Основные тенденции развития эстетики XIX — XX вв. История эстетики: эстетика Нового времени. Связь эстетических и философских идей Нового времени с процессами формо- и стилеобразования в барокко и классицизме Рационализм и нормативизм эстетики классицизма

В философской мысли XVII веке в центре внимания стоит проблема человека, его возможностей, приобретенных и врожденных качеств. Кроме этого, актуальность приобретает проблема ускорения течения времени, как необходимого условия человеческого бытия, благодаря чему мир находится в постоянной трансформации. Основными художественными стилевыми направлениями данного периода барокко и классицизм. Искусство становится своеобразным языком философии, что отошла от универсальных рациональных построений и погрузилась в сферу эмоционального опыта. Растет самооценка искусства как креативной силы культуры.

Меняется объект исследования, соответственно происходит смещение акцента на проблемы восприятия, на личность слушателя, на разнообразие вкусов. Начинается новый уровень спецификации восприятия субъекта. В эстетической теории внимание направляется теперь не только на фигуру художника, но и на читателя, зрителя, слушателя. Актуальность приобретает идея, согласно которой понимание произведения искусства, а следовательно и дальнейшая судьба его существование, во многом зависит от того, кто и как его воспринимает. Наблюдается возникновение тенденции заинтересованности уникальным индивидуальным опытом, внутренним миром личности, что в свою очередь способствовало формированию разнообразных художественных направлений.

В эстетике Никола Буало представлены общие эстетические принципы классицизма. Соответственно в них он провозглашает приоритет мысли над словом, идеи над художественным выражением. Именно ум имеет определяющее значение в искусстве, а чувственное начало вторичное. Ради ясности идеи, которая является залогом красоты, необходимо отойти от жизненной красочности. Буало обосновывает иерархический разделение жанров на "высокие" и "низкие", развивает идею триединства времени, места и действия).

Основные идеи представителей Просвещения о теории вкуса, которая является одной из ведущих для данного периода развития эстетической мысли, изложенные в подразделении, связанном с эстетическим и художественным вкусом. Итак остановимся на других теориях философов Нового времени.

Фрэнсис Хатчесон в произведении "Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели" анализирует проблему красоты и гармонии. Наши представления о гармонии, красоте и порядке основываются на определенном внутреннем чувстве, а не на рациональном обосновании. За Хатчесоном, красота имеет бескорыстный характер и поэтому эстетическое чувство является образцом для нравственного чувства. Искусство подчиняется морали, а красота и гармония является источником и средством воспитания добродетели. Красота имеет две разновидности: 1) абсолютная, где красота воспринимается без сравнения с чем-то внешним (красота явлений природы, научных законов); 2) относительная или сравнительная, что связано с видами искусства, которые подчинены принципу подражания. Относительная красота наиболее ярко проявляется в живописи и поэзии, где "точная имитация будет прекрасной, даже когда оригинал был полностью лишен красоты". Хатчесон предлагает идею объективной природы прекрасного, однако всеобщность выступает у него как одинаковость восприятия красоты.

Эдмунд Берк анализируя категории прекрасное и возвышенное, выявляет психологические аспекты их восприятия. В основе возвышенного заложено влечение к самосохранению. Это чувство возникает в результате встречи с теми силами, которые вызывают человеческий ужас, осторожности. Прекрасное же основывается на стремлении к общественному, к общению. Все, что пробуждает любовь, симпатию и побуждает нас к подражанию является прекрасным и касается сферы человеческих отношений. Возможным является существование красоты в физическом мире, где наслаждение касается выбора определенных цветов, тонов, форм. Чувство прекрасного содействует единению людей и формированию моральных качеств.

