Яркие картины наивного искусства. Картины в стиле Наивное искусство!!! Главные музеи «наива»

27.09.2011 22:00

В се чаще и чаще встречаются анонсы о предстоящих выставках художника наивного искусства. Вот сегодня мы и попробуем разобраться, что же это такое наивное искусство .

Во-первых, посмею себе предположить, что все изобразительное искусство берет свое начало из наива. Ведь когда не было классической школы, не были выведены законы живописи. Были сюжеты и были люди, которые хотели запечатлеть эти моменты на холсте или любом другом материале. Если призадуматься, то первые наскальные рисунки первобытного человека – это тоже наивное искусство.

Во-вторых, любой художник, впервые взяв в руки карандаши и кисти, начинает просто изображать на листе то, что он видит вокруг себя. Не подчиняясь законам логики и живописи, рука сама ведет линию туда, куда ей нужно. И так рождается живопись. Это потом приходят опыт и знания, но так или иначе все через этот этап проходят. Но почему тогда некоторые на этом этапе остаются?

Попробуем обратиться к определению и истории наивного искусства. Наивное искусство (от английского naive art) - стиль творчества самодеятельных, не получивших профессионального образования художников. Часто это понятие используется как синоним примитивизма, но в последнем речь скорее идет о профессиональном подражании непрофессиональному. Исторические корни наивного искусства – берут начало в народном художественном творчестве.

Но в настоящее время в этом направлении работают множество художников, которые получили очень хорошее художественное образование. Но продолжают писать по-детски не сложные сюжеты. При этом "наивный" художник отличается от "не-наивного", как знахарь отличается от доктора медицинских наук: оба - специалисты, каждый в своем роде.

Впервые наивное искусство заявило о себе в 1885 году, когда в Салоне независимых художников в Париже были показаны картины Анри Руссо, прозванного Таможенником, так как он был таможенником по профессии. Впоследствии в начале XX века моршаны - сначала Альфред Жарри, затем Гийом Аполлинер, а вскоре и Бернхейм, Вильгельм Уде, Амбруаз Воллар и Поль Гийом стали привлекать внимание публики не только к работам Руссо Таможенника, но и к произведениям других примитивистов и самоучек. Первая выставка наивного искусства прошла в 1937 в Париже - она называлась «Народные мастера реальности». Наряду с работами Руссо Таможенника здесь были выставлены произведения рабочих и ремесленников Луи Вивена, Камиля Бомбуа, Андре Бошана, Доминика-Поля Пейроне, Серафина Луи, прозванного Серафином из Санлиса, Жана Эва, Рене Рамбера, Адольфа Дитриха, а также Мориса Утрилло, сына Сюзанны Валадон.

При всем этом следует отметить что, многие авангардные художники, такие, как Пабло Пикассо, Робер Делоне, Кандинский и Бранкуси, уделяли особое внимание искусству детей и умалишённых. Интерес к творчеству самоучек проявлял Шагал, к русскому лубку обращался Малевич, особое место занимал наив в творчестве Ларионова и Гончаровой. Во многом благодаря приемам и образам наивного искусства успех сопутствовал показам работ Кабакова, Брускина, Комара и Меламида.

Творчество наивных художников как один из пластов современного искусства требует серьезного и вдумчивого изучения, в котором не может быть места поверхностным и крайним суждениям, нередко встречающимся в обиходе. Оно либо идеализируется и превозносится, либо рассматривается с оттенком пренебрежения. И это обусловлено в первую очередь тем, что в русском (как и в некоторых других) языке термин «наивный, примитивный» имеет в качестве одного из главных оценочный (и именно негативный) смысл.

Принципиальное отличие этого направления изобразительного искусства от детского заключается в глубокой сакральности, традиционализме и каноничности. Детская наивность и непосредственность мировосприятия как бы застыли навечно в этом искусстве, его выразительные формы и элементы художественного языка наполнились сакрально-магической значимостью и культовой символикой, имеющей достаточно стабильное поле иррациональных смыслов. В детском искусстве они очень подвижны и не несут культовой нагрузки. Наивное искусство, как правило, оптимистично по духу, жизнеутверждающе, многопланово и разнообразно, имеет чаще всего достаточно высокую эстетическую значимость. В отличие от него, искусство душевнобольных, часто близкое к нему по форме, характеризуется болезненной навязчивостью одних и тех же мотивов, пессимистически-депрессивной настроенностью, невысоким уровнем художественности. Произведения наивного искусства крайне разнообразны по форме и индивидуальной стилистике, однако для многих из них характерны отсутствие линейной перспективы (глубину многие примитивисты стремятся передать с помощью разномасштабности фигур, особой организацией форм и цветовых масс), плоскостность, упрощенная ритмичность и симметричность, активное использование локальных цветов, обобщенность форм, подчеркивание функциональности предмета за счет тех или иных деформаций, повышенная значимость контура, простота технических приемов. У художников-примитивистов XX века, которые знакомы с классическим и современным им профессиональным искусством, часто возникают интересные и оригинальные художественные решения при попытках подражать тем или иным приемам профессионального искусства при отсутствии соответствующих технических знаний и навыков.

Надежда Подшивалова . Танцы под первой лампочкой в деревне. 2006 год. Холст. ДВП. Масло.

