Рисунки детей на историческую тему. Историческая живопись. Европейские художники исторической живописи XVII-XVIII веков

Италия, где зародился исторический жанр в имела все предпосылки для возникновения этого вида живописи. Римская империя обладала очень высоким уровнем культурного развития, и её достижения стали основой искусства всех стран Западной Европы. Неудивительно, что именно в Италии в эпоху Возрождения, в XV веке, возник исторический жанр в изобразительном искусстве.

Краткая история

Для понимания, что такое в искусстве, необходимо учитывать особенности развития рассматриваемого периода. Время Возрождения - это эпоха расцвета гуманистических идей, которые обусловили интерес не только к человеческой личности, но и к гражданской и политической истории.

События героического прошлого страны и должен был отображать исторический жанр в изобразительном искусстве. Примеры можно привести следующие: картины Андреа Мантенья «Триумф Цезаря» (1485-1492), разнообразные полотна Пауло Уччелло, посвящённые сражению при Сан-Романо и другие. Достижения эпохи Возрождения в Италии быстро распространились по всей Европе, где исторический жанр в изобразительном искусстве также начал своё развитие.

Европейские художники исторической живописи XVII-XVIII веков

События прошлого привлекали мастеров и в западноевропейских странах. Развитие этого направления можно отнести к XVII веку - времени расцвета классицизма и барокко. Следует отметить, что в художественной культуре на передовые позиции вышел именно исторический жанр. Все другие разновидности изобразительного искусства на какое-то время уступили ему место по значимости, поскольку классицизм предполагал создание в первую очередь героических образов и монументальных полотен.

В таком стиле, на историческую тематику, работали Питер Пауль Рубенс (картина «Битва греков с амазонками», 1619-1620 гг.), Никола Пуссен («Похищение сабинянок», 1614-1615 гг.), Жак-Луи Давид, который писал как на античную, так и на современную тематику. Эти работы отличаются пафосным духом, героическими позами, возвышенными мимикой и жестами. По своей композиции полотна напоминали действие античных пьес и отличались некоторой театрализованной напыщенностью. К этому направлению можно отнести картины, написанные на евангельские сюжеты. Например, Харменс создал полотно «Возвращение блудного сына» (1669).

Историческая живопись в Европе в первой половине XIX веке

Классицизм и барокко вскоре уступили место новому культурному течению - романтизму. Представители этого направления отошли от героической интерпретации прошлого, сделав упор на эмоциональную составляющую. Художники задались целью создавать такие образы, чтобы вызвать сочувствие и сопереживание у зрителей. Исторический жанр в живописи получил совершенно иное оформление, поскольку на первый план вышла тема человеческих переживаний и эмоций. В качестве примера можно привести картину Эжена Делакруа «Резня на острове Хиос», написанную в 1826 году. Исторические мотивы можно обнаружить и творчестве другого видного Оноре Домье: картина «Восстание» (1848).

Западноевропейская историческая живопись периода романтизма

Во второй половине XIX столетия исторический жанр в изобразительном искусстве претерпел существенные изменения. Это связано с возникновением нового направления - реализма. Его представители стремились к созданию более правдоподобных образов и сюжетов. К этому течению можно отнести работы Адольфа фон Менцеля, создавшего в 1850-м серию картин, посвящённых эпохе Фридриха Великого. Интерес к истории в эту эпоху объясняется во многом многочисленными революциями, которые потрясли Европу в то время. Очаги восстаний вспыхнули в Италии, Франции, Германии. Поэтому учёные, художники, писатели искали ответы на настоящее в прошлом, чем и объясняется возникновение реализма в культуре.

Возникновение российского исторического жанра в живописи

Интересна для анализа и отечественная история искусства. Истоки, виды и жанры в России - это тема для отдельного разговора, поскольку наша культура очень многое позаимствовала из европейского искусства. Эпоха классицизма на просторах родины датируется XVIII веком: именно в это время отечественные художники обратились к событиям прошлого в своих работах.

Основоположник исторического жанра русского изобразительного искусства - Антон Павлович Лосенко. Его перу принадлежат из прошлого Древней Руси («Владимир и Рогнеда», 1770 год) и полотна, посвящённые античным сюжетам. Его последователями были Иван Акимов, также обратившийся к событиям Киевской Руси, Пётр Соколов, изображавший мифологические образы, Григорий Угрюмов, обратившийся к истории XIII века. Эти работы, так же как и европейские полотна в стиле классицизма, отличаются возвышенностью образов и сюжетов.

Историческая тематика в российской живописи в 1800-1850 годах

Жанры в изобразительном искусстве были самыми разнообразными, однако, в связи с развитием академизма, в первой половине столетия исторические сюжеты заняли господствующее направление в художественной культуре. Художники этого направления во многом продолжали традиции классицизма, выбирая объектом для своих работ героические факты из прошлого. Исторический жанр в изобразительном искусстве, картины которого отличались особенной выразительностью, пользовался наибольшей популярностью как среди интеллигенции, так и у массовой публики.

К этому направлению можно отнести работы Антона Иванова «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году» (1810), Алексея Егорова «Отдых на пути в Египет» (1830). В это же время возникло новое направление - романтизм, представители которого создавали яркие, эмоциональные образы, насыщенные психологической напряжённостью. Например, Карл Павлович Брюллов, создавший знаменитое полотно про гибель Помпеи, Фёдор Антонович Бруни и Александр Андреевич Иванов, писавшие библейские сюжеты.

Исторические сюжеты в работах авторов последней четверти века

Во второй половине XIX столетия живописцы начали рисовать сюжеты из истории России. В искусстве появляется ряд картин, посвящённый тем или иным событиям из прошлого нашей страны. Исторический жанр в изобразительном искусстве представлен следующими полотнами: картинами Ильи Репина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» (1879) и «Иван Грозный убивает своего сына» (1884), работами Василия Сурикова, обратившегося к наиболее драматичным событиям из истории России XVIII века. Эти произведения отличаются как красочностью и выразительностью образов, так и фоном обстановки.

Исторический бытовой жанр изобразительного искусства

Отечественные художники стали обращаться не только к политическим событиям, но и к изображению повседневной жизни русских людей. Поэтому видное место в живописи занял так называемый бытовой исторический жанр. Изобразительное искусство этого направления получило большую популярность среди образованной общественности того времени.

В качестве примера можно назвать работы следующих авторов: Вячеслава Шварца, создавшего картину про царскую охоту, Константина Маковского, написавшего полотна про Московское царство в XVII веке. Историческая бытовая тематика занимала большое значение в творчестве представителей объединения «Мир искусства». Особенностью их картин было воспроизведение пышности и торжественности, но с оттенком грусти (Альберт Бенуа, изображавший помпезные выходы российских императоров и императриц в XVIII веке, Евгений Лансере, запечатлевший роскошную обстановку при дворе, Валентин Серов, нарисовавший царские увеселения).

В советское время художники довольно часто обращались к событиям прошлого России. При этом они возродили традиции академизма XIX века, изображая героические эпизоды из отечественной истории. Например, художник В. Е. Попков считается основателем «сурового стиля» в советской живописи (картина, запечатлевшая строительство ГЭС). Особое значение в его творчестве занимает тема Великой Отечественной войны («Мезенские вдовы», 1965-1968 гг.). А перу Т. Е. Назаренко принадлежат работы, на которых можно видеть переломные моменты: восстания Пугачёва, декабристов.

Современные художники проявляют большой интерес к истории России. И. С. Глазунов прославился созданием монументальных полотен, посвящённых осмыслению прошлого нашей страны: произведение, в символическом виде показывающее судьбу автора, «Россия, проснись!» (1994) и другие.

Итак, подводя итоги, можно констатировать, что историческая тематика занимала очень видное место как в европейском изобразительном искусстве, так и в российской живописи. Правдивостью и точностью, драматизмом и торжественностью всегда отличался исторический жанр. Все передают экспрессию, но этот стиль является лидером.

