Вероника Джиоева: «Мне плохо без сцены. Вероника Джиоева: биография российской звезды мировой оперы Вероника джиоева биография дети

«Певица от Бога» - именно так называют российскую звезду мировой оперы Веронику Джиоеву. Среди образов, которые эта удивительная женщина воплотила на сцене - Татьяна («Евгений Онегин»), Графиня («Свадьба Фигаро»), Ярославна («Князь Игорь»), Леди Макбет («Макбет») и множество других! Именно об обладательнице божественного сопрано и пойдёт речь сегодня.

Биография Вероники Джиоевой

Вероника Романовна появилась на свет в конце января 1979 года. Родина оперной певицы - город Цхинвал Южной Осетии. В интервью Вероника рассказывала, что изначально её отец хотел, чтобы она стала гинекологом. Правда, вовремя передумал и решил - дочь должна стать оперной певицей.

Кстати, у отца Вероники Джиоевой неплохой тенор. Он неоднократно слышал, что ему следует заниматься вокалом. Однако во времена его юности занятия пением в Осетии среди мужчин считались совершенно не мужским делом. Именно поэтому Роман выбрал для себя спорт. Отец оперной певицы стал штангистом.

Начало карьеры

В 2000 году Вероника Джиоева окончила училище искусств во Владикавказе. Училась девушка вокалу в классе Н. И. Хестановой. Спустя 5 лет она завершила обучение в Санкт-Петербургской консерватории, где занималась в классе Т. Д. Новиченко. Стоит отметить, что конкурс при поступлении в консерваторию составлял более 500 человек на одно место.

Впервые на сцену девушка вышла в 1998 году. Тогда она выступала в филармонии. Дебют же в качестве оперной певицы у Вероники Джиоевой состоялся в начале 2004 года - она исполняла партию Мими в «Богеме» Пуччини.

Мировое признание

На сегодняшний день Джиоева - одна из самых востребованных оперных певиц, причём не только в Российской Федерации, но и за пределами нашей страны. Вероника выступала на сценах Литвы и Эстонии, Италии и Японии, Соединённых Штатов Америки и Испании, Великобритании и Германии. Среди образов, которые Вероника Джиоева воплотила в жизнь, следующие:

  • Таис («Таис», Массне).
  • Графиня («Свадьба Фигаро», Моцарт).
  • Елизавета («Дон Карлос», Верди).
  • Марта («Пассажирка», Вайнберг).
  • Татьяна («Евгений Онегин», Чайковский).
  • Микаэла («Кармен», Бизе).
  • Леди Макбет («Макбет», Верди).

Стоит отметить, что Вероника - ведущая солистка сразу трёх оперных театров России: она выступает на сценах Новосибирского, Мариинского и Большого театра.

Мировое признание пришло к этой оперной певице после того, как она исполнила партию Фиордилиджи в моцартовской Cosi fan tutte. На столичной сцене Вероника Джиоева исполняла партию княгини Урусовой в опере Щедрина «Боярыня Морозова». Покорила сердца зрителей и Земфира из «Алеко» Рахманинова. Ее Вероника исполнила в конце лета 2007 года.

Жителям Санкт-Петербурга Джиоева запомнилась и полюбилась благодаря многочисленным премьерам в Мариинском театре. Порадовала Вероника и любителей оперы в Сеуле. В 2009 году здесь состоялась премьера «Кармен» Бизе. Ну и, конечно же, самым настоящим триумфом стало выступление Вероники Джиоевой в «Богеме». Сейчас увидеть певицу на своей сцене рады итальянские театры в Болонье и Бари. Рукоплескала оперной диве и публика Мюнхена. Здесь Вероника исполняла партию Татьяны в опере «Евгений Онегин».

Личная жизнь Джиоевой

Особое место занимает в биографии Вероники Джиоевой семья. Певица счастлива в браке с Алимом Шахмаметьевым, который в Новосибирской филармонии занимает должность главного дирижёра Камерного оркестра, а в Санкт-Петербургской консерватории руководит Большим симфоническим оркестром.

У пары двое детей - дочь Адриана и сын Роман. Кстати, во второй раз зрители даже не заметили отсутствия Вероники на сцене: оперная певица выступала вплоть до восьмого месяца беременности, а спустя всего месяц после рождения малышки вновь вернулась к любимому занятию. Саму себя Вероника Джиоева называет неправильной осетинской женщиной. Главной причиной она считает нелюбовь к кулинарии. Зато Вероника - великолепная жена и мать: в её доме всегда царят порядок и взаимопонимание.

Участие в телепроекте «Большая опера»

В 2011 году южная красавица Вероника Джиоева стала победительницей проекта «Большая опера». На телеконкурс оперная дива попала по своему желанию, но вопреки желаниям супруга, коллег и родственников.

Спустя несколько лет после телепроекта в интервью Вероника рассказала, что всё началось с репетиции номера для новогодней программы на канале «Культура». Именно работники этого канала рассказали Джиоевой о конкурсе.

