Национальные системы образования ведущих стран мира. Как построена образовательная система в разных странах

Сравнительная характеристика систем образования России,США, Германии и Японии.

Любое общество для обеспечения прогрессивного развития должно реализовывать функцию воспитания. С этой целью оно создает образовательную систему, т.е. комплекс институтов образования.

По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть:

Государственными,

Муниципальными,

Негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций).

В России к образовательным относятся учреждения следующих типов:

Дошкольные;

Общеобразовательные (начального общего, основного общего,

среднего (полного) общего образования). Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени: 1 ступень - начальная школа (3-4 года); 2 ступень – основная школа (5 лет); 3 ступень - средняя школа (2 - 3 года).;

Специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии; учреждения

доп. образования; учреждения для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей; другие учреждения.

В США отсутствует единая государственная система образования, каждый штат вправе определять ее структуру самостоятельно.

В систему образования США входят:

Дошкольные учреждения, где воспитываются дети в возрасте 3-5 лет;

Начальная школа (1-6 классы), в которой обучаются дети в возрасте 6 - 11 лет;

Средняя школа (7 - 12 классы) с задачей обучения юношей и девушек в возрасте 12-17 лет; учебные заведения после среднего уровня обучения, входящие в систему высшего образования.

Обучение в Германии начинается с шести лет в единой начальной школе (1-4 классы), а затем продолжается в одном из трех типов школ:

Основная школа (5-10 классы),

Реальное училище (5-10 или 7-10 классы),

Гимназия (5-13 или 7-13 классы).

Курс школьного обучения в Японии занимает 12 лет, и половина его приходится на начальную школу (1-6 классы). Средняя школа состоит из двух ступеней: обязательная младшая средняя школа (7-10) и необязательная старшая средняя школа (11-12). Профессиональное начальное и среднее образование дается по преимуществу в средних общеобразовательных заведениях и отчасти в специальных школах.

Дошкольные образовательные учреждения в России (детский сад, детский ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей от 1 года до шести лет.

Воспитание и обучение, осуществляемые в дошкольных образовательных учреждениях, являются подготовительным этапом начального образования. Такую характеристику дошкольного образования можно дать не только России, но и всем другим странам, существенных отличий в принципах обучения в дошкольном возрасте в России не наблюдается.

В школах Германии обучение начинается с 6летнего возраста и является обязательным для всех детей. Подготовленность будущего ученика определяют не школьные комиссии, а врачи и социальные психологи.

Немецкие начальные школы представляют собой организационно и административно независимые учреждения. Обучение в них длится 4 года. С 3 класса успеваемость оценивается по 6-балльной шкале. Высшие оценки «1» и «2» («очень хорошо» и «хорошо»), оценки «5» и «6» считаются неудовлетворительными.

По окончании начальной школы учащиеся получают дипломы с оценками по всем предметам, характеристикой и рекомендацией для продолжения образования в том или ином типе старшей школы: гимназии, общеобразовательной или единой школе, реальной школе, основной школе. Большую роль в выборе школы играет и мнение родителей.

Курс школьного обучения в Японии занимает 12 лет, и половина его приходится на начальную школу из-за исключительной сложности и трудоемкости изучения родного языка. Начальное обучение в Японии начинается с шести лет. В начальной

школе (1-3 классы) основная часть учебного времени отведена на японский язык и арифметику. Ученики должны усвоить 1850 иероглифов - минимум, установленный

министерством просвещения (но даже для чтения книг и газет требуется знать

гораздо больше - до 3 тысяч). Половиной этого иероглифического минимума

нужно овладеть уже в младших классах. Каждый день после занятий в обычной школе дети вновь отправляются учиться в необязательную школу, но крайне

необходимую для перехода на следующую ступень средней школы и в

университет.

Основная школа России закладывает прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Основная школа является обязательной. Выпускники основной школы продолжают обучение в средней школе. Они также имеют право продолжать образование в профессиональных учебных заведениях различного типа и профиля с разными сроками обучения, в вечерних и заочных средних общеобразовательных школах.

Средняя школа США (коллеж среднего образования) обычно состоит из двух звеньев: младшая и старшая. В младшей средней школе (юниор хай скул) (7-9 классы) треть учебного времени отведено на общую для всех программу, а остальное на изучение предметов по выбору (элективных). Старшая средняя школа (сениор хай скул) (10-12 классы) обычно предлагает обязательный набор из пяти учебных предметов и множество учебных профилей академической и практической направленности.

Главный способ оценки и контроля знаний в американской школе - тесты. Выставляются оценки по пятибалльной или стобалльной системам: А (93-100) - отлично; Д (65-74) - плохо; Е (0-^64) - не засчитывается.Старшая средняя школа является общеобразовательным учебным заведением. Учащиеся заканчивают школу, как правило, в 17-18 лет.

Германия. В среднем до успешной сдачи Abitur доходят около 20%учащихся, принятых в 5 класс. Многие школьники, для которых гимназическое обучение оказывается не по силам или изменяются их планы, заканчивают учебу в 10-11 классах или же еще раньше переходят в школы других типов. В

реальной школе и обыкновенных (не гимназических) классах общеобразовательной школы обучение продолжается до 10 класса, после чего ученики сдают экзамены на диплом о среднем образовании.

Реальные и общеобразовательные школы - самые распространенные типы школ в Германии.

Самым коротким путем к получению профессии считается основная школа (Haupt-schule), в которой школьники учатся до 9 или 10 класса. Со свидетельством об окончании Hauptschule можно впоследствии приобрести профессию, не требующую высокой квалификации.

В 5-8 классах основными учебными предметами для всех учащихся

являются религия, немецкий язык, один-два иностранных языка, география, математика, биология, музыка, искусство, спорт, история, физика. В 9 классе школьники могут отказаться от изучения некоторых предметов, взяв при этом один-два дополнительных предмета по выбору.

Наряду с основными предметами оценки за предметы по выбору включаются в диплом о среднем образовании Mittlere Reife.

В гимназии, начиная с 11го года обучения, школьники занимаются уже полностью по индивидуальным планам, а организация занятий напоминает вузовскую. Классы отсутствуют есть только группы которые формируются свободно. Ученики составляют учебный план самостоятельно, но согласно определенным правилам. Все предметы разделяются на три группы: филологическую (немецкий и

иностранные языки), естественно-научную (математика, физика, химия,

биология, информатика), общественно-научную (история, обществоведение,

география, религия, этика или педагогика). До конца школьного обучения для всех учащихся остаются основные предметы(нем.язык, математика и др.)

В начальной и средних школах Японии применяется пятиуровневая

шкала оценок: S (очень хорошо), А (хорошо), В (удовлетворительно), С

(плохо), Д (очень плохо). В средней школе при оценке знаний используется, как

и в американских средних учебных заведениях, система кредитов.

Профессиональные образовательные учреждения в России создаются

для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования. Начальное профессиональное образование может быть получено в профессионально-технических и иных училищах.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Его

можно получить в образовательных учреждениях высшего профессионального

образования (высших учебных заведениях) - университетах, академиях,

институтах, колледжах. Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное

образование соответствующего профиля, могут получать высшее

профессиональное образование по сокращенной, ускоренной программе.

Послевузовское профессиональное образование предоставляет

гражданам возможность повышения уровня образования, научной и

педагогической квалификации на базе высшего профессионального

образования. Для его получения созданы институты, аспирантуры,

докторантуры, ординатуры, адъюнктуры при образовательных учреждениях

высшего профессионального образования и научных учреждениях.

Дополнительные образовательные программы и услуги. дополнительного образования можно получить в учреждениях повышения квалификации, курсах и др.

