Полная биография толстого льва николаевича по годам. Лев толстой. Оценка по биографии

Лев Николаевич Толстой ( - ), русский писатель, критик, общественный деятель.

Позже он напишет в "Исповеди":

"Сообщенное мне с детства вероучение исчезло во мне так же, как и в других, с той только разницей, что так как я с 15-ти лет стал читать философские сочинения, то мое отречение от вероучения очень рано стало сознательным. Я с 16 лет перестал становиться на молитву и перестал по собственному побуждению ходить в церковь и говеть..."

В период юношества Толстой увлекается Монтескье и Руссо . О последнем известно его признание: "В 15 лет я носил на шее медальон с его портретом вместо нательного креста ". .

"...Знакомство с западными безбожниками еще более помогло ему стать на этот страшный путь... ", - писал о. Иоанн Кронштадтский

Именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

Военная служба. Начало писательской деятельности

В уезжает из Ясной Поляны на Кавказ , место службы его старшего брата Николая, добровольцем участвует в военных действиях против чеченцев . В дневнике отмечены его первые литературные замыслы («История вчерашнего дня» и др.). Осенью , сдав в Тифлисе экзамен, поступает юнкером в 4-ю батарею 20-й артиллерийской бригады, стоявшей в казацкой станице Старогладове под Кизляром .

В эти же годы у Толстого появляются мысли об "основании новой религии". Будучи 27-летним офицером, находясь под Севастополем, однажды после угарного ночного кутежа и крупного проигрыша, в дневнике от 5 марта года он пишет:

"Разговор о божестве и вере навел меня на великую, громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить всю жизнь. Мысль эта - основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле."

Толстой низводит упование на грядущее блаженство с неба на землю и Христос мыслится в этой религии только как человек. Зерно этого размышления до поры зрело, пока не дало ростки в 80-х годах, в пору духовного кризиса, настигшего Толстого.

"Война и мир","Анна Каренина".

В сентябре года Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс (+1919) и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Он проживет с ней 48 лет, она родит ему 13 детей, из которых семеро останутся живы.

С моментом окончания романа совпадает начало духовного кризиса Толстого. Внутренние метания героя романа Лёвина есть отражение происходившего в душе самого автора.

Духовный кризис. Создание учения

В начале 1880-х семья Толстых переезжает в Москву , чтобы дать образование подраставшим детям. С этого времени зимы Толстой проводит в Москве. Здесь в участвует в переписи московского населения, близко знакомится с жизнью обитателей городских трущоб, которую описал в трактате "Так что же нам делать?" (1882 - 86), и делает вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя! "

В 80-е гг. Толстой заметно охладевает к художественной работе и даже осуждает как барскую «забаву» свои прежние романы и повести. Он увлекается простым физическим трудом, пашет, шьет себе сапоги, становится вегетарианцем, отдает семье все свое крупное состояние, отказывается от прав литературной собственности. В то же время растет его недовольство привычным образом жизни.

Свои новые социальные взгляды Толстой связывает с нравственно-религиозной философией. Новое миросозерцание Толстого широко и полно выразилось в его произведениях «Исповедь» (1879-80, опубликована 1884) и «В чём моя вера?» (1882-84). Труды «Исследование догматического богословия» (1879-80) и «Соединение и перевод четырёх евангелий» (1880-81) кладут основу религиозной стороне толстовского учения .

"Вся его философия сводилась отныне к морали. - пишет И.А. Ильин - И в этой морали было два истока: сострадание, которое он называет "любовью", и абстрактный, резонерствующий рассудок, который он называет "разумом" ".

Бог определяется Толстым прежде всего через отрицание всех тех свойств, какие раскрываются в православном вероучении. У Толстого свое понимание Бога.

"Эту точку зрения, - отмечает И.А. Ильин, - можно назвать аутизмом (аутос по-гречески значит сам), т. е. замыканием в рамках самого себя, суждением о других людях и вещах с точки зрения собственного разумения, т. е. субъективистская беспредметность в созерцании и оценке. Толстой - аутист: в мировоззрении, культуре, философии, созерцании, оценках. В этом аутизме суть его доктрины ".

Постепенно его мировоззрение вырождается в своеобразный религиозный нигилизм . Толстой подверг критике и отрицанию Символ Веры , Катехизис святителя Филарета , Послание восточных патриархов , Догматическое Богословие митрополита Макария . И всё то, что стоит за этими трудами.

Отлучение от Церкви

В последнее десятилетие жизни Толстой поддерживает личные отношения с В.Г.Короленко, А.П.Чеховым , М.Горьким . В это время созданы: «Хаджи-Мурат», «Фальшивый купон», неоконченная повесть «Нет в мире виноватых», «Отец Сергий», драма «Живой труп», «После бала», «Посмертные записки старца Федора Кузмича...».

Последние годы жизни Толстой проводит в Ясной Поляне в непрестанных душевных страданиях, в атмосфере интриг и раздоров между толстовцами, с одной стороны, и С.А.Толстой – с другой. Его часто мучает мысль уйти из дома. Он объясняет эти мучения "несоответствием жизни с верованиями".

В ночь на 28 октября года Толстой в сопровождении доктора Д.П. Маковицкого навсегда уходит из Ясной Поляны. В письме жене он пишет: "Кроме всего другого, я не могу больше жить в тех условиях роскоши, в которых жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста - уходят из мирской жизни, чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни ".

Толстой посетил Оптину Пустынь и свою сестру, монахиню М.Н. Толстую, в Шамординском монастыре . В Оптиной Пустыни ходил вдоль церковных стен, но так и не зашел на территорию монастыря. "К старцам сам не пойду. Если бы сами позвали, пошел бы " - передает слова Толстого Д.П. Маковицкий в своем дневнике.

В дороге Толстой простудился и заболел воспалением легких. 7 ноября года писатель скончался без покаяния в пути на станции Астапово Рязанско-Уральской железной дороги.

Из высказывания старца Варсонофия после смерти Толстого: "Хотя он и Лев, но не мог разорвать кольца той цепи, которою сковал его сатана ".

Ольденбург С.С., историк:

"Для власти вставала трудная задача: как отнестись к чествованиям памяти Толстого?..Государь нашел выход: на докладе о кончине Л.Н. Толстого он поставил отметку: "Душевно сожалею о кончине великого писателя, воплотившего, во времена расцвета своего дарования, в творениях своих родные образы одной из славнейших годин русской жизни. Господь Бог да будет ему Милостивым Судией". <...> Государственная власть не приняла участие в гражданских похоронах Толстого... Великого писателя похоронили на холме около Ясной Поляны; в похоронах участвовало несколько тысяч человек, в большинстве - молодежи ".

Основные произведения

Романы:

  • «Семейное счастье» (1859)
  • «Декабристы» (1860-61, не­законч., опубл. 1884)
  • «Война и мир» (1863- 1869, печатался с 1865,1-е отд. изд. 1867-69, 3 изд. исправл. 1873)
  • «Анна Каренина» (1873- 1877, опубл. 1875-77)
  • «Воскресение» (1889- 1899, опубл. 1899)

Повести:

  • Трилогия: «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857; вся трил.-1864)
  • «Два гусара», «Утро помещика» (обе - 1856)
  • «Казаки» (незаконч., опубл. 1863)
  • «Смерть Ивана Ильича» (1884-86)
  • «Крейцерова соната» (1887-89, опубл. 1891)
  • «Дьявол» (1889-90, опубл. 1911)
  • «Отец Сергий» (1890-98, опубл. 1912)
  • «Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубл. 1912)
  • «Посмертные записки старца Федора Кузьмича...» (незаконч., 1905, опубл. 1912)

Рассказы, в т. ч.:

  • «Набег» (1853)
  • «Записки маркёра», «Рубка леса» (оба - 1855)
  • Цикл «Севастопольские рассказы» («Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», оба - 1855; «Севастополь в августе 1855 года», 1856)
  • «Метель», «Разжалованный» (оба - 1856)
  • «Люцерн» (1857)
  • «Три смерти» (1859)
  • «Холстомер» (1863-85)
  • «Франсуаза» (пе­ределка рассказа Г. де Мопассана «Порт», 1891)
  • «Кто прав?» (1891-93, опубл. 1911)
  • «Дорого стоит» (переделка отрывка из очерка Г. де Мопассана «На воде», 1890; опубл. 1899 в Англии, в России 1901)
  • «После бала» (1903, опубл. 1911)
  • «Фальшивый купон» (кон. 1880-х гг. - 1904, опубл. 1911)
  • «Алеша Горшок» (1905, опубл. 1911)
  • «Корней Васильев», «Ягоды», «За что?», «Божеское и человеческое» (все - 1906)
  • «Что я видел во сне» (1906, опубл. 1911)
  • «Ходынка» (1910, опубл. 1912)
  • «Нечаянно» (1910, опубл. 1911)

Рассказы и сказки для детей и народного чтения, в т. ч.:

  • в «Азбуке» (кн. 1-4, 1872), «Новой азбуке» (1875) и четырех «Русских книгах для чтения» (1875):
  • Философско-нравоучительные рассказы и притчи, в т. ч.:
    • «Чем люди живы» (1881)
    • «Где любовь, там и бог», «Вражье лепко, а божье крепко», «Упустишь огонь - не потушишь», «Два старика» (все - 1885)
    • «Два брата и золото», «Ильяс», «Свечка», «Три старика», «Много ли человеку земли нужно», «Крестник» (все-1886)

Драматургия:

  • комедии
    • «Зараженное семейство» (1864, опубл. 1928)
    • «Первый винокур, или Как чертенок краюшку заслужил» (1886)
    • «Плоды просвещения» (1891)
    • «От ней все качества» (1910, опубл. 1911)
  • драмы
    • «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть» (1887)
    • «Живой труп» (1900, не­законч., опубл. 1911)
    • «И свет во тьме светит» (1880-е-1900-е гг., опубл. 1911)

Публицистика, в т. ч.:

  • «Исповедь» (1879-82; опубл. 1884, Женева, в России - 1906)
  • статьи
    • «О переписи в Москве» (1882)
    • «Так что же нам делать?» (1882-86; опубл. полн. 1906)
    • «О голоде» (1891; опубл. на англ. яз. 1892, на рус. яз. полн. 1954)
    • «Николай Палкин» (опубл. в Женеве 1891)
    • «Стыдно» (1895)
    • «Рабство нашего времени» (1900; в России опубл. ч. 1-1906, полн.-1917)
    • «Не убий» (опубл. за границей 1900, в России - 1917)
    • «Царю и его помощникам» (опубл. за границей 1901)
    • «Не могу молчать» (опубл. за границей 1908, в России до 1917 распрост­ранялась нелегально)

Педагогические сочинения, в т.ч.:

  • ст. «Прогресс и определение образования» (1863) и др.

Религиозно-философские сочинения:

  • «Исследование догматического богословия» (1879-80)
  • «Соединение и перевод четырех евангелий» (1880-81)
  • «В чем моя вера» (1884)
  • «Царство Божие внутри вас» (1893, на франц. яз.; в России запрещено, опубл. 1906) и др.

Критика, в т.ч.:

  • «Речь в Обществе любителей российской словесности» (1859, опубл. 1928)
  • «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» (1862)
  • «Об искусстве» (1889, незаконч., опубл. 1927)«Что такое искусство?» (1897-98)
  • «О Шекспире и о драме» (1906)
  • «О Гоголе» (1909)

Дневники (1847-1910)

Литература

  • Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников, 1978
  • Л.Н. Толстой: pro et contra, 2000
  • Абрамович Н.Я. Религия Толстого, 1914
  • Басинский П.В. Лев Толстой: Бегство из рая, 2010
  • Бирюков П.И. Биография Толстого, 1911-1913
  • Булгаков В.Ф. Толстой в последний год его жизни, 1957
  • Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого, 1959
  • Зверев М.А., Туниманов В.А. Лев Толстой, 2006
  • Мережковский Д.С. Толстой и Достоевский,2000
  • Новые материалы о Толстом: Из архива Н. Н. Гусева., 2002
  • Георгий Ореханов , свящ. Жестокий суд России: В.Г. Чертков в жизни Л.Н. Толстого, 2009.
  • Георгий Ореханов, свящ. Русская Православная Церковь и Л.Н. Толстой, М.: Издательство ПСТГУ, 2010
  • Там же, с.463

    Андреев И.М.Русские писатели XIX века, М.,2009, с.369

    См. книгу «Отец Иоанн Кронштадтский и граф Лев Толстой» (Джорданвилль, 1960 г.)

Творчество великого русского писателя Льва Николаевича Толстого составляет бесценный вклад в историю русской литературы, в сокровищницу ми­ровой культуры.

Раскрывая многообразие и сложность такого большого литературного и общественного явления, как творчество Толстого, В. И. Ленин писал: «...Л. Толстой сумел поставить в своих работах столько великих вопросов, сумел подняться до та­кой художественной силы, что его произведения за­няли одно из первых мест в мировой художествен­ной литературе».

С именем Толстого В. И. Ленин связывал дли­тельную переходную эпоху с 1861 по 1905 год - пе­риод подготовки первой русской революции. «Эпоха подготовки революции в одной из стран, придавлен­ных крепостниками, выступила, благодаря гениаль­ному освещению Толстого, как шаг вперед в худо­жественном развитии всего человечества». Процесс подготовки и развития первой русской революции был сложным и противоречивым.

Пройдя долгий жизненный путь - почти столе­тие, Толстой явился свидетелем больших общественных и политических преобразований. Откликаясь на все события своей эпохи, Толстой с огромной художественной силой подверг резкой критике всю несправедливость окружающей его жизни, вскрыл несостоятельность строя, основанного на порабощении трудящихся.

В его беспощадном разоблачении самодержав­ного аппарата царской России, в «срывании всех и всяческих масок» сказались свободолюбивые стрем­ления широких крестьянских масс к независимости, их гневный протест против тяжелых условий жизни, их ненависть к эксплуатации.

И, несмотря на то, что Толстой отрицал революцию, смутно представлял себе, как и большинство крестьян той эпохи, каким должно быть новое общество в России и каковы действительные пути к нему, он своей обличительной деятельностью спо­собствовал борьбе за свержение старого строя, ре­волюционизированию сознания народных масс.

Впервые установив революционную сущность толстовского обличения и протеста, отражающих чаяния народа, В. И. Ленин писал: «...Толстой не только дал художественные произведения, которые всегда будут ценимы и читаемы массами, когда они создадут себе человеческие условия жизни, свергнув иго помещиков и капиталистов,- он сумел с замечательной силой передать настроение широ­ких масс, угнетенных современным порядком, обри­совать их положение, выразить их стихийное чувст­во протеста и негодования».

Мировое значение творчества великого русского писателя подчеркивал выдающийся французский писатель Ромен Роллан, много лет изучавший Тол­стого. Говоря о величии Толстого, он отме­чал: «Лев Толстой гениально разоблачил ложь и преступле­ния существовавшего тогда общественного строя, направив на него критику, которая сама по себе была призывом к революции».

Итак, в проявлении глубокого знания жизни, в подлинном демократизме, в самоотверженном слу­жении народу заключается непреходящая ценность наследия Толстого.

О мировом значении творчества великого писа­теля рассказывают книги, размещенные в шкафах вводного зала. Это различные издания произведе­ний на языках народов мира, на русском и многих языках пашей страны. Среди них ряд прекрасно оформленных изданий с иллюстрациями художни­ков Д. Шмаринова, А. Самохвалова, С. Харшака и других. Здесь же Полное (юбилейное) собрание сочинений Л. Н. Толстого, насчитывающее 90 томов. Это первое полное собрание сочинений писателя, выпущенное Государственным издательством худо­жественной литературы в 1928-1958 годах, являет­ся крупнейшим событием в истории мировой куль­туры. Издание было начато в 1928 году в ознамено­вание столетия со дня рождения писателя.

По своему объему это издание не имеет себе равных. Понадобилось 30 лет, чтобы подго­товить все тома к печати и выпустить их в свет. Тексты всех произведений были проверены по сохранившимся рукописям. В них исправлены ошибки прежних издании, устранены искажения и восстановлены пропуски, сделанные царской цензурой. Юбилейное издание включает не только текст произведений писателя, но и черновые варианты, наброски, отрывки, откинутые автором по каким-либо причинам целые сцепы. В нем печатаются так­же дневники, записные книжки, письма. Все это со­провождается многочисленными комментариями. Данное издание включает необычный по своей важности материал для исследования сочинений Тол­стого, дает возможность проникнуть в его творче­скую лабораторию, проследить весь процесс его мышления.

Наряду с советскими изданиями в экспозиции представлены произведения Толстого на языках на­родов всех континентов. По числу переводов книг и по количеству языков, на которые они переведе­ны, Толстой занимает одно из первых мест среди писателей мира.

Многие книги преподнесены в дар музею-усадь­бе Ясная Поляна различными международными общественными и культурными организациями, ряд книг подарен знатными посетителями Яс­ной Поляны.

Книги говорят о большой популярности Толстого за рубежом, о глубоком внимании к нему народов всех стран.

Толстой Лев Николаевич (28.08. (09.09.) 1828- 07(20).11.1910 гг.)

Русский писатель, философ. Родился в Ясной Поляне, Тульской губернии, в богатой аристократической семье. Поступил в Казанский университет, но затем оставил его. В 23-летнем возрасте отправился на войну с Чечней и Дагестаном. Здесь начал писать трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность».

На Кавказе участвовал в военных действиях, будучи артиллерийским офицером. Во время Крымской войны отправился в Севастополь, где продолжил воевать. После окончания войны уехал в Санкт-Петербург и в журнале «Современник» опубликовал «Севастопольские рассказы», в которых ярко отразился его выдающийся писательский талант. В 1857 г. Толстой отправился в путешествие по Европе, которое его разочаровало.

С 1853 по 1863 гг. писал повесть «Казаки», после чего решил прервать литературную деятельность и стать помещиком-землевладельцем, занимаясь просветительской работой в деревне. С этой целью уехал в Ясную Поляну, где открыл школу для крестьянских детей и создал собственную систему педагогики.

В 1863-1869 гг. написал свое фундаментальное произведение «Война и мир». В 1873-1877 гг. создал роман «Анна Каренина». В эти же годы полностью сформировалось мировоззрение писателя, известное под названием «толстовство», суть которого просматривается в произведениях: «Исповедь», «В чем моя вера?», «Крейцерова соната».

Учение изложено в философско-религиозных трудах «Исследование догматического богословия», «Соединение и перевод четырех Евангелий», где главный упор делается на нравственном совершенствовании человека, обличении зла, непротивлении злу насилием.
Позже вышла в свет дилогия: драма «Власть тьмы» и комедия «Плоды просвещения», затем серия рассказов-притч о законах бытия.

Со всех уголков России и мира в Ясную Поляну съезжались почитатели творчества писателя, к которому они относились, как к духовному наставнику. В 1899 г. вышел в свет роман «Воскресение».

Последние произведения писателя - рассказы «Отец Сергий», «После бала», «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» и драма «Живой труп».

Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в жесткой форме ставил перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации.

Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе, как основа всемирного братства людей. В 1901 г. последовала реакция Синода: всемирно известный писатель был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.

28 октября 1910 г. Толстой тайно от семьи покинул Ясную Поляну, в дороге заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни.

Сочинение

В творчестве Толстого полно сказались те национальные черты русской литературы, на которых основана ее всемирная слава: трезвая правдивость художественного отражения жизни, патриотическое чувство, прямота и бесстрашие в постановке социальных вопросов, беспощадное обличение эксплуататоров, страстная защита угнетенных, чувство уважения к трудовому народу.

Толстой выдвинул новые принципы изображения человека в литературе. Он нашел оригинальные способы передачи внутреннего мира человека во всей его сложности, в противоречивом, диалектическом развитии. Толстой придавал громадное значение стихийным, эмоциональным началам в психике человека, но это вовсе не означало умаления разума. Напротив, стремление к добру, истине, справедливости - важнейшие проявления именно сферы сознания. Чистота нравственного чувства, отмеченная еще Чернышевским, находится у Толстого в неразрывной связи с тончайшим анализом «диалектики души» человека.

Большим художественным достижением Толстого-реалиста было глубокое постижение им «текучести», подвижности человеческой натуры (люди как реки…»). Его привлекали не только законченные, уже сформировавшиеся характеры, но и герои, не останавливающиеся в своем развитии, способные к нравственным кризисам, духовному возрождению. Преодолевая рационалистическое объяснение человеческого характера, Толстой не соглашался с мыслью о непреодолимом влиянии среды на человека. Великий художник всячески стремился пробудить самосознание людей. И не случайно любимые его герои так настойчиво искали самостоятельные ответы на самые важные, самые насущные вопросы о смысле жизни, о цели человеческого существования. Писатель был убежден, что человек должен сам нести нравственную ответственность за свои поступки, за всю свою жизнь. И вполне закономерно растущее сопротивление его героев тем обстоятельствам, которые препятствуют наиболее полному проявлению их духовной сущности.

Реализм Толстого, основанный на творческом использовании лучших традиций русской класической литературы, оказал громадное воздействие на процесс ее дальнейшего развития. Младшие современники Толстого - Чехов, Гаршин, Мамин-Сибиряк, Короленко, Куприн, Бунин, Максим Горький не могли пройти мимо художественных достижений Толстого. Следуя за своим гениальным предшественником, косвенно или даже прямо полемизируя с ним, они ясно отдавали себе отчет в том, что дальнейшее развитие литературы невозможно без учета и использования того, что сделал автор «Войны и мира» и «Смерти Ивана Ильича».

Толстой выдвинул важнейшее методологическое положение, объясняя суть и причины мирового значения гениального русского писателя:

* «…Л. Толстой сумел поставить в своих произведениях столько великих вопросов, сумел подняться до такой художественной силы, что его произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе» .

Именно поэтому творчество Толстого оказывает благотворное воздействие на развитие мировой культуры. Выдающиеся зарубежные писатели Р. Роллан, Ф. Мориак, Р. Мартен дю Гар (Франция), Т. Драйзер, Э. Хемингуэи, Т. Вулф (США), Б. Шоу, Дж. Голсуорси (Англия), А. Стринберг и А. Лундквист (Швеция), М. Садовяну (Румыния), Э. Ожешко, Б. Прус, Я. Ивашкевич (Польша), И. Вазов (Болгария), М. Пуйманова (Чехословакия), писатели Индии, Японии, Китая, Африки, Латинской Америки - все признавали громадный литературный и нравственный авторитет гениального представителя русской литературы, отмечали первостепенное значение его художественных открытий в мировом литературном процессе.

В литературе традиции Толстого широко используются, начиная с первых шагов ее формирования и на всех последующих этапах ее развития. Обращение к бесценному опыту Толстого способствует постановке в новейшей литературе острых проблем нравственности, разработке «вечных вопросов» о смысле жизни, месте человека в обществе, о его моральной ответственности за себя и за все, что совершается в мире. Как писал Л. Леонов, «все в нашей духовной жизни содержит след его творческого наследия.

Велико значение Толстого в развитии литератур всех народов нашей страны. Творчество русского классика способствовало демократизации национальных литератур. Художественный опыт Толстого помогал многим писателям воспринимать мир в его кричащих противоречиях, усиливал их обличительный пафос. Произведения великого писателя стали школой гуманизма, правдивости, высокого мастерства и гражданской ответственности. Толстой сыграл важную роль в истории русско-украинских культурных связей. Он искренне сочувствовал страданиям украинского народа, с возмущением писал о жестоких репрессиях царского правительства против участников крестьянских волнений в Харьковской и Полтавской губерниях. В ряде его произведений с большой симпатией нарисованы образы украинских крестьян, рядовых солдат. Как и многие другие русские писатели, Толстой с большим уважением относился к истории украинского народа, его культуре, народным песням, языку.

Толстой был знаком с поэзией Шевченко. Среди его произведений он особенно ценил поэму «Наймичка», в которой русского писателя особенно поразила разработка вечной темы - самоотверженной материнской любви. Шевченко также знал ранние произведения Толстого, с одобрением отзывался о его педагогической деятельности. Эта деятельность интересовала также и Марко Вов-чок, которая была знакома с Толстым.

Среди деятелей украинской культуры наибольшее внимание Толстого привлек Григорий Сковорода, которого он называл мудрецом. Ему было близко учение украинского философа о самоусовершенствовании, его простота, презрение к мирским благам, богатству, роскоши. Л. Толстой встречался с выдающимися представителями украинского театрального искусства - М. Заньковецкой, М. Кропивницким и высоко ценил их актерское мастерство.

Вокруг истолкования творчества Толстого в украинской дооктябрьской литературе и журналистике шла напряженная борьба. Буржуазно-националистическая критика предпринимала попытки принизить значение критического реализма Толстого, поставить под сомнение ценность его наследия для украинской литературы или выделить в его произведениях преимущественно религиозные мотивы. Эти тенденции резко критиковал Франко в статье «Щиристь тону щиршть переконань» (1905).

Как показано в исследованиях многих литературоведов (И. Я. Заславского, Н. Е. Крутиковой, В. Ф. Осмоловского, М. М. Пархоменко, А. А. Сахалтуева, Ю. 3. Янковского и др.), творчество Толстого помогло украинским писателям демократического лагеря углубить реалистическое понимание действительности, понять общественные конфликты эпохи. Под воздействием великого русского писателя в украинской литературе укреплялось психологическое направление в реализме, усваивались принципы анализа «диалектики души», обогащалось представление о сложных связях человека и общества.

Для восприятия важнейших творческих уроков Толстого нужна была соответствующая почва. Она уже существовала в последней трети XIX в., когда в результате внутреннего развития украинская литература достигла больших идейно-творческих достижений. В этих условиях художественные открытия Л. Толстого приобретали для украинских писателей огромную притягательность. Творчески воспринятый опыт Толстого не только не отрывал их от прогрессивных национальных традиций, но, напротив, нередко способствовал более вдумчивому обращению к этим традициям, к глубокому изучению жизни своего народа, к органическому сочетанию эпического размаха и пристального внимания к судьбам отдельных людей.

В популяризации Л. Толстого очень большую роль сыграл И. Я. Франко. Он издал на Западной Украине ряд произведений классика русской литературы («Смерть Ивана Ильича», «Севастопольские рассказы», «Казаки», «Воскресение»), посвятил ему несколько литературно-критических статей. Не все конкретные суждения Франко были справедливы. Порою он, борясь с толстовской проповедью непротивления злу насилием, с призывами к всепрощению, не замечал той «мысли народной», которая определяла пафос многих произведений гениального писателя и прежде всего роман «Война и мир», явно недооцененный Франко. Но в общей оценке реализма Толстого, в суждениях о ряде его произведений украинский писатель проявил большую проницательность. Непримиримо отвергая реакционные тенденции в философских взглядах Толстого, Франко подчеркивал мировое значение его творчества.

Лев Николаевич Толстой – классик русской литературы, великий писатель, номинант Нобелевской премии, мыслитель и просветитель. Его жизненные взгляды положили начало новому религиозно-нравственному движению – толстовству, а его произведения известны по всему миру. Ещё при жизни признанный «главой русской литературы», Толстой сделал огромный вклад в развитие русского и мирового реализма.

Замечание 1

Л. Н. Толстой был самым издаваемым писателем в СССР вплоть до 1990-х годов.

Л.Н. Толстой творил на рубеже XIX и XX веков. Именно он перевёл жанр романа на новый уровень, своим творчеством ознаменовав новый этап в литературе. Обладая очень активной жизненной позицией, за свою долгую жизнь писатель успел побыть военным, участвуя в обороне Севастополя. Был проповедником, ввиду своей деятельности отлученным от церкви, и преподавателем, основывавшим школы для крестьянских детей; путешественником и общественным деятелем. Влияние творчества Л. Н. Толстого на мир и литературу трудно переоценить. Каким же было творчество великого русского писателя?

Ранние годы и начало литературной деятельности

Лев Николаевич Толстой происходил из старинной дворянской семьи, он получил соответствующие своему социальному статусу образование и воспитание. О жизни писателя в детские и юношеские годы можно прочесть в его автобиографических (на самом деле псевдо-автобиографических) повестях:

  • «Детство»,
  • «Отрочество»,
  • «Юность».

Писательская деятельность Толстого началась, когда ему было 18 лет. Начав вести дневник, Лев Николаевич ставил самому себе задачи по самосовершенствованию и отмечал успешность их выполнения. Толстой сформулировал для себя огромное количество правил и целей, не всем из которых он следовал.

В молодые годы Толстой, будучи помещиком, пытался наладить отношения с крестьянами. Именно тогда он создал школу для крестьянских детей, где сам часто проводил занятия. Однако уехав из родного имения в Петербург, писатель больше времени посвящал кутежам, охоте и карточной игре, чем литературной деятельности.

В 1850 году, в возрасте 22 лет, Толстой принялся за настоящую литературу, начав писать «Детство». Дописано произведение было в 1852 году, после того, как писатель отправился на службу. Впервые повесть была опубликована в журнале «Современник». В ответ на появление повести Н. А. Некрасов написал Толстому ободряющее письмо. Вдохновлённый похвалой и большим успехом «Детства» у широкой публики, Толстой принялся писать с ещё большим усердием.

Замечание 2

Сразу после публикации «Детства» юный Л.Н. Толстой был причислен к числу самых выдающихся литературных деятелей своего времени.

Сам Лев Николаевич не считал себя профессиональным литератором.

Расцвет творчества

Будучи юнкером, Толстой несколько лет отслужил на Кавказе, а затем стал участником обороны Севастополя во время Крымской войны. Находясь в осаждённом городе, он сумел написать рассказ «Рубка леса», в котором отразились впечатления от Кавказа, и первый из трёх «Севастопольских рассказов». Это произведение, ярко описывающие картину ужасов, пережитых защитниками Севастополя, вновь вызвали положительный отклик российских читателей, в том числе императора Александра II. «Севастопольские рассказы» утвердили Толстого в роли представителя нового литературного поколения.

После окончания службы Толстой отправился в Петербург, где был с радостью принят в литературных салонах, а также обзавёлся дружбой с самыми выдающимися писателями того времени – И. С. Тургеневым, И. А. Гончаровым, Н. А. Некрасовым и др. Написав в это время несколько повестей и закончив «Юность» и «Севастопольские рассказы», Толстой, впрочем, очень скоро оставил город, вступив в конфликт с близким ему кругом писателей.

Л. Н. Толстой отправился путешествовать по Европе, продолжая писать, однако доселе восхвалявшая его критика охладевает к его творчеству. Ровно до выхода в свет, пожалуй, самых известных его романов – «Войны и мира» и «Анны Карениной». Теперь в своих произведениях писатель преследовал цель показать способность личности к нравственному росту.

Роман-эпопея «Война и мир» стал поистине уникальным явлением в русской литературе. Его психологичность и размах потрясли читателей. Отечественная война 1812 года, показанная во всём своём масштабе, герои из разных социальных слоёв, патриотизм и «мысль народная» - не было составляющей романа, которая не нашла бы отклика в сердцах читателей. «Война и мир», центральное произведение в творчестве Л.Н. Толстого, - это роман о судьбе России, о судьбе народа и о народном подвиге.

Тончайшие нюансы любви и жизнь в пост-реформенной России, показанные Толстым в «Анне Карениной», вызвали не меньший восторг у читателей. Этот роман стал поворотной точкой в творчестве писателя, начав его драматический период.

Последние произведения

В 1880-ые годы Толстой с семьей переезжает в Москву, чтобы дать образование своим детям. Наблюдая за тяготами жизни простых людей, Лев Николаевич способствует открытию порядка двухсот бесплатных столов для нуждающихся и публикует несколько статей, в которых яро осуждает политику правительства.

В 1880 – 1890-ых годах Толстой много пишет. В это время из-под его пера выходят в том числе «Смерть Ивана Ильича», «Хаджи-Мурат» и «После бала». За отражённый в произведениях яркий настрой против религии и самодержавия писатель отлучён от церкви. «Воскресенье» - последний роман писателя.

Последняя запись в дневнике, начатом писателем в 18-летнем возрасте, сделана за четыре дня до смерти Толстого. Дневниковые записи сам писатель считал самыми важными из его произведений.

Особенности стиля Л.Н. Толстого

Авторский стиль Толстого сложен для восприятия. Его произведения написаны тяжелым языком и объединяют в себе разные стили. Обилие сложных предложений, длинные и запутанные фразы, тавтология – всё это делает книги Льва Николаевича несколько сложными для восприятия.

Главная проблема, поднимаемая Толстым в творчестве, - это проблема противоборства «естественного» и «искусственного» в человеке, иными словами, этическая проблематика. В философии Л.Н. Толстого нравственный человек – это сильный, активный человек, в душе которого постоянно происходит работа. Герои писателя не делятся на главных и второстепенных, они делятся на тех, кто меняется, и на тех, кто остаётся в стагнации. В своём творчестве Толстой интересуется личностью, близко и в деталях её рассматривает, разбирает и анализирует внутренние мотивы человеческих поступков. Психологизм и аналитизм, наблюдающиеся в современной литературе, корнями уходят в произведения Льва Толстого, где одним из самых ярких средств характеристики героя становится внутренний монолог.

Произведения Льва Николаевича полны субъективной авторской оценки. Он как автор часто вмешивается в события, оценивая явления окружающей героев действительности. Ещё одной особенностью писательского стиля Толстого является частое использование «ключевых слов», образующих идейное ядро произведения. Голос автора то и дело показывается в повествовании, часто одним эпитетом донося строгую и лаконичную мысль.

В своих произведениях Лев Николаевич Толстой стремился к тому, чтобы показать психологическую правду и раскрыть законы нравственной жизни человечества, анализируя самые глубинные мысли и самые незначительные, казалось бы, поступки.

Замечание 3

«Срывание всех и всяческих масок» - господствующая черта в реализме Толстого.