Творческое рассказывание в детском саду. Шпаргалка: Методика обучения творческому рассказыванию

Творческие рассказы - условное название рассказов, которые дети придумывают. Дети способны создать на основе накопленных впечатлений сказку или реалистический рассказ. Развитие воображения у детей - одна из задач воспитания. В детском саду имеются самые благоприятные условия для развития творческого воображения в играх, в изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация), в конструировании.
Придумывание рассказов доступно детям старшего дошкольного возраста, когда они приобрели умение связно излагать свои мысли, когда они накопили уже некоторый жизненны» опыт. Умение придумывать рассказы приобретается детьми тоже в процессе обучения. Приемы обучения и здесь те же: указания к составлению рассказа и образец-рассказ воспитателя, но для решения новой задачи - развития воображения - нужны дополнительные приемы. Чтобы дать направление деятельности воображения детей, им предлагается конкретная тема, близкая жизненному опыту детей и содержащая в себе завязку сюжета: «Как Катя потерялась в зоопарке», «Приключение новой куклы в детском саду». Полезно дать несколько возможных вариантов развития сюжета. Это облегчает детям понимание поставленной перед ними задачи и развивает воображение.
Хорошим упражнением для развития воображения детей является придумывание конца рассказа, начало которого сообщает воспитательница. Она указывает, что каждый должен придумать конец по-своему.
Приводим для примера описания занятий, на которых воспитательницы применили разные приемы обучения детей творческому рассказыванию.
1. Придумывание детьми конца рассказа.
Воспитательница предлагает детям начало рассказа, в котором говорится о том, как мальчик Ваня ходил с папой в лес: «Папа обещал взять Ваню в лес. Ваня с нетерпением ждал этого дня. В воскресенье папа разбудил Ваню пораньше, и они отправились в лес...» Дети, вы придумайте, что увидел мальчик в лесу, и докончите рассказ сами. Повторять рассказы товарищей не надо. Пусть каждый придумает по-своему.
Вова (6 л. 5 мес). Разрешите мне?
Воспитательница. Говори.
Вова. Когда они пришли в лес, мальчик увидел большую поляну. На поляне ррсло много красивых цветов: ромашки, колокольчики, лютики, а где солнце светило больше, там росла земляника. Мальчик набрал земляники полную корзину для мамы и большой букет цветов. А потом они с папой ловили, бабочек. Бабочки были очень красивые: красные, желтые и с разными пятнышками. Потом они отправились домой.
Зина (6 л. 7 мес). В лесу мальчик увидел много деревьев: березу, елку, осину. В лесу солнце светило меньше, потому что росли большие деревья и не пускали солнце. Под деревьями росло много грибов: белые, подосиновые, подберезовые. Папа и мальчик быстро набрали по полной корзине грибов. Папа сказал мальчику, чтобы он послушал, как шумят деревья и как хорошо поют птички. Ваня стоял и наблюдал, как птички порхали с дерева на дерево и пели свои песни. Поздно вечером вернулись папа с мальчиком домой.
Юра. Я сам с папой был в лесу, и мы видели белку.
Воспитательница. Ну расскажи, Юра, как вы с папой увидели белку и как провели день в лесу.
Юра. В лес мы с папой пришли рано утром. Нам очень мало попадалось грибов. Вдруг папа мне говорит: «Посмотри, как часто падают сухие сучки; здесь поблизости белка, она прыгает с дерева на дерево, сухие сучки ломаются». Мне очень захотелось увидеть белку. И я попросил папу остаться здесь и наблюдать. Вскоре я увидел, что что-то мелькает. Папа сказал, что это и есть белка. Вскоре она спустилась ниже с веточки на веточку. Сама она маленькая, рыженькая, а хвост большой, пушистый. Она попрыгала и скрылась. Мне очень жаль, что она так скоро убежала.
2. Придумывание детьми рассказа на тему «Как Сережа помог Наташе».
(Прием обучения: указания в виде вопросов.)
Воспитательница. Дети, сейчас каждый из вас придумает рассказ о том, как мальчик Сережа помог Наташе, которая попала в беду на прогулке. Придумайте, когда это было. Где играла Наташа? Что с ней случилось? Как Сережа помог ей в беде?
Что же может случиться на прогулке? Может быть, Наташа потеряла варежку, или она упала в сугроб, или у нее улетел воздушный шар, а может быть, ей встретилась большая незнакомая собака? Можно придумать по-разному.
На занятии было вызвано 10 человек; каждый дал связный, интересный по содержанию рассказ, дети не повторяли рассказов друг друга.
Вот некоторые из детских рассказов.
Валерик. Это было летом. Наташа взяла щенка и пошла с ним гулять в» двор. Щенок бегал и попал в разбитое стекло и порезал себе лапку. Наташа заплакала. Сережа спросил: «Что ты плачешь?» Наташа: «У меня щенок порезал лапку». Сережа принес бинт и перевязал лапку щенку.
Таня. Это было зимой. Сережа и Наташа взяли с собой санки и стали кататься с горки. Они поехали и упали. Сережа быстро встал, а Наташа себе ушибла руку. Сережа говорит: «Наташа, не плачь! Рука перестанет болеть». Он Наташу поднял, отряхнул пальто от снега, и они стали вместе кататься.
3. Придумывание, продолжения сказки.
Программное содержание занятия: развивать у детей воображение, учить придумывать небольшую сказку, рассказывать связно, последовательно.
Ход занятия.
Воспитательница. Дети, сегодня мы с вами будем придумывать сказку. Сказка называется «Как мишка потерял свои сапожки и как он их нашел». Я придумала начало сказки, а вы, дети, будете придумывать продолжение.
Послушайте начало сказки «Как мишка потерял сапожки и как он их нашел».
Жила в лесу медведица с медвежонком. Мишка был очень любопытный и большой проказник. Но медведица все равно его любила. Она подарила ему красные сапожки. Сапожки очень нравились мишке, он всюду бегал в них и даже не хотел снимать сапожки, когда ложился спать.
Однажды медведица ушла, а мишка захотел выкупаться в речке. Он выкупался, но потерял сапожки.
А вот как он потерял и как потом нашел сапожки, вы, дети, придумайте сами. Миша мог их снять и позабыть, куда положил; и сапожки могла унести сорока. Может быть, ему кто-нибудь помогал искать сапожки.
Приводим некоторые из вариантов продолжения сказки, придуманных детьми:
Алеша. Мишка прямо в сапожках влез в воду. А сапожки уплыли по реке. Мишка и не заметил, а когда вылез, заметил: сапожек-то нет! Он решил найти сапожки. И прыгнул обратно в речку. Долго искал. Потом увидел в реке что-то красное. Он подплыл ближе и увидел свои сапожки. Он достал их, надел. Он очень обрадовался и пошел домой.