В XVII веке было введено разделение жанров живописи на «высокий» и «низкий». К первому относили исторический, батальный и мифологический жанры. Ко второму причисляли приземленные жанры живописи из повседневной жизни, например, бытовой жанр, натюрморт, анималистика, портрет, ню, пейзаж.

Исторический жанр

Исторический жанр в живописи изображает не конкретный предмет или человека, а определенный момент или событие, которое имело место в истории прошлых эпох. Он входит в основные жанры живописи в искусстве. Портрет, батальный, бытовой и мифологический жанры часто бывают тесно переплетены с историческим.

«Покорение Сибири Ермаком» (1891-1895)
Василий Суриков

В историческом жанре писали свои картины художники Никола Пуссен, Тинторетто, Эжен Делакруа, Питер Рубенс, Василий Иванович Суриков, Борис Михайлович Кустодиев и многие другие.

Мифологический жанр

Сказания, древние легенды и мифы, народный фольклор - изображение этих сюжетов, героев и событий нашло свое место в мифологическом жанре живописи. Пожалуй, его можно выделить в живописи любого народа, потому что история каждого этноса полнится легендами и преданиями. Например, такой сюжет греческой мифологии , как тайный роман бога войны Ареса и богини красоты Афродиты изображает картина «Парнас» итальянского художника по имени Андреа Мантенья.

«Парнас» (1497)
Андреа Мантенья

Окончательно мифология в живописи сформировалась в эпоху Ренессанса. Представителями этого жанра помимо Андреа Мантеньи являются Рафаэль Санти, Джорджоне, Лукас Кранах, Сандро Боттичелли, Виктор Михайлович Васнецов и другие.

Батальный жанр

Батальная живопись описывает сцены из военной жизни. Чаще всего при этом иллюстрируются различные военные походы, а также морские и сухопутные бои. А поскольку эти бои часто берутся из реальной истории, то батальный и исторический жанры находят здесь свою точку пересечения.

Фрагмент панорамы «Бородинская битва» (1912)
Франц Рубо

Оформилась батальная живопись во времена Итальянского Возрождения в творчестве художников Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи, а затем Теодора Жерико, Франсиско Гойя, Франца Алексеевича Рубо, Митрофана Борисовича Грекова и многих других живописцев.

Бытовой жанр

Сцены из повседневной, общественной или частной жизни обыкновенных людей, будь-то городской или крестьянский быт, изображает бытовой жанр в живописи. Как и многие другие жанры живописи , бытовые картины редко встречаются в самостоятельном виде, становясь частью портретного или пейзажного жанра.

«Продавец музыкальных инструментов» (1652)
Карел Фабрициус

Зарождение бытовой живописи произошло в X веке на Востоке, а в Европу и Россию она перешла только в XVII-XVIII веках. Ян Вермеер, Карел Фабрициус и Габриэль Метсю, Михаил Шибанов и Иван Алексеевич Ерменев являются самыми известными художниками бытовых картин в тот период.

Анималистический жанр

Главными объектами анималистического жанра являются животные и птицы, как дикие, так и домашние, и вообще все представители мира животных. Первоначально анималистика входила в жанры китайской живописи, поскольку впервые появилась именно в Китае в VIII веке. В Европе анималистика сформировалась только в эпоху Ренессанса - животные в то время изображались как воплощение пороков и добродетелей человека.

«Кони на лугу» (1649)
Паулюс Поттер

Антонио Пизанелло, Паулюс Поттер, Альбрехт Дюрер, Франс Снейдерс, Альберт Кейп - основные представители анималистики в изобразительном искусстве.

Натюрморт

В жанре натюрморт изображают предметы, которые окружают человека в жизни. Это неодушевленные объекты, объединенные в одну группу. Такие предметы могут принадлежать к одному роду (например, на картине изображены только фрукты), а могут быть разнородными (фрукты, предметы посуды, музыкальные инструменты, цветы и т.д.).

«Цветы в корзине, бабочка и стрекоза» (1614)
Амброзиус Босхарт Старший

Натюрморт как самостоятельный жанр оформился в XVII веке. Особенно выделяют фламандскую и голландскую школы натюрморта. В этом жанре писали свои картины представители самых разных стилей, от реализма до кубизма . Одни из самых известных натюрмортов написали живописцы Амброзиус Босхарт Старший, Альбертус Иона Брандт, Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Пьер Огюст Ренуар, Виллем Клас Хеда.

Портрет

Портрет - жанр живописи, который является одним из самых распространенных в изобразительном искусстве. Цель портрета в живописи - изобразить человека, но не просто его внешний облик, а еще и передать внутренние чувства и настроение портретируемого.

Портреты бывают одиночные, парные, групповые, а также автопортрет, который иногда выделяют отдельным жанром. А самым известным портретом всех времен, пожалуй, является картина Леонардо да Винчи под названием «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», всем известная как «Мона Лиза».

«Мона Лиза» (1503-1506)
Леонардо да Винчи

Первые портреты появились еще тысячелетия назад в Древнем Египте - это были изображения фараонов. С тех пор большинство художников всех времен так или иначе пробовали себя в этом жанре. Портретный и исторический жанры живописи тоже могут пересекаться: изображение великой исторической личности будет считаться произведением исторического жанра, хоть при этом и будет передавать облик и характер этого человека как портрет.

Ню

Целью жанра ню является изображение обнаженного тела человека. Период Ренессанса считается моментом возникновения и развития этого вида живописи, а главным объектом живописи тогда чаще всего становилось женское тело, которое воплощало в себе красоту эпохи.

«Сельский концерт» (1510)
Тициан

Тициан, Амедео Модильяни, Антонио да Корреджо, Джорджоне, Пабло Пикассо являются самыми знаменитыми художниками, которые писали картины в жанре ню.

Пейзаж

Главная тема пейзажного жанра - природа, окружающая среда — город, сельская либо дикая местность. Первые пейзажи появились еще в античные времена при росписи дворцов и храмов, создании миниатюр и икон. В качестве самостоятельного жанра пейзаж оформляется аж в XVI веке и с тех пор входит в самые популярные жанры живописи .

Он присутствует в творчестве многих живописцев, начиная с Питера Рубенса, Алексея Кондратьевича Саврасова, Эдуарда Мане, продолжая Исааком Ильичом Левитаном, Питом Мондрианом, Пабло Пикассо, Жоржем Браком и заканчивая множеством современных художников XXI века .

«Золотая осень» (1895)
Исаак Левитан

Среди пейзажной живописи можно выделить такие жанры, как морской и городской пейзажи.

Ведута

Ведута - пейзаж, целью которого является изобразить вид городской местности и передать ее красоту и колорит. Позже, с развитием промышленности, городской пейзаж переходит в пейзаж индустриальный.

«Площадь святого Марка» (1730)
Каналетто

Оценить городские пейзажи можно, познакомившись с работами Каналетто, Питера Брейгеля, Федора Яковлевича Алексеева, Сильвестра Феодосиевича Щедрина.

Марина

Морской пейзаж, или марина изображает природу морской стихии, ее величие. Самым известным художником-маринистом в мире, пожалуй, является Иван Константинович Айвазовский, чью картину «Девятый вал» можно назвать шедевром русской живописи . Расцвет марины происходил одновременно с развитием пейзажа как такового.

«Парусник во время шторма» (1886)
Джеймс Баттерсворт

Своими морскими пейзажами также известны Кацусика Хокусай, Джеймс Эдвард Баттерсворт, Алексей Петрович Боголюбов, Лев Феликсович Лагорио и Рафаэль Монлеон Торрес.

Если вы еще больше хотите узнать о том, как возникли и развивались жанры живописи в искусстве, посмотрите следующее видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

    На рисунке нарисовать ладью и бояр, как в сказках Пушкина или про аленький цветочек.

    На синем море стоят ладьи. На берегу три боярина. С мостика от ладьи до берега крестьяне сносят заморские товары. Рисунок на тему торговли в древности. Рисунок древнего храма, рисунок исторического события, рисунок портрет героя великого исторического сражения.

    Тема Бородинская битва. Гусары на привале, портрет гусара, портрет Кутузова, сцена боя.