Во многих школах США для получения аттестата зрелости время,

затрачиваемое на изучение кулинарии и вождения автомобиля, приравнивается

ко времени, отводимому на изучение математики, английского языка, химии,

истории, биологии. В большинстве школ обучение навыкам самостоятельной работы игнорируется и многие, оканчивая среднюю школу и поступая в колледж, не умеют самостоятельно трудиться, систематически овладевая знаниями.

Комиссия по совершенствованию образования рекомендовала

выпускникам средних школ в последние четыре года пребывания в школе

обязательное изучение современных достижений пяти «базовых дисциплин», составляющих ядро современной школьной учебной программы: английский язык, математика, естественные науки, социальные науки, овладение компьютерной грамотностью.

Кроме того, учащиеся, желающие продолжить обучение в высшем

учебном заведении, должны пройти 2-летний курс иностранного языка.

Особое внимание должно быть уделено дальнейшему развитию

компьютерно-информационной базы, в частности, ЭВМ последнего поколения,

библиотечному фонду, лабораторному оборудованию и др.

Следует подчеркнуть, что в США профессиональный средний уровень в

системе образования не выделяется. Этот уровень интегрирован в систему

высшего образования. Высшее образование США характеризуется значительным

разнообразием учебных программ, изучаемых курсов и дисциплин, представляя

собой единый социальный институт, осуществляющий важные экономические,

социальные и идеологические функции.

В профессиональном обучении Германии существует система ученичества на предприятиях с одновременным посещением профессионализированных учебных заведений в течение двух-трех лет. Действуют также профессиональные школы повышенного типа - школы специальностей, рассчитанные на один-четыре года обучения. Введена следующая организация профессионального

обучения: один день - в школе, четыре дня на предприятии.

В среднем профессиональном образовании наметился отход от узкой специализации к

широкой квалификации, охватывающей несколько специальностей.

Обучение оплачивают предприятия за счет своих средств и государственных дотаций.

В Японии к учреждениям высшего образования относятся

университеты, а также младшие и технические коллежи. Университеты дают,

прежде всего, академическое образование. Младшие и технические коллежи

большое внимание уделяют профессиональной и практической деятельности.

Рассмотренные системы образования России, США, Германии и

Японии безусловно схоже- воспитание личности, развитой личности. Образование в этих странах призвано дать детям знания, умения и навыки, для дальнейшей жизни в обществе.

Введение

Условия поступления в высшие учебные заведения, формы оплаты высшего образования, применяемые государством и населением, выступают в последние годы предметом острых обсуждений и в средствах массовой информации, и в самих вузах, и в научных кругах, и в органах государственной власти. Центральной темой дискуссий о недостатках существующих правил и целесообразности широкомасштабного введения новых механизмов является соотношение государственного и частного финансирования высшего образования и условия его получения за бюджетные средства. Но сравнительно мало внимания уделяется обсуждению влияния действующих и предлагаемых механизмов на доступность высшего образования для различных групп населения. Различия в возможностях получения высшего образования для представителей разных социальных групп оказывают определяющее воздействие на характер экономического и социального развития общества и должны выступать предметом внимательного анализа и целенаправленной государственной политики. Проблематика доступности высшего образования в России активно разрабатывается в настоящее время. Но фокусом проводимых исследований является влияние на доступность высшего образования для разных групп населения их различных социально-экономических характеристик (уровень семейных доходов, социальный статус, место жительства и т.д.). Роль институциональных факторов - формальных и неформальных правил приема в вузы и экономических условий получения высшего образования - в воспроизводстве различий доступности высшего образования для разных социальных групп не выступала предметом специальных исследований.

Классическое образование или упор на высокие технологии? Единообразие ради национального сплочения - или царство цветущей сложности? Бесплатное образование хорошего уровня - или родителям придется платить почти за всё, кроме пресловутых «физкультуры и ОБЖ»? Обо всем этом в российском обществе нет не только консенсуса, но и ясности: даже эксперты при высказываниях «на публику» предпочитают говорить длинными малозначащими фразами. Возможно, понять желательное направление реформы будет легче, если вкратце ознакомиться с наиболее известными школьными системами мира. Система образования в США

Государственной системы образования, как таковой, в Америке не существует. Хотя школы финансируются в основном за государственный счет, в каждом штате имеется местный выборный совет по делам образования - он разрабатывает учебные планы и ведает школьным обучением. Единых стандартов в системе школьного образования не существует - их качество зачастую зависит от местожительства, которое выбирает семья. Содержание и объем материала, который предстоит постигнуть школьнику (как, впрочем, и учебники, и другая печатная продукция, предназначенная для использования в классе), уточняются в школах самими преподавателями. И тут уж остается уповать на образованность, профессиональную квалификацию и ответственность учителя. Высшее образование платное и достаточно дорогое. Во многих семьях папы с мамами начинают копить деньги на колледж еще до того, как их чадо - он или она - выговорит первое слово. Многие студенты обеспечивают себя сами - подрабатывают во время учебы или же берут ссуду на обучение. А значит, по окончании колледжа или университета их ждет не только диплом, но и тяжкое бремя долгов (существуют образовательные кредиты). Особенности системы образования в Великобритании В Великобритании существует система бесплатного образования, которое может получить любой ребенок, независимо от национальности, расовой принадлежности и социального статуса его родителей. Наряду с бесплатными муниципальными школами существуют и частные, платные учебные заведения. Университеты отличаются от всех прочих вузов тем, что вправе самостоятельно присваивать ученые степени и определять условия их получения. Различия среди университетов довольно сильные. «Новые» университеты больше ориентированы на профессиональную подготовку выпускников, тогда как старые и «краснокирпичные» университеты повышенное внимание уделяют классическому академическому образованию. Высшее образование платное. За образец в Великобритании взяли модель финансирования высшего образования, используемую в США, которая включает гибкую политику сочетания высокой платы за обучение с одновременным предоставлением долгосрочных кредитов под низкие проценты. Система кредитования имеет и негативные стороны. В частности, по этой причине повышается тревожность молодежи относительно возврата кредита, и все чаще молодые люди предпочитают высшему образованию раннее начало трудовой деятельности.

Особенности системы образования в Японии Высшее образование

На 2005 год, более 2,8 млн студентов Японии обучались в 726 университетах. Высшее образование предполагает четырёхлетнее обучение для степени бакалавра. Иногда предлагается шестилетняя программа для достижения определённой профессиональной степени. Имеется 2 типа университетов: 96 национальных университетов и 39 государственных университетов. Оставшиеся 372 заведения на 1991 год были частными.

Бесплатное образование в стране практически отсутствует. По данным на 2011 год, из 2 880 000 студентов японских вузов только около 100 получили стипендию японского правительства. Стипендии дают только самым талантливым и самым необеспеченным ученикам, причём выдаются они с условием возврата и расходы на обучение покрывают не полностью .

Особенности системы образования в Китае

К образованию китайцы относятся очень серьезно: университеты приглашают лучших зарубежных преподавателей, государство инвестирует в образование огромные средства.

Дошкольными учреждениями в Китае являются детские сады. Туда принимают детей в возрасте 3 – 6 лет. Сейчас в стране насчитывается около 150 тыс. детских садов.

Среднее образование в Китае имеет три ступени. На первой ступени образование является бесплатным.

По окончании высшего учебного заведения устанавливаются три учебные степени.

Высшее образование

По закону в Китае есть три разновидности высшего образования:

Курсы со специальными учебными программами (срок обучения 2-3 года),

Бакалавратура (4-5 лет),

Магистратура (дополнительно 2-3 года).