Женя. Пошел мишка купаться. Снял сапожки и полез в воду. Когда он купался, лиса подкралась, схватила сапожки и унесла. Мишка вылез и видит: нет сапожек. Пошел он их искать. Шел, шел, устал и попросил у лисы отдохнуть у нее в норке. Там он увидел свои сапожки. Отобрал их и пошел домой.
Саша. Когда медведица ушла, мишка пошел на речку. Стал купаться, а сапожки забыл снять. Когда вышел из речки, стал искать сапожки. На берегу стоял слон. Слон спросил: «Что ты, мишка, ищешь?» «Я потерял в речке сапожки»,- сказал мишка. «Здесь неглубоко»,- слон сказал.
Мишка попросил слона, чтобы он поискал сапожки. Слон залез в реку, поискал хоботом и скоро нашел мишкнны сапожки. Мишка обрадовался, и слон был рад.
Ира. Снял мишка сапожки и полез в воду. Сапожки он поставил близко к речке. Они упали и поплыли. Когда мишка искупался, вышел на берег и увидел - нет сапожек. Пошел искать. Идет около речки, устал. Видит пенек. Сел отдохнуть. Попросился у ежика ночевать, рассмотрелся - видит у пенька стоят его сапожки. Под пеньком жил еж. Он тоже купался. Увидел, плывут сапожки, и вытащил их и принес домой. Он отдал их мишке.
Таня. Стал мишка купаться. Забыл снять сапожки. Когда он вылез из виды, посмотрел на ноги. Пошел искать сапожки. Не нашел. Сел на пенек. Пробежала мимо лисичка, а мишка ее спросил: «Лисичка, ты не видела, где мои сапожки?» Лисичка говорит: «Нет». Пошел мишка опять купаться, нырнул. Увидел на дне что-то красное. Он очень обрадовался. Взял сапожки и побежал домой.
В этих рассказах есть логически убедительная сюжетная развязка. Ценно то, что дети не повторяли друг друга, каждый придумал конец сказки по-своему. Это результат указаний воспитателя, который не ограничился заданием - придумать, как медвежонок потерял и нашел свои сапожки, но и предложил несколько возможных вариантов.
Приведем здесь также сказку «Кошкины именины», которую придумали две шестилетние девочки Люба и Рая и сами разыграли в кукольном театре для малышей. Готовясь к спектаклю, дети советовались с воспитательницей.
Кошка спала, потом проснулась: «Мяу-мяу, я сегодня именинница, надо скорей вставать». Она поднялась, убрала постель, умылась и начала готовить угощенье: торты, конфеты, фрукты. Кошка хлопотала и пела песенку. Потом начали сходиться гости: «Тук, тук, хозяйка дома?» - говорили они. «Пожалуйста, входите!» Гости входили с подарками: «Поздравляем, примите подарочек!» - «Спасибо! Мур-мур! Садитесь за стол, кушать будем». Гости ели, а кошка хлопотала около них.
«Почему нет Михаила Ивановича и Анастасии Петровны с Мишуткой?» - спросила она.
В это время раздался стук и вошла семья медведей.
«Здравствуй, кошечка! Поздравляем тебя! Мишенька, иди, поздравь тетю (Мишка упрямится). Стыдно так вести себя, на тебя смотрят».
Кошка подходит, гладит по голове Мишку и говорит: «Иди, Мишка, я тебе меду дам». Мишка бежит и говорит: «Поздравляю, поздравляю!»
Все едят угощенье, благодарят. Тетя кошка говорит:
«Давайте, потанцуем». Кошка берет бубен, все танцуют и уходят. Кошка говорит: «Хорошо быть именинницей!»