Представители наивного искусства чаще всего берут свои сюжеты из окружающей их жизни, фольклора, религиозной мифологии или собственной фантазии. Им легче, чем многим художникам-профессионалам, удается спонтанное, интуитивное, не затрудненное культурно-социальными правилами и запретами творчество. В результате чего возникают оригинальные, удивительно чистые, поэтичные и возвышенные художественные миры, в которых господствует некая идеальная наивная гармония между природой и человеком.

Жизнь они понимают как «золотой век», потому как мир для них – это гармония и совершенство. Для них нет истории как постоянно творимого процесса, а время в нем обращено в бесконечный круг, где наступающее завтра будет таким же лучезарным, как и прошедшее вчера. И не важно, что прожитая жизнь была беспросветно-тяжелой, драматичной, а подчас и трагичной. Это нетрудно понять, если ознакомиться с биографиями наивов. Они словно хранят в генетической памяти свойственную их предкам целостность восприятия и сознания. Постоянство, устойчивость и душевное равновесие – вот условия нормальной жизни.

И здесь все становится понятно, всмотревшись более пристально, что наивный ум – это ум особого склада. Он не хороший и не плохой, он просто такой. Он включает в себя целостное миропонимание, при котором человек немыслим вне природы и космоса, он душевно свободен и может наслаждаться творческим процессом, оставаясь равнодушным к его результату. Он, этот ум, позволяет представить, что человек может пребывать и пребывает в двух снах.

Вместе с тем потенциал, которым располагает наив, может быть востребован в нашем бурном XXI веке, когда мы «фиксируем не историю эволюции, а историю катастроф». Он никого не потеснит и не отстранит, да и вряд ли может стать властителем дум, он лишь сможет предъявить самое ценное свое качество – целостное незамутненное сознание, «тот тип мироощущения, который только и можно назвать истинно нравственным, так как он не делит мир, а ощущает его организмом» (В.Пацюков). В этом – нравственно-этическая и культурологическая сила наивного искусства.

В настоящее время в мире создано огромное число музеев наивного искусства. Во Франции они есть в Лавале и Ницце. Такой музей был создан и в России. Московский музей наивного искусства был основан в 1998 года и является государственным учреждением культуры.




«Родилась во мне охота к малеванию масляными красками. Никогда я еще не малевал оными: а тогда вздумалось учинить тому опыт и срисовал с самого себя портрет на холсте», - писал осенью 1763 года в своем дневнике тульский дворянин Андрей Болотов. Прошло более двух с половиной столетий, а «охота к малеванию красками» продолжает одолевать и наших современников. Людей, никогда не бравших в руки карандаш и кисть, вдруг охватывает неодолимая страсть к изящным художествам.

Появление нового направления

Наивное искусство XX - начала XXI века заметно отличается от примитива предшествующих столетий. Причины этого, как ни странно, кроются в развитии «ученого» искусства. В конце XIX века ведущие европейские мастера остро осознали «усталость» современной им культуры. Они стремились почерпнуть жизненные силы из дикарского, первобытного мира, существовавшего в прошлом или еще сохранившегося в отдаленных уголках планеты. Одним из первых по этому пути пошел Поль Гоген. Отказавшись от благ одряхлевшей европейской цивилизации, художник пытался поставить знак равенства между «примитивной» жизнью и «примитивным» творчеством, хотел ощутить себя человеком, в жилах которого течет кровь дикаря. «Здесь, подле моей хижины, в полном безмолвии, я грежу о буйных гармониях среди опьяняющих меня запахов природы», - писал Гоген о своем пребывании на Таити.

Через увлечение примитивом прошли многие мастера начала прошлого столетия: Анри Матисс собирал африканскую скульптуру, Пабло Пикассо приобрел и повесил на видном месте в своей мастерской портрет Анри Руссо, Михаил Ларионов на выставке «Мишень» показал публике ремесленные вывески, произведения Нико Пиросманашвили и детские рисунки.

С 1910-х годов художники-примитивы получили возможность экспонировать свои произведения рядом с работами профессиональных мастеров. В результате с примитивом произошла разительная перемена: он осознал собственную художественную ценность, перестал быть явлением периферийной культуры. Простодушие примитива все более становится мнимым. Руссо незадолго до смерти признавался: «Я сохранил мою наивность… Теперь я уже не смог бы изменить свою манеру письма, приобретенную упорным трудом».

В этот момент и возникает наивное искусство как особое художественное явление, отличное от примитива. Нередко творчество наивных художников определяют как непрофессиональное искусство, выдвигая на первый план отсутствие художественной выучки академического образца. Но этого явно недостаточно, чтобы понять его отличие от дилетантизма и ремесленничества. «Наивное» переносит акцент с результата на внутренние причины. Это не только «неученое», но и «простодушное», «бесхитростное» - непосредственное, нерасчлененное, не знающее рефлексий ощущение действительности.

Отличительные особенности

Самоучка в поисках самовыражения бессознательно обращается к формам детского творчества - к контурности, уплощенному пространству, декоративности как к первоэлементам создаваемого им нового мира. Взрослый не может рисовать как ребенок, но может по-детски непосредственно воспринимать окружающее. Отличительная особенность наивного искусства заключается не в творениях художника, а в его сознании. Картина и изображенный на ней мир ощущаются автором как реальность, в которой он сам существует. Но не менее реальны для художника и его видения: «То, что я хочу написать - всегда со мною. Все это я сразу вижу на полотне. Предметы сразу просятся на полотно, уже готовые и в цвете, и в форме. Когда я работаю, то все предметы отделываю до тех пор, пока под кисточкой не почувствую, что они живые и шевелятся: и животные, и фигуры, вода, растения, плоды и вся природа» (Е. А. Волкова).

