Метнер Н.К. «Повседневная работа пианиста и композитора. Метнер, николай карлович Концерты для фортепиано с оркестром

МЕТНЕР, НИКОЛАЙ КАРЛОВИЧ (1879/1880–1951), русский композитор и пианист. Родился в Москве 24 декабря 1879 (5 января 1880) в немецкой по происхождению семье с разветвленными музыкальными традициями. По материнской линии доводился двоюродным братом А.Ф.Гедике .

Метнер с детства занимался музыкой с матерью, музицировал с братьями и очень рано проявил склонности к композиции. Поступив в 1892 в Московскую консерваторию, учился по классу фортепиано у П.А.Пабста и окончил консерваторию как пианист по классу В.И.Сафонова в 1900 с малой золотой медалью. Тогда же принял участие в Третьем международном конкурсе пианистов имени А.Г.Рубинштейна, где получил первый почетный отзыв. В начале 1900-х годов опубликовал свои первые произведения (фортепианные пьесы и романсы). Дебютировал с исполнением собственной музыки (четыре Картины-настроения ) 26 марта 1903 в Москве в Малом зале консерватории; с 1906 давал ежегодные авторские концерты. Как пианист имел большой успех, концертировал в России и с 1904 за рубежом; в репертуаре, кроме собственных, преимущественно произведения Бетховена, Шумана, Шопена, Чайковского, впоследствии также Рахманинова. Критика писала, что Метнер за роялем – не виртуоз, а «исполнитель-творец, увлеченный одной сутью исполняемых вещей». Расцвет творческой деятельности Метнера приходится на 1910-е годы, когда появляются, в частности, его фортепианные сонаты (оп. 22, 25, 27, 30) и др.

В 1900-х годах Метнер преподавал в частной музыкальной школе Л.Э.Конюса, в Елизаветинском институте, после 1905 – в Народной консерватории; был также связан с деятельностью концертной антрепризы «Дом песни», основанной М.А.Олениной-д"Альгейм; в 1909–1910 и 1915–1919 профессор класса фортепиано Московской консерватории. В 1921 уехал за границу, жил в Германии и Франции, с 1936 – в Великобритании. В феврале 1927 последний раз посетил Россию с длительными гастролями, в том числе с авторскими концертами, которые прошли с огромным успехом. За рубежом широко концертировал в Европе и в США, вел частную педагогическую деятельность, много сочинял. В первой половине 1930-х годов работал также над книгой Муза и Мода (Париж, 1935), посвященной творческому процессу сочинения музыки. В конце 1940-х годов, благодаря помощи одного из учеников, смог осуществить запись на пластинки ряда своих сочинений (в том числе трех фортепианных концертов и самого позднего своего опуса – фортепианного квинтета, который был начат еще в первые годы 20 в., а завершен в 1949).

Композиторская деятельность Метнера связана главным образом с фортепианными жанрами, как с крупными (три концерта и множество сонат, в основном фортепианных и трех сонат для скрипки с фортепиано), так и с миниатюрами, часто объединенными в циклы (сказки, новеллы, импровизации и т.д.). Он создал много интересной и утонченной вокальной музыки; среди его любимых поэтов – Пушкин, Тютчев, Гёте. Уникальный композиторский стиль Метнера, строгий и серьезный, сохраняющий единство на протяжении всего пути музыканта, – оригинальное явление в русской культуре: он представляет собой синтез западноевропейской (главным образом немецкой) романтической традиции (в плане не только музыкальном, но прежде всего духовном) и ряда черт, типичных для русской школы. Понятие «философская» в наибольшей степени приложимо к музыке Метнера, особенно к произведениям, написанным в его излюбленной форме – сонатной: сонаты и концерты композитора представляют собой именно «драмы идей», хотя этому автору не чужды и очень красивые лирические образы, появляющиеся обычно в виде «реминисценций»-воспоминаний. Для его фортепианного письма характерна сложная, насыщенная полифонией фактура и сдержанность красок – некоторая «графичность».

Искусство Метнера высоко оценивалось его современниками (включая Рахманинова, Прокофьева, Мясковского). С Рахманиновым Метнера связывала многолетняя дружба; Метнеру посвящен Четвертый концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром.

Фонд «Бельканто» организует концерты в Москве, в которых звучит музыка Метнера. На этой странице можно посмотреть афишу предстоящих концертов в 2019 г. с музыкой Метнера и купить билет на удобную вам дату.