Запись программы «Большая опера» проходила по понедельникам, когда в театре был выходной день. Вероника призналась - тогда она подумала, что подобного в её жизни уже никогда не произойдёт, и согласилась на участие в проекте. Муж певицы был категорически против и утверждал, что Веронике не стоит растрачивать себя на пустяки. Отговаривали диву и практически все знакомые. Большую роль в выборе сыграл характер Вероники - назло всем она сказала «Да!».

Кстати, голос Джиоевой нередко звучит в кинолентах, в числе которых фильм «Васильевский остров» и «Монте-Кристо». Записала Вероника и альбом под названием Opera arias. А в 2010 году на экраны вышел фильм Павла Головкина «Зимнее соло волны». Посвящена эта картина творчеству Джиоевой.

Несмотря на то, что родина певицы Осетия, Вероника позиционирует себя как оперная певица из России. Именно это всегда указывают на афишах. Однако бывали и неприятные ситуации за рубежом. Например, когда несколько театральных журналов и афиш назвали Джиоеву «грузинским сопрано». Певица не на шутку рассердилась, а организаторам пришлось не только приносить извинения, но и изымать все отпечатанные экземпляры и издавать афиши и журналы заново.

Вероника объясняет это весьма просто - училась она в Питере у русских педагогов. Грузия к этому никакого отношения не имеет. Повлияли на позицию оперной дивы вооружённые конфликты Грузии и её родины.

Награды

Вероника Джиоева - не только победительница телеконкурса «Большая опера». Она лауреат самых разных конкурсов и фестивалей оперных исполнителей. Например, в 2003 году она стала лауреатом Международного конкурса имени Глинки, в 2005 стала победительницей Maria Gallas Grand Prix. В числе наград Джиоевой - театральные премии «Парадиз», «Золотой софит» и «Золотая маска». Стоит отметить, что Вероника является заслуженной артисткой двух республик - Южной и Северной Осетии.

Заслуженная артистка России
Народная артистка Республик Южная Осетия и Северная Осетия
Лауреат международных конкурсов
Дипломант Национальных театральных фестивалей «Золотая Маска»

Окончила Санкт-Петербургскую консерваторию имени Н. Римского-Корсакова по классу вокала (класс проф. Т. Д. Новиченко). В труппе Новосибирского театра оперы и балета с 2006 года.

На сцене театра исполнила около 20-ти ведущих оперных партий, в их числе: Марфа («Царская невеста» Римского-Корсакова), Земфира («Алеко» Рахманинова), Княгиня Урусова («Боярыня Морозова» Щедрина), Фьордилиджи («Так поступают все» Моцарта), Графиня («Свадьба Фигаро» Моцарта), Татьяна («Евгений Онегин» Чайковского), Елизавета («Дон Карлос» Верди), Леди Макбет («Макбет» Верди), Виолетта («Травиата» Верди), Аида («Аида» Верди), Мими и Мюзетта («Богема» Пуччини), Лиу и Турандот («Турандот» Пуччини), Микаэла («Кармен» Бизе), Тоска («Тоска» Пуччини), Амелия («Бал-маскарад» Верди), Ярославна («Князь Игорь» Бородина), а также сольные партии в «Реквиеме» Моцарта, Девятой симфонии Бетховена, Реквиеме Верди, Второй симфонии Малера, Stabat mater Россини. Имеет обширный репертуар из произведений современных композиторов, в числе которых сочинения Р. Щедрина, Б. Тищенко, М. Минкова, М. Танонова и др. С труппой Новосибирского театра оперы и балета гастролировала в Южной Корее, Таиланде.

Приглашенная солистка Большого театра России. Выступает на сценах ведущих театров и концертных залов мира, принимает участие в постановках и концертных программах в России, Китае, Южной Корее, Великобритании, Испании, Италии, Японии, США, Эстонии и Литве, Германии, Финляндии и других странах. Плодотворно сотрудничает с европейскими театрами, в числе которых Театр Петруцелли (Бари), Театр Комунале (Болонья), Театр Реал (Мадрид). В Палермо (Театр Массимо) исполнила заглавную партию в опере Доницетти «Мария Стюарт», в Гамбургской опере – партию Ярославны («Князь Игорь»). В Театре Реал с успешно прошла премьера «Сестры Анжелики» Пуччини с участием Вероники Джиоевой. В США певица дебютировала на сцене Хьюстонской оперы в партии Донны Эльвиры. В 2011 в Мюнхене и Люцерне исполнила партию Татьяны в «Евгении Онегине» с симфоническим оркестром Баварского радио под управлением Мариса Янсонса, сотрудничество с которым продолжилось исполнением сопрановой партии во 2-й симфонии Малера с Королевским оркестром Концертгебау в Амстердаме, Санкт-Петербурге и Москве. В прошедших сезонах выступала в партии Ельвиры на сцене Театро Филармонико в Вероне, затем на сцене Финской оперы исполнила партию Аиды с маэстро П. Фурнилье. На сцене Пражской оперы спела премьеру в партии Иоланты (маэстро Ян Латам Кёниг), затем премьеру оперы «Бал-маскарад». В этом же году исполнила в Праге партию сопрано в «Реквиеме» Верди под управлением маэстро Ярослава Кинзлинга. Гастролировала с Лондонским симфоническим оркестром и с маэстро Жаком ван Стином в Великобритании (Лондон, Варвик, Бедфорд). С маэстро Hartmut Heanheal исполнила партию сопрано на сцене концертного зала Бозар в Брюсселе. В Валенсии исполнила партию Мадины в опере «Брешь» в постановке известного режиссёра П. Азорина. На сцене главного концертного зала Стокгольма исполнила партию сопрано в «Реквиеме» Верди. В марте 2016 года Вероника выступила на сцене оперного театра Женевы в партии Фьордилиджи. В Ноябре 2017 спела партию Татьяны в Японии с маэстро Владимиром Федосеевым.

