Рождество с musica viva и александром рудиным. Элисо Вирсаладзе, Московский камерный оркестр Musica Viva. Московский камерный оркестр Musica Viva

Александр Рудин и Musica Viva. Фото – Ирина Шымчак

Лютые морозы, обрушившиеся к Рождеству на Москву, не смогли лишить праздника москвичей и гостей столицы. Небывалое для такой погоды оживление наблюдалось в центре Москвы и шестого, и седьмого января, да и музыкальная жизнь в столице не останавливалась ни на минуту – рождественским вечером 7 января Московская консерватория встречала публику сияющими огнями и чудесной программой.

С праздником меломанов поздравляли Александр Рудин и камерный оркестр Musica Viva. Также в концерте принимала участие молодая, но уже полюбившаяся публике меццо-сопрано Мария Остроухова.

Традиция новогодних и рождественских концертов для рудинского коллектива – давняя. В пору празднований и каникул Musica Viva со своим руководителем или в камерных составах, без него, выступает часто, а староновогодние концерты на базе оркестра в Гарднеровском переулке и вовсе стали легендой из-за своей потрясающей атмосферы.

В этот рождественский вечер маэстро предложил гостям Большого зала консерватории весьма насыщенную программу, составленную как из знаменитых шедевров выдающихся композиторов, так и из раритетных вещей.

В первом отделении царил Моцарт, представленный изящными Танцами из оперы «Идоменей» и сияющей Серенадой №6 для 2-х маленьких оркестров, и абсолютно неземной Антонин Крафт (чешский виолончелист и композитор, друг Гайдна, Моцарта, Бетховена) с Концертино для 2-х виолончелей до мажор.

Второе было отдано солнечному Россини, с увертюрами к «Золушке» и к «Севильскому цирюльнику» и двумя ариями – арией Изабеллы из «Итальянки в Алжире» и арией Розины из «Севильского цирюльника» в исполнении Марии Остроуховой, с вкраплением (как драгоценный алмаз) блистательной Пассакалии для скрипки и виолончели Генделя – Хальворсена. Завершала же концерт триумфальная штраусовская увертюра к «Летучей мыши» (впрочем, там был еще и бис, но всему свое время).

Большой зал был практически полон. После небольшой задержки оркестранты появились на сцене, а чуть погодя на сцену вышел и маэстро Рудин, и грянула музыка. Пять танцев из оперы Моцарта «Идоменей» были сыграны со столь удивительной легкостью и мастерством, что зал замер (к слову, публика в этот вечер вела себя непривычно тихо – не было ни телефонных трелей, ни стука падающих предметов, ни откровенно скучающих персонажей, а только неизбежные, увы, в такую жестокую погоду сдерживаемые покашливания, да и те крайне редко).

Изящные Танцы отзвучали, атмосфера в зале чуть успокоилась. После небольшой паузы, связанной с перестановкой дирижерского пульта и добавлением двух стульев и двух пюпитров для виолончелистов, на сцене зазвучала музыка, исполняемая крайне редко и, вне всякого сомнения, являющаяся подлинным подарком для музыкальных гурманов – Концертино для двух виолончелей до мажор Антонина Крафта.


Эмин Мартиросян и Александр Рудин. Фото – Ирина Шымчак

Солировали собственно сам маэстро Александр Рудин и его коллега и ученик Эмин Мартиросян, музыкант молодой, но многогранный и уже очень заметный, как в составе оркестра, так и в сольной работе.

Поначалу Александр Рудин еще и управлял оркестром, но вскоре все дирижирование свелось к скупым жестам поднятой руки в паузах виолончельной работы. Эмин Мартиросян составил достойную пару наставнику – сочинение Крафта, вроде бы и несложное, но требующее от исполнителей и силы, и глубины, позволило молодому музыканту раскрыться полностью.

Оба солиста продемонстрировали совершенное владение инструментом, идеальную гармонию в ансамбле и нескрываемое удовольствие от исполнения шедевра чешского виолончелиста-композитора. Оркестр им не уступал. Слаженность, виртуозность, музыкальность и удивительное чувство соразмерности, которую демонстрировали и оркестранты, и солисты, породили в тот вечер на наших глазах чудо настоящей музыки самого высокого полета.

Закрывал первое отделение тоже Моцарт – Серенада № 6 для двух маленьких оркестров в трех частях обставлена была великолепно. С левой стороны сцены выстроились солисты: скрипачи Яна Неустроева и Петр Чонкушев, альтист Леонид Казаков и Николай Горшков с контрабасом. Правая часть сцены была отдана оркестру. Место дирижера оставалась пустым.


Яна Неустроева и Петр Чонкушев. Фото – Ирина Шымчак

Но и тут рудинцы не заставили своего руководителя краснеть: музыка, которая лилась со сцены, просто сияла и искрилась всеми оттенками эмоций, и публика была очарована. Очень трудно кого-то выделить, все солисты были хороши, и оркестранты им не уступали, но все же самой заметной, пожалуй, стала Яна Неустроева, и дело вовсе не в том, что ей досталась авансцена. Яна показала игру и зрелую, и мастерскую, при этом абсолютно не теряющую той легкости и прозрачности, которую требует от музыкантов практически любое сочинение Моцарта.

Завершилось первое отделение вполне заслуженной овацией, и после недолгого антракта публика снова собралась в зале. Нельзя сказать, что ее ждали сюрпризы, все-таки программа концерта была известна заранее, да и участники концерта тоже были хорошо знакомы всем любителям музыки. Тем не менее рудинцам удалось нас удивить.

