Музыкальный импрессионизм и экспрессионизм; новая венская школа. Экспрессионизм в музыке Смотреть что такое "Музыкальный экспрессионизм" в других словарях

Экспрессионизм - это модернистское течение в европейском искусстве начала 20 века. Распространилось, прежде всего, в Германии и Австрии. Художники в рамках этого течения выражали собственное эмоциональное состояние, настроение или внутренние процессы, происходящие в душе или психике. Они не копируют реальность, а проецируют свой внутренний мир в живописи, литературе, театре, музыке и танце. Кстати, экспрессионизм одним из первых проявил себя в кинематографе.

Как и почему появился экспрессионизм?

Его возникновение было обусловлено повышенной социальной напряженностью в обществе того времени. Первая мировая война, локальные конфликты, революционные перевороты и следовавшие за ними по пятам реакционные режимы сделали свое дело: на смену людям старой формации пришло потерянное поколение, которое крайне субъективно воспринимало происходящее. Новые творцы были разочарованы, злы, сломлены испытаниями и психологическим давлением. Их страх и отчаяние, сменяющие друг друга, стали основными мотивами в искусстве того времени. Описания боли, крика, стона и смерти – «горгиевы фигуры» начала 20 века.

Экспрессионизм в живописи: примеры, признаки, представители

В Германии экспрессионизм оформился рано и громче всех заявил о себе. В 1905 году появилась группа «Мост», оппозиционная по отношению к импрессионистам, которые отдавали свои силы изображению поверхностной красоты цветов, оттенков и света. Новые творцы полагали, что искусство должно вновь обрести смысловую палитру, а не красочную. Предпочтение бунтовщики намеренно отдавали ярким, кричащим краскам, от которых болят глаза, трещат натянутые нервы. Так они придавали обычному пейзажу эмоциональную глубину, черты настроения и признаки времени. Среди представителей выделялись Макс Пехштейн и Отто Мюллер.

Эдмонд Мунк, «Крик»

Мещанский китчевый лоск и агрессивные выпады современной жизни вызывали у экспрессионистов фрустрацию, агонию, раздражение до ненависти и отчуждение до полного противопоставления, которые они изображали с помощью угловатых, безумствующих в зигзагах, линий, небрежных и толстых мазков, не яркого, а яростного колорита.

В 1910 г. объединение художников-экспрессионистов во главе с Пехштейном выступили самостоятельно, в формате идейной группы «Новый сецессион». В 1912 г. в Мюнхене заявил о себе «Синий всадник», основанный русским абстракционистом Василием Кандинским, хотя и не исследователи считают, что этот разнородный состав художников является именно экспрессионистским.

Марк Шагал, «Над городом»

К экспрессионизму относятся такие известные и, безусловно, талантливые художники как Эдмонд Мунк и Марк Шагал. Картина Мунка «Крик», например, является самым известным норвежским произведением искусства. Именно экспрессионист ввел эту скандинавскую страну на арену мирового искусства.

Экспрессионизм в литературе: примеры, признаки, представители

Экспрессионизм широко распространился в литературе стран Восточной Европы. Например, в Польше в творчестве Мичинского, в Чехословакии в блистательной прозе Чапека, в Украине в репертуаре Стефаника это течение было реализовано с той или иной примесью национального колорита. В России широко известен литератор-экспрессионист Леонид Андреев. невероятно эмоциональный выплеск напряжения писателя, его внутренней бездны, которая не давала ему покоя. В произведении, полном антропологического пессимизма, автор не столько рассказывает историю, сколько дает волю своему мрачному мироощущению, рисует образами Босха, где каждый герой – не свершившаяся тризна по душе и оттого совершенное чудовище.

Состояния навязчивой клаустрофобии, интерес к фантастическим сновидениям, описания галлюцинаций – все эти признаки отличают пражскую школу экспрессионистов - Франца Кафку, Густава Мейринка, Лео Перуца и других писателей. В этой связи интересны и , относящихся к творчеству Кафки.

К поэтам-экспрессионистам принадлежат, например, Георг Тракля, Франц Верфель и Эрнст Штадлер, образность которых бесподобно выражает психические и душевные расстройства человека.

Экспрессионизм в театре и танце: примеры, признаки, представители

Главным образом, это драматургия А. Стриндберга и Ф. Ведекинда. Тонкости психологизма Росина и юмористическая правда жизни Мольера уступают подмостки схематическим и обобщенным фигурам-символам (Сын и Отец, к примеру). Главному герою в условиях всеобщей слепоты удается прозреть и не везет восстать против этого, чем обусловлена неминуемая трагическая развязка.

Новая драма нашла своего зрителя не только в Германии, но и в США (под чутким руководством Юджина О’Нила) и России (все тот же Леонид Андреев), где Мейерхольд обучал артистов изображать душевные состояния резкими движениями и порывистыми жестами (это методика получила название «биомеханика»).

Балет «Весна священная»

Визуализация души через пластику обрела форму экспрессионистского танца Мэри Вигман и Пины Бауш. Взрывная эстетика экспрессионизма просочилась в строгий классический балет в исполнении Вацлава Нижинского в постановке «Весна священная» в 1913 году. Нововведение проникло в консервативную культуру ценой грандиозного скандала.

Экспрессионизм в кинематографе: примеры, признаки, представители

С 1920 по 1925 годы в берлинских киностудиях появилось такое явление, как экспрессионистский кинематограф. Ассиметричные искажения пространства, кричащие символические декорации, акцент на невербальной коммуникации, психологизация событий, акцент на жестах и мимике - все это признаки нового течения на экране. Известные представители экспрессионистского кинематографа, в творчестве которых прослеживаются все эти тенденции: Ф. В. Мурнау, Ф. Ланга, П. Лени. Определенную преемственность с этим модернистским кино можно почувствовать, анализируя известную работу Ларса фон Триера «Догвилль».

Экспрессионизм в музыке: примеры, признаки, представители

В качестве примеров экспрессионистской музыки уместно привести поздние симфонии Густава Малера, ранние произведения Бартока и работы Рихарда Штраусса.

Иоганн Рихард Штраусс, «Одиночество»

Но чаще всего под экспрессионистами подразумеваются композиторы новой венской школы под предводительством Арнольда Шёнберга. Кстати, известно, что Шёнберг активно переписывался с В. Кандинским (основателем экспрессионистской группы «Синий всадник»). По сути, влияние эстетики экспрессионизма можно найти и в творчестве современных музыкальных коллективов, например, канадской группы Three Days Grace, где солист посредством мощных вокальных партий выражает эмоциональный накал песни.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Экспрессионизм I м. Направление в западноевропейском искусстве и литературе первой трети XX в., представители которого стремились к отображению духовного мира человека как единственной реальности и главной цели искусства... Толковый словарь Ефремовой