Постоянно участвует в музыкальных фестивалях в России и за рубежом. В 2017 году на сцене Новосибирской оперы состоялся первый фестиваль Вероники Джиоевой. Также именные фестивали певицы проходят на ее родине в Алании и Москве.

В ближайших планах певицы исполнение партии Амелии на сцене Чешской оперы, партии Аиды на сцене Цюрихской оперы, Леоноры и Турандот на сцене Финской оперы.

В мае 2018 года Вероника Джиоева удостоена почетного звания «Заслуженный артист Российской Федерации».

Исполнила партию Фиордилиджи в опере «Так поступают все» в Московском международном доме музыки (2006 г.), партии сопрано в Реквиеме Верди и Второй симфонии Малера (Большой зал Московской консерватории, 2007 г.).
В 2006 г. спела сопрановую партию в Большой мессе Моцарта (дирижер Юрий Башмет, БЗК). В том же году исполнила партию Княгини Урусовой на премьере оперы Родиона Щедрина «Боярыня Морозова» (БЗК). В следующем году участвовала в исполнении этой оперы в Италии.
В 2007 г. исполнила партию Земфиры в БЗК (Российский национальный оркестр, дирижер Михаил Плетнев) и в Сан-Себастьяне (Испания).
В 2007 и 2009 гг. принимала участие в исполнении «Бега времени» Бориса Тищенко в Санкт-Петербургской филармонии.
В 2008 г. исполнила партию Мими в БЗК и приняла участие в исполнении Реквиема Верди в Санкт-Петербурге.
В 2009 г. исполнила заглавную партию в опере «Таис» в Эстонии и партию Микаэлы («Кармен» Ж. Бизе) в Сеуле.
В 2010 г. исполнила «Четыре последние песни» Р. Штрауса в Новосибирской филармонии (дирижер Алим Шахмаметьев).

На сцене Мариинского театра исполнила партии Микаэлы, Виолетты, Елизаветы и Земфиры.

Является приглашенной солисткой Большого театра Женевы, театра Ла Монне в Брюсселе, Пражской оперы, Финской национальной оперы. Выступает Оперном театре Бари, Театре Комунале в Болонье, Театре Массимо в Палермо (Италия), театре Реал (Мадрид), Гамбургской государственной опере.

Сотрудничает с выдающимися музыкантами, среди них: Марис Янсонс, Валерий Гергиев, Тревор Пиннок, Владимир Федосеев, Юрий Башмет, Хартмут Хенхен, Симонa Янг, Владимир Спиваков и многие другие.

В 2010 г. исполнила заглавную партию в опере «Мария Стюарт» Г. Доницетти в Театре Массимо (Палермо).
В 2011 г. спела партию Татьяны в концертных исполнениях оперы «Евгений Онегин» в Мюнхене и Люцерне (Симфонический оркестр Баварского радио, дирижер Марис Янсонс).
В 2012 г. исполнила партию Ярославны («Князь Игорь» А. Бородина) в Гамбургской государственной опере. В том же году спела заглавные партии в операх «Иоланта» П. Чайковского и «Сестра Анджелика» Дж. Пуччини в Театре Реал (Мадрид).
В 2013 г. певица исполнила партию Виолетты («Травиата» Дж. Верди) в Гамбургской государственной опере и дебютировала на сцене Хьюстонской оперы в партии Донны Эльвиры («Дон Жуан» В. А. Моцарта).
В том же году приняла участие в исполнении Реквиема Верди в парижском концертном зале Плейель (Национальный оркестр Лилля, дирижер Жан-Клод Казадезюс).

Неоднократно принимала участие в фестивале современного искусства «Территория» в Москве.
Выступала с концертами в Великобритании, Испании, Италии, Франции, Швейцарии, Германии, Австрии, Чехии, Швеции, Эстонии, Литве, Японии, Китае, Южной Корее и США.

Записала альбом «Opera arias» (дирижер - Алим Шахмаметьев).

Голос Вероники Джиоевой звучит в телевизионных фильмах «Монте-Кристо», «Васильевский остров» и др.
Творчеству певицы посвящен телевизионный фильм «Зимнее соло волны» (режиссер Павел Головкин, 2010 г.).