Для начала они грянули увертюру к россиниевской «Золушке», и это было невероятное исполнение: как правило, всегда находятся какие-то недочеты или хотя бы внутреннее несогласие, крошечные диссонансы или детали цепляют глаз или корежат слух. Но нет, не в этом случае! Это было исполнение, близкое к совершенству. И речь не только о техническом мастерстве, а о том проникновении в сам дух музыки и в замысел ее сочинителя, без которого настоящая музыка и невозможна…


Мария Остроухова. Фото – Ирина Шымчак

А после столь блистательного старта на сцене появилась Мария Остроухова, обладательница феноменального меццо-сопрано, а наряду с уникальными природными данными еще и великолепного и очень разнопланового образования, в котором лучшие преимущества русской музыкальной культуры удачно сочетаются с западными подходами.

Впервые я услышала Марию в концертном исполнении оратории Хассе «Паломники ко Гробу Господню» почти год назад (в проекте Александра Рудина, между прочим), и она сразу же поразила меня сплавом огненного темперамента, животной энергетики и превосходной культуры пения. Из буклета узнала краткую информацию о молодой певице – Мария с отличием окончила Гнесинскую школу-десятилетку (класс фортепиано), затем поступила в Московскую консерваторию на факультет исторического и современного исполнительского искусства (в класс Юрия Мартынова и Александры Кореневой), но вокальная одаренность проявила себя настолько мощно, что будущая меццо-сопрано уехала учиться в Лондон в Королевский колледж музыки, причем попала сразу на пятый курс вокального факультета!

В итоге Маша там же окончила (тоже с отличием) и аспирантуру. Впрочем, эта девушка, за что бы ни бралась, все делает с самоотдачей и на высочайшем уровне.

Вот и в этот раз публика наслаждалась отменным исполнением россиниевских шедевров. Ария Изабеллы из «Итальянки в Алжире» прозвучала свежо и напористо. Мария демонстрировала не только роскошный пластичный голос, но и безукоризненное им владение, а то, какого уровня взаимопонимания удавалось достичь певице, дирижеру и оркестру, вызывало неподдельное восхищение.

После арии Изабеллы прозвучала увертюра к россиниевской же опере «Севильский цирюльник», а потом снова появилась Мария и подарила несколько минут наслаждения, исполняя каватину Розины все из того же «Цирюльника». Розина прозвучала не хуже Изабеллы – голос удивительной силы и наполненности, сочетающихся и с полетностью, и с замечательной управляемостью. Оставалось ощущение, что для Марии вообще нет невозможного на сцене.

Прекрасная кантилена, уверенное дыхание, замечательная дикция, в общем, все, чего только можно желать от певицы, было нам щедро показано. Зал проводил певицу щедрыми аплодисментами – Марию отпускать не хотели.


Елена Корженевич и Александр Рудин. Фото – Ирина Шымчак

Но уже в следующем номере публику ждало настоящее откровение – исполнять Пассакалию для скрипки и виолончели Генделя-Хельворсена вместе с Александром Рудиным вышла Елена Корженевич, хорошо известная московским (да и не только) любителям музыки. Ее игра надежно и уверенно украшает выступления Musica Viva, и не только.

Елену ценят везде, и как показала эта неземная по красоте Пассакалия, совершенно не зря. Виртуозное, проникновенное исполнение, мастерски поддержанное и маэстро Рудиным (ах, как же он был хорош со своей виолончелью!), и всем оркестром, попросту потрясло.

А закрывали программу Иоганном Штраусом: играли музыку очень новогоднюю – увертюру к оперетте «Летучая мышь». К оркестру присоединились медь и арфа, и чарующая музыка Штрауса полилась в зал. А после окончания увертюры неутихающей овацией зал выпросил себе еще и бис – тоже штраусовский, элегантный Императорский вальс («Кайзер-вальс»).

Торжественный и нежный одновременно, стремительный и волнующий, «Кайзер-вальс» на прощание просиял над Большим залом консерватории радугой волшебных звуков. И оставаться при таком исполнении равнодушным было абсолютно невозможно!

Вечер Рождества получился по-настоящему праздничным, и остается только поблагодарить всех тех, кто подарил нам незабываемую встречу с музыкой самой высокой пробы.

Ирина Шымчак

История оркестра ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер В. Корначев основал музыкальный ансамбль из 9 человек, молодых энтузиастов, недавних выпускников Московских музыкальных вузов. В 1988 году ансамбль, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил Александр Рудин, который и придумал имя «Musica Viva» (живая музыка - лат.). Под его руководством оркестр обрел уникальное творческое амплуа и достиг высокого уровня исполнительского мастерства и вошел в число ведущих оркестров России.

Сегодня Musica Viva — универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. В нетривиальных программах оркестра наряду с общепризнанными шедеврами звучат музыкальные редкости. Оркестр, владеющий многими исполнительскими стилями, всегда стремится максимально приблизиться к изначальному облику произведения, подчас уже неразличимому за плотными наслоениями исполнительских штампов. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стал особый концертный цикл в Московской филармонии — «Шедевры и премьеры», в котором музыкальные шедевры предстают в первозданном великолепии, а извлеченные из небытия музыкальные раритеты становятся подлинными открытиями.

Большое место в репертуаре оркестра занимает исполнение незаслуженно забытых произведений: в исполнении оркестра впервые в России прозвучали сочинения Генделя, сыновей И.С. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярева и многих других. Широкий стилевой диапазон оркестра позволяет коллективу на равно высоком уровне исполнять как музыкальные раритеты, так и произведения современных композиторов. В разные годы Musica Viva осуществил премьеры сочинений В. Артёмова, А. Пярта, А. Саллинена, В. Сильвестрова и других.

