Певец андрей державин болен раком. Певец Андрей Державин: биография, личная жизнь. Сольная певческая карьера и участие в «Машине времени»

С песней по жизни

Клавишник группы "Машина времени" Андрей ДЕРЖАВИН: "Михаила Державина как-то спросили: "Если Андрей Державин - ваш сын, почему он поет, как Роксана Бабаян, а похож на Александра Ширвиндта?"

Организаторы киевского концерта группы "Машина времени" предупредили журналистов: "Не напрягайтесь. Музыканты поставили категорическое условие: никаких съемок и интервью".

Организаторы киевского концерта группы "Машина времени" предупредили журналистов: "Не напрягайтесь. Музыканты поставили категорическое условие: никаких съемок и интервью". Прощай, давнишняя мечта пообщаться с бывшим лидером легендарной группы "Сталкер", а ныне бритым налысо клавишником Андреем Державиным... Но чудо свершилось. Выручил лучший друг "Машины времени" - старший из всех "Братьев Карамазовых", за что ему отдельное спасибо. Олег лично представил нас музыканту, после чего Андрей хоть и вздохнул тяжело, но согласился пообщаться.

"Я УЧИЛСЯ ВМЕСТЕ С РОМАНОМ АБРАМОВИЧЕМ"

- Андрей, вы давно не даете интервью. Судя по всему, вас здорово обидели СМИ?

Более 10 лет я принципиально не общаюсь с прессой. Дело не в эфемерной нелюбви к журналистам, просто ваши коллеги в извращенной, даже садистской форме перевирают любую информацию. Если бы вы знали, сколько грязи на меня вылито! И непонятно, за что.

Говорят, вы учились вместе с нынешним олигархом Романом Абрамовичем. Он якобы прислал однажды за вами с Евгением Маргулисом чартерный самолет, чтобы вы посетили в Лондоне матч с участием футбольной команды "Челси". Со стадиона вы отправились в ресторан, где захотели помузицировать на старинном роскошном белом рояле, но дорогу вам преградили секьюрити: "К этим клавишам могут прикасаться только пальцы сэра Элтона Джона!". К счастью, вмешался сопровождавший вас человек: "Вы что?! Этот сэр - лучший друг Романа!", и доступ к инструменту моментально был освобожден.

С Романом мы действительно вместе учились и остались в хороших отношениях. Задавайте следующий вопрос.

Многие годы вы были ближайшим другом Игоря Талькова. И сегодня, по слухам, остались единственным, кто продолжает поддерживать вдову Татьяну и принимает участие в судьбе его сына - Талькова-младшего.

Ну, я далеко не единственный, кто верен памяти старых друзей и не забывает их близких, живущих на этом свете. Игорь был замечательным композитором-мелодистом, прекрасным поэтом, хотя и очень сложным человеком. Из-за обостренной принципиальности и порядочности он сам воздвигал перед собой постоянные преграды. Утрату всегда тяжело переживать, тем более такую. Причины его гибели до сих пор покрыты мраком, преступление не раскрыто, и это страшно...

Как музыкант, вы начинали с создания группы "Сталкер". Затем занялись сольной эстрадной карьерой. И вдруг резкий крен в сторону - переход в "Машину времени", на место уволенного Петра Подгородецкого. Но мало кому известно, что вы в первую очередь замечательный джазовый пианист.

Не такой уж и замечательный... Что касается хронологии, то "Сталкер" прекратил свое существование в 1991 году, а в "Машину времени" я пришел в 2000-м. Считайте, 10 лет находился в свободном полете. За это время успел натворить множество глупостей, хотя и хорошего было немало. В общем, благодарен Богу за то, что попал именно в этот коллектив.

- Как все произошло?

Мне позвонил Андрей Макаревич и предложил сотрудничество. Признаюсь, этот звонок не был неожиданностью, шоком. Чем дольше живу, тем больше убеждаюсь: в жизни просто так ничего не происходит, о серьезных переменах за нас думает кто-то свыше. Лично я в таких ситуациях никогда не раздумываю и обязательно ввязываюсь в истории.

- Авантюрные?

Конечно. Но это хорошие авантюры. Они способствуют выработке адреналина.

- Вы давно знакомы с "машинистами"?

С конца 80-х. В 1989 году, только-только перебравшись в Москву, мы с Сашей Костровым записали в студии Саши Кутикова два альбома - "Новости из первых рук" и "Жизнь в придуманном мире". Пути музыкантов, как правило, пересекаются, нам сложнее не встретиться на концертах, нежели встретиться. В моей жизни "Машина" - яркий поворот, только, пожалуйста, не притягивайте его за уши к песне.

"ГРЯЗНЫЕ СТАТЬИ ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ НЕ ПРИБАВЛЯЮТ"

- Когда из "Машины времени" уволили Петра Подгородецкого и на его место пригласили вас, поклонники группы сокрушались: дескать, "попсовик Державин подвинул истинного рокера".

Я ведь уже говорил, что не обращаю внимания на досужие разговоры. Каждому не докажешь, что ты не верблюд. Чтобы составить истинное мнение о музыканте, я покупаю его диск и слушаю. Или иду на концерт и смотрю, насколько заполнен зал. Хотя лукавить не буду: грязные статьи хорошего настроения не прибавляют.

- Помнится, в свое время вас записали в сыновья артиста Михаила Державина.

Да уж! И это единственная сплетня, которая грела мне душу. Хотя я ни в коем случае совпадением наших фамилий не пользовался. Просто, если твой однофамилец прекрасный, талантливый человек, это замечательно. Михаил Михайлович против своего "отцовства" тоже не возражал. Лишь Роксана Бабаян переживала, поскольку не могла меня "родить" в... восемь лет. (Хохочет).

Михаилу Михайловичу постоянно звонили девушки из разных городов, передавали приветы "сыну" Андрюше. А однажды спросили: "Если это правда, что Андрей Державин - ваш сын, то почему же он поет, как Роксана Бабаян, а внешне - вылитый Александр Ширвиндт?". (Хохочет) .

Однажды (мы с Михаилом Михайловичем и Роксаной тогда еще не были знакомы) случилось так, что мне срочно понадобилась помощь: отцу предстояла тяжелая операция, и никого из друзей не было рядом. Я набрался храбрости и позвонил Михаилу Михайловичу, объяснил ситуацию, попросил помочь. Они с Роксаной оказались на редкость душевными, чуткими людьми. И наши фамилии тут совершенно ни при чем. Эта супружеская чета так же помогла бы, будь я Ивановым или Сидоровым. Низкий им за это поклон!

- Сейчас вы поддерживаете отношения?

Конечно. Созваниваемся, поздравляем друг друга с праздниками. Ну а при встрече я всегда говорю Михаилу Михайловичу: "Здравствуй, папа!". (Смеется).

В свое время ваша песня "Не плачь, Алиса" стала суперхитом. Благодаря этому вы получили массу наград, стали лауреатом "Песни года-93". Объясните, как группе из провинциальной Ухты Коми АССР удалось так быстро выйти на общесоюзный уровень?

Я вас немного поправлю. Мы вместе с однокурсником Сергеем Костровым создали группу "Сталкер" в 1985 году, и то, что изначально играли, никакого отношения к "Алисе" не имело. Эта песня была написана много позже, хотя недобросовестные организаторы черкали на афишах: "Андрей Державин и группа "Сталкер". Когда появились "Не плачь, Алиса", "Грустная девчонка", "Чужая свадьба", "Песня про брата", "Катя-Катерина", "Наташа", от "Сталкера" остались лишь осколки. Из бывшей команды со мной работал один Виталик Лихтенштейн.

Помню, что денно и нощно на бытовом магнитофоне переписывал я наши кассеты и раздавал всем подряд. В первую очередь артистам, приезжающим в Ухту на гастроли. После того как мы перебрались в Москву, начал распихивать их на радио, телевидение в надежде, что кто-нибудь когда-нибудь нас послушает, и не стыжусь этого... Если человек решил заняться публичной профессией, первое, что ему необходимо сделать, - отбросить в сторону любые амбиции, гордость и про-би-вать-ся! Ничего унизительного тут нет - этот путь прошли все мои коллеги.

"НЕДАВНО Я НАПИСАЛ МУЗЫКУ К НОВЫМ СЕРИЯМ "НУ, ПОГОДИ!"

- Помните, когда впервые осознали, что вас наконец-то услышали?

Звездной болезнью я переболел в карантинной форме. Это схоже со школьными прививками - укололся и на следующий день забыл...

Я ведь жил в малюсеньком городке с населением в 30 тысяч. Прошло время, и на каждый наш концерт на стадионах собиралось такое же количество зрителей. Возвращаясь в свою коммуналку, я задавал себе один и тот же вопрос: "Слушай, Андрюша, неужели это все происходит именно с тобой? Откуда такие высокие гонорары, куча непонятных друзей с вином и водкой, цветы?". Спасибо Богу, что помог мне пережить этот непростой период без осложнений.

В то время плакаты и открытки с ликом Андрея Державина продавались в киосках и переходах. Девочки над ними рыдали и грезили о любви... Сегодня вы не сожалеете о том, что этот ажиотаж в прошлом?

- (Улыбается) . Поклонницы, которые 20 лет назад приходили на концерты "Сталкера", давно уже замужем, растят детей. У них свои проблемы, никто от одного лишь упоминания имени Андрея Державина в экстаз не приходит. И нужно подходить к этому процессу философски. Когда некоторые мои коллеги начинают кочевряжиться: дескать, как же они, бедняги, устали от назойливости поклонниц, - сразу хочется поинтересоваться: "Слушай, старик, а где они, твои неистовые фанатки? Слабо хоть одну показать?". Когда я был молод и действительно популярен, к девчонкам относился замечательно. Слава Богу, хватило ума не злоупотреблять их вниманием и по дурости ерунды не натворить.

- Наверняка вы не единожды были женаты?

Ну почему же? Всю жизнь у меня одна жена - Лена. Познакомились и поженились, учась в Ухтинском индустриальном институте. Наш семейный стаж - более 20 лет. Растим двоих детей.

- Выходит, вы однолюб?

Ну-у... (Хохочет). Кто же вам правду скажет? В жизни всякое случалось. Молодым зажигал так, что будь здоров! Но мы с Леной сумели сохранить семью, живем в любви и понимании. И давайте на столь возвышенной ноте тему семьи закроем.

В прессе промелькнула информация о том, что вы приняли участие в создании 19-й и 20-й серий обновленного мультфильма "Ну, погоди!". Когда они выйдут на экраны?

Премьера не за горами. Их снял режиссер Алексей Котеночкин - сын покойного Вячеслава Котеночкина. Леша с детства приобщился к мультипликации, постоянно крутился на "Союзмультфильме", помогал отцу в работе еще над старыми выпусками. Новые серии выполнены в тех же добрых традициях. Уверен, они будут интересны всем, даже нынешней ребятне, помешанной на трансформерах, бэтменах и всяческих компьютерных примочках. Слава Богу, что эти добрые мультяшки вернутся на экран. Я писал музыку для новых серий.

- Кто вместо покойных Клары Румяновой и Анатолия Папанова озвучивал Зайца и Волка?

По этому поводу велось очень много споров. Думали даже воспользоваться компьютерным воспроизведением голосов. В результате решили, что главные герои заговорят голосами пародиста Игоря Христенко и его супруги. Как человек, обладающий музыкальным слухом, скажу честно: отличить голоса старых персонажей от нынешних невозможно. Игорь - талантливый парень, более того, работал вместе с Папановым. К работе над "Ну, погоди!" эта пара отнеслась с большим вдохновением, уважением и пиететом. Думаю, Клара Михайловна Румянова и Анатолий Дмитриевич Папанов остались бы озвучанием довольны.

Андрей Державин покинул "Машину Времени", чтобы возродить "Сталкер": интервью с музыкантом

Музыкант Андрей Державин живет сегодня в режиме перезагрузки. В интервью НELLO! он рассказал, что решил вернуть к жизни легендарную группу 90-х "Сталкер", лидером которой был. Для этого он покинул "Машину Времени" - ее клавишником он являлся с 2000 года.

Старенький примитивный синтезатор, ва-реные безразмерные куртки, прически с выбритыми висками, белые кроссовки - эстетика 80-х сегодня актуальна едва ли не больше, чем в самих 80-х. Талантливые провинциалы, они ворвались на эстраду и довольно быстро стали лидерами хит-парадов. Успех обеспечивали лиричные тексты и запоминающиеся мелодии песен "Сталкера".

Музыку писал создатель группы (он же клавишник, аранжировщик и вокалист) Андрей Державин. Ребята работали в жанре поп--музыки. Они не были профессиональными музыкантами, но у "Сталкера" было свое, ни на кого не похожее звучание благодаря компьютерам, синтезаторам, сэмплерам и другой технике. Хиты группы "Не плачь, Алиса", "Наташа", "Веселые качели", "Первые цветы" до сих пор узнаются с первых нот. И не важно, воспринимаются они всерьез, с долей иронии или ностальгии, - равнодушным не остается никто.

В 2000-м Андрей принял предложение войти в состав группы "Машина Времени" в ка-честве клавишника. Теперь и этот этап жизни позади. Поклонников былого "Сталкера" ждет встреча с обновленной группой и ее фронтменом, который, по его словам, остался прежним, если не считать прически...

"18 лет в "Машине времени" -- замечательные годы, яркие и полные событий. Но время идти дальше" - говорит Державин (на фото - архивный снимок)

Андрей, давно хотели возродить проект?

Вывести "Сталкер" из тени хотел давно: друзья, поклонники и близкие говорили мне об это постоянно. А решение я принял в минувшем году и сразу же начал этим заниматься. Сегодня мы уже дали несколько пробных концертов, убедились в том, что это интересно не только нам. А сейчас заканчиваем репетировать программу большого тура, который должен состояться в городах России, СНГ, Прибалтики и других стран в течение ближайших двух лет. Слава богу, пока все получается.

Состав "Сталкера" со-хранен?

Из прежнего состава со мной сегодня Сережа Костров, мой друг и соратник, автор большинства текстов песен.

А песни? Звучать будут новые или старые?

В программе концерта и самые первые сталкеровские песни - "Звезды", "Ночной город", "Я верю", и более поздние - "Брат", "Алиса", "Журавли", "Та, которая уходит в дождь", а также многие другие. Мы сознательно не стали делать ремейков, а решили оставить оригинальное сталкеровское звучание, но сделали это с применением лучших сегодняшних технологий. Мне в этом очень помогли замечательные музыканты и продюсеры Александр Лев и Александр Хьюман. Вообще, одно из моих любимых мест - студия, которая существует с момента рождения группы "Сталкер". И я решил провести в ней эксперимент - "подружить" наш первый флоппи-дисковый компьютер из 80-х с сегодняшним супермощным! Поверьте, это были непередаваемые ощущения, когда что-то там по-хрустело-пошумело, а потом вдруг заиграло! Мы фактически услышали свое оригинальное звучание из того времени и легко перенесли его в сегодняшний день. Оказалось, это звучит драйвово.

Первый состав группы "Сталкер" - Виталий Лихтенштейн, Сергей Костров, Андрей Державин, Александр Чувашев

Можно сказать, вы вступаете в четвертую серию своей жизни? Первая - сталкеровская провинциальная юность; потом - всесоюзная известность, хит "Не плачь, Алиса", толпы поклонниц; третья серия - музыкант "Машины Времени". И вот теперь - возрождение группы "Сталкер"...

Серии, может, и разные, но жизнь одна. Я родился в маленьком городе Ухта на Крайнем Севере, ходил в школу, увлекался спортом и музыкой. Мечтал. Но я и вообразить не мог, что музыка станет моей профессией, что я побываю почти во всех уголках земного шара, а самое главное - что встречу такое количество замечательных людей. Знаете, мне очень повезло!

Вы начали выступать будучи студентами Ухтинского индустриального института. Как вспоминаете те годы?

Мы работали без выходных, умудрялись давать по несколько концертов в день. Возили с собой гору аппаратуры, сделанной собственными руками. Мотались по глубинке в плохо отапливаемых автобусах. Условия, мягко говоря, не сахар. Но так жило большинство артистов в те годы. Однако, несмотря на трудности, мы были счастливы, потому что каждый вечер в зал приходили люди, встречи с которыми мы ждали больше всего.

Студенты Ухтинского индустриального института. Непрофессиональные музыканты на ощупь искали свой стиль. Конечно, им нужно было на кого-то ориентироваться. Такими ориенти-рами для них стали Secret Service, a-ha, Alphaville, Nik Kershaw, Savage, ABBA

Вы тогда были женаты?

У меня ощущение, будто я родился сразу женатым. (Смеется. ) С Леной мы познакомились, когда она оканчивала десятый класс. Она нравилась многим ребятам, а я терялся в догадках, как добиться ее внимания. И вот что было потом. Сестра моей мамы работала завучем в школе, где училась Лена, и я уговорил ее разрешить мне с моим самодеятельным ансамблем выступить у них на выпускном вечере. Мы разучили самые пронзительные песни о любви, весь вечер я старался петь как со-ловей, мне казалось, что успех обеспечен. А потом в институте, когда мы познакомились по-настоя-щему, выяснилось, как я заблуждался насчет эффектности того шоу.

Каким вас Елена полюбила - красавцем в клешах и цветастом батнике?

У меня тогда были усы, как мне казалось, очень красивые, и, пожалуй, это все по части красоты. (Смеется. ) Знаете, если серьезно, мне невероятно повезло в личной жизни. Потому что, во-первых, моя жена - красавица, во-вторых, - умница, а в-третьих, она столько лет терпит меня. А самое главное - она необыкновенная мама наших двоих детей. Хочу через ваш журнал, который, знаю, она будет читать, еще раз признаться Лене в любви!

Когда вы приехали покорять Москву, как встретил вас столичный шоу-бизнес?

Конечно, никто не расстилал ковровых дорожек. Однако локтями мы не работали. Просто ежедневно делали то, что должны были делать, а не сидели сложа руки в ожидании чудес. И хотя нам казалось практически невозможным попасть на Всесоюзное телевидение и радио или выступить на сценах "Олимпийского" и ГЦКЗ "Россия", вскоре это случилось. Случилось благодаря поддержке многих людей, без которых мы вряд ли добились бы успеха.

И пришла известность. Страдали от поклонниц?

Страдал, страдаю и... готов дальше страдать! (Смеется. ) Любой, кто ответит на этот вопрос, что, мол, да, я настрадался, слукавит. Прекрасно, что девушки симпатизируют артистам, спортсменам, приходят на концерты, дарят цветы, болеют на соревнованиях - это огромный источник вдохновения. Кстати, сегодня на наши концерты приходят не только юные девушки. Аудитория расширилась - сейчас это уже и девушки с мужьями, и с подросшими детьми. (Смеется. )

С "Машиной Времени" простились?

Разве можно проститься с тем, что любишь с юности? Просто в этом году начали пересекаться наши гастрольные графики, и мы решили, что лучше будет найти мне замену. Подводить друзей - не в моих правилах.

В 1996 году Андрей Державин начал сольную карьеру. В 2000-м получил предложение от "Машины Времени" войти в состав группы

Вам в этом году - 55 лет. Вы молодо выглядите и вообще производите впечатление цельного человека. Как вам это удается?

Даже не знаю, что ответить, а надо бы поумничать? Наверное, все дело в ежедневном приеме алкоголя, но - в небольших дозах и в хорошей компании! (Смеется. )

Текст: Марина Бойкова

Знаменитый музыкант 90-х годов Андрей Державин родился в городе Ухта, Коми-Пермяцкого округа, осенью 1963 года. В семье он был не единственным сыном, через восемь лет после его рождения на свет появилась сестренка Наташа. Интересно то, что Державины-старшие были родом не из республики Коми. Отец приехал на север с Южного Урала, а мать родилась в Саратовской области.

ВК
ВК

Во время учебы, как это принято в студенческой среде, Андрей и его друг Сергей Костров создают музыкальную группу «Сталкер». Первоначально в коллективе не было своего вокалиста, молодые люди играли в основном инструментальную музыку. Но к началу 1985 года назрела необходимость перемен, и Андрей берет микрофон.

В качестве солиста он исполнил первую песню группы, которая стала основным хитом одноименного музыкального альбома «Звезда». Помимо этого в сборник вошли композиции «Без тебя», «Я хочу не помнить зла», которые прославили музыкантов в конце 80-х.

Музыкальная карьера

Первый вокальный сборник музыкального коллектива «Сталкер» стал настолько успешным, что филармония Сыктывкара берет на поруки перспективный музыкальный коллектив. В рамках гастрольных филармонических туров молодые певцы объездили половину Советского Союза. Группа сразу для себя выбрала поп-направление. Танцевальный стиль композиций пришелся по душе представителям молодежи тех лет. У музыкантов группы «Сталкер» появилось много поклонников.


Андрей Державин (в центре) и "Сталкер" | ВК

В 1989 году Сергей Костров и Андрей Державин решаются на поездку в Москву, где на студии своего друга Александра Кутикова, композитора группы «Машина времени», они создают хиты новых сборников. Альбомы назывались «Жизнь в придуманном мире» и «Новости из первых рук».

На советском телевидении ребята записывают свои первые клипы на песни «Верю» и «Три недели». С последним синглом они выступают в программе «Утренняя почта». Группа «Сталкер» делает себе имя всесоюзного значения.

В новогодние праздники 1990 года телевизионный эфир главного канала страны буквально разорвал музыкальный хит «Не плачь, Алиса», после которого началась настоящая истерия популярности вокруг имени Андрея Державина. Начались его преследования обезумевшими поклонницами, которые караулили певца повсюду: на выходе из дома, около музыкальной студии «Синтез».

Многие поклонницы сразу заметили сходство своего кумира с еще одной восходящей звездой - , хотя они не являлись братьями. Какая у них разница в возрасте - не могли понять даже преданные фанаты Андрея, так как он всегда выглядел моложе своего возраста.


ВК

Песня «Не плачь, Алиса» стала последней совместной работой музыкантов группы «Сталкер», после чего в 1992 году команда прекратила свою творческую деятельность. Несмотря на разрыв, музыканты собираются разово в 1993 году, чтобы принять участие в конкурсе «Песня года». Этот прощальный выход приносит им звание лауреатов ежегодного песенного состязания.

Лучшие песни

В начале 90-х Андрея Державина приглашают в журнал «Комсомольская жизнь» на должность музыкального редактора, а также на должность ведущего популярной музыкальной программы Центрального телевидения «Шире круг». Постепенно дороги друзей расходятся в разные стороны. Сергей Костров начинает заниматься своим проектом «Лолита», а Андрей Державин уходит в сольную карьеру. Он становится одним из популярных певцов эстрады того времени.


ВК

В последующий год после распада группы «Сталкер» Державин на одном дыхании подряд пишет свои лучшие песни «Чужая свадьба», «Брат» и получает за их исполнение очередную награду конкурса «Песня года-94». Популярный альбом певца «Лирические песни» раскупается очень быстро.

Многим поклонникам полюбилась также музыкальная композиция этого сборника «Журавли». Параллельно с творчеством Андрея приглашают в качестве одного из судей в популярный на тот момент конкурс юных исполнителей «Утренняя звезда».

В 90-е годы артист много ездит с гастролями, записывается на студии и на телевидении. За это время он создает 4 сольных альбома, 20 песен из которых стали хитами эпохи. Это такие композиции, как «Забудь обо мне», «Катя-Катерина», «В первый раз», «Веселые качели», «Наташа», «Та, которая уходит в дождь». Вместе с популярными исполнителями того времени, и , он создает песни «Несколько часов любви» и «Не забывайте друзей».

Память о друге

В начале 90 -х годов у Андрея Державина завязалась близкая дружба с талантливым музыкантом и поэтом своего времени . На концерте, на котором был застрелен Тальков, выступал также и его друг Андрей. Он не единственный из исполнителей, кто после смерти помогал с погребением Талькова. Для этих целей прибыл в Санкт-Петербург также Михаил Муромов, а помог перевезти прощающихся на кладбище и обратно.


Андрей Державин, Джуна и Игорь Тальков |

Первая прогулка солиста «Сталкера» с новорождённым сыном едва не закончилась трагедией

Певец и композитор Андрей Державин в начале 90-х снискал огромную популярность с созданной им поп-группой «Сталкер». Его песни «Не плачь, Алиса!», «Чужая свадьба», «Катя-Катерина», «Брат ты мне или не брат», «Наташа», «Журавли» стали поистине народными хитами. Но в начале нулевых он неожиданно оставил сольную карьеру и стал клавишником легендарной рок-группы «Машина времени». Мы встретились с Андреем Владимировичем и поговорили о перипетиях его творческой и личной жизни.

- Почему после школы вы не пошли учиться музыке, а поступили в технический вуз?

Я родился и жил в небольшом северном городе Ухта. А там было единственное высшее учебное заведение - Ухтинский индустриальный институт. Конечно, у меня были мечты поехать в Москву или в Питер, получить там музыкальное образование. Класса с 4 - 5-го мне страшно хотелось заниматься только музыкой, играть в группе. Как-то я набрался смелости и зашел в каморку на чердаке, где репетировал ансамбль десятиклассниц. Увидев, как я завороженно смотрел на их инструменты, издававшие, как тогда казалось, волшебные звуки, девочки разрешили мне поиграть на электрооргане «Юность-70». Мое исполнение их так впечатлило, что они предложили выступить с ними на школьном вечере. После этого мне стало ясно, что учеба учебой, а настоящая жизнь проходит мимо. И через месяц мы с друзьями собрали свою первую группу.

А в старших классах я уже профессионально играл на танцплощадках и в ресторанах, получал за это неплохие деньги. Но, когда об этом стало известно родителям, у нас случился серьезный конфликт. Работа в качестве музыканта, тем более ресторанного, в нашей семье не входила в понятие о прекрасном. Мои родители трудились инженерами-геофизиками, имели по два высших образования. Они настояли, чтобы я тоже получил серьезную специальность. И правильно сделали! До сих пор благодарен им за это. Учеба в вузе дисциплинирует, структурирует образ мышления и во многом формирует личность.

- Чем запомнились студенческие годы?

Я учился по специальности «Теплогазоснабжение и вентиляция» на инженерно-строительном факультете. Это были замечательные годы. Чего стоил один стройотряд! У Ухты есть болгарский город-побратим - Ловеч. И нас, 18 студентов, отправили в составе стройотряда в Болгарию. За месяц методом опалубки мы построили четырехэтажное здание, в котором потом разместилась библиотека. За ударный труд наградили путевками на Солнечный берег. Представляете, что это было для нас?!

Группа «Сталкер» образца 1987 года: Сергей Костров, Андрей Державин, Сергей Терентьев и Виталий Лихтенштейн. Изображение: Личный архив

- Как появилась группа «Сталкер»?

Во время учебы в институте я познакомился с Сергеем Костровым . Он учился на другом факультете и был одним из самых крутых ди-джеев в городе. На его дискотеки в Центральном парке культуры собиралось по тысяче человек. А я там же подрабатывал в ансамбле, и у нас была общая каморка, где хранилась аппаратура. Выяснив, что Сергей пишет стихи, а я музыку, мы решили попробовать что-то сделать вместе. Первую песню записали у меня дома на двухканальный магнитофон Sony, позволявший делать наложение. Тогда же возникло название «Сталкер». Надо было на записи представить как-то наш проект. И у меня само с языка слетело это слово, знакомое всем по фильму Андрея Тарковского . Вечером Сергей прокрутил эту запись у себя на дискотеке. И на следующий день пошли слухи, что в городе появилась новая обалденная группа.

Через неделю про нас уже знала вся Республика Коми. А через две - вызвали в соответствующие органы. Поводом было отсутствие у нашей песни «литовки», то есть разрешения от цензуры. Нет, ничего плохого с точки зрения идеологии мы не пели. Все песни у нас были про любовь. Видимо, ответственные товарищи боялись любых неконтролируемых ими проявлений творчества молодежи. Это было начало 1985 года. Тогда по всей стране шли гонения на «подпольные» группы. Составлялись «черные» списки. И больше всего мы испугались, что нам не дадут выступать. Но завотделом идеологии горкома партии нашел гениальный выход из положения. Чтобы мы не причинили зла стране, нас решили не запретить, а, наоборот, поместить на видное место. И предложили давать концерты в построенном болгарами молодежном центре, который был самым крутым клубом в Ухте.

- Выступления проходили бесплатно?

Нет, на них продавали билеты. Каждый вечер в нашем центре яблоку негде было упасть. На улице стояла очередь. Думаю, деньги собирались приличные. А мы были официально оформлены на работу в отдел культуры горисполкома и получали зарплату. Если честно, она была намного меньше того, что я зарабатывал, играя в ресторане. Но нас окрыляла сама возможность выступать перед публикой со своими песнями.

- А по институтской специальности довелось поработать?

Ни одного дня. Мы даже дипломы не успели получить. Оставалось доучиться совсем немного, когда «Сталкер» пригласили на работу в Коми республиканскую филармонию. Это перевернуло нашу жизнь с ног на голову. Нужно было делать выбор - продолжать оставаться провинциальными звездами или попытаться выйти на большую сцену. Мы предпочли второй вариант. В филармонии нам назначили ставку 7 рублей 50 копеек за концерт и отправили на гастроли. Дали аппаратуру, при виде которой на глазах появлялись слезы. С ней, пожалуй, можно было проводить лишь детские утренники.

Пришлось многое самим покупать и делать своими руками. С нашей программой мы несколько раз проехали через всю страну. Выступали в самых отдаленных уголках. Таких, как поселок Гремиха под Мурманском или Хальмер Ю, до которого из Воркуты ходил только один поезд, состоявший из одного вагона. Гостиницы там не было. Ночевали мы в частном секторе. А ночью прошла пурга, и дверь на улицу так завалило снегом, что утром мы не могли выйти на улицу. Но я уверен, что мы сделали правильный выбор. Нам дали шанс пройти через испытания, чтобы стать сильнее. И мы им воспользовались.


С женой Еленой и их сыном Владиком. Изображение: Личный архив

Бесценный опыт

- Правда ли, что вы очень рано обзавелись семьей?

Мы с моей женой Леной расписались на первом курсе института. Поначалу жили у моих родителей. Через четыре года родился сын, и нам дали комнату в общежитии. Помню, прогуливаясь с ребенком в коляске, мы дошли до мебельного магазина. Коляску, как тогда было принято, оставили у входа на улице. Но так увлеклись выбором мебели для своего нового жилья, что, покинув магазин, забыли про ребенка и ушли домой. Вскоре почувствовали, что чего-то не хватает. Как ошпаренные кинулись обратно. Слава богу, коляска с мирно спящим сыном так и стояла у магазина.

- Как удалось перебраться из Ухты в Москву?

В конце 1988 года судьба распорядилась так, что мы прямо на гастролях остались без нашего филармонического администратора. Последние 15 концертов тура проходили во Владивостоке и близлежащих поселках. Выбираться оттуда домой в Ухту с четырьмя тоннами аппаратуры было проблематично. А незадолго до этого в Свердловске у нас завязалось знакомство с группой «Машина времени». Мы жили в одной гостинице и каждый вечер встречались после концертов. Общались, выпивали. И Саша Кутиков пригласил нас в Москву, чтобы записать на его студии новые песни. «Надо ехать!» - решили мы. Распродали во Владивостоке нашу аппаратуру. И в январе 1989 года уже были в Москве. Первые три месяца жили роскошно. Снимали люксы в «Интуристе». Потом деньги кончились. Пришлось переселиться в съемные квартиры с тараканами и другими «прелестями» временного жилья. Но к тому времени ко мне уже переехали из Ухты жена с сыном. А вместе преодолевать трудности было намного легче.

Андрей с маленьким Кристианом Цхадая. Изображение: Личный архив

- Каким образом в конце 80-х в составе «Сталкера» оказался маленький мальчик, игравший на клавишах?

Когда «Сталкер» впервые показали по телевидению, стало понятно, что скоро мы станем великими, и нам будут рукоплескать Нью-Йорк, Лондон и Париж. Встал вопрос о том, что нам нужен новый администратор. Им согласился быть мой старый друг Борис Цхадая , с которым мы играли в ухтинском ресторане «Русь». Наши сыновья - почти ровесники. Однажды на концерте в сочинском зале «Фестивальный» Борис предложил: «Пусть с вами на сцену выйдет мой сын Кристиан и что-нибудь исполнит!» Я не стал возражать. Он спел «О соле мио» из репертуара Робертино Лоретти . У него оказался потрясающе чистый высокий голос. После этого Кристиан стал у нас «сыном полка». Когда он оказывался на наших концертах, мы брали его с собой на сцену. Естественно, исполнять «О соле мио» каждый раз - ни к чему. Часто концерты бывали сборными, где мы пели одну-две свои самые хитовые песни. И решили задействовать его в качестве клавишника.

В 1989 году Кристиан снялся с нами в «Песне года», где не без помощи руководителя «Самоцветов» Юрия Маликова впервые прозвучала «Не плачь, Алиса!». Меня тогда завалили письмами: «Кто этот мальчик? Это ваш сын?». Талант Кристиана проявился не только в музыке. Он профессионально играл в футбол. Был вратарем сочинской «Жемчужины». А в 2003 году успешно участвовал в «Фабрике звезд» Максима Фадеева . Искренне желаю ему удачи и новых побед!

Правда ли, что продюсер Ольга Молчанова, которая в начале 90-х пригласила вас вести телепрограмму «Шире круг», ругалась на поклонниц, постоянно отвлекавших Андрея Державина от съемок?

Ну, что я могу сказать? Да, Ольга Борисовна была права. Пару раз случалось, что, раздавая автографы и увлекшись общением с поклонницами, я чуть не опаздывал к своему выходу. Но, несмотря ни на что, сценарий программы всегда был у меня с собой, и думал я только о нем. Приходя на съемки «Шире круг», я чувствовал большую ответственность. Мне нужно было по четыре часа находиться на сцене с текстом. Причем, без такого: «Стоп! Снимем еще разок!». Шел концерт, на который приходила публика по билетам. Для меня это бесценный опыт, за который я очень благодарен Ольге Борисовне.

- Как же вам, будучи окруженным огромным количеством влюбленных женщин, удалось сохранить семью?

В этом огромная заслуга моей супруги. Желание понравиться противоположному полу - мощнейшая мотивация для любого творческого человека. Это та сила, которая заставляет писать песни, рисовать картины, делать научные открытия. Так устроен мир. Попадись мне вместо Лены какая-нибудь истеричка, неизвестно, беседовали бы мы сейчас с вами или нет. Может, она бы из ревности убила меня сковородой. Но мне очень повезло с женой. Лена не только красавица, подарившая мне замечательных детей - сына и дочь. Главное - она очень мудрый и терпеливый человек. Поэтому мы с ней до сих пор вместе.


Черт-те что

- Как получилось, что вы стали участником «Машины времени»?

Мое решение попробовать себя в качестве музыканта «Машины» было осознанным, хотя и принял я его практически моментально. Ребята позвонили мне прямо с гастролей, и я не раздумывая ни секунды ответил: «А почему бы нет?»

- Что стало с группой «Сталкер»?

Коллектив в своем первом составе просуществовал до 1992 года. Однажды мне позвонил наш клавишник Виталий Лихтенштейн и сказал: «Слушай, я принял решение уехать из России». В стране тогда творилось черт-те что. Это сказывалось на настроении людей. И уговаривать Виталика остаться было бессмысленно. Он перебрался в США, в Майами. Так группа прекратила свое существование. Потом я собрал под тем же названием новых музыкантов и до конца 90-х гастролировал с ними. А не так давно снова решил возродить «Сталкер». Мне много раз говорили: «Когда вы начнете выступать сольно?» Но я чувствовал, что внутренне не готов к этому.

А пару лет назад у меня родилась идея - воссоздать оригинальное звучание «Сталкера» 80 - 90-х при помощи нынешней техники. В моей студии сохранилось в рабочем состоянии оборудование, с которым первый «Сталкер» ездил на гастроли. Мы тогда одними из первых начали использовать на концертах секвенсоры - предшественники современных музыкальных компьютеров. Я придумал, как «подружить» старую технику с новой. Получилась потрясающе интересная штука. И мне захотелось выйти с этим проектом на сцену. Предложений по концертам оказалось так много, что в прошлом году мне пришлось расстаться с «Машиной времени». У нас начали пересекаться концертные графики. Подводить друзей не в моих правилах. И мы с «машинистами» решили, что пора искать мне замену. Сейчас я полностью сосредоточился на работе с новым «Сталкером». Сделал полноценную концертную программу, которая сочетает знакомые всем хиты, подзабытые песни с первых магнитоальбомов группы, и совсем новые произведения.

Андрей Державин – известный певец, аранжировщик, композитор. Создатель группы «Сталкер», почти два десятка лет был клавишником «Машины времени».

Имя Андрея Державина гремело в 90-е годы, именно тогда его популярность достигла своей наивысшей отметки. Его композиции «Журавли», «Без тебя», «Катя-Катерина», «Не плачь, Алиса» распевала практически вся страна. В последнее время он не балует журналистов своим вниманием, потому что не любит их манеру переворачивать всю информацию, правду превращать в слухи и наоборот. Когда-то они уже сделали его сыном артиста Михаила Державина, а потом долго муссировали слухи о его болезни, только по той причине, что он кардинально изменил свой имидж – постригся наголо.

Детство

Родился Андрей Державин 20 сентября 1963 года в Коми, в небольшом городе Ухта. Его родители – Владимир и Галина Державины, не были местными жителями. Родиной отца был Южный Урал, мама уроженка Саратовской области. Они работали инженерами-геофизиками, и абсолютно никакого отношения к миру искусства не имели. Кроме Андрея в семье подрастала дочь Наташа, моложе его на 8 лет.

Родители смогли рассмотреть творческие наклонности сына, и решили, что лучше всего их развивать в музыкальной школе. Буквально с первых занятий стало понятно, что мальчик обладает абсолютным слухом и способностями к музыке. Особенно ему нравилось сочинять ее самому. Поначалу он учился по классу фортепиано, потом его увлекла гитара.

После получения школьного аттестата Андрей стал студентом Индустриального института. Выбор пал на этот вуз, потому что он был единственным в родном городе, а уезжать Державину не хотелось. В годы учебы Андрей познакомился с Романом Абрамовичем, который тоже учился в этом вузе.

Вместе со своим другом Сергеем Костровым Андрей создал музыкальный коллектив «Сталкер». Вначале своей карьеры они выступали с инструментальными произведениями, солиста у них не было. В 1985 году они поняли, что в репертуаре нужно что-то менять, и Державин взялся за микрофон.

В его исполнении прозвучала композиция «Звезда», которая впоследствии вошла в одноименный альбом. В этот же сборник вошли песни «Я не хочу помнить зла», «Без тебя», которые гремели в конце 80-х.

Музыкальная карьера

После головокружительного успеха первого музыкального альбома группы, музыкантов взяла под свою опеку филармония города Сыктывкар. Под таким покровительством музыканты смогли совершать гастрольные туры практически по всей стране. Основным направлением их творчества стала поп-музыка, а под танцевальные ритмы коллектива «зажигало» не одно поколение молодых людей. Постепенно, от концерта к концерту, популярность группы росла, у них появляются свои фанаты.


Андрей Державин на концерте в греппе «Сталкер»

В 1989-м лидеры группы – Державин и Костров, приняли решение поехать в столицу. Их пригласил Александр Кутиков, композитор «Машины времени» и владелец студии звукозаписи. Именно на его студии были записаны новые сборники, получившие название «Новости из первых рук» и «Жизнь в придуманном мире».

Вскоре они попадают на телевидение, где создают свои первые видеоклипы на композиции «Три недели» и «Верю». Песня «Три недели» прозвучала в передаче «Утренняя почта», и помогла музыкантам прославиться на весь Советский Союз.

В преддверии нового 1990-го года на ТВ прозвучала композиция «Не плачь, Алиса», и именно с того дня Державин приобрел невероятную популярность, граничащую с истерией. Толпы обезумевших поклонниц буквально не давали ему спокойно передвигаться по городу, они ожидали его у подъезда дома, рядом с музыкальной студией «Синтез», и других местах, где появлялся их кумир.

Вскоре заговорили о его невероятном внешнем сходстве с Юрием Шатуновым, звезда которого тоже начала разгораться на музыкальном Олимпе. Они не были не то, что братьями, но даже и дальними родственниками, но все сходились во мнении, что они имеют много общего. Державин всегда выглядел молодо, и понять, кто из них старше или моложе, не удавалось даже самым преданным его фанатам.

Одна из самых популярных композиций группы – «Не плачь, Алиса», стала красивой точкой в биографии коллектива «Сталкер». В 1992-м группа распалась, хотя спустя год они один раз встретились, когда их пригласили выступить в рамках фестиваля «Песня года». В том же году они стали лауреатами этого конкурса.

Лучшие хиты

В 90-е годы Державин получил приглашение от журнала «Комсомольская жизнь», и стал его музыкальным редактором. Параллельно с этим он начал вести популярную музыкальную передачу «Шире круг», которую демонстрировало Центральное телевидение. Творческие пути бывших участников «Сталкера» разошлись, каждый из них делал собственную карьеру. У Кострова появился собственный проект под названием «Лолита», а у Державина начала развиваться успешная сольная карьера. Его творчество становится все более популярным, и число поклонников увеличивается с каждым днем.

В 1994 году Андрей создает свои лучшие произведения, среди которых стоит отметить композиции «Брат» и «Чужая свадьба». Именно они принесли ему не только славу, но и награду песенного фестиваля «Песня года-94». Державин выпускает сольный альбом под названием «Лирические песни», который выходит приличным тиражом, и расходится мгновенно.

Многие поклонники его творчества просто влюбились в песню «Журавли», тоже вошедшую в этот сборник. Одновременно с выступлением на сцене и написанием новых хитов, Державин принимает участие в конкурсе «Утренняя звезда». Он входит в число арбитров этого популярного детского шоу.

В 90-х Андрей много гастролировал, делал студийные записи своих композиций, работал на ТВ. В те годы он выпустил четыре сольника, два десятка песен из которых стали настоящими хитами того времени. Среди самых запоминающихся стоит отметить песни «Катя-Катерина», «Забудь обо мне», «Веселые качели», «В первый раз», «Наташа» и другие. Композиции «Не забывайте друзей» и «Несколько часов любви» Державин написал не один. Его соавторами были и , чьи имена тоже гремели на отечественной эстраде.

Память о друге

В 90-е Андрей Державин познакомился с Игорем Тальковым, который впоследствии стал ему близким другом. В программе концерта, во время которого Талькова застрелили, был задействован и Державин. Он стал одним из тех, кто потом помог вдове организовать похороны Игоря. Кроме Андрея она могла рассчитывать на помощь Олега Газманова и Михаила Муромова, которые оставили все свои дела и примчались в Санкт-Петербург. Благодаря их участию все, кто хотел попрощаться с известным композитором и певцом, сумели попасть на место погребения и обратно.


В 1994-м Державин написал свой очередной хит – композицию «Летний дождь», которая посвящалась памяти его друга . Андрей принимал самое активное участие в жизни семьи покойного друга, он старался помочь материально, постоянно поддерживал жену и сына.

В том же 1994-м певцу был присвоен графский титул, которого он удостоился от Русского дворянского общества. Таким образом отмечен его вклад в развитие русской культуры.

«Машина времени»

В 2000-м группа «Машина времени» осталась без клавишника, и кто-то из музыкантов предложил кандидатуру Державина. Андрей долго не раздумывал, согласился сразу. С этого времени его сольная карьера ушла в прошлое, он стал простым музыкантом в прославленном коллективе. Ажиотаж вокруг его имени постепенно улегся, хотя он и продолжал сочинять свои композиции.


Вскоре его музыка начала звучать в известных кинолентах. Его музыкальное сопровождение звучит в картинах «Лузер», «Танцор», «Женить миллионера», «Цыганки». Есть в его творческой биографии и работа в кинематографе. Он сыграл камео(самого себя) в лентах «Мужчина в моей голове» и «Воротилы, быть вместе».

Личная жизнь

Единственной любовью всей жизни Державина стала Елена Шахутдинова, с которой он познакомился еще в институте. С той самой поры они неразлучны. У них крепкая семья, основанная на любви и верности, поэтому личную жизнь артиста можно считать вполне счастливой и устроенной. В 1986-м у них родился сын Владислав, в 2005 году супруги стали родителями снова, на этот раз дочери Анюты.


Державин не выставляет личную жизнь на показ, практически ничего не рассказывает о своих близких журналистам. Общее семейное фото тоже найти достаточно трудно. Андрей не любит публичность, поэтому на его странице в Инстаграм появляются снимки исключительно рабочих моментов.

У Державина обычная размеренная жизнь, он стал не только отцом, но и счастливым дедом. У его сына Владислава родилось двое чудных деток – Алиса и Герасим. Можно предположить, что девочка получила свое имя не случайно, оно ассоциируется с названием лучшей композиции артиста – «Не плачь, Алиса».

Альбомы

«Сталкер»

  • 1986 - «Звёзды»
  • 1988 - «Новости из первых рук»
  • 1991 - «Не плачь, Алиса!»

Сольные

  • 1994 - «Лучшие песни»
  • 1996 - «Сам по себе»
  • 2016 - «Избранное»

Машина Времени

  • 2001 - «50 лет на двоих»
  • 2001 - «Место, где свет»
  • 2004 - «Машинально»
  • 2004 - «Неизданное 2»
  • 2005 - «Kremlin Rocks!»
  • 2007 - «Time Machine»
  • 2009 - «Машины не парковать»
  • 2009 - «Машинопись»
  • 2010 - «День 14810-й»
  • 2016 - «ВЫ»

Слушать песни

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .