Теория литературных родов разрабатывалась. Литературные роды и жанры. Система родов и жанров в античной литературе

Родовые и жанровые формы литературы нарушают принцип исторического развития литературы. Родовые и жанровые формы содержательны. Важна роль абстрактной содержательности, она затрудняет понимание литературных родов.

Эпос, лирика, драма-основное деление на роды.

Дихотомическое деление: на монологический род(эпос, лирика) и диалогический род(драма). В 20 веке выделяли еще и 4-ый род литературы- роман или сатира. Но основным является деление на 3 рода.

Классификация литературных родов.

1 Еще Платон выделял родовые формы по формальным признакам. Рассказ от лица самого поэта-это лирика. Рассказ, построенный на подражании- драма. Рассказ, построенный на смешанном способе- эпос. Лирика противостоит драме, а эпос является смешанным родом по Платону.

2 Аристотель тоже определял роды по формальным признакам, по способу отражения, подражания.

Эпос противопоставляется лирике. Это объективный род. Лирика- нечто субъективное. Драма- подражает действию. Аристотель намечает классификацию по предмету изображения.

Революционер- демократы проводили классификацию литературных родов по Платону и Аристотелю. Эта классификация неточна.

Принцип дифференциации литературных родов использовался Веселовским, Днепровым, Чернышевским и др.

Принцип на основе содержательных различий определился в немецкой эстетике: Шиллер, Гете, и др. Гегель различал литературные роды по способу познания: эпос-это объект; лирика-субъект; драма- синтетический, объективно-субъективный род.

Все эти традиции характеристики родов получили свое распространение. Классификация Гегеля считалась общепризнанной, ее поддерживал Белинский.

В литературе чистые родовые формы практически не встречаются, по мнению Белинского.

1) которая определяется по формальным признакам(традиция Платона и Аристотеля);

2) которая определяется по содержательным признакам(Гегель, Белинский).

Дается психологическая и лингвистическая трактовка литературных родов.

Психологическая: литературный род- художественная трансформация человеческой психики.

чувство- лирика

воля- драма

мысль-эпос

воспоминание-лирика

представление-эпос

усилие-драма

Лингвистическая трактовка: родовая принадлежность определяется по языковым категориям. 1-е лицо-лирика, 2-е лицо-драма, 3-е лицо-эпос. Лингвистическое и психологическое учения переплетались между собой. Э. Штайгер « Основные понятия поэтики». Автор начинает отрицать родовые категории, т. к. чистых родовых форм в литературе нет. Он предлагает идти от родового членения литературы.

Родовые формы связаны с психикой и языком, но не подменяют их.

Многие ученые предлагали отказаться от литературного рода(Анечков, Потебня и др.)

Дихотомическое деление на роды поддерживал Л.И. Тимофеев. Род он предлагал называть жанром. Он характеризует лирику и эпос, но выделяет и 3-й род-драму.

Эпос: характер человека изображается через событие.

Лирика: характер создается через переживание.

Гуляев уточнял гегелевскую триаду по отношению окружающей действительности к человеку. Он выделяет 3 типа связи: человек и общество-эпос, конфликт между характерами- драма, переживание-лирика.

Гуляев различает родовые формы по содержанию конфликта.

В. Кожинов устанавливает то, что в каждой классификации есть некий сбой. Он исходил из гегелевской классификации; категории события и действия лежат в основе разграничения эпоса и драмы. Драма оказывается шире и глубже других родовых форм, но событие шире действия, значит эпос является синтетическим родом, а не драма. Кожинов усмотрел это противоречие. Эпос-наиболее сложная и емкая литературная форма.

3 родовые формы соотносятся друг с другом по разным признакам. Лирика коренным образом отличается от эпоса и драмы, меньше различий между эпосом и драмой.

Лирику нельзя превратить в эпос и драму,но возможна трансформация эпоса в драму. Лирика лишена изобразительных элементов, которые обязательны в драме и эпосе.

Различия между эпосом и драмой не говорят о том, что существует 2 рода: лирика и эпос + драма. Эпос и драма никогда не выступают вместе в 1-н и тот же период (по мнению Кожинова).туры последовательность родов: эпос- лирика- драма.

Веселовский придерживался традиций Платона и Аристотеля « Историческая поэтика».Исходной точкой развития лит. родов Веселовский считал синкретизм первобытного искусства, в нем он выделял обрядовую хорею(обрядовая, хоровая песня с танцами; искусство слова сливается с музыкой, танцем и пантомимой).Из обрядовой хореи Веселовский выделял все основные роды и некоторые жанры. Эпические формы выделяются прежде всего из обрядовой хореи, в которой есть определенный ритм. Появляются устные народные эпопеи(«Илиада» и «Одиссея» Гомера). Так появляется эпос.

Из обрядовой хореи выделяется лирика. Ритм подчинял себе словесный текст, припевы(ритмизованные эмоциональные отклики). Появляется ритмическая форма, чтобы воплотить ритмическое содержание. Сначала эти припевы были двустрочными, они могли исполняться отдельно от обрядовой хореи. Так возникла лирика.

Из обрядовой хореи выделяется и драма. Завязывается диалог между корифеем и хором, затем появляются актеры, исчезает хор. Так вычленяется драматическая форма.

М. Коган « Морфология искусства». Формирование родов шло под влиянием других видов искусств. Первоначально искусство было синкретическим. Организующую роль играл ритм.

На возникновении поэтической формы повлияла музыка, т. к. она ритмична. Лирика в искусстве слова остается музыкой в литературе. Лирика и по содержанию, и по форме появляется под влиянием музыки.

Драма- более сложная форма, она осваивает действия, в ней есть и субъективное начало. На развитие драмы повлияла пантомима синкретического (мусического) комплекса. Основная форма драмы- диалог. Драма генетически и структурно связана с актерским творчеством.

Эпическое творчество – самая сложная форма. Слово должно обрести полную свободу от других искусств. Эпос первоначально выделяется по содержанию.

В понятие рода входит состав и связь элементов. Род характеризует объем произведения: эпос- просторность, драма- ограниченный размер, лирика-сжатость.

Своеобразны и композиционно-стилевые формы: лирика- монологичность, драма- диалогичность, эпос-смешанность.

Каждый род характеризует способ сцепления частей произведения. Эпос- присоединение самостоятельных эпизодов, драма- тесная связь сцен, лирика- единство сюжета, эпос- замедленность и перфектность (прошедшее время), драма- устремленность в будущее время, быстрота, лирика- мгновенность, точность, современность.

Словесно-художественные произведения принято объединять в три большие группы, именуемые литературными родами: драма, эпос, лирика.

Происхождение литературных родов. Веселовский в своей «Исторической поэтике» утверждал, что литературные роды возникли из обрядового хора первобытных народов. Он считал, что обрядовый хор, сопровождавший пляску и мимические действия, включал в себя коллективные возгласы радости и печали, из чего возникла лирика. Из выступлений запевал (корифеев) обрядового хора сформировались лиро-эпические песни (кантилены), позднее трансформировавшиеся в героические эпопеи. Из обмена репликами участников обрядового хора возникла драма.

Теория подражания (мимесиса) Аристотеля. Понятие литературного рода возникло в античной эстетике и было разработано Аристотелем в его «Поэтике», где он рассуждает о трех способах подражания в поэзии (искусстве слова): «Подражать в одном и том же и одному и тому же можно, рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от себя (эпос) , как это делает Гомер, или же так, что подражающий остается сам собой, не изменяя своего лица (лирика ), или представляя всех изображаемых лиц как действующих и деятельных (драма )».

Субъектно-объектная теория Гегеля. Гегель предлагал разделять литературные роды по соотношению «субъект - объект». Он считал, что лирика субъективна, эпос объективен, драма соединяет субъективность и объективность.

Разделение поэзии на роды и виды Белинского. Белинский в своем труде «Разделение поэзии на роды и виды» разграничивал литературные роды с помощью категорий «объекта» и «субъекта» художественного познания. Эпос он представляет как объективную поэзию , «в ней не видно поэта; мир развивается сам собою, и поэт является только как бы простым повествователем того, что свершилось само собой». Лирика , напротив, «есть поэзия субъективная, внутренняя , выражение самого поэта». Драма есть «синтез» объективности и субъективности , «есть примирение эпической объективности и лирической субъективности».

В литературоведении XX в. «триаду» пытались пополнить четвертым родом (романом, сатирой, сценарием и т. д.). Причиной было наличие произведений, не в полной мере обладавших свойствами эпоса, лирики и драмы, или лишенных их вовсе – внеродовых форм, к которым относят очерки, литературу «потока сознания», эссеистику.

Литературные жанры – это группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы. Жанры либо универсальны, либо исторически локальны. Проблема жанра в самой общей форме может быть сформулирована как проблема классификации произведений, выявления в них общих – жанровых – признаков. Важнейшим жанровым признаком произведений является их принадлежность к тому или иному литературному роду. По проблематике произведения делятся на национально-исторические (масштабные исторические события), нравоописательные (оценка социально-бытового уклада) и романические (жизнь и судьба отдельной личности).

Эпос и драма имеют ряд общих свойств, отличающихся от лирики. В них воссоздаются события, протекающие в пространстве и времени. Здесь изображаются персонажи, их взаимоотношения, намерения и поступки, переживания и высказывания. И хотя воспроизведение и в эпосе, и в драме выражает авторское осмысление и оценку характеров персонажей, перед читателями нередко предстает иллюзия полной объективности.

Драма и эпос обладают неограниченно широкими идейно-познавательными возможностями. Они свободно осваивают жизнь в ее пространственной и временной протяженности, запечатлевают самые разные характеры и соотношения их с жизненными обстоятельствами. Иначе говоря, драме и эпосу доступны любые темы, проблемы и виды пафоса.

Вместе с тем они принципиально отличаются друг от друга, так как организующим началом эпоса является повествование о событиях в жизни персонажей и их поступках.

В драме повествование не развито. Текст произведение состоит прежде всего из высказываний самих персонажей, посредством которых они действуют в изображаемой ситуации. Авторские же пояснения к словам героев сведены к ремаркам, имеющим лишь вспомогательное значение. Специфика драмы как литературного рода определяется ее предназначенностью для сценической постановки.

Слово «лирика» образовано от древнегреческого музыкального инструмента «лиры», под аккомпанемент которого пелись словесные произведения. Лирика отличается от двух других родов литературы прежде всего предметом изображения. Развернутое и детализированное воспроизведение событий, поступков, взаимоотношений людей в ней отсутствует. Лирика художественно осваивает внутренний мир человека: его мысли, чувства, впечатления. В ней максимально воплощено субъективное начало человеческой жизни.

Речь в лирике выступает главным образом в экспрессивной функции, она активно воплощает эмоциональное отношение к жизни высказывающегося – так называемого лирического героя.

В теории литературных родов есть и иные термины, обозначающие эмоциональную настроенность произведений: «эпичность» - величественно-спокойное, неторопливое созерцание жизни в ее сложности и многоплановости, широта взгляда на мир; «драматизм» - умонастроение, связанное с напряженным переживанием каких-то противоречий, с взволнованностью и тревогой, «лиризм» - возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора, рассказчика, персонажей.

БИЛЕТ 47. СВОЕОБРАЗИЕ ЦЕЛЕЙ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ЭПОСА КАК ЛИТЕРАТУРНОГО РОДА. ВИДЫ И ЖАНРА ЭПОСА.

В эпическом роде литературы решающую роль играет рассказ о происшедших событиях, который ведется «со стороны» - повествование. Повествование, говоря иначе, - это развернутое обозначение с помощью слов того, что произошло однажды. При этом между временем действия и временем повествования существует определенная дистанция – это одно из важнейших свойств эпической формы.

Наряду с повествованием в эпосе немалую роль играют описания – изображение предметного мира в его статике. К этому понятию относятся пейзажи, характеристики бытовой обстановки, черты наружности персонажей, их душевных состояний и т. д.

К повествованию и описанию нередко «подключаются» авторские рассуждения и высказывания персонажей: монологи, диалоги. В одних случаях автор воссоздает замкнутые в пространстве и времени картины, образуя тем самым сценические эпизоды. В других случаях автор сообщает о происходившем в длительные промежутки времени и в разных местах. Это несценические, обзорные эпизоды , в которых подробные действия персонажей отодвигаются на второй план. Соединяя в одном произведении сценические и несценические эпизоды, автор компактно и вместе с тем тщательно воссоздает процессы, протекающие в широком пространстве и на значительных промежутках времени. Эпические произведения используют весь арсенал художественных средств, доступных литературе, свободно осваивают реальность во времени и пространстве, не знают ограничений в объеме. (Только эпос может вобрать в себя такое кол-во персонажей, обстоятельств, судеб и т.п.) В эпосе важно присутствие повествователя. Это – весьма специфическая форма художественного воспроизведениячеловека. Он является посредником между изображаемым и читателем, нередко являясь свидетелем и истолкователем показанных лиц и событий.

Разные способы повествования:

Абсолютная дистанция между повествователем и персонажами. Колорит максимальной объективности. Рассказчик чужд действующим лицам. Эпическое миросозерцание (античный эпос, например, «Илиада»);

Субъективно окрашенное повествование. Повествователь смотрит на мир глазами одного из персонажей, проникаясь его мыслями и впечатлениями (Бородинская битва в «Войне и мире»);

Рассказ от третьего лица. Повествующий выступает как некое «я», таких персонифицированных повествователей называют рассказчиками (Максим Максимыч в «Бэле»).

В эпосе изображаются прежде всего поступки персонажей. Основу повествования составляет характеристика действий героев. Высказывания персонажей эпических произведений часто взаимодействует с поясняющими их высказываниями повествователя. Если они сливаются, - это несобственно-прямая речь. Это речь повествователя.

Эпические жанры: рассказ, новелла, сказка, эпопея, эпическая поэма, повесть, роман.

БИЛЕТ 48. СВОЕОБРАЗИЕ ЦЕЛЕЙ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ЛИРИКИ КАК ЛИТЕРАТУРНОГО РОДА. ЖАНРОВО-ВИДОВОЕ ДЕЛЕНИЕ ЛИРИКИ.

Лирика - литературный род, выражающий мысли, чувства и переживания субъекта, провоцирующий у читателя/слушателя иллюзию сопереживания и тяготеющий к стиховой форме. Согласно теории Веселовского, лирика ведет свое происхождение от обрядового хора, как и другие роды литературы, это объяснение считается недостаточным, т.к. существовали и трудовые и бытовые песни.

Аристотель всю поэзию считал подражанием, но один из трех способов подражания определял по-платоновски: это такой способ, когда автор определяется самим собой и не меняется.

В лирике на первом плане единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления. Если в лирическом произведении обозначается какой-либо событийный ряд, то весьма скупо без сколько-нибудь тщательной детализации. Традиционно считается, что в лирике сюжета нет .

Лирическое переживание предстает как принадлежащие носителю речи, оно не столько обозначено словами, сколько выражено. Только в лирике система художественных средств всецело подчиняется раскрытию цельного движения человеческой души

Лирическая эмоция – сгусток, квинтэссенция душевного опыта человека. Гинзбург: лирика – «самый субъективный род литературы, она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей». В основе – душевное озарение, результат творческого достраивания и преображения того, что испытано.

Лирика не замыкается в сфере внутренней жизни людей, их психологии как таковой. Лирика – художественное освоение сознания и бытия. Таковы философские, пейзажные, гражданские стихотворения.

Лирика способна запечатлеть:

Пространственно-временные представления

Связь чувства с фактами быта и природы

Религиозный характер и т.п.

Лирика тяготеет к малой форме (хотя есть и лирические поэмы). Принцип лирического рода литературы: как можно короче и как можно полнее. Состояние человеческого сознания воплощается в лирике либо прямо и открыто, либо по преимуществу косвенно.

Характерные черты:

Сюжета нет;

Важная реакция на события;

Лирический герой – целостный, многогранный образ;

Хронотоп фрагментарен, чаще всего – в настоящем времени;

- автопсихологичность , так как лирический герой / субъект связан с автором, его мироотношением, опытом, настроением, манерой речевого поведения и т.п.

- суггетивность – способность лирического произведения быть воспринятым так, что авторские чувства воспринимаются читателем, как свои.

В любом лирическом произведении присутствует медитация – взволнованное и психологически напряженное раздумье о чем-либо. Речь лирического произведения исполнена экспрессии , которая здесь становится доминирующим началом. Экспрессивность речи роднит лирическое творчество с музыкой.

Виды лирики:

- описательная (пейзажная);

- повествовательная (событие, эпизод)

- ролевая (монолог от лица персонажа)

- медитативная (любовная, философская)

Лирический герой (ЛЭС) – образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания. Это художественный «двойник» автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью индивидуальной судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластического облика.

Лирический субъект – носитель переживания «я» в одном произведении.

Для Е. Г. Чернышевой: лирический субъект ближе к личности автора, чем лирический герой. Герой = роль, субъект = субъект творчества.

Ведущие лирические жанры: послание, элегия, ода, сатира, эпиграмма, эпитафия, эпиталама, сонет, рондо, триолет.

Ода – стихотворение, выражающее восторженные чувства, которые возбуждает в поэте какой-то значительный предмет (личность великого человека, историческое событие и пр.).

Сатира – стихотворение, выражающее негодование, возмущение поэта отрицательными сторонами жизни общества. Сатира нравоописательна: поэт в ней как бы рупор передовой части общества, озабоченной отрицательным его состоянием.

Элегия – стихотворение, исполненное грусти, неудовлетворенности жизнью.

Эпиграмма – 1) древнегреческая надпись на предметах культа; 2) короткое юмористическое или сатирическое стихотворение, чаще всего высмеивающее определенное лицо.

Эпитафия – надпись на надгробии, разновидность эпиграммы в ее первом значении.

Мадригал – антипод эпиграммы в ее втором значении – короткое полушутливое стихотворение комплиментарного характера (обычно обращенное к даме).

БИЛЕТ 49. СВОЕОБРАЗИЕ ЦЕЛЕЙ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ДРАМЫ. ВИДЫ И ЖАНРЫ ДРАМЫ.

Драма принадлежит и литературе и театру. Драматические произведения, как и эпические, воссоздают событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Основным текстом драмы является цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов. Время воспроизводимых драматургом событий на протяжении сценического эпизода не сжимается и не растягивается. Действие протекает перед глазами читателя. Драма ориентирована на требования сцены и, соответственно, тяготеет к эффектной подаче изображаемого. Ее образность характеризуется театрализующими гиперболами.

Наиболее ответственная роль в драматических произведениях принадлежит условности речевого самораскрытия героев, диалоги и монологи которых, нередко насыщенные афоризмами и сентенциями, оказываются куда более пространными и эффектными, нежели те реплики, которые могли бы быть произнесены в аналогичном жизненном положении.

Характерные черты драмы:

Специализирована для сцены;

Монологи и диалоги – основной текст;

Сюжет всегда есть;

Время и пространство ограничены:

Три единства: время, места, действия;

Хронотоп драмы: здесь и сейчас;

Дистанции между героем и читателем (зрителем) нет.

Ведущие драматические жанры : трагедия, комедия, драма как вид, трагикомедия, мистерия, мелодрама, водевиль, фарс.

Трагедия – вид драмы, основанный на неразрешимой коллизии героических персонажей с миром, трагическом ее исходе. Трагедия отмечена суровой серьезностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряженной и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа.

Комедия – вид драмы, в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Комедия устремлена прежде всего к осмеянию безобразного (противоречащего общественному идеалу или норме): герои комедии внутренне несостоятельны, несообразны, не соответствуют своему положению, предназначению и этим выдаются в жертву смеху, который и развенчивает их, выполняя тем самым свою “идеальную” миссию.

Драма (вид) – один из основных видов драмы как литературного рода наряду с трагедией и комедией. Подобно комедии, воспроизводит преимущественно частную жизнь людей, но ее главная цель – не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматичных отношениях с обществом. Подобно трагедии, драма тяготеет к воссозданию острых противоречий; вместе с тем ее конфликты не столь напряженны и неизбывны и в принципе допускают возможность благополучного разрешения, а характеры не столь исключительны.

Трагикомедия – вид драмы, обладающий признаками как трагедии, так и комедии. Трагикомическое мироощущение, лежащее в основе трагикомедии, связано с чувством относительности существующих критериев жизни и отказом от нравственного абсолюта комедии и трагедии. Трагикомедия не признает абсолютного вообще, субъективное здесь может видеться объективным и наоборот; чувство относительности может приводить к полному релятивизму; переоценка моральных устоев может сводиться к неуверенности в их всемогуществе или к окончательному отказу от твердой морали; неясное понимание реальности может вызывать к ней жгучий интерес или полное безразличие, может сказаться меньшей определенностью в отображении закономерностей бытия или равнодушием к ним и даже их отрицанием – вплоть до признания алогичности мира.

Мистерия – жанр западноевропейского театра эпохи позднего Средневековья, содержание которого составляли библейские сюжеты; религиозные сцены чередовались в них с интермедиями, мистика сочеталась с реализмом, набожность – с богохульством.

Мелодрама – вид драмы, пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией.

Водевиль – один из видов драмы, легкая пьеса с занимательной интригой, с песенками-куплетами и танцами.

Фарс – вид народного театра и литературы западноевропейских стран 14-16 вв., прежде всего Франции, который отличался комической, нередко сатирической направленностью, реалистической конкретностью, вольнодумством и был насыщен буффонадой.

Именно, во всех искусствах, по мнению Аристотеля, имеется большое различие между предметом подражания, средством подражания и способом подражания. Аристотель пишет, что подражательные искусства "отличаются друг от друга тремя чертами: тем, что они воспроизводят различными средствами, или различные предметы, или различным, не одним и тем же способом". Об этом же разделении художественного подражания по средствам, способу и предмету подражания Аристотель говорит еще раз, однако разделение видов творчества по подражанию дается у Аристотеля не без путаницы. Так, в другом месте он разделяет подражание на подражание фактам настоящим или прошедшим, на подражание в субъективном представлении и на подражание долженствующему. Художнику "всегда приходится воспроизводить предметы каким-нибудь одним из трех способов; такими, каковыми они были или есть; или такими, как их представляют и какими они кажутся; или такими, каковы они должны быть". Эта путаница увеличивается еще и оттого, что поэзия, по Аристотелю, вовсе не подражает никаким реальным фактам, а только изображает их возможность.

Роды́ литерату́ры - это крупные объединения словесно-художественных произведений по типу отношения высказывающегося ("носителя речи") к художественному целому. Выделяются три рода: драма, эпос, лирика.

Данное разделение возводят к "Поэтике" Аристотеля:

подражать в одном и том же и одному и тому же можно, рассказывая о событии, как о чём-то отдельном от себя, как это делает Гомер, или же так, что подражающий остаётся сам собой, не изменяя своего лица, или представляя всех воображаемых лиц, как действующих и деятельных

Однако Жерар Женетт в своей работе «Введение в архитекст» называет это распространенное мнение «ретроспективной иллюзией» и показывает, что на самом деле это эстетическая концепция XVIII века (прежде всего аббата Баттё), безосновательно апеллирующая к авторитету Аристотеля:

сравнительно недавно возникшая теория «трех основных литературных родов», присвоив себе столь далеких предков, не только приписывает себе древнее происхождение, а значит, наделяется видимостью или презумпцией вечности и тем самым самоочевидности,- но и подтягивает под три своих литературных рода то естественное основание, которое было разработано Аристотелем, а до него Платоном, совсем для других вещей и, наверное, с большим правом.