В течение последнего десятилетия Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты — оперы в концертном исполнении и оратории с участием выдающихся зарубежных певцов и дирижеров. Под руководством Александра Рудина в Москве были исполнены мессы и оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярева, оратория «Павел» Мендельсона. Впервые в России были исполнены кантата Генделя «Аполлон и Дафна» и его серената «Ацис, Галатея и Полифем», а также серената «Марк Антоний и Клеопатра» и оратория «Паломники ко Гробу Господню» Хассе. В сотрудничестве с британским маэстро Кристофером Мулдсом осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и оратории «Геркулес».

Погружение в материалы той или иной эпохи привело к ряду почти археологических музыкальных находок. Так появился цикл «Серебряная классика», стартовавший в 2011 году. Его основу составляет музыка, не вошедшая в «золотой» репертуарный фонд. В рамках этого цикла проходит молодежная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», в которых маэстро Рудин приглашает своих коллег-виолончелистов.

Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристиан Тецлафф, Томас Цетмайр, Владимир Юровский, Андраш Адориан, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, примадонны мировой оперной сцены: Джойс ДиДонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сюзан Грэм, Малена Эрнман, Стефани д`Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева и др. С оркестром выступал всемирно известный хор Collegium Vocale, хор «Латвия».

Musica Viva — постоянный участник международных музыкальных фестивалей. Оркестр гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно гастролирует по городам России.

В области звукозаписи оркестром выпущено несколько десятков дисков на различных фирмах: «Русский Сезон» (Россия-Франция), Olympia и Hyperion (Великобритания), Тudor (Швейцария), Fuga Libera (Бельгия), «Мелодия» (Россия), Chandos (Великобритания). Золотой коллекцией можно назвать записи оркестра с маэстро А.Рудиным в качестве солиста: Виолончельные концерты Ж.-Б.Триклира, Концерт для виолончели Н.Мясковского, А.Крафта, Виолончельные концерты композиторов эпохи барокко, получившие восторженные отзывы международных критиков. «Григ-альбом» знакомит слушателей с А.Рудиным - не только дирижером и виолончелистом, но и мастером оркестровки. На диске представлены камерные сочинения Эдварда Грига в оригинальной оркестровой версии А.Рудина. Также особый интерес представляют диски из произведений А.Алябьева, М.Глинки, Семьи Черепниных, а также live-альбомы - записи Третьей и Шестой симфоний Бетховена из Большого зала консерватории. В 2019 г. фирма Naxos выпустила альбом Симфоний И. Стамица.

Московский камерный оркестр Musica Viva создан в 1978 году при Владимирской областной филармонии скрипачом и дирижером Виктором Корначевым. В 1988 году оркестр возглавил дирижер, виолончелист и пианист Александр Рудин.

В течении многих лет деятельность оркестра поддерживается Грантом Президента Российской Федерации.

В сезоне 2018/2019 г.г. оркестр Musica Viva отметил 40 лет со дня своего основания.

Musica Viva является государственным бюджетным учреждением культуры Москвы, его репетиционная база расположена в Москве, в Басманном районе в Гарднеровском переулке (переулок назван в честь купца Гарднера, когда-то построившего для себя особняк в качестве жилого дома; позднее, непосредственно перед революцией, недвижимостью владел грек Панайот).

Элисо Вирсаладзе

«Отдаю должное ее замыслу и ее незаурядной музыкальности. Это артистка большого масштаба, может, самая сильная сейчас пианистка-женщина... Она очень честный музыкант, и в то же время ей присуща настоящая скромность». (Святослав Рихтер)

Элисо Вирсаладзе родилась в Тбилиси. Искусству фортепианной игры училась у своей бабушки Анастасии Вирсаладзе (в ее классе начинали также Лев Власенко и Дмитрий Башкиров) - известной пианистки и педагога, старейшины грузинской пианистической школы, ученицы Анны Есиповой (наставницы Сергея Прокофьева). Посещала ее класс в ССМШ имени Палиашвили (1950-1960), под ее же руководством окончила Тбилисскую консерваторию (1960-1966). В 1966-1968 училась в аспирантуре Московской консерватории, где ее педагогом был Яков Зак. «Я все любила делать сама - правильно ли, неправильно, но сама... Наверное, это в моем характере, - говорит пианистка. - И разумеется, мне везло на учителей: я ведь никогда не знала, что такое педагогический диктат». Первый сольный концерт дала, будучи ученицей 10 класса; в программе - две сонаты Моцарта, интермеццо Брамса, Восьмая новеллетта Шумана, Полька Рахманинова. «В работе со своей внучкой, - писала Анастасия Вирсаладзе, - я решилась даже вовсе не прибегать к этюдам, кроме этюдов Шопена и Листа, а подбирала соответствующий репертуар... причем особое внимание уделяла сочинениям Моцарта, позволяющим предельно отшлифовать мастерство».

Лауреат VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959, 2 премия, серебряная медаль), Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве (1961, 3 премия), II Международного конкурса имени Чайковского в Москве (1962, 3 премия, бронзовая медаль), IV Международного конкурса имени Шумана в Цвиккау (1966, 1 премия, золотая медаль), премии Шумана (1976). «Прекрасное впечатление оставила Элисо Вирсаладзе, - говорил о ее выступлении на конкурсе Чайковского Яков Флиер. - Ее игра удивительно гармонична, в ней чувствуется настоящая поэзия. Пианистка превосходно понимает стиль исполняемых произведений, передает их содержание с большой свободой, уверенностью, непринужденностью, настоящим художественным вкусом».