Прообразы изображаемых предметов существуют в воображении автора в виде материализованных, но неживых фантомов. И только в процессе завершения картины происходит их одушевление. Эта сотворенная на холсте жизнь и есть рождение нового мифа.


// пичугин2

Наивный художник изображает не столько то, что видит, сколько то, что знает. Стремление передать свои идеи о вещах, людях, мире, отразить наиболее важные моменты в потоке жизни непроизвольно ведет мастера к схематизации и ясности - состоянию, когда чем проще становятся вещи, тем они значительнее.

Озеро с утками, работа в поле и на огороде, стирка белья, политическая демонстрация, свадебное застолье. На первый взгляд мир обыденный, ординарный, даже немного скучноватый. Но вглядимся внимательнее в эти нехитрые сценки. В них рассказ не столько о быте, сколько о бытии: о жизни и смерти, добре и зле, любви и ненависти, труде и празднике. Изображение конкретного эпизода воспринимается здесь не как фиксация момента, но как назидательная история на все времена. Художник неловко выписывает детали, не может отделить главное от второстепенного, но за этой неумелостью встает система мировидения, напрочь отметающая случайное, сиюминутное. Неискушенность оборачивается прозрением: желая поведать о частном, наивный художник рассказывает о неизменном, вечно сущем, незыблемом.

Наивное искусство парадоксальным образом соединяет неожиданность художественных решений и тяготение к ограниченному кругу тем и сюжетов, цитирование однажды найденных приемов. В основе этого искусства лежат повторяющиеся элементы, соответствующие общечеловеческим представлениям, типические формулы, архетипы: пространство, начало и конец, родина (потерянный рай), изобилие, праздник, герой, любовь, празверь.

Мифологическая основа

В мифологическом мышлении сущность и происхождение явления тождественны друг другу. В своем путешествии в глубь мифа наивный художник приходит к архетипу начала. Он ощущает свою близость с первым человеком, заново открывающим для себя мир. Вещи, животные и люди предстают на его полотнах в новом, неузнаваемом виде. Подобно Адаму, дающему имена всему сущему, наивный художник наделяет обыденное новым смыслом. Ему близка и понятна тема райского блаженства. Идиллия понимается художником как изначальное состояние, данное человеку от рождения. Наивное искусство словно возвращает нас к детству человечества, к блаженному незнанию.

Но не менее распространена и тема грехопадения. Популярность сюжета «изгнания из рая» свидетельствует о существовании некой родственной связи между мифом о первых людях и судьбой наивного художника, его мироощущением, его духовной историей. Изгои, люмпены рая - Адам и Ева - остро ощущают утрату блаженства и свой разлад с действительностью. Они близки наивному художнику. Ведь ему ведомы и детская безмятежность, и эйфория созидания, и горечь изгнания. Наивное искусство остро выявляет противоречие между стремлением художника познать и объяснить мир и желанием привнести в него гармонию, воскресить утраченную целостность.

Ощущение «потерянного рая», нередко очень сильное в наивном искусстве, обостряет чувство личной незащищенности живописца. В результате на полотнах часто появляется фигура героя-защитника. В традиционном мифе образ героя олицетворяет победу гармонического начала над хаосом.

В произведениях наивных художников облик победителя, хорошо знакомый по лубочным картинкам, - Илья Муромец и Аника-воин, Суворов и покоритель Кавказа генерал Ермолов - приобретает черты героя гражданской войны Чапаева и маршала Жукова. Все они являются интерпретацией образа змееборца, хранящегося в глубинах генетической памяти, и восходят к иконографии святого Георгия, поражающего дракона.

Противоположностью воину-защитнику является культурный герой-демиург. Причем в этом случае акцент переносится с внешнего действия на внутреннее напряжение воли и духа. Роль демиурга может играть мифологический персонаж, например Вакх, научивший людей виноделию, или известная историческая личность - Иван Грозный, Петр I или Ленин, олицетворяющие идею самодержца, основателя государства или, обращаясь к мифологическому подтексту, прародителя.

Но особенно популярен в наивном искусстве образ поэта. Чаще всего используется один и тот же композиционный прием: изображается сидящая фигура с листком бумаги и пером или книгой стихов в руках. Эта универсальная схема служит формулой поэтического вдохновения, а сюртук, крылатка, гусарский ментик или косоворотка выступают в качестве «исторических» деталей, подтверждающих глубокую достоверность происходящего. Поэта окружают персонажи его стихотворений, пространство созданного им мира. Этот образ особенно близок наивному художнику, потому что он всегда видит себя в картинной вселенной рядом со своими героями, вновь и вновь переживая вдохновение творца.

Большое влияние на творчество многих наивных художников оказала советская идеология. Построенная по мифологическим моделям, она сформировала образы «начала новой эры» и «вождей народов», подменила живой народный праздник советскими ритуалами: официальными демонстрациями, торжественными встречами и церемониями, награждениями передовиков производства и тому подобным.

Но под кистью наивного художника изображаемые сцены превращаются в нечто большее, чем иллюстрации к «советскому образу жизни». Из множества картин выстраивается портрет «коллективного» человека, в котором личное смазано, оттеснено на задний план. Масштаб фигур и скованность поз подчеркивают дистанцию между вождями и толпой. В итоге сквозь внешнюю канву отчетливо проступает ощущение несвободы и искусственности происходящего. Соприкасаясь с искренностью наивного искусства, идеологические фантомы помимо воли авторов превращаются в персонажей театра абсурда.


// пичугин

Суть наивности

В наивном искусстве всегда присутствует фаза копирования образца. Копирование может быть этапом в процессе становления индивидуальной манеры художника или осознанным самостоятельным приемом. Например, это часто происходит при создании портрета по фотографии. У наивного художника нет робости перед «высоким» эталоном. Рассматривая произведение, он захвачен переживанием, и это чувство преображает копию.

Ни мало не смущаясь сложностью поставленной задачи, Алексей Пичугин исполняет «Последний день Помпеи» и «Утро стрелецкой казни» в раскрашенном деревянном рельефе. Довольно точно следуя общим очертаниям композиции, Пичугин фантазирует в деталях. В «Последнем дне Помпеи» островерхий римский шлем на голове воина, несущего старика, превращается в круглую шляпу с полями. В «Утре стрелецкой казни» доска для указов возле лобного места начинает напоминать школьную - с белым текстом по черному фону (у Сурикова она цвета некрашеного дерева, а текста вообще нет). Но главное, решительным образом меняется общий колорит работ. Это уже не хмурое осеннее утро на Красной площади и не южная ночь, озаренная сполохами текущей лавы. Цвета становятся столь яркими и нарядными, что вступают в противоречие с драматизмом сюжетов, меняют внутренний смысл произведений. Народные трагедии в переводе Алексея Пичугина напоминают скорее ярмарочные гуляния.

«Комплекс творческой неполноценности» мастера, составлявший одну из привлекательных сторон «старого» примитива, в наши дни недолговечен. Художникам быстро открывают глаза на то, что их не очень умелые творения обладают своим обаянием. Невольные виновники тому - искусствоведы, коллекционеры, средства массовой информации. В этом смысле, как ни парадоксально, разрушительную роль играют выставки наивного искусства. Немногим удается, как Руссо, «сохранить свою наивность». Иногда вчерашние наивы - сознательно или бессознательно - вступают на путь культивирования собственного метода, начинают стилизовать под самих себя, но чаще, затянутые неумолимой стихией художественного рынка, падают в широкие, как ворота, объятия массовой культуры.

Вы наверняка видели картины этих художников. Кажется, будто их нарисовал ребенок. На самом же деле их авторы - взрослые люди - просто не профессионалы. В живописи наивное искусство зародилось примерно во второй половине XIX века. Поначалу к нему не относились серьезно, да и вообще не считали искусством. Но со временем отношение к данному стилю кардинально изменилось.

Знакомьтесь: «наив»

Итак, что же принято называть наивным искусством? В живописи этим термином обозначают особый художественный стиль, творчество народных мастеров и самоучек, сохраняющее детскую свежесть и непосредственность в видении окружающего мира. Такое определение дает Энциклопедия искусств. Впрочем, оно также присутствует в скульптуре, архитектуре, графике.

Наивное искусство (или «наив», как его еще нередко именуют) - направление не такое уж и новое. Еще в XVII веке в Европе непрофессиональные художники создавали свои «примитивные» шедевры. Однако всерьез эти картины никто не рассматривал. В самостоятельный художественный стиль наивное искусство выделилось лишь к началу ХХ века.

Корни «наива» принято искать в иконописи. Вы наверняка видели такие иконы в каком-нибудь сельском провинциальном храме: они непропорциональны, примитивны, невзрачны, однако невероятно душевны. Черты наивного искусства можно отыскать и в так называемых фигурах - скульптурных изображениях на религиозную тематику. Такие изваяния принято устанавливать возле католических костелов и церквей (см. фото).

Наивное искусство и примитивизм - это одно и то же? На этот счет у искусствоведов существует три разных мнения:

  1. Да, это тождественные понятия.
  2. Наивное искусство - одно из направлений примитивизма.
  3. Это разные понятия. Если «наив» - творчество непрофессионалов и любителей, то примитивизм является упрощенным, стилизованным творчеством профессиональных мастеров.

Основные черты стиля

Наивное искусство внесло значительный вклад в художественную культуру многих стран и народов. Попробуем выделить самые главные черты этого художественного стиля. Прежде всего к ним относятся:

  • отсутствие профессиональных (академических) навыков рисунка;
  • яркость цветов и образов;
  • отсутствие линейной перспективы;
  • плоскостность изображения;
  • упрощенная ритмичность;
  • ярко выраженные контуры объектов;
  • обобщенность форм;
  • простота технических приемов.

Стоит отметить, что произведения наивного искусства весьма разнообразны по своей индивидуальной стилистике. Тем не менее почти все они оптимистичные и жизнеутверждающие по духу.

География наивного искусства

Подавляющее большинство известных художников-наивистов - это обычные люди, живущие в деревнях или же небольших городках. Как правило, они зарабатывают на жизнь физическим трудом, а творят - в свободное от работы время. Нередко страсть к рисованию просыпается в зрелом или преклонном возрасте.

Наивное искусство зародилось во Франции, но затем приобрело небывалую популярность за океаном - в США. Еще в конце XIX века картины наивистов в этой стране собирали для музейных и приватных коллекций. В России же это направление начало серьезно развиваться лишь в 80-90-е годы прошлого столетия.

Рассказывая о наивном искусстве, нельзя не упомянуть о так называемой Хлебинской школе. Это условное название для нескольких поколений крестьянских художников из села Хлебине, что на севере Хорватии. У истоков Хлебинской (Подравской) школы стоял, как ни странно, академический художник Крсто Хегедушич (1901-1975). Ее мастера довели до совершенства технику рисования по стеклу. Для Хлебинской живописи характерны мотивы из повседневной деревенской жизни.

Главные музеи «наива»

«Наив - это состояние души» (Александр Фомин).

Среди всех музеев наивного искусства в мире следует особо выделить три: Парижский, Московский и Загребский.

С 1985 года у подножия холма Монмарт в здании бывшего текстильного рынка действует Парижский музей примитивизма. Своим возникновением и существованием он обязан французскому издателю Максу Фурни. Благодаря усилиям последнего было собрано ядро нынешней коллекции, которая сегодня насчитывает свыше 600 полотен.

Московский музей наивного искусства существует с 1998 года. Он расположен в старинном каменном особняке по адресу: Союзный проспект, 15 а. Сейчас в музее насчитывается около 1500 работ. Так как места в небольшом здании мало, то экспозиции меняются едва ли не ежемесячно.

Свой музей «наива» и примитивизма есть и у хорватской столицы - Загреба. Он находится в Верхнем городе, на площади Марка. В его экспозициях представлены работы двадцати хорватских художников, в частности, Ивана Генералича и Ивана Рабузина.

Еще один своеобразный образец «наива» расположен в северной Румынии. Это так называемое «Веселое кладбище» в селе Сэпынца. Здесь можно увидеть сотни красочных надгробий с поэтическими текстами и оригинальными рисунками.

Наивное искусство: картины и художники

Территориально в развитии «наива» и примитивизма можно выделить три региона: США, Западная Европа и Балканы. Наиболее известные представители наивного искусства в живописи - художники второй половины XIX - ХХ веков, в числе которых:

  • Анри Руссо (Франция).
  • Иван Лацкович-Кроата (Хорватия).
  • Иван Рабузин (Хорватия).
  • Мария Примаченко (Украина).
  • Бабушка Мозес (США).
  • Норваль Мориссо (Канада).
  • Екатерина Медведева (Россия).
  • Валерий Еременко (Россия).
  • Михай Даскалу (Румыния).
  • Ради Неделчев (Болгария).
  • Стейси Лавджой (США).
  • Саша Путря (Украина).

Давайте поближе познакомимся с творчеством вышеперечисленных мастеров «наива».

Основоположником наивного искусства в живописи считается Анри Руссо, служащий таможни, который после выхода на пенсию решил посвятить себя изобразительному творчеству. Он украшал свои полотна неуклюжими человеческими фигурами и забавными зверушками, не особо беспокоясь о перспективе. Первым по достоинству оценил творчество Руссо его современник Пикассо. А Поль Гоген, увидев картины Анри, воскликнул: «Это истина и будущее, это - настоящая живопись

Иван Лацкович-Кроата

Лацкович-Кроата - один из учеников Хегедушича. Помимо живописи, он также занимался общественной и политической деятельностью, принимал активное участие в борьбе Хорватии за независимость в начале 90-х, дважды избирался депутатом в хорватский парламент. На своих полотнах Иван Лацкович чаще всего изображал натюрморты, сцены из деревенской жизни, детализированные пейзажи.

Иван Рабузин - еще один хорватский художник, и еще один видный представитель наивного искусства в живописи. Его картины нередко называют райскими. Самого же Рабузина искусствовед Анатолий Яковский наградил званием «величайшего наивного художника всех времен и народов». Пейзажи Ивана Рабузина воплощают в себе чистоту, внеземную красоту и гармонию. Почти все его картины украшают диковинные деревья и фантастические цветы. Причем все объекты на полотнах Рабузина, будь то холмы, леса или облака, стремятся к некой шарообразности.

Мария Примаченко

Гениальная украинская художница Мария Примаченко родилась и прожила всю жизнь в крохотном селе Болотня под Киевом. Рисовать начала в 17 лет, расписывая соседские хаты. Талант Марии заметили еще в конце 30-х годов. Ее работы побывали на выставках в Париже, Монреале, Праге, Варшаве и других городах. За всю свою жизнь художница создала не менее 650 картин. В основе творчества Марии Примаченко - волшебные цветы и нереальные, выдуманные ею же животные.

Мозес Анна Мэри

Бабушка Мозес - известнейшая американская художница, всемирно признанная икона наивного искусства. Она прожила 101 год, оставив после себя сотни ярких, красочных и жизнерадостных полотен. Уникальность Бабушки Мозес в том, что она впервые начала рисовать в 76 лет. Известной художница стала лишь в конце 1930-х, когда именитый коллекционер из Нью-Йорка случайно увидел в окне аптеки один из ее рисунков.