Идеи эстетическое воспитание в связи с проблемой гениальности анализируются французским философом Клодом Адрианом Гельвецієм. Он считает, что гениальность присуща всем людям, однако необходимое воспитание, которое бы могло раскрыть эту способность. Гениальность художника проявляется в реалистичности и стиле изображения. Воспитательной целью искусства является пробуждение сильных ощущений, предоставление того, что отсутствует в реальности. Высшая форма наслаждения предоставляется лишь благодаря воображению и фантазии, что придает искусству статус средства для развлечения.

Дени Дидро обосновывает взаимосвязь между искусством и нравственностью. Искусство должно воспитывать, выражать определенное жизненное правило. Истина, добро и красота взаимосвязаны между собой. Помимо разработки понятия прекрасного, которое занимает значительное место в эстетической концепции Дидро, он придает большое значение гармонии в искусстве. Гармония как взаимозависимость между компонентами произведения позволяет увидеть целостный образ. В своих сочинениях Дидро анализирует особенности музыкального, драматического, живописного, танцевального искусств, апеллируя не только к обще-эстетических закономерностей, но и обращаясь к специальным вопросам теории искусств - от средств выразительности и формообразования в жанровых разновидностей.

Жан-Жак Руссо, среди просветителей XVIII века. наиболее глубоко понял музыку как искусство Нового времени. Теоретические разработки анализа структуры аккордов и развенчание гипотезы о тождестве древнегреческой гармонии и современного аккорда было важным вкладом Же.-Же.Руссо в развитие теории музыки. В связи с ростом внимания к изображению человеческой природы, наиболее актуальной и характерной именно для этого периода становится проблема верного изображения чувств, эмоций человека. Воспроизведение аффекта в этот период совпадает с изображением природы. Эту точку зрения на протяжении определенного времени разделял Руссо. Он (в труде "Музыкальный словарь") акцентирует внимание на том, что музыка, как и другие виды искусств, имеет средства подражания любого предмета природы. Позже Руссо стал считать, что содержание творчества музыканта заключается в настройке души именно на такой настрой, который ей бы хотелось.

Александр Баумгартен определяет, что предметом эстетики является изучение логики чувственного познания, она должна сочетать в себе не только теорию, но и художественную практику. Принцип консенсуса становится универсальным для эстетики немецкого философа, в нем воплощается представлению о красоте как о единстве в багатоманітному. Среди проблем, которые анализируются Баумгартеном, это эстетическое восприятие и художественное творчество. Оба процесса предусматривают момент творчества, включают в себя эстетический порыв. Именно О.Баумгартен указал на то, что эстетическое познание имеет самостоятельный характер, обладает внутренними и специфическими закономерностями и независимое ни от религии, ни от морали.

Готгольд Эфраим Лессинг в своих трудах рассуждает о античную теорию катарсиса и применяет ее к современной теории драмы. Он указывает на связь идеи катарсиса с античной концепцией меры и идеей Аристотеля о "золотую середину". Также значительное место в эстетике Лессинга занимает проблема взаимоотношения видов искусства, которые он разделяет на пространственные (пластические) и временные. Пространственные искусства воплощают завершенное действие, не передают изменений. Другая ситуация во временных искусствах, которые передают развертывание во времени, а следовательно способны передать индивидуальную личность героев, отношения между ними. Лессинг разрабатывает целую систему классификации искусств, где самое высокое место занимают литература и поэзия.

Цель искусства заключается в раскрытии истины, изображении прекрасного в действительности. Только открывая истину искусство способно оказывать наслаждение, учить, воспитывать.

Развитие эстетической науки стран Западной Европы и США первой половины нашего столетия выразило этот противоречивый период во множестве своих концепций и теорий, прежде всего нереалистического характера, для обозначения многих из которых утвердился термин «модернизм».

Модернизм (от франц. modern новейший, современный) - общее условное обозначение направлений искусства XX в., для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира.

Модернизм как художественная система был подготовлен двумя процессами своего развития: декадентством (т. е. бегством, неприятием реальной жизни, культом красоты как единственной ценности, отторжением социальных проблем) и авангардом (манифесты которого призывали порвать с наследием прошлого и создать нечто новое, противоречащее традиционным художественным установкам).

Все основные направления и течения модернизма - кубизм, экспрессионизм, футуризм, конструктивизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт, гиперреализм и др. либо отвергли, либо до неузнаваемости преобразили всю систему художественных средств и приемов. Конкретно, в различных видах искусства это выразилось: в изменении пространственных изображений и отказе от художественно-образных закономерностей в изобразительном искусстве; в пересмотре мелодической, ритмической и гармонической организованности в музыке; в появлении «потока сознания», внутреннего монолога, ассоциативного монтажа в литературе и т. д. Большое влияние на практику модернизма оказали идеи иррационалистического волюнтаризма А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, учение об интуиции А. Бергсона и Н. Лосского, психоанализ 3. Фрейда и К. Г. Юнга, экзистенциализм М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра и А. Камю, теории социальной философии Франкфуртской школы Т. Адорно и Г. Маркузе.

Общее эмоциональное настроение произведений художников-модернистов можно выразить следующей фразой: хаос современной жизни, ее дезинтеграция способствуют неустроенности и одиночеству человека, его конфликты - неразрешимы и безысходны, а обстоятельства, в которые он поставлен, непреодолимы.

После второй мировой войны большинство модернистских течений в искусстве утратило былые авангардные позиции. В послевоенной Европе и Америке начинает активно проявлять себя «массовая» и «элитарная» культуры с соответствующими им различными эстетическими течениями и направлениями, а также заявляют о себе эстетические школы немарксистского характера. В целом послевоенный этап развития зарубежной эстетики можно определить как постмодернистский.

Постмодернизм - понятие, обозначающее новый, последний на сегодняшний день сверхэтап в цепи закономерно меняющих друг друга на протяжении истории направлений культуры. Постмодернизм как парадигма современной культуры представляет собой общее направление развития европейской культуры, сформировавшееся в 70-е гг. XX в.

Возникновение постмодернистских тенденций в культуре связано с осознанием ограниченности социального прогресса и боязнью общества, что его результаты ставят под угрозу уничтожения само время и пространство культуры. Постмодернизм как бы должен установить пределы вмешательства человека в процессы развития природы, общества и культуры. Поэтому постмодернизму свойственны поиски универсального художественного языка, сближение и сращивание различных художественных направлений, более того - «анархизм» стилей, их бесконечное многообразие, эклектизм, коллажность, царство субъективного монтажа.

Характерными чертами постмодернизма являются:

Ориентация постмодернистской культуры и на «массу», и на «элиту» общества;

Существенное влияние искусства на внехудожетвенные сферы человеческой деятельности (на политику, религию, информатику и т. п.);

Стилевой плюрализм;

Широкое цитирование в своих творениях произведений искусства предшествующих эпох;

Иронизирование над художественными традициями прошлых культур;

Использование приема игры при создании произведений искусства.

В постмодернистском художественном творчестве происходит сознательная переориентация с творчества на компиляцию и цитирование. Для постмодернизма творчество не равно творению. Если в допостмодернистских культурах работает система «художник - произведение искусства», то в постмодернизме акцент переносится на отношение «произведение искусства - зритель», что свидетельствует о принципиальном изменении самосознания художника. Он перестает быть «творцом», так как смысл произведения рождается непосредственно в акте его восприятия. Постмодернистское художественное произведение должно быть обязательно увидено, выставлено напоказ, без зрителя оно существовать не может. Можно говорить о том, что в постмодернизме осуществляется переход от «художественного произведения» к «художественной конструкции».

Постмодернизм как теория получил существенное обоснование в работах Ж. Бодрийяра «Система вещей» (1969), Ж. Ф. Лиотара «Постмодернистское знание» (1979) и «Спор» (1984), П. Слотердийка «Волшебное дерево» (1985)и др.

В данном параграфе будут проанализированы лишь важнейшие эстетические направления и школы немарксистской ориентации, а также узловые проблемы эстетической науки XX века.

Рационалистические основания культуры. Невозможно провести совершенно точную границу между культурами XVI и XVII века. Уже в XVI веке в учении итальянских натурфилософов начинают складываться новые представления о мире. Но настоящий перелом в науке о вселенной совершается на рубеже XVI и XVII веков, когда Джордано Бруно, Галилео Галилей и Кеплер, развивая гелиоцентрическую теорию Коперника, приходят к выводу о множественности миров, о бесконечности вселенной, в которой земля является не центром, а маленькой частицей, когда изобретение телескопа и микроскопа открыло перед человеком существование бесконечно далекого и бесконечно малого.

В XVII веке изменилось понимание человека, его места в мире, отношение между личностью и обществом. Личность человека Возрождения характеризуется абсолютным единством и цельностью, она лишена сложности и развития. Личность -- эпохи Возрождения -- утверждает себя в согласии с природой, которая представляет собой добрую силу. Энергия человека, а также фортуна, определяют его жизненный путь. Однако этот «идиллический» гуманизм уже не годился для новой эпохи, когда человек перестал сознавать себя центром мироздания, когда он почувствовал всю сложность и противоречия жизни, когда ему пришлось вести жестокую борьбу против феодально-католической реакции.

Личность XVII века -- не самоценна, как личность Ренессанса, она всегда зависит от окружения, от природы, и от людской массы, которой она хочет себя показать, поразить ее и убедить. Эта тенденция, с одной стороны, поразить воображение массы, а с другой стороны, убедить ее является одной из основных особенностей искусства XVII века.

Искусству XVII века так же, как и искусству Возрождения, свойственен культ героя. Но это -- герой, которого характеризуют не действия, а чувства, переживания. О чем свидетельствует не только искусство, но и философия XVII века. Декарт создает учение о страстях, а Спиноза рассматривает человеческие желания, «как будто это линии, плоскости и тела».

Это новое восприятие мира и человека могло получить в XVII веке двоякую направленность, в зависимости от того, как оно использовалось. В этом сложном, противоречивом, многоплановом мире природы и человеческой психики могла быть подчеркнута его хаотическая, иррациональная, динамическая и эмоциональная сторона, его иллюзорность, его чувственные качества. Такой путь вел к стилю барокко.

Но акцент мог быть поставлен и на ясных, отчетливых представлениях, прозревающих истину и порядок в этом хаосе, на мысли, борющейся с его конфликтами, на разуме, преодолевающем страсти. Такой путь вел к классицизму.

Барокко и классицизм, получив свое классическое оформление соответственно в Италии и во Франции, распространились в той или иной мере по всем странам Европы и были господствующими направлениями в художественной культуре 17-ro века.

Первоначально в эстетике и в философии искусства Нового времени попытки формального определения прекрасного явно доминировали над содержательными его определениями. Но уже после Канта ограниченность формальных определений и их удаленность от реальной практики искусства сделались достаточно очевидными. С возникновением в XIX в. современного искусства формальные определения прекрасного стали казаться явным анахронизмом.

"Ренессанс, – пишет Г. Вёльфлин, – очень рано выработал ясное представление о том, что первый признак совершенства в искусстве есть признак необходимости. Совершенное должно вызывать впечатление, будто иным оно и не могло быть, будто каждое изменение его малейшей части разрушило бы красоту и смысл целого" . Этот закон (если его можно назвать законом), отмечает Вёльфлин, был угадан и высказан уже в середине XV в.

Л. Б. Альберти в "Десяти книгах о зодчестве" писал, в частности: "Красота есть строгая соразмерная гармония всех частей, объединяемых тем, чему они принадлежат, – такая, что ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже. Великая это и божественная вещь..." В другом месте Альберти пишет о "согласии и созвучии частей", а когда он говорит о прекрасном фасаде как о "музыке", в которой нельзя изменить ни одного тона, он имеет в виду не что иное, как необходимость, или органичность, соединения форм. "Мы можем сказать так. Красота есть некое согласие и созвучие частей в том, частями чего они являются, – отвечающие строгому числу, ограничению и размещению, которых требует гармония, т.е. абсолютное и первичное начало природы " .

Соразмерность, или пропорциональность, которую искали художники Возрождения, становится особенно наглядной, когда искусство этого периода сравнивается с искусством следующего за ним художественного стиля – барокко.

Барокко в отличие от Ренессанса не опиралось на какую-либо теорию. Сам стиль развивался, не имея общепризнанных образцов, и его представители не осознавали, что они ищут принципиально новые пути. Однако со временем художниками и теоретиками искусства стали указываться новые формальные отличительные признаки красоты, а требование соразмерности, или пропорциональности, считавшееся фундаментальным ранее, было отброшено. Можно сказать, что с изменением художественного стиля произошло и изменение представлений о красоте. В их числе новых неотъемлемых формальных признаков красоты оказываются уже своенравность, или своеобразность, и необычность.

Барокко стремится выразить не совершенное бытие, а становление, движение. В силу этого понятие соразмерности теряет свой смысл: связь между формами ослабевает, используются "нечистые" пропорции и вносятся диссонансы в созвучие форм. Пропорции становятся все более редкими, и глазу все труднее уловить их. Нередко имеет место не просто усложнение восприятия гармонических соотношений, а сознательно создаваемый диссонанс.

В архитектуре предлагаются, например, сдавленные ниши, не согласованные с размерами стен окна, слишком большие для предназначенной им поверхности росписи и т.п. Художественная задача видится уже не в согласии, а в разрешении диссонансов. В своем движении вверх противоречивые элементы примиряются, гармония чистых соотношений рождается из диссонансов.

Предпочтение, как и в период Возрождения, отдается формальному истолкованию красоты. Различие в ее определениях связано прежде всего с тем, что если искусство Возрождения стремилось к совершенству и законченности, т.е. к тому, что природе удается произвести лишь в очень редких случаях, то барокко старается создать впечатление бесформенности, которую нужно обуздать.

Вся эпоха Нового времени отмечена колебаниями между формальным и содержательным истолкованиями прекрасного.

Лейбниц определяет красоту как "гармонически упорядоченное единство в многообразии". Для Баумгартена красота есть "совершенство явленного". Художник У. Хогарт попытался выявить некие объективные "законы красоты": совершенные пропорции и абсолютную "линию красоты", которую он видел в синусоиде. Идеей уникальной "линии красоты" позднее увлекся Ф. Шиллер.

Начиная с Канта на первый план выходят содержательные истолкования прекрасного, учитывающие, в частности, аудиторию, выносящую свое суждение о нем. "Прекрасно то, – говорит Кант, – что всем нравится без посредства понятия", поскольку главным в суждении вкуса является не понятие, а внутреннее чувство "гармонии в игре душевных сил", обладающее всеобщим характером . Красота, – это форма целесообразности предмета, поскольку она воспринимается в нем без представления о цели. Красота начинается с формы, но не сводится к форме, а представляет собой форму, взятую в единстве с содержанием. Попытки рассматривать красоту только как форму недостаточны. В "Критике способности суждения" Кант дает четыре пояснения, касающиеся прекрасного: оно нравится нам без привходящего интереса; прекрасным мы любуемся, не размышляя; прекрасное – это целесообразность без целеполагания; прекрасное обязательно для всех. Прекрасное оказывается, таким образом, характеристикой нс самого по себе предмета, а определенным отношением его к индивиду, воспринимающему предмет. Понимая недостаточность своих определений, обрисовывающих только внешний облик прекрасного, или "чистую красоту", Кант вводит также понятие "сопутствующей красоты". "Чистая красота" в природе – это цветы. Красота же человека является "сопутствующей" и определяется как "символ нравственно доброго".