С 1959 - солистка Тбилисской, с 1977 - Московской филармонии. С 1967 преподает в Московской консерватории, сначала как ассистент Льва Оборина (до 1970), затем - Якова Зака (1970-1971). С 1971 ведет собственный класс, с 1977 - доцент, с 1993 - профессор. Профессор Высшей школы музыки и театра в Мюнхене (1995-2011). С 2010 - профессор Музыкальной школы Фьезоле (Scuola di Musica di Fiesole) в Италии. Дает мастер-классы во многих странах мира. Среди ее учеников - лауреаты международных конкурсов Борис Березовский, Екатерина Воскресенская, Яков Кацнельсон, Алексей Володин, Дмитрий Каприн, Марина Коломийцева, Александр Осминин, Станислав Хегай, Мамикон Нахапетов, Татьяна Черничка, Динара Клинтон, Сергей Воронов, Екатерина Рихтер и др.

С 1975 года Вирсаладзе - член жюри многочисленных международных конкурсов, среди них конкурсы имени Чайковского, Королевы Елизаветы (Брюссель), Бузони (Больцано), Гезы Анды (Цюрих), Вианы да Мота (Лиссабон), Рубинштейна (Тель-Авив), Шумана (Цвиккау), Рихтера (Москва) и др. На XII конкурсе Чайковского (2002) Вирсаладзе отказалась подписать протокол жюри, не согласившись с мнением большинства.

Выступает c крупнейшими оркестрами мира в странах Европы, США, Японии; работала с такими дирижерами, как Рудольф Баршай, Лев Маркиз, Кирилл Кондрашин, Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Юрий Темирканов, Риккардо Мути, Курт Зандерлинг, Дмитрий Китаенко, Вольфганг Заваллиш, Курт Мазур, Александр Рудин и др. Выступала в ансамблях со Святославом Рихтером, Олегом Каганом, Эдуардом Бруннером, Виктором Третьяковым, Квартетом имени Бородина и другими выдающимися музыкантами. Особенно долгое и тесное артистическое содружество связывает Вирсаладзе с Наталией Гутман; их дуэт - один из долгожителей среди камерных ансамблей Московской филармонии.

Искусство Вирсаладзе высоко ценили Александр Гольденвейзер, Генрих Нейгауз, Яков Зак, Мария Гринберг, Святослав Рихтер. По приглашению Рихтера пианистка принимала участие в международных фестивалях «Музыкальные празднества в Турени» и «Декабрьские вечера». Вирсаладзе - бессменный участник фестиваля в Кройте (с 1990) и Московского Международного фестиваля «Посвящение Олегу Кагану» (с 2000). Основала международный фестиваль камерной музыки в Телави (ежегодно проводился в 1984-1988 гг., возобновлен в 2010). В сентябре 2015 года под ее художественным руководством прошел фестиваль камерной музыки «Элисо Вирсаладзе представляет» в Кургане.

В течение ряда лет ее ученики принимали участие в филармонических концертах абонемента «Вечера с Элисо Вирсаладзе» в БЗК. Среди программ-монографий последнего десятилетия, сыгранных студентами и аспирантами ее класса - сочинения Моцарта в транскрипциях для 2 фортепиано (2006), все сонаты Бетховена (цикл из 4 концертов, 2007/2008), все этюды (2010) и венгерские рапсодии Листа (2011), фортепианные сонаты Прокофьева (2012) и др. С 2009 года Вирсаладзе и студенты ее класса участвуют в абонементных концертах камерной музыки, проводимых в Московской консерватории (проект профессоров Наталии Гутман, Элисо Вирсаладзе и Ирины Кандинской).

«Преподавая, я очень много получаю, и в этом есть чисто эгоистический интерес. Начиная с того, что у пианистов гигантский репертуар. И иногда я поручаю студенту выучить произведение, которое хотела бы сыграть сама, но не имею на это времени. А так выходит, что я волей-неволей его изучаю. Что еще? Ты что-то выращиваешь. Благодаря вашему участию выходит наружу то, что заложено в вашем ученике - это очень приятно. И ведь это не только музыкальное развитие, но и человеческое».

Первые записи Вирсаладзе сделаны на фирме «Мелодия» - сочинения Шумана, Шопена, Листа, ряд фортепианных концертов Моцарта. Ее диск включен лейблом BMG в серию «Русская фортепианная школа». Наибольшее количество ее сольных и ансамблевых записей выпущено фирмой Live Classics, в том числе произведения Моцарта, Шуберта, Брамса, Прокофьева, Шостаковича, а также все виолончельные сонаты Бетховена, записанные в ансамбле с Наталией Гутман: это и по сей день одна из коронных программ дуэта, регулярно исполняемая во всем мире (в том числе и за последний год - в лучших залах Праги, Рима и Берлина). Как и Гутман, в мире Вирсаладзе представляет агентство Augstein Artist Management.