Дидактические игры

Принимая во внимание возрастные особенности дошкольников, можно иногда упражнениям детей в рассказывании придать игровую форму. Это могут быть короткие описания игрушек, открыток и других предметов, включенных в дидактическую игру («Чудесный мешочек», «Почтальон принес почту», «Угадай, что мы задумали», «Магазин» и др.).
Для дидактических игр, где поставлена задача обучать детей рассказыванию, важно подобрать такие объекты, которые выделяются и привлекают детей своим внешним видом, о которых они могут высказать свои суждения.
Можно, например, взять восемь - десять маленьких кукол, одетых в разные костюмы, разных цветов: в платье с фартучком, цветной сарафан с белой кофточкой, пальто и шапочку, штанишки и вышитую рубашечку и т. д., или матрешек разного размера и расцветки, открытки, содержание которых доступно детям.

Дидактическая игра «Угадай, кто это»

Программный материал. Учить детей описывать внешний вид человека, уточнить названия характерных признаков, развивать наблюдательность.
Ход занятия.
Воспитательница. Дети, сегодня я покажу вам новую игру. Она называется «Угадай, кто это».
Воспитательница выбирает водящего, предлагает ему сесть на стул возле себя и закрыть глаза. Затем она подводит другого ребенка к водящему и сама загадывает (дает детям образец описания): «Угадай, кто подошел: это девочка, у нее голубые глаза, светлые вьющиеся волосы, у нее синее платье и белый фартук, она знает много песен и стихов, эта девочка большая лакомка».
Водящий по описанию отгадывает, кто подошел к нему.
После этого загадывают сами дети (по очереди).
Если водящий угадал, он идет на место, а тот, кто загадывал, становится водящим. Если водящий ошибся, он должен рассказать скороговорку, стихотворение и т. д.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №43

города Липецка.

Из опыта работы: «Обучение детей творческому рассказыванию».

Воспитатель: Зубова Лариса Александровна.

Словесное творчество выражается в различных формах рассказов, сказок, стихов, загадок, небылиц. Это требует от детей активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету – сложный этап работы по формированию связной монологической речи.

«Программой воспитания в детском саду» определены основные задачи обучения: дети в рамках предложенного сюжета учатся придумывать завязку, ход события и развязку, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, правдиво изображать действительность в рассказах на реалистические темы, эмоционально передавать переживания действующих лиц.

Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию является вопрос о выборе сюжетов. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумывать рассказ, сказку с чётким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний, если он соответствует опыту ребёнка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и эстетические чувства, активизирует воображение, углубляет интерес к речевой деятельности.

На занятиях дошкольники учатся проявлять творческую инициативу и выдумку в рамках реалистического рассказа. Дети активно используют накопленные знания, представления, образы, чтобы на их основе развивать в рассказах воображаемые события или действия.

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного творчества и роли педагога в этом процессе.

Педагогическими условиями обучения творческому рассказыванию являются6

  1. Обогащение опыта детей впечатлениями из жизни;
  2. Обогащение и активизация словаря;
  3. Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания;
  4. Правильное понимание детьми придумывать (т.е. создавать нечто новое, рассказывать о том, чего на самом деле не было, или ребёнок этого сам не видел, но «придумал»).

Дошкольники сочиняют сказки, в которых действуют их любимые игрушки – зайчики, медвежата, матрёшки, куклы и т.д..

На занятиях я пользуюсь различными приёмами, которые обеспечивают осмысленное и эмоционально заинтересованное восприятие сюжета4 побуждают детей к предварительному обдумыванию своих ответов, это такие как: вопросы, указания, упражнения, оценка, использование речевых образцов.

Обучая детей творческому рассказыванию, использую следующие варианты:

  1. Придумывания предложения и завершения рассказа (воспитатель предлагает начало рассказа, его завязку, а события и героев придумывают дети) реалистического или сказочного.
  2. Придумывание рассказа по плану воспитателя (большая самостоятельность в развитии содержания). Предлагается составлять план в естественной разговорной форме.
  3. Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана). Ребёнок выступает автором, выбирает содержание и форму.

Работу с детьми начинаю с придумывания реалистических сюжетов. Наиболее лёгким принять считать придумывание предложения и завершения рассказа. Даю образец, который содержит завязку и определяет пути сюжета. Начало рассказа должно заинтересовать детей, знакомить с главным героем и его характером, с обстановкой, в которой происходит действие. Дети продолжают и развивают сюжет до развязки.

Уже далее предлагаю детям сюжет, о котором ранее велась беседа. Предлагаю послушать рассказ. Ответить на заданные вопросы. В заключении беседы предлагаю сделать выводы, о чём говорилось в рассказе и попробовать придумать свой рассказ по данному сюжету.

Итак, с помощью содержательных вопросов у детей активизируется память, мышление, воображение, подготавливая их к творческой деятельности.

С планом знакомлю детей после того, как им становятся известны сюжет и тема рассказа. А чтобы закрепить в детской памяти план рассказа, предлагаю кому-либо из детей повторить основные его моменты. А в дальнейшем, при анализе и оценке каждого выступления, обращаю внимание на то, в какой степени рассказчик придерживался плана и сумел ли он достаточно обстоятельно раскрыть замысел.

А когда дети научатся работать на основе готового, предлагаемого мной планом, привлекаю их самих к обдумыванию последовательности изложения творческого рассказа.

В своей работе также использую нетрадиционные приёмы творческого рассказывания по системе ТРИЗ.

Для пробуждения и развития творческой активности ребёнка необходимо не только поощрять его оригинальные идеи, его «новый» взгляд на что-то привычное, но и создавать условия, способствующие появлению таких идей и творческого начала. Одним из средств для достижения этих целей является обучение рассказыванию с элементами творчества.

Важной составляющей занятия является создание ситуации, которая активизирует творческое воображение ребёнка, любопытство и любознательность. При этом предполагается не только создание новых образов на основе имеющегося опыта, но и воплощение во внешнюю форму: словотворчество, придумывание рифмы, загадок, продолжения стихов, рассказов.

Основной формой работы при составлении рифмованных текстов являются – игровые задания и упражнения, которые я часто использую при работе с детьми.

Составление рифмованных текстов.

«Складные картинки».

Описание.

Воспитатель раскладывает изображения предметов, названия которых рифмуются (мак – рак, тюлень – олень), поднимает картинку и просит найти парную по рифме. Ребёнок берёт картинку с изображением и составляет рифмованную картинку с изображением и составляет рифмованную пару «мак – рак».

«Придумай рифмованные строчки».

Описание.

Воспитатель предлагает детям выбрать пару рифмованных слов (лучше существительных, например, (рак – мак) и начать сочинять по схеме: («Жил-был кто-то и был похож на что-то», например, «Жил-был рак и был похож на мак»).

Ребёнок может менять слова местами («Жил-был мак и был он как рак»). В качестве усложнения между словами «жил-был» и объектом ставятся другие слова («Жил-был весёлый рак, и он часто смотрел на алый мак»).

«Доскажи словечко».

Описание.

Воспитатель читает детям стихотворный текст и в последнем слове каждой строчки произносит лишь первый слог. Остальные слоги должны назвать дети.

Игровой момент6 у воспитателя то появляется, то пропадает голос.

Игры и творческие задания.

«Герои сказок».

Описание.

Цель: учить группировать персонажей по заданному признаку, например, «Назовите персонажей – девочек из разных сказок»

«Волшебные слова».

Описание.

Цель: учить подбирать слова и словосочетания по заданному признаку.

Воспитатель предлагает вспомнить заклинания, известные детям из сказок (Сивка-бурка, вещая каурка…), а затем, словосочетания (В некотором царстве, в некотором государстве).

«Добрым молодцам урок».

Описание.

Цель: учить выделять мораль в сказочных текстах.

Воспитатель называет пословицу, поговорку или какое-нибудь жизненное правило, а дети должны вспомнить сказки, в которых это подтверждается.

«Перечисли действия героев»

Описание.

Цель6 учить перечислять все действия сказочного героя, находить аналогичные действия персонажей из других сказок. Тренировать память.

Воспитатель называет персонаж, например, козу из сказки «Волк и семеро козлят», просит детей назвать все действия, которые коза совершила (ходила, наказывала, пела). Далее предлагает вспомнить персонажей из других сказок, которые выполняли такие же действия.

Итак, занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности.


Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
Программой детского сада предусмотрена система занятий по обучению рассказыванию. Обучая ребенка рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко и словопроизношения. Воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка – лексическую, грамматическую, фонематическую.
Одним из видов монологической речи являются устные сочинения детей по воображению. Дети с удовольствием придумывают начало и конец к картинкам, т. е. домысливают то, что могло предшествовать событиям, изображенным на картине, или, что могло бы следовать за изображенными событиями.
Детские сочинения можно квалифицировать так:
1. творческое сочинение по картине.
2. контаминация на темы художественных произведений.
3. свободное сочинение:
а) сказок
б) рассказов

Творческое сочинение по картине рекомендуется проводить в старшей и подготовительной к школе группе. Воспитатель ставит картинку, например, «В лес за грибами», изображающую опушку леса, девочек и мальчиков, входящих в него с кузовками, с ними бежит собака. После рассматривания картины воспитатель предлагает детям придумать рассказ о том, что было с мальчиком до того, как он пошел в лес с ребятами. Воспитатель помогает ребенку наводящими вопросами: «Как его зовут?»,
«Когда его ребята позвали в лес, что он сказал своей маме, и что она ему ответила?», «Что мама дала ему на дорогу?». Попытайтесь себе все это представить и рассказать. Можно предложить придумать рассказ о любом из персонажей этой картины, а также о собаке. Рассказ может быть о любом предмете, изображенном на картине: о кузовке (кто, когда, из чего его сделал, как он попал к данному герою), о деревце по дороге (кто, когда, при каких обстоятельствах его посадил). Можно придумать, кто встретится детям в лесу (звери, люди) и как они поведут себя при встрече, чем кончится поход в лес, как их встретят дома.
Контаминация на темы художественных произведений.
Дети с большим удовольствием воображают себя в ситуациях, в которые попадают их любимые герои, приписывают их действия себе, рассказывая, поправляют авторов, творчески переосмысливая приключения, по – своему меняя поведение героя в определенных ситуациях. (А я бы …)
Методика обучения сочинению – контаминации проста – ребенку предлагают пересказать определенный эпизод сказки или рассказа от своего лица, будто все это произошло с ним. Воспитатель сочувственно следит за течением « сочинения», делает вид, что верит каждому слову, и при этом обязательно следит за речью ребенка, неназойливо поправляет его.
В детском речевом творчестве большое место занимают рассказы детей о себе, о дружбе со сверстниками, об интересных прогулках и играх и т.д.
Е.И. Тихеева отмечала, что рассказать о виденном, слышанном и пережитом ребенку приходится почти ежедневно, однако воспитатель часто сталкивается с такой картиной: вызывает одного, другого, третьего, и начинается сбивчивое изложение с повторениями, противоречиями, постоянными: «Нет, не так, я забыл сказать, я не помню, как это было» и т.д. Подобные речевые затруднения возникают потому, что ребенок не знает, о чем нужно рассказывать. Необходимо ребенку давать советы:
«Обдумай хорошенько, что будешь говорить, припомни, что, где, когда было. И если рассказ подготовлен таким образом, он дается легко тем же детям, которые раньше не могли связать двух слов.
Важным вопросом в методике является выбор темы.
В старшей группе могут быть рекомендованы темы:
«Моя любимая игрушка»,
«Наши игры с куклами»,
«На прогулке»,
«Наши зимние забавы»,
«Про котенка» и др.
Одни темы требуют использования коллективного, общегруппового опыта («Наши игры с куклами», «Как мы гуляли на прогулке»), другие позволяют выразить в рассказах индивидуально накопленный опыт («Как я помогаю маме дома»). В начале года может быть предложена тема: «Моя любимая игрушка». Важным фактором для успешного выполнения речевого задания является активизация детской памяти.
В предварительной беседе с детьми педагог просит вспомнить любимые игрушки и назвать их. Затем воспитатель сообщает, что сейчас дети подробно расскажут об игрушках и о том, как интересно с ними можно играть. Воспитатель даст свой образец – рассказ: «Когда я была маленькой, моей любимой игрушкой был заводной цыпленок. Он был желтенький, с круглыми черными глазками, с острым клювом. Цыпленок был маленький – умещался на моей ладошке. Когда его заводили, он начинал быстро – быстро клевать: тук – тук и перебегать с места на месть. Мне было весело». Закончив описание, педагог объясняет, что рассказ состоит из двух частей и раскрывает смысл каждой части: «Вначале я подробно говорила об игрушке, о том, как она выглядела, чем была интересна. А в конце тоже подробно рассказала об игре с любимой игрушкой»
Доля лучшего усвоения образца педагог может повторить свой рассказ или предложить кому – то из ребят воспроизвести первую, а затем и вторую части. Задание сопровождается указаниями воспитателя: «Вспомните, что я говорила о своей любимой игрушке - заводном цыпленке. Повторите начало рассказа. Вспомните, как я рассказала об игре с заводным цыпленком. Повторите это».
В заключение беседы педагог также дает конкретные указания детям:
«Когда будете рассказывать, постарайтесь сначала подробно сказать все об игрушке (как она называется и чем интересна), а потом сказать, как вы с ней играете.
Рассказы детей педагог слушает с интересом, выражает свое одобрение улыбкой или кивком головы. В процессе изложения не рекомендуется задавать ребенку уточняющие вопросы, т. к. он может перейти с рассказа на вопросо – ответные формы общения. Выслушав рассказ ребенка, педагог анализирует и оценивает его рассказ, привлекая к этому всю группу.
В подготовительной к школе группе воспитатель продолжает упражнять детей в рассказывании из личного опыта. Рассказы детей седьмого года жизни несколько сложнее по структуре и по грамматическому строю, в них содержится значительно больше фактического материала. Ребенок все чаще сам, без дополнительных вопросов и указаний взрослого, поясняет события, о которых рассказывает. Детям шести – семи лет могут быть предложены следующие темы:
«Как мы отдыхали летом»,
«Наши новые игрушки»,
«Как мы играем с мячом» и др.

Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету – сложный эта работы по формированию связной монологической речи.
Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию является вопрос о выборе сюжетов … Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумать рассказ, сказку, с четким композиционным построением, с включением в них элементарных описаний, если он соответствует опыту ребенка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и эстетические чувства, активизирует выражение, углубляет интерес к речевой деятельности.
Сюжет для придумывания реалистических рассказов охватывают область детских игр и развлечений, например:
«Сереже подарили новую игрушку»,
«Галя учится кататься на коньках»,
«Юра и Маша пускают весной кораблики» и др.
Некоторые сюжеты отражают интерес детей к животным:
«Забавные приключения рыжего котенка»,
«Сережа вывел на прогулку своего щенка» и др.

Дети активно используют накопленные знания, представления, образы, чтобы на их основе развивать в рассказах воображаемые события и действия. По сюжетам дети придумывают рассказы не только с одним героем, но и с несколькими действующими лицами.
В самом начале обучения целесообразно применять речевой образец, по аналогии с которым дети смогут увереннее придумывать рассказы по предложенному сюжету. Рекомендуется также использовать прием совместных действий – непосредственное участие педагога помогает ребенку лучше справиться с творческим заданием.
В начальный период обучения рассказыванию используется совместное составление с воспитателем рассказов по выбранному сюжету: педагог начинает раскрывать тему, а дети продолжают и заканчивают.
Приём совместных действий значительно облегчает решение речевой творческой задачи, поэтому он чаще используется в начальный период обучения рассказыванию, а также в тех случаях, когда выдвигаются новые, усложненные задания. Педагог доводит рассказ до завязки действия, дошкольники продолжают и развивают сюжет до завязки. Рассказ педагога служит для них речевым образцом, которого они придерживаются в процессе всей работы.
Прием совместных действий на занятиях по творческому рассказыванию следует сочетать с вопросами, указаниями, объяснениями и др. Так, например, при совместной работе с детьми над сюжетом « Как Надя потеряла и нашла свою варежку» педагог может начать рассказ следующим образом: «Бабушка связала Наде варежки синие с белыми полосками. Примерила их Надя, они ей как раз впору пришлись. Спасибо, бабушка», - сказала Надя. Собралась Надя гулять, надела новые варