Барселона дом в стиле модерн. Архитектура Барселоны – модерн в компании каталонской готики. Начиная с Эшампле

Друзья , заблуждается тот, кто считает, что великолепная архитектура Барселоны исчерпывается объектами Антонио Гауди. В этом городе десятки прекрасных дворцов, храмов, особняков и башен. Барселона сформировала свой неповторимый облик в несколько волн застроек.

Современная столица Каталонии отличается, прежде всего, яркими оригинальными зданиями эпохи модерна и дополняется сооружениями смешанных стилей. Многие из них построены к международным выставкам. Сохранилась и средневековая архитектура в готическом квартале, а в последние десятилетия появилось ряд броских суперсовременных объектов.

Все это архитектурное стилевое изобилие мирно сочетается и переплетается, ровно как и объекты разных авторов. Вот как бок о бок стоят два шедевра – дом Бальо от Антонио Гауди и особняк Амалье от Жозепа Пуч-и-Кадафалка:

На проспекте Грасиа собрался даже не дуэт модернистских шедевров, вместившихся на фото, а трио. За что этот участок окрестили .Третий особняк Лео Морера построил Луис Доменек-и-Монтанер – этот дворец с узорчатой башенкой вы увидели на первой фотографии.

Три названных архитектора многое сделали для формирования модернистского облика Барселоны. Заслуги каждого из этих мастеров высоко ценят в Испании. Поскольку архитектуру я уже описывала ранее, то в данной статье буду представлять другие объекты Барселоны, заслуживающие не меньшего внимания.

  1. Каталонский модерн в Эшампле и Грасиа
  2. Дом с шипами
  3. Больничный комплекс Сан Пау
  4. Порт в стиле модерн
  5. Древняя архитектура готического квартала
  6. Разнообразие стилей

Данный список необходимо хотя бы утроить, чтобы ознакомить с лучшими объектами Барселоны. Однако некоторое представление о разнообразии примечательных строений даст и мой небольшой обзор.

Каталонский модерн в Эшампле и Грасиа

Эшампле и Грасиа образуют центр современной Барселоны. Эти районы дотошно планировались и не менее тщательно застраивались. Чуть ли не каждый дом привлекает фасадом, проработанным до последней детали.

Эшампле расположен сразу же за площадью , протянувшись севернее, и плавно переходит в Грасиа. Когда в середине XIX столетия приняли решение о расширении Барселоны, то комиссия долго рассматривала проекты, какими будут будущие районы. Остановились на идеально расчерченной планировке Ильдефонса Серда.

Поскольку новые кварталы заселялись богатыми промышленниками, здесь появились дворцы, один лучше другого. Теперь туристы путешествуют по Барселоне автобусом и только успевают вертеть головой по сторонам, рассматривая волнистые фасады, как в , да башни особняков со скульптурами.

Некоторые здания отличаются элементами арабского стиля мудехар, который своими тонкими узорами органично вплетается в натуралистические линии модерна.

Впрочем, каталонский модернизм и развивался на основе мудехар, что прослеживается в ранних работах Гауди и других авторов. Но, чем больше архитекторы Испании увлекались образом природы, тем меньше придерживались прямых и четких линий, и все активнее использовали плавные переходы и мягкие контуры. Вот яркий пример:

Если вас интересует каталонский модерн, то в Барселоне и ходить далеко не нужно. Направляйтесь от площади Каталонии по Эшампле и Грасиа и увидите десятки интереснейших объектов.

Дом с шипами

На отрезке между двумя знаменитыми строениями – особняком Педрера и храмом – есть еще один очень примечательный то ли дворец, то ли замок. В простонародье его называют Дом с шипами или Дом со шпилями.

Построил этот дворец-замок уже знакомый нам архитектор Жозеп Пуч-и-Кадафалк в 1903-05 гг. Сложный архитектурный стиль дома с несколькими башнями-шпилями объединил неоготику с модерном.

Роскошное сооружение предназначалось трем дочерям текстильного фабриканта Бартоломео Террадас. Разумеется, столько жилой площади сестрам не понадобилось, и часть помещений они сдали в аренду коммерческим организациям.