По окончании высшего учебного заведения устанавливаются три учебные степени:

Бакалавр,

Магистр,

Для поступления в вуз необходимо наличие аттестата о среднем образовании и быть старше 18 лет. Абитуриенты сдают вступительные экзамены и языковой тест. Преподавание в учебных заведениях ведется на китайском языке. Если иностранный абитуриент не владеет китайским, то имеется возможность записаться на 1-2-х годичные языковые курсы, по окончании которых можно поступать в университет. Также проводятся краткосрочные курсы китайского языка сроком от одного месяца.

Обучение в магистратуре и докторантуре возможно на английском языке.

Академический год начинается в сентябре и состоит из 2-х семестров, по окончании которых студенты сдают экзамены. В процессе учебы семинары и зачеты как таковые отсутствуют.

Обучение в университетах платное, но есть шансы получить стипендию – для чего необходимо подать заявку с января по март в посольство Китая или в специальный совет, который непосредственно занимается распределением стипендий. Стипендия покрывает стоимость обучения, медицинской страховки, расходы на проживание и питание. Особенности системы образования в Италии Экзамен на аттестат зрелости в 18 лет открывает дорогу к поступлению в университет и получению диплома бакалавра

Университет считается бесплатным, но все обязаны внести налог на обучение. Его размер устанавливается в соответствии с доходами семьи студента. Если же вы будете хорошо учиться, то в государственном университете вас могут освободить от уплаты налога. Очень важное отличие от нашей системы - это отсутствие экзаменационных билетов. Экзамены бывают письменные и устные. Литература, история, лингвистика, филология обычно сдаются устно. Каждый экзамен требует 99,9 % самостоятельной подготовки, поскольку на лекциях дают лишь небольшую порцию того, что вы должны знать о предмете. Справляются с экзаменами далеко не все: до диплома доходят лишь три человека из десяти поступивших. У каждого профессора есть определенные часы приема, когда он может вас лично выслушать и посоветовать, какие книги вам будут наиболее полезны. При желании вы можете подать заявку, чтобы иметь "куратора" по одному из основных ваших предметов. С ним вы всегда сможете посоветоваться по поводу учебного плана, экзаменов, программ, книг и, конечно же, дипломной работы. Еще одна возможность - зайти в консультационный центр, существующий на каждом факультете

Система образования в России

Российские вузы используют два основных механизма приема: 1) на основе общего конкурса по результатам сдачи экзаменов в вузе и 2) целевой прием на основе отдельного конкурса. Ряд категорий лиц имеет право на льготные условия поступления в вузы. В советское время обучение в вузах было бесплатным для студентов. В последнее десятилетие под влиянием изменений в экономике происходит трансформация институтов, регулирующих условия получения высшего образования. В дополнение к бесплатному обучению интенсивно развивается рынок платных образовательных услуг, причем как легальный, так и теневой. Эти процессы, очевидно, меняют ситуацию с доступностью высшего образования для различных социальных групп. Так, рост числа вузов и размеров приема увеличивает возможности лиц, получивших общее образование, продолжить обучение в вузе. Но одновременное распростронение платных услуг по подготовке к поступлению в вуз и развитие теневых форм оплаты поступления сужает возможности способных детей из низкодоходных семей попасть в вузы, пользующиеся повышенным спросом.

Одной из преобладающих тенденций в высшем образовании России является увеличение доли платного обучения.

Основные проблемы системы образования

Если говорить о проблемах образования в связи с общим экономическим положением в стране, то в целом они сводятся к следующим трем:

1 недостаточное финансирование учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования (бюджетное финансирование осуществляется в лучшем случае на 40-50%);

2 плохое материально-техническое обеспечение образовательного процесса (за последние 10 лет почти 90% учебных заведений системы образования не получали из бюджета средства на приобретение нового учебно-лабораторного оборудования);

3 низкая заработная плата педагогов

4 доступность качественного образования в гимназиях, лицеях, колледжах и вузах для способных детей из малообеспеченных семей, отдаленных регионов России стала достаточно проблематичной, и в значительной мере зависит не столько от способностей детей и молодежи, сколько от материального положения семьи (репетиторство, платные курсы, оплату обучения), а для поступающих в вузы - и от места проживания.

Как следствие из отмеченного выше, заметным стало понижение качества образования по основным уровням:

- общее среднее - устаревшая структура, перегруженность школьных программ;

- начальное и среднее профессиональное - разрыв учебно-производственных связей с базовыми предприятиями;

- высшее - особенности создания негосударственных вузов, введение «платного образования», открытие многочисленных филиалов государственных вузов не всегда качественно функционирующих.

Платное образование в значительной мере оказалось неэффективным из-за таких факторов, как:

большая часть средств от платного высшего образования направляются не для поддержки государственных вузов, а в негосударственные, которые не всегда обеспечивают уровень качества образования;

отсутствие четкого разграничения платных и бесплатных образовательных услуг в дошкольном и школьном образовании;

большая часть средств от репетиторства минует бюджеты вузов и криминализует процессы вступительных экзаменов.

Основные меры и направления в системе образования РФ

В высшем профессиональном образовании:

Разработка нового поколения государственных стандартов высшего образования с учетом современных и перспективных потребностей государства, общества, личности;

Повышение роли субъектов Российской Федерации как в определении структуры и объемов подготовки специалистов, так и в о оценке качества работы вузов (при аттестации и аккредитации, путем текущего контроля над выполнением образовательными учреждениями лицензионных требований);

Развитие практики соучреждения вузов субъектами Федерации и органами федеральной исполнительной власти;

Разработка новых, более жестких, требований к аттестации и аккредитации вузов, в первую очередь - филиалов и негосударственных;

Введение государственных возвратных субсидий или образовательных кредитов для получения высшего образования (частично или полностью погашаемых государством при работе выпускника по государственному распределению);

Создание более справедливого доступа к высшему образованию на основе экспериментальной отработки системы единых государственных экзаменов»

По существу, речь идет о создании надежного механизма устойчивого развития системы образования, для чего необходимо решить следующие задачи:

Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

Достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

Формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;

Повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

Развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения

Классическое, с уклоном в hi-tech или культуру, платное и бесплатное образование - разбираемся, как и чему учат за рубежом

Источник: libre.life

Французская система среднего образования, как и во многих других странах Европы, состоит из трех ступеней: начальная школа (ecole primaire), которую дети посещают с 6 до 11 лет, старшая - коллеж (college), рассчитанная на подростков с 11 до 15 лет, и, наконец, лицей (lycee), в котором обучаются с 16 до 18 лет. Образование государственного образца обязательно для всех детей в возрасте от 6 до 16 лет и предоставляется бесплатно – по сути, это аналог российских 9–11 классов, где учеников готовят к поступлению в вузы.

При этом во Франции также существуют и частные учебные заведения, которые в основном являются платными.
Начальная школа во Франции мало чем отличается от современного российского аналога - те же небольшие классы, игровой подход к предметам. Отличия начинают проявляться позже - в коллеже, куда 11-летний ребенок попадает после первой ступени обучения. К примеру, здесь классы считаются в обратном порядке: ребенок поступает в шестой класс и через четыре года заканчивает третий. Затем коллеж сменяет лицей, обязательное обучение в котором длится два года – а далее подросток проходит «дипломный» класс (терминаль).

Источник: libre.life

В этой стране постигать ученую грамоту начинают с 6 лет. Программа в целом стандартная: дети учатся читать, считать, писать, изучают природоведение, а главные отличия заключаются в качестве дополнительных занятий.

Отучившись четыре года (в Берлине и Бранденбурге - 6 лет), ребенок оканчивает начальную школу, и переходит на следующий этап – среднее общее образование, срок получения которого составляет от 4 до 6 лет. При этом ученик может выбрать один из вариантов: основную, реальную школу или гимназию. Как правило, в этих учебных заведениях выделяют с 5-го по 10-й классы, а разница определяется наполнением программы. Например, в основной школе большое внимание уделяется трудовым навыкам - так что ее можно сравнить с российскими профессионально-техническими училищами. Свидетельство, выдаваемое по окончании, обычно используют, чтобы продолжить образование на производстве или в вечерних профессионально-технических учебных заведениях более высокого уровня.

Источник: libre.life

Путь к знаниям итальянские дети начинают в шесть лет, поступая в начальную школу, первые две ступени которой (scuola elementare 1 и scuola elementare 2) бесплатны для всех. В обязательную программу этого этапа входят общеобразовательные предметы, и только изучение религии можно выбрать по желанию.

По итогам пятилетнего обучения (две первые ступени) школьники сдают письменный и устный экзамены и получают аттестат начальной школы, чтобы затем перейти в среднюю школу, где юным исследователям предстоит учиться до 14 лет. В конце каждого года учащихся средних школ ожидают экзамены по системе «сдано - не сдано». Если ученик не проходит тест, он остается на второй год.

В 18 лет школьники продолжают обучение в лицеях. Выделяют три разновидности последних: классический и технический лицеи, а также со специализацией на естественных науках. Программа всех лицеев включает итальянскую литературу, латынь, математику, физику, естественные науки, философию, историю. Выпускники сдают экзамен и получают аттестаты зрелости, с которыми можно поступать в университет.

Источник: libre.life

Не первый год британские школы, будто магнит, притягивают учеников со всего мира. «Учат – многие, мы – воспитываем джентльменов», - собственно, эта фраза директора одного из престижных учебных заведений объясняет преимущества образования, полученного в Великобритании.

В стране предусмотрено обязательное бесплатное образование, которое может получить любой ребенок в возрасте от 5 до 16 лет, независимо от национальности, расовой принадлежности и социального статуса родителей. При этом оно включает два этапа: начальное школьное образование - для детей в период 4–11 лет (до 7 лет ребенок ходит в школу для малышей, а с 7 до 11 лет - в младшую школу), и среднее - предусмотрено для подростков 11–16 лет.

Средние школы имеют свою градацию. Так, «грамматические» учреждения ориентированы на академическую общеобразовательную составляющую - с расчетом на дальнейшее обучение в вузе. «Современные» школы отличаются прикладной направленностью и позволяют быстро приобрести профессиональную квалификацию. Наиболее популярные «единые» школы соединяют эти две характеристики.

Родителям, которые захотят обучать своего ребенка дома, сначала нужно получить разрешение местного совета по образованию. Дело в том, что «домашние» условия обучения должны соответствовать принятым нормам, включая обязательное религиозное воспитание.

Первого сентября весь мир открыл школьные двери. Многочисленные потоки учащихся устремились к своим классам, друзьям, учителям. В нашей стране мы часто слышим недовольные речи об отечественном образовании. Да, система российского образования не занимает ведущие позиции в мировом рейтинге, располагаясь на 34 позиции. Интересно, как организовано обучение в странах, вышестоящих по отношению к нам?

30-е место. Китай

На 30-ом месте находится китайская система образования. Для простого китайца получение образования открывает большие возможности. Большинство из них стремится поступить в вузы, где количество претендентов на одно место может превышать две сотни.

Учебный год равен 11 месяцам, так что летом ребятишки продолжают учиться, уходя на каникулы лишь в августе. Однако и каникулярный период не для безделья. Август посвящается самоподготовке, сопровождающейся большим количеством д/з.

Школьные занятия проходят с 8:00 до 16:00. Но после 16:00 отдых не приходит: учеников вплоть девяти вечера ожидают дополнительные занятия. Выдержать подобную нагрузку, особенно малышам достаточно сложно. Поэтому в младшей школе практикуется дневной сон – в полдень. Обычно для отдыха отводится отдельная комната, но если она отсутствует, то ребятня располагается на своих «рабочих» местах – на партах.

Российские школьники привыкли сетовать на психологический дискомфорт, вызываемый ЕГЭ. Вероятно, это потому, что они не сравнивали себя с китайскими сверстниками. Неуспех на Гаокао (ЕГЭ у нас) сродни предательству семьи – такую ответственность испытывают экзаменующиеся в Китае.

20-е место. Япония

По традиции, в Японии детей до 6 лет балуют, позволяя буквально все. Свобода заканчивается после поступления в 12-летнюю школу. Процесс годового обучения делится на три семестра, после каждого сдаются экзамены. Перерывы между семестрами посвящаются подготовке к экзаменационным испытаниям.

Школьный возраст начинается с 6 лет. Главными требованиями для них становятся трудолюбие и дисциплина.

17-е место. Франция

Французским малышам, вероятно, повезло больше всех. Они учатся всего четыре дня в неделю, получая дополнительный выходной в среду. Оценивание ведется от 1 до 20 баллов. Набрать 15 баллов, значит выполнить работу добросовестно, а выше 17 баллов – проявить креативный подход. Все большие перемены школьники должны проводить на воздухе, не задерживаясь в аудиториях или коридорах.

Среднее образование можно получить, обучаясь в колледже или лицее.

6-е место. Финляндия

Образование в Финляндии считается самым эффективным. Главное условие системы – равенство всех и всего. Например, все школы имеют одинаковую базу, любой предмет, выбранный ребенком – важен, среди учеников и учителей нет плохих и хороших – они просто разные.

Во главу угла ставится индивидуальность ребенка: если он не силен в математике, делать из него великого технаря никто не будет: помогут переориентироваться в специализации. Систему обучения в Финляндии называют «финским чудом». Учатся дети без ущемления нервной системы, расслабленно, впитывая знания согласно своим желаниям, возможностям и способностям. К тому же в школах не требуется ношение формы, а уроки проходят в свободном формате.

1-е место. США

Процесс образование в США признан самым демократичным. Старшеклассники, именуемые студентами, набирают баллы по нескольким направлениям: точным, гуманитарным, естественным и другим. Задача обучения – получить как можно больше знаний по выбранной специализации. Предметы, не имеющие отношения к будущей профессии школьника, просто игнорируются.

Помимо четкой направленности, углубления в «нужные и полезные» науки не исключают существование в школах строгих, и даже необычных правил, например:

  • для посещения туалета во время урока нужно получить пропускную карточку у учителя и поставить на ней отметку у дежурного взрослого по туалету;
  • передвижения по коридору происходит по четко очерченным полосам;
  • выходить из здания можно только в особых случаях.

Зато атмосфера занятий свободная и непосредственная!

Как устроена система образования в различных странах мира

Мне до жути интересно..

Российская система среднего образования будет коренным образом реформироваться в ближайшие годы. Обсуждение этой реформы - самый популярный сюжет российской повестки дня с конца 2010 года, популярнее лишь громкие катастрофы, революции и военные действия. Между тем, ни общественность, ни чиновники, ни эксперты не могут четко и ясно рассказать о том, какая школа нужна России через 10 лет.

Классическое образование или упор на высокие технологии? Единообразие ради национального сплочения - или царство цветущей сложности? Бесплатное образование хорошего уровня - или родителям придется платить почти за всё, кроме пресловутых «физкультуры и ОБЖ»? Обо всем этом в российском обществе нет не только консенсуса, но и ясности: даже эксперты при высказываниях «на публику» предпочитают говорить длинными малозначащими фразами.

Возможно, понять желательное направление реформы будет легче, если вкратце ознакомиться с наиболее известными школьными системами мира. Это наиболее развитые европейские страны, в прошлом метрополии великих колониальных империй - а также нынешний мировой лидер США и представители двух наиболее быстро растущих образовательных систем мира.«»

В серии из двух публикаций «СП» представляет краткий обзор национальных школьных традиций Франции, Германии, Великобритании, США, Южной Кореи и Финляндии.

Сложившаяся во Франции система среднего образования состоит, как и большинство европейских систем, из трех ступеней – начальной (ecole primaire, с 6 до 11 лет) и старшей (college, коллеж – с 11 до 15 лет, затем lycee, лицей – с 16 до 18). Это достаточно консервативная система, существующая с небольшими изменениями уже более 100 лет – с 1890-х годов. Образование государственного образца обязательно для детей с 6 до 16 лет (лицей, как аналог российских 9 – 11 классов, главным образом готовит учеников к поступлению в университеты). При этом в государственных школах образование бесплатно, но существуют и частные альтернативы.

Частные школы – большей частью платные для учеников, но менее скованные государственными рамками – также предоставляют своим выпускникам дипломы гособразца. Существует два типа таких школ, исходя из их отношений с государством: субсидируемые (sous contrat) и несубсидируемые (hors contrat). В первых из них правительство выплачивает зарплату преподавателям, а школы следуют национальной программе и стандартному расписанию, во вторых – субсидий от правительства не поступает, зато есть возможность обучать детей по нестандартным программам.

Среди субсидируемых государством школ также выделяются две категории: «contrat simple» и «contrat d’association». Contrat simple: школа соответствует государственным требованиям в отношении учебной программы и экзаменов, получая за это субсидии на зарплату преподавателям. Contrat d’association: в дополнение к «сontrat simple» школа частично контролируется государством в том, что касается педагогических методов и отбора преподавателей, получая за это финансирование текущих расходов и зарплат. Чтобы получить финансирование по такому контракту, школы должны доказать, что у них есть определенная философия, отсутствующая в государственной системе. Обычно у частных школ религиозная (католическая) направленность. Такая система действует во Франции с 1959 года (т.н. законы Дебрэ).

Стоимость обучения в частных школах зависит от многих факторов, но, в целом, не является особенно запредельной по европейским рамкам. Так, обучение в одной из старейших и элитарных школ - Ecole de Roches - в 2008 году стоило 27 320 евро за академический год.

Отметим также, что 80% школ во Франции – государственные, а самая малочисленная категория – несубсидируемые государством заведения, таких в стране всего около 20% (начальных меньше, около 9%, средних чуть более 30%). Учителей в государственных школах также больше, чем в частных – но в пересчете на количество школ негосударственные учреждения выигрывают.

В числе негосударственных школ во Франции оказываются почти все религиозные (католические) учебные заведения, а также школы для детей с ограниченными возможностями и т.п. Иными словами, в частный сектор вытеснены те школы, которые воспитывают заведомо нестандартных людей или делают это нестандартными способами.

Начальная школа во Франции немногим отличается от продвинутого варианта российской – небольшие классы, игровой подход к предметам, отсутствие оценок в большинстве школ. А вот в 11 лет, закончив начальную школу, юные французы поступают в коллеж (college), который считается первой ступенью среднего образования. В коллеже классы считаются в обратном порядке: ученик поступает в шестой класс, через четыре года заканчивает третий. Затем идет завершающий – и, в отличие от России, обязательный для всех – этап лицея, который занимает два года. Лицеи существуют двух основных типов – общеобразовательные (general) и технологические (technologique), внутри же каждой категории существует множество профилей, специализаций – примерно то, к чему сейчас пытаются приучить и российских школьников.

Второй класс лицея (то есть первый в хронологическом порядке) общеобразовательный, здесь до специализаций еще не доходит. Первый класс уже имеет много направлений - филиалов обучения, ведущих к разным видам бакалавриата (так называется экзамен на аналог нашего аттестата зрелости, фактически первая специализированная работа или проект ученика). В некоторых лицеях в качестве профилей предлагают даже такие программы, как космонавтика или аэронавтика.

В числе отличий французской специализации от российских проектов – особый статус французского языка как предмета. Тест по государственному языку проходят после первого класса все без исключения. Оценка за этот тест учитывается при сдаче экзамена на степень бакалавра.

Самому же экзамену на бакалавра предшествует последний, «дипломный» класс, он же «терминаль». Подготовка к финальному экзамену крайне серьезная, поскольку его результаты учитываются при поступлении в университеты. В целом, за три лицейских года французы успевают как определиться со своей будущей специальностью, так и продемонстрировать окружающим свой уровень, подать своего рода заявку на дальнейшую карьеру.

Германия

Имея в своей основе ту же прусскую систему образования, что и российская школа, система образования в Германии в наши дни куда более диверсифицирована и, по отзывам ряда аналитиков, менее демократична. Критики немецкой школьной системы обыкновенно указывают на тот факт, что главный выбор будущего для ребенка делается еще в начальной школе – позже, если возможности семьи изначально не позволяли выбрать хорошую школу, прорваться в ряды элиты чрезвычайно трудно, почти невозможно.

Итак, начальная школа в Германии обучает детей с 6 до 10 лет (или до 12 лет в Берлине и Бранденбурге). В ней дети учатся читать, считать, писать, изучают природоведение. Различия среди начальных школ состоят, главным образом, в наличии и качестве дополнительных занятий. Затем приходит черед старшей школы - с 10 до 19 лет. И здесь специализация и социальное расслоение среди школ становится явным.

Выбор типа школы, как гласят германские законы, происходит индивидуально для каждого ученика в соответствии с рекомендацией школы, желанием родителей, уровнем школьных оценок, а также результатом приемных экзаменов. Поскольку же уровень развития и наличие рекомендаций связан с тем, в какой начальной школе учился ребенок, выбор школы часто зависит и от возможностей семьи.

Типы средних школ в Германии следующие: основная школа (Hauptschule) – рассчитана на 5-6 лет обучения и предполагает последующее обучение в профтехучилище; реальная школа (Realschule) – рассчитана на 6 лет обучения, причем высокий балл, полученный по результатам обучения в реальной школе, позволяет поступить в старший класс гимназии, а затем в университет; наконец, самое основательное образование дают гимназии (Gymnasium) – там обучение длится 8-9 лет.

Как правило, гимназия специализируется по трём основным направлениям: гуманитарному (языки, литература, искусство), общественному (общественные науки) и техническому (естественные науки, математика, техника). По окончании обучения выдаётся диплом о среднем образовании (Abitur). Немецкий Abitur является эквивалентом российского аттестата о полном среднем образовании и британского диплома A-level. Гимназии ориентированы на поступление в Университет.

Кроме данных трех типов, существуют также общие школы (Gesamtschule) – они сочетают различные особенности гимназии и реальных школ, позволяя получать одновременно гуманитарное и техническое образование.

Помимо государственных школ, аттестаты гособразца выдают также и частные учебные заведения. Это, как правило, религиозные, элитарные, закрытые школы. Спектр образовательных услуг, которые оказывают частники, шире государственного – например, только в таких школах можно получить немецкий аттестат для школьника-иностранца.

Частные школы в Германии (в государственных образование ожидаемо бесплатное) берут за обучение дороже французских - так, в престижных немецких школах полная стоимость учебного года составляет около 40 000 евро.

Великобритания

Британская средняя школа – пожалуй, наиболее самобытная система образования в Западной Европе. И, вместе с тем, едва ли не самая престижная – независимо от тестов типа PISA, британские школы магнитом притягивают учеников со всего мира, не исключая и россиян.

«Учат – многие, мы – воспитываем джентльменов», - эту фразу приписывают директору одной из наиболее престижных британских школ. Собственно, это и есть суть тщательно выстроенного бренда британскоо среднего образования.