    Рисунок о Великой Отечественной войне. Воздушный бой. В небе черном от дым — рисуем серый фон неба и завитки, или растушевка по всей выбранной области черным, дыма.

    Два самолета летят навстречу.

    Рисование исторической темы для школы занятие не из простых. В основном вспоминаются исторические картинки с людьми. Но если вы не умеете рисовать людей, а например замечательно рисуете корабли, поезда, архитектурные сооружения, природу, то картинка на историческую тему тоже получится очень даже хорошая.

    Картинки можно рисовать на знаменитые исторические события и даты.

    Или же просто нарисовать картинку из быта людей прошлого.

    Например деревянную церковь.

    Но больше всего меня поразил вот этот детский рисунок на историческую тему.

Задачи.

  • Дать понятие исторического жанра в изобразительном искусстве и определить причины, по которым художники разных времен и народов обращались к исторической теме, определить значение произведений исторического жанра.
  • Развить умения и навыки при работе с графическими и живописными материалами в процессе создания эскиза на историческую тему.
  • Развить эстетическое отношение к действительности, эмоционально- ценностное восприятие произведений художников и уважение к работе мастеров.

Оборудование.

  • Репродукции картин, скульптур с изображениями произведений:
  • И.Репин “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, “Бурлаки на Волге”, “Иван Грозный и сын его Иван”; В.И.Суриков “Утро стрелецкой казни”, “Боярыня Морозова”, “Переход Суворова через Альпы”, В.Васнецов “Царь Иван Грозный”; М.М. Антокольский “Иван Грозный” О. Роден “Граждане Кале”; П.Д. Корин “Александр Невский”; А.Дейнека “Оборона Севастополя”, Рембрант Ван Рейн “Ночной дозор”; Ж.Л.Давид “Клятва Горациев” и др.
  • Образцы рисунков и таблиц педагога.
  • Детские работы.
  • Музыкальные фрагменты произведений М.Мусоргского, А. Лядова.
  • Компьютер, проектор. Презентация к уроку “Исторический жанр. Процесс создания картины”. (Приложение 1)

Материалы.

  • Бумага, картон, карандаш, кисти, акварель, сангина, сепия, восковые мелки.

Задание.

  • Зарисовки и эскизы для создания коллективной композиции на историческую тему.

План проведения уроков.

Урок 1

I. Организационный момент.

II. Объявление темы урока. Определение задач урока.

III. Исторический жанр в изобразительном искусстве. Знакомство с новым материалом, беседа с просмотром презентации.

IV. Обсуждение произведений художников. Изобразительный анализ композиции картины.

Урок 2

I. Процесс создания художественного произведения. Этапы работы над картиной.

II. Практическая работа

Показ учителем приемов работы с графическими материалами

Создание учащимися эскиза-идеи на историческую тему.

III. Просмотр и обсуждение работ, подведение итогов.

Урок 1

I. Организационный момент.

II. Объявление темы урока. Определение задач урока

III. Исторический жанр в изобразительном искусстве.

Исторический жанр посвящается изображению значимых исторических событий, явлений, военных деятелей. В основном обращается к историческому прошлому, но может показать и недавние события, если современниками признано их историческое значение.

Он часто переплетается с другими жанрами: бытовым (историко-бытовые изображения), портретом (деятели прошлого, портретно- исторические композиции), пейзажем (исторический пейзаж). Но особенно тесно исторический жанр смыкается с батальным жанром, когда показываются исторические баталии (сражения, битвы), военные события.

Исторический жанр может быть представлен и в живописи, и в скульптуре и в графике (ученики рассматривают репродукции, иллюстрации в книгах, слайды презентации, учитель называет авторов и названия картин и скульптур ). (Приложение 1)

Истоки возникновения исторического жанра восходят к глубокой древности, когда воспоминания о реальных событиях переплетались с фольклорным вымыслом и мифами. В Древнем Египте - рельефы и росписи стен на темы битв, походов, путешествий, побед правителя и его войска. В древней Греции – мифические темы и образы на вазах, на рельефах, в Риме - рельефные изображения сцен венных триумфов. В средневековой Европе религиозные сюжеты рассматривались как исторические, а реальным событиям придавался священный смысл (рисунки ковров, миниатюры).

Собственно исторический жанр начал складываться в эпоху Возрождения в Европе (14-16 века), чему способствовала вся культура гуманизма и пробуждение интереса к историческим знаниям (настенные росписи с изображением битв и реальных событий).

К 17 веку в искусстве уже окончательно оформились жанры (особенно- с появлением станкового искусства) и исторический жанр занял ведущие позиции в классицизме. Утвердилось мнение, что этот жанр - высокий, включающий и исторические сюжеты, и религиозно- мифологические сюжеты. Композиции представляли античных героев и властвующих монархов (показ репродукций .).

В России исторический жанр получил развитие в 18-19 вв. и был связан с появлением светского искусства, исторической науки, просветительскими идеями. Особая роль принадлежала большой по размеру тематической картине, скульптурным памятникам и портретам на тему войны 1812 г. Выдающимися мастерами исторической живописи были К.Брюллов, В.И.Суриков, И.Е.Репин, В.М. Васнецов, Н.Н.Ге и другие (показ репродукций ).

В 19-20 веках художники в произведениях исторического жанра отразили события многих революций, борьбу с фашизмом, события освободительных движений в разных странах

(О.Роден, П.Пикассо, М.Греков, А.А. Дейнека, П.Д. Корецкий и др.) (Приложение 1)

IV. Обсуждение произведений художников. Изобразительный анализ композиции картины.

Произведения исторического жанра дают нам возможность не только увидеть прошлое, но и пережить, стать его участником.

Три произведения исторического жанра: скульптура М.М. Антокольского “Иван Грозный”, портрет В.Васнецова “Царь Иван Грозный” и картина И.Репина “Иван Грозный и сын его Иван”.

Они показывают нам одного человека- Ивана Грозного, находящегося в разных жизненных ситуациях, изображенного с разных позиций авторов произведений.

На портрете В.Васнецова- это великий царь, правитель, властный человек, а на картине И.Репина царь испуган, охвачен ужасом. Это видно и по выражению лица, по жестам.

Это уже не властелин и самодержец, а просто человек, отец, совершивший под влиянием эмоций убийство собственного сына, осознавший это и раскаявшийся.

Картина показывает страшную сцену, но призывает к милосердию и добру.

В этом великая сила искусства: через противоречие дойти до души человеческой и донести призыв о добре и сострадании.

Следующая работа-скульптура М.М. Антокольского “Иван Грозный”. Здесь герой как будто уставший, состарившийся и уже не такой грозный. Здесь – другой образ царя (хотя рука все еще сжата в кулак), он с опущенной головой, постаревший, в раздумье.

Три произведения и три разных образа одного человека. Сила искусства помогает понять не только, что и как изображено, но и задуматься о себе и своих поступках.

Почему художники обращаются к историческим событиям?

На всех картинах изображены реальные исторические события. Художникам это очень интересно - путешествовать по миру и по временам. Зритель вместе с художником начинает тоже путешествовать и узнает, как жили люди, какие события происходили, за что боролись и какие были герои, какие вещи и предметы окружали людей, узнают об архитектуре и природе. Кроме того, художник доносит до зрителей свое собственное мнение и отношение к изображаемому событию. Мы ощущаем это через характеры героев картины. Все изображение, словно живое, и мы переживаем прошлое как в жизни. Видим людей, их отношения, задумываемся о смысле событий, о смысле побед и поражений, о том, почему люди совершают подвиги. А страдают люди и совершают подвиги для того, чтобы защитить своих близких, страну, Родину. Такие люди- герои, им хочется подражать, быть такими же смелыми, отважными, решительными.

Художники своими работами учат нас добру, мужеству, героизму, красоте поступков человека. Каждая картина, скульптура доносит до нас не только реальные исторические события (хотя и это тоже важно), но и образ, прочувствованный автором (подтекст), который говорит часто даже сильнее изображения: в композиции, в движении, в цвете.

Урок 2

I. Процесс создания художественного произведения. Этапы работы над картиной.

Вспомним, как создается художественный образ. Еще раз убеждаемся в том, что изображаемое событие художник словно “пропускает” через себя, проживает его и доносит до зрителей нечто важное о своем времени, о взаимоотношениях людей, о смысле жизни. Поэтому, когда мы общаемся с подлинным искусством, мы начинаем ощущать идею и замысел автора, начинаем размышлять, и часто находим для себя ответы на жизненные вопросы, учимся милосердию, мужеству, состраданию.

Что ценного в искусстве исторического жанра? Произведения исторического жанра дают нам возможность не только увидеть прошлое, но и пережить, стать его участником.

С чего же начинается картина? Как ее создать?

Можно взять холст, бумагу и сразу рисовать, писать маслом. Но, возможно, захочется что-то исправить, поменять местами фигуры или сделать что-либо крупнее. Нет, сразу писать картину нельзя. Нужно сначала подготовиться. Необходимо все продумать.

Итак, у художника есть идея- образ, который автор продумывал в течение некоторого времени. Этот образ художник сначала воплощает в быстрых набросках-образных зарисовках карандашом, углем, даже цветом. Это первое впечатление, которое автор желает зафиксировать, чтобы в дальнейшем разработать до целой картины. Таких набросков- образов может быть и несколько. Далее автор делает эскиз-идею, эскиз-образ. Таких эскизов также может быть несколько, потому что художник постоянно ищет лучшее, более выразительное материальное воплощение своего незримого образа. Автор может менять местами фигуры и предметы, что-то выносить на первый план, что-то - отодвигать на дальний план, то есть ищет выразительную композицию. Но в процессе работы и этот вариант может исправляться и переделываться, потому что внутреннее представление художника меняется. Изменения могут быть и в композиции - в соответствии с замыслом, идеей. Постоянно помнить о многообразии любой ситуации.

Художнику нужно знать, как выглядят персонажи, в чем они одеты, что у них в руках, что окружает героев картины. Нужно собрать большой материал, провести большую поисковую работу:

  • изучить материальной культуры времени, того, что делает картину убедительной (предметы быта, оружие, костюмы, архитектура);
  • найти образы героев картины (наброски, зарисовки, этюды с натуры);
  • найти подходящие пейзажи, интерьеры, архитектурные фрагменты, связанные с выбранной темой, то есть исторический фон картины.

Подобная работа может продолжаться не один месяц, даже не один год.

После сбора материала художник собирает и обобщает свои сведения в композицию - рождается разработанный эскиз, который также может дорабатываться автором (показ материалов к картине).

Теперь по эскизу мастер создает картину, продумывая колорит, освещение, контрастные сопоставления, композицию.

Работа некоторых художников над своими произведениями иногда занимает несколько лет (В.Васнецов, И. Репин, В.Суриков). Даже в итоговом процессе создания картины, автор может вносить изменения в полотно в соответствии с видением своей идеи.

Итак, процесс работы над картиной может содержать следующие этапы:

1.Эскиз – образ будущей картины, которую художник увидел “внутренним зрением”.

2.Изучение материальной культуры времени.

3.Поиск образов героев.

4.Поиск среды, в которой происходит действие.

5.Эскиз-композиция.

6.Работа над итоговым произведением.

Это еще не конечный этап. Для кого создается картина?

Конечно, зрители должны посмотреть произведение, оно обязательно оставит в душе определенный след. Особенное значение имеет то, кого и с каким чувством изображал автор, важно отношение художника к изображаемому.

Великая сила искусства помогает понять не только, что и как изображено, но и задуматься о себе, своих поступках.

II. Творческое задание. Работа над эскизом композиции.

Сегодня нам предстоит создать эскиз-идею вашей будущей картины. Мы послушаем музыку М. Мусоргского, и воображение подскажет сюжеты работ.

Помним о том, что можно в эскизе объединять исторический жанр с другими жанрами, выполнять исторический портрет, исторический пейзаж, создать эскиз с историко-бытовым или батальным сюжетом.

Можно применять графические материалы (сангина, карандаш, фломастер), использовать выразительность техники восковых мелков в сочетании с акварелью.

Звучит музыка, учитель показывает приемы работы на доске.

Учащиеся приступают к работе.

Проходя по классу, учитель помогает ученикам выбрать сюжет рисунка, объясняет, дополняет, помогает.

После завершения работы эскизы на историческую тему помещаются на стенд.

III. Просмотр и обсуждение работ, подведение итогов.

Художникам всегда интересна история. Искусство дает возможность побывать в прошлом и художнику, и зрителям. Но очень важно, что можно не только узнавать, как жили в прошлом люди, что их окружало, но и пережить эти события вместе с автором, почувствовать характер, эмоции героев, их внутренний мир. Произведения мастеров всегда учат различать добро и зло, сопереживать героям, учат милосердию и состраданию, зовут на подвиги, вдохновляют на благороднее поступки.

Работы детей оцениваются, после чего ученики могут по выполненным эскизам собирать материал к коллективной работе на историческую тему.

Источники информации:

1. Рассказ о русской живописи. Г.Островский. Москва. “Изобразительное искусство”.1989.

2. Азбука русской живописи. Н. Астахова, Л.Жукова. “Белый город”. Москва.2007.

3. Человек в мировой художественной культуре. Ю.Солодовников.8,9 класс “Просвещение”. Москва.2005.

4. Русские художники. В.Артемов. “Росмэн”. Москва.2003.

5. Изобразительное искусство. О.Павлова. Пособие для преподавателей.7 класс “Учитель”. Волгоград.2006.

7. Изобразительное искусство.5-9 класс. Программно-методические материалы. Под ред. Б. Неменского. “Дрофа”. Москва.2012.

8. Сайты: www.bibliotekar.ru, www.museum.ru, www.iskusstvo.info.

Приближается Великий праздник всего российского народа - 70-летие со дня победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Это очень важная дата не только для нашей страны, но и для всего мира в целом. Наш народ, наша армия победили в той страшной войне и спасли весь мир от коричневой фашистской чумы. Много бойцов полегло на полях сражений в те ужасные года.

Много простых жителей погибло в сожженных деревнях и городах, в блокадном Ленинграде, было замучено в концлагерях или пропало без вести. До сих пор в некоторых семьях не знают, где захоронены их предки… Великие потери пришли с той войной в наши дома. Но наши деды и прадеды выстояли, они победили!!! И вот уже скоро как 70 лет каждый год в ясный майский день 9 числа мы приходим к памятникам и монументам, чтобы отдать дань уважения тем, кто сложил свои головы за нашу настоящую жизнь.

Несомненно, многие из вас хотят нарисовать к этой памятной дате картинку и подарить ее ветерану, живущему по соседству или, может, своему прадедушке, если он жив и воевал в те далекие годы. Да и просто так, можно нарисовать такой рисунок в память о людях, самоотверженно сражавшихся в Великую отечественную войну за нашу Родину!

Этап 1. Наш рисунок будет содержать сюжет о бое между нашими бойцами и фашистами. На переднем плане изобразим двух сражающихся воинов. Для начала набросаем вспомогательные линии. Это несколько точек и линий, их соединяющих. Эти линии - каркасы будущих фигур воюющих бойцов советской и немецкой армий.


Этап 2. Рисуем спину фашиста. Плечи, бока и воротник формы - все эти линии делаем по первоначальным наброскам.



Этап 4. Теперь рисуем руки фашистского солдата. По наброскам показываем части руки и крупную кисть с пальцами. Вторая рука видна немного.


Этап 5. Добавляем нижнюю часть мундира немецкого воина.


Этап 6. Рисуем ноги.


Этап 7. В руки воину даем оружие. Рисуем длинную винтовку со штыковым ножом.


Этап 8. Рисуем голову советского бойца. Детализируем лицо. Добавляем каску.


Этап 9. Рисуем переднюю часть формы.


Этап 10. Дополняем элементы формы - рукава, видны кисти рук. В руке солдат держит топор.


Этап 11. Дорисуем нижнюю часть формы и ноги.


Этап 12. Добавим в рисунок штриховки.