В 2011 г. Вероника Джиоева победила в телевизионном конкурсе «Большая опера» на телеканале «Культура».

Ее называют не иначе как «певица от Бога», «оперная дива» или «одно из лучших сопрано современности». Имя ее на слуху не только потому, что Вероника Джиоева родом из многострадального Цхинвала или потому, что муж певицы - дирижер Алим Шахмаметьев - руководит Камерным оркестром Новосибирской филармонии. Сам талант Вероники заставляет говорить о ней, писать и бежать на ее концерты. В Новосибирске они редки, потому что Вероника Джиоева – человек мира. Так принято выражаться, когда ты родился в одном месте, живешь в другом, путь держишь в третье и сцена тебе – весь мир. Но хорошо уже и то, что новосибирцы могут хоть изредка – в филармонии, где состоялась наша встреча, или в театре оперы и балета – слышать этот свободный и сильный голос.

– Вы у нас залетная пташка, Вероника, поэтому хочется для начала узнать: что положило начало вашему сотрудничеству с Новосибирском?

– Началось все в 2005-м, когда я участвовала в конкурсе имени Марии Каллас (конкурс проходит в Афинах. – Прим. автора) . Когда я выступила в третьем туре, ко мне подошел прибывший туда дирижер Теодор Курентзис. Он рассказал, что является музыкальным руководителем и главным дирижером оркестра Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. И очень хочет, чтобы я в его театре пела. А я тогда только-только попала в Мариинский театр по окончании Санкт-Петербургской консерватории и сначала недоуменно пожимала плечами: зачем мне ехать в Сибирь? Тогда я еще и не подозревала, какой здесь уровень! Это сейчас я знаю, что в Новосибирске сильные певцы и музыканты, замечательные оркестры. И Камерный оркестр филармонии, которым руководит Алим (муж певицы, Алим Анвярович Шахмаметьев. – Прим. автора) , – он даст фору многим оркестрам Санкт-Петербурга и Москвы. А тогда я в Сибирь не торопилась. Но Курентзис не успокаивался, периодически мне звонил, и вот результат – я здесь. С 2006 года работаю в качестве приглашенной солистки.

– Что же стало последним доводом в пользу Новосибирска?

– Сначала я приехала, чтобы просто услышать оркестр Курентзиса, посмотреть, как Теодор работает…

– …У нас даже бытует такое выражение: «Теодор оперы и балета». Слышали?

– Нет, но мне в Санкт-Петербурге много рассказывали о Курентзисе. И повлияло также, что он занимался вместе с моим однокурсником, греческим тенором, который спустя какое-то время стал петь несравненно лучше. Я пришла на экзамен, поболеть за однокашника, и изумилась переменам. Теперь я это прочувствовала на себе: так, как работает с вокалистами Курентзис, больше не работает никто! После него трудно возвращаться к другим дирижерам. Сейчас я опять, с ноября прошлого года, работаю в Мариинском театре. Только что спела две «Травиаты»… Сейчас в Мариинке пойдет «Дон Карлос» с моим участием, потом «Аида». Много всего. Постановки одна интереснее другой! Будет работа в Таллинне – там немцы ставят «Таис», оперу Жюля Массне. Интересная опера, она крайне редко бывает воплощена в сценическом варианте. Кстати, 12 марта в Новосибирском оперном у меня состоится концерт, на котором я буду петь отрывки из этой оперы. Под рояль. Приходите!

С большим энтузиазмом работаю и здесь, у Теодора, и там, – в Санкт-Петербурге, за границей. Благодарна Теодору за то, что он поверил в меня и возможности моего голоса, и это дало мне импульс. Мы, певцы, с одной стороны, такой товар – ты или нравишься, или нет, твою школу ругают или хвалят. И все это субъективно! Интриги – дело известное в творческой среде. Но Теодор далек от них. С другой стороны, мы – люди-нарциссы. Нам очень важно знать, что ты артистичен, тобой восхищаются, что у тебя хороший голос. Курентзис дал мне уверенность, напор. К тому же он мой человек по духу. Если вы увидите, как мы общаемся в процессе репетиций, – вы все поймете. Я и сама такая же – эксцентричная, импульсивная. И он – неожиданный, неуемный, работает по 15 часов в сутки. На концерте это видно: он чувствует меня – я понимаю его.

– А было, что вы сами подбрасывали ему какие-то музыкальные идеи?

– Нет, с ним лучше не спорить. В музыке он – тиран: как сказал, так и должно быть. Но потом понимаешь: все оправданно. Это доказывают проекты, которые я с ним сделала. «Кози Фантутти», например (другое название этой оперы Моцарта «Так поступают все». – Прим. автора) .

– Но вы сказали, что сейчас работаете также с другими оркестрами, с другими дирижерами?

– Да. Буквально вчера, в Москве, в Большом зале консерватории я пела «Реквием» Моцарта. Оркестром управлял дирижер Владимир Минин. Это был большой концерт, посвященный памяти Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Присутствовал весь бомонд, известные люди – музыканты, актеры, режиссеры.

– Так вы с бала на корабль, то есть на самолет? И к нам?

– Да-да-да! (Смеется.) А Москва начала меня приглашать, считаю, именно благодаря Курентзису. После его «Кози Фантутти» пресса была ко мне особо благосклонна. Отмечали даже, что это лучший дебют года. С Курентзисом я пела также музыку ватиканскую, XX века. Тоже в Москве. И после этого в рецензиях писали, что я стала сенсацией, потому что пела в необычной манере, очень низким голосом. «Кози Фантутти», «Дон Карлос», Макбет», «Свадьба Фигаро» – все эти проекты я делала с Курентзисом. Собственно говоря, и «Травиата» – она тоже идет в эту копилку. После того как Теодор услышал, как я пою арию Травиаты, он сказал: «Давай сделаем концертное исполнение оперы». С этого все началось. Он дирижировал, убедив меня, что эту партию призвана петь не колоратура, а такие голоса, как у меня, – крепкие и с техникой. Не секрет, что люди с Кавказа отличаются крепостью тембра. А также итальянцы. Мне многие говорят: «У вас голос итальянского качества». Это значит, крепкое сопрано, с подвижностью. Для сопрано чаще всего характерно легато («легато» – муз. термин, означающий «связный, плавный». – Прим. автора) , а чтобы была техника – это редко.

– Несколько лет назад я оказалась аккредитованной на музыкальном фестивале «Будапештская весна». И мы работали вместе с француженкой Моник, критикессой из Парижа. Когда на одном из оперных спектаклей произошла замена и на сцену вышел русский тенор вместо заболевшего английского артиста, Моник сразу среагировала: «Поет русский». Ей не нужна была программка! А опера исполнялась на итальянском. Скажите, действительно можно так сразу, по одному тембру голоса, определить национальность?

– Не саму национальность, а скорее школу. Но и природа важна, конечно. Условия, в которых голос формировался, наследственность – все вместе. Самые красивые голоса, на мой взгляд, – в многонациональной России. Мы только что были в Эрфурте, в гостях у очень известного профессора, друга моего мужа, сейчас он преподает русскую музыку в Германии. Так он нам так и сказал: «Приходишь в оперу, если голос нравится, значит, певец из России».

– А как же знаменитое итальянское бельканто? И ведь ваш голос, как вы сказали, тоже сравнивают с итальянским?

– Да это так, но все-таки не случайно наши поют везде за границей. Мы очень востребованы. Возможно, причиной тому еще и то, что мы поем все: русскую музыку, немецкую, итальянскую. Итальянцы не могут петь так качественно в таком репертуарном диапазоне.

– А итальянским языком вы владеете в достаточной мере?

– Сами итальянцы говорят, что мой итальянский – хороший, с правильным произношением. Недавно ко мне обратились агенты Ла Скала, спустя некоторое время в процессе разговора спросили: «Кроме итальянского, на каком языке вы еще разговариваете?» Посчитали само собой разумеющимся, что я свободно говорю по-итальянски. Хотя итальянскому меня научила музыка.

– Еще вот такой вопрос, почти интимный для людей вашей профессии. Как влияет ваше состояние на звучание голоса?

– О, по-разному. Люди и не знают порой, какие мы выходим на сцену. Больные, расстроенные, встревоженные. Или влюбленные, счастливые, но чрезмерно волнующиеся. Жизнь врывается в музыку постоянно. И тут уж ничего не поделаешь. Но артист на то и артист, чтобы преодолеть себя. Неудачи бывают у всех, поверьте. Я пела в лучших театрах мира, знаю, о чем говорю. Но неудачи зависят от многого, а удачи – только от тебя самого. А еще от тех, кто вместе с тобой работает: от музыкантов, от других певцов, от дирижера. Удачи просто так не случаются!

– Вероника, говорить с певицей о жизни, не поговорив о ее творчестве, – это нонсенс. Поэтому мы и начали наш разговор со сцены. И, возможно, еще один вопрос дилетанта… У вас есть любимый композитор?

– Для меня, для моего голоса предназначены Верди и Пуччини. Это масло, это то, что нужно. Но я хотела бы исполнять больше: Беллини, Доницетти, Россини. И, конечно, Моцарта. Пуччини, будь моя воля, я бы попозже стала петь. А пока голос молодой, красивый и сильный – пела бы Беллини. Оперы «Пуритане», «Норма», «Лукреция Борджиа»… Вот это мое!

– Но у любой женщины, даже если она певица, а, может, особенно если певица, – есть в жизни и другое, что также составляет смысл ее существования. Родные, дом… Вы в Осетии родились?

– Я родилась в Цхинвале. Том самом. Расскажу о своих родителях. Папа у меня – уникальный человек, у него был потрясающий голос. И работал он в группе «Накадули» в Тбилиси. Это «Родник» по-грузински. Раньше все было мирно… Да и сейчас среди папиных друзей – грузины, потому что в искусстве нет таких барьеров, как в политике. Мало того, именно эти люди и помогли папе перебраться в Германию, где он нынче живет. В свое время ему говорили: «Вы должны стать оперным певцом». А он стал штангистом! Заслуженным тренером. На Кавказе стыдно было заниматься пением, если ты мужчина. Зовут папу Роман Джиоев. Он владеет фортепьяно, прекрасно играет на гитаре, у него необычный голос.

