дом. В 1968 году он был куплен Августусом Брауном и позднее в 80-х годах передан в Общество по сохранению культурного наследия. К сожалению, землетрясение 1994 года и сильные дожди в 2004 году сильно повредили дом. До сих пор он находится на реставрации.

Музей Гуггенхайма

Создание: 1959 г.
Начало строительства: 1943 г.
Назначение: музей
Местоположение: Нью-Йорк

Здание, не раз подвергавшееся суровой критике, тем не менее считается вершиной творчества Фрэнка Ллойда Райта. Для этого здания Райт подготовил примерно 700 эскизов и потратил 15 лет своей жизни. К сожалению, ни Райту, ни Соломону Гуггенхайму не довелось дожить до открытия музея. Но здание по праву считается одним из величайших достижений современной архитектуры.

Контраст этого проекта с «текстильными домами», а также другими произведениями Райта сразу бросается в глаза. Хотя поначалу Райт скептично смотрел на предложение покровительницы коллекции Гуггенхайма Хиллы фон Ребай о строительстве своего рода «храма» для обширной коллекции современного искусства Гуггенхайма.

Пластичность органических форм передана очень успешно. Снаружи здание производит впечатление ступенчатой пирамиды вавилонского происхождения, а внутри похоже на раковину. Можно подняться на самый верх и спуститься от стеклянного потолка по спиральной лестнице, наслаждаясь при этом богатой коллекцией современного искусства.

Талиесин

Создание: 1911 г.
Начало строительства: 1911 г.
Назначение: резиденция, студия
Местоположение: Висконсин

Невозможно, описывая проекты Фрэнка Ллойда Райта, не упомянуть Талиесин - самый длительный проект архитектора. Речь идет о резиденции самого Райта, названной в честь поэта VI века в память о валийских корнях своей матери. Буквально название переводится как «сияющий лоб». Это название отразило желание архитектора построить свою резиденцию «на лбу» холма, а не на пике, в полном соответствии стилю прерий. Широкие окна, консольные крыши, материалы из близлежащей каменоломни, полностью сливающийся с местным пейзажем дом, открытая планировка - во всем этом читается настоящий Фрэнк Ллойд Райт.

Судьба дома достаточно драматична. Не менее двух раз он пострадал от пожаров (1924 и 1925 гг.), но был восстановлен и полностью соответствовал прежнему виду, меняя лишь имя на Талиесин II и Талиесин III. Позднее дом стал архитектурной школой и местом проведения программы стажировок Фрэнка Ллойда Райта.

Графический дизайн Фрэнка Ллойда Райта: язык орнамента


Воздушные шары и пустыня - рисунки для журнала Liberty, 1926

Имя Райта хорошо известно в мировой архитектуре, но его вклад в графический дизайн для многих остается неизведанным. Его интерес к печатной графике начался еще в юношеские годы, когда в своем подвале Райт постигал основы типографской печати. Это увлечение привело его к серьезной работе в сфере графического двумерного дизайна. На протяжении всей карьеры Райт занимался леттерингом, разрабатывал необычные надписи для книг, создавал плакаты, иллюстрации, обложки журналов, брошюры, архитектурные украшения и витражи.

Стоит упомянуть остроумные и смелые графические работы Райта для обложки журнала Liberty. Некоторые из них носили настолько необычный характер, что журнал отказался их использовать. Известно, что Райт создал 12 графических рисунков карандашом, но ни один из них не был напечатан. Его дизайн был построен на основах игры «Дары Фребеля» - это прямые линии и геометрические структуры.


Обложка для журнала Town and Country © www.brainpickings.org

Одна из самых знаменитых графических работ Райта - это рисунок американского флага. Изначально дизайн флага был выполнен Райтом для журнала Liberty, но позднее его опубликовал журнал Town&Country в 1937 г. Это единственный рисунок Райта, предназначенный для Liberty, который когда-либо был напечатан. Райт также был очарован японскими гравюрами и книгой Оуэна Джонса «Грамматика Орнамента» (1856 г.). Книга раскрывала универсальные законы украшения и орнамента.

Напутствия будущему архитектору

В 1931 году в Чикаго Райт прочитал известную лекцию «Молодому архитектору». Многие ее тезисы цитируются и по сей день, особенно советы, оставленные мэтром будущему поколению архитекторов:

Если вы не понимаете того, что все архитекторы мира были хороши в своем роде и в свое время, то забудьте о них.