  • экспрессионизм - Экспрессионизм, экспрессионизмы, экспрессионизма, экспрессионизмов, экспрессионизму, экспрессионизмам, экспрессионизм, экспрессионизмы, экспрессионизмом, экспрессионизмами, экспрессионизме, экспрессионизмах Грамматический словарь Зализняка
  • Экспрессионизм - (от лат. expressio - выражение) направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе примерно с 1905 по 1920-е гг. Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти... Большая советская энциклопедия
  • ЭКСПРЕССИОНИЗМ - ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от лат. expres-sio - выражение, выразительность) - англ. expressionism; нем. Expressionismus. Направление в западноевропейском искусстве первой трети XX... Социологический словарь
  • экспрессионизм - экспрессионизм, -а Орфографический словарь. Одно Н или два?
  • Экспрессионизм - (лат. expressio – выражение) – направление в литературе и искусстве 1-й четв. ХХ в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение – главной целью искусства. Словарь по культурологии
  • экспрессионизм - [фр. expressionnisme < expression выражение] – реакционное, идеалистическое направление в искусстве и литературе, возникшее накануне первой мировой войны в Западной Европе. Большой словарь иностранных слов
  • экспрессионизм - ЭКСПРЕССИОНИЗМ [рэ], -а; м. [франц. expressionnisme] В европейском искусстве начала 20 вв.: модернистское направление, провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека и ставившее своей основной задачей его выражение. Толковый словарь Кузнецова
  • экспрессионизм - ЭКСПРЕССИОНИЗМ, а, м. Направление в искусстве первой половины 20 в., провозглашающее основой художественного изображения подчёркнутую, иногда гротескную эмоциональную выразительность образа. | прил. экспрессионистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • экспрессионизм - сущ., кол-во синонимов: 2 направление 80 стиль 95 Словарь синонимов русского языка
  • экспрессионизм - Экспресс/и/он/и́зм/. Морфемно-орфографический словарь
  • экспрессионизм - орф. экспрессионизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  • экспрессионизм - -а, м. Направление в европейском искусстве и литературе в первой трети 20 в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека и ставившее своей основной задачей его выражение. [франц. expressionnisme] Малый академический словарь
  • Экспрессионизм - Направление в европейском искусстве первой четверти XX в., отразившее ситуацию социального кризиса той эпохи. В стилистическом направлении ассимилировал разнородные течения - от стиля модерн до конструктивизма. Архитектурный словарь
  • ЭКСПРЕССИОНИЗМ - ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от лат. expressio - выражение) - направление в литературе и искусстве 1-й четв. 20 в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение - главной целью искусства. Большой энциклопедический словарь
  • экспрессионизм - ЭКСПРЕССИОН’ИЗМ [рэ], экспрессионизма, мн. нет, ·муж. (см. экспрессия) (иск.). Направление в ·зап.-европейском искусстве 20 века, противопоставляющее себя импрессионизму и рассматривающее внешний мир лишь как средство выражения субъективных состояний человека. Толковый словарь Ушакова
  • экспрессионизм - ЭКСПРЕССИОНИЗМ а, м. expressionnisme m. 1. Направление в буржуазном искусстве и литературе первой четв. 20 века, деятели которого считали своей основной задачей выражение внутреннего мира художника, его субъективных творческих переживаний. БАС-1. Словарь галлицизмов русского языка
  • Экспрессионизм - (от лат. expressio - выражение), направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе в середине 1900 - 20-х гг. Возникший как отклик на острейший социальный кризис первой четверти XX... Художественная энциклопедия
  • «Могучая кучка» - Участие Стасова в деятельности кучки было многообразным. Модест Петрович Мусоргский. Владимир Васильевич Стасов – интереснейшая фигура в истории русского искусства. Русский народ в творчестве композиторов. Общественность и «Могучая кучка». Милий Алексеевич Балакирев. Николай Андреевич Римский-Корсаков.

    «Музыкальная культура» - МОУ лицей №1 г. Тутаев. И.С.Бах. Композиторы. Загробное царство и конец Света. Природные явления и животные. И. Глюк. "Дафна". Наследие античного искусства. Музыкально-драматические представления. Итальянский композитор Якопо Пери. Сидоров Денис - вокал (дипломант) Григорьева Анна – изобразительная деятельность (3 место).

    «Музыка 20 века» - Поет Михелия Джексон (США). ХХ век с полным правом можно назвать и веком джаза. Фрагмент выступления. Для регтайма характерна синкопирующая, «рваная» мелодия с четким маршеобразным сопровождением. Выдающийся русский композитор Сергей Рахманинов придерживался романтического направления в музыке. Балет «Ромео и Джульетта».

    «Современная музыка» - Д.Д. Шостакович. Может ли быть классической современная музыка? Проблемные вопросы. Д.Б. Кабалевский. Многое меняется, сердце остаётся одно. Урок музыки 8 класс. Иоганн Себастьян БАХ 1685 - 1750. Рохлин. Ф.М. Достоевский. Искусство Баха и учит, и радует, и заставляет думать, и утешает. Проблемные вопросы:

    «Импрессионизм в музыке» - Хабанера. Сурдина – приспособление, служащее для изменения тембра музыкального инструмента. Насретдинова Айсылу Римовна Учитель музыки и МХК МОБУ "Гимназия №1", с. Верхнеяркеево. Морис Равель. Французские художники – импрессионисты. Песня о картинках Музыка Григория Гладкова Слова Александра Кушнера.

    «Музыка XIX XX» - На рубеже XIX-XX века возрождается интерес к старинной музыке. Широко развиваются симфонические, камерные жанры в творчестве Глазунова и Танеева. А роль балета, наоборот вырастает. Музыка начала хх века. Таков Скрябин. Но уже ушли из жизни Мусоргский и Бородин, а в 1893 году и Чайковский. Работу выполнил ученик 11 А класса Мазун Кирилл.

    Всего в теме 24 презентации

    Экспрессионизм - одно из наиболее сложных и противоречивых направлений в художественной культуре первых десятилетий XX столетия. Наиболее ярко он проявил себя в культуре Германии и Австрии.

    Экспрессионизм официально заявил о себе в 1905 году. В это время в Дрездене студенты архитек-турного факультета Высшего технического училища образо-вали творческое объединение «Мост». В него вошли художники Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пихштейн, П. Клее. К немецким участникам объединения вскоре присое-динились иностранцы, среди которых были и русские художники. В 1911 году возникла мюнхенская группа «Синий всадник», новое содружество художников-экспрессионистов. В его составе были Ф. Марк, В. Кандинский, А. Макке, П. Клее, Л. Фейнингер.

    Примерно в то же время появляются и первые литературные объединения экспрессионистов. В Берлине начинают издаваться журналы «Штурм» («Буря») и «Акцион» («Действие»), представляющие противоположные течения в экспрессионизме.

    Единственной устойчивой реальностью экспрессионизм провозгласил субъектив-ный мир человека, воплощение которого стало его главной целью. Само название этого направления (от лат. expressio , франц. expression - выражение) указывает на приоритет внутреннего «Я», раскрываемого с предельной экспрессией. Все остальное - хаос, сплетение случайностей. Экспрессионизм стремился предать напряженность человечес-ких эмоций, гротескную изломанность, иррациональность образов. При этом он радикально разрывал связи с традиционным искусством, смело нарушая пропор-ции, сознательно искажая изображаемые предметы.

    Художники-экспрессионисты создавали внутренне напря-женные, упрощенные формы, они использовали либо кричащие яркие краски, либо наоборот, мрачноватые грязные тона, беспокойные и небреж-ные движения кисти.

    В экспрессионизме отразилось трагическое мироощущение европейской интеллигенции, связанное с событиями Первой мировой войны. Предчувствие надвигающейся мировой катастрофы, потеря чувства безопасности придавали ему сгущённо-мрачный, подчас истерический оттенок.

    После Первой мировой войны в творчестве экспрессионистов обостряется внимание к социальным проблемам эпохи. Сюжетами произведений становятся сцены войны с ее ужасами, напуганные пере-житым одинокие люди, раненые, калеки, нищие, притоны больших городов. Однако не только отрицание, но и поиски новых гуманистических ценностей свойственны этому направлению. Унаследовав от романтиков страстный критический пафос, неприятие дегуманизированных общественных отношений, экспрессионисты вступили в борьбу за подлинно человеческое.

    К экспрессионизму относят творчество Франца Верфеля, Георга Тракля, Эрнста Штадлера, Франца Кафки (в литературе), Вальтера Хазенклевера, Георга Кайзера, Оскара Кокошки (в драматургии), Ф.В. Мурнау (в кинодраматургии).

    Экспрессионизм в музыке

    Высшим достижением музыкального экспрессионизма признаётся опера Альбана Берга «Воццек» (1925).

    Музыкальный экспрессионизм был преемственно связан с поздним романтизмом. Зловеще-мрачные образы нередко встречаются в произведениях Малера (поздние симфонии), Р. Штрауса (оперы «Саломея», «Электра»), Хиндемита (оперы «Убийца - надежда женщин», «Святая Сусанна»), Бартока (балет «Чудесный мандарин»). Хронологически их сочинения стоят рядом с экспрессионизмом в живописи и литературе, однако в целом творчество этих композиторов опирается на традиции романтизма, как и ранние произведения Шёнберга и Берга.

    Постепенно идейно-художественное содержание позднего романтизма переосмысливалось: некоторые образы заострялись, абсолютизировались (разлад с окружающим миром), другие приглушались или вовсе исчезали (романтическая мечта).

    Творчество нововенцев демонстрирует характерный для экспрессионизма отказ от традиций. Пересмотру и переоценке подвергаются все элементы музыкального языка: лад и тональность, гармония, форма (как процесс и как целое), мелодика, ритм, тембр, динамика, фактура.

    Принцип свободной атональности, утвердившийся в музыке Шёнберга в 1910-е годы, в начале 1920-х сменяется . Аналогичные периоды (атональный и додекафонный) проходят в своей творческой эволюции Берг и Веберн. При этом творчество каждого из трех представителей Новой венской школы исключительно своеобразно. Если Шёнбергу присущ наиболее последовательный эстетический радикализм в выражении экспрессионистской позиции, то в музыке Берга явно ощутимы малеровские традиции, мотивы «социального сострадания». Для Веберна же чрезвычайно существенным оказался творческий опыт мастеров строгого стиля, а также философско-поэтическое наследие Гёте.

    Типичный для музыкального экспрессионизма комплекс выразительных средств

    • замена традиционной мажоро-минорной системы атональностью; через свободную атональность экспрессионисты приходят к организации звукового материала на основе додекафонии ;
    • отсутствие связей с бытовыми жанрами;
    • предельная диссонантность гармонии;
    • прерывистость, «разорванность» мелодики; инструментальная трактовка вокальных партий, возбуждённая речитация;
    • использование «речевого пения» (Sprechgesang);
    • нерегулярная акцентность в ритме, часто меняющиеся темпы.

    Всё это создает чрезвычайно накаленную эмоциональную атмосферу, впечатление непрерывно возрастающего напряжения. Определение «драма крика», связанное с экспрессионистской драматургией, можно отнести ко многим жанрам экспрессионистского искусства, в том числе музыкального.

    Герой экспрессионистского искусства постоянно пребывает в критическом эмоциональном состоянии. В его восприятии доминирует трагически искаженный облик распадающегося мироздания. Природа его внутренней жизни во многом определяется стихией бессознательного.

    Достаточно редко он выступает как конкретная личность, зачастую у него нет имени, это абстрактный человек: отец, сын, человек, мужчина, женщина. Характерными примерами являются оперы «Счастливая рука» Шёнберга, «Убийца - надежда женщин» Хиндемита (1919) по пьесе Кокошки.

    XX век - век опустошительных мировых войн и катастроф - создал почву для того, чтобы экспрессионистские тенденции получили продолжение в разных стилях и индивидуальных манерах. У экспрессионистов многому научились Хиндемит, Барток, Шостакович, Онеггер, Мийо, Бриттен. Экспрессионистский тонус ощущается почти во всех «военных» симфониях крупнейших симфонистов XX века.

    Лозунгом «Штурма» стал чисто эстетический тезис борьбы за новое искусство, «свободное от политических, моральных, общественных идей времени». С этим изданием были связаны художники группы «Синий всадник», в нем печатались Гийом Аполлинер, Марк Шагал, Оскар Кокошка. Журналом «Акцион» с самого начала была заявлена гражданственная позиция, определившая его антимилитаристскую, социально-критическую направленность. Еженедельник стал платформой левого экспрессионизма.

    Музыкальный экспрессионизм

    Термин “экспрессионизм” применяют к музыке по аналогии с другими искусствами, прежде всего с живописью, литературой, драматическим театром. Среди первых известных примеров музыковедческого употребления термина - статья австрийского композитора и критика Х.Тиссена, опубликованная в 1918, и эссе А.Шеринга “Введение в искусство современности ”, где рассматривается “экспрессионистское движение в музыке”. С тех пор до настоящего времени термин имеет самое широкое распространение. Непосредственные предвестники музыкального экспрессионизма - поздние творения Г.Малера, оперы “Саломея ” (1905) и “Электра ” (1908) Р.Штрауса (в этой связи В.Конен говорит о музыкальном “предэкспрессионизме”). Соприкосновения с экспрессионизмом обнаруживают отдельные сочинения Эйслера, Э.Кшенека, П.Хиндемита (опера “Убийца надежда женщин ”, 1921, по драме О.Кокошки*), опера “Дальний звон” (1912) Ф.Шрекера. Однако в узком смысле с музыкальным экспрессионизмом связывают обычно сочинения главы “новой венской школы” А.Шёнберга*, созданные с 1908 до начала 1920-х, и большинство произведений его ученика А.Берга*. Принадлежность к экспрессионизму другого ученика Шёнберга, А.Веберна, остается дискуссионной.

    Повышенную экспрессивность и неслыханную ранее эмоциональную напряженность дал отказ от традиционной ладотональной системы с ее опорой на мажоро-минорные соотношения, что получило в музыковедении название “свободная атональность”. Сам А.Шёнберг не признавал негативного определения “атональность”, предлагая взамен “пантональность”, что не закрепилось на практике, или “политональность” (этот термин употребляется современным музыковедением в ином смысле).

    Свободная атональность характеризуется усложнением музыкального языка, его предельной хроматизацией, “эмансипацией диссонанса”, утратой ощущения ладового центра (тоники), предполагавшего переход неустойчивых функций в устойчивые. Такая организация музыкальной ткани соответствовала тем психофизическим, эмоциональным состояниям, которые в преддверии и в течение I мировой войны испытывали художники, обостренно почувствовавшие зыбкость земного существования; они ощутили себя в мире, в котором почва колеблется под ногами, где не осталось ничего прочного, стабильного, лишь неопределенные, ускользающие тени смыслов среди непостижимой иррациональной стихии. Поскольку движение к атональности носило в начале XX в. очень широкий характер, вполне обоснованной представляется иная - более расширительная - трактовка понятия “музыкальный экспрессионизм”, находящая его проявления в произведениях композиторов самых разных стран (русских, польских, чешских, словацких, венгерских, итальянских, шведских, американских и др.) не только первой трети XX в., но также и последующих десятилетий, включая и вторую его половину. Следует подчеркнуть, что не существует полного совпадения свободной атональности и экспрессионизма, который предполагает прежде всего специфическое видение мира.

    К экспрессионизму нередко относят творчество позднего А.Скрябина. Его неповторимый символистский звуковой космос окрашивается особой эмоциональной интенсивностью в период изживания законов мажоро-минорной системы и применения нового типа звуковысотной ладовой организации, сонористически близкой свободной атональности, но не тождественной ей. Показательны образные переклички некоторых сочинений нововенцев (например, фортепьянной сонаты А.Берга, 1909) с произведениями Скрябина, что объясняется независимыми друг от друга параллельными исканиями путей к обновлению музыкального языка и не предполагает прямых взаимовлияний. На российской почве следует упомянуть последователей Скрябина - Н.Рославца, Н.Мясковского (в особенности его “Десятую симфонию”, в которой композитор, по его собственным словам, “попробовал Шёнберга”), Д.Шостаковича, создавшего оперу “Катерина Измайлова” (1934) под непосредственным впечатлением от “Воццека”* Берга, “модернистские” опыты молодого С.Прокофьева (оперы “Маддалена”, 1911; “Игрок”, 1929, фортепьянные “Сарказмы”). Отчетливые соприкосновения с поэтикой экспрессионизма обнаруживает творчество венгра Б.Бартока. В особенности это касается балета “Чудесный мандарин” (1919, поставлена 1926), сюжетные мотивы которого предвосхищают отдельные моменты оперы Берга “Лулу”. (В обоих произведениях в гнетущей атмосфере индустриального города действуют проститутка, ее сутенеры и клиенты.) Экспрессионистские веяния отразились в польской музыке - в позднем творчестве К.Шимановского, у Г.Бацевич, В.Лютославского (Траурная музыка, 1960, Постлюдии), К.Пендерецкого (в особенности в операх “Дьяволы из Лудена”, 1969, и “Черная маска”, 1986) и др. Экспрессионистские элементы возникают у чеха А.Хабы, американца Ч.Айвза, итальянцев А.Казеллы, Ф.Малипьеро, Л.Даллапикколы.

    Экспрессионизм как направление наиболее последовательно воплотился на австро-германской почве, и иные национальные его проявления могут совпадать с музыкальным экспрессионизмом в Австрии и Германии лишь отдельными гранями, иногда существенно от него отличаясь. Так, например, Скрябину совершенно не свойственно трагическое мироощущение, характерное для творчества нововенцев 1910-1920-х. Различия могут пролегать в сфере выбора героя, в специфике пространственно-временных координат картины мира и т.д. При множестве совпадающих и несовпадающих параметров общим знаменателем будет беспокойный “ландшафт” мятущейся человеческой души, выраженный атональными средствами.

    Действие экспрессионистских эстетических принципов за пределами новой венской школы нельзя признать до конца изученным, нет единой точки зрения на конкретные факты художественной жизни. Экспрессионистское мироощущение не исчерпало себя и в наши дни, давая все новые примеры возрождения и обновления традиции. В Германии были отмечены экспрессионистские тенденции в творчестве Б.А.Циммермана, К.Штокхаузена, Х.В.Хенце, В.Рима и др. Экспрессионистская линия в России проявлялась и в последние десятилетия XX в. не как доминирующее направление, но как один из существенных духовных ориентиров для композиторов разных поколений. Особое место в этом ряду принадлежит А.Шнитке, в музыке которого ярко выраженные экспрессионистские элементы соединились с иными элементами в оригинальном панстилистическом синтезе. Опосредованное воздействие экспрессионизма можно найти в отдельных сочинениях С.Губайдулиной. Не всегда здесь правильно было бы говорить об экспрессионизме как таковом, речь должна идти об определенных перекличках с ним, о сгущенной экспрессивности музыкального высказывания, отражающей кричащие противоречия современности и самоощущение человека в ней.

    Лит.: Schering А. Die expressionistische Bewegung in der Musik// Einführung in die Kunst der Gegenwart. Leipzig, 1919; Stuckenschmidt H.H. Was ist musikalischer Expressionismus?// Melos. 1969. H. 1; Друскин M. Австрийский экспрессионизм// Друскин M. О западноевропейской музыке XX века. М., 1973; Конен В. Этюды о зарубежной музыке. М., 1975; Тараканова Е. Современная музыка и экспрессионистская традиция // Западное искусство. XX век. СПб., 2001.

    Е. Тараканова


    Энциклопедический словарь экспрессионизма. - М.: ИМЛИ РАН. . Гл. ред. П.М.Топер. . 2008 .

    Смотреть что такое "Музыкальный экспрессионизм" в других словарях:

      Экспрессионизм - (от лат. expressio выражение) направление, развивавшееся в европейском искусстве и литературе примерно с 1905 по 1920 е гг. Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1 й четверти 20 в. (включая 1 ю мировую войну и последовавшие… …

      Экспрессионизм - (от лат. expressio выражение, выявление) направление в европ. иск ве и лит ре, возникшее в 1 х десятилетиях 20 в. в Австрии и Германии и распространившееся затем частично на др. страны. Становление Э. в живописи и лит ре привело к… … Музыкальная энциклопедия

      Музыкальный стиль - Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавл … Википедия

      В России характерные для экспрессионизма идеи и образы нашли воплощение в деятельности ряда групп и в творчестве отдельных авторов на разных этапах их эволюции, порою в единичных произведениях. Однако как художественное движение экспрессионизм … Энциклопедический словарь экспрессионизма - I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия

      Музыка - I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия

      Келдыш, Георгий (Юрий) Всеволодович - род. 29 авг. 1907 в Петербурге. Музыковед. Заслуженный деятель искусств РСФСР. (1966). Кандидат искусствоведения (1940). Доктор искусствоведения (1947); диссертация "Художественнее мировоззрение В. В. Стасова". Член корреспондент… … Большая биографическая энциклопедия

      Берг Альбан - Берг (Berg) Альбан (9.2.1885, Вена, ‒ 24.12.1935, там же), австрийский композитор. Один из виднейших представителей экспрессионизма в музыке. Изучал композицию под руководством А. Шёнберга, оказавшего значительное влияние на формирование… … Большая советская энциклопедия