– А ваша мама, она тоже имеет отношение к музыке?

– Нет, мама к музыке никакого отношения не имеет. Она – спокойный семейный человек. Посвятила себя мужу и детям. Нас у родителей трое. Моя сестра Инга – очень музыкальная, сейчас она живет в Осетии. С Ингой мы в детстве много пели вместе. Она тоже занималась вокалом, но… стала юристом. И еще у нас есть младший брат Шамиль. Я им горжусь, я им живу. Мы все его воспитывали! Шамиль владеет пятью языками, он очень способный, такой, знаете, спортсмен с книгами. Папа ради него уехал в Германию, хотел дать парню возможность учиться в Европе. В Осетии, вы знаете, сейчас живется трудно. А другая сторона моей личной жизни – мой муж Алим. Если бы не он, из меня мало что получилось бы. Ни на какой конкурс Каллас я бы не поехала. И Теодора бы там не встретила. Алим – это подарок для меня как для женщины.

– Расскажите, как вы с мужем познакомились? Какова ваша love story?

– На любовь нас вдохновила опера «Богема». Это первая опера, которую я сделала с Алимом. Он был молодой дирижер, работал у нас в консерватории. Я пришла на спевку. Увидела его, подумала: «Такой молодой и такой талантливый». А потом между нами пробежал ток… Этому музыка способствовала, конечно. Спела я с ним семь спектаклей – и от увертюры наш роман перешел к развязке… Алиму действительно много дано от Бога. Как в детстве он был вундеркиндом, так и остался личностью незаурядной: ему все удается. И еще он учился у таких музыкантов, таких мастеров, как Козлов и Мусин. Он застал великих профессоров, напитался духом их музыки. Что говорить, если сам Тищенко посвятил ему симфонию! А Тищенко – уникум! Гениальнейший композитор, ученик Шостаковича. Мой супруг мне много дал и как музыкант, и как мужчина. Это моя половинка. Рядом с таким человеком я буду только развиваться! И семья у него замечательная. Помните советский приключенческий фильм «Кортик»? Так вот, маленький мальчик, который сыграл в этом фильме, – папа Алима. Ребенком его возили по всему Союзу на встречи со зрителями, когда фильм вышел в прокат. А мама моего мужа, моя свекровь… Несмотря на то, что обычно говорят об отношениях свекрови и невестки… Она меня всегда поддерживает. Мы приезжаем – для нее радость. Готовит сразу много всего вкусного. И благодаря ей у меня нет быта! Я вообще не подхожу к плите!

– Но у вас есть свой дом?

– Нету дома. (Шепотом, шутливо.) Все разбросано! В Санкт-Петербурге у нас есть квартира, но приезжаю туда, как в гостиницу. Питер, Москва, Новосибирск, чуточку заграница… А еще у меня сын, который живет в Осетии. Зовут его так же, как моего отца, Роман. Ему 13 лет, он уже большой мальчик и сам сделал свой выбор. Сказал свое мужское слово: «Я осетин – и жить буду у себя на родине, в Осетии». Санкт-Петербург ему не приглянулся.

– Во время войны, я читала в прессе, ваш сын был как раз в Цхинвале?

– Да. За два дня до войны я уехала на гастроли. Уже тогда с окраин города доносились выстрелы, но сестра Инга меня успокаивала, говорила, что скоро все утихнет. Я уехала, а сын остался там. А через два дня по телевизору я увидела разрушенный дом сестры. И меня повергли в шок слова ведущего: «Ночью грузинские войска атаковали Южную Осетию…». Это было уже третье нападение Грузии на Южную Осетию! Первое произошло еще в 1920 году, да, нас истребляли. А второе – уже на моей памяти, в 1992-м, когда я в школе училась. И вот третье… Я чуть с ума не сошла в тот момент. Начала звонить родным – и на домашние, и на мобильные. В ответ – тишина. Три дня обрывала телефон. Лишь на четвертые сутки удалось узнать, что с родными все в порядке, поговорила с сыном. Он сказал: «Мама, мы все живы!» А потом заплакал: «Я видел, как моих мертвых одноклассников из домов выносили». Это очень страшно. Такого я никому не пожелаю. Мой мальчик проявил мужество. Он настоящий мужчина, хотя ему еще так мало лет. Но у нас рано взрослеют!

– Вы бы хотели еще детей, Вероника?

– Да, мне хотелось бы. И Алиму. Вот встану немного на западные рельсы, тогда можно будет себе позволить. Возможно, тогда уже научусь нянчить и воспитывать. Когда родился первенец, все это за меня делала его осетинская бабушка. Первый раз замуж меня выдали в пятнадцать лет – у нас в Осетии и замуж выходят рано, не только взрослеют, – а в шестнадцать у меня родился Роман.