Николай Карлович Метнер (1879 - 1951) - русский композитор и пианист.
Отец, Карл Петрович Метнер, увлекался философией и поэзией. Мать, Александра Карловна, урожденная Гедике, в молодости выступала как певица.
В шесть лет Николай начал заниматься на фортепиано. Наблюдая, как его брат Александр играет на скрипке, он сам научился играть на этом инструменте. Александр и Николай вместе со своим двоюродным братом Александром Гедике, впоследствии замечательным органистом, профессором Московской консерватории, входили в известный детский музыкальный коллектив - оркестр А. Эрарского. Для этого оркестра, созданного в 1888 г., специально писали С. Танеев, А. Аренский, А. Корещенко. Метнер отказывался играть какие-либо детские произведения, останавливая свой выбор на творениях Баха, Моцарта, Скарлатти.
Дядя композитора, Федор Карлович Гедике, подготовил Колю Метнера к поступлению в Московскую консерваторию. В 1900 г. он ее заканчивает с Малой золотой медалью.
За годы учения значительно расширяется круг музыкальных впечатлений, определяются пристрастия молодого музыканта: сочинения классиков, романтиков, русских композиторов. Выступая на консерваторских концертах, Метнер заявляет о себе и как пианист. В это же время им было написано немало произведений, в основном для фортепиано.
В 1900 г. пианист выступает на Третьем Международном конкурсе им. А. Г. Рубинштейна в Вене. За исполнение обязательного Пятого концерта Рубинштейна он удостаивается первого значительного признания. Растет популярность Метнера как пианиста и на родине. Появляются положительные отзывы музыкальных критиков, складывается своя аудитория. Метнеровский стиль исполнения в первую очередь отличался глубоким проникновением в замысел произведения, что создавало впечатление непосредственного рождения музыки.
С 1903 г. Метнер в свои концертные программы начинает включать собственные сочинения. Со временем он все больше играет свою музыку, так что его выступления превращаются в своеобразные творческие отчеты. С 1904 г. Метнер - композитор и пианист - завоевывает известность и за рубежом, выступая в Германии.
В этот же период начинает укрепляться особая эстетическая позиция Метнера, которую можно охарактеризовать как ретроспективизм. Опора на классико-романтическое наследие, избегание неоправданного использования эффектных художественных средств, разрушающих, по мнению композитора, музыкальный смысл, - вот основные положения его эстетической концепции.
В первое десятилетие нового века Метнер достаточно активно участвует в работе ряда музыкальных обществ и кружков. Среди них - камерное музыкальное общество "Дом осени", керзинский Кружок любителей музыки. В 1909 г. он входит в Совет Русского музыкального издательства, организованного С. Кусевицким. Пробует и преподавать. Получив в 1909 г. место профессора Московской консерватории по классу фортепиано, композитор, однако, через год, не испытывая особой тяги к педагогике, оставляет это занятие.
Творческий расцвет композитора приходится на 10-е гг. XX века. В этот период наибольшее предпочтение он отдает жанру сонаты. Тогда же были написаны и самые известные циклы "Сказок", положившие начало новому жанру фортепианной миниатюры. Наиболее яркая творческая встреча тех лет - Рахманинов. С ним композитор был знаком и ранее, но активное сближение, положившее начало дружбе, происходит в 1913 г. Замкнутый и немногословный по натуре Рахманинов и философствующий Метнер являли собой полные противоположности, однако Рахманинов, проявляя постоянную заботу о своем друге, добивался, чтобы его концерты как можно чаще устраивались и по достоинству освещались в прессе. Вообще, Метнер принадлежал к типу людей, которых требовалось опекать. В быту он становился практически беспомощным.
Первая мировая война принесла моральные испытания всей семье Метнеров. Когда композитор был освобожден от призыва в армию, "ревнители благочестия" на волне патриотических настроений заговорили о его немецком происхождении. И это несмотря на то, что он говорил и думал на русском языке, воспитывался в атмосфере русской культуры, впитал русские традиции и считал Россию своей родиной. В пору эмигрантских скитаний он жаловался в письмах, что даже чужая речь для него болезненна и невыносима, - и с годами чувство родины только обострялось.
В 1915 г. Метнер возвратился к педагогической деятельности. Преподавая в Московской консерватории до 1919 г., он очень ответственно относился к своей работе, всегда набирал небольшой класс.
Композитор вел достаточно замкнутый образ жизни, довольно сложно сходился с людьми. Одно время он сблизился с поэтами-символистами, особенно с Андреем Белым.
Осенью 1921 г. Метнер уехал за границу.
С 1921 по 1924 г. он жил в Германии, но понимания немецкой публики не нашел. Все же концертные выступления пианиста и композитора за рубежом становятся более интенсивными. В 1924-м он играет во Франции; в этом же году, благодаря хлопотам Рахманинова, совершает концертное турне по Америке. 1927 г. - один из самых запоминающихся для Метнера. Он совершает большой концертный тур по Советскому Союзу, выступает в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе, и эта поездка, встретивший его на родине горячий прием вдохновляют его. Композитор был счастлив. В русской публике и вообще в российской музыкальной жизни он увидел прямую противоположность западному "рыночному" подходу к искусству.
С 1930 по 1935 г. Метнер живет под Парижем. В год он выступает не более чем с одним-двумя концертами, - и в 1935-м решает перебраться в Англию, где в конце 20-х получил прекрасный прием.
Парижским издательством "Таир" в 1935 г. была издана книга композитора "Муза и мода", где он излагает свои взгляды на язык музыки, выявляя его эстетическую и технологическую природу. По существу, эта работа - творческий и эстетический манифест художника, не согласного с модернистскими Николай Карлович Метнерпроявлениями в музыке.
Последнее десятилетие про
ходит под знаком усиливающегося одиночества и отрыва от родных корней. Семья его испытывала значительные материальные трудности. Метнер не мог записать свои произведения на пластинки, и только неожиданная денежная помощь индийского магараджи Майсорского, почитателя его таланта, позволила ему сделать эти записи. Вышли три его фортепианных концерта, Соната-баллада, Первая скрипичная соната, пьесы из "Забытых мотивов", "Сказки" и фортепианный квинтет.
После окончания второй мировой войны композитор был приглашен дать цикл концертов в США, но поездку эту совершить не смог - помешало серьезное сердечное заболевание. Два последних года состояние его здоровья было тяжелым, но в периоды улучшений он продолжал работать.
Умер Метнер в Лондоне 13 ноября 1951 г. Его вдова, Анна Михайловна Метнер, в 1958 г. вернулась на родину. Архив композитора она передала Государственному центральному музею музыкальной культуры им. М.И. Глинки.

Один из последних романтиков в музыке. Николай Метнер

В.Шембер

Н.К.Метнер

(1880 - 1951)

Николай Карлович Метнер занимает особое место в истории русской и мировой музыкальной культуры. Художник самобытной индивидуальности, замечательный композитор, пианист и педагог, Метнер не примыкал ни к одному из музыкальных стилей, характерных для первой половины ХХ века.

Приближаясь отчасти к эстетике немецких романтиков (Ф.Мендельсон, Р.Шуман), а из русских композиторов - к С.Танееву и А.Глазунову, Метнер был, вместе с тем, художником, устремлённым к новым творческим горизонтам, его многое роднит с гениальным новаторством И.Стравинского и С.Прокофьева.

Родился в Москве 24 декабря 1879г.(5 января 1880) в немецкой по происхожению семье с разветвлёнными музыкальными традициями: мать - представительница знаменитого рода Гедике; брат Эмилий был филосфом, литератором, музыкальным критиком (псевдоним Вольфинг). Другой брат, Александр - срипачом и дирижёром.

В 1900 году Метнер блистательно окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано В.Сафонова. Одновременно он изучал и композицию под руководством С.Танеева и А.Аренского. Его имя написано на мраморной доске консерватории.

Творческий путь Николай Метнер начал успешным выступлением на III Международном конкурсе им. А.Рубинштейна (Вена, 1900) и первыми же своими сочинениями завоевал признание как композитор. Голос Метнера - пианиста и композитора - был сразу услышан наиболее чуткими музыкантами. Наряду с концертами С.Рахманинова и А.Скрябина авторские концерты Метнера являлись событиями музыкальной жизни как в России, так и за рубежом. Критика писала, что Метнер за роялем - не виртуоз, "исполнитель - творец, увлечённый одной сутью исполняемых вещей".

В1909 - 10 и 1915 - 21гг. Метнер был профессором Московской консерватории по классу фортепиано. Cреди его учеников - многие известные впоследствии музыканты: А.Шацкес, Н.Штембер, Б.Хайкин. Советами Метнера пользовались В.Софроницкий, Л.Оборин.

В 1921 году уехал за границу, жил в Германии и Франции, с 1936г. - в Великобритании. В феврале 1927 года последний раз посетил Россию с длительными гастролями, в том числе, с авторскими концертами, которые прошли с большим успехом. За рубежом широко концертировал в Европе и в США, вёл педагогическую деятельноть, много сочинял. Творческое наследие Метнера охватывает более 60 опусов, большинство из которых представлено фортепианными сочинениями и романсами.