Еще совсем недавно туристы только смотрели на это здание и удивлялись, почему не предусмотрены экскурсии в такой оригинальный дворец. В 2016 году этот вопрос решили, и теперь можно не только осмотреть дом снаружи, но реально его посетить.

Больничный комплекс Святого Креста и Святого Павла

Недалеко от собора Саграда Фамилия находится еще одно архитектурное чудо – госпиталь Сан Пау. Чем может быть интересен больничный комплекс? Обычный – вряд ли заинтересует. Но больницу в Барселоне, которую построил Луис Доменек-и-Монтанер, обычной не назовешь.

Архитектор-модернист взялся за работу в 1901 году и за несколько лет по его проектам создали комплекс зданий, каждое из которых является шедевром модерна. На фото изображен фасад, а за ним располагается большой внутренний двор, где по периметру выстроились прекрасные сооружения с башнями, куполами, изящными эркерами и балконами.

Любое здание комплекса – это завершенный изысканный проект. Но все они объединены подземными переходами.

Госпиталь Сан Пау выполнял свои прямые функции до 2009 года, после чего его переоборудовали в культурный центр. Данный комплекс внесен в список объектов ЮНЕСКО. Ежедневно в госпитале-музее проходят экскурсии в сопровождении гида. Экскурсии проводят на английском, французском, испанском и каталанском языках.

Каса Ровиральта

Не все модерновые здания сосредоточены в центре Барселоны. Изысканные и оригинальные особняки мы увидели, поднимаясь пешком по Av.Tibidabo, когда направились на гору. Этот район слыл не менее богатым, чем Эшампле и Грасиа, поэтому он блистает роскошной архитектурой. Взгляните хотя бы на дом Ровиральта, который еще называют Белым монахом.

История этого дома также начиналась с неприметного строения, принадлежащего доминиканскому монашескому ордену. В начале 1900-х дом приобрел представитель знатного рода Теодор Ровиральт. За перестройку взялся архитектор Жоан Рубио-и-Бельвер и за 10 лет преобразовал здание в уникальный объект. Появилась отличная мансарда и новая терраса, все проемы оригинально украшены орнаментом из кирпича.

Прохожие неизменно останавливаются у дома Ровиральта сделать пару снимков. К этому так привыкли водители, что даже услужливо притормаживают, чтобы не мешать сфотографироваться. Но запечатлеть можно не только внешний облик здания. Сейчас в особняке открыт ресторан, поэтому всем желающим также доступен для осмотра интерьер.

Порт в стиле модерн

Пышной отделкой в стиле модерн привлекают и здания на набережной. Особо отличается старое управление порта Велл, которое построили в 1907 году в качестве морского вокзала.

В настоящее время порт Барселоны настолько расширился, что его основные структуры переместились западнее, где находятся новые здания для пассажиров и причалы для лайнеров. Но и прекрасное модернистское здание у по-прежнему востребовано. Правда, оно теперь предназначено для административных отделов.

А путешественники обязательно прогуливаются вдоль этих примечательных фасадов:

Занятно, но никто и нигде не сообщает, кто же построил такое красивое здание. По какой причине авторов оставили в тени?..

Архитектура готического квартала

Почти во всех районах Барселоны можно увидеть объекты в стиле модерн. Только готический квартал сохраняет свой особенный облик, который сформировался намного раньше. Архитектура древнего города, начиная со средних веков, соответствовала готическому стилю. Много зданий сохранилось, а если какие-то из них перестраивали, то, чаще всего, придерживались каталонской неоготики.

Посмотрите, как величествен и прекрасен , о чем я рассказывала раньше. Этот храм стоит в центре квартала, а вокруг него вьются узкие старинные улицы. Одна из самых колоритных – улица Бизбе, связывающая площадь перед собором и площадь Св. Жауме.

Готический квартал сохранил планировку с римского периода, когда главные улицы пересекались, образуя квадрат форума. Вот улица Бизбе и является одной из тех основных улиц. С шириной не более трех метров… Впрочем, когда вы погуляете по этому кварталу, то увидите немало переходов, которые еще уже, так как роль главных им никогда не светила…

А бывший форум – нынешняя площадь Св. Жауме — была и остается средоточием органов власти. На площади друг против друга расположены два дворца, построенные как административные здания во второй половине XIV века.

Этот дворец является резиденцией правительства Каталонии, а во втором заседает муниципальная власть Барселоны. Их также перестраивали и расширяли. Дело было в эпоху ренессанса, поэтому средневековые здания обзавелись ренессансными фасадами. Но готическая основа также сохранилась. За фасадом скрывается центральный двор с парадной лестницей и окружными галереями.

Разнообразие стилей

Друзья, как видите, не одним модерном жива Барселона. Архитектура города представлена и готикой, и ренессансом, и псевдоисторическим стилем. На холме Монжуик вы увидите прекрасный с величественными куполами.

И как неожиданно, что век дворца еще не достиг даже столетнего возраста… Это псевдоисторический стиль, а строили здание к Международной выставке 1929 года в качестве главного павильона. По завершению выставки дворец преобразовали в Национальный музей.

С многочисленных смотровых площадок привлекает внимание современная архитектура Барселоны. Среди новых объектов, которые появились в городе в последние десятилетия, особенно впечатляет башня Агбар. Смотрите и гадайте, к какому архитектурному стилю отнести данное сооружение.

Подытоживая, замечу, что Барселона — невероятно яркий город в отношении архитектуры. И все это богатство непременно нужно увидеть собственными глазами!

Ваш euro-проводник Татьяна

В конце XIX века , после Всемирной выставки 1888 года Барселону ждал неконтролируемый рост и необыкновенный момент в развитии архитектуры. В эти годы архитектурные стили ассоциировались с социальным статусом , иметь дом в модернистском стиле означало принадлежность к самому богатому классу.

Для этого, архитекторы, чтобы удовлетворить прихоти и пожелания своих клиентов , начали создавать здания с уникальным и особенным стилем , используя цветочные орнаменты, кованные украшения, волнообразные формы, витражи, фрески, керамическую мозаику и многое другое.

Начиная с Эшампле...

Самым модернистским районом Барселоны, без сомнения, можно считать : здесь вас ждут самые знаковые здания города. С чего начать? Вы можете отправиться на Площадь Каталонии и отттуда двигаться по одной из самых известных улиц города, . Первыми зданиями на вашем пути окажутся Унион и Феникс , построенный между 1927 и 1931 годами архитекторами Эусеби Бона Пуч и Фредериком Марсом , и Дворец Малагрида , построенный в 1905-1908 годах Жоакином Кодином .

Немного впереди и слева вас ждет знаменитое Яблоко раздора , именно в этой части проспекта представлены три работы, созданные тремя выдающимися архитекторами каталонского модернизма: Дом Лео Морера Луиса Доменека-и-Монтанера , Дом Амалье архитектора Ж. Пуч-и-Кадафалька и, конечно, de Gaudí .


Экскурсии по Барселоне

Предлагаем вам с нашими друзьями - командой Трипстер:) Ребята предлагают захватывающие и увлекательные экскурсии от местных жителей в разных точках мира. Они уверены, что никто не сможет рассказать о всех загадках и прелестях города лучше тех, кто там проживает. Предлагаем вам ознакомиться с возможными экскурсиями и турами на их сайте.

Антонио Гауди-и-Корнет - самый необычный и своеобразный архитектор стиля модерн. В 90-х гг. в Испании в Барселоне возникает направление «каталонского модерна», к которому принадлежал Антонио Гауди-и-Корнет 91852-1926).

Для этого направления модерна характерной стала повышенная экспрессивность, свобода использования архитетурной формы, активное применение цвета. Архитектура Гауди информативна, она включает надписи, композиции на евангельские сюжеты, аллегорические изображения, символы. Гауди не пользовался расчетами инженеров, его методы близки мастерам Средневековья и целиком основаны на опыте.

Главным в творчестве Гауди стало возведение в Барселоне собора Саграда Фамилиа. То ли человек играет в Бога, создавая такие шедевры, то ли Бог играет человеком, рождая в его голове подобные замыслы", - сказал один из исследователей творчества Антонио Гауди, застыв в изумлении возле храма Саграда Фамилия. Самый знаменитый храм Испании действительно поражает. Собор Саграда Фамилиа вырастает из- под земли с каким-то геологическим упрямством, свойственным лишь горным породам. Он вызывающе инороден и архитектурному стилю города, и эпохе - даже нынешней. Одни его проклинали, другие превозносили - в результате даже недостроенный, он стал символом Барселоны и останется им надолго, если не навсегда.

Гауди мыслил собор по типу Базилики, то есть имел форму латинского креста, в центре которого должен был возвышаться величественный 170-метровый купол - Символ Христа. Три Монументальных фасада, обращенные на юг, запад и восток, устремлялись вверх, обрамляя купол Христа. С востока располагался фасад Рождества, с запада - Фасад Страстей Господних и с юга - Фасад Славы. Каждый из трех фасадов украшали башни-колокольни. Гауди тщательно изучил законы акустики. Он хотел, чтобы колокола приводились в движение не людьми, а ветром, который врывался бы в сквозные башни и заставлял гулкие голоса прославлять Господа. Кроме того, на самом верху каждой башни предполагалось специальное углубление для прожекторов. Благодаря им в пасмурную погоду и ночью храм должен был оставаться обителью света.

Гауди особенно трепетно относился к внутреннему убранству Храма Святого Семейства. Колонны, поддерживающие своды, символизировали апостолов и святых, которым посвящены приходские церкви всего мира. Необычна и форма колонн. В них Гауди использовал различные виды многоугольников, которые изменяются по мере движения ввысь. Колонны напоминают гигантские деревья, на кронах которых застыл небесный свод. "Это будет, подобно лесу. Мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звезды", - писал Гауди.

Свою работу он рассматривал как миссию апостола, а эстетическим мечтам (в которых видел смысл жизни) придал религиозно-мистический характер. Саграда Фамилиа строится с 1883 года, но причина такого «долгостроя» отнюдь не в грандиозности проекта. Саграда Фамилиа возводится исключительно на частные пожертвования и на скромные доходы находящегося в нем музея. Подобный метод работы отчасти объясняет, почему церковь Саграда Фамилиа до сих пор остается незавершенной.

Архитектура Гауди была далека от общепринятой. Казалось, что Гауди объявил «войну» прямой линии и навсегда переселился в мир кривых поверхностей. Гауди подходил к строительству как к органическому созидательному процессу: камень в его руках превращался в живую форму, орнамент и резьба вырастали из него, как листья и ветки из дерева. Точным чертежам архитектурных проектов он предпочитал расплывчатые эскизы, и сам стремился постоянно находиться на стройке. Такое наблюдение нужно было ему, чтобы этап за этапом видеть, как здание приобретает форму, дабы при необходимости тут же, на месте, внести коррективы.

Почти с уверенностью можно сказать, что, если бы Гауди сам завершал строительство церкви, он не довольствовался бы ее нынешним цветовым оформлением, сохраняющим окраску строительного камня. Он любил буйство красок и форм, его увлекали цвета живой природы.

October 20th, 2013

Я очень люблю стиль модерн - в архитектуре и дизайне. В Барселоне в этом плане есть чем поживиться. На сравнительно коротком отрезке времени, именуемом Каталонским Возрождением, было создано несколько шедевров. И есть один очень знаменитый творец, который оставил после себя особенно богатое наследство в самом конце этого благостного для страны периода...
Дома Гауди, самого известного архитектора на Пиренейском полуострове обязательны к посещению всем любителям стиля модерн... Всего он оставил 18 объектов после себя.

Из жилых домов - наиболее известны 2 - Дом Костей и Дом-Пещера. Когда я планировала поездку, у меня был выбор - какой из двух домов Гауди посмотреть. Я остановилась на "Пещере", потому что именно это здание считается самым совершенным и безукоризненно выполненным архитектурным сооружением Гауди даже с точки зрения сегодняшнего дня.

Этот дом стал к тому же последней из четырех построек Гауди на проспекте Грасиа и второй из сохранившихся. Считается, что свои устремления автор не мог со всей полнотой воплотить в архитектуре другого дома (Костей), где от архитектора требовалось только проведение реконструкции. А потому только здесь архитектор смог выразить полностью свое виденье планировки здания с подвала до крыши.