– Вот вы сказали «встану на западные рельсы». Что для этого нужно, кроме таланта? Хороший импресарио?

– Не только. У меня профессиональный агент, все идет как надо, в нужном направлении, но тут достаточно нюансов, если говорить о «западных рельсах»… В нашем мире многое решают и деньги, и нечестная игра тех, кто… не только своим голосом пробивает путь на большую сцену. Я же добиваюсь признания своим искусством. Подвижки есть. Сначала «Таис», потом…

Пока не буду говорить, дожить надо. Но предполагаю, что 2010-й будет у меня очень насыщенным. В июле этого года уезжаю в Ла Скала… Не скажу, что у меня все на пять лет расписано, но на год всегда есть интересная работа. Неприятно бывает, когда хорошие предложения совпадают по времени. Например, я должна была в Эрфурте петь Маргариту в «Мефистофеле» Гуно. Не получилось.

Зато было другое. Вообще для меня каждый мой концерт и каждый спектакль - победа. Я же из маленького города в Южной Осетии. Кто мне помогал? Сама старалась! И повезло с преподавателями. Закончила во Владикавказе училище, училась у прекрасного педагога Нелли Ильиничны Хестановой, она многое мне дала. Поступила затем в Санкт-Петербургскую консерваторию. Была в числе 447 претендентов! Представляете наплыв? Тогда был самый большой конкурс среди вокалистов за всю историю консерватории! Из почти что 500 желающих учиться вокалу – 350 сопрано! Мой голос понравился своим тембром, меня взяли. Закончила учебу я у великого профессора, засл. артистки России, профессора Тамары Дмитриевны Новиченко, которая сделала таких певцов, как Анна Нетребко и прима Мариинского театра Ира Джиоева, которая здесь тоже работала, как вы, наверное, знаете.

– Вы не родственницы с Ириной Джиоевой?

– Однофамильцы. У нас есть еще одна Джиоева, в Осетии ее называют «третья Джиоева», Инга, она сейчас живет в Италии, тоже певица, солистка хора Ла Скала.

– Вы иногда… поете в горах, Вероника?

– Нет, хотя знаю, что многие певцы это делают. В детстве орала! Сейчас боюсь, сорву голос…

– А какая вы вне сцены и искусства?

– Не хозяюшка и не домоседка – это точно. У нас часто пустой холодильник и нечем завтракать. Но не беда – ходим в рестораны! В остальном я образцовая жена: люблю убираться в доме и как истинная осетинская женщина прислуживать мужу, подносить тапочки… Мне это приятно. За пределами дома моя стихия – магазины. Шопинг – почти что страсть. Если я не куплю себе понравившуюся вещь, у меня даже голос не звучит! Особый пунктик – парфюм. Например, когда сейчас была в Москве, первым делом пошла в парфюмерный магазин и набрала полные руки косметики и парфюма от Кристиана Диора. Когда в косметичке порядок – и душа поет! Но я не постоянна: сегодня мне нужен Кристиан Диор, завтра – Шанель. Сегодня вечернее платье, завтра другое. У меня сорок штук таких платьев, они не помещаются в гардеробной. И к некоторым, раз надев, я тут же охладела! Но что делать! Такая я уродилась! (Смеется.)

Ираида ФЕДОРОВА,
«Новая Сибирь», апрель 2010

«Певица от Бога» - именно так называют российскую звезду мировой оперы Веронику Джиоеву. Среди образов, которые эта удивительная женщина воплотила на сцене - Татьяна («Евгений Онегин»), Графиня («Свадьба Фигаро»), Ярославна («Князь Игорь»), Леди Макбет («Макбет») и множество других! Именно об обладательнице божественного сопрано и пойдёт речь сегодня.

Биография Вероники Джиоевой

Вероника Романовна появилась на свет в конце января 1979 года. Родина оперной певицы – город Цхинвал Южной Осетии. В интервью Вероника рассказывала, что изначально её отец хотел, чтобы она стала гинекологом. Правда, вовремя передумал и решил – дочь должна стать оперной певицей.

Кстати, у отца Вероники Джиоевой неплохой тенор. Он неоднократно слышал, что ему следует заниматься вокалом. Однако во времена его юности занятия пением в Осетии среди мужчин считались совершенно не мужским делом. Именно поэтому Роман выбрал для себя спорт. Отец оперной певицы стал штангистом.

Начало карьеры

В 2000 году Вероника Джиоева окончила училище искусств во Владикавказе. Училась девушка вокалу в классе Н. И. Хестановой. Спустя 5 лет она завершила обучение в Санкт-Петербургской консерватории, где занималась в классе Т. Д. Новиченко. Стоит отметить, что конкурс при поступлении в консерваторию составлял более 500 человек на одно место.

Впервые на сцену девушка вышла в 1998 году. Тогда она выступала в филармонии. Дебют же в качестве оперной певицы у Вероники Джиоевой состоялся в начале 2004 года – она исполняла партию Мими в «Богеме» Пуччини.

Мировое признание

На сегодняшний день Джиоева – одна из самых востребованных оперных певиц, причём не только в Российской Федерации, но и за пределами нашей страны. Вероника выступала на сценах Литвы и Эстонии, Италии и Японии, Соединённых Штатов Америки и Испании, Великобритании и Германии. Среди образов, которые Вероника Джиоева воплотила в жизнь, следующие:

  • Таис («Таис», Массне).
  • Графиня («Свадьба Фигаро», Моцарт).
  • Елизавета («Дон Карлос», Верди).
  • Марта («Пассажирка», Вайнберг).
  • Татьяна («Евгений Онегин», Чайковский).
  • Микаэла («Кармен», Бизе).
  • Леди Макбет («Макбет», Верди).

Стоит отметить, что Вероника – ведущая солистка сразу трёх оперных театров России: она выступает на сценах Новосибирского, Мариинского и Большого театра.

Мировое признание пришло к этой оперной певице после того, как она исполнила партию Фиордилиджи в моцартовской Cosi fan tutte. На столичной сцене Вероника Джиоева исполняла партию княгини Урусовой в опере Щедрина «Боярыня Морозова». Покорила сердца зрителей и Земфира из «Алеко» Рахманинова. Ее Вероника исполнила в конце лета 2007 года.

Жителям Санкт-Петербурга Джиоева запомнилась и полюбилась благодаря многочисленным премьерам в Мариинском театре. Порадовала Вероника и любителей оперы в Сеуле. В 2009 году здесь состоялась премьера «Кармен» Бизе. Ну и, конечно же, самым настоящим триумфом стало выступление Вероники Джиоевой в «Богеме». Сейчас увидеть певицу на своей сцене рады итальянские театры в Болонье и Бари. Рукоплескала оперной диве и публика Мюнхена. Здесь Вероника исполняла партию Татьяны в опере «Евгений Онегин».

Личная жизнь Джиоевой

Особое место занимает в биографии Вероники Джиоевой семья. Певица счастлива в браке с Алимом Шахмаметьевым, который в Новосибирской филармонии занимает должность главного дирижёра Камерного оркестра, а в Санкт-Петербургской консерватории руководит Большим симфоническим оркестром.

У пары двое детей – дочь Адриана и сын Роман. Кстати, во второй раз зрители даже не заметили отсутствия Вероники на сцене: оперная певица выступала вплоть до восьмого месяца беременности, а спустя всего месяц после рождения малышки вновь вернулась к любимому занятию. Саму себя Вероника Джиоева называет неправильной осетинской женщиной. Главной причиной она считает нелюбовь к кулинарии. Зато Вероника – великолепная жена и мать: в её доме всегда царят порядок и взаимопонимание.

Участие в телепроекте «Большая опера»

В 2011 году южная красавица Вероника Джиоева стала победительницей проекта «Большая опера». На телеконкурс оперная дива попала по своему желанию, но вопреки желаниям супруга, коллег и родственников.

Спустя несколько лет после телепроекта в интервью Вероника рассказала, что всё началось с репетиции номера для новогодней программы на канале «Культура». Именно работники этого канала рассказали Джиоевой о конкурсе.

Запись программы «Большая опера» проходила по понедельникам, когда в театре был выходной день. Вероника призналась – тогда она подумала, что подобного в её жизни уже никогда не произойдёт, и согласилась на участие в проекте. Муж певицы был категорически против и утверждал, что Веронике не стоит растрачивать себя на пустяки. Отговаривали диву и практически все знакомые. Большую роль в выборе сыграл характер Вероники - назло всем она сказала «Да!».

Кстати, голос Джиоевой нередко звучит в кинолентах, в числе которых фильм «Васильевский остров» и «Монте-Кристо». Записала Вероника и альбом под названием Opera arias. А в 2010 году на экраны вышел фильм Павла Головкина «Зимнее соло волны». Посвящена эта картина творчеству Джиоевой.

Несмотря на то, что родина певицы Осетия, Вероника позиционирует себя как оперная певица из России. Именно это всегда указывают на афишах. Однако бывали и неприятные ситуации за рубежом. Например, когда несколько театральных журналов и афиш назвали Джиоеву «грузинским сопрано». Певица не на шутку рассердилась, а организаторам пришлось не только приносить извинения, но и изымать все отпечатанные экземпляры и издавать афиши и журналы заново.

Вероника объясняет это весьма просто – училась она в Питере у русских педагогов. Грузия к этому никакого отношения не имеет. Повлияли на позицию оперной дивы вооружённые конфликты Грузии и её родины.

Награды

Вероника Джиоева - не только победительница телеконкурса «Большая опера». Она лауреат самых разных конкурсов и фестивалей оперных исполнителей. Например, в 2003 году она стала лауреатом Международного конкурса имени Глинки, в 2005 стала победительницей Maria Gallas Grand Prix. В числе наград Джиоевой – театральные премии «Парадиз», «Золотой софит» и «Золотая маска». Стоит отметить, что Вероника является заслуженной артисткой двух республик – Южной и Северной Осетии.