Виды оркестров. Виды оркестров, исполняющих инструментальную и симфоническую музыку Виды симфонических оркестров

Оркестр – это большое количество музыкантов, которые одновременно играют на разных музыкальных инструментах. Оркестр отличается от ансамбля наличием целых групп отдельных видов музыкальных инструментов. Довольно часто в оркестре одна партия исполняется сразу несколькими музыкантами. Количество человек в оркестре может быть разным, минимальное число исполнителей — пятнадцать, максимальное количество исполнителей не ограничено. Если вы хотите послушать живой оркестр в Москве, то можете заказать билеты на концерт на сайте biletluxury.ru.

Существует несколько видов оркестров: симфонический, камерный, эстрадный, военный и оркестр народных инструментов. Все они отличаются друг от друга составом музыкальных инструментов.

В составе симфонического оркестра обязательно должны быть струнные, духовые и ударные музыкальные инструменты. Также в симфоническом оркестре могут встречаться другие виды музыкальных инструментов, которые необходимы для исполнения определённого произведения. Симфонический оркестр может быть большим и малым, всё зависит от количества музыкантов.

В камерном оркестре музыканты играют на духовых и струнных инструментах. Исполнять музыкальные произведения этот оркестр может даже во время движения.

В состав эстрадного оркестра помимо инструментов, используемых в симфоническом оркестре, входят электронные музыкальные инструменты. Например, синтезатор, ритм-секция и т. д.

В джазовом оркестре используются духовые и струнные музыкальные инструменты, а также специальные ритм-секции, на которых исполняют только джазовые композиции.

В оркестре народной музыки используют этнические музыкальные инструменты. Русские коллективы используют балалайку, баян, жалейку, домру и т. д.

В состав военного оркестра входят исполнители, которые играют на ударных, а также духовых музыкальных инструментах, а именно на медных и деревянных. Например, на трубах, тромбонах, серпентах, кларнетах, гобоях, флейтах, фаготах и других.

Слово «оркестр» известно давно. В древнегреческом театре «орхестрой» называли место перед сценой, где располагался хор во время исполнения трагедии. Позднее так стали называть большой инструментальный ансамбль в отличие от маленького – камерного (от латинского «камера» - «комната»). Большие инструментальные ансамбли сопровождали музыкально-театральные представления, или выступали самостоятельно. В современном понимании оркестр – это большой коллектив музыкантов-исполнителей, играющих на различных инструментах. От подбора инструментов зависит тип оркестра.

Оркестр народных инструментов . У разных народов инструменты различны, поэтому составы и звучание подобных оркестров заметно разнятся между собой. Неаполитанский оркестр состоит из мандолин и гитар, оркестры национальных инструментов Африки и Индонезии состоят в основном из ударных инструментов. В составе оркестра русских народных инструментов играют домры, балалайки, гусли, свирели, жалейки, рожки, баяны, бубны. Таким его создал в конце XIX века Василий Васильевич Андреев . Сейчас в оркестр русских народных инструментов входит группа деревянных духовых инструментов, значительно расширена и группа ударных. Исполняют такие оркестры обработки русских народных песен, произведения, специально написанные для этого состава.

Духовой оркестр коллектив исполнителей на духовых (деревянных и медных или только медных, так называемая банда ) и ударных инструментах. Духовой оркестр способен выступать в любых условиях – в помещении, на открытом воздухе, и даже в движении. Благодаря этому духовой оркестр издавна используется армиями многих стран. Духовой оркестр зародился в далеком прошлом. Еще в Древнем Египте, Персии, Греции, Китае, Индии торжественные религиозные обряды и военные действия сопровождались ансамблями духовых и ударных инструментов. Первые духовые оркестры появились в Европе в XVII веке. Во второй половине XVIII века они пополнились инструментами «янычарской» (турецкой) музыки – большим и малым барабанами, тарелками и другими. Духовой оркестр и сегодня непременный участник культурно-массовых или спортивных мероприятий.



Джазовый оркестр . Джаз - особое явление в музыке XX века. Он родился из соединения двух культур – европейской и африканской. Первые джаз-банды появились в Америке в 10-е годы XX века. Любимыми инструментами этих коллективов были: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара, банджо. Вообще, джаз охотно использует любые инструменты. Строение большинства джазовых пьес напоминает вариационную форму: в начале весь ансамбль играет тему, затем идет ряд вариаций-импровизаций, а в конце опять проводится тема. Искусство импровизации, причудливый ритм – свинг («качание»), особая манера исполнения, словно танцуя, - все это в свое время ошеломило и покорило публику. До сих пор на слуху имена знаменитых джазовых музыкантов: певца и трубача Луи Армстронга, певицы Эллы Фицджеральд, кларнетиста Бенни Гудмена, пианиста Дюка Эллингтона.

Эстрадный оркестр – использует самые различные типы составов, включая и те, что характерны для джаза. Самый распространенный тип - эстрадно-симфонический оркестр. Эстрадная инструментальная музыка отличается от джазовой большей простотой и мелодичностью, отсутствием импровизационности. Эстрадные оркестры исполняют часто музыку танцевальную, развлекательную, обработки песен, переложения классических произведений.

Симфонический оркестр сложился во второй половине XVIII века. Музыканты долго искали наилучшее сочетание и соотношения инструментов. Сначала подбор их в оркестре не был точно установлен и мог значительно меняться. Основателями классического симфонического оркестра стали

Й. Гайдн и В. А. Моцарт, в творчестве которых он оформился как объединение четырех инструментальных групп: струнной смычковой , деревянной духовой , медной духовой и ударной . Основа оркестра осталась неизменной до сегодняшнего дня, но за прошедшие столетия его состав постоянно обогащался новыми инструментами, а уже известные все время совершенствовались. У симфонического оркестра самые широкие выразительные возможности.

Любой оркестр – это большой коллектив музыкантов-исполнителей, их слаженная игра невозможна без дирижера (от французского «направлять, управлять»). Перед его глазами партитура – ноты, в которые вписаны партии всех инструментов . По партитуре дирижер показывает музыкантам время их вступления, отсчитывает доли, объединяя всех в единый ансамбль, представляет свое понимание содержания произведения. В руках дирижера не всегда была легкая палочка. Сначала дирижеры громко отбивали такт баттутой (палкой), некоторые стучали ногой, или свернутыми нотами. Часто оркестром управлял первый скрипач - капельмейстер , используя для этого смычок. Дирижерская палочка появилась в руках дирижера в начале XIX века. А первым повернулся лицом к музыкантам Рихард Вагнер.

Задания:

1. Какой оркестр часто звучит на открытом воздухе, почему?

2. Какой оркестр сформировал В. Андреев?

3. В каком оркестре может быть любой состав исполнителей,

а главное – импровизация и свинговый ритм?

4. Какой оркестр исполняет симфонии, симфонические поэмы,

сюиты, увертюры?

5. Зачем оркестру нужен дирижер?

Сегодня почти в каждом музыкальном театре планеты имеется своя оркестровая яма. А ведь бывали времена, когда ее просто не существовало. Задавшись вопросом об истории ее возникновения, вот что удалось разузнать.

Правда ли, что оркестровую яму придумал Рихард Вагнер?

Нет. Великий немецкий композитор Рихард Вагнер был, действительно, реформатором в области музыки, но оркестровую яму придумал не он. Он лишь внес некоторые коррективы с местом ее расположения, задвинув глубже под сцену и скрыв специальным козырьком. Сама яма появилась в ту пору, когда даже понятие «дирижер » еще не существовало.

Когда появилось понятие «ямы»?

В эпоху Возрождения группа музыкантов европейского театра благополучно находила язык с исполнителями и без особого лидера, располагаясь на одном уровне со зрителем нижнего яруса вплоть до третьей четверти XIX века. То место, которое мы сегодня именуем партером, как раз в эпоху Ренессанса и стало называться «ямой». Правда, оно не имело никаких признаков престижа, в нем не было никаких кресел, публике приходилось все действие стоять, а пол часто был земляным, куда обладатели самых дешевых билетов бросали все, что поедали во время многочасовых представлений - скорлупу орехов и корки апельсинов. И рядом с этими «граундлингами », составляющими публику «ямы» за 1 пенни (стоимость порции дешевой говядины), находились и музыканты, подыгрывающие артистам, выступающим на высоком помосте. Лишь в 1702 году это место для музыкантов у помоста для игры стало называться древнегреческим словом «оркестра » (в переводе с греческого «место для плясок »).


Яма у помоста шекспировского театра Глобус

Как появился дирижер?

К началу XVIII века количество участников в оркестре продолжало расти, обнаружив большую проблему сохранения темпа. Отчего возникла необходимость в лидере, способном руководить коллективом во время игры. Им часто становился выходец из музыкантов, исполняющий одну из партий. Главной его задачей было сохранение сильной доли.

В эпоху разнообразия скрипичных инструментов (последняя треть XVIII века), когда разнокалиберные виолы сменились альтом, виолончелью, контрабасом руководителем оркестра часто выступал первый скрипач, использующий для управления свернутый в трубку лист белой бумаги. На рубеже XVIII - XIX веков первые дирижеры стояли лицом к зрительному залу по центру оркестра на небольшом возвышении. А оркестр по-прежнему располагался у рампы, на одном уровне с партером. Однако к концу XIX века его положение изменилось. Он встал у ряда первых скрипок, спиной к залу, и мог видеть все происходящее на сцене. Это нововведение принадлежит Рихарду Вагнеру.


Рихард Вагнер (1813 - 1883)

Что еще придумал Рихард Вагнер?

Кроме нового инструмента - басовой трубы, перемещения дирижерского пульта и ряда реформ в композиции, гармонии, действии он переместил оркестр в специальную нишу у рампы, опущенную ниже уровня сцены и укрытую сверху специальным приспособлением. Многие исследователи сакрализуют этот акт, видя в нем проявление воли большого Автора поступить с оркестром так же, как и с нибелунгами, спрятав их в бездне подземелья. Интерпретацию оставим поклонникам вагнеровского таланта, нам же достался реальный факт исчезновения препятствия, отвлекающего от любопытного театрального зрелища под великолепную, неизвестно откуда звучащую музыку.

Из кaкиx инcтpyмeнтoв обычно состоит оркестр?

Традиция сложилась в период так называемой «венской классики» (Гaйдн, Moцapт, Бeтxoвeн), когда были сочинены первые симфонии, давшие название и первым ее исполнителям - симфoничecким opкecтpaм. Сегодня тaкoй opкeстp для исполнения западноевропейской музыки называется «классическим » или «бетховенским » (так как сформировался в партитурах композитора) и cocтoит из чeтыpex инструментальных гpyпп: 1 ) стpyнного квинтета смычкoвыx (1-я и 2-я cкpипка, aльт, виoлoнчeль, кoнтpaбaс); 2 ) пapныx дyхoвыx дepeвянныx (пары флeйт, гoбoeв, клapнeтoв, фaгoтoв); 3 ) дyxoвыx мeдныx (парочка тpyб и 2-4 вaлтopны) и 4 ) ударных (представленные литаврами, однако сегодня дополнительно используется бoльшoй и мaлый бapaбaны, треугольник, оркестровые колокола, ксилофон и даже там-тамы). Изредка привлекают арфу и представителей 5 ) клавишных (орган, клавесин, фортепиано) и другие. Для некоторых произведений композиторов поздней, романтической эпохи потребовалось до ста пятидесяти исполнителей (Вагнер, Брукнер, Малер, Штраус, Скрябин). При этом по сей день популярны благодаря деятельности до симфонического периода (Монтеверди, Генделя и др.) возникшие в XVII веке при дворах королевских и знатных семейств камерные коллективы с численностью от 4 до 12 человек. Иногда их нe прячут в opкeстpoвoй яме, а делают стильной частью сценического действия.

Есть ли инструменты, без кoтopыx никaк нe обойтись?

У каждой эпохи были свои предпочтения, отразившиеся в сoстaвe инстpyмeнтoв и мyзыкaльныx лидерах. В ренессансной музыке нельзя было обойтись без клавишных - органа и клавесина. Удивительно, но точный сoстaв инстpyмeнтoв в мyзыкaльнoм произведении впервые был указан в 1607 году в опере «Орфей » Клаудио Монтеверди (15 виол разных размеров, 2 скрипки, 4 флейты - пара больших и пара средних), 2 гобоя, 2 кларнета, 4 трубы, 5 тромбонов, apфa, 2 клaвeсинa и 3 мини-opгaнa. В середине XVIII возникло четкое деление на камерную и оркестровую музыку. Уже на рубеже XVIII и XIX веков сочинители музыки в самом названии отражали инструментальные предпочтения. В XIX веке роль струнных вновь возросла и стала лидирующей. Композиторы начали писать партии для каждого инструмента, позволяя тому или другому особо зазвучать.

Как оркестр «сверяется» с тем, что происходит на сцене?

Одним глазом глядя в ноты, вторым музыканты следят за дирижером, который ими руководит. Никакого кстати косоглазия. О том, что происходит на сцене, ни один из них обычно не догадывается. Правда, слышат все превосходно. И неожиданный грохот или неправильную ноту заметят своевременно, но из-за великолепного воспитания и жесткой дисциплины вида не подадут.


Дирижер оркестра Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского Теодор Курентзис

Что такое «оркестровая яма» сегодня?

Углубление в разделительной линии между публикой и сценическим действием, предназначенное для расположения музыкантов, чей аккомпанемент необходим сопровождению сюжета.

Почему помещается внизу, что это дает?

Ради экономии зрительского и сценического пространства и чтобы не мешать зрительскому взору видеть все, что творится на плоскости сцены.

Каковы стандартные габариты?

Прямоугольное отверстие в сцене шириной 1,2 - 1,8 метра, длиной от 6,1 до 12 метров и от 1,8 до 3,0 метров в глубину. Эта последняя величина стала причиной случающегося травматизма публики.

Чем оснащена?

Ямы имеют следующие системы оснащения:
1 . Место для дирижера, обращенного лицом к сценическому пространству, чтобы видеть происходящее и организовать единый музыкальный организм.
2 . Систему подсветки, позволяющую читать ноты с листа и видеть дирижера даже в условиях полного затемнения.
3 . Акустическую защиту самой коробки, чтобы музыканты не оглохли друг от друга, с системой микрофонной подзвучки, передающей звук через трансляторы, расположенные по всей зрительской части.
4 . Гидравлический подъемник или винтовой домкрат, реечную или ножничную систему поднимания и опускания секций, или лифт.
5 . Перекрытие - в случае, когда яма не используется, ее закрывают разного рода материалами.


Джеймс МакБей. Скрипач. 1932

Прилично ли заглядывать в яму в антракте?

Вряд ли там можно увидеть что-то интересное. Единственное известное место, где происходит нечто экстраординарное - оркестровая яма фестивального театра в Байройте (Германия), построенного при жизни и под руководством Р.Вагнера (1872-76) и ежегодно летом отмечающего праздник его музыки оперным фестивалем. Именно тут яма скрыта козырьком и спускается ступенями в глубину под сцену, так, что ее совершенно не видно публике. Из-за того, что оперы немецкого композитора считаются самыми длинными в мире, почти все музыканты в жаркие летние дни форума предпочитают легкую форму одежды - шорты и майки. Однако это не увидят даже те счастливцы, что отстояли длинную очередь в десять лет за билетами и попали на фестивальный спектакль. Во всех остальных случаях dress-code траурно парадный - все в черном, но бывают ситуации, когда мужчинам позволяют под пиджаком или смокингом носить белую сорочку. В антракте же музыканты, как и публика, отправляются на отдых с глаз долой.

Что бывает, если кто-то из музыкантов заболел?

Ничего заметного. Ряды крепчают и сплачиваются. А при массовой эпидемии некоторые произведения еще и заканчиваются быстрее. Вглядываясь в историю симфонической музыки, когда оркестр состоял из небольшого числа инструментов, начинаешь порой скучать по лаконизму и явности различия тембров и оттенков голосов. Хотя есть любители, «чтобы погромче и пошумнее». Для них существует специальная радость - жанр марша. Кому-то нравится военный, кое-кому - свадебный, а некоторым и траурный, что, впрочем, тоже большое, хотя и печальное дело. Главное, не слушать их часто по ночам.

Можно ли кидать в яму цветы и подарки?

Это примерно так же, как бросать бычки на балкон ниже. Разве что у редких, знающих грамоту гопников подобное поведение не вызывает конфуза. В театре такого метателя непременно заметят и побьют окутают испепеляющим взором. Еще не стоит играть в боулинг или городки, метясь букетом в голову даровитого оркестранта. Вот не надо! Воспользуйтесь услугами капельдинера, знающего нетравматичный способ попасть в оркестровую яму. Он может передать ваши цветы и подарки с вложенной в них открыткой «От чьего Лица » в руки именно тому музыканту, которого вы возжелали напугать подношениями. Всему свое время и место.

10 декабря в Гортеатре состоялся вечер «Неотмеченный юбилей». Рефреном звучала мысль: театру нужен оркестр, а оркестру нужен театр.

Вконтакте

Одноклассники

По единодушному мнению всех, кто пришел на юбилейное торжество, этот вечер удался на славу. Было в нем что-то от той самой первой поры, когда будущее нашего театра только рисовалось в самых радужных тонах. Но, как справедливо заметил художественный руководитель СМДТ Павел Цепенюк, театр – это ребенок, а ребенок переживает все неизбежные болезни роста. Сейчас, по прошествии шести лет, можно точно сказать – Серпухов немыслим без театра, а лицом его являются наши, разумеется, самые лучшие, артисты: Людмила Капелько, Анастасия Собина, Татьяна Чурикова, Екатерина Гвоздева, Надежда Щербакова, Ольга Синельникова, Сергей Ургансков, Рамиль Азимов, Сергей Кирюшкин, Дмитрий Глухов и Алексей Дудко. И, конечно, театр просто не состоялся бы без людей, несколько лет назад пригласивших Павла Цепенюка возглавить его. Одной из инициаторов создания профессионального театра в Серпухове является Валентина Мантуло, заместитель главы города. И, разумеется, театр не был бы тем, что он есть на данный момент, без одаренного руководителя и любящего свое дело директора – Игоря Шестуна. И еще многих, многих, многих… Зал бурно приветствовал работников Гортеатра, собравшихся на сцене в финале вечера. Но цветы и поздравления были в конце… А в начале…
А начался вечер с того, что оркестровую яму занял лауреат международного фестиваля-конкурса имени Свиридова, оркестр солистов под руководством дирижера и композитора, заслуженного работника культуры РФ Михаила Таврикова. В зале присутствовал и первый «собиратель» оркестра – Евгений Курбатов, как дань уважения к нему зал приветствовал этого известного серпуховского дирижера аплодисментами.
Оркестр появился в театре одновременно с труппой – в 2005 году. При его непосредственном участии создано несколько спектаклей. К сожалению, два года назад артисты оркестра были выведены из штата театра в связи с массовыми сокращениями, охватившими учреждения культуры на пике экономического кризиса. Оркестр этот уникальный, каждый музыкант способен вести сольную программу, а собранные вместе артисты оркестра создают мощное духовое звучание, которое, как не раз отмечали специалисты, под силу только полноценному симфоническому коллективу из двух-трех десятков музыкантов. Оркестр М. Таврикова был и остается неотъемлемой частью творческого коллектива театра. Музыканты месяц репетировали, восстанавливая партии музыкальных спектаклей «Ох, водевиль, водевиль…» и «Вкус черешни». Репетировали не просто с удовольствием – с наслаждением, ведь что таить – соскучились оркестранты по театру, ох как соскучились!
И результат вышел таким, что зал замер от восторга. Синтез живой оркестровой музыки и игры актеров оставил впечатление виртуозного сплетения музыки и драмы в спектакле. Водевили, а игрался большой кусок, соединивший части «Простушка и воспитанная» и «Беда от нежного сердца» в одно логическое целое, сыгрались легко и изящно, будто и не было двухгодичного вынужденного простоя оркестра. Актеры выпархивали на сцену, пели и танцевали, и это походило на ожившую старинную музыкальную шкатулку. Водевили, «пылившиеся» в запасниках театра, не просто вспомнились – они набрались новых красок, персонажи – все до единого – достигли порога совершенства. А ведь водевиль, при всей своей внешней легкости, является сложнейшим из театральных жанров! И это значит, что актеры серпуховского театра на юбилейном вечере прошли негласную зрительскую аттестацию на высшее мастерство, оценкой стали долгие благодарные аплодисменты…
Аплодисменты вообще не смолкали в этот вечер. Следующей частью программы стал показ-презентация отрывков из мюзикла «Вкус черешни». Прекрасный спектакль для артистического дуэта Екатерины Гвоздевой и Сергея Кирюшкина, а также оркестра под управлением Михаила Таврикова! Спектакль шел лишь несколько раз, но, судя по увиденному, списывать его категорически противопоказано. Лирическая история с песнями Окуджавы должна вернуться на серпуховские подмостки, она еще недопета-недосказана… Нужно ли говорить, что актеры играли блестяще, зал был растроган и очарован… Но далее публику ждал следующий подарок – небольшой концерт. Ольга Синельникова, Сергей Ургансков и Дмитрий Глухов спели лучшее из своего репертуара. Ария из «Травиаты» в исполнении Ольги Синельниковой и настоящего лирического тенора Дмитрия Глухова (его недаром сравнивают с «золотым» тенором России – Леонидом Собиновым) стала подлинным катарсисом этого вечера. Высочайший класс исполнения вкупе с внутренней наполненностью, одухотворенностью вокалистов потряс публику, аплодисменты перешли в овации…
Из всего увиденного сам собой напрашивался вывод: театру нужен новый музыкальный репертуар, нашим артистам под силу любая оперетта. Тем более что это – давнишняя мечта не только Ольги Синельниковой, выросшей за годы службы в театре в яркую драматическую актрису. Будем надеяться, что новый год внесет свои коррективы в серпуховскую жизнь, театр выйдет на новую ступень развития к гордости серпуховичей… Оркестр вернется… Оперетта будет поставлена…
Завершился вечер капустником. «Капуста» – это всегда смешно и остроумно, ведь актеры дают полную волю своему воображению. А посмеяться над веселой шуткой никому не зазорно. Вот и зал, в котором собралась элита Серпухова, насмеялся вволю. Побольше бы капустников, ведь они могут составить серьезную конкуренцию нашей серпуховской лиге КВН, собирающей полные залы в «России».
«Неотмеченный юбилей» отмечен. Отмечен не только великолепной сценической программой, демонстрирующей возможности единственного в Московской области музыкально-драматического театра, но и возникшим ощущением уверенности в будущем. Да, театральный «ребенок» вырос и крепко встал на «ножки». Удачи ему и всем нам.

Исторический очерк

Сама идея одновременного музицирования группы исполнителей-инструменталистов уходит в глубокую древность: ещё в Древнем Египте небольшие группы музыкантов вместе играли на различных праздниках и похоронах.

Слово «оркестр» («орхестра») происходит от названия круглой площадки перед сценой в древнегреческом театре, где размещался древнегреческий хор, участник любой трагедии или комедии. В эпоху Возрождения и далее в XVII веке орхестра трансформировалась в оркестровую яму и, соответственно, дала название помещающемуся в ней коллективу музыкантов.

Симфонический оркестр

Симфонический оркестр и хор

Симфоническим называется оркестр, составленный из нескольких разнородных групп инструментов - семейства струнных, духовых и ударных. Принцип такого объединения сложился в Европе в XVIII веке . Первоначально в симфонический оркестр входили группы смычковых инструментов, деревянных и медных духовых инструментов, к которым примыкали немногочисленные Ударные музыкальные инструменты . Впоследствии состав каждой из этих групп расширялся и разнообразился. В настоящее время среди ряда разновидностей симфонических оркестров принято различать малый и большой симфонический оркестр. Малый симфонический оркестр - это оркестр преимущественно классического состава (играющий музыку конца 18 - начала XIX века, или современные стилизации). В его составе 2 флейты (редко малая флейта), 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 2 (редко 4) валторны, иногда 2 трубы и литавры, струнная группа не более 20 инструментов (5 первых и 4 вторых скрипок, 4 альта, 3 виолончели, 2 контрабаса). Большой симфонический оркестр (БСО) включает в медную группу обязательные тромбоны и может иметь любой состав. Часто деревянные инструменты (флейты, гобои, кларнеты и фаготы) доходят до 5 инструментов каждого семейства (кларнетов иногда и больше) и включают разновидности (малая и альтовая флейты, амур-гобой и английский гобой, малый, альтовый и басовый кларнеты, контрафагот). Медная группа может включать до 8 валторн (в том числе и особые тубы Вагнера), 5 труб (включая малую, альтовую, басовую), 3-5 тромбонов (теноровых и тенорбасовых) и тубу. Очень часто используются саксофоны (все 4 вида, см. джазовый оркестр). Струнная группа доходит до 60 и более инструментов. Многочислены ударные инструменты (хотя литавры, колокольчики, малый и большой барабаны, треугольник, тарелки и индийский тамтам составляют их костяк), часто используются арфа, рояль, клавесин.

Духовой оркестр

Духовым оркестром называют оркестр, состоящий исключительно из духовых и ударных инструментов. Основу духового оркестра составляют Медные духовые инструменты , ведущую роль в духовом оркестре среди медных духовых инструментов имеют широкомензурные медные духовые инструменты группы флюгельгорнов - сопрано-флюгельгорны, корнеты, альтгорны, теноргорны, баритон-эуфониумы, басовая и контрабасовая тубы, (примеч. в симфоническом оркестре используется только одна контрабасовая туба). На их основу накладываются партии узкомензурных медных духовых инструментов трубы , валторны , тромбоны . Также в духовых оркестрах используются деревянные духовые инструменты : флейты , кларнеты , саксофоны , в больших составах - гобои и фаготы . В больших духовых оркестрах деревянные инструменты многократно удваиваются (наподобие струнных в симфоническом оркестре), используются разновидности (особенно малые флейты и кларнеты, английский гобой, альт и бас-кларнет, иногда контрабас-кларнет и контрафагот, довольно редко используются альтовая флейта и амургобой). Деревянная группа делится на две подгруппы, подобные двум подгруппам медных духовых: кларнетно-саксофоновую (яркие по звуку одноязычковые инструменты - их немного больше по количеству) и группу флейт, гобоев и фаготов (более слабых по звуку, чем кларнеты, двухъязычковые и свистковые инструменты). Группа валторн, труб и тромбонов часто делится на ансамбли, используются видовые трубы (малая, редко альтовая и басовая) и тромбоны (бас). В таких оркестрах имеется большая группа ударных, основу которых составляют все те же литавры и «янычарская группа» малый, цилиндрический и большой барабаны, тарелки, треугольник, а также бубен, кастаньеты и там-там. Возможны клавишные инструменты - фортепиано, клавесин, синтезатор (или орган) и арфы. Большой духовой оркестр может играть не только марши и вальсы, но и увертюры, концерты, оперные арии и даже симфонии. Гигантские сводные духовые оркестры на парадах на самом деле основаны на удвоении всех инструментов и их состав очень беден. Это всего лишь многократно увеличенные малые духовые оркестры без гобоев, фаготов и с малым количеством саксофонов. Духовой оркестр отличается мощной, яркой звучностью и поэтому часто применяется не в закрытых помещениях, а на открытом воздухе (например, сопровождая какое-либо шествие). Для духового оркестра типично исполнение военной музыки, а также популярных танцев европейского происхождения (так называемая садовая музыка) - вальсов, полек, мазурок. В последнее время духовые оркестры садовой музыки изменяют состав сливаясь с оркестрами других жанров. Так при исполнении креольских танцев - танго, фокстрота, блюзового джайва, румбы, сальсы привлекаются элементы джаза: вместо янычарской группы ударных, джазовый набор ударных (1 исполнитель) и ряд афрокреольских инструментов (см. джазовый оркестр). В таких случаях всё чаще используются клавишные инструменты (рояль, орган) и арфа.

Струнный оркестр

Струнный оркестр по сути представляет собой группу смычковых струнных инструментов оркестра симфонического. В струнный оркестр входят две группы скрипок (первые скрипки и вторые скрипки), а также альты , виолончели и контрабасы . Такой тип оркестра известен с XVI-XVII века.

