Достижения литературы XVIII века в произведениях писателей XIX-XX веков. Достижения литературы XVIII века в произведениях писателей XIX-XX веков В чем достижения литературы 18 века

Выйдет к маю месяцу. Задачи урока. Ты, верно, заждался письма моего, любезный брат. Роман находят растянутым, а в нем слова лишнего нет» Ф. М. Достоевский. «Не понимают, как можно писать таким слогом. «Человек есть тайна. Около половины марта я был готов и доволен. Отдашь да не рад будешь. Я получил от москвичей 500 рублей серебром. Тематические черты «маленького человека» в образе Макара Девушкина.

«Лицейская жизнь Пушкина» - Жилая комната. 19 октября 1811 г. в Екатерининском дворце состоялась церемония открытия лицея. Малиновский Иван Прозвище Казак. Присутствовал сам Александр I с семьей, было много гостей. Член тайного общества декабристов. Лето 1817 г. Дни окончания Лицея. Проектная работа по литературе на тему: «Лицейские годы А.С.Пушкина». Учебный класс. Табель Пушкина Александра. Ты счастлив, друг сердечный! Обнимемся в последний раз! А ты, повеса из повес, На шалости рожденный, Удалый хват, головорез, Приятель задушевный… Учитель: Гильмиева А.М. Создатель альманаха "Северные цветы.".

«Рассказы Шукшина» - Я тоже живу в Алтайском крае. «В поле мы всегда ходили пешком, возвращались затемно, хоть глаз коли. Из воспоминаний матери и сестры В.М. Шукшина. Основной приём - антитеза. Вася заупрямился. Надо только умно жить…». План исследования: На «кузне» работает дед Макар. Реальный страх является следствием войны. Мы умели жить. Нет мужчин-работников - страда подгоняет; работают дети. Огород был маленький. Выводы:

«Русская литература 18 века» - Основные литературные направления. Литература XVIII века. Портрет Екатерины II. Урок литературы в 9 классе. И.Н. Никитин.Портрет Пётра I. Классицизм Сентиментализм. Ф.С.Рокотов.

«Лермонтов 9 класс» - Философские стихотворения. Тема любви. «Родина» «Бородино» «Прощай, немытая Россия» «Два великана» «Жалобы турка». Основные темы творчества Лермонтова. «Тучи» «Люблю я цепи синих гор». И угрюмо Ты затаил, о чем томилась дума, И вышел к нам с усмешкой на устах. Арсеньева Е. «Что же мне так больно и так грустно…». О природе. «Пророк» Лермонтова явился полемическим ответом на одноимённое стихотворение Пушкина. «Пророк» Пушкина и «Пророк» Лермонтова. «Журналист, читатель и писатель». Николай I. О судьбе поколения. (Лермонтов: личность, судьба, эпоха).

«Говорящие фамилии в пьесах Островского» - Год. Савва получает неплохое образование, но реализовать свои способности до конца не может. Пелагея Егоровна – жена Гордея Торцова. Гордей Карпыч Торцов. Герои пьесы А. Н. Островского «Бедность не порок». Говорящие фамилии в творчестве А. Н. Островского. Любовь Гордеевна. Цель: Любим Торцов. Таким образом, через фамилию автор подчеркивает сходство братьев. Пелагея Егоровна Торцова. Митя.

Начиная с первых десятилетий XVIII века, все происходящее в русской литературе было связано с общим национально-историческим развитием страны, стремительно вовлекавшейся в общеевропейскую жизнь, завоевывая в ней свое особое место и одновременно становясь частью мирового исторического процесса.

Важным этапом в развитии русской литературы XVIII века было утверждение классицизма как литературного направления, когда была решена историческая задача преобразования стихосложения, положено начало формированию русского литературного языка. Классицизм создал новые литературные формы, соответствующие новому содержанию, новым общественным и гражданским идеалам. С конца 1730-х годов зарождение «новой» русской литературы было связано с деятельностью М.В. Ломоносова, внесшего огромный вклад в дело формирования национального русского языка и преобразование русского стихосложения.

Отражая основные этапы становления русской нации и государственности, русская литература непосредственно вмешивалась в решение актуальных политических и социальных вопросов и стала мощным орудием дальнейшего роста национальной культуры и самосознания русского народа, важнейшим фактором нравственного воздействия на общество. Уже в первые десятилетия были заложены основы идейных направлений, тем, литературных жанров, получивших в литературе дальнейшее развитие. Именно в это время закладываются основы европейской культуры, освобождавшейся от власти Церкви. Литература XVIII века стала важным этапом в истории отечественной культуры. Велика её роль в подготовке блестящих достижений нашей литературы в следующем, золотом веке.

Русская литература XVIII века к началу нового становления подготовила условия для появления Пушкина, первого национального художественного гения и основоположника новой величайшей русской литературы, высший неоценимый вклад в мировую культуру. Творчески освоив достижения прошлого, опираясь на традиции своих предшественников, в первую очередь Г.Р. Державина, В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова, Пушкин выработал нормы русского литературного языка, создал величайшие образцы национального русского искусства слова. Оказал огромное влияние на творчество современных ему писателей и на долгие годы определил магистральное направление нашей литературы.

Литература XVIII века выполнила прежде всего свою главную задачу - социально и нравственно воспитать своих современников. Одновременно с этим она во многом подготовила блистательный расцвет классики XIX века.

В последней трети XVIII века наряду с зарождением романтического направления резко усилился рост реалистических тенденций. Русская литература стала искать подходы к социальному анализу. В определенную идейно-эстетическую систему эти тенденции не сложились. Это произойдет позже, в 30е годы XIX века. Прежде, чем реализм станет господствующим направлением, необходимо было добиться глубокого анализа психологии характера, раскрыть полнее душу человека. Формирование и романтизма, и реализма началось в XVIII веке.

Творчество ряда писателей конца века (Фонвизина, Радищева, Державина, Карамзина) органически влилось в развитие живого литературного процесса начала следующего столетия.

Преемственность литературного развития сказалась в обращении литературы начала XIX века к темам, образам, гражданскому пафосу литературы предшествующего столетия. Это нашло отражение и в поэзии, и в драматургии, и в прозе. Державинская линия в развитии русской поэзии сказалась и в поэзии Жуковского, и в лирике Батюшкова, и в произведениях молодого Пушкина, декабристов. В области драматургии в XIX веке наследовались традиции гражданской трагедии («Аргивяне» Кюхельбекера) и сатирической комедии Фонвизина (в пьесах Грибоедова, Гоголя, Островского). Развитие в середине века демократической прозы (Чулков, Эммин, Левшин и др.) с её обращением к обыденной жизни, вниманием к фольклору, что способствовало преодолению абстрактности классицизма, предопределило дальнейшее развитие прозы в творчестве Измайлова, Нарежного, Гоголя.

Итак, процесс развития русской литературы и русской общественной мысли XVIII века подготовил дальнейший бурный и блестящий расцвет литературы последующего столетия. Определяющей тенденцией в развитии литературы было усиление её связи с жизнью, вызревание реалистических тенденций в поэзии Державина, в творчестве Фонвизина, Новикова, Крылова, Радищева, наследниками которых оказались Пушкин, Грибоедов, Гоголь, Островский. Творческие достижения Карамзина во многом предвосхитили литературную деятельность Батюшкова, Жуковского и других поэтов и писателей начала века. От Радищева тянутся нити к декабристам, Герцену, революционным демократам 60-х годов, глубоко осознавшим преемственность революционных традиций. Несмотря на различие мировоззрения и эстетических принципов, прогрессивные писатели XVIII века провозгласили и утвердили в своем творчестве идеал свободного, независимого писателя - выразителя общественного мнения.

С середины XVIII столетия многие произведения русской литературы были переведены на иностранные языки и стали известны зарубежному читателю. Так, уже в XVIII веке русская литература начинает входить в русло литературы общеевропейской.

Ответы к школьным учебникам

    4. Кто автор приведенных текстов?
    Случились вместе два астронома в пиру
    И спорили весьма между собой в жару. <...>
    Не умел я притворяться,
    На святого походить,
    Важным саном надуваться
    И философа брать вид. <...>

    «Случились вместе два астронома в пиру...» - одноимённая басня М. В. Ломоносова.

    «Не умел я притворяться...» - стихотворение «Признание» Г.Р. Державина.

    5. Какое направление мы называем классицизмом? Когда и где он зародился? Каковы его особенности во Франции и в России?

    Классицизм - художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII - начала XVIII века. Важнейшей чертой его было обращение к образцам античной литературы и искусства как к идеальному эстетическому эталону. Писатели ориентировались на сочинения греческого философа Аристотеля и римского поэта Горация. Эстетика классицизма устанавливала строгую иерархию жанров и стилей.

    Высокие жанры - трагедия, эпопея, ода.

    Низкие жанры - комедия, сатира, басня.

    Классицизм как культурное явление зародился в XVII веке в Северной Италии, в эпоху позднего Возрождения. Во Франции преимущественное распространение получили низкие жанры, которые достигли такого высокого уровня, что комедии Мольера даже получили название «высоких комедий». Классицизм пришёл в упадок после Великой французской революции 1789-1794 годов.

    Русский классицизм характеризуется обращением к национальным истокам, а не к античности. Он тоже развивался преимущественно в рамках «низких жанров».

    6. Приведите пример произведения, относящегося к классицизму, кратко охарактеризуйте это произведение.

    Из произведений классицизма мы в седьмом классе изучали только короткий отрывок из «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» М. В. Ломоносова. По приведённому в учебнике отрывку охарактеризовать полное произведение ни кратко, ни подробно нельзя.

    К стр. 41

    8. Сформулируйте ответ на вопрос, в чем заключаются достижения литературы XVII I века, опираясь на суждения В. И. Федорова и статью в учебнике.

    До XVIII в России не существовало художественной литературы в современном понимании, то есть совокупности произведений, предназначенных для светского чтения. Главными были церковные книги, жития, писания отцов церкви; собственно художественная литература (например, сочинения Симеона Полоцкого) широкого распространения не имела.

    На протяжении XVIII века русскими писателями был создан огромный пласт светской литературы для чтения и театральных постановок. Для этого потребовалось, во-первых, освоить литературные достижения других народов, осмыслить их и «пересадить» на русскую почву.

    Во-вторых, чтобы литература стала органической частью общества, требовалось уловить важнейшие общественные тенденции и выразить их в художественных произведениях. Так, общественная жизнь настойчиво требовала улучшения нравов, и русская литература в духе эпохи Просвещения активно воспитывала своих современников.

    Писателями поощряются такие качества, как непосредственное проявление симпатий и антипатий, верность слову, чувствительность и милосердие, а главное - верность своему государственному долгу в случае, если главный герой - боярин или дворянин. Осуждаются такие качества, как двуличие, бессердечие, неспособность действовать, исходя из своих чувств, корысть мотивов тех или иных действий.

    В-третьих, русским авторам нужно было оторваться от более развитой на тот момент зарубежной литературы и найти собственный голос, обрести индивидуальность. Именно это обретение собственного голоса, создание национальных традиций и подготовило почву для расцвета русской классики следующего века.