Образование в Великобритании является обязательным для всех граждан в возрасте от 5 до 16 лет. Существует два сектора образования: государственный (бесплатное образование) и частный (платные учебные заведения, год в которых стоит 40 - 50 тысяч долларов США). Кроме того, большая разница существует и между системами образования разных частей Британии: одна система сложилась в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии, вторая - в Шотландии.

Один из самых характерных для Соединенного королевства типов средней школы – это интернат (Boarding School), традиция которых восходит к раннему Средневековью. Изначально эти школы появились при монастырях, в частности, бенедиктинских. Хотя монастырские пансионы-школы были благотворительными, вот уже полтысячелетия британские интернаты являются платными.

Сейчас boarding schools имеют репутацию «аристократических» - дело в том, что когда-то именно школы этого типа вырастили несколько поколений британцев, подчинивших себе полмира. И сейчас некоторые из пансионов, что существуют на протяжении уже многих сотен лет под одной крышей и одним названием, можно назвать клубами для потомков самых аристократических родов бывшей империи.

Помимо этих школ, в королевстве существуют множество других типов учебных заведений. По возрасту учеников они делятся на школы полного цикла (All-Through schools), это приблизительный аналог наших учебно-воспитательных комплексов «от детского сада до выпускного бала»; и на школы для каждого отдельного возраста: preparatory schools – ясли-сады, от 2 до 7 лет, в которых, помимо обычных детсадовских занятий, учат также читать и писать, junior schools – начальные школы, от 7 до 13 лет, завершающиеся особым экзаменом Common Entrance Examination, без которого путь дальше закрыт. Помимо этого, существует и альтернативная система – Primary School с 4 до 11 лет, с дальнейшим переходом на стадию Secondary School.

Далее после Junior идет старшая школа, Senior School - в ней учатся подростки от 13 до 18 лет. Здесь дети проходят сначала двухгодичное обучение для сдачи экзаменов GCSE, за которым следует ещё одна двухгодичная программа: A-Level либо International Baccalaureate.

В параллельной системе этот возраст «закрывает» Secondary school, которая учит детей в возрасте от 11 лет. Аналог российской гимназии, Grammar school - это образование для детей в возрасте от 11 лет по углублённой программе. Выпускные классы для поступающих далее в университеты в Британии называются Sixth Form, это 2 старших года обучения (16 – 18 лет).

В Британии до сих пор сильны традиции раздельного обучения мальчиков и девочек. Особенно хорошо это заметно в мире традиционных boarding schools, среди которых большинство именно «раздельных». Однако школы «новой формации» в основном, наоборот, смешанные.

Что касается формы собственности, то в Великобритании широко представлены как частные, так и государственные школы. Бесплатное среднее образование, безусловно, гарантирует государство, однако (аналогично Германии) для успешной карьеры нужно закончить «правильную» школу. А такие школы традиционно частные (именно такова была превалирующая форма собственности до ХХ века) и обходятся родителям достаточно дорого.

Обязательное образование в Британии действует для детей до 16 лет. Затем (после получения A-Levels) начинает действовать система образовательных кредитов. Причем отдавать их выпускник вуза начинает лишь при устройстве на работу с заработком не менее 21 тыс. фунтов в год. Если такой работы нет, долг возвращать не нужно.США

Продолжительность и возраст для начала обязательного образования детей в США разнятся в зависимости от штата. Дети начинают обучение в возрасте от 5 до 8 лет и заканчивают в возрасте от 14 до 18 лет.

В возрасте около 5 лет американские дети идут в начальную школу (elementary school), в нулевой класс (kindergarten). Этот нулевой класс не является обязательным в некоторых штатах - тем не менее, почти все американские дети посещают kindergarten. Хотя в переводе с немецкого kindergarten буквально означает «детский сад», детские сады существуют отдельно в США и дословно называются «пред-школой» (preschool).

Начальная школа продолжается до пятого или шестого класса (в зависимости от школьного округа), после чего ученик идёт в среднюю школу (middle school), которая заканчивается восьмым классом. Старшая школа (high school) - это классы от девятого до двенадцатого, так что обычно американцы, как и россияне, заканчивают среднее образование в 18 лет.

Те, кто получил среднее образование, могут поступать в общественные колледжи (community college), также называемые начальные колледжи (junior college), технические колледжи (technical college) или городские колледжи (city college), которые после двухгодичного обучения, выдают степень (associate’s degree) сравнимую с средним специальным образованием. Другая возможность продолжить обучение - поступить в колледжи или университеты, где получают, обычно за четыре года, степень бакалавра. Получившие степень бакалавра могут учиться дальше, чтобы получить степень магистра (2-3 года) или PhD (аналог российского кандидата наук, 3 года или более). Отдельно аккредитованные факультеты и вузы выдают степени доктора медицины и доктора права, для которых обязательна специальная подготовка и на уровне бакалавра.

Бесплатные государственные школы управляются главным образом демократически избранными школьными советами (school boards), каждый из которых имеет юрисдикцию над школьным округом (school district), чьи границы часто совпадают с границами графства или города, и которые содержат одну или несколько школ каждого уровня. Школьные советы устанавливают школьные программы, нанимают учителей и определяют финансирование программ. Штаты регулируют образование в своих границах, устанавливая стандарты и экзаменуя школьников. Финансирование школ штатами часто определяется тем, насколько повысилась успеваемость их учеников на экзаменах.

Деньги на школы берутся в основном из местных (городских) налогов на недвижимость, так что качество школ сильно зависит от цен на дома и от того, сколько налогов родители готовы платить за хорошие школы. Часто это приводит к порочному кругу. В округа, где школы заработали хорошую репутацию, съезжаются родители, стремящиеся дать детям хорошее образование. Цены на дома растут, и комбинация денег и целеустремленных родителей поднимает школы на ещё более высокий уровень. Обратное происходит на другом конце спектра, в бедных районах так называемых «внутренних городов».

Некоторые большие школьные округа учреждают «школы-магниты» для особо талантливых детей, проживающих в их юрисдикции. Иногда в одном округе бывает несколько таких школ, разделенных по специальности: техническая школа, школа для детей, проявивших талант в искусстве, и т. д.

Примерно 85 % детей обучаются в государственных школах. Большая часть остальных идут в платные частные школы, многие из которых - религиозные. Наиболее распространена сеть католических школ, которой положили начало ирландские иммигранты во второй половине XIX века. Другие частные школы, часто очень дорогие и иногда с большим конкурсом на поступление, существуют, чтобы подготовить учеников к поступлению в престижные вузы. Существуют даже интернаты, собирающие учеников со всей страны, такие как Академия Филлипса в Экзетере в Нью-Хемпшире. Стоимость обучения в таких школах составляет для родителей порядка 50 000 долларов США в год.

Менее 5 % родителей по разным причинам решают обучать своих детей дома. Некоторые религиозные консерваторы не хотят, чтобы их детей учили идеям, с которыми они не согласны, чаще всего теории эволюции. Другие считают, что школы не могут удовлетворить нужды их отстающих или, наоборот, гениальных детей. Третьи хотят защитить детей от наркотиков и преступности, которые являются проблемой для некоторых школ. Во многих местах родители, обучающие своих детей дома, образуют группы, в которых они помогают друг другу, а иногда даже разные родители учат детей разным предметам. Многие также дополняют свои уроки программами дистанционного обучения и классами в местных колледжах. Однако критики домашнего обучения утверждают, что домашнее образование часто не соответствует стандартам и что дети, так воспитываемые, не приобретают нормальных социальных навыков.

Начальные школы (elementary schools, grade schools, или grammar schools) обычно обучают детей с возраста пяти лет до одиннадцати или двенадцати. Один учитель преподает все предметы, кроме изобразительных искусств, музыки и физкультуры, уроки которых проходят раз или два в неделю. Из академических предметов преподаются, как правило, арифметика (изредка - начальная алгебра), чтение и письмо, с акцентом на орфографию и повышение словарного запаса. Естественные и общественные науки преподаются мало и не разнообразно. Часто общественные науки принимают форму краеведения.

Часто в начальной школе обучение состоит из художественных проектов, экскурсий, и других форм учёбы через развлечение. Это произошло из течения прогрессивного образования начала XX века, которое учило, что ученики должны учиться посредством труда и обыденных действий и изучения их последствий.

Средние школы (middle schools, junior high schools, или intermediate schools), как правило, обучают детей в возрасте от 11 или 12 до 14 лет - с шестого или седьмого по восьмой класс. В последнее время шестой класс все чаще включается в среднюю школу. Обычно в средней школе, в отличие от начальной, один учитель преподает один предмет. Ученики обязаны брать классы по математике, английскому языку, естественным наукам, социальным наукам (часто включающим в себя мировую историю), и физкультуре. Один или два класса ученики выбирают сами, обычно по иностранным языкам, искусствам и технологии.

В средней школе также начинается разделение учеников на обыкновенные и продвинутые потоки. Ученики, которые учатся лучше других по данному предмету, могут учиться в продвинутом («почётном») классе, где быстрее проходят материал и задают больше домашних заданий. В последнее время такие классы, особенно по гуманитарным дисциплинам, в некоторых местах упразднены: критики считают, что изолирование хорошо успевающих учеников не дает плохо успевающим подтягиваться.

Высшая (старшая) школа (high school) - последний этап среднего образования в США, длящийся с девятого по двенадцатый класс. В старшей школе ученики могут выбирать свои классы более свободно, чем раньше, и только должны выполнить минимальные критерии для получения диплома, которые устанавливает школьный совет. Типичные минимальные требования такие:

3 года естественных наук (год химии, год биологии и год физики);

3 года математики, вплоть до второго года алгебры (математика в средних и высших школах, как правило, делится на первый год алгебры, геометрию, второй год алгебры, введение в анализ и математический анализ, и проходится в этом порядке);

4 года литературы;

2-4 года социальных наук, обычно включающих в себя историю и государственное устройство США;

1-2 года физкультуры.

Для поступления во многие вузы требуется более полная программа, в том числе 2-4 года иностранного языка.

Остальные классы ученики должны выбирать сами. Набор таких классов бывает самый разный по количеству и качеству, в зависимости от финансового положения школы и наклонностей школьников. Типичный набор необязательных классов такой:

Дополнительные науки (статистика, информатика, энвироника);

Иностранные языки (чаще всего испанский, французский и немецкий; реже японский, китайский, латынь и греческий);

Изобразительные искусства (живопись, скульптура, фотография, кинематограф);

Игровое искусство (театр, оркестр, танец);

Компьютерная техника (пользование компьютером, компьютерная графика, веб-дизайн);

Издательское дело (журналистика, редактирование ежегодника);

Труд (обработка дерева, ремонт автомобилей).

В некоторых случаях ученик может вообще не учиться ни в одном из учебных классов.

В старшей школе, особенно в последние два года, появляется новый тип продвинутого класса. Школьники могут брать классы, которые должны подготавливать их к экзаменам Advanced Placement или Международного бакалавриата. Большинство вузов засчитывает хорошую отметку на этих экзаменах как начальный курс по соответствующему предмету.

Отметки, как в школе, так и в вузах, выдаются по системе A/B/C/D/F, где A - лучшая отметка, F - неудовлетворительно, а D может считаться удовлетворительно или неудовлетворительно в зависимости от обстоятельств. Ко всем отметкам, кроме F, может приставляться «+» или «−». В некоторых школах не существует оценок А+ и D−. Из этих отметок вычисляется среднее (англ. grade point average, сокр. GPA), в котором A считается за 4, B - за 3, и так далее. Отметки за продвинутые классы в школе часто поднимаются на очко, то есть A считается за 5, и так далее.

Южная Корея

Начальную школу посещают дети в возрасте от 8 до 14 лет, В список изучаемых в начальной школе предметов входят (однако не исчерпывают его):

Корейский язык

Математика

Точные науки

Науки об обществе

Изобразительное искусство

Обычно все эти предметы ведет один классный руководитель, хотя некоторые специализированные дисциплины могут вести другие педагоги (например, физкультуру или иностранные языки).

Продвижение по ступеням образовательной системы с начальной до высшей школы не определяется результатами сдачи различных экзаменов, но исключительно по возрасту ученика.

До конца 80-х годов XX века английский язык обычно начинал преподаваться со средней школы, однако сейчас его начинают изучать в третьем классе начальной школы. Корейский язык разительно отличается от английского в плане грамматики, поэтому освоение английского происходит с большим трудом, но с относительно небольшими успехами, каковой факт достаточно часто является темой раздумий для родителей. Многие из них в итоге посылают своих детей дополнительно обучаться в частные учебные заведения, называемые хагвонами. Все больше школ в стране начинают привлекать к обучению иностранцев, для которых английский язык является родным.

Помимо общественных начальных школ, в Корее существует ряд частных школ. Учебная программа таких школ более-менее соответствует государственной, однако, она воплощается на более высоком уровне: предлагается большее число учителей на меньшее количество учащихся, вводятся дополнительные предметы и устанавливаются более высокие стандарты образования в целом. Отсюда понятно естественное желание многих родителей устроить своих детей именно в такие школы, которое, однако, останавливает относительно высокая стоимость обучения в них: $130 за месяц занятий. Это не идет в сравнение с престижными странами Европы и США, но относительно доходов корейцев это весьма приличные деньги.

Начальные школы по-корейски называются «чходын хаккё», что и означает «начальная школа». Правительство Южной Кореи изменило это название в 1996 году, с прежнего «гукмин хаккё», что переводится как «гражданская школа». Это прежде всего был жест восстановления национальной гордости.

Корейское школьное образование делится на среднее и высшее (обучение в средней и высшей школах соответственно).

Вступительные экзамены в среднюю школу были упразднены в 1968 году. В конце 1980-х, учащиеся все ещё должны были сдавать вступительные экзамены (однако без соперничества с другими кандидатами), и результат поступления определялся либо случайным образом, либо по месту проживания относительно того или иного учебного заведения. Школы, чьей ранг раньше определялся по уровню обучающихся, были уравнены в получении поддержки государства и количеству распределенных бедных учеников. Тем не менее, эта реформа не уровняла школы полностью. В Сеуле учащиеся, которые хорошо сдавали вступительные экзамены, были допущены к поступлению в более престижные школы на без привязки к району, тогда как все остальные поступали именно в школу «своего» района. Реформы были равным образом применены к общественным и частным школам, поступление в которые строго контролировалось Министерством Образования.

В отличие от США, где номер класса обычно постепенно инкрементально возрастает с 1 до 12, в Южной Корее номер класса каждый раз начинает считаться с одного при поступлению в начальную, среднюю и высшую школы. Чтобы провести различия между ними, номер класса обычно указывается вместе с уровнем образовательной ступени. К примеру, первый класс средней школы будет называться как «Первый класс средней школы», «чунгхаккьо иль хакнён».

Средняя школа

По-корейски средняя школа называется «чунхакё», что дословно обозначает «средняя школа».

В корейской средней школе 3 класса. Большинство учеников поступают в неё в возрасте 12 лет и заканчивают, соответственно, к 15 годам (по западным меркам). Эти три года соответствуют примерно 7-9 классам североамериканской и 2 и 4 классам (form) британской образовательных систем.

По сравнению с начальной, южнокорейская средняя школа предъявляет гораздо более высокие требования к своим учащимся. Почти всегда строго регулируются форма одежды и прически, как и многие другие аспекты жизни студента. Как и в начальной школе, школьники проводят большую часть дня в одном классе со своими одноклассниками; однако каждый предмет преподается своим учителем. Учителя переходят из класса в класс и только у некоторых из них, исключая тех, кто преподает «специальные» предметы, имеют свою аудиторию, куда ученики ходят сами. Классные руководители играют очень важную роль в жизни учеников и имеют существенно больший авторитет, чем их американские коллеги.

У учеников в средней школе по шесть уроков в день, которым обычно предшествует особенный блок времени ранним утром, а также седьмой урок, особенный для каждой специализации.

В отличие от ВУЗа, учебный план не сильно варьируется от одной средней школы к другой. Ядро учебной программы формируется:

Математикой

Корейским и английским языками

Также рядом точных наук.

«Дополнительные» предметы включают:

Различные искусства

Физическая культура

Историю

Ханчча (китайская иероглифика)

Ведение домашней экономики

Уроки компьютерной грамотности.

Какие именно предметы и в каком количестве изучаются учащимися варьируется от года к году.

Продолжительность учебных занятий равняется 45 минутам. Непосредственно до начала первого урока, у учеников имеется в распоряжении порядка 30 минут, которые могут быть использованы по желанию для самообучения, просмотра программ, вещаемых специальным образовательным каналом (Educational Broadcast System, EBS) или для ведения личных или классных дел. В 2008 году, школьники посещали занятия полный день с понедельника по пятницу, а также по полдня каждую первую, третью и пятую субботы месяца. В субботу учащиеся занимаются дополнительной деятельностью в каких-либо кружках.

В конце 1960 годов правительство прекратило практики вступительных экзаменов в среднюю школу, заменив их такой системой, при которой в среднюю школу зачислялись ученики из одного района на основе принципа случайности. Это было сделано для того, чтобы усреднить уровень учеников во всех школах, однако, в некоторой степени разница между богатыми и бедными районами сохранилась. До недавнего времени большинство школ были открыты только для одного пола, но в последнее время новые средние школы принимают детей обоих полов, и прежние школы также становятся смешанными.

Как и в начальной школе, учащиеся переходят из класса в класс вне зависимости от их успеваемости, вследствие чего один и тот же предмет в одном и том же классе может изучаться совершенно разными по уровню подготовки учениками. Оценки начинают играть очень важную роль в последнем году средней школы, поскольку они влияют на шансы поступления ученика в тот или иной ВУЗ, для тех, кто в первую очередь хотят сделать научную, а не профессиональную техническую карьеру. В остальных же случаях оценки нужны просто для того, чтобы порадовать родителей или учителей (или избежать их праведного гнева). Существуют несколько стандартных форм экзамена для определённых предметов, а преподаватели «научных» предметов обязаны следовать рекомендованным учебным пособиям, однако, обычно учителя средних школ обладают бОльшими полномочиями относительно программы курса и метода преподавания, нежели преподаватели в ВУЗах.

Многие ученики средней школы после занятий также посещают дополнительные курсы («хагвон», либо проходят обучение у частных репетиторов. Особое внимание уделяется английскому и математике. Некоторые из «хагвонов» специализируются только на одном предмете, тогда как другие - на всех ключевых предметах, что может превращаться во второй раунд школьных занятий с нередко ещё большей нагрузкой на ученика сразу после окончания первого (официального). А, помимо этого, особо стойкие посещают ещё и кружки боевых искусств или музыкальные школы.

Домой обычно возвращаются поздним вечером.

Особое отношение в корейских школах - к техническому обеспечению. К 2011 году, если верить декларациям корейского правительства - школы страны полностью перешли с бумажных учебников на электронные.

Финляндия

В Финляндии каждый ребенок имеет право на предварительное начальное образование, которое вообще начинается за один год до начала обязательного образования, то есть в тот год, когда у ребенка его шестой день рождения. Предварительное начальное образование может быть получено в школе или детском саду, семейном детском саду или в другом подходящем месте. Это решает муниципалитет.

Обязательное образование ребёнок начинает в тот год, когда ему исполняется семь лет и продолжается до 16-17. Государство гарантирует бесплатное основное образование. Сюда входят обучение, учебники, тетради, основные канцелярские принадлежности, питание в школе тоже бесплатное.

В 3 классе начинается изучение английского языка, в 4 классе ребёнок выбирает факультативный иностранный язык (французский, немецкий или русский). В 7 классе начинается изучение обязательного шведского.

Вторая ступень

Oulun Suomalaisen Yhteiskoulun lukio

После получения основного образования перед учащимися встаёт выбор:

Получать профессиональное образование, после которого начать работать по специальности. Обучение происходит в профессионально-технических школах (фин. ammatillinen oppilaitos): в частности профессиональном училище (фин. ammattiopisto), также можно выбрать обучение на производстве по договору (фин. oppisopimuskoulutus).

Продолжить обучение в лицее, где идет серьезная подготовка к поступлению в высшую школу. Учащиеся, которые идут в лицей, должны показать достаточно высокую степень подготовленности (средний балл полученных оценок в основной школе и будет этим определением). В Финляндии выпускники лицея и являются абитуриентами - подают документы в высшую школу, будучи еще лицеистами.

Интересно, что, как и в России, в Финляндии практикуется «скрытая платность» некоторых видов среднего образования. Так, если в общей школе учебники предоставляются бесплатно, то в гимназии их нужно покупать - это около 500 евро в год, причем выложить всю сумму необходимо сразу. Что же касается частных школ, то на обучение там придется потратить 30 - 40 тысяч евро в год.

Какая система больше других подходит в качестве ориентира для российского среднего образования? Об этом для «СП» кратко высказалась Ирина Абанкина, директор Института развития образования Высшей школы экономики (ВШЭ):

Это очень непростой вопрос. Вкратце - пожалуй, никакая система нам не подходит полностью. С одной стороны, исторические корни нашей системы образования уходят в Германию, это общеизвестно. При этом в самой Германии сейчас идет активная реформа средней школы. В Великобритании их традиционную модель сейчас тоже меняют - этим занимается Майкл Барбер. При том, что это великолепные и престижные системы, там есть пока множество вопросов.

С другой стороны, по результатам международных тестов - того же PISA - вперед за последние годы вырвались страны Юго-Восточной Азии. Чудеса показал Шанхай, авангард китайского образования, впечатлил Тайвань; ранее не менее активно рванулись вперед Южная Корея и Япония.

Это значит, что восточной моделью образования тоже стоит поинтересоваться. А эта восточная модель, скажем прямо, не так приятна для наблюдателя, как европейская или американская. Это полнонаполненные классы - до 40 человек! Это жесткая дисциплина, напоминающая золотые годы советской школы. Но это еще и отсутствовавший в нашей старой школе фактор - поголовное тьюторство, то есть репетиторство. Без индивидуальных - платных - занятий хорошо подготовить школьника там очень трудно. Как свидетельствует работающий в Шахнайском университете профессор Марк Брейр, объем рынка репетиторства в Шанхае достигает 2,5% ВВП. В бюджетах большинства семей расходы на дополнительные образовательные услуги - весомая статья.

Что касается России, то, повторюсь, ни одна из сложившихся в мире систем нам не подходит без адаптации. Строя новую школу для страны, нужно будет комбинировать решения со всех концов мира.«»

Http://www.svpressa.ru/society/article/40314/