Сочинение-рассуждение Как различное отношение ночлежников к Настиному рассказу отражает основной конфликт пьесы? В каких произведениях русской класси. Как различное отношение ночлежников к Настиному рассказу отражает основной конфликт пьесы? В каких произ

Как раз­лич­ное от­но­ше­ние ноч­леж­ни­ков к На­сти­но­му рас­ска­зу от­ра­жа­ет ос­нов­ной кон­фликт пьесы?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

«Пустырь» — засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место. В глубине его — высокий кирпичный брандмауер. Он закрывает небо. Около него — кусты бузины. Направо — темная, бревенчатая стена какой-то надворной постройки: сарая или конюшни. А налево — серая, покрытая остатками штукатурки стена того дома, в котором помещается ночлежка Костылевых. Она стоит наискось, так что ее задний угол выходит почти на средину пустыря. Между ею и красной стеной — узкий проход. В серой стене два окна: одно — в уровень с землей, другое — аршина на два выше и ближе к брандмауеру. У этой стены лежат розвальни кверху полозьями и обрубок бревна, длиною аршина в четыре. Направо у стены — куча старых досок, брусьев. Вечер, заходит солнце, освещая брандмауер красноватым светом. Ранняя весна, недавно стаял снег. Черные сучья бузины еще без почек. На бревне сидят рядом Наташа и Настя. На дровнях — Лука и Барон. Клещ лежит на куче дерева у правой стены. В окне у земли — рожа Бубнова.

Настя (закрыв глаза и качая головой в такт словам, певуче рассказывает) . Вот приходит он ночью в сад, в беседку, как мы уговорились... а уж я его давно жду и дрожу от страха и горя. Он тоже дрожит весь и — белый, как мел, а в руках у него леворверт...

Наташа (грызет семечки) . Ишь! Видно, правду говорят, что студенты — отчаянные...

Настя. И говорит он мне страшным голосом: «Драгоценная моя любовь...»

Бубнов. Хо-хо! Драгоценная?

Барон. Погоди! Не любо — не слушай, а врать не мешай... Дальше!

Настя. «Ненаглядная, говорит, моя любовь! Родители, говорит, согласия своего не дают, чтобы я венчался с тобой... и грозят меня навеки проклясть за любовь к тебе. Ну и должен, говорит, я от этого лишить себя жизни...» А леворверт у него — агромадный и заряжен десятью пулями... «Прощай, говорит, любезная подруга моего сердца! — решился я бесповоротно... жить без тебя — никак не могу». И отвечала я ему: «Незабвенный друг мой... Рауль...»

Бубнов (удивленный) . Чего-о? Как? Краул?

Барон (хохочет) . Настька! Да ведь... ведь прошлый раз — Гастон был!

Настя (вскакивая) . Молчите... несчастные! Ах... бродячие собаки! Разве... разве вы можете понимать... любовь? Настоящую любовь? А у меня — была она... настоящая! (Барону.) Ты! Ничтожный!.. Образованный ты человек... говоришь — лежа кофей пил...

Лука. А вы — погоди-ите! Вы — не мешайте! Уважьте человеку... не в слове — дело, а — почему слово говорится? — вот чем дело! Рассказывай, девушка, ничего!

Бубнов. Раскрашивай, ворона, перья... валяй!

Наташа. Не слушай их... что они? Они — из зависти это... про себя им сказать нечего...

Настя (снова садится) . Не хочу больше! Не буду говорить... Коли они не верят... коли смеются... (Вдруг, прерывая речь, молчит несколько секунд и, вновь закрыв глаза, продолжает горячо и громко, помахивая рукой в такт речи и точно вслушиваясь в отдаленную музыку.) И вот — отвечаю я ему: «Радость жизни моей! Месяц ты мой ясный! И мне без тебя тоже вовсе невозможно жить на свете... потому как люблю я тебя безумно и буду любить, пока сердце бьется во груди моей! Но, говорю, не лишай себя молодой твоей жизни... как нужна она дорогим твоим родителям, для которых ты — вся их радость... Брось меня! Пусть лучше я пропаду... от тоски по тебе, жизнь моя... я — одна... я — таковская! Пускай уж я... погибаю, — все равно! Я — никуда не гожусь... и нет мне ничего... нет ничего...» (Закрывает лицо руками и беззвучно плачет.)

Наташа (отвертываясь в сторону, негромко) . Не плачь... не надо!

Лука, улыбаясь, гладит голову Насти.

М. Горький «На дне»

Укажите жанр, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся пьеса М. Горь­ко­го «На дне».

Пояснение.

Пьеса М. Горь­ко­го «На дне» от­но­сит­ся в жанру драмы. Дадим определение.

Драма — ли­те­ра­тур­ный (драматический), сце­ни­че­ский и ки­не­ма­то­гра­фи­че­ский жанр. По­лу­чил осо­бое рас­про­стра­не­ние в ли­те­ра­ту­ре XVIII-XXI веков, по­сте­пен­но вы­тес­нив дру­гой жанр дра­ма­тур­гии - трагедию, про­ти­во­по­ста­вив ему пре­иму­ще­ствен­но бы­то­вую сю­же­ти­ку и более при­бли­жен­ную к обы­ден­ной ре­аль­но­сти стилистику.

Ответ: драма.

Гость 12.02.2015 00:47

Если я не ошибаюсь, Драма это род литературы, а жанр - Пьеса

Татьяна Стаценко

Всё верно, в пояснении правильно всё разъяснено.

Юлия Худякова 18.12.2016 22:35

Ответ социально-философская драма будет верным?

Татьяна Стаценко

Чаще обращайтесь к кодификатору: в нём нет такого деления.

Назовите ли­те­ра­тур­ное направление, рас­цвет ко­то­ро­го при­шел­ся на вто­рую по­ло­ви­ну XIX века и прин­ци­пы ко­то­ро­го нашли свое во­пло­ще­ние в горь­ков­ской пьесе.

Пояснение.

В горь­ков­ской пьесе нашли свое во­пло­ще­ние прин­ци­пы реализма. Дадим определение.

Реализм — прав­ди­вое изоб­ра­же­ние ре­аль­ной действительности. Во вся­ком про­из­ве­де­нии изящ­ной сло­вес­но­сти мы раз­ли­ча­ем два не­об­хо­ди­мых элемента: объ­ек­тив­ный - вос­про­из­ве­де­ние явлений, дан­ных по­ми­мо художника, и субъ­ек­тив­ный - нечто, вло­жен­ное в про­из­ве­де­ние ху­дож­ни­ком от себя. Оста­нав­ли­ва­ясь на срав­ни­тель­ной оцен­ке этих двух элементов, тео­рия в раз­лич­ные эпохи придаёт боль­шее зна­че­ние то одному, то дру­го­му из них (в связи с ходом раз­ви­тия искусства, и с иными обстоятельствами). От­сю­да два про­ти­во­по­лож­ных на­прав­ле­ния в теории; одно - ре­а­лизм - ста­вит перед ис­кус­ством за­да­чу вер­но­го вос­про­из­ве­де­ния действительности; дру­гое - иде­а­лизм - видит на­зна­че­ние ис­кус­ства в «пополнении действительности», в со­зда­нии новых форм. Причём ис­ход­ным пунк­том слу­жат не столь­ко на­лич­ные факты, сколь­ко иде­аль­ные представления.

Ответ: реализм.

Ответ: Реализм

Начало фраг­мен­та пред­став­ля­ет собой раз­вер­ну­тое ав­тор­ское описание, вос­со­зда­ю­щее обстановку, в ко­то­рой про­ис­хо­дит действие. Как на­зы­ва­ют­ся по­доб­ные за­ме­ча­ния или по­яс­не­ния ав­то­ра ха­рак­те­ри­зу­ю­щие про­ис­хо­дя­щее на сцене или ком­мен­ти­ру­ю­щие дей­ствия персонажей?

Пояснение.

Такие за­ме­ча­ния или по­яс­не­ния ав­то­ра на­зы­ва­ют­ся ремарками. Дадим определение.

Ремарка — ука­за­ние ав­то­ра в тек­сте дра­ма­ти­че­ско­го про­из­ве­де­ния на по­ве­де­ние героев: их жесты, мимику, интонации, тип речи и паузы, об­ста­нов­ку действия, смыс­ло­вое под­чер­ки­ва­ние тех или иных высказываний.

Наташа (грызет семечки). Ишь! Видно, прав­ду говорят, что сту­ден­ты - отчаянные...

Ответ: ремарка.

Ответ: ремарка|ремарки

В при­ве­ден­ном фраг­мен­те раз­ви­тие дей­ствия про­ис­хо­дит бла­го­да­ря че­ре­до­ва­нию ре­плик дей­ству­ю­щих лиц. Ука­жи­те термин, ко­то­рым обо­зна­ча­ет­ся такая форма ху­до­же­ствен­ной речи.

Пояснение.

Такая форма об­ще­ния на­зы­ва­ет­ся диалогом. Дадим определение.

Диалог - раз­го­вор между двумя или не­сколь­ки­ми ли­ца­ми в ху­до­же­ствен­ном произведении. В дра­ма­тур­ги­че­ском про­из­ве­де­нии диа­лог дей­ству­ю­щих лиц - одно из ос­нов­ных ху­до­же­ствен­ных средств для со­зда­ния образа, характера.

Ответ: диалог.

Ответ: диалог|полилог

В дан­ной сцене про­ти­во­по­став­ле­ны «мечтания» Насти и обстановка, в ко­то­рой зву­чит ее рассказ. Как на­зы­ва­ет­ся прием, ос­но­ван­ный на рез­ком про­ти­во­по­став­ле­нии пред­ме­тов или явлений?

Пояснение.

Такой прием на­зы­ва­ет­ся антитеза. Дадим определение.

Антитеза - сти­ли­сти­че­ский прием, ос­но­ван­ный на рез­ком про­ти­во­по­став­ле­нии по­ня­тий и образов, чаще всего ос­но­вы­ва­ет­ся на упо­треб­ле­нии антонимов.

Пустырь - за­со­рен­ное раз­ным хла­мом и за­рос­шее бу­рья­ном дво­ро­вое место. «…» А на­ле­во - серая, по­кры­тая остат­ка­ми штукатурки стена того дома, в ко­то­ром по­ме­ща­ет­ся ноч­леж­ка Костылевых. «…»Направо у стены - куча ста­рых досок, брусьев.

И вот - от­ве­чаю я ему: «Радость жизни моей! Месяц ты мой ясный! И мне без тебя тоже вовсе не­воз­мож­но жить на свете... по­то­му как люблю я тебя безум­но и буду любить, пока серд­це бьет­ся во груди моей! Но, говорю, не лишай себя мо­ло­дой твоей жизни... как нужна она до­ро­гим твоим родителям, для ко­то­рых ты - вся их радость... Брось меня! Пусть лучше я пропаду... от тоски по тебе, жизнь моя... я - одна... я - таковская! Пус­кай уж я... погибаю, - все равно! Я - ни­ку­да не гожусь... и нет мне ничего... нет ничего...»

Убогая об­ста­нов­ка и про­ти­во­по­став­ле­на неж­но­му рас­ска­зу Насти.

Ответ: антитеза или контраст.

Ответ: антитеза|контраст

lidana dronenko 08.12.2016 18:57

почему антитеза, а не контраст, по сути же одно и тоже???

Татьяна Стаценко

Верно, ответ добавлен.

Как на­зы­ва­ет­ся зна­чи­мая подробность, яв­ля­ю­ща­я­ся сред­ством вы­ра­же­ния ав­тор­ско­го от­но­ше­ния к изоб­ра­жа­е­мо­му (например, семечки, ко­то­рые гры­зет Наташа, слу­шая На­сти­ну историю)?

Пояснение.

Такая по­дроб­ность на­зы­ва­ет­ся де­таль или ху­до­же­ствен­ная деталь. Дадим определение.

Художественная де­таль - особо значимый, вы­де­лен­ный эле­мент ху­до­же­ствен­но­го образа, вы­ра­зи­тель­ная по­дроб­ность в произведении, не­су­щая зна­чи­тель­ную смыс­ло­вую и идейно-эмоциональную нагрузку.

Ответ: деталь.

Ответ: деталь|детальхудожественная|художественнаядеталь

8. Как различное отношение ночлежников к Настиному рассказу отражает основной конфликт пьесы?

В данном отрывке герои высказывают противоречивое отношение к проблеме спасительной лжи, которую М. Горький формулировал как ассиметричный вопрос "истина или сострадание?".

Лука понимает, что, воображая себя героиней бульварных романов, Настя ощущает себя более счастливой, и потому поддерживает мечтания девушки о любви, искренне предлагает ей утешение: "Лука, улыбаясь, гладит голову Насти". Наташа, сострадательная и мечтающая об иной жизни подобно Насте, принимает позицию Луки и также поддерживает девушку.

Противоположное мнение высказывают Бубнов и Барон. Циник и скептик Бубнов безжалостно разоблачает беспочвенные мечты Насти, Барон смеется над её надеждами: "Настька! Да ведь... ведь прошлый раз - Гастон был!".


Эти герои иллюстрируют неприятие позиции Луки, противостояние идее о живительности утешительной лжи.

9. В каких произведениях русской классики изображены "книжные" героини и в чем их можно сопоставить с горьковской Настей?

Образ "книжной" героини находит свое отражение во многих произведениях отечественной литературы. Например, в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" Софья Фамусова увлекается чтением французских романов и мечтает о большой, красивой любви, как и Настя. Однако Софья все же живет в настоящем мире и выбирает на роль романтического воздыхателя реального человека, Молчалина, в то время как Настя обречена существовать в нищете и унижении, искренне любя лишь в мечтах. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Другая героиня, Татьяна Ларина из романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" тоже в молодости много читает, живет в вымышленном мире книжных образов. Даже поведение Татьяны, написанное ею письмо напоминают классические сюжеты французских романов. Однако, если Насте так и не удается выбраться с социального дна, устроить собственную жизнь, то повзрослевшая Татьяна становится роскошной представительницей высшего света Москвы и живет, сохраняя верность истинной чести, а не романным мечтам.

Полезный материал по теме:

  1. В каких произведениях русской классики изображены «книжные» героини и в чем их можно сопоставить с горьковской Настей?
  2. В каких произведениях русской классики герои обращаются к воспоминаниям о прошлом и в чём этих героев можно сопоставить с персонажами пьесы «На дне»?
  3. В каких произведениях русской классики описывается сватовство героя и в чем соответствующие эпизоды можно сопоставить с приведенным фрагментом пьесы Гоголя «Женитьба»?
  4. В каких произведениях русской классики отображён конфликт между героем и обществом и в чём эти произведения можно сопоставить с грибоедовским «Горем от ума»?
  5. В каких произведениях русской классики изображается конфликт поколений и в чем их споры можно сопоставить с подобными конфликтами, изображенными в «Войне и мире» Л.Н. Толстого?

Отличительное своеобразие пьесы в том, что большая часть персонажей не играет роли в развитии драматургической интриги Костылёвы - Наташа - Пепел.

При желании можно было бы смоделировать такую драматургическую ситуацию, в которой все персонажи стали бы активными участниками главной сюжетной линии.

Герои пьесы объединены не столько действием, сколько, поначалу, местом проживания и образом жизни. Все они - ночлежники, хотя и разного социального происхождения.

Социальные различия принципиально важны для самих персонажей и составляют предмет их разговоров, но для автора важнее аспект филосовский, и он умело сводит к минимуму социальные противоречия между своими персонажами.

Человек в мире пьесы оказывается лишним, выкинутым за порог жизни. Бубнов Насте: "Ты везде лишняя... Да и все люди на земле - лишние".

Персонажей можно поделить на две группы: "волков" и "овец", вызывающих у читателя симпатию и антипатию; "верующих" и "неверующих";работников и нахлебников. Но эти различия важны автору скорее для того, чтобы индивидуализировать каждое действующее лицо. Это всего лишь разные вариации одной главной темы - Темы "правды": для одних правда есть отталкивающая реальность их жизни, для других - мечта о лучшей участи.

В первом действии "выпадает" из общего ансамбля действующих лиц образ Луки. В нём единственном нет озлобленности и агрессивности. Лука иначе относится к людям, чем обитатели ночлежки, иначе разговаривает с ними. Для Луки убеждение, что все - люди, все - равны, есть исходное. Для него каждый индивид - источник особого качества, неведомого миру.

Лука - не столько герой, сколько "католизатор" тех внутренних духовных процессов, которые едва теплились в наимение безнадёжных обитателях ночлежки. С его появлением в душе каждого из таких персонажей возникает огонёк надежды на возможность вырваться "со дна".

Ни одному из героев не удаётся воплотить свою пробудившуюся мечту в жизнь. В финале пьесы усиливается трагическое напряжение. И вновь каждый персонаж вносит свою лепту в выстраивание общего главного мотива. С приходом Луки Клещ и Татарин оттаивают. Клещ даром чинит гармонь Алёшке.

В нём родился проблеск любви к людям, а с ним - и радость от собственного существования. Красота свободной жизни "на дне". Отрезвляет сообщение о смерти Актёра. Оно заставляет ночлежников вновь задуматься: а может ли существовать правда без мечты? Способен ли человек встать с колен, если его мечта растоптана окружающими его людьми, растоптана "злой" правдой? Можно ли полюбить героев этой пьесы и если да, то за что? Когда мы читаем или смотрим пьесу, многие обитатели костылёвской начлежки вызывают у нас сочувствие и даже симпатию. Их жалко, и кажется, что без доброй жалости им не выжить. Хотя кроме жалости нужно собственное волевое усилие. Действие пьесы “На дне” происходит в мрачном, полутемном подвале, похожем на пещеру, со сводчатым, низким потолком, который давит на людей своей каменной тяжестью, где темно, нет простора и трудно дышать. Убога и обстановка в этом подвале: вместо стульев - грязные обрубки дерева, грубо сколоченный стол, по стенам - нары. Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Герои пьесы живут в нищете, грязи и бедности. В сыром подвале ютятся люди, выброшенные из жизни в силу условий, царящих в обществе. И в этой давящей, мрачной и бесперспективной обстановке собрались воры, шулеры, нищие, голодные, калеки, униженные и оскорбленные, выброшенные из жизни. Герои различны по своим привычкам, жизненному поведению, прошлой судьбе, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные: бывший аристократ Барон, спившийся Актер, бывший интеллигент Сатин, слесарь-ремесленник Клещ, падшая женщина Настя, вор Васька. У них нет ничего все отнято, потеряно, стерто и затоптано в грязь. Здесь собрались люди самого различного характера и социального положения. Каждый из них наделен своими, индивидуальными чертами. Рабочий Клещ, живущий надеждой на возвращение к честному труду. Пепел, жаждущий правильной жизни. Актер, поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, Настя, страстно рвущаяся к настоящей, большой любви. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас. Люди, живущие в этом подвале - трагические жертвы уродливых и жестоких порядков, при котором человек перестает быть человеком и обречен влачить жалкое существование. Горький не дает подробного изложения биографий героев пьесы, но и те многие черты, которые он воспроизводит, прекрасно раскрывают замысел автора. В немногих словах рисуется трагизм жизненной судьбы Анны. “Не помню, когда я сыта была, - говорит она. - Над каждым куском хлеба тряслась.… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть…Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…” Рабочий Клещ говорит о безысходности своей доле: “Работы нет … силы нет.… Вот, правда! Пристанища, пристанищу нету! Издыхать надо. … Вот, правда!” Пестрая галерея персонажей - это жертвы капиталистического порядка даже здесь, на самом дне жизни, обессиленные и обездоленные вконец, они служат объектом эксплуатации, даже здесь хозяева, мещане-собственники, не останавливались ни перед каким преступлением и пытаются выжать из них несколько грошей. Все действующие лица резко разделяются на две основные группы: босяки-ночлежники и хозяева ночлежки, мелкие собственники, мещане. Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылева, одного из “хозяев жизни”. Лицемерный и трусливый он стремится елейно-религиозными речами прикрыть свои хищнические вожделения. Столь же отвратительна и его жена Василиса своей безнравственностью. Она обладает такой же жадностью, жестокостью собственницей-мещанкой, пробивающейся к своему благополучию любой ценой. Здесь действуют свои неумолимые волчьи законы.

Хозяевам-мещанам, потерявшим все человеческое, противопоставлены босяки-ночлежники. Состав ночлежников пестрый: они пришли на “дно” разными путями, прожили каждый свою жизнь, они различны и по характеру, по убеждениям, и по силе желания вырваться из подвала. Но какими бы они ни были, они стоят по своим нравственным качествам неизмеримо выше хозяев ночлежки.

Здесь свои “короли” и подвластные, эксплуататоры и эксплуатируемые, хозяева и работники. Законы общества преследуют человека от рождения до смерти, от царских чертогов до вонючей ночлежки. Только у последних все гораздо обнаженнее, а отношения более дикие. И в этом обвинение строю и обществу! Жизнь здесь для нормального человека хуже каторги. Она толкает людей на преступления, черствость, бесчеловечность. Судьбы всех этих людей и само существование “дна” доказывает неправомерность капиталистического строя и служит разоблачением и грозным обвинением буржуазного мира.

В течение действий со сцены слышится ругань, происходят драки, герои говорят о своих несчастьях и о несчастьях других людей - в пьесе показаны самые страшные стороны жизни. Но, несмотря на это, атмосфера пьесы, настроение, которое она вызывает у зрителей, и с каким они уходят из театра, - оптимистичны. Зритель и человек видят среди этих отбросов общества людей изуродованных, но с чувством собственного достоинства, способных жить иной жизнью.

Горький со всей решительностью вскрывает в пьесе бессилие босяков, их непригодность для дела переустройства России. Каждый из ночлежки живет надеждами, но сделать что-нибудь, изменить свое плачевное положение не может в силу трагического стечения обстоятельств.

“К восстанию ради свободы труда они органически неспособны”, - говорил Горький позднее о героях пьесы. Более того, участие в восстании людей, подобных обитателям ночлежки, было бы дискредитацией самой идеи социалистического труда, а не анархический разгул отчаявшихся и разуверившихся в жизни людей.

В пьесе “На дне” с большой силой и непревзойденностью художественным мастерством показаны те ужасные условия жизни, которые толкают на “дно” ее, в “яму”. И тогда человек перестает быть человеком. Да разве ж это люди обитают в омерзительной ночлежке Костылева? Они утратили все человеческое, потеряли даже облик человека, превратились в жалких, никому не нужных существователей.

Конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними случилось: у них не хватило твердости или умения бороться с судьбой, желания трудиться, преодолевать трудности. Но виноваты и социальные условия. Это бала эпоха быстрого обогащения одних и обнищания других, эпоха, когда рушились остатки вековых устоев. В каждой загубленной судьбе мы видим сплав общественных и личных проблем.

С самого начала пьесы, многое звучит как спор Горького с самим собой, со своей прежней идеализации босяков. В костылевской ночлежке свобода оказывается призрачной: опустившись на “дно”, люди не ушли от жизни, она настигает их. И прежнее горьковское желание - рассмотреть в босяках, люмпенах, людей, отторгнутых от нормальной человеческой жизни, прежде всего хорошее - также отступает на второй план. Эти люди жестоки друг к другу, жизнь сделала их такими. И эта жестокость проявляется, прежде всего, в том, с какой настойчивостью они разрушают иллюзии других людей, например, Насти, умирающей Анны, Клеща с его надеждой выбраться из ночлежки, начать новую жизнь, Барона, все достояние которого составляют воспоминания о былом величии рода и которому Настя бросает в ожесточении реплики: “Врешь, не было этого!”.

Обитатели “дна“ выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе.

Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит “дно”, неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель.

А ведь это люди, которые знали и другую жизнь. И поэтому полна страстных мечтаний Наташа, думает о светлых чувствах Настя, верит в свою мечту больной и опустившийся Актер. У них только и осталось в жизни, что вера. “У нас нет имени! Даже собаки имеют клички, а мы нет!” - с горечью восклицает Актер. И в этом возгласе нестерпимая обида человека, выброшенного за борт жизни. У них отняли все, у этих забытых людей, но не смогли отнять веры в лучшее. Этим качеством с избытком обладал сам Горький, наделял он им и своих героев.

оттенками за счет расширения контекста: литературного, биографического, философского и т.д. Не увидеть этого «стяжения контекстов» – значит не иметь представления о литературе как живом, целостном явлении. Вот почему «в старших классах прием сопоставления стихотворения с творчеством поэта и поэтическим миром его предшественников и наследников становится предпочтительной дорогой анализа»2 .

Рассмотрим конкретные примеры.

С3. Что лежит в основе противостояния героя и толпы в поэме «Облако в штанах» В.В. Маяковского?

Работа 1. «В своей поэме «Облако в штанах» В.В. Маяковский затронул актуальную для поэзии тему – противопоставление поэта и толпы. Лирический герой Маяковского в какой-то степени оскорблён неблагодарным отношением народа к поэзии. В поэме заложена мысль, что поэт – это глашатай народа; это голос в тишине, когда Бог безмолвствует. И для поэта создание стихов является большим трудом; «прежде чем начнёт петься», поэт переживает душевную муку. А обычные люди являются лишь рабами своих потребностей, не желающими услышать поэта. Таким образом, основополагающим звеном в противостоянии героя и толпы в «Облаке в штанах» является их конфликт: нежелание одних понять другого». (1 балл: 1 + 0)

Выпускник отвечает на вопрос, однако в его работе преобладает пересказ. Он не пытается объяснить, почему в поэме возникает образ Бога и чем вызван протест лирического героя, допускает неточность, отождествляя «народ, обычных людей» и «толпу». Кроме того, в работе допущено значительное количество речевых ошибок.

Работа 2. «Я считаю, что в основе противостояния героя и толпы лежит неприятие им современной действительности, а также особенности внутреннего мира и характера самого героя.

Он высказывает протест против общественных нравов, образа жизни и даже основ общества и современного буржуазного строя («долой вашу любовь… долой вашу религию», «я над всем, что сделано, ставлю «nihil»). В силу своего мировоззрения (он не принимает буржуазию в целом) и состояния души (герой импульсивен, категоричен, он отличается от» толпы» – причём сам это понимает) он видит низость окружающих его людей. Об этом свидетельствует описание города и его обитателей. Например, Маяковский использует такие выражения, как «улица безъязыкая», «город дорогу мраком запер», которые характеризуют его саркастическое отношение ко всему, что он видит». (2 балла)

Выпускник дает прямой ответ на вопрос (формулирует основной тезис), однако не вполне убедительно аргументирует мысль о протесте лирического героя против буржуазного общества.

Работа 3. «Облако в штанах» – типичный пример противостояния толпе человека, понимающего масштаб упадка общества. Это крик отчаяния, обида на современные нравы и устои. Улицы, полные машин, непрекращающегося шума, – это образ жизни людей, забывших о красоте мира, переставших ценить искусство, абсолютно лишённых добра и чуткости.

Лирический герой ни в коем случае не согласен с толпой, у которой на первом плане материальные запросы:

А улица присела и заорала: «Идёмте жрать!»

Поэтому его монолог – это отчаянный вызов: общество не желает слушать поэтов, становиться лучше, но и без поэтов ей «нечем кричать и разговаривать».

(4 балла: 3 + 1)

2 Методика преподавания литературы: Пособие для студентов и преподавателей: В 2 ч. Ч. 2 / Под ред. О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана. – М.: Просвещение*Владос, 1995. – 301 с.

Данный ответ оценен максимальным баллом, так как экзаменуемый верно обосновывает причины противостояния поэта и толпы «масштабом упадка общества», его бездуховностью, преобладанием в нем материальных интересов. Свои мысли автор работы подтверждает текстом. Фактические ошибки отсутствуют.

С4. В каких произведениях русской поэзии отображён конфликт поэта и толпы и в чём эти произведения можно сопоставить с «Облаком в штанах» В.В. Маяковского?

Работа 1. «К теме поэта и толпы обращался А.С. Пушкин в одноимённом стихотворении. Он близок к Маяковскому идеей и замыслом произведения.

Стихотворение Пушкина представляет собой диалог между чернью и толпой. Автор убеждён, что любой поэт должен находиться выше толпы, ибо он пророк и

указывает, в каком направлении следует идти человечеству.

Чернь не понимает и не одобряет устремлений поэта к высокому и прекрасному. Утилитаристические мотивы овладевают толпой в стихотворении и А.С. Пушкина».

Произведение сопоставлено со стихотворением А.С. Пушкина «Поэт и толпа» (контекст минимален). При этом автор допускает фактическую ошибку, утверждая, что стихотворение «представляет собой диалог между чернью и толпой». На самом деле это диалог между поэтом и чернью. Пушкинское стихотворение не сопоставляется с фрагментом поэмы В.В. Маяковского, а только комментируется, причем назвать этот комментарий основательным и глубоким не представляется возможным. Для экзаменуемого очевидно, что Пушкин «близок к Маяковскому идеей и замыслом произведения » , однако и этот тезис не аргументирован. Экзаменуемый также упускает из вида явное отличие, звучащее в финале стихотворения «Поэт и толпа»: «…Мы рождены для вдохновенья, / Для звуков сладкий и молитв». Маяковский же, напротив, протестует против поэзии – «варева» «из любвей и соловьёв» – и утверждает себя как поэта улицы, душа которого болит за людей: «…я – где боль, везде; / на каждой капле слёзовой течи / распял себя на кресте».

Работа 2. «Поэма «Облако в штанах» В.В. Маяковского представляет нам конфликт поэта и толпы. Этому противостоянию также созвучны стихотворения Ахматовой «Мне голос был» и Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины».

Лирическая героиня Ахматовой выступает против толпы тех людей, которые бежат из города, из своей родины. Она не соглашается с ними и остаётся в своей стране. Поэтому «Мне голос был» и «Облако в штанах» схожи, ведь герои, несмотря ни на что, отстаивают свою правду.

В стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины» Цветаевой раскрывает борьбу героини и общества. Она не такая, как все, и не собирается меняться. Толпа пытается сломить её, но она сильная женщина и им это не удаётся. Поэтому не прекращающаяся борьба за свободу с обществом объединяет стихотворение Цветаевой и Маяковского.

Таким образом, мы видим, что конфликт поэта и толпы отображён во многих произведениях русской поэзии». (2 балла)

Определяя литературный контекст, экзаменуемый обращается к двум произведениям и демонстрирует их знание. Однако обоснование сделанного им выбора и предлагаемое сопоставление с поэмой В.В. Маяковского нельзя считать убедительным.

Сравним работы экзаменуемых, получивших 2 и 3 балла за ответ на задание С4.

С4. В произведениях каких русских поэтов отражено столкновение мечты и реальности и в чём они созвучны лермонтовскому стихотворению «Из-под таинственной, холодной полумаски…»?):

Работа 1 . «Многие русские поэты отражали в своих стихотворениях столкновение мечты и реальности.

Нередко подобную тему можно встретить в произведениях великого русского поэта А.С. Пушкина. К примеру, в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…», на мой взгляд, эта тема столкновения мечты и реальности наиболее ярко отражена. Перед лирическим героем предстаёт «мимолётное виденье», как олицетворение его мечты. Оно созвучно стихотворению Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски…» тем, что лирический герой Пушкина превозносит его подобно лермонтовскому и называет «гением чистой красоты». Также уже в первой строчке автор дарит видению эпитет «чудный», что ясно даёт понять то, насколько приятны лирическому герою воспоминания о нём в мире реальности.

Стихотворение С.А. Есенина «Я усталым таким ещё не был…» тоже показывает столкновение мечты и реальности. Так, мечтая вернуться в родные сердцу края и вспоминая родных, лирический герой говорит, что ему «приснилось рязанское небо…», но возвращаясь из мира грёз в реальность, добавляет: «…и моя непутёвая жизнь». Стихотворение «Я усталым таким ещё не был…» созвучно стихотворению Лермонтова «Из-под таинственной, холодной полумаски…» тем, что лирический герой Есенина так же с любовью и теплотой хранит память о счастливых моментах своей жизни, как и лермонтовский герой, несмотря ни на что». (2 балла)

Выбор стихотворений для сопоставления неудачен: ни в одном из них не отражена проблема столкновение мечты и реальности.

Выпускник ошибается, когда утверждает: «Перед лирическим героем предстаёт

«мимолётное виденье», как олицетворение его мечты ».

Достаточно вспомнить строки:

Я помню чудное мгновенье…

И я забыл твой голос нежный…

И вот опять явилась ты…

Ошибочно также утверждение о том, что есенинский лирический герой мечтает

« вернуться в родные сердцу края».

Строки стихотворения говорят о чувствах лирического героя:

Но и все ж отношусь я с поклоном К тем полям, что когда-то любил .

В те края, где я рос под кленом, Где резвился на желтой траве,- Шлю привет воробьям и воронам И рыдающей в ночь сове.

Вывод, сделанный экзаменуемым, лишь частично соответствует специфике задания.

Ниже приведен ответ, оцененный 3 баллами. Он более точен по содержанию, опирается на удачно выбранные для сравнения стихотворения. Однако убедительным можно признать лишь сопоставление со стихотворением А.А. Блока «Незнакомка». Мысль о том, что «лирический герой другого стихотворения Лермонтова "Как часто пёстрою толпою окружён…" тоже погружается в мир своих грёз и воспоминаний» в ответе не раскрыта.

Работа 2. «Столкновение мечты и реальности часто встречается в произведениях русских поэтов.

Образ прекрасного, но «бесплотного видения» роднит стихотворение «Из-под таинственной, холодной полумаски…» со стихотворением А.А. Блока «Незнакомка». Лирический герой Блока тоже видит образ прекрасной девушки и так же, как герой Лермонтова, считает его чем-то бесценным: «в моей душе лежит сокровище…». Однако по настроению финалы этих стихотворений совершенно разные: если герой Лермонтова надеется на встречу с «бесплотным видением», то мечта лирического героя Блока

несбыточна. Она рассыпается о жестокую и пошлую реальность, звучащую в последних строках.

Лирический герой другого стихотворения Лермонтова «Как часто пёстрою толпою окружён…» тоже погружается в мир своих грёз и воспоминаний. Со стихотворением «Из-под таинственной, холодной полумаски…» его роднит ещё и образ мысли. Однако в отличие от финала «Из-под таинственной, холодной полумаски…» лирический герой испытывает «горечь» и «злость» от раскрывшегося обмана реальности. Его мечты – счастливые воспоминания о прошлом, расставаться с которыми совсем не хочется». (3 балла)

Обратимся к другому примеру. Для глубокого, убедительного ответа на вопрос «Что даёт основание отнести стихотворение В.А. Жуковского "Море" к философской лирике?» экзаменуемые должны понимать, что означает термин «философская лирика» и почему это стихотворение нельзя рассматривать только как пейзажное. За предметными образами «моря» и «неба» они должны увидеть символические образы и объяснить их смысл.

С3. «Что даёт основание отнести стихотворение В.А. Жуковского "Море" к философской лирике?»

Работа 1 . «Лирический герой Жуковского, обращаясь к морю, стараясь вникнуть в его суть , задаётся риторическими вопросами:

Что движет твоё необъятное лоно? Чем дышит твоя напряжённая грудь?

Подобно Жуковскому Ф.И. Тютчев, признанный поэт-философ, в одном из своих стихотворений обращается к струе фонтана: «Какой поток неутомимый тебя стремит , тебя метет»?

К тому же герой «Моря» замечает связь моря и неба, похожую на связь двух любящих, когда один «дрожит» за другого, боясь потерять. Придание морю человеческих черт иллюстрирует взаимосвязь в природе, подобно взаимосвязи между людьми, и таким образом выводит нас на тему единства человека и природы». (3 балла: 2 + 1)

Доказывая, что элегию В.А. Жуковского можно отнести к философской лирике, экзаменуемый выдвигает тезис о взаимосвязи человека и природы, однако не в полной мере аргументирует его. Философский смысл стихотворения заключается, прежде всего, в том, что все живое, по Жуковскому, освещается высоким духовным светом. Поэтому в стихотворении не только море стремится к небу (высокому идеалу), но и лирический герой выражает свой порыв к единению со стихией.

Сопоставление стихотворения В.А. Жуковского с другими лирическими произведениями, в которых также создан образ моря, помогает понять специфику романтической образности поэта.

С4. Кто из русских поэтов обращался к образу моря и в чём их произведения сопоставимы со стихотворением В.А. Жуковского?

Работа 1. «Для А.С. Пушкина море (стихотворение «К морю») тоже собеседник, он общается с ним на равных, наделяет его характером:

Как я любил твои отзывы, Глухие звуки, бездны глас,

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы…

У обоих поэтов море словно женщина, своенравная, порывистая, но таинственная

и волнующая.

В стихотворении «Море» Ф.И. Тютчев, как и Жуковский, соединяет образ неба с воспетой стихией:

Зыбь ты великая, зыбь ты морская, Чей это праздник так празднуешь ты? Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звёзды глядят с высоты.

Экзаменуемый указывает названия двух произведений и их авторов, сопоставляет стихотворение В.А. Жуковского со стихотворением А.С. Пушкина «К морю». Однако в его ответе допущена явная фактическая ошибка (стихотворение Ф.И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» названо «Море»), обоснование выбора этого стихотворения и его сопоставление с заданным произведением отсутствуют.

Значительно более полный ответ с опорой на текст стихотворений представлен в приведенной ниже работе, оцененной 4 баллами.

Работа 2. «Многие русские поэты обращались в своём творчестве к образу моря. Так, в стихотворении Пушкина «К морю» лирический герой прощается не просто «со свободной стихией», но и с южными землями, романтическим периодом своего творчества, юностью. Море здесь является символом абсолютной, ничем не ограниченной свободы. Отзвуки морских волн сохранятся в душе поэта даже «в лесах, в пустынях молчаливых».

Образ моря появляется и в стихотворении Лермонтова «Парус». Оно может быть как спокойным, «светлей лазури», так и бурным. Парус символизирует человеческую душу, жаждущую не гармонии, а бури:

Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой, А он, мятёжный, просит бури, Как будто в бурях есть покой.

Эти стихотворения могут быть сопоставлены с элегией Жуковского. Во всех трёх произведениях поэты не просто изображают морскую стихию, но и проводят параллели с человеческими чувствами, движениями души. Однако у Лермонтова, в отличие от Жуковского и Пушкина, показано стремление к буре, бунту, а не спокойствию». (4 балла)

Высокая оценка ответов на задания С3 и С4 обусловлена хорошим знанием лирических произведений, умением анализировать их с учетом родовой специфики, а также умением аргументировать свои ответы с опорой на авторскую позицию. Знание стихотворений наизусть помогает убедительно сопоставить их с произведением, предложенным в задании.

Осмысление итогов выполнения заданий С1–С4 в целом позволило выявить также некоторые общие проблемы, возникающие у экзаменуемых при работе над этими заданиями и не обусловленные родовой принадлежностью анализируемых произведений. Далее охарактеризованы формулировки заданий, с которыми выпускники справляются хуже по сравнению с другими заданиями того же типа:

задания С1 и С3, в которых есть проекция фрагмента на весь текст художественного произведения («Как различное отношение ночлежников к Настиному рассказу отражает основной конфликт пьесы?»);

задания С1 и С3, в которых нужно выявить авторское отношение («Какими чувствами наполнено авторское размышление о Москве?»);

задания С3, в которых нужно охарактеризовать состояние лирического героя, настроение, которым проникнуто стихотворение;

задания С3, ориентированные на анализ образов стихотворения, приемов, использованных для создания образов, роли образов в раскрытии авторского замысла и т.п. («Почему размышление Б. Пастенака в стихотворении "Гамлет" о трагизме эпохи сопровождают образы, связанные с миром театра?»);

в заданиях С2 и С4 чаще затруднение вызывает выполнение второй части, нацеливающей экзаменуемого на сопоставление литературных явлений, причем выявление различий оказывается более трудной задачей, чем выявление сходства.

Анализ ответов на задания С5

Представленный ниже анализ типичных ошибок и проблем, возникающих при выполнении задания С5, выполнен на материале сочинений по трудным или часто выбираемым выпускниками темам и литературным произведениям.

Главная проблема экзаменуемых, как неоднократно отмечалось в аналитических отчетах и методических письмах3 , – незнание текста художественных произведений и, как следствие, неумение раскрыть тему сочинения.

Покажем это на примере работы, автор которой не смог объяснить ни смысла названия произведения, ни того, что понимается под «символичностью». Сочинение оценено 0 баллов по критерию «Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений».

С5.3. В чём символичность названия поэмы А.А. Блока «Двенадцать»?

«Сильная и великая поэма А.А. Блока «Двенадцать», написанная с душой, несёт в себе с самого начала бурный эмоциональный заряд. А главная символичность кроется в названии поэмы – «Двенадцать». Ведь главные персонажи – это двенадцать воинов. В поэме наблюдается анафора, которая не даёт нам забыть количество этих отважных ребят, усиливая эмоциональное восприятие поэмы. Каждый из двенадцати воинов разные

и каждый вносит в поэму свою лепту. Впрочем, как и все остальные символы поэмы. Например, чётко в поэме отображены пурга и ветер, они постоянно свирепы, сравниваются с препятствием и отражают символ врага. Девушка одного из двенадцати воинов, убитая за измену, также появляется в поэме неспроста, она несёт в себе символ предательства, символ опустошённой веры. Поп с большим крестом показывает то, что всё продажно и верить остаётся лишь в себя самого. На протяжении всей поэмы А.А. Блок усиливает напряжение и чёткие, иной раз грубые высказывания также несут в себе символ жестокости и жёсткости человечества. И конечно же, самым основным эпизодом в поэме «Двенадцать» является веночек, который служит символом победы.

Победы, которая далась таким нелёгким путём этим молодым ребятам. Победы, которая научила их быть сильными, отважными и верить только в себя и свои силы.

Она заставила пройти их через многие трудности, на многие вещи открыла глаза, а многим людям сняла маски.

А.А. Блок своей поэмой «Двенадцать» многому научил своих читателей, а главное зарядил мужеством и храбростью отважных, смелых и волевых ребят – двенадцать воинов, сумевших дойти до конца».

Приведем также текст сочинения, оцененного экспертами по каждому критерию минимальным положительным баллом. (5 баллов: 1 + 1 + 1 + 1 + 1)

Следует обратить внимание на выделенные фрагменты сочинения: они есть в ресурсах Интернета, т.е. выпускник не в полной мере самостоятельно раскрыл тему.

С5.3. Какова роль женских образов в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»?

«М.А.Шолохов, создавая роман-эпопею «Тихий Дон» в переломные годы революции

и гражданской войны, большое место уделяет женщине-казачке: её нелёгкому труду в поле и дома, её горю, её щедрому сердцу.

Незабываемым стал образ матери Григория Ильиничны. Вся её жизнь прошла в труде. Немало побоев приняла она от буйного и своенравного мужа, немало тревог познала, немало потерь перенесла она за годы войны. Ильинична скромная и

трудолюбивая женщина, она обладает мудрым умом, мужественным и твёрдым

3 См.: Зинин С.А., Гороховская Л.Н., Новикова Л.В. Об использовании результатов единого государственного экзамена 2010 года в преподавании литературы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования // Литература в школе. 2011. № 1; ЕГЭ по литературе: проблемные зоны и логика развития //Литература в школе. 2012. № 4;

Итоговый экзамен по литературе: факты, цифры, размышления //Литература в школе. 2013.

характером, большим, любящим сердцем). Она сумела «обуздать» и Пантелея Прокофьича: незаметно, но твёрдо руководит им. Это под её влиянием муж не пустил в дом брата Натальи Митьку Коршунова, узнав, что тот вырезал семью Михаила Коршунова (ФАКТКошевой).

Самую горячую любовь к своему сыну Грише. Его до последней минуты ждала она с войны, потеряв и мужа, и старшего сына, и обеих невесток.

Преданно любит Григория и робкая Наталья. Её любовь самоотверженная, покорная, но непонятны Наталье тяжёлые думы, терзавшие Григория. Настоящую родственную душу находит Григорий в Аксинье. Она пронесла любовь Григория через всю свою трудную жизнь. Простая неграмотная казачка, она обладала сложной, богатой душой. Писатель часто передаёт чувства, волнующие Аксинью, через восприятие ею окружающей природы. Жизнь без Григория, без любви была ля Аксиньи невыносима. Яркая, порывистая, самоотверженная, Аксинья остаётся надолго в памяти читателей.

Немалое достоинство роману «Тихий Дон» придаёт сочетание эпичество великих исторических событий, с удивительной лиричностью повествования, передача тончайших интимных переживаний людей.

Это относится и к описанию женских образов простых русских женщин».

Для сравнения обратимся к работе, в которой экзаменуемый показывает умение убедительно аргументировать свои мысли, обращаясь к тексту произведения.

С5.1. Как в «Слове о полку Игореве» проявляется авторское отношение к героям и событиям?

«Слово о полку Игореве» является величайшим памятником древнерусской литературы. Его находка стала важным культурным событием эпохи. Долго не утихали споры о подлинности произведения. Мнения разделились: одни считали, что это подделка XVIII века, но большинство образованных людей, в том числе и великий русский поэт А.С. Пушкин, всё же верили в подлинность «Слова…».

Имя автора этого произведения до нас не дошло, что вполне объяснимо. Анонимность была характерна для древнерусского искусства, художники (в широком понимании этого слова) не подписывали свои творения. Нам неизвестна ни биография, ни судьба художника «Слова о полку Игореве», но мы многое можем узнать о нём из его творения.

Надо отметить, что это был человек передовых взглядов, прогрессивно мыслящий. Он смог осознать, что в эпоху раздробленности самую страшную угрозу представляют не кочевники со своими опустошающими набегами на Русь, а нежелание русских князей идти на компромисс, их жажда власти и наживы, их разобщённость.

Художник «Слова…» был настоящим патриотом, поэтому в центр композиции своего произведения он ставит «золотое слово» Святослава, «со слезами смешанное».

Выражающийся в нём призыв к объединению сил князей против общего врага во имя спасения родины, ярко отражает авторскую позицию.

Несомненно, автора «Слова…» очень волнует судьба его земли, родины. Мы можем предположить, что он был очевидцем всех описываемых им событий, может, даже участвовал в походе князя Игоря на половцев. О тем не менее он старается вести повествование объективно, говоря в самом начале, что будет писать «по былинам нашего времени» («былины» здесь от слова «быть», т.е. он будет писать, как сейчас принято говорить, основываясь на реальных событиях). В «Слове…» автор не идеализирует образ Игоря. Князь пренебрёг знамением (солнечное затмение в те времена суеверно считалось верным признаком беды) и отправился в поход, чтобы удовлетворить своё желание прославиться. Действительно, первая и вторая битвы увенчались победой, но третья была проиграна, и «печаль разлилась по земле русской». Автор осуждает героя своего произведения за то, что тот навлёк беду на Русь. Когда же Игорь сбегает из плена и первым делом идёт каяться Богородице, то автор прощает его, завершая «Слово…» восхвалением самого князя, его дружины и храброго войска.

Его тяготит судьба своего края. Будучи тонко чувствующим лириком, автор прибегает к фольклорным образам, чтобы глубже отразить своё отношение к происходящему. Природа в его произведении предупреждает об опасности, природы же и помогает Игорю бежать из плена.

Автор «Слова…» был не только весьма образованным человеком, но и, без сомнения, настоящим творцом, художником слова. Он не был равнодушен к судьбе своего народа и своей земли и всеми возможными способами старался показать это в своём произведении. Заложенную древнерусским «писателем» традицию впоследствии продолжат М. Шолохов в своём романе-эпопее «Тихий Дон», А. Блок в цикле стихотворений «На поле Куликовом», Л.Н. Толстой в «Войне и мире». Хотя автор и остался неизвестным и имя его не дошло до потомков, он внёс неоценимый вклад в развитие русской литературы». (14 баллов: 3 + 2 + 3 + 3 + 3)

Важным достоинством данной работы является ее композиционная продуманность, логическая связанность частей и наличие между ними необходимых переходов.

Умение в целом осмысливать логику собственного высказывания проявляется прежде всего, в отсутствии отклонений от темы, а также в соответствии вступления и заключения теме (следует отметить гармоничное смысловое единство начала и финала сочинения). Приведем примеры вступления и заключения сочинений по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

«В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский в полной мере отразил все социальные проблемы Петербурга 60-х годов XIX века. Жизнь бедных слоёв общества описывается в романе с необычайной достоверностью и не может не поразить читателя.

В центре повествования оказывается бедный студент Родион Раскольников, решивший пойти на преступление ради того, чтобы «делать» добро. Один из критиков высказал любопытную точку зрения о том, что в романе имеется огромное количество, так называемых, двойников Раскольникова. Ими являются практически все герои, но наиболее ярко выделяется среди них именно Лужин. Попробуем разобраться почему».

«Таким образом, Лужин является двойником Родиона, одной из крайностей, которой Раскольников смог бы достичь при определённых условиях и обстоятельствах. И наверное даже хорошо, что в итоге он не достиг этой крайности, а стал развиваться по иному пути. Возможно, при иных обстоятельствах и без поддержки Сони его душа так и не достигла бы духовного возрождения, зарождение которого мы можем видеть на страницах эпилога».

По критерию «Композиционная цельность и логичность изложения» работа оценена 2 баллами.

Приведем пример более удачного соотношения вступления и заключения:

«…Но есть в произведении герой, который вызывает вырывающееся наружу чувство отвращения, ненависти у всех – Раскольникова, автора романа и читателей. Это Петр Петрович Лужин. Но чем он так ужасен? Неужели в нём нет ничего человеческого?»

«…Но Лужину писатель не даёт пощады, он считает его «мёртвой душой», потому не только Раскольников, но и все остальные прозревают внутренний мир

Лужина – мир пошлости, самодовольства, гордыни. Потому Достоевский не видит в Лужине человека! В нём есть только вера в себя, но не в бога и святые истины. Вспоминается легенда о Ларре – гордом человеке из легенды, которую рассказывает старуха Изергиль: вот и Достоевский карает Лужина одиночеством, все отворачиваются от него. Образом Лужина писатель хотел показать, к чему ведёт теория Раскольникова и как она страшна. А главная идея романа «Преступление и наказание» – призыв к милосердию, искуплению грехов, возвращению к Богу».

По критерию «Композиционная цельность и логичность изложения» работа оценена 3 баллами.

Максимальным баллом по данному критерию может быть оценена работа, в которой отсутствуют логические нарушения как между смысловыми частями, так и внутри них.

Приведем основную часть сочинения, где это условие полностью выполнено.

С5.1. Как в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» раскрывается «русская душа» Татьяны?

«…Татьяна сохранила привязанность к национальным истокам. Отсюда основные черты характера, делающие её «милым идеалом» автора, – это живая вера в Бога (Татьяна «молитвой услаждала тоску волнуемой души»), желание помочь ближнему (она «бедным помогала»), искренность, презрение к высшему свету, «ветоши маскарада», как она его называет.

«Русская душа Татьяны раскрывается прежде всего в её поступках. Она узнаёт в Онегине незаурядную личность и влюбляется в него. Искренний порыв сердца заставляет её, вопреки всем устоям общества, написать письмо возлюбленному и признаться в чувствах:

Нет, никому на свете Не отдала бы сердце я!

То в высшем решено совете, То воля неба: я твоя!

…Даже в Петербурге, будучи княгиней и великосветской дамой, Татьяна не изменилась. Естественность – главная черта, отличающая её от остальных представителей высшего света. Она сидит «спокойна и вольна». Живая вера – вот причина того, что Татьяна, всё ещё любя Онегина, верна мужу. Она, обращаясь в своей отповеди к герою, признаётся ему в чувстве, но не поддаётся ему:

Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана,

Я буду век ему верна.

Кроме того, «русская душа» Татьяны раскрывается в её отношении к природе. Не случайно многие пейзажи романа даны глазами Татьяны. Именно в любви к русской зиме автор видит основное проявление её национального характера:

Татьяна (русская душою, Сама не зная почему)

С её холодною красою Любила русскую зиму…

Противопоставление между Онегиным и Татьяной подчёркивается при помощи пейзажа. Если герой равнодушен к природе, то Татьяна считает луга и леса своими друзьями:

Она, как с равными друзьями, С своими рощами, полями Ещё беседовать спешит…

Во много «русскую душу» Татьяны характеризует её сон. Эпиграф к пятой главе («О, не знай сих страшных снов / Ты, моя Светлана!») подчёркивает связь с балладой В.А. Жуковского «Светлана» и погружает читателя в мир поверий. Татьяна в этом

близка к простому народу, ведь в их доме служанки «про барышень своих гадали».Сон наполнен символикой, которую подробно изучал Ю.М. Лотман в своих комментариях к «Евгению Онегину». Например, медведь и переход через ручей в русском сознании – это символы скорой свадьбы.

Кроме того, национальный характер Татьяны раскрывается во взаимоотношениях с представителями простого народа. Героиня тесно общается со своей няней Филипьевной, которая рассказывает историю своего замужества. Татьяну окружают и другие крестьяне: служанки в доме Лариных, девушки, «сбирающие ягоды», ключница Онегина Анисья.

Таким образом, «русская душа» Татьяны раскрывается в романе многогранно. Национальная самобытность героини высветила такие её черты, как искренность, целомудрие, естественность. Традиции Пушкина в изображении женского характера были продолжены такими писателями, как И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой».

На примере данной работы хорошо видно, что все требования к качеству сочинений ЕГЭ и критерии оценивания взаимосвязаны: выстроить логически связное высказывание может только экзаменуемый, который знает содержание произведения, понимает замысел его автора и владеет навыками литературоведческого анализа.

Одним из условий, необходимых для полноценного раскрытия темы сочинения, является опора на авторскую позицию. В приведенном выше фрагменте сочинения это условие, без сомнения, выполнено.

«Любой художественный образ не представляет собой механического копирования, в него вносится активное авторское пристрастно-избирательное отношение к изображенному. Достаточно часто система авторских оценок в литературном произведении понятна без специального анализа: так, нам ясно, что Фонвизин положительно оценивает характеры Правдина, Стародума, Милона, Софьи и отрицательно – Скотинина, Простаковой, Митрофанушки… Однако в реалистических произведениях мы все же чаще встречаемся со сложной авторской оценкой того или иного характера, с оценкой, включающей в себя как положительное, так и отрицательное… Реалистический характер представляет собой сложное единство…»4

Проанализируем сочинение выпускника на тему: «Как авторская позиция

проявляется в финале драмы А.Н. Островского "Гроза"?» (С5.2)

«Драма А.Н. Островского «Гроза» очень многогранное произведение. В нём очень сложно отыскать авторскую позицию: она не лежит на поверхности, но скрыта под толщей событий, судеб, а также маленьких и больших трагедий.

Главная героиня драмы – Катерина. Девушка она простая, кроткая, тихая и очень верующая, если не сказать, набожная. Катерина ощущает невероятное единение с природой и даже называет её «храмом». Прогулки Катерины по саду, а также «общение с Волгой», пожалуй, самой «русской» и оттого самой «живой» из рек, более всего напоминают молитву в храме. Именно поэтому представить, что такая девушка способна на самоубийство, практически невозможно.

Однако будучи доведённой до глубочайшей степени отчаяния и своим мужем, и свекровью Кабанихой, а также будучи настолько чистой, что жить, обманывая себя, и мужа, и любимого человека, для неё просто не представлялось возможным, она решается на этот поступок. Удивительно, но многие, в том числе верующие люди, не осудили её за это, ведь все, кроме Кабанихи, лишь сочувствовали этой глубоко несчастной женщине.

4 Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 1998. С. 59.