Центральными сюжетами в картинах Анны Мэри Мозес являются деревенские пасторали, бытовые сцены из жизни фермеров, зимние пейзажи. Максимально емко творчество художницы охарактеризовал один из критиков в следующей фразе:

«Привлекательность ее картин заключается в том, что в них изображен тот стиль жизни, в существование которого американцы так любят верить, но которого больше нет».

Норваль Мориссо

Норваль Мориссо - канадский художник-примитивист индейского происхождения. Родился в племени оджибва в окрестностях Онтарио. О себе он писал так: «Я - художник от природы. Я вырос на историях и легендах моего народа - и я рисовал эти легенды». И этим, по большому счету, все сказано.

Любопытный факт из биографии художника: в 1972 году во время пожара в гостинице города Ванкувера Норваль Мориссо получил серьезные ожоги. В тот момент, по словам самого Норваля, ему явился Иисус Христос. Впоследствии он стал для него новой путеводной звездой в творчестве. Художник начинает активно рисовать библейских персонажей, удивительным образом вплетая их в канву традиционных индейских мотивов.

Екатерина Медведева

Екатерина Медведева - художник-самоучка родом из деревни Голубино Белгородской области, один из самых ярких представителей современного русского «наива». Впервые взяла в руки кисть в 1976 году, а уже в начале 80-х годов в московской прессе стали появляться заметки о «новом народном таланте». На то время Катя Медведева работала обычной санитаркой в доме престарелых. В 1984 году работы художницы отправились на выставку в Ниццу, где произвели настоящий фурор.

Валерий Еременко

Еще один талантливый художник-примитивист из России - Валерий Еременко. Родился в Семипалатинске (Казахстан), учился в Ташкенте, сегодня живет и работает в Калуге. На счету у художника - более десятка различных выставок, его работы экспонируются в Калужском музее изобразительных искусств, Московском музее наивного искусства, а также хранятся в многочисленных частных коллекциях. Картины Валерия Еременко яркие, ироничные и невероятно живые.

Михай Даскалу

Жизненные, бесхитростные и очень сочные сюжеты - вот основные черты в творчестве румынского наивного художника Михая Даскалу. Главными героями его картин являются люди. Здесь они пляшут, поют, играют в карты, собирают грибы, ссорятся и влюбляются… В общем, живут полноценной мирской жизнью. Через свои полотна этот художник будто бы пытается донести нам одну-единственную мысль: вся красота - в самой жизни.

Особым символизмом в работах Михая Даскалу наделены деревья. Они присутствуют почти на всех его картинах. То в виде основных сюжетных фигур, то в качестве фона. Дерево в творчестве Даскалу, собственно, и символизирует собой человеческую жизнь.

Ради Неделчев

Ключевым объектом в творчестве болгарского художника Ради Неделчева является дорога. То ли это обычная сельская грунтовка, поросшая спорышом, то ли каменная мостовая старинного города, то ли едва заметная тропинка, по которой уходят в снежную даль охотники.

Ради Неделчев - общепризнанный мастер в мире наивного искусства. Его полотна широко известны далеко за пределами скромной Болгарии. Неделчев учился в школе живописи в городе Русе, а затем отправился за европейским признанием в Швейцарию, где провел свою персональную выставку. Ради Неделчев стал первым болгарским художником, картины которого попали в Парижский музей примитивного искусства. Работы автора побывали в десятках крупных городов Европы и мира.

Стейси Лавджой

Современная американская художница Стейси Лавджой получила признание благодаря своему неповторимому стилю, в котором черты «наива», абстракционизма и футуризма смешались в один яркий и сногсшибательный коктейль. Все ее работы - это, по сути, отражение реального мира в неком абстрактном зеркале.

Саша Путря

Александра Путря - уникальная художница из Полтавы. Она начала рисовать в три года, будто бы предчувствуя свой ранний уход из жизни. Умерла Саша в возрасте одиннадцати лет от лейкоза, оставив после себя 46 альбомов с карандашными и акварельными рисунками, набросками, шаржами. В ее многочисленных работах присутствуют антропоморфные животные, сказочные персонажи, а также герои популярных индийских фильмов.

В заключение…

Это искусство принято называть наивным. Но если внимательно ознакомиться с работами видных представителей стиля, возникает закономерный вопрос: настолько ли наивны их авторы? Ведь «наивный» в данном случае вовсе не значит «глупый» или «невежественный». Эти художники попросту не умеют, да и не хотят рисовать по общепринятым канонам. Они изображают мир так, как чувствуют его. В этом и заключается вся красота и ценность их картин.

Наивное искусство, наив - (англ. naive art) - одна из областей искусства примитива XVIII- XX вв., включающая самодеятельное искусство (живопись, графику, скульптуру, декоративное искусство, архитектуру), а также изобразительное творчество художников-самоучек. К произведениям наивного искусства относят картины замечательного французского художника А. Руссо по прозвищу Таможенник, т.к. он был таможенником по профессии, и великолепные провинциальные портреты русских людей XVIII - XIX вв. неизвестных художников.

«Наивный» художник отличается от «не-наивного», как шаман отличается от профессора: оба — специалисты, каждый в своем роде.

Неповторимость бытового примитивного портрета обусловлена не только особенностями художественного языка, но и в равной мере характером самой натуры. В общих чертах композиционная схема купеческого портрета заимствована из современного ему профессионального искусства. В то же время строгость лиц, обостренное чувство силуэта, техника живописи заставляют вспомнить иконопись. Но еще больше чувствуется связь с лубком. Это проявляется прежде всего в самом подходе к натуре, которая воспринимается художником наивно и целостно, декоративно и красочно. В лице и одежде четко прослеживается национальный русский этнический тип. Добросовестное воспроизведение главного и второстепенного вело к созданию целостного образа, поражающего силой жизненной характерности.

Наивное искусство сочетает самобытную яркость образной фантазии, свежесть и искренность восприятия мира с отсутствием профессиональных навыков рисунка, живописи, композиции, моделировки и др.

Произведения наивного искусства крайне разнообразны по форме и индивидуальной стилистике, однако для многих из них характерны отсутствие линейной перспективы (глубину многие примитивисты стремятся передать с помощью разномасштабности фигур, особой организацией форм и цветовых масс), плоскостность, упрощенная ритмичность и симметричность, активное использование локальных цветов, обобщенность форм, подчеркивание функциональности предмета за счет тех или иных деформаций, повышенная значимость контура, простота технических приемов.

Наивное искусство, как правило, оптимистично по духу, жизнеутверждающе, многопланово и разнообразно, имеет чаще всего достаточно высокую эстетическую значимость. Наивное искусство является как бы противовесом «техничному». В наивном искусстве, нет техники, нет школы, ему невозможно научиться.Оно просто «прет» из тебя. Оно – самодостаточное. Ему все равно, как оценивают его мастера, к какому стилю его относят. Это такое исконное творчество души, и учеба скорее лишит его силы, чем отточит его.

Одна из сторон наивного искусства – наивность или простота форм, образов, техники; в нем нет гордыни, самолюбования, претензий. Но за наивностью формы отчетливо видна глубина смыслов (иначе, оставаясь наивным, оно перестает быть искусством). Оно – настоящее. Оно доступно любому – ребенку и старику, неграмотному, и доктору наук.

У художников-примитивистов XX века, которые знакомы с классическим и современным им профессиональным искусством, часто возникают интересные и оригинальные художественные решения при попытках подражать тем или иным приемам профессионального искусства при отсутствии соответствующих технических знаний и навыков.

Долгое время в России доминировало мнение о некоей «второстепенности» наивного искусства. В русском (как и в некоторых других) языке, термин «примитивный», имеет в качестве одного из главных — оценочный (и именно негативный) смысл. Поэтому уместнее остановиться на понятии наивного искусства. В самом широком смысле так обозначается изобразительное искусство, отличающееся простотой (или упрощенностью), ясностью и формальной непосредственностью изобразительно-выразительного языка, с помощью которого выражается особое, не обремененное цивилизационными условностями видение мира. При этом забывали, что ранние авангардисты, постмодернисты и художники-концептуалисты в поисках новых изобразительных форм обращались к непосредственности и простодушию наивов. Интерес к творчеству самоучек проявлял Шагал, к русскому лубку обращался Малевич, особое место занимал наив в творчестве Ларионова и Гончаровой. Во многом благодаря приемам и образам наивного искусства успех сопутствовал показам работ Кабакова, Брускина, Комара и Меламида. Те или иные приемы и элементы языка примитивистов использовали в своем творчестве многие крупные художники XX в. (экспрессионисты, П.Клее, М.Шагал, Х.Миро, П.Пикассо и др.). В Наивном искусстве многие представители культуры стремятся усмотреть пути выхода художественной культуры из цивилизационных тупиков.

Наивное искусство по видению мира и способам его художественной презентации в чем-то приближается к искусству детей, с одной стороны, и к творчеству душевнобольных - с другой. Однако в сущности своей наивное искусство отличается и от того, и от другого. Ближе всего по мировосприятию к детскому искусству стоит наивное искусство архаических народов и аборигенов Океании и Африки. Принципиальное отличие его от детского искусства заключается в глубокой сакральности, традиционализме и каноничности. Детская наивность и непосредственность мировосприятия как бы застыли навечно в этом искусстве, его выразительные формы и элементы художественного языка наполнились сакрально-магической значимостью и культовой символикой, имеющей достаточно стабильное поле иррациональных смыслов. В детском искусстве они очень подвижны и не несут культовой нагрузки. В отличие от него искусство душевнобольных, часто близкое к нему по форме, характеризуется болезненной навязчивостью одних и тех же мотивов, пессимистически-депрессивной настроенностью, невысоким уровнем художественности.

Я сижу в кафе. Ко мне за столик подсаживается женщина в возрасте – видно, что достатка совсем не большого. Достает листы А3, уголь. «Хотите я вас нарисую?». Я не соглашаюсь, но и не отказываюсь – интересно. Бормоча себе что-то под нос, женщина буквально за 5 минут изображает мой портрет и предлагает мне забрать его – понятное дело, не бесплатно. Через пару минут я уже иду к метро, держа в руках лист с очень примитивным моим изображением. Я заплатила за него пятьдесят рублей.

Эта женщина заставила меня вспомнить о наивном искусстве. Энциклопедия искусства дает такое определение этого жанра: «традиционное искусство народных мастеров, а также художников-самоучек, сохраняющее детскую свежесть и непосредственность видения мира» . Может быть, вам встречались эти картины – простые, искренние, кажется, что их нарисовал ребенок, но на самом деле авторство принадлежит взрослому человеку. Чаще всего это люди даже пожилые. У них есть своя профессия – рабочая, как правило. Они живут в деревнях, и каждый день ходят на работу. Наивное искусство - направление довольно старое. Еще в XVII веке непрофессиональные художники создавали свои «беспощадно правдивые» портреты, а в XX веке наив выделился в отдельное направление, свободное от академических правил и норм.

Прародителем наива считается иконопись. Увидев такие иконы, вы наверняка без труда отличите их от традиционных. Они непропорциональны, примитивны, как будто бы даже неаккуратны. Все эти характеристики можно применить к любой картине наивного искусства, не только к иконам.

Один из самых ярких представителей наива - . Он же считается основоположником наивного искусства. Руссо написал свою первую работу в 42 года – он работал таможенником, и писать начал только когда вышел в отставку. У этих художников нет времени, чтобы профессионально заниматься творчеством, да они и не хотят. Просто иногда в свободное время рисуют то, что видят. «Сбор яблок», «Молотьба», «Бурная речка», «Белят холсты» – вот названия картин наивных художников.

Работы Руссо часто подвергались насмешкам и жесткой критике, особенно поначалу. А широкую популярность художник приобрел после того, как к одной из его картин подвели Камиля Писсаро – хотели позабавить, а мэтр стал восхищаться стилем художника и хвалить картину. Это был «Карнавальный вечер», 1886.



Детали пейзажа слишком уж тщательно выписаны, да и построение планов забавляло зрителей, но именно это и восхитило Писсаро.

Другой, не менее известный наивный художник – грузин Нико Пиросмани. В начале ХХ века, когда Пиросмани начал активно заниматься искусством, он рисовал самодельными красками на клеенках – белого или черного цвета. Там, где нужно было изобразить эти цвета, художник просто оставлял клеенки незакрашенными – так и выработал один из своих основных приемов.

Пиросмани любил изображать животных, а его друзья говорили, что в этих зверях он, скорее, рисует самого себя. И на самом деле, «лица» всех животных у Пиросмани мало похожи на настоящие животные морды, и у всех них одинаковый взгляд: грустный и беззащитный, будь то «Жираф» (1905) или «Медведь в лунную ночь» (1905).

Нико Пиросмани умер в бездомной нищете от голода и лишений. И это при том, что у него время от времени была работа по оформлению вывесок общепитов.

Большая же часть представителей наива своим художественным творчеством и вовсе не зарабатывают, оставляя на него в лучшем случае пару часов в день, в качестве хобби. Профессии этим не сделать – именно это и выделяет наивных художников в отдельную касту. Это очень честное искусство, от всей души – над художником нет ни гнета заказов, ни материальной зависимости от творчества. Он просто рисует, потому что любит это – и сбор урожая, и обряды сватовства, и родную речку в лесу. Любит и воспевает так, как умеет.

Совсем по-особенному умеет это румынский художник-наивист . Его работы похожи на иллюстрации детских книжек - они красочные, добрые и сказочные. Даскалу отличается от многих художников наивного искусства тем, что изображает фантазийные сюжеты, а не обыденные жизненные ситуации. Там и дом из ботинка, и лилипуты с великанами, и летающие единороги. При этом, его картины не перестают быть простыми - как по форме, так и по содержанию. Глядя на них, хочется перечитать любимые сказки и немного помечтать.

Наив включает в себя творчество самоучек и самодеятельное искусство. «Наивный» – не значит «глупый» или «недалекий». Это, скорее, противопоставление профессиональному искусству. Художники наивного искусства не имеют профессиональных художественных навыков. В этом их отличие от художников примитивизма: те, будучи профессионалами, стилизовали свои работы под «неумелые» и простые. А главное, – наивные художники не стремятся рисовать по канонам, профессионально. Они не хотят развивать свое искусство и делать его своей профессией. Художники наива пишут мир не так, как учат, а так, как чувствуют его.

Сначала мне показалось, что наивное искусство похоже на частушки. Я так обрадовалась этому сравнению – очень уж получилось оно красочным и ярким. Но разобравшись, я поняла, что неправа. Наивное искусство очень светлое, но «чугунно серьезное». В нем, в отличие от едких частушек, нет юмора, гротеска, карикатурности – хотя на первый взгляд кажется совсем иначе. В наиве у автора всегда восторженное восприятие того, что он изображает. А там, где восторга нет, нет и наивного искусства – они просто не показывают эти области жизни. Наив – это искреннее восхищение.

В Москве есть Музей наивного искусства – его работники ведут серьезную работу по сбору экспонатов, общаются с авторами. Сейчас в музее около 1500 работ, но места для демонстрации немного, поэтому экспозиции меняются чуть ли не каждый месяц.

Этот текст не расскажет всего о художниках наивного искусства, но пускай хотя бы заинтересует и вдохновит дойти до музея или полистать эти наивные картинки в поисковике. Эти взрослые художники-мечтатели заслуживают простого внимания – пускай без восхищения и мирового признания, но давайте постараемся хотя бы знать их.