Оркестр народных инструментов

В различных странах получили распространение оркестры, составленные из народных инструментов, исполняющие как переложения произведений, написанных для других составов, так и оригинальные сочинения. В качестве примера можно назвать оркестр русских народных инструментов , включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек , а также гусли , баяны , жалейки , трещотки , свистульки и другие инструменты. Идея создать такой оркестр была предложена в конце XIX века балалаечником Василием Андреевым . В ряде случаев в такой оркестр дополнительно вводят инструменты, фактически не относящиеся к народным: флейты, гобои, различные колокола и многие ударные инструменты.

Эстрадный оркестр

Эстрадный оркестр - коллектив музыкантов, исполняющих эстрадную и джазовую музыку. Эстрадный оркестр состоит из струнных, духовых (в том числе саксофонов, обычно не представленных в духовых группах симфонических оркестров), клавишных, ударных и электромузыкальных инструментов.

Эстрадно-симфонический оркестр - большой инструментальный состав, способный объединить исполнительские принципы различных видов музыкального искусства. Эстрадная часть представлена в таких составах ритм-группой (ударная установка, перкуссия, фортепиано, синтезатор, гитара, бас-гитара) и полным биг-бэндом (группы труб, тромбонов и саксофонов); симфоническая - большой группой струнных смычковых инструментов, группой деревянных духовых, литаврами, арфой и прочих.

Предшественником эстрадно-симфонического оркестра был симфоджаз, возникший в США в 20-х гг. и создавший концертный стиль популярно-развлекательной и танцевально-джазовой музыки. В русле симфоджаза выступали отечественные оркестры Л. Теплицкого («Концертный джаз-банд», 1927), Государственный джаз-оркестр под руководством В. Кнушевицкого (1937). Термин «Эстрадно-симфонический оркестр» появился в 1954. Так стал называться Эстрадный оркестр всесоюзного радио и телевидения под руководством Ю. Силантьева , созданный в 1945. В 1983, после смерти Силантьева, им руководил А. Петухов, затем М. Кажлаев. К эстрадно-симфоническим оркестрам относились также оркестры Московского театра «Эрмитаж», Московского и Ленинградского театров эстрады, оркестр «Голубой экран» (руководитель Б.Карамышев), Ленинградский концертный оркестр (руководитель А. Бадхен), Государственный эстрадный оркестр Латвийской ССР под управлением Раймонда Паулса, Государственный эстрадно-симфонический оркестр Украины, Президентский оркестр Украины и др.

Чаще всего эстрадно-симфонические оркестры используются во время песенных гала-представлений, телевизионных конкурсов, реже для исполнения инструментальной музыки. Студийная работа (запись музыки в фонд радио и кино, на звуковые носители, создание фонограмм) превалирует над концертной. Эстрадно-симфонические оркестры стали своеобразной лабораторией отечественной, лёгкой и джазовой музыки .

Джазовый оркестр

Джазовый оркестр - один из самых интересных и своеобразных явлений современной музыки. Возникший позже всех других оркестров, он стал воздействовать на другие формы музыки - камерную, симфоническую, музыку духовых оркестров. Джаз использует многие из инструментов симфонического оркестра, но имеет качество радикально его отличающее от всех других форм оркестровой музыки.

Главное качество, отличающее джаз от европейской музыки - это бо́льшая роль ритма (намного бо́льшая, чем в военном марше или вальсе). В связи с этим в либом джазовом оркестре есть особая группа инструментов - ритм-секция. Джазовый оркестр имеет ещё одну особенность - превалирующая роль джазовой импровизации приводит к заметной вариабельности его состава. Однако есть несколько видов джазовых оркестров (примерно 7-8): камерное комбо (хотя это область ансамбля, но его необходимо указать, так как в нём суть действия ритм-секции), камерный ансамбль диксиленд, малый джазовый оркестр - биг-бэнд малого состава, большой джазовый оркестр без струнных - биг-бэнд, большой джазовый оркестр со струнными (не симфонического типа) - расширенный биг-бэнд, симфоджазовый оркестр.

В ритм-секцию всех видов джазового оркестра обычно входят ударные, струнные щипковые и клавишные инструменты. Это джазовая ударная установка (1 исполнитель), состоящая из нескольких тарелок ритма, нескольких акцентных тарелок, нескольких том-томов (либо китайских, либо африканских), педальных тарелок, малого барабана и особого вида большого барабана африканского происхождения - «эфиопской (кенийской) бочки» (ее звук намного мягче турецкого большого барабана). Во многих стилях южного джаза и латиноамериканской музыке (румба, сальса, танго, самба, ча-ча-ча и др.) используются дополнительные ударные: набор барабанов конго-бонго, маракасы (чокало, кабаса), бубенцы, деревянные коробочки, сенегальские колокольцы (агого), клаве и др. Другие инструменты ритм-секции, уже держащие мелодико-гармонический пульс: рояль, гитара или банджо (особый вид северо-африканской гитары), акустическая бас-гитара или контрабас (на котором играют только щипком). В больших оркестрах иногда бывает несколько гитар, гитара вместе с банджо, оба вида басов. Редко используемая туба - духовой басовый инструмент ритм секции. В больших оркестрах (биг-бэндах всех 3 видов и симфоджазе) часто используют вибрафон, маримбу, флексатон, гавайскую гитару, блюзовую гитару (обе последние слегка электрифицированы, вместе с басом), но эти инструменты уже не входят в ритм-секцию.

Другие группы джазового оркестра зависят от его вида. В комбо обычно 1-2 солиста (саксофон, труба или смычковый солист: скрипка или альт). Примеры: ModernJazzQuartet, JazzMessenjers.

В диксиленде 1-2 трубы, 1 тромбон, кларнет или сопрано-саксофон, иногда альт- или тенор-саксофон, 1-2 скрипки. В ритм-секции диксиленда банджо используется чаще гитары. Примеры: ансамбль Армстронга (США), ансамбль Цфасмана (СССР).

В малом биг-бэнде могут быть 3 трубы, 1-2 тромбона, 3-4 саксофона (сопрано=тенору, альт, баритон, все играют ещё и на кларнетах), 3-4 скрипок, иногда виолончель. Примеры: Первый оркестр Эллингтона 29-35 годов (США), Bratislava Hot Serenaders (Словакия).

В большом биг-бэнде обычно 4 трубы (1-2 играют высокие сопрановые партии на уровне малых со специальными мундштуками), 3-4 тромбона (4 тромбон тенор-контрабас или тенор-бас, иногда и 3), 5 саксофонов (2 альта, 2 тенора=сопрано, баритон).

В расширенном биг-бэнде могут быть до 5 труб (с видовыми трубами), до 5 тромбонов, дополнительные саксофоны и кларнеты (5-7 общих саксофонов и кларнетов), струнные смычковые (не более 4 - 6 скрипок, 2 альта, 3 виолончели), иногда валторна, флейта, малая флейта (только в СССР). Подобные эксперименты в джазе проводили в США Дюк Эллингтон, Арти Шоу, Гленн Миллер, Стенли Кентон, Каунт Бейси, на Кубе - Пакито д`Ривера, Артуро Сандоваль , в СССР - Эдди Рознер , Леонид Утёсов.

Симфоджазовый оркестр включает большую струнную группу (40-60 исполнителей), причем возможны смычковые контрабасы (в биг-бэнде могут быть только смычковые виолончели, контрабас участник ритм-секции). Но главное это использование редких для джаза флейт (во всех видах от малой до басовой), гобоев (все 3-4 вида), валторн и совсем не типичных для джаза фаготов (и контрафагота). Кларнеты дополняются басом, альтом, малым кларнетом. Такой оркестр может исполнять специально написанные для него симфонии, концерты, участвовать в операх (Гершвин). Его особенность - выраженный ритмический пульс, которого нет в обычном симфоническом оркестре. От симфоджазового оркестра следует отличать его полную эстетическую противоположность - эстрадный оркестр, основанный не на джазе, а на бит-музыке.

Особые виды джазовых оркестров - духовой джазовый оркестр (духовой оркестр с ритм-секцией джаза, включая гитарную группу и с уменьшением роли флюгельгорнов), церковный джазовый оркестр (существует ныне только в странах Латинской Америки , включает орган, хор, церковные колокола, всю ритм-секцию, ударные без бубенцов и агого, саксофоны, кларнеты, трубы, тромбоны, струнные смычковые), ансамбль стиля джаз-рок (коллектив Майлза Дэвиса, из советских - «Арсенал» и др.).

Военный оркестр

Военный оркестр, духовой оркестр, являющийся штатным подразделением воинской части.

Школьный оркестр

Состоящий из учеников школы коллектив музыкантов, возглавляемый, как правило, педагогом начального музыкального образования. Для музыкантов нередко является отправной точкой их дальнейшей музыкальной карьеры.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Тип личности
  • Вержес, Поль

Смотреть что такое "Оркестр" в других словарях:

    ОРКЕСТР - (греч. orchestra). 1) всякое соединен. нескольких инструментов вместе. 2) место в театре, где помещаются музыканты. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОРКЕСТР греч. orchestra. а) Состав хора музыкантов … Словарь иностранных слов русского языка

    оркестр - а, м. orchestre m., нем. Orchester <лат. orchestra <гр. 1. Ансамбль музыкальных инструментов. БАС 1. Пьеса для струнного оркестра. БАС 1. 2. Группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на разных инструментах. БАС 1.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка