Этнография Крыма: религия, быт и культура крымских татар. Парубец О.В., Федорченко Ю.Н. Культурно-этнографические центры Крыма: проблемы и перспективы развития Посещение трех постоянных экспозиций

«В настоящее время среди крымских татар сохраняется высокий уровень религиозности. Крымские татары очень активно возрождают свою родную культуру, традиционные виды искусств, национальную кухню. На мой взгляд, крымские татары очень гордятся своей самоидентичностью».

Islam Today: В залах музея этнографии представлена многообразная материальная и духовная культура этносов Крыма в эволюционном развитии. Очень приятно, что в Россию вернулись такие одаренные и сильные этносы, сохранившие исторические корни. Как проходит адаптация к российской этнокультурной среде, вхождение в музейное и научно-этнографическое сообщества России?

На выставке крымского кулибина «Механика Леонардо да Винчи» экспонировались 27 механизмов, изготовленные из дерева и металла по чертежам и заметкам из дневников великого гения: подшипники, автоматический молот, коленный вал, парашют, «вечный» двигатель, редуктор, домкрат, спасательный круг, воздушный винт, танк, прожектор…

Елена Лагода: Крымский этнографический музей очень успешно интегрировался в российское музейное пространство. Только за последние полгода выставочная площадка учреждения принимает три российских музея. Интерактивная выставка «Гимн России», приехавшая к нам из Москвы. В настоящее время экспонируется выставка Российского этнографического музея, а с 26 декабря Музей вологодского кружева покажет достойную коллекцию, не имеющую аналогов. Весной 2014 г. подписан договор о дружбе и сотрудничестве с Российским этнографическим музеем, мы рассчитываем на серьезное научное взаимодействие с этим учреждением.

Islam Today: В интерьере Музея с любовью и старанием воссоздан быт крымско-татарского этноса. Какой период времени воспроизводят экспонаты?

Е.Л.: В целом, в нашем музее отражена эпоха конца XIX – середины ХХ в. Что касается крымскотатарской экспозиции, в ней показан фрагмент интерьера южнобережного крымскотатарского дома начала ХХ в., а также экспозиционный комплекс «Религия крымских татар», в которой представлены реконструкция мехраба и костюм муллы.

Экспозиционный комплекс "крымские татары"

Islam Today: На каком уровне религиозность крымских татар?

Е.Л.: По вероисповеданию крымские татары - мусульмане, в подавляющем большинстве - сунниты. К моменту присоединения Крыма к России (1783 г.) на полуострове было около 1530 мечетей, десятки медресе и текке. После ряда эмиграционных волн из Крыма в Турцию число мечетей к 1917 г. сократилось до 729, мусульмане стали религиозным меньшинством в Крыму.

В советское время все мечети в Крыму были закрыты как религиозные учреждения, однако некоторые старейшие храмы были восстановлены. Например, мечеть Джума-Джами, основанная в 1552 г. в г. Гезлеве (ныне Евпатория), в 1985 г. началось ее восстановление, а в 1990 г. она была возвращена верующим. Или Большая ханская мечеть, входящая в состав архитектурного комплекса Ханского дворца потрясающе красивого Бахчисарайского историко-архитектурного заповедника, была основана в 1532 г., закрыта в советское время, но 1990-е вновь открыта для верующих.

В настоящее время среди крымских татар сохраняется высокий уровень религиозности. Во многих селах, где компактно проживает крымскотатарское население имеется мечеть. Популярными среди молодежи являются, к примеру, конкурсы по чтению на память отрывков из Корана. Молодые парни и девушки соревнуются по трём номинациям, демонстрируя общественности свои знания правил по чтению Священной Книги, красоту голоса и качество запоминания. В этом году в Симферополе прошёл тематический вечер для исламских девушек полуострова с показом мод национальной одежды. В новых российских условиях в Крыму планируют уделять особое внимание возрождению традиционного ислама, что поможет остановить процессы радикальной исламизации на полуострове и в России в целом. Возрождение крымских исламских традиций – это один из основных методов борьбы с распространением на полуострове радикальных религиозных течений.

«Религия крымских татар»

В экспозиции «Крымские татары» представлена реконструкция мехраба (место наподобие ниши, обозначающее сторону Мекки), которая выполнена художником Крымского этнографического музея Е. А. Мельниченко. Росписи - работа студентов 4 курса Крымского индустриального педагогического университета И. Тесленко и Э. Мустафаевой.

Islam Today: Этнографический музей ведет ли работу по исследованию исламской культуры в Крыму? И второе. В России мы мало знаем о том, что крымские татары подразделяются на субэтносы, сами себя все три группы считают единым крымскотатарским народом?

Е.Л.: В Крымском этнографическом музее есть крымскотатарский сектор, который изучает и популяризирует вопросы культуры и религии крымских татар.

Этнически крымские татары делятся на три группы:

  1. Степные или ногаи, у них наиболее выражены монголоидные черты лица, основу этого субэтноса составили половцы, кыпчаки и частично ногайцы - народ, который сейчас живет на Северном Кавказе;
  2. Южнобережные или ялыбойлю, это потомки греков, готов, турок, черкесов и генуэзцев, ассимилировавшихся и принявших ислам, внешне они похожи на греков и итальянцев, но встречаются голубоглазые и светлокожие блондины;
  3. Горные крымские татары или таты - это переходная группа, в которую вошли потомки ассимилоровавшихся племен и народов, населявших Крым с древних времен: тавров, скифов, сарматов, аланов, готов, греков, черкесов, хазар и других. Внешне таты похожи на жителей Восточной Европы.

Все три группы имеют свои диалекты с существенными различиями. В основу литературного крымскотатарского языка лег язык татов - он объединяет признаки «северного» и «южного» говора. В настоящее время сами крымские татары считают себя монолитным народом, несмотря на различия в этногенезе.

Islam Today: Какие виды прикладного искусства наиболее характерны для современных крымских татар? На каком уровне отношение этноса к культурным и историческим корням по Вашей оценке?

Е.Л.: В современном крымскотатарском декоративно-прикладном искусстве преобладают керамика, золотное шитье, ювелирное дело, изготовление медной посуды. Крымские татары очень активно возрождают свою родную культуру, традиционные виды искусств, национальную кухню. В школах крымскотатарские дети имеют возможность изучать родной язык и литературу.

В нашем музее часто проводятся совместные выставки с крымскотатарскими мастерами, Севастопольским Фондом возрождения крымскотатарской культуры им. профессора С. О. Изидинова. В Симферополе существует Крымскотатарский музей искусств, в котором посетители могут познакомиться с произведениями, имеющими историческое и художественное значение, с этно-культурными ценностями, не утраченной самобытностью и духовным богатством крымских татар.

На базе музея регулярно проводятся научные конференции, семинары, мастер-классы, целью которых является изучение истоков и традиций. На крымском телевидении работает крымскотатарский канал «ATR». На мой взгляд, крымские татары очень гордятся своей самоидентичностью, и даже молодежь свято чтит традиции предков. Например, сейчас очень популярно празднование свадьбы в национальных костюмах с учетом давних свадебных традиций.

Крым в политической истории

"В сердце, в сознании людей Крым всегда был и остается неотъемлемой частью России. Эта убежденность, основанная на правде и справедливости, была непоколебимой, передавалась из поколения в поколение, перед ней были бессильны и время, и обстоятельства".

Владимир Путин.

Крым в экономике

Правительство России приняло решение выделить из федерального бюджета на поддержку Крыма и Севастополя в 2014 году свыше 13 миллиардов рублей.

Финансовая помощь Крыму в виде дотаций "на выравнивание бюджетной обеспеченности" составит 10,7 миллиарда рублей, а бюджету Севастополя - 2,4 миллиарда рублей. Москва собирается выполнить все социальные обязательства Крыма и Севастополя.

В Крыму планируется создать особую экономическую зону. Российские инвесторы готовы вести в Крыму проекты на 5 млрд долларов.

Крым в литературе

Свежесть горных вод и горных вершин, ещё не совсем свободных от снега, быть может, даже свежесть моря, чуемого за горами, дышит в степном воздухе; трава ярче, пестрее, гуще. Между холмов вьются долины, то есть сады без конца. Эти сады крымских долин не имеют ничего подобного себе у нас в России. Их красоту трудно даже променять на скалы и море, которые для нас новее. Прекрасный итальянский тополь, стройный, сквозной, то грациозно группирующийся, то убегающий рядами - вот что составляет главную прелесть долины. Без тополя Крым не Крым, юг не юг. Я видел эти тополи и у нас в России, но никогда не предполагал в них такого богатства очарования. При первой мысли о крымском пейзаже у меня в голове поднимается тополь. С него он начинается, с ним он оканчивается. Объяснить этого впечатления нельзя; но я уверен, что всякий крымский путешественник, не лишенный живого чувства природы, сразу очаровывался крымским тополем.

Евгений Марков, «Очерки Крыма (Картины крымской жизни, природы и истории)», 1902

Крым глазами князя Юсупова

Крым - чудесный край. Он напоминает французский Лазурный берег, но пейзажи его суровей. Вокруг - высокие скалистые горы; на склонах - сосны, до самого берега; море переменчиво: мирно и лучисто на солнце и ужасно в бурю. Климат мягок, всюду цветы, очень много роз.

Населенье было - татары, народ живописный, весёлый и хлебосольный. Женщины носили шаровары, яркие приталенные жакетки и вышитые тюбетейки с вуалькой, но прикрывали лицо только замужние. У молодых - сорок косичек. Все сплошь красили ногти и волосы хной. Мужчины ходили в каракулевых шапках, ярких рубахах и сапогах с узкими голенищами. Татары - мусульмане.

Над плоскими крышами беленных известью татарских домов высились минареты мечетей, и утром и вечером с высоты голос муэдзина созывал на молитву.

Князь Феликс Юсупов. «Мемуары»

Светлана Мамий, Москва

Музей создан в 1992 году с целью сохранения культурного наследия народов Крыма и межкультурного просвещения. Первая выставка состоялась в 1993 году — было представлено более тысячи предметов быта и культуры 16 различных народов. С момента возникновения музея началась активная работа по формированию коллекции. В 1999-2004 годах постоянная экспозиция заняла залы площадью 147,4 кв.метра в здании по адресу: ул. Пушкина, 18. С тех пор это здание стало домом для музея.

История

Когда музей получил здание, была создана выставка «Мозаика культур народов Крыма». А в 2004 году открыта постоянная экспозиция «Этническая история Крыма в керамических фигурах». В дальнейшем при музее основан центр межкультурного просвещения и толерантности. Сейчас в залах можно познакомиться с обновленной первой экспозицией — теперь она разместилась на 500 кв.метрах и содержит предметы, рассказывающие о 21 народе Крыма.

В 2018 году при музее создан Детский этнографический центр. Здесь в игровой форме ребята знакомятся с различными народами Крыма, участвуют в мастер-классах, различных постановках. В группе музея ВКонтакте удобно следить за новостями и мероприятиями, а также просмотреть фотографии коллекций музея.

Коллекция

Этнографический музей является одним из крупнейших просветительских центров полуострова Крым. Значимость музея подчеркивает то, что здесь собрана самая полная информация о народах Крыма и их этнографии. Некоторые называют учреждение своеобразным путеводителем, который знакомит с культурой и народами Крыма. Сотрудники проводят выставочную, научно-исследовательскую и просветительскую работу. Уже давно они ездят по селам, чтобы собрать ценные этнографические сведения и объекты. Некоторые экспонаты закупаются, а многие предметы быта и культуры были подарены местными жителями.

Коллекцию музея составляют 13000 экспонатов, представляющих культуру 25 народов.

Фонд музея можно разделить на следующие группы: ткани, дерево, металл, керамика, ювелирные изделия, книги и документы, изделия из кожи, фотографии, исторические материалы о музее и национальных обществах, афиши. Все эти разделы также делятся на подразделы по этнической принадлежности.

В этнографическом музее можно посетить четыре постоянные экспозиции:

  • «Мозаика культур народов Крыма» знакомит с бытом, культурой, обрядами и традициями более 20 народов полуострова.
  • «Крымский ларец» — это коллекция ювелирных украшений. Особую ценность представляют армянские, крымскотатарские женские пояса, нагрудные украшения конца XVIII — начала XX века.
  • Музей украинской вышивки им. В. С. Роик . В залах музея можно увидеть интересную экспозицию традиционной народной вышивки Украины. Музей называет своей гордостью интересную коллекцию украинских сорочек — более 50 экземпляров, как женских, так и мужских, датируются от конца XIX до начала XX века.
  • Выставка «Русский самовар. Традиции чаепития» . В экспозиции представлено множество различных предметов чайных церемоний и, конечно, своя коллекция самоваров.

Билеты в этнографический музей Крыма

Стоимость билетов зависит от того, какие выставки посетители хотят увидеть:

Комплексное посещение всех выставок музея (кроме экспозиции «Крымский ларец»)

Стоимость будет зависеть от возраста и категории лиц, дополнительно можно оплатить услуги экскурсовода:

  • Входной взрослый билет — 200 рублей, билет в составе экскурсионной группы (1-25 человек) — 400 рублей.
  • Школьники, студенты, пенсионеры — 150 рублей, участие в экскурсии — 300 рублей.
  • Дети до 16 лет и другие льготные категории — бесплатно, участие в экскурсии — 300 рублей.

Посещение трех постоянных экспозиций

При покупке такого билета предоставляется возможность посетить: экспозицию «Мозаика культур народов Крыма», Музей украинской вышивки им. В. С. Роик, выставку «Русский самовар. Традиции чаепития». Цена за осмотр совсем небольшая, также можно стать участником экскурсии:

  • Входной взрослый билет — 60 рублей, билет в составе экскурсионной группы (1-25 человек) — 300 рублей.
  • Школьники, студенты, пенсионеры — 50 рублей, участие в экскурсии — 300 рублей.
  • Дети до 16 лет и другие льготные категории — бесплатно, участие в экскурсии — 200 рублей.

Посещение выставки «Крымский ларец»

Возможно только в рамках экскурсии (1-10 человек): за входной билет взрослые платят по 50 рублей, школьники, студенты, пенсионеры — 40 рублей. Дополнительно оплачивается стоимость экскурсии — 50 рублей для всех категорий, льготы не предоставляются.

Осмотр текущих выставок музея

На каждую выставку необходимо приобретать отдельный билет, дополнительно можно заплатить за экскурсию на каждой выставке:

  • Взрослые — 60 рублей, экскурсионное обслуживание — 200 рублей.
  • Школьники, студенты, пенсионеры — 40 рублей, экскурсионное обслуживание — 100 рублей для пенсионеров и 150 для школьников и студентов.
  • Дети до 16 лет и другие льготные категории — бесплатный вход, экскурсионное обслуживание — 200 рублей.

Режим работы

Музей можно посетить в любой день, кроме вторника. Часы работы: 09:00—18:00 часов, в пятницу рабочий день смещен на два часа: 11:00—20:00.

Как добраться до Крымского этнографического музея

Музей находится в Симферополе по адресу: ул. Пушкина, 18. Не путайте с Музеем истории Симферополя , расположенным неподалеку на противоположной стороне (ул. Пушкина, 17).

Дехать до этномузея можно на общественном транспорте:

  • На автобусе : № 3, 6, 7, 22, 30, 50, 98, остановка «Парк им. Тренёва».
  • На троллейбусе : № 4, 5, 7, 9, 10, 15, остановка «Парк им. Тренёва».
  • На маршрутном такси : № 1, 2, 13, 15, 25, 36, 41, 80, 94, 98, остановка «Парк им. Тренёва».

Карта-схема пешего маршрута от остановки общественного транспорта до музея:

Можно также воспользоваться услугами такси, чтобы доехать до музея: в Симферополе работают следующие сервисы: Яндекс. Такси, Максим, Такси Везёт.

Панорама на здание музея:

Видео о крымском этнографическом музее:

Таврида – уголок России, интересный следами не только ушедших цивилизаций, но и творчеством ныне проживающих здесь народов. Как нельзя лучше это доказывает столица полуостровной республики – Симферополь. Крымский этнографический музей находится прямо в центре этого города. Он собрал уже тысячи душевных откликов от посетителей из многих стран СНГ и даже дальнего зарубежья. Здесь путешественник понимает, насколько духовно богат Крым благодаря разным нациям.

Где расположена экспозиция в Симферополе?

Учреждение находится по ул. Пушкина. Оно соседствует с Таврической духовной семинарией (и ее ), Музеем Тавриды и . В городе оно чрезвычайно востребовано!

Музей на карте Крыма

История появления достопримечательности

Биография заведения не очень длинна – оно организовано только в 1992 г., на правах отделения республиканского учреждения . Самостоятельным объектом оно стало лишь в 2009 г. Однако к этому времени КЭМ уже успел обзавестись многотысячными коллекциями экспонатов.

Речь идет о предметах духовной и материальной среды крымских татар, украинцев, русских, караимов, потомков готов, армян, а также традиций еще 21 диаспор, проживающих когда-то на полуострове. Достопримечательностью можно назвать уже само здание – это видный в городе памятник архитектуры и градостроительства. Он был возведен еще в 1869 г. – чтобы служить домом для девочек-сирот. Приют организован графиней Адлерберг, много сделавшей для симферопольцев.

В XX столетии шедевр зодчества много раз использовался не по назначению, но в результате ему удалось сохранить свою функцию просветительского центра. В 2009 г. он превратился в место проведения ярких этнографических фестивалей, творческих встреч и конференций на тему борьбы с национальным шовинизмом.

Крымский этнографический музей – сокровищница наций

Этнографический музей в Симферополе хранит в своих фондах уникальные произведения искусства и хозяйственной деятельности различных этносов Крыма, всего 13 тысяч предметов экспонирования. Они связаны в том числе с такими малоизвестными крымскими общинами, как протестанты-меннониты и цыгане. Творческий след в оставили многие выходцы из Западной, Балканской и Восточной Европы – поляки, французы, немцы, швейцарцы, болгары, греки, молдаване, чехи и эстонцы.

В этом можно убедиться в павильонах «Мозаики культур Крыма», представляющей посетителям народные костюмы и атрибуты, предметы быта (керамика, ткани, металл, дерево), орудия труда и оружие. В помещениях данного отдела много книг, документов, фото и картин. Неоспоримая ценность – архив национальных украинских сорочек, коллекция модной восточной посуды, собрание армянских и крымско-татарских женских поясов и украшений,
а также жилеты, вышедшие в XVIII веке из моды.

Еще один отдел – «Крымский ларец» — экспонирует на своих стеллажах уникальные произведения декоративно-прикладного искусства. Среди них – вышивка, красивая бытовая утварь, женские украшения, а экспозиция украинских вышиванок занимает вообще отдельный зал. В последнее десятилетие тут появилось два новых подраздела – выставочная локация для фрагментов потолочной росписи и самоваров.

В г. Симферополь Этнографический музей стал своего рода воспитательным центром. Здесь проходят уроки по этнографии, основам мировых религий, краеведению и эстетике для местных школьников, учащихся студий ИЗО, а также студентов многих вузов. Работает также информационно-методический центр, занимающийся межкультурным просвещением. Он организует дискуссионные клубы, касающиеся тематик межнационального взаимодействия и толерантности.

В здании часто проходит фотовыставка «Православные храмы Крыма», знакомство с творчеством известных художников «курортной» республики. Учреждение имеет свой справочник, который можно приобрести на кассе. Оно имеет установленный график работы, приведенный ниже. Видео- и фотосъемка оплачиваются отдельно. Пенсионеры, студенты и дети до 16 лет относятся к льготным категориям посетителей.

Как добраться до музея?

В эту «сказку» легко попасть с . Следует пройти 2 км по переулку Шаталова и ул. Горького. Можно еще воспользоваться маршруткой №4. Она следует через , что рядом с вокзалом. Выходить надо у парка имени Тренева.

На машине от центра города доехать до Этнографического музея можно так:

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Пушкина, 18, Симферополь, Крым, Россия.
  • Координаты: 44.948401, 34.095845.
  • Телефон: +7-3652-25-52-23, +7-978-096-45-02.
  • Официальный сайт: http://ethnocrimea.ru/
  • Режим работы: с 9:00 до 18:00, вторник – выходной, по пятницам – с 11:00 до 20:00.
  • Цены на билеты: для взрослых – 200, для учащихся – 150 рублей, для детей до 16 лет и льготников – бесплатно.

Крымский этнографический музей в Симферополе – популярный объект экскурсий. Фото экспозиций, обновленные цены за вход и отзывы туристов узнавайте на его сайте. Один из постоянных проектов КЭМ – республиканская биеннале «Узор на полотне» — выставка восточнославянской вышивки. Во-вторых, заведение является местом для проведения фольклорных фестивалей, ведь здесь выставлены сотни народных музыкальных инструментов. Среди ценностей «храма» культуры есть и открытки.

Историко-этнографическая справка

  • Читать: Изменение этнического состава населения Крыма в средние века

Наука утверждает, что примерно 250 тыс. лет тому назад на территории Крымского полуострова впервые появился человек . И с этого времени, в разные исторические эпохи на нашем полуострове проживали, сменяя друг друга различные племена и народы, существовали разного устройства государственные образования.

Самые давние, известные нам народы, жившие в Крыму, это были киммерийцы , населявшие юго-восточную часть полуострова в XV-VII вв. до н. э. Примерно в это же время, в I тысячелетии до н. э. южную горную часть Крыма освоили племена тавров , которые здесь занимались как земледелием, так и скотоводством. Именно по имени племен тавров в письменных источниках до XIII века Крымский полуостров именовался Таврикой.

В VII в. до н. э. в степные и предгорные районы полуострова вторглись ираноязычные племена скифов . Здесь они осели и начали заниматься земледелием и скотоводством. На полуострове, ими было создано целое Скифское царство, а его столицей стал город Неаполь Скифский, который существовал с III в. до н. э. по III в. н. э.). Скифам было известно гончарное дело, а также ювелирное искусство.

Почти тысячелетнее владычество скифов в III в. н. э. сменилось приходом в Крым готов , которые завоевали и разрушили Скифское царство. Сами готы жили в основном на юге и юго-западе Крымского полуострова.

Еще во времена скифов, примерно с VI в. до н. э. берет свое начало греческая колонизация некоторых районов полуострова. В результате чего здесь создаются Боспорское государство и Херсонесская республика . Вслед за греками, в I в. до н. э. на юге и в юго-западной части Крымского полуострова появляются римляне.

А в степных районах Крыма, вслед за готами в IV в. в появляются тюркоязычные кочевые племена гуннов , а спустя еще четыре века, в VIII веке в Крым вторглись пришедшие с Нижней Волги и Северного Кавказа племена хазар .

После хазар, в VIII-IX вв. в степной части Крыма создаются поселения тюркоязычных племен, которых называли протоболгарами. Протоболгары в 4 в. жили в степях Юго-Восточной Европы, а во второй половине VII в. они стали перемещаться на восток. Часть их племен ушла в район Камы и Средней Волги, их называли волжско-камскими болгарами. Другая часть протоболгар во главе с Аспарухом проникла на Балканы, и здесь, вместе со славянскими племенами, образовали в 681 году Первое Болгарское царство. Позднее протоболгары растворились в славянском населении, вместе с которыми они участвовала в формировании (этногенезе) современных болгар.

В VIII-IX вв в Крыму появляются небольшие по численности сообщества караимов (караи) и крымчаков, которых можно отнести к коренным тюркоязычным народам Крыма, сохранившихся и до настоящего времени.

Новые тюркоязычные кочевые племена печенегов появляются в Крыму к концу IX в., а уже в середине XI в. на полуостров вторгаются тюркоязычные племена половцев (кыпчаков) .

Христианство проникает в Крым из Византии в III в. По имеющимся письменным источникам, в Херсонесе Киевский князь Владимир принял христианство, которое впоследствии распространилось на Руси...

Г осударственное бюджетное учреждение Республики Крым «Крымский этнографический музей» основано в 1992 году. Здание музея является памятником архитектуры и градостроительства. Оно построено и «освящено» в 1869 году как здание Приюта для девочек им. графини А. М. Адлерберг.

Сегодня Этнографический музей является одним из ведущих культурно-просветительских и научных учреждений Крыма. Его коллекция насчитывает более 13 000 экспонатов и дает представление о культурах 25 народов и этнических групп полуострова, сотрудниками активно проводится собирательская, выставочная, научно-исследовательская и просветительская работа по этнической истории и этнографии Крыма.

С 1999 году посетители музея знакомятся с экспозицией «Мозаика культур Крыма». В ней рассказывается о хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуре, обычаях, обрядах, традициях и праздниках более 20 народов полуострова – армян, белорусов, болгар, греков, евреев, итальянцев, караимов, крымских татар, крымчаков, немцев, поляков, русских, украинцев, французов, цыган, мордвы, молдаван, швейцарцев, меннонитов, чехов и эстонцев.

В 2009 году в музее была открыта уникальная выставка «Крымский ларец» о декоративно-прикладном искусстве народов Крыма XIX–XXI веков.

В 2010 году Этнографический музей открыл Музей в музее «Русский самовар. Традиции чаепития».

В 2011 году состоялась реэкспозиция немецкого комплекса – добавлены потолочные росписи (15 фрагментов) из бывшей немецко-швейцарской колонии Конграт (Крым, с. Маковка, Советского р-на).

В 2012 году состоялось открытие Музея украинской вышивки имени В. С. Роик. Музей «Украинской вышивки» включает три выставочные площадки – мемориальную комнату вышивальщицы Веры Сергеевны Роик; зал «Истории украинской вышивки» и сменную экспозицию работ современных крымских вышивальщиц – учениц Веры Роик и мастериц вышивки в различных техниках и материалах.

Кроме этого, в музее ежемесячно проводятся выставки по различной тематике.

Музей является важным информационным и воспитательным центром, своего рода «моделью» Крыма, уникальным путеводителем по его народам и культурам. Музей является важным информационным и воспитательным центром, своего рода «моделью» Крыма, уникальным путеводителем по его народам и культурам.

Накопленный опыт позволяет Крымскому этнографическому музею стать одним из центров научно-исследовательской работы в области этнографии и национальных культур Крыма; центром сбора, хранения, изучения материальных и духовных памятников народов Крыма; центром по оказанию методической помощи; центром культурно-просветительской работы среди всех социальных и возрастных групп; универсальным центром детского национального и эстетического воспитания.