Многочисленные отзывы - заклинали нас идти именно в "пещеру", так как там внутри гораздо интересней, в отличие от "дома костей". В "пещере" доступна для обзора - квартира домовладельцев, целый этаж со всей обстановкой того времени... Об этой квартире уже был пост в сообществе и очень красивый, я только надеюсь рассказать об этом памятнике искусства - по своему.

дом Мила (Casa Mila), «Ла Педрера» (La Pedrera) - это последняя завершённая работа Гауди. Хотя она имеет несколько названий, но второе - народное - «каменоломня» или «каменная пещера» мне кажется наиболее верным.

Горы, море и пустыня были основной символикой этого проекта.

Гауди назвал фасад "ископаемая волна в одном обширном море камня". Антонио Гауди соеденил особенности каталонской архитектуры (национальную готику ) с входившим тогда в моду стилем модерн.

Сглаженные формы стекают с крыши, как вода с речных порогов, заставляя взгляд скользить вниз по череде водоворотов.


Хотя в здании несущими являются прежде всего - колонны, но глыбы камня для постройки дома были такими тяжёлыми, что для перемещения их требовался специальный транспорт. И это едва не привело подрядчика к банкротству. Каждый камень приходилось поднимать не один раз, прежде чем он ляг на место.


Это своего рода гора, созданная человеком, с пещерами, открывающимися на фасаде. Тема – морские водоросли, повисшие на напоминающих утёсы выступах фасада... Изначально Гауди планировал все балконы украсить пышной растительностью, что бы смягчить каменный фасад. Но и сейчас дом вполне украшен листьями и растениями - только чугунными.



Почти все они были изготовлены по проекту Гауди в русле одной из сильнейших ремесленных традиций Каталонии. Ворота и ограда содержат бесконечное повторение отлитых из чугуна цветов пальмы. Авторство нескольких проектов ограждений, предназначенных для украшения балконов дома Милa, принадлежит коллеге Гауди - Жузепо-Марии Хухолю. Однако и они были сделаны при непосредственном участии Гауди. Архитектор лично присутствовал не только при литье ограждения, но и при предварительном изготовлении болванок и время от времени вносил коррективы в орнамент.

Одна из историй повествует о том, как он довёл до слёз скульптора, заставляя вновь и вновь переделывать работу, и наконец сам взял в руки резец и изваял декоративную розу, предназначенную для украшения верхней части фасада. Скульптор вырезал конкретную розу с натуры, а Гауди требовалась квинтэссенция розы. Он убирал детали, пока изображение не превратилось в идеал, в розу вообще, застывшую в момент своего расцвета.


Эта роза должна была символизировать жену его клиента, с которой хотел наладить отношения и которая изначально была против его участия в строительстве здания.

С другой стороны - многие описывают розу на его здании - как символ богоматери. Возможно второе предположение ближе к истине, нежли красивое посвящение прекрасной синьоре. Дело в том, что Гауди намеревался разместить еще несколько посвящений святой Деве Марии (в том числе в виде скульптурной композиции в специальной нише на крыше). К тому моменту архитектор стал очень религиозен. Однако в Барселоне поднялась ожесточенная кампания против духовенства, приведшая к поджогам монастырей и кровопролитию. И осторожный владелец дома (племянник мэра Барселоны и депутат) не решился воплотить замыслы Гауди до конца, а про розу сочинил красивую романтическую историю:)
От этого замысла осталась только надпись через весь фасад на латинском языке.



Возможно, Педрера - это лучшее и наиболее полное архитектурное выражение концепции верности природе, которую исповедовал Гауди. В его проектах нет ни одной прямой линии, нет их и в природе. К сожалению, впоследствии конфигурация квартир внутри здания была значительно выпрямлена.


Сам Гауди сказал про своё произведение: "... исчезнут углы, и материя щедро предстанет в своих астральных округлостях: солнце проникнет сюда со всех четырех сторон и возникнет образ рая... так, мой дворец станет светлее света".


Что бы сделать "пещеру" более светлой и наполненной воздухом - Гауди сконструировал два внутренних двора и шесть световых колодцев... Перекрытие внутреннего дворика, имеющего в плане округлую форму, представляет собой своеобразную копию конструкции главного собора Барселоны, выполненного в готическом стиле.

Для справедливости напишу, что все расчеты для сооружения новой конструкции были произведены помощниками архитектора- Хайме Байо и Каналетой по эскизам Гауди. А опоры конструкции были рассчитаны Хайме Байо, братом работавшего с Гауди подрядчика Байо, который в то время в Школе архитектуры преподавал сопротивление материалов.

В 1984 году "пещера", "дом Мила" был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Давайте же зайдем и посмотрим, что внутри...






Экскурсия начинается на самом деле - сверху, где под самой крышей находится музей архитектора.


Чердак располагается над последним перекрытием. Он представляет собой перегородчатые кирпичные арки, форма которых повторяет линию подвешенной цепи. План конструкции оказался настолько сложным, что пришлось придавать аркам и пролетам самую разную форму. Для того чтобы арки воспринимались как элементы единой композиции, Гауди распорядился соединить их между собой витой продольной балкой, выполненной из трех рядов кирпичной кладки.
Форуму этих арок переняли и другие известные архитекторы того времени. Например, архитектор Хосе Пуиг приезжал посмотреть и уточнить - с какой точки конструкции нужно начинать сооружение арки, которую Гауди именовал "уравновешенной".



здесь показаны детали планировки здания, чертежи, макеты и даже фильмы о его творчестве...


Потом можно зайти на крышу или спуститься вниз - в жилую квартиру с предметами обстановки стиля модерн.

Сначала я покажу личные апартаменты, а потом - свожу Вас на крышу:)


Некоторые переходы внутри здания - так же открыты для осмотра...

Гауди был не просто архитектором - он продумал весь дизайн - от стульев до дверных ручек.




Мебель Гауди конструировал сам, придерживаясь той же тории текучести. Образцом совершенства он считал куриное яйцо.





Он так же собственноручно лепил восковую модель шестигранной плитки для тротуара, которую впервые применили на стройке дома Батльо. Когда эти плитки с рельефом укладываются по семь штук, получается три изображения: водоросль, раковина и морская звезда.
В его доме - все продумано до мельчайших деталей... Я навсегда осталась под большим впечатлением от увиденного...



К сожалению, после его смерти владелица (не взлюбившая архитектора жена владельца дома) - полностью изменила интерьер после смерти архитектора, оставив не затронутыми только детали фурнитуры здания...



Правда после реставрации здания банком Каталонии - квартира на предпоследнем этаже приобрела вид типичных апартаментов дворянской семьи начала XXв.


А часть мебели из квартиры владельцев сейчас стоит в доме-музее Гауди в Парке Гуэль. Например, эта.


Но изучать интерьер и предметы декора было настолько же увлекательно как и осматривать само здание, хотя они относятся у разным периодам одного стиля...


Музей-квартира занимает 2 жилых квартиры на 4-м этаже здания.










Это кухня



кофемолка, а не мясорубка!:)


кофейник или чайник? того времени


Гладильная



а как Вам этот чемодан для одежды?

В конце осмотра есть детская, в которой самым интересным экспонатом я нашла - шкаф с миниатюрными моделями комнат...

А теперь - поднимемся на крышу:)





На крыше дома есть терраса, которая позволяет любоваться каменным «зверинцем», состоящем из вентиляционных труб, шахт, лестниц, садов, цветущих над глубокими дворами, таинственных и тревожных монстров в капюшонах.







Формы этих элементов не являются совсем безумными - они в принципе отвечают своей утилитарной функции, хотя и были конечно существенно приукрашены... Вентиляции в здании Гауди отводил больше значение - тут много дымоходов и вентиляционных труб.


Многие из них выложены мозаикой тренкадис из фрагментов битой керамики, гальки, мрамора и стекла.




До сих пор спорят - в этих скульптурах отражена тема природных мотивов (пещер, моря, подводного мира) или же архитектор придал им сходство со всеми известными персонажами сказок...



Сам архитектор сказал, что формы этих труб перекликаются с очертаниями гор, окружающих Барселону, которые можно увидеть с крыши этого дома.


Да, виды от туда - просто замечательные!



В конце осмотра жилой квартиры есть сувенирный с очень неплохими альбомами по искусству и интересными изделиями в стиле Гауди...



Это жилой дом то есть там до сих пор живут люди. Не знаю как они терпят присутствие толп туристов, но жить в таком доме наверное - очень интересно)





Его работа представляет собой имитацию жизни космоса, внутри которого люди должны проходить через мистическо-первобытное существование...

Здание расположено на пересечении бульвара Пассеч-де-Грасиа с улицей Карре-де-Провенса (адрес Pg. De Gracia, 92,

Март 16th, 2013 admin


Каталонский модернизм – это художественное историко-георгафическое название, главным образом связанное с каталонской архитектурой конца XIX — начала XX века. Основные идеи и приемы Каталонского модерна присутствуют также в скульптуре, живописи и декоративных искусствах. Концепции и приемы Каталонского модерна органично вписываются в общеевропейские архитектурные течения того времени — арт нуво, югендстиль и другие. В Испании модернизм приобретает свои отличительные черты и, в первую очередь, ассоциируется со столицей Каталонии — городом Барселона. Каталанский модернизм оказал большое влияние на другие провинции Испании: например, архитектор Виктор Бельтри (Víctor Beltrí) прославился своими произведениями в стиле модерн в городе Картахена, провинция Мурсия. Можно упомянуть и такие испанские города как Комильяс (Comillas), Новельда (Novelda), Асторга (Astorga), Мелилья (Melilla) и Леон (León), которые украшают произведения в стиле каталонского модерна.

Свой след в истории каталонского модерна оставили художники Рамон Касас (Ramón Casas), Сантьяго Русиньоль (Santiago Rusiñol), Хоакин Суньер (Joaquín Sunyer), Ерменехильдо Англада Камараса (Hermenegildo Anglada Camarasa), Жоан Бруль (Joan Brull), Рикард Канальс (Ricard Canals), Хавьер Госе (Xavier Gosé), Хосе Мария Серт (José María Sert), Мигель Утрильо (Miguel Utrillo) и другие.

Творческие и личностные контакты связывали каталонских художников с их единомышленниками — французскими авангардистами. Барселонское кафе «Четыре Кота» (Els Quatre Gats) было местом их встреч и творческих дискуссий. Кстати, именно здесь в 1900 году была организована первая персональная выставка художника Пабло Руиса Пикассо (Pablo Ruiz Picasso). Музей Пабло Пикассо в Барселоне расположен на улице Монткада (C/Montcada) 15-23. Стоимость входного билета – 11 €.

Фото: Наталья Пенкина. Кафе «Четыре Кота»

Каталанские архитекторы модернисты Элиэс Рохент-и-Амат (Elies Rogent i Amat), Луис Доменек-и-Монтанер (Lluís Domènech i Montaner), Жозеп Пуч-и-Кадафалк (Josep Puig i Cadafalch), Антонио Гауди (Antonio Gaudí) и другие, развивали свою особую архитектурную художественную вселенную. Модернизм отрицает, главенствовавший в первой половине XIX века стиль промышленной архитектуры, развивая новые архитектурные формы. Основой модерна в архитектуре становится ее Величество Природа. Природа присутствует везде: в материалах, которые используются для строительства, в формах зданий и сооружений, в деталях и образах, которые используются в декорировании фасадов. Архитекторы с легкостью размещают на фасадах своих зданий фигуры зверей, птиц, бабочек, растения и цветы. В украшении фасадов и интерьеров широко применяется мозаика и керамика. Огромного размера мифические и сказочные персонажи вдруг возникают на фронтонах и карнизах зданий. Окна и балконы украшаются коваными решетками, повторяющими растительные мотивы.

Фото: Наталья Пенкина. Каталонский мордерн

Музей каталонского модернизма расположен в Барселоне на улице Бальмес, 48 (C/ Balmes, 48). В будние дни и субботу работает с 10:00 до 20:00, в воскресенье с 10:00 до 14:00. Стоимость входного билета – 10 €. Адрес в