Архитектуре нужно быть верным. Не вступайте в архитектуру для того, чтобы зарабатывать на жизнь, если вы не любите ее как живой принцип, если вы не любите ее ради нее.

Берегитесь архитектурных школ во всем, кроме обучения инженерному делу.

Идите на производство, где вы сможете видеть работу механизмов, производящих современные здания, или работайте в практическом строительстве до тех пор, пока не сможете естественным образом перейти от строительства к проектированию.

Срочно начинайте вырабатывать в себе привычку задумываться «почему» по поводу всего, что нравится или не нравится.

Нужно учиться отличать любопытное от красивого. Не считайте ничего само собою разумеющимся - прекрасным или безобразным. Каждое здание разбирайте по частям, придираясь к каждой черточке.

Приобретите привычку анализировать. Постепенно способность анализа даст возможность развиваться способности синтеза, которые тоже станут привычкой разума.

Мой учитель говорил: «Мыслите простыми категориями». Имелось в виду, что целое сводится к его частям и простейшим элементам на основе первоосновных принципов. Делайте так для того, чтобы идти от общего к частному, никогда их не путая, иначе запутаетесь сами.

Отбросьте как можно скорее американскую идею «быстрой оборачиваемости». Начать практическую деятельность полуиспеченным - это значит продать свое врожденное право быть архитектором за чечевичную похлебку или так и умереть, претендуя на то, чтобы быть архитектором.

Не спешите заканчивать свою подготовку. По меньшей мере десять лет предварительной подготовки к архитектурной практике нужно тому архитектору, который хочет подняться выше среднего уровня в умении оценивать и в практической архитектурной деятельности.

Считайте постройку курятника такой же хорошей для себя работой, как постройку собора. Отвлекаясь от финансовых вопросов, величина проекта мало значит в искусстве. В действительный расчет принимается выразительность. Выразительность может быть большой в малом или малой в большом.

Жизнь Райта отчасти легла в основу романа-бестселлера Айн Рэнд «Источник» (1943). По нему в 1949 году в США сделали экранизацию с Гэри Купером в главной роли.

Известно, что Дэвид Линч так отозвался об архитектуре Райта: «Войти в Дом Эннисов - все равно что попасть в рай».

Дом Эннисов вообще пользуется симпатией режиссеров. Всего его снимали в 20 фильмах, например в «Женщине» (1933) или «Бегущему по лезвию бритвы» (1982).

Дом Эннисов появляется и в музыкальных видеоклипах: в Vuelve на песню Рики Мартина и Bad Day американской рок-группы Fuel.

Музей Соломона Гуггенхайма не отстает: его снимали в фильмах «Люди в черном», «Три дня Кондора» и «Пингвины мистера Поппера».

Дом над водопадом принес немало бед своим хозяевам: из-за ошибки строителей пришлось устанавливать подпорки, а из-за близости воды постоянно появлялась плесень. В итоге сын владельцев дома передал его штату.

Резиденция Фрэнка Райта - Талиесин - горела дважды. Первый раз ее поджег слуга после убийства любовницы архитектора Марты Босвик и ее детей.

Также Losko писал биографии и о других архитекторах:

Гениальный новатор в современной архитектуре;

Гений свободной планировки;

Экспрессивный гений деконструктивизма;

Эталон скандинавской архитектуры;

Первая женщина, получившая Притцкеровскую премию.

Основатель стиля хай-тек в архитектуре и самый обаятельный архитектор.

Его называют «зелёным архитектором».

Фрэнк Ллойд Райт - американский архитектор, основоположник органической архитектуры - родился 8 июня 1867 г. в городе Ричленд-Сентер штата Висконсин в семье церковного деятеля и учительницы. Получая знания на дому, он не посещал общеобразовательную школу. Проучился год на инженерном факультете Висконсинского Университета. После этого ушел «на вольные хлеба» и в 1887 г. переехал в Чикаго, где попал в архитектурную мастерскую Джозефа Лаймана Силсби. В 1893 у Райта уже была своя мастерская в чикагском пригороде Оук Парк. Инновационным в работах Райта было использование сборных железобетонных блоков с армированием, панельное отопление, использование кондиционеров, рассеянное освещение. Также он предлагал отталкиваться в проектировании, в первую очередь, от ландшафтных условий и за свою карьеру успел построить 363 объекта.


1. Roby House (Чикаго, Иллинойс, США, 1910 г.)

Относится к серии «Дома прерий», названой так из-за обилия горизонтальных линий, карнизов и плоских крыш, которые напоминают прерии. Асимметричная форма, ленточное остекление, горизонтальная ориентация. Большие свесы крыши дают ощущение защищенности, защиту от солнечных лучей. Ядром дома служит камин. Четко прослеживается сомасштабность здания человеку.

2. Дом над водопадом (Бер-Ран, Пенсильвания, США, 1939 г.)

К 30-м годам ХХ столетия, после очень плодотворного периода, в работе у Райта наступил застой. Чтобы поправить свое положение, архитектор организовал в своей резиденции художественную студию «Талиесин». Туда приходит учиться Эдгар Кауфман. Именно благодаря этому знакомству Райт получает заказ от родителей Кауфмана на проект загородного дома, который стал одним из самых известных творений архитектора.

3. Комплекс «Талиесин» (Спринг-Грин, Висконсин, 1911-1925 г.)

Проект, так же как и Roby House, относится к «Домам прерий». Характерные черты комплекса: низкие крыши крытые гонтом, каменные стены, террасы, врезающиеся в ландшафт. Главное здание комплекса имеет план П-образной формы. Одно из его крыльев - резиденция Райта с 3 спальнями, столовой, кухней и лоджией. После постройки дом дважды страдал от пожаров и полностью перестраивался.

4. Yamamura House (Ашия, Япония, 1924 г.)

Единственная постройка по проекту Райта, которая сохранилась в Японии. К дому ведет длинная дорога через живописную долину. У парадного входа прямо в стенах предусмотрены лавы для отдыха и созерцания окрестностей. Центром интерьера является камин - Райт часто использовал этот прием в своих проектах. Как дань японским традициям, стены частично выполнены из глины. Череду трапециевидных труб удалось выгодно вписать в ландшафт. Внимания заслуживают также сводчатый потолок и удлиненный южный балкон, с которого видны горы, море, городской пейзаж.

5. Синагога BethShаlom (Элкинс Парк, Пенсильвания, США, 1959 г.)

Здание спроектировано в стиле модерн. Выразительным элементом выступает полупрозрачная пирамидальная крыша, символизирующая гору Синай. Также архитектор вдохновился постройками майя, поэтому объем сформирован при помощи 2 треугольных призм, поставленных друг на друга и образующих в плане шестиугольник - звезду Давида.

6. Отель Imperial (Токио, Япония, 1915 г.)

В проекте Райту важно было учесть сейсмологические особенности местности и добиться устойчивости здания. Благодаря консольной подвеске этажей, а также мощному «плавающему» фундаменту, уходящему в грунт на 18 м, здание устояло во время землетрясения в 1923 году.

7. Офис компании Johnson Wax (Расин, Висконсин, США, 1936 г.)

Проект интересен тем, что в здании размером 69×69 м нет окон. В интерьере архитектор применил специальные древовидные колонны. Специальное освещение создает благоприятные условия для работы, несмотря на отсутствие прямого солнечного света. Мебель так же разрабатывалась Райтом, как и во многих других его проектах.

8. Дом Герберта Джекобса (Мидлтон, Висконсин, США, 1944 г.)

Солнечный полукруг - название плана, который придумал Райт для проектирования в северном климате. Здание имеет форму полукруга, северная сторона которого находится на возвышении и полностью изолирована, а южная скомпонована из двухслойных окон и дверей для проникновения солнечного тепла в дом даже зимой.

9. Офис компании Larkin (Буффало, Нью-Йорк, США, 1906 г.)

Здание из красного песчаника высотой 61 м и шириной 41 м. Здесь Райт применил витражные окна со стальными рамами и скульптурные элементы для декорирования фасада. Внутренние стены были сделаны из сочетания светлого кирпича и стекловидного материала для беспрепятственного проникновения солнечного света. В связи с банкротством компании Ларкин, несмотря на протесты архитектурного общества, в 1950 году здание было снесено.

10. Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк, США, 1959 г.)

Назван так в честь своего основателя Роберта Соломона Гуггенхайма. Строился и проектировался в течение 16 лет. Снаружи музей представляет собой перевернутую спираль, внутри же интерьер напоминает раковину, в центре которой - остекленный дворик. По замыслу архитектора осмотр экспозиции следует начинать сверху, поднявшись на лифте. Спуск же предполагается по пандусу, вдоль которого (а так же в примыкающих к нему залах) расположены произведения искусства. Реалии же таковы, что осмотр происходит снизу вверх.