В репертуаре Вирсаладзе - сочинения западноевропейских композиторов XVIII-XIX вв. (Бах, Моцарт, Гайдн, Бетховен, Шуберт, Шуман, Лист, Шопен, Брамс), произведения Чайковского, Скрябина, Рахманинова, Равеля, Прокофьева и Шостаковича. Вирсаладзе осторожно относится к современной музыке; тем не менее, она принимала участие в исполнении Фортепианного квинтета Шнитке, Фортепианного трио Мансуряна, Виолончельной сонаты Тактакишвили, ряда других сочинений композиторов нашего времени. «По жизни так получается, что музыку каких-то композиторов я играю больше, чем других, - говорит она. - В последние годы моя концертная и педагогическая жизнь так насыщена, что часто не можешь надолго сосредоточиться на одном композиторе. Я с восторгом играю почти всех авторов XIX и первой половины ХХ века. Думаю, что композиторы, которые сочиняли в то время, практически исчерпали возможности рояля как музыкального инструмента. Кроме того, они все были и непревзойденными в своем роде исполнителями».

Народная артистка Грузинской ССР (1971). Народная артистка СССР (1989). Лауреат Государственной премии Грузинской ССР имени Шота Руставели (1983), Государственной премии Российской Федерации (2000). Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2007).

«Можно ли пожелать лучшего Шумана после Шумана, которого сегодня играла Вирсаладзе? Думаю, что после Нейгауза я такого Шумана не слыхал. Сегодняшний Klavierabend был настоящим откровением - Вирсаладзе стала играть еще лучше... Техника у ней совершенная и поражает. Она ставит масштабы пианистам». (Святослав Рихтер)

Александр Рудин

Александр Рудин - виолончелист с мировым именем, дирижер, пианист, клавесинист, педагог, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений и уникальных тематических циклов. В его репертуар входят произведения четырех столетий - как самые известные, так и никогда не исполнявшиеся. Благодаря вниманию Рудина к забытым страницам музыкальной истории меломаны впервые услышали ряд сочинений. В их числе Тема с вариациями для виолончели с оркестром Михаила Виельгорского, виолончельные концерты Антонина Крафта, Жан-Бальтазара Триклира, Иоганна Генриха Фациуса, Роберта Фолькмана, Первый виолончельный концерт Дворжака, авторские версии сочинений для виолончели с оркестром Чайковского - «Вариаций на тему рококо» и Pezzo capriccioso. Значимую часть репертуара Рудина составляют произведения наших современников - Валентина Сильвестрова, Вячеслава Артёмова, Эдисона Денисова, Родиона Щедрина, Андрея Головина.

Рудин родился в 1960 году в Москве. В 1983 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (класс виолончели Льва Евграфова, класс фортепиано Юрия Понизовкина), в 1989 - класс оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории (руководитель Дмитрий Китаенко). Лауреат международных конкурсов имени И. С. Баха в Лейпциге (1976), Г. Кассадо во Флоренции (1979), П. И. Чайковского в Москве (1978, 1982). Солист Московской государственной академической филармонии (1983). Художественный руководитель (с 1988) и главный дирижер камерного оркестра «Musica Viva». С 1989 года преподает на кафедре камерного ансамбля и квартета Московской консерватории, с 2002 - профессор. Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (2003). Народный артист России. Член жюри ряда международных конкурсов, в том числе X, XI и XII (председатель жюри виолончелистов) конкурсов имени Чайковского.

Получив академическое образование, Александр Рудин увлекся аутентичным исполнением старинной музыки и со временем пришел к органичному синтезу обоих направлений. Играет как на современной виолончели, так и на виоле да гамба, исполняет музыку романтиков, произведения эпохи барокко и раннего классицизма. Эта линия творчества привела Рудина и оркестр MusicaViva к тесному сотрудничеству с признанными мэтрами в области аутентичного исполнительства, среди которых Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристофер Мулдс, Андреас Штайер, Алексей Любимов.

«Мимо меня не прошли достижения аутентистов, я с этим направлением много соприкасался - в первую очередь благодаря записям, поскольку до недавнего времени подобные коллективы в нашу страну почти не приезжали, - говорит Рудин. - Я никогда не играл музыку с преувеличенно-экспрессивными намерениями, с большой вибрацией и жирным звуком. Это слышно даже в старых моих записях, и получается, что я не настолько уж и отошел от того, что делал раньше - как солист и как дирижер. Как виолончелист я имел дело с Гайдном почти с детского возраста - еще на своем первом конкурсе в Праге, где как лауреат I премии играл его До-мажорный концерт. И не могу сказать, что с тех пор мои принципы кардинально изменились».

С Московским камерным оркестром Musica Viva Рудин представил в столице уникальные концертные программы, зарекомендовал себя как блестящий интерпретатор оперных партитур и масштабных произведений кантатно ораториального жанра. В Москве под его руководством состоялись российские премьеры ораторий «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Воскресение и Вознесение Иисуса» К. Ф. Э. Баха и авторской редакции оратории «Минин и Пожарский, или освобождение Москвы» Дегтярёва. Прозвучали оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», Симфония № 2 («Хвалебный гимн») Мендельсона, концертные версии опер «Идоменей» Моцарта и «Оберон» Вебера.

Крупнейшим событием московской музыкальной жизни стал концерт, посвященный 50-летию Рудина, состоявшийся 22 ноября 2010 года. В течение вечера Рудин представил две российские премьеры (Концерт для виолончели с оркестром До мажор Вагензайля, Две пьесы для виолончели с оркестром Сибелиуса), а также пять крупных виолончельных концертов - Гайдна, К. Ф. Э. Баха, Крафта, Шостаковича, Дворжака.