Романсы Метнера разнообразны и очень выразительны по настроению, чаще всего это сдержанная лирика философского содержания. Многие посвящены картинам природы. Любимыми поэтами Метнера были А.Пушкин, Ф.Тютчев, И.Гёте.

Понятие "философская" в наибольшей степени приложимо к музыке Метнера, особенно в его излюбленной форме - сонатной: сонаты и концерты композитора представляют собой именно "драмы идей", хотя этому автору не чужды и очень красивые лирические образы, появляющиеся обычно в виде "реминисценций" - воспоминаний. Для его письма характерна сложная, насыщенная полифонией фактура и сдержанность красок - некоторая "графичность" .

Фортепианные концерты Метнера монументальны и приближаются к симфониям, лучшим из них является Первый, образы которого навеяны потрясениями Первой мировой войны.

Метнер известен не только как музыкант, но и как автор книг о музыкальном искусстве: "Муза и мода" и "Повседневная работа пианиста и композитора".

Искусство Метнера высоко оценивалось его современниками (включая Рахманинова, Прокофьева, Мясковского). С Рахманиновым его связывала многолетняя дружба. Метнеру посвящён Четвёртый фортепианный концерт Рахманинова.

Возвращение Метнера в Россию

Выдающийся российский пианист Борис Березовский в 2006 году организовал международный "Метнер - фестиваль". Он очень увлечён этим композитором и собрал на этом фестивале своих единомышленников. Первый фестиваль он провёл на свои деньги. Музыканты работали без гонораров, Березовский оплачивал им билеты и проживание. На вопрос журналиста об удивительном бескорыстии исполнителей Березовский ответил: "Просто все поклонники Метнера - это как наркоманы, как секта. Для людей, его любящих, деньги не важны".


На вопрос отчего у него такая любовь к Метнеру, пианист ответил: "Потому что он народник. Защищённый сложными, изощрёнными гармониями, но народник. В его музыке есть фольклор, и не только русский, но, скажем, и английский. У него потрясающие, самые разнообразные темы. Метнер напоминает мне язычника".


О дружбе Метнера с Рахманиновым: "Они дополняли друг друга. У Рахманинова много церковной музыки, например, все знают его "Колокола", а у Метнера музыка народная. Они абсолютно разные композиторы, но это были те два разноимённых заряда, которые притягиваются. Они составляли удивительное единство противоположностей. Наверное, одному композитору неподвластно всё, нужен рядом тот, кто может то, чего он не может. Рахманинов и Метнер очень дружили в жизни и поддерживали друг друга".

В одном из интервью Березовский ска зал, что то, что они делают - капля в море. Нужен другой подход к организации фестиваля. Более профессиональный.

«Метнер появился сразу какой-то готовый, будто Афина-Паллада из головы Зевса.

Не было у Метнера слабых, ранних произведений, - такое мастерство, что эти сочинения могли быть созданы и в пору, куда более позднюю»

А.Б. Гольденвейзер

Обращаясь к творчеству Николая Карловича Метнера, хочется подчеркнуть своего рода "сдержанность" прежде всего в количестве изданных композитором сочинений - всего 62 опуса: 3 концерта для фортепиано с оркестром, 10 циклов сказок, более 100 романсов, 14 фортепианных сонат, 3 скрипичные сонаты и другие произведения, а также отметить сдержанность жанрового творчества. Композитору ближе всего вокальные жанры и фортепианная музыка (в этом его сходство с Шопеном). Однако музыка Метнера имеет свое собственное «лицо». Исполнение музыки Метнера, как правило, лучше удается глубоко содержательным исполнителям.

Жена композитора А.М.Метнер вспоминала, что Рахманинова иногда называли в Америке «чемпионом Метнера», поскольку его сочинения он играл чаще, чем другие пианисты. К музыке Метнера не раз обращался Владимир Софроницкий. Великолепным примером проникновения в авторский замысел может служить замечательное прочтение Э.Гилельсом ля минорной «Сонаты-воспоминания» (опус 38), который действительно привлек внимание к Метнеру, передавая эстафету многим коллегам. Охотно и часто выступала с произведениями Метнера Т.Николаева. Именно ей довелось впервые исполнить 3-й концерт для фортепиано с оркестром. С особой любовью относился к искусству Метнера С.Ф.Фейнберг. Об этом он писал в своей замечательной книге «Пианизм как искусство». Сам Фейнберг превосходно играл 1-й концерт и ряд других его пьес. Среди исполнителей произведений Николая Карловича Метнера известен И.М.Жуков. 2-ой концерт исполнил Я.И.Зак. В его репертуаре были сказки, сочинения 24, 26, 34. М.В.Юдина играла его фортепианные сочинения. Ю.В.Понизовкин познакомил слушателей со второй импровизацией, с циклами «Забытых мотивов», сонатами и пьесами Н.К.Метнера. Успешно играла метнеровские произведения А.И.Сац.

Н.К.Метнер

Н.К.Метнер создал свой пианистический стиль. Штейнбер, автор неопубликованной статьи, храняйщейся в архивах Музея Музыкальной Культуры им. Глинки, указывает на следующие характерные черты метнеровского пианистического стиля: полифоничность в разработке тематического материала, богатство и сложность ритмических рисунков и соединений, необычайная идейно-подчеркнутая пульсация метра и ритма, контрасты туше: остро-сухого, сказочного мистериозо и связно певучих эпизодов при богатой педали, отсутствие внешне показного характера в виртуозно-технических произведениях или отдельных фрагментах, разговорно- повествовательное rubato, как-то особенно, по-метнеровски, соединяемое с его жизненной пульсацией ритма.

Перечень этот будет не полным, если не упомянуть также о сложностях метнеровской фразировки, о внимательности композитора к звукоизвлечению, о его старательно выписанных штрихах и, наконец, о его тонкой нюансировке. Ищущий художник, много размышляющий об искусстве композитора и исполнителя, Н.К.Метнер в течение долгих лет вел дневниковые записи, касающиеся специфики фортепианной игры. Страницы дневниковых записей композитора опубликованы в 1963 году (см. М.Гуревич и Л.Лукомский «Н.К.Метнер. Повседневная работа пианиста и композитора».

К началу 30-х годов Метнер ощутил потребность систематизировать многие положения в специальной книге «Муза и мода». Об издании этой книги позаботился живущий, как и Метнер, в эмиграции С.В.Рахманинов. Кроме того мною в музее им. М.И.Глинки были обнаружены в записках пианиста Л.Лукомского (ученика Метнера) высказывания Николая Карловича, не вошедшие в опубликованный сборник «Повседневная работа пианиста и композитора».

О Нюансах : «Когда перестаешь слушать то, что играешь, чаще впадаешь в один оттенок, чаще forte. Если слушаешь себя, будет и форте и пиано. Но вы всегда должны знать, что вы слушаете. Каждый момент должен жить индивидуально, а не быть куском серой нитки звуков. Потеря пиано есть потеря форте и наоборот.»