Еще с античных времен (Аристотель «Поэтика») принято разделять литературу на три рода:

1. Эпос - охватывающий бытие во всем многообразии: пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (отличительная особенность - сюжетность).

2. Лирика - запечатлевающая внутренний мир личности в становлении и смене впечатлений, грез, настроений, ассоциаций (эмоциональность, экспрессивность, отсутствие ярко выраженного сюжета).

3. Драма - фиксирующая речевые акты действующих лиц, изначально предназначенная для сценической постановки; обладающая, с одной стороны, экспрессивностью, с другой - сюжетностью, что позволяет в этом роде литературы видеть слияние черт лирикии эпоса.

Для каждого из указанных родов литературы характерны свои специфические жанры (то есть устоявшиеся формы произведений).

Эпические жанры

Для эпоса характерны такие жанры: эпопея, эпическая поэма, повесть, рассказ, новелла, роман, некоторые виды очерка. Специфическая черта эпоса - организующая роль повествования: носитель речи сообщает о событиях и их подробностях, как о чем-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки, действия и облика персонажей, а иногда - к рассуждениям. Основное различие между перечисленными жанрами - в объеме произведения, а также в масштабе отображаемых событий и философских обобщений.

Эпопея - монументальное по форме произведение общенародной проблематики (напр., «Война и мир» JI. Н. Толстого, «Тихий Дон» М. А. Шолохова).

Эпическая поэма - поэтическое, в некоторых случаях прозаическое произведение, обладающее сюжетностью; как правило, произведение воспевающее славное прошлое народа, его духовное становление или устремления и т. п. (напр., «Полтава» А. С. Пушкина, «Мертвые души» Н. В. Гоголя).

Роман - произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития. По определению Белинского, роман - это «эпос частной жизни» (напр., «Обломов» А. И. Гончарова, «Отцы и дети» И. С. Тургенева).

Повесть - «средний» жанр эпического рода литературы. По объему, как правило, меньше романа, но больше рассказа, новеллы. Если в романе центр тяжести лежит в целостном действии, в фактическом и психологическом движении сюжета, то в повести основная тяжесть переносится нередко на статичные компоненты произведения - положения, душевные состояния, пейзажи, описания и т. п. (напр., «Степь» А. П. Чехова, «Записки из «Мертвого дома» Ф. М. Достоевского). Разграничить роман и повесть часто бывает достаточно трудно, в западном литературоведении жанр «повесть» не выделяется вовсе (там разделение происходит на две основные категории: «novel» - «роман», и «short story» - «рассказ»).

Новелла - малый прозаический жанр, сопоставимый по объему с рассказом (что дает иногда повод для их отождествления - существует точка зрения на новеллу как на разновидность рассказа), но отличающийся от него острым центростремительным сюжетом (нередко парадоксальным), отсутствием описательности и композиционной строгостью. Поэтизируя случай, новелла предельно обнажает ядро сюжета, сводит жизненный материал в фокус одного события (напр., ранние рассказы А. П. Чехова, Н. В. Гоголя, цикл «Темные аллеи» И. А. Бунина).

Рассказ - малая эпическая жанровая форма художественной литературы - небольшое по объему изображенных явлений жизни, а отсюда и по объему текста, прозаическое произведение (напр., рассказы В. М. Гаршина, А. П. Чехова, И. А. Куприна и т. д.).

Одним из основоположников русского литературоведения был В.Г.Белинский. И хотя еще в античности были сделаны серьезные шаги в разработке понятия литературного рода (Аристотель), именно Белинскому принадлежит научно обоснованная теория трех литературных родов, с которой вы можете подробно познакомиться, прочитав статью Белинского "Разделение поэзии на роды и виды".

Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие).

Представляя читателю тот или иной предмет (имеется в виду предмет разговора), автор выбирает к нему разные подходы:

Первый подход: можно подробно рассказать о предмете, о событиях, с ним связанных, об обстоятельствах существования этого предмета и и.т.; при этом позиция автора будет в той или иной степени отстраненной, автор выступит в роли своеобразного хрониста, рассказчика или выберет рассказчиком кого-нибудь из персонажей; главным в таком произведении станет именно рассказ, повествование о предмете, ведущим типом речи будет именно повествование; такой род литературы и именуется эпическим;

Второй подход: можно поведать не столько о событиях, сколько о том впечатлении, которое они произвели на автора, о тех чувствах, которые они вызвали; изображение внутреннего мира, переживаний, впечатлений и будет относиться к лирическому роду литературы; именно переживание становится главным событием лирики;

Третий подход: можно изобразить предмет в действии, показать его на сцене; представить читателю и зрителю его в окружении других явлений; такой род литературы является драматическим; в драме непосредственно голос автора будет реже всего звучать - в ремарках, то есть авторских пояснениях к действию и репликам героев.

Роды художественной литературы ЭПОС (греч. - повествование)

рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему. ДРАМА (греч. - действие) изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках. ЛИРИКА (от названия муз. инструмента) переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием.



Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.

ЖАНР - это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. К таким группам относятся романы, повести, поэмы, элегии, рассказы, фельетоны, комедии и т.д. В литературоведении нередко вводится понятие литературного вида, это более широкое понятие, чем жанр. В этом случае роман будет считаться видом художественной литературы, а жанрами - различные разновидности романа, например, приключенческий, детективный, психологический, роман-притча, роман-антиутопия и т.д.

Примеры родо-видовых отношений в литературе:

Род: драматический; вид: комедия; жанр: комедия положений.

Род: эпический; вид: повесть; жанр: фантастическая повесть и т.д.

Жанры, будучи категориями историческими, появляются, развиваются и со временем "уходят" из "активного запаса" художников в зависимости от исторической эпохи: античные лирики не знали сонета; в наше время архаическим жанром стала родившаяся еще в древности и популярная в XVII-XVIII веках ода; романтизм XIX века вызвал к жизни детективную литературу и т.д.

Рассмотрите следующую таблицу, в которой представлены виды и жанры, относящиеся к различным родам искусства слова:

Роды, виды и жанры художественной словесности ЭПОС Народный Миф

Поэма (эпос): Героическая Строговоинская Сказочно- легендарная Историческая... Сказка Былина Дума Легенда Предание Баллада Притча Малые жанры: пословицы поговорки загадки потешки... Авторский ЭпопеяРоман: Историческ. Фантастич. Авантюрный Психологич. Р.-притча Утопический Социальный...Малые жанры: Повесть Рассказ Новелла Басня Притча Баллада Лит. сказка... ДРАМА Народная Игра

положений, характеров, масок... Драма: философская социальная историческая соц.-филос. Водевиль Фарс Трагифарс... ЛИРИКА Народная Песня Авторская Ода Гимн Элегия Сонет Послание Мадригал Романс Рондо Эпиграмма...

Современное литературоведение выделяет также четвертый, смежный род литературы, совмещающий в себе черты эпического и лирического родов: лиро-эпический, к которому относится поэма. И действительно, рассказывая читателю какую-то историю, поэма проявляет себя как эпос; раскрывая перед читателем глубину чувств, внутренний мир лица, рассказывающего эту историю, поэма проявляет себя как лирика.

Эпические и лирические произведения разделяются на крупные и малые жанры в большей степени по объему. К крупным относятся эпопея, роман, поэма, к малым - повесть, рассказ, басня, песня, сонет и т.д.

Прочтите высказывание В.Белинского о жанре повести:

"Жизнь наша, современная, слишком разнообразна, многосложна, дробна (…) Есть события, есть случаи, которых, так сказать, не хватало бы на драму, не стало бы на роман, но которые глубоки, которые в одном мгновении сосредотачивают столько жизни, сколько не изжить ее и в века: повесть ловит их и заключает в свои тесные рамки. (…) Краткая и быстрая, легкая и глубокая вместе, она перелетает с предмета на предмет, дробит жизнь на мелочи и вырывает листки из великой книги этой жизни".

Если повесть, согласно Белинскому, - это "листок из книги жизни", то, пользуясь его метафорой, можно образно определить роман с жанровой точки зрения как "главу из книги жизни", а рассказ - как "строку из книги жизни".

Малые эпические жанры, к которым относится рассказ - это "интенсивная" по содержанию проза: у писателя ввиду небольшого объема нет возможности "растекаться мыслию по древу", увлекаться подробными описаниями, перечислениями, воспроизводить большое количество событий в деталях, а сказать читателю зачастую нужно очень много.

Для рассказа характерны следующие черты:

небольшой объем;

в основу сюжета положено чаще всего одно событие, остальные лишь сюжетно очерчены автором;

малое число персонажей: как правило один-два центральных героя;

решается какой-то один главный вопрос, остальные вопросы являются "производными" от главного.

РАССКАЗ - это небольшое прозаическое произведение с одним или двумя основными героями, посвященное изображению какого-то одного события. Несколько объемнее повесть, но разницу между рассказом и повестью не всегда удается уловить: произведение А.Чехова "Дуэль" некоторые называют небольшой повестью, а некоторые - большим рассказом. Важно следующее: как писал в начале ХХ века критик Е.Аничков, "в центре рассказов стоит именно личность человека, а не целая группа людей".

Расцвет русской малой прозы начинается в 20-е годы XIX века, который дал прекрасные образцы малой эпической прозы, среди которых безусловные шедевры Пушкина ("Повести Белкина", "Пиковая дама") и Гоголя ("Вечера на хуторе близ Диканьки", петербургские повести), романтические новеллы А.Погорельского, А.Бестужева-Марлинского, В.Одоевского и других. Во второй половине XIX века создаются малые эпические произведения Ф.Достоевского ("Сон смешного человека", "Записки из подполья"), Н.Лескова ("Левша", "Тупейный художник", "Леди Макбет Мценского уезда"), И.Тургенева ("Гамлет Щигровского уезда", "Степной король Лир", "Призраки", "Записки охотника"), Л.Толстого ("Кавказский пленник", "Хаджи Мурат", "Казаки", севастопольские рассказы), А.Чехова как крупнейшего мастера короткого рассказа, произведения В.Гаршина, Д.Григоровича, Г.Успенского и многих других.

ХХ век также не остался в долгу - и появляются рассказы И.Бунина, А.Куприна, М.Зощенко, Теффи, А.Аверченко, М.Булгакова… Даже такие признанные лирики, как А.Блок, Н.Гумилев, М.Цветаева "унизились до презренной прозы", говоря словами Пушкина. Можно утверждать, что на рубеже XIX-ХХ веков малый жанр эпики занял ведущее положение в русской литературе.

И уже поэтому не следует думать, что рассказ поднимает какие-то незначительные проблемы и затрагивает неглубокие темы. Форма рассказа лаконична, а сюжет подчас незамысловат и касается, на первый взгляд, простых, как говорил Л.Толстой, "натуральных" отношений: сложной цепи событий в рассказе просто негде развернуться. Но в том-то и состоит задача писателя, чтобы в малое пространство текста заключить серьезный и нередко неисчерпаемый предмет разговора.

Если сюжет миниатюры И.Бунина "Муравский шлях", состоящей всего из 64-х слов, схватывает лишь несколько мгновений беседы путешественника с ямщиком посреди бескрайней степи, то сюжета рассказа А.Чехова "Ионыч" хватило бы на целый роман: художественное время рассказа охватывает почти полтора десятка лет. Но автору неважно, что происходило с героем на каждом этапе этого времени: ему достаточно "выхватить" из жизненной цепи героя несколько "звеньев"-эпизодов, похожих друг на друга, как капли воды, и вся жизнь доктора Старцева становится предельно ясной и автору, и читателю. "Как живешь один день своей жизни, так проживешь и всю жизнь", - словно бы говорит Чехов. При этом писатель, воспроизводя обстановку в доме самого "культурного" семейства провинциального города С., может сосредоточить все внимание на стуке ножей из кухни и запахе жареного лука (художественные детали!), но вот о нескольких годах жизни человека сказать так, как будто их и вовсе не было, или это было "проходящее", неинтересное время: "Прошло четыре года" , "Прошло еще несколько лет", как будто не стоит тратить время и бумагу на изображение такой безделицы…

Изображение повседневной жизни человека, лишенной внешних бурь и потрясений, но в рутине заставляющей человека вечно ждать никогда не наступающего счастья, стало сквозной темой рассказов А.Чехова, определившей дальнейшее развитие русской малой прозы.

Исторические потрясения, безусловно, диктуют художнику иные темы и сюжеты. М.Шолохов в цикле донских рассказов говорит о страшных и прекрасных человеческих судьбах в годину революционных потрясений. Но дело тут не столько в самой революции, сколько в вечной проблеме борьбы человека с самим собой, в вечной трагедии крушения старого привычного мира, которую многократно переживало человечество. И потому Шолохов обращается к сюжетам, давно укоренившимся в мировой литературе, изображая частную человеческую жизнь как бы в контексте мировой легендарной истории. Так, в рассказе "Родинка" Шолохов использует древний, как мир, сюжет о поединке отца и сына, не узнанных друг другом, с которым мы встречаемся в русских былинах, в эпосах древней Персии и средневековой Германии… Но если древний эпос трагедию отца, убившего сына в битве, объясняет законами судьбы, не подвластной человеку, то Шолохов говорит о проблеме выбора человеком своего жизненного пути, выбора, который определяет все дальнейшие события и в конце концов делает одного зверем в человеческом обличье, а другого - равным величайшим героям прошлого.

Литературные роды

Когда мы говорим о литературном роде и жанре, мы говорим о типе литературного произведения. Литературный род и жанр – определенный тип литературного произведения. Дело в том, что литературное произведение не существует само по себе. Оно существует лишь как представитель определенного рода и жанра. Невозможно создать литературное произведение, которое было бы абсолютно непохоже на какие-либо другие литературные произведение. Исторической жизнью произведения также живут лишь как представители определенного рода и жанра.

Литературное произведение представляет собой совмещение уникальных свойств, которые определяют его индивидуальность. С другой стороны в любом литературном произведении есть какие-то типические свойства, которые наоборот, сближают данное произведение с какими-то другими произведениями, т.е. есть типические свойства. Мы выделяем типы литературных произведений. Степень соотношения индивидуальных и типичных зависит от этапа развития словесности, литературного направления.

Определение литературного рода по Тамарченко:

Литературный род – это понятие, которое вводится с одной стороны для обозначения группы жанров, обладающих сходными структурными признаками. С другой стороны для дифференциации (различения) основных возможностей словесного творчества.

Ода, элегия, сонет, послание – лирика. На основе общих (структурных) признаков лирика будет отличаться от других родов. У лирики, эпоса и драмы есть основные возможности словесно-художественного творчества.

Родовые свойства литературного произведения – это наиболее общие, универсальные, надисторические свойства. Жанры – это, наоборот, исторически сложившаяся разновидность литературного произведения.

Критерии разграничения литературных родов

Аристотель рассматривает искусство как подражание прекрасной природе. С точки зрения Аристотеля есть три способа подражания: рассказывание о событии, как о чем-то отдельном от себя (например, эпос Гомера); оставаясь самим собой, не меняя своего лица (лирика); подражать можно, показывая всех изображающих лиц как действующих и деятелей (драма).

В основе разграничения литературных родов Аристотель кладет тип отношения субъекта высказывания и предмета речи.

В XIX веке литературные роды начали мыслиться как типы художественного содержания. Все объективное по Гегелю в драме является проявленной субъективной воли индивидуума.

Гегель рассматривал драму как наивысший род литературы. В начале XX века появляются лингвистическая и психологическая трактовки литературных родов.

Лингвистическая трактовка соотносит литературные роды с явлениями языка, с категориями лица и времени. Лирика – первое лицо, драма – второе лицо, эпос – третье лицо. Лирика – настоящее время, эпос – прошедшее время, драма – будущее время.

Психологическая трактовка соотносит литературные роды с категорией психики. Эпос – воспоминание, лирика – представление, драма – воля.

Вадим Валерьянович Кожинов в статье «Проблемы литературных родов и жанров» (сборник «Теория литературы. Основные вопросы в историческом освещении. Том 3») говорит о том, что с одной стороны все вышеназванные концепции дали много продуктивного при изучении литературных родов, с другой стороны, они не могут считаться полностью продуктивными, потому что в этих концепциях при описании родов литературы не учитываются признаки, связанные со структурой самого литературного произведения.

Не учитывая аспекты самого литературного произведения, Кожинов перечисляет признаки, связанные со структурой самого литературного произведения: разный объем словесного текста (сжатость в лирике, ограниченные размеры в драме, просторность, протяженность в эпосе), природа времени и темп развития (мгновенность, точность в лирике, перфектность, замедленность в эпосе, устремленность в будущее в драме), способ присоединения (свободное присоединение в эпосе, жесткая причинно-следственная связь между эпизодами – драма, единство лирического сюжета – лирика), специфика композиционно-речевых форм (лирика – монолог, драма – диалог, эпос – смешение). Кожинов пишет о том, что родовые свойства литературного произведения – наиболее общие, универсальные, которые существуют как на поверхности текста, так и на его глубине.

В современном литературоведении учитываются все предшествующие критерии (условия)

Современный подход принято описывать по трем критериям:

1) Композиционно-речевая организация

Каждый литературный род имеет свой предмет изображения. Один субъект речи – лирика, первичный и вторичный субъект речи – эпос, чередование реплик плюс авторские ремарки – драма. Это самый поверхностный критерий

2) Характер развития действия в литературном произведении. Тип, ситуация, события, композиция, которые лежат в основе развития действий. P.S. может оказаться решающим.

3) Предметно-смысловая сфера. Литературный род имеет свой предмет изображения. Современное литературоведение литературные роды рассматривает как архитектонические формы, т.е. как формы организации жизненных ценностей.

Согласно традиционной точке зрения у нас три литературных рода: лирика, эпос и драма. Однако, существовали другие точки зрения относительно количества литературных родов. В XX веке была попытка обосновать роман в качестве четвертого литературного рода. В. Днепров выпустил статью «Роман как новый род поэзии». Были попытки уже другими литературоведами обосновать в качестве четвертого литературного рода сатиру, однако эти точки зрения не закрепились в литературоведении. Помимо произведений, четко относящихся к тому или иному литературному роду, существуют произведения, которые соединяют в себе черты разных литературных родов. Это межродовые формы. Баллада – это как раз межродовая форма (лироэпическая).

Помимо межродовых форм существуют еще и внеродовые формы (произведения, которые лишь в незначительной степени обладают родовыми признаками, а то и лишены их вовсе) (эпиграмма, очерк).

Лирика как род литературы

1. Предмет лирики как литературного рода

2. Специфика лирического события и лирического сюжета.

3. Семантическая структура лирического произведения

Гегель в лекциях по эстетике так определяет предмет лирики: предмет лирики – выражение содержания и деятельности самой внутренней жизни. Все слова в этой формулировке для Гегеля значимы. Причем особенно значимо слово «выражение». Геннадий Николаевич Поспелов в учебнике «Введение в литературоведение» говорит о том, что предметом лирики является сама внутренняя жизнь. Несмотря на то, что Поспелов ссылается на Гегеля, в формулировке Поспелова слово «выражение» пропущено, и подход Поспелова не может считаться в должной мере продуктивным, потому что подход Поспелова не позволяет провести границ между лирикой и другими литературными родами. Доказать это очень просто: если мы рассмотрим такой жанр, как психологический роман. Предметом психологического романа является внутренняя жизнь. Но это совсем не будет означать, что психологический роман мы отнесем к лирике. И по сему подход Поспелова работает не всегда.

Для того, чтобы выражение внутренней жизни (по Гегелю) не оказалось случайным, сама внутренняя жизнь субъекта должна быть поэтичной. Это значит, что чувства и переживания субъекта помимо своей уникальности (единичности) должны обладать некой универсальной, всеобщей значимостью. В лирике всеобщность переживаний субъекта достигается не предметом изображения (по Гегелю содержание и предмет могут быть случайными), а рождается формой поэтического произведения, формой лирического высказывания. В лирике важен вопрос «КАК?». Лирика предполагает особый статус поэтического слова в лирическом произведении. С точки зрения Тамарченко лирическое событие – это всегда событие высказывания или событие рождения поэтического слова. Поиск слова, наименования для выражения собственной внутренней жизни есть неотъемлемая часть лирического события, а иногда и все его содержание. Неслучайно одно из стихотворений Мандельштама начинается со строки «Я слово позабыл, что я хотел сказать».

«Это утро, радость эта…». Последняя строка «Это все весна» подытоживает. Пример Фета доказывает, что лирическое событие – это событие высказывания или событие рождения поэтического слова. Субъект лирического переживания вбирает в себя внешний мир, переживает его в своей внутренней стихии (внутри себя) и, после того, как внешний мир стал для него чем-то внутренним, выражает его, находя для этого соответствующее слово.

Лирика предполагает минимальную дистанцию между автором и героем, автором и читателем, героем и читателем. «Это мои слова, я чувствую тоже самое» - такова типичная реакция читателя на лирическое произведение. Такая читательская реакция объясняется особым статусом лирического персонажа. Лирический персонаж характеризуется предельной обоснованностью (предмет внешности, социального статуса, возрастных характеристик. Одним из свойств лирического персонажа является его анонимность (безымянность). Как раз в силу обобщенности лирического персонажа читателю легко отождествить себя с ним. При этом логические связи между словами в лирике могут отсутствовать. Однако, несмотря на отсутствие логических связей, лирика все равно обладает большой внушающей заражающей читателя силой. Способность лирики обладать большой внущающей заражающей читателя силой называется суггестивностью.

3. Семантическая структура лирического произведения. (по концепции Тамары Исааковны Сильман). Эта концепция изложена в книге «О лирике». Она исходит из того, что в лирике по-особому организовано художественное время. В лирике миг может быть пережит как вечность, а вечность как мгновение. На основании этого Сильман выделяет две части в лирическом произведении: эмпирическая и обобщающая. Как их разграничивать? В эмпирической части появляется многообразие предметного мира, четко отделенных друг от друга временных планов, появляются конкретные факты биографии субъекта переживания. В обобщающей части появляется универсальное время (когда прошлое, настоящее и будущее стягиваются в одну точку). Это и миг, и вечность одновременно. Обобщающая часть фиксирует миг постижения субъектом переживания вневременной сути происходящего, вневременного смысла происходящего.

Н-р. моностих Джузеппе Унгаретти

«И я люблю тебя, люблю тебя; и это нескончаемое страдание». Здесь есть конкретный факт биографии лирического героя. И этот факт присвоен к настоящему.

«Когда волнуется желтеющая нива…». В первой строфе идет речь о осени, во второй о весне, в третьей о зиме. А четвертая – обобщающая часть, т.к. там появляется универсальное время. Универсальное время как правило грамматически выражается с помощью настоящего времени, но не всегда. Универсальное время не зависит от глагольной формы.

Стихотворение Тарковского «Балет» состоит из 6 строф. В первых пяти идет описание балетного спектакля (эмпирическая часть). Пятая строфа заканчивается вопросом «Так что же такое искусство?». Шестая строфа – некий ответ на вопрос. Глаголы в ней стоят в будущем времени, но время там универсально, т.к. это ответ на вопрос, чем искусство считается ВООБЩЕ. Обобщающая часть очень часто стоит в конце лирического произведения, но не всегда (может стоять в начале, в середине, может быть разорвана эмпирической частью). Эмпирическая часть в лирическом произведении может вообще отсутствовать, обобщающая часть присутствует в любом лирическом произведении, потому что универсальное время – одно из основных свойств лирики.

У Пастернака есть стихотворение «Определение поэзии».