Рудин выступает со многими известными оркестрами, среди которых Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, Большой симфонический оркестр имени Чайковского, Государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова, симфонические и камерные оркестры Норвегии, Финляндии, Турции. Как солист и дирижер Рудин участвовал в международных фестивалях Les Pianos Folies (Франция), La Follе Journée (Франция, Испания, Япония) и других. Сольные концерты Рудина проходят в Германии, Финляндии, Голландии, Канаде, Великобритании, Венгрии, Словении, Турции и других странах.

В дискографии Рудина более 30 дисков. Особую известность получили его записи шести сюит Баха (Naxos), виолончельных концертов Триклира, Мясковского, произведений Алябьева и А. Черепнина, «Григ-альбом», а также запись концерта из Большого зала консерватории (Третья симфония Бетховена и Виолончельный концерт Крафта).

Московский камерный оркестр Musica Viva

История оркестра Musica Viva ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер Виктор Корначев основал ансамбль из девяти человек, недавних выпускников московских музыкальных вузов. В 1988 году коллектив, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил дирижер и виолончелист Александр Рудин, давший ему имя Musica Viva. Под его руководством оркестр обрел уникальный творческий облик, достиг высочайшего исполнительского уровня и вошел в число ведущих в России.

Сегодня Musica Viva - универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стал концертный цикл «Шедевры и премьеры» в Московской филармонии: в программах абонемента широко известные сочинения звучат свежо, будто исполняются впервые, а музыкальные раритеты становятся подлинными открытиями для публики. В 2011 году появился цикл «Серебряная классика»; его основу составляют произведения, которые не вошли в золотой репертуарный фонд, хотя и достойны этого. В рамках цикла проходит молодежная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», к участию в которых Александр Рудин приглашает своих коллег-виолончелистов.

Значительное место в репертуаре оркестра занимают незаслуженно забытые произведения: в исполнении Musica Viva впервые в России прозвучали сочинения К. Ф. Э. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярёва и многих других. Musica Viva также знакомит слушателей с лучшими страницами современной музыки: оркестр осуществил мировые и российские премьеры сочинений Артёмова, Пярта, Саллинена, Сильвестрова, Маноцкова, Ахунова, Андрея Головина и других.

В течение последнего десятилетия Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты - оперы в концертном исполнении и оратории. Под руководством Александра Рудина в Москве звучали оратории «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярева. Впервые в России были исполнены кантата Генделя «Аполлон и Дафна» и его серената «Ацис, Галатея и Полифем», а также серената «Марк Антоний и Клеопатра» и оратория «Паломники ко Гробу Господню» Хассе. В сотрудничестве с британским маэстро Кристофером Мулдсом были осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и оратории «Геркулес».

Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Владимир Юровский, Андраш Адориан, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, Томас Цетмайр, Кристиан Тецлафф, Шломо Минц, примадонны мировой оперной сцены: Джойс ДиДонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сюзан Грэм, Малена Эрнман, Стефани д’Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева. С оркестром выступали всемирно известные хоры Collegium Vocale и «Латвия», а также российский вокальный ансамбль Intrada.

Musica Viva - постоянный участник международных музыкальных фестивалей, в том числе всемирно известных «Безумных дней», проходящих во Франции, Испании, Японии, Польше, России (Екатеринбург). Коллектив гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно выступает в городах России.

Оркестром записано более двадцати дисков, в том числе для лейблов «Русский Сезон» (Россия-Франция), Olympia и Hyperion (Великобритания), Тudor (Швейцария), Fuga Libera (Бельгия), «Мелодия» (Россия). Среди недавних успешных записей коллектива - диск музыки Дворжака (2013, Fuga Libera) и альбом виолончельных концертов Хассе, К. Ф. Э. Баха и Хертеля (2016, Chandos).

В сезоне-2018/19 оркестр Musica Viva отмечает 40 лет со дня основания.

История оркестра Musica Viva ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер Виктор Корначев основал ансамбль из девяти человек, недавних выпускников московских музыкальных вузов. В 1988 году коллектив, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил дирижер и виолончелист Александр Рудин, давший ему имя Musica Viva. Под его руководством оркестр обрел уникальный творческий облик, достиг высочайшего исполнительского уровня и вошел в число ведущих в России.

Сегодня Musica Viva – универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стал концертный цикл «Шедевры и премьеры» в Московской филармонии: в программах абонемента широко известные сочинения звучат свежо, будто исполняются впервые, а музыкальные раритеты становятся подлинными открытиями для публики. В 2011 году появился цикл «Серебряная классика»; его основу составляют произведения, которые не вошли в золотой репертуарный фонд, хотя и достойны этого. В рамках цикла проходит молодежная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», к участию в которых Александр Рудин приглашает своих коллег-виолончелистов.

Значительное место в репертуаре оркестра занимают незаслуженно забытые произведения: в исполнении Musica Viva впервые в России прозвучали сочинения К. Ф. Э. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярева и многих других. Musica Viva также знакомит слушателей с лучшими страницами современной музыки: оркестр осуществил мировые и российские премьеры сочинений Артёмова, Пярта, Саллинена, Сильвестрова, Маноцкова, Ахунова, Андрея Головина и других.

В течение последнего десятилетия Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты – оперы в концертном исполнении и оратории. Под руководством Александра Рудина в Москве звучали оратории «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярева. Впервые в России были исполнены кантата Генделя «Аполлон и Дафна» и его серената «Ацис, Галатея и Полифем», а также серената «Марк Антоний и Клеопатра» и оратория «Паломники ко Гробу Господню» Хассе. В сотрудничестве с британским маэстро Кристофером Мулдсом были осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и оратории «Геркулес».

Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, среди них Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Владимир Юровский, Андраш Адориан, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, Томас Цетмайр, Кристиан Тецлафф, Шломо Минц, примадонны мировой оперной сцены Джойс Дидонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сьюзен Грэм, Малена Эрнман, Стефани д’Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева. С оркестром выступали всемирно известные хоры Collegium Vocale Gent и «Латвия», а также российский вокальный ансамбль Intrada.

Musica Viva – постоянный участник международных музыкальных фестивалей, в том числе всемирно известных «Безумных дней», проходящих во Франции, Испании, Японии, Польше, России (Екатеринбург). Коллектив гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно выступает в городах России.

Оркестром записано более двадцати дисков для лейблов «Русский cезон», Olympia, Hyperion, Naxos, Chandos, Тudor, Fuga Libera, «Мелодия». Среди недавних успешных записей коллектива – альбом симфоний Иоганна Стамица (2019, Naxos). Особый интерес в дискографии оркестра представляют записи с Александром Рудиным в качестве солиста. В их числе виолончельные концерты Жан-Бальтазара Триклира, Мясковского, Антонина Крафта, композиторов эпохи барокко (Иоганна Адольфа Хассе, Карла Филиппа Эмануэля Баха, Иоганна Вильгельма Хертеля и др.). «Григ-альбом» знакомит слушателей также с Рудиным – мастером оркестровки: в записи представлены его оркестровые версии камерных сочинений норвежского классика.

В сезоне 2018/19 оркестр Musica Viva отметил 40 лет со дня основания. В течение многих лет его деятельность поддерживается грантом Президента Российской Федерации.

Александр Рудин

Александр Рудин – виолончелист с мировым именем, дирижер, пианист, клавесинист, педагог, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений и уникальных тематических циклов.

Музыкант родился в 1960 году в Москве. В 1983 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных (класс виолончели Льва Евграфова, класс фортепиано Юрия Понизовкина), в 1989 – класс оперно-симфонического дирижирования Московской государственной консерватории (руководитель – Дмитрий Китаенко).

Лауреат международных конкурсов имени И. С. Баха в Лейпциге (1976), имени Гаспара Кассадо во Флоренции (1979), имени П. И. Чайковского в Москве (1978, 1982). Солист Московской государственной академической филармонии (1983). Художественный руководитель (с 1988) и главный дирижер Московского камерного оркестра Musica Viva.

Получив академическое образование, Александр Рудин увлекся исторически информированным исполнительством и со временем пришел к органичному синтезу обоих направлений в исполнительском искусстве. Играет как на современной виолончели, так и на виоле да гамба, исполняет музыку романтиков, произведения эпохи барокко и раннего классицизма. Эта линия творчества привела Рудина и оркестр Musica Viva к тесному сотрудничеству с признанными мэтрами в области аутентизма, среди которых Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристофер Мулдс, Андреас Штайер, Алексей Любимов и др.

В репертуар музыканта входят произведения четырех столетий. Благодаря вниманию Рудина к забытым страницам музыкальной истории меломаны впервые услышали много неизвестных сочинений. В их числе Тема с вариациями для виолончели с оркестром Михаила Виельгорского, виолончельные концерты Антонина Крафта, Жан-Бальтазара Триклира, Иоганна Генриха Фациуса, Роберта Фолькмана, Первый виолончельный концерт Дворжака, авторские версии сочинений для виолончели с оркестром Чайковского – «Вариаций на тему рококо» и Pezzo capriccioso.

Вместе с оркестром Musica Viva впервые в современной России были представлены произведения Сальери, Плейеля, Дюссека, Диттерсдорфа, Козловского, Пашкевича, Алябьева. Представив в столице уникальные концертные программы, маэстро зарекомендовал себя как блестящий интерпретатор оперных партитур и масштабных произведений кантатно-ораториального жанра. В частности, под его руководством состоялись российские премьеры ораторий «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Воскресение и Вознесение Иисуса» К. Ф. Э. Баха и авторской редакции оратории «Минин и Пожарский, или освобождение Москвы» Дегтярёва. Прозвучали оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», Симфония № 2 («Хвалебный гимн») Мендельсона, концертные версии опер «Идоменей» Моцарта и «Оберон» Вебера.

Крупнейшим событием московской музыкальной жизни стал концерт, посвященный 50-летию Рудина, состоявшийся 22 ноября 2010 года. В течение вечера музыкант представил две российские премьеры (Концерт для виолончели с оркестром до мажор Вагензайля, Две пьесы для виолончели с оркестром Сибелиуса), а также пять крупных виолончельных концертов – Гайдна, К. Ф. Э. Баха, Крафта, Шостаковича, Дворжака.

Значимую часть репертуара артиста составляют произведения наших современников – Валентина Сильвестрова, Вячеслава Артёмова, Родиона Щедрина, Андрея Головина. Он был первым исполнителем ряда сочинений для виолончели Дмитрия Кабалевского, Эдисона Денисова.

Александр Рудин выступает со многими известными оркестрами, среди которых Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, БСО имени П. И. Чайковского, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, симфонические и камерные оркестры Норвегии, Финляндии, Турции. Как солист и дирижер Рудин участвовал в международных фестивалях Les Pianos Folies (Франция), La Follе Journée (Франция, Испания, Япония) и других. Среди партнеров музыканта по ансамблю – Элисо Вирсаладзе, Николай Луганский, Алексей Любимов, Наталия Гутман, Энтони Марвуд, дирижеры Роджер Норрингтон, Михаил Плетнёв и др. Сольные концерты музыканта проходят в Германии, Финляндии, Нидерландах, Канаде, Великобритании, Венгрии, Словении, Турции и других странах.

В дискографии артиста – более 30 дисков. Особую известность получили его записи шести виолончельных сюит Баха (Naxos), виолончельных концертов Триклира, Мясковского, произведений Алябьева и А. Черепнина, «Григ-альбом» (камерные сочинения Эдварда Грига в оригинальной оркестровой версии Рудина), а также запись концерта из Большого зала консерватории (Третья симфония Бетховена и Виолончельный концерт Крафта). Альбом виолончельных концертов композиторов эпохи барокко (Chandos, 2016) получил восторженные отклики ведущих западноевропейских критиков. Последний релиз – альбом симфоний Иоганна Стамица (Naxos, 2019).

С 1989 года Александр Рудин преподает на кафедре камерного ансамбля и квартета Московской консерватории, с 2002 – профессор. Неоднократно был членом жюри международных конкурсов, в том числе X, XI и XII (председатель жюри виолончелистов) Конкурса имени П. И. Чайковского.

Удостоен почетного звания «Народный артист России» (2001) и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (2003).

Майте Бомон

Майте Бомон родилась в Памплоне, где обучалась в Консерватории имени Пабло Сарасате. Затем продолжила образование в Высшей школе музыки и театра в Гамбурге у Ханны Шварц. В 2000 году стала участницей молодёжной программы Гамбургской государственной оперы, на сцене которой дебютировала в партии Руджеро в опере «Альцина» Генделя. С 2003 по 2006 год была солисткой труппы театра, исполняя ведущие партии в репертуарных спектаклях, в том числе в «Дон Жуане» и «Волшебной флейте» Моцарта, «Коронации Поппеи» Монтеверди, «Кармен» Бизе и опере «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева.

В 2005 году Майте Бомон с большим успехом дебютировала на Зальцбургском фестивале в партии Дорабеллы из оперы Моцарта «Так поступают все», поразив публику и критиков своим «тёплым, глубоким голосом и невероятной сценической харизмой». С тех пор певица чрезвычайно востребована на оперной и концертной сцене, выступает во многих главных театрах мира, среди которых миланский Ла Скала, Опера Гарнье, государственные оперы Берлина и Мюнхена, Ла Монне в Брюсселе, Национальная опера Амстердама, Театр Капитолия Тулузы, Лисеу в Барселоне, Королевский театр Мадрида, Опера Чикаго и Муниципальный театр Сантьяго в Чили.

Среди последних выступлений Майте Бомон – партии Анджелины в «Золушке» и Розины в «Севильском цирюльнике» Россини в дрезденской Земпер-опере, Секста в «Юлии Цезаре» Генделя в Королевском театре Турина, Донны Эльвиры в «Дон Жуане» Моцарта в венском театре Ан дер Вин, Зибеля в «Фаусте» Гуно в Театре Капитолия Тулузы, Маркизы Мелибеи в «Путешествии в Реймс» Россини и Октавии в «Коронации Поппеи» Монтеверди в театре Лисеу, Мэг Пейдж в «Фальстафе» Верди на Амстердамском фестивале, Нарцисса в одноименной опере Д. Скарлатти на фестивале старинной музыки в Инсбруке и Ирены в «Тамерлане» Генделя на фестивале в Амброне. В конце текущего сезона Майте Бомон вновь выйдет на сцену Гамбургской оперы, где исполнит партию Керубино в опере «Свадьба Фигаро» Моцарта.

Певица выступала со многими известными коллективами, включая Академию старинной музыки (Великобритания), Бамбергский симфонический оркестр, Токийский симфонический оркестр, Национальный оркестр Испании, Камерный оркестр Бремена, Зальцбургскую камерату, оркестры Il Complesso Barocco, Les Talens Lyriques, «Моцартеум», ансамбли «Матеус», «Галантная Европа», Resonanz и Intercomporain. Сотрудничала с дирижёрами Аланом Кёртисом, Кристофером Хогвудом, Николаусом Арнонкуром, Роджером Норрингтоном, Кристофом Эшенбахом, Мартином Хазельбёком, Адамом Фишером, Инго Метцмахером, Хосепом Понсом, Айвором Болтоном, Кристофом Руссе, Даниэле Гатти, Фабио Бьонди, Симоной Янг, Эммануэль Айм, Джонатаном Ноттом, Алессандро де Марки, Жаном-Кристофом Спинози, Энрике Маццолой, Джованни Антонини, Джакомо Сагрипанти, режиссёрами Пьером Оди, Штеффеном Пионтеком, Лораном Пелли, Робертом Карсеном и другими.

Концертный репертуар артистки простирается от музыки барокко до сочинений современных композиторов. Недавно она исполняла партии меццо-сопрано в Мессе до минор Моцарта и Девятой симфонии Бетховена.

Майте Бомон принимала участие в записи опер «Альцина» и «Радамист» Генделя, «Монтесума» Вивальди, «Флавий Бертарид, царь лангобардов» Телемана и «Праздник в море» современного немецкого композитора Йорна Арнеке; выпустила сольный диск Dolce mio ben с ариями малоизвестных композиторов эпохи барокко и диск La Maga Abbandonata с ариями из опер Генделя (совместно с сопрано Симоной Кермес). На DVD с её участием вышли спектакли «Юлий Цезарь» Генделя, «Так поступают все» и «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Лунный мир» Гайдна и «Коронация Поппеи» Монтеверди.