О Темпе : «Темп - не есть нечто абсолютное. Он зависит от звучности, которую вы можете дать. А звучность, в свою очередь, зависит от различных условий: от инструмента, акустики данного помещения. Таким образом, темп одного и того же произведения может быть разным... Никогда нельзя определить темп, не узнав произведения до конца.»

О Педализации : На педализацию Метнер обращал внимание, как на фактор выразительности. «Никогда не нужно брать педали, нивелирующие какой-нибудь оттенок, который Вы хотите выделить. Конец одной фразы с началом другой никогда не должен быть стушеван, смазан одной педалью. Перед началом нового кусочка, нового отдела, фрагмента пьесы должен быть момент совершенного отдыха от педали, т.е. совсем чистый. Педаль должна быть фактором осуществления ваших художественных намерений, назревающих во время работы. Педаль должна быть не только фактором разнообразия. Она имеет значение для выделения нот, которые доставляют слуху некоторые удовольствия, которые вы облюбовали.»

Об аппликатуре : Поиски аппликатуры рекомендовались Метнером производить без педали. «Когда вы сочиняете аппликатуру, вы должны рассчитывать ее применительно без педали, как будто вы собираетесь играть на органе. Нога не должна мешать рукам. Педаль должна работать дружно с руками. Очень важно, чтобы рр (пианиссимо) не было вялым, чтобы оно иногда потенциально заключало в себе бурю!» Метнер любил применять легато и считал его полезным для нахождения наиболее удобных движений. Подыскивание образов под музыку Метнер не любил, но раскрытие явной образности и привлечение образа для того, чтобы вызвать в себе нужное исполнительское состояние, он всегда старался использовать.

О жестах : «Руки - раскачивающийся колокол. Они (руки) имеют свою “физиономию”, свой образ».

О технике : «Техника - есть экономия движений. Игра - есть танец на клавиатуре. Она должна доставлять вам радость. Верное снятие и падение руки - есть главное условие техники. Половина техники заключается в быстром снятии руки с клавиатуры - чем быстрее, тем мельче движения. Нанизывать много нот на одно дыхание!»

О посадке : «Сидеть с опущенным нутром (животом). [Имеется в виду полная физическая свобода] На плечах - оркестр, поэтому - плечи опустить! Главное - отыскать ось, точку опоры, центр, вокруг которого собирались бы все движения».

О дыхании : Дыханию придавалось важное значение. Николай Карлович во время исполнения даже на эстраде делал сильный вдох.

О гаммах : Гаммы Николай Карлович рекомендовал играть пятью пальцами подряд. Любил в хроматических гаммах аппликатуру: 1-2-3, 1-2-3-4, 1-2-3-4-5, если начать гамму с ноты ми . (Лукомский, ГЦММК им. М.И.Глинки)

«Метнер родился с сонатной формой»

(С.И. Танеев)

В жанр сонаты Н.К.Метнер вложил большую часть творческих сил. Треть сочинений композитора написаны в крупной, преимущественно сонатной форме: «Соната для голоса и фортепиано», три скрипичные сонаты. Сонатная форма положена им в основу трех фортепианных концертов. Она применялась композитором и в ряде пьес малой формы, например, в «Сказках». Н.К.Метнером было написано 14 фортепианных сонат: «1-ая Соната», «Опус 5», «фа минор» в 4-х частях. Следующие три одночастные сонаты объединяют опус 11: «Ля бемоль мажор», соната-элегия «ре минор» и соната «до мажор». Опус 25 включает две сонаты. Первая из них «до минор» состоит из трех частей и названа «Сонатой-Сказкой». Вторая соната из этого опуса, посвященная С.В.Рахманинову, вдохновлена стихотворением Тютчева «О чем ты воешь, ветер ночной?» Одночастная соната «соль минор», опус 22. Двучастная «Соната-Баллада фа диез мажор», опус 27. Одночастная соната «ля минор», опус 30 (о которой пойдет речь). Одночастная «Соната-воспоминание ля минор», опус 38. Одночастная соната «Трагическая соната», опус 39. 4-х частная «Романтическая Соната», опус 53 №1. Одночастная «Грозовая Соната» ,опус 53 №2. Двучастная «Соната-Идилия», опус 56.

Таким образом 9 из 14 сонат написаны Н.К.Метнером в форме одночастных сочинений. Фортепианные сонаты, большинство из которых относятся к числу лучших сочинений композитора, не только составляют значительную часть творческого наследия композитора, но и являются важнейшей вехой на пути развития жанра сонаты.

Одночастная «Соната ля минор, опус 30» была начата перед Первой мировой войной в 1913 году и впервые исполнена в авторском концерте 20 февраля 1915 года. Среди музыкантов близких Метнеру соната называлась «военной». Метнер не только откликнулся на события, переживаемые его Родиной и Западной Европой, но и предчувствовал их.

Война 1914 года всколыхнула всю страну. В сентябре Рахманинов и Метнер призываются в армию, но получают освобождение. Некоторыми музыкальными деятелями это освобождение было расценено как уклонение от гражданских обязанностей. М.Шагинян вспоминает: «Николаю Метнеру припомнили, что он немец по происхождению, хотя его родной брат К.К.Метнер и родной племянник Шура Метнер сражались в рядах русской армии на передовых позициях и погибли за Россию. Жена Н.К.Метнера Анна Михайловна с грустью писала: «...любовь к России у нас особенно обострилась и выросла, но была обида, что мы чужие у своей родной матери...» (М.Шагинян «Воспоминания о Рахманинове» том 2, стр.177-178).

В Государственном Центральном Музее Музыкальной Культуры им. М.И.Глинки находится первое Лондонское издание сонаты, на полях которой имеются карандашные пометки самого композитора. В главной партии его пометка для левой руки указывает на исполнение: «Играть без точек! », т.е. Метнер отказывается от своего первоначального стаккато и подтверждает мелодическую природу главной партии. Четыре темы побочной партии вытекают одна из другой. Музыка лирическая, задумчивая.

Метнер искал в родной природе созвучность обуревающим его мыслям: «Я ехал весной долиной реки Луары. Все роскошно цвело и благоухало, а я вспоминал нашу родную березку. Ветер выветривал из меня всяческую охоту ездить по чужим морям и землям и кажется мне, что нет лучшего климата и природы, чем у нас...» (вступительная статья П.Васильева к первому тому собрания сочинений Н.К.Метнера).

В первом Лондонском издании я обнаружила надпись, сделанную Метнером вокальной строфой под первой темой побочной партии: «ДАЙ, ГОСПОДИ, ДАЙ РОССИИ СЧАСТИЕ! ДАЙ, ГОСПОДИ! » И эту надпись он сделал после того, как правительство России вынудило его на эмиграцию с пожизненным запретом на возвращению на Родину!!!

В целом лирико-драматический характер сонаты выдвигает примат побочной партии над главной. Побочная партия, являясь центром лирических высказываний, определяет общий тонус произведения. На протяжении развития сонаты мы увидим, как произойдет полная трансформация образа побочной партии. Эта скромная в своих мелодических очертаниях тема пройдет эволюцию от изысканно утонченных «скрябинских» звучаний в экспозиции до грандиозных волевых возгласов, приобретающих смысл стихийного клича в репризе.

Соната открывается вступлением. Это интродукция с подчеркнутым затактовым скачком, по-своему клич: «СЛУШАЙ!» Вслед за автором этой музыки хочется также воззвать: «СЛУШАЙ! ИЗУЧАЙ! ПРОПАГАНДИРУЙ!»

С.В.Рахманинов утверждал: «Метнер - один из тех редких людей, как музыкант и человек, которые выигрывают тем более, чем ближе к ним подходишь! Удел немногих».

Оригинал: http://7iskusstv.com/2016/Nomer9/Genkina1.php

Николай Карлович Метнер родился в самый канун католического рождества 24 декабря 1879 года в Москве в семье обрусевших немцев (хотя по последним данным, семья его имеет скорее скандинавское происхождение) и был младшим из шестерых детей. Благодаря такому слиянию двух дат, каждый день рожденья уже зрелого композитора проходил так: в отсветах гирлянд на праздничной елке он садился за рояль и играл семье своеобразный творческий отчет за прошедший год. Иногда ему помогала супруга, бывшая славной певицей, иногда брат Александр. Но обо всем по порядку...

В 6 лет Николай получил от матери первые уроки игры на фортепиано. Старший брат его, Александр, в то же время начинал заниматься на скрипке, так Коля самостоятельно стал упражняться еще и на братовом инструменте. Сразу отметим, что Александр Метнер в будущем сделался известным альтистом, дирижером и зав.муз.отделом таировского Камерного театра.Уроки по фортепиано продолжались и после поступления Николая в реальное училище, теперь под руководством его дяди Федора Гедике, профессора консерватории и органиста в московской церкви французских католиков. Причем Метнер сразу хотел играть серьезную, "взрослую" музыку, как то Бах, Бетховен, Скарлатти, Моцарт. Вернувшись однажды из реального училища, Николай решительно бросил ранец на кровать и заявил семье, что никакая сила на свете не заставит его снова пойти в эту школу и что он хочет учиться в консерватории. Родители сначала запротивились такому своенравию молодого человека, но на его сторону встал старший брат Эмилий Карлович Метнер, только что поступивший на юридический факультет. Чаша весов в споре перевесила в пользу Коли, и в 1892 году он поступил в Московскую консерваторию. Затронем снова тему будущего: Эмилий Метнер стал публицистом, литературным и музыкальным критиком, да и вообще весомой фигурой в мире искусства, так основанное им издательство "Мусагет" вообще определило весь облик Серебряного века.

Несмотря на все острее проявлявшийся интерес к сочинительству, поощряемый братом Эмилием и самим Сергеем Ивановичем Танеевым, Николай окончил консерваторию только по классу фортепиано, зато с малой золотой медалью, сначала он занимался у Павла Пабста, листова ученика, а после внезапной кончины профессора - у Василия Сафонова. Что касается композиторских дисциплин, Метнер даже не доходил курс контрапункта, и потому он часто недоумевал впоследствии, когда в каких-то отзывах в прессе рецензент нахваливал его композиторскую технику. Но "Метнер уже родился с сонатной формой" - говорил Танеев. Сразу после выпуска Метнер отправился в Вену для участия в Третьем Рубинштейновском конкурсе пианистов и композиторов, опять же - только как пианист. В композиторской номинации победил двоюродный брат Николая Александр Гедике, а среди исполнителей верх одержал бельгиец Эмиль Боске. Метнер же удостоился похвального отзыва от жюри. Вслед за конкурсом профессор Сафонов занялся для своего ученика организацией большого концертного тура по всей Европе, и ему удалось договориться о выступлениях в лучших залах и клавирабендах в престижнейших салонах Старого света, как вдруг Метнер отказался от этой затеи. Серьезных причин на то были две: первая - Николай Карлович узнал, что без его ведома в программу включены пятый концерт Рубинштейна и другие опусы, слабые по музыкальному содержанию, но позволяющие исполнителю поярче блеснуть своей техникой, вторая - демон творчества все вернее овладевал его душой. И вновь родители было запротивились, это турне сулило блестящие перспективы для карьеры пианиста, но Метнер уже решил твердо. Последовали ссора и разрыв всяких отношений с Сафоновым, заявившим, что не желает "и слышать о композиторе по фамилии Метнер". Забегая чуть вперед, скажем, что примирение случилось, но по прошествии немалого числа лет - в Лондоне Сафонов услышал в одном из концертов песни Метнера на стихи Ницше, был растроган и просил извинений у своего ученика. Но это пока в будущем, впереди, и Метнер только вступил на композиторскую дорогу. Из печати стали выходить его первые фортепианные пьесы, к которым критика отнеслась сдержанно и неоднозначно, во многом из-за одной лишь немецкой фамилии автора обвинили в подражании Брамсу. Однако в музыкальной среде на него обратили пристальное внимание. Прежде всего на фортепианную сонату его f-moll, опус 5, которой заинтересовался польский пианист Иосиф Гофман (интересная вещь о Гофмане - после завершения своей более, чем блистательной карьеры пианиста в 1946 году, Гофман забавы одной ради стал работать над маленькими, незатейливыми изобретениями, и между делом изобрел "дворники" для автомобилей). Соната также произвела сильнейшее впечатление на Сергея Рахманинова.

Николай Карлович с братом Эмилием и супругой

По воспоминаниям Анны Михайловны Метнер (супруги), музыкальные мысли одолевали Николая Карловича непрерывно и он не мог успокоиться, не записав явившихся ему тем. Для записи мог послужить любой клочок бумаги, первым попавшийся под руку композитора. Так один раз, будучи на улице, Метнер вообще оторвал кусок афиши с театральной тумбы и заполонил его нотными знаками. Окажись рядом городовой, попал бы музыкант в участок за хулиганство. Все эти наброски композитор складывал в большой чемодан. Приступая к новому сочинению, Метнер открывал чемодан, копался в его содержимом, использовал оттуда что-нибудь и клочок с наброском выбрасывал за дальнейшей ненадобностью; весь этот процесс Николай Карлович именовал "чисткой Авгиевых конюшен" и жалел только, что он не Геркулес. Если в процессе сочинения попадалось затруднявшее его место, то Метнер мог сидеть над ним целыми днями, не прерываясь на еду и не высыпаясь; когда же у него не оставалось ни нервов, ни сил он мог взяться за другую вещь. И часто решение затруднительного момента потом приходила легко, само собой, и, кстати, часто во сне.В это же время занятия на фортепиано были для Николая Карловича чем-то сродни отдыху. Из других композиторов особенно любил он исполнять Бетховена, которого боготворил и называл не иначе, как "его величество". Заодно примечательно, что из чужих сочинений одна лишь бетховенская "Аппасионата" была записана Метнером-пианистом. Константин Игумнов об этом исполнении говорил так: «Музыку Бетховена Метнер играет так, будто он сам ее сочинил».

В 1904 году Николай Карлович сделал первые наброски для произведения, которое сочинялось на протяжении, ни много ни мало, 44 лет - квинтет для фортепиано и струнного квартета, но и эту тему мы затронем поздней. А пока в знаменательном и печальном для нашего отечества 1905 году Метнер посетил с гастролями Германию, но концерты его успеха не имели. Через четыре года он отправился туда вновь, но так и не смог покорить империю Вильгельма Прусского. Умами немцев владел Рихард Штраус, сначала прогремевший оперой "Саломея" в 1905 году, а потом укрепившийся на Олимпе "Электрой" в 1909.

Но 1909 год был очень удачным для Метнера: композитор получил престижнейшую Глинкинскую премию за песни на стихи Гете, а вместе с ней пришло и широкое признание. Его концерты в России начали пользоваться уверенным успехом, сформировался круг верных поклонников его творчества, и Метнер, таким образом, завершил формирование российского "музыкального триумвирата" "Рахманинов-Скрябин-Метнер". Это означало, что московская композиторская школа вернулась на лидирующие позиции в российском музыкальном мире, к-рые она, было, уступила петербургской, после смерти Чайковского.

Конечно, среди завсегдатаев концертных залов отношения к каждому из триумвиров были неоднозначны. Были поклонники, но были и критики. Так, например, Рахманинова обвиняли в эпигонстве Чайковскому, про музыку Скрябина, настолько она стала необычна, обидного сказать не могли и потому кидались, как волки, на его философские измышления; Метнера же, опять во многом по вине фамилии, обвиняли в "отсутствии русской почвы", подражании немецким романтикам и т.д. Во многом этому способствовал тот факт, что брат Эмилий в своих статьях прежде всего обращал внимание на западные традиции в творчестве композитора и старался его преподнести как "русского Брамса". Такой титул очень задевал Николая Карловича, он хотел быть только "русским Метнером".

Вместе с Рахманиновым, Скрябиным, Александром Гедике, Леонидом Сабанеевым Метнер вошел в совет Российского Музыкального Издательства, основанного дирижером Сергеем Кусевицким. Кусевицкий - личность настолько прмечательная, что о нем стоит распространиться несколько подробней: прославившись в качестве небывалого виртуоза-контрабасиста, Кусевицкий женился на Наталии Контантиновне Ушковой, дочери московского миллионера и получил за ней баснословное приданое. Тогда он поехал в Германию, где под руководством великого Артура Никиша прошел дирижерские курсы и с успехом выступал как симфонический дирижер. В Россию он вернулся уже со славой талантливого дирижера и основал в Москве собственные симфонические концерты, музыкальное издательство и нотный магазин. Российское Музыкальное Издательство (сокращенно - РМИ) задумывалось как нечто вроде "самоиздательства для композиторов". Каждая поступающая в издательство рукопись рассматривалась поочередно всеми членами совета, каждым в отдельности. Заключительный вывод о принятии рукописи к изданию обозначался просто немецкими буквами f (für, за) и g (gegen, против). Результаты голосования подытоживались управляющим делами издательства Николаем Струве. Произведения крупной формы или особо сложные, независимо от индивидуального рассмотрения каждым членом, выносились на обсуждение пленума совета. Сочинения членов совета Скрябина и Метнера, а также (в виде исключения) сочинения Танеева принимались к изданию без предварительного обсуждения советом. Касаясь этих времен, музыковед Александр Оссовский вспоминал: "Как личность он был необыкновенно привлекателен: беспредельно скромный, тихий, деликатный, застенчивый, как юная девушка, с чуткой, возвышенной душой, он был поистине «человек не от мира сего», никак не приспособленный к практической жизни. Самые простые вещи казались ему сложными, и он пускался в философское обоснование их. Рахманинов любил Метнера и чрезвычайно высоко ставил его как композитора, хотя редко и мало играл его произведения."

Николай Карлович отметился и в делах "Дома Песни", основанного певицей Марией Олениной-Д’Альгейм с целью популяризации камерной вокальной музыки. На вечерах исполнялась как западная классика, как, например, Шуберт, так и классика отечественная, прежде всего Мусоргский. Метнер аккомпанировал певцам за роялем, заседал в жюри конкурсов, организованных "Домом", а также принимал вместе с Андреем Белым и Валерием Брюсовым участие в отвлеченных философских беседах после концертов.

В этом же 1909 Метнер стал преподавателем фортепианного класса в Московской консерватории, но, увлеченный композицией, ушел после года работы; в 1915 году он вернулся к педагогике и проработал в консерватории до самой революции. Из собственных сочинений он позволял ученикам исполнять только две каденции к 4-му концерту Бетховена для ф-но с оркестром. С этими каденциями связан скандал, переполошивший тогда половину музыкальной Москвы. Голландский дирижер Виллем Менгельберг (ставший впоследствии главным пропагандистом творчества Малера) позволил себе на репетиции 4-го концерта Бетховена, к-рый Метнер исполнял со своими каденциями, сделать композитору грубое замечание. Оскорбленный Метнер отказался от участия в концерте и написал в несколько газет письмо-протест. Вслед за этим занегодавала уже музыкальная общественность.

Начало первой мировой войны вскрыло всю скопившуюся гниль в обществе, после волны шовинистических выпадов против "окаянных пруссаков", особенно усердствовала в квасном патриотизме интеллигенция. В Москве даже прошли погромы, громили дома всех, чья фамилия напоминала немецкую. Николаю Карловичу вновь припомнили немецкую фамилию. Его призывали на мед.освидетельствование, но он был признан физически негодным, как и Рахманинов. Некто Ильин прозвал за это обоих композиторов "физическими негодяями". Супруга Метнера Анна Михайловна писала Мариэтте Шагинян: "... Марго не одобряет Колиного поведения, считает, что нечестно сейчас не идти на войну, что Коля за немцев (!), чуть ли не то, что он трус, и ещё того гаже, и всё это говорилось не нам, а другим, причём приводились небывалые факты (вроде того, что Коля прибежал к ней в слезах и проч.). Вот что делает война!.. Накануне её беседы о Коле с посторонними она была у меня и с возмущением говорила о том, что гадко и возмутительно, что Рахманинов освободился. Вот до чего все одурели." Вскоре семью Метнеров постигло новое несчастье - родной брат композитора Карл Карлович Метнер погиб на фронте. Но несмотря на царившие антинемецкие настроения, в 1916 году Метнер получил вторую Глинкинскую премию за фортепианные сонаты.

В годы войны Метнер упорно работал над монументальным сочинением - первым концертом для фортепиано с оркестром, посвятил своей матери. Работа над первым концертом осложнялась у Метнера еще и тем обстоятельством, что впервые ему приходилось писать для оркестра. И раньше бывало, что он считал рамки клавиш слишком узкими для некоторых своих фортепианных вещей, но откладывал их оркестровку на потом - Метнер боялся не успеть использовать все скопившиеся у него темы и торопился записать их предварительно хотя бы для фортепиано. К тому же, Николай Карлович полагал, что оркестровка - дело соображения. Тут, по его мнению, требовался расчет, подчиняющий себе воображения, а расчеты любого рода композитор считал своей слабой стороной. По премьере критики сразу сочли должным безапелляционно упрекнуть концерт Метнера за "блеклость и тяжеловесность" оркестровки. Но это не помешало успеху великолепного сочинения, и сам автор нередко исполнял собственное сочинение в паре со своим излюбленным Четвертым концертом Бетховена G-dur, op. 58 к неизменным овациям публики.

После прихода Октября, в отличие от Рахманинова, Прокофьева, Черепнина и многих других, Николай Карлович не спешил уезжать из России; он продолжал преподавать в Московской консерватории, где его известнейшим учеником той поры был Александр Васильевич Александров, автор песни "Священная война" и музыки нашего гимна. К 1921 году, однако, жизнь и творчество в большевицкой России стали практически невозможны: голод, Деникин с юга, разруха, Юденич с севера, набирающий обороты красный террор и Колчак с востока, - Метнер принял решение покинуть родину.

Наверное, первый раз в жизни немецкая фамилия сослужила Метнеру добрую службу - ему удалось получить вид на жительство в Германии. Начался период странствий. Дав несколько концертов в Германии, не имевших сколь бы то ни было значительного успеха, Метнер отправился в Польшу, и в Варшаве исполнял свой первый и четвертый Бетховена концерты для фортепиано с оркестром под управлением таких прославленных дирижеров, как Эмиль Млынарский и Герман Абендрот. Затем Метнер с супругой посетили Италию и повстречали во Флоренции московского друга - Сергея Васильевича Рахманинова. Рахманинов, уже успевший прославиться в Америке как "величайший из пианистов эпохи, но лишь подражатель Чайковского как композитор", помог организовать американское турне для Николая Карловича, пребывавшего в финансовых затруднениях. Так в сезон 1924-25 годов Метнер исколесил все США, исполняя свой первый концерт с лучшими оркестрами страны.

На банкете, устроенном Фредериком Стейнвеем в честь наступившего 1925-го года, была сделана необычная фотография. Одно перечисление запечатленных на ней музыкантов уже захватывает дыхание и бросает в трепет: пианист Иосиф Гофман, глава фирмы "Steinway & Sons" Фредерик Стейнвей, дирижер Вильгельм Фуртвенглер, Николай Карлович Метнер, Игорь Федорович Стравинский, Сергей Васильевич Рахманинов, Фриц Крейслер, дирижер Пьер Монтё, пианист Александр Ильич Зилоти.

Отыграв все положенные по контракту концерты, Метнер возвратился в Европу. Только поселившись во французском городке Эрки, морском курорте и древней столице Бретани, Николай Карлович вернулся к творчеству и принялся много и яростно работать над второй скрипичной сонатой, двумя сказками для ф-но соло, ор.48 и вторым фортепианным концертом, к-рый он посвятил Рахманинову.

Вообще, стоит поговорить отдельно об отношениях Метнера и Рахманинова. Метнер начал печататься в 1903 году. В это время Рахманинов уже был всеми признанным музыкантом, автором второго фортепианного концерта, о к-ром Метнер говорил, что, слушая его, "чувствуешь, как во весь свой рост подымается Россия"; его кантата "Весна" в том году получила премию имени Глинки. К тому году относится и личное знакомство двух музыкантов; как упоминалось намного выше, Сергей Васильевич слушал метнеровскую сонату для фортепиано, Ор.5, в авторском исполнении и пришел от нее в восторг. Потом набравший популярности Метнер стал вровень с Рахманиновым среди музыкальных кумиров Москвы. И в то время, как лагеря их поклонников враждовали между собой, сами композиторы относились с любовью и восхищением к работам друг друга.


Н. К. Метнер и С. В. Рахманинов

Рахманинов был одним из немногих, кто защищал Николая Карловича от обвинений в подражании немцам, он говорил, что Метнер слишком своеобразен, чтобы подражать кому бы то ни было. Однако личное общение их не заладилось, кто-то в этом винил "дьявольское присутствие" Эмилия Метнера, кто-то слишком великие различия в характерах (например, Метнер обожал околомузыкальные философские беседы, Рахманинов же их не мог переносить). В своих воспоминаниях вдова Рахманинова писала о Метнере: "Он не принадлежал к указанному выше близкому кругу приятелей Сергея Васильевича. Но последний очень высоко ценил его талант. Мы часто видались с Метнерами, но близко сойтись с ним было трудно." Из-за одного случая отношения двух музыкантов заметно охладели: в 1913 году из печати, наконец, вышла та самая фортепианная соната, Ор.5, Метнера, декаду назад произведшая такое славное впечатление на Рахманинова, и с посвящением: "Сергею Васильевичу Рахманинову", в том же году Рахманинов закончил свою грандиозную поэму "Колокола", к-рой он был очень доволен; после исполнения поэмы в концерте Рахманинов спросил мнение Метнера, тот отнёсся к "Колоколам" достаточно спокойно; раздосадованный Сергей Васильевич в сердцах проставил посвящение: "Моему другу Виллему Менгельбергу и его оркестру Концертгебау в Амстердаме" - прошло совсем немного времени после скандала между Николаем Карловичем и нидерландским дирижером. Вновь сблизила двух великих русских музыкантов эмиграция. Нередко Рахманинов помогал Метнеру материально, причем умело делал это так, чтобы гордость друга была не задета; Сергей Васильевич поднажимал на американских импресарио, дабы те пригласили Николая Карловича на гастроли по США. И в то время, как Метнер посвятил Рахманинову свой второй концерт, Рахманинов посвятил Метнеру свой четвертый. "Мою музыку когда-нибудь забудут, музыку Метнера не забудут никогда" - написал Сергей Васильевич, кажется, в одном из частных писем.
Во время жизни во Франции Николай Карлович близко сошелся с прославленным французским органистом Марселем Дюпре. В эмиграции Метнер общался близко в основном с прочими эмигрантами, но когда у него появлялись поклонники и друзья из иностранцев, они были преданы ему просто до фанатизма. Дюпре очень дорожил дружбой Николая Карловича, боготворил его как музыканта и однажды даже за свой счет перестроил арендуемый композитором домик, чтобы тому жилось в нем спокойно и уютно.

В 1927 году Метнера пригласили дать тринадцать концертов в СССР, он согласился. Многие исполняемые вещи сочинялись уже в эмиграции и звучали в Советском Союзе впервые; успело вырасти поколение, не слышавшее ни музыки, ни игры Метнера до революции. Но успех был, пусть и не такой шумный, как у приехавшего в то же время в Россию с концертами Сергея Прокофьева, зато, по выражению пианиста Гольденвейзера, "более глубокий". В одном из московских концертов Метнер исполнил свой новый, второй, фортепианный концерт, вместе с оркестром ГАБТ под управлением его брата Александра, оставшегося на родине. Старые друзья преподнесли композитору томик стихов Тютчева с памятными надписями на форзаце. А на приеме в честь Метнера в доме у Александра Глазунова, тогда директора ленинградской консерватории, случился комичный эпизод: Глазунов вдруг воскликнул: "А где же Прокофьев?" - все гости знавшие, как о гастролях Прокофьева, так и о нелюбви директора к этому гастролеру, были озадачены. Внесли пунш, в к-ром плавали три апельсина.

Пианист Гольденвейзер продолжал вспоминать, как Николая Карловича настолько окрылила его поездка в Москву, что он рассчитывал не только приехать вскоре с новой чередой концертов, но и окончательно вернуться в Москву, снова преподавать в консерватории, но когда он захотел посетить белокаменную столицу еще раз, ему просто-напросто отказали в визе. Метнер воспринял это крайне болезненно.

За советскими гастролями последовало второе американское турне, большей частью проходившее по городам Канады. Тур был плохо организован и закончился очень неприятной историей. По совету заведующего концертным бюро в "Steinway&Sons" супруга композитора поручила перечислить большую часть заработанных денег во французский банк некоему Гудману. Этот Гудман выдал чек, на поверку оказавшийся фальшивым. Опять выручил Рахманинов, он выкупил у Метнеров этот чек. Музыковед А. А. Сван вспоминал: "Сообщив нам о случившемся несчастье, Николай Карлович закончил свой рассказ следующими словами: «Вы знаете, молодые люди, что меня спасало в это страшное время? Взялся я за перечитывание «Войны и мира». Это такое чудо!»"

Метнер с глубокой печалью наблюдал за происходящим в современном ему музыкальном мире, свои переживания и рассуждения о музыке, творчестве и искусстве в целом композитор излил в книге, получившей название "Муза и мода" и изданной в 1935 году в Париже при помощи все того же Рахманинова. "Я хочу говорить о музыке, как о родном для каждого музыканта языке. Не о великом музыкальном искусстве — оно само за себя говорит — а о почве и корнях его. О музыке, как о некой стране, нашей родине, определяющей нашу музыкантскую национальность, т.е. музыкальность; о стране, в отношении к которой все наши «направления», школы, индивидуальности являются лишь сторонами. О музыке, как о некой единой лире, управляющей нашим воображением. Лира эта не сама по себе, а именно в воображении и сознании нашем, несомненно расстроилась. Расстройство это наблюдается не одним мною. Оно наблюдается не только в преобладающем направлении современного творчества, но и в недоумевающем или же пассивном восприятии его."

Прошедшие с огромным успехом концерты в Англии подтолкнули Метнера к мысли насовсем переселиться на туманный альбион, и это намерение он осуществил в 1935 году, сняв домик в северной части Лондона. Теперь Николай Карлович с концертами выступал изредка и посвящал практически все свое время композиции. В своем лондонском доме он написал монументальную сонату для скрипки и ф-но №3, получившую название "Эпическая". Эту сонату Метнер хотел впоследствии оркестровать, считая ее очень симфоничной. В это же время Николай Карлович продолжал работу над фортепианным квинтетом, начатым еще в ужасно далеком 1904 году; сочинение долго не продвигалось вперед, Метнер никак не мог осознать, какой должна быть средняя часть опуса, и на вопросы супруги, почему он никак не окончит квинтет, он отвечал коротко: "Не смею".

13 августа 1940 года первые немецкие бомбы упали на Британские острова. Началась битва за Англию. 1200 бомбардировщиков и 1000 истребителей с черными крестами на крыльях кружили над югом страны. С 7 сентября по 1 ноября - 57 ночей к ряду - стервятники Геринга бомбили Лондон. 14 ноября 500 бомбардировщиков сбросили 600 тонн бомб на Ковентри. Метнеры уехали подальше от военных ужасов в деревню близ Бирмингема, где жила ученица Николая Карловича пианистка Эдна Айлз. В доме Айлзов у композитора случился сердечный приступ. Но увлеченный сочинением Метнер, едва оправившись после недуга, стал дописывать свой третий фортепианный концерт-балладу. Он хотел исполнить новое сочинение в концерте под управлением дирижера Эдриена Боулта, однако Боулт уже заручился участием пианиста Бенно Моисеевича. Моисеевич благородно предложил Метнеру выступить вместо себя, и таким образом третий концерт прозвучал впервые в стенах Королевского Альберт Холла в начале 1944 года. Несмотря на перенесенный инфаркт миокарда, Николай Карлович играл прекрасно. До победы оставалось полтора года.


Метнер и его ученица Эдна Айлз

В 1947 году случилось пусть и не чудо, но кое-что фантастическое: в дверь к Метнерам постучался молодой человек и сказал, что он является посланником махараджи княжества Мизорам Джайя Гамараджи Уадиара. Махараджа хотел бы, чтобы Николай Карлович записал на пластинки, по возможности, все свои сочинения. Привлечь необходимых певцов, скрипачей, оркестр для махараджи не проблема. В знак признательности махарадже композитор посвятил ему свой третий концерт. Целый год Метнер посвятил этой работе, окрылившей его и одарившей новыми силами. После года сделал перерыв - наступило время окончить фортепианный квинтет. Не откладывая в долгий ящик, Николай Карлович хотел записать новое сочинение, но в ночь после первой же репетиции с ним случился сильнейший сердечный припадок. Композитор верил, что ему еще хватит сил записать столь дорогой его творческому сердцу квинтет. И он был прав, пластинка с шедевром Метнера была готова в 1950 году. У него еще хватило сил записать некоторые свои песни вместе с великой певицей Елизабетой Шварцкопф, и он говорил, что ни память, ни руки не изменяют ему, но отказывает сердце.

Николай Карлович Метнер скончался 13 ноября 1951 года, в 5 часов утра. Согласно последней воле композитора, его вдова вернулась в Россию, и через восемь лет после смерти Метнера на родине музыканта было издано 12-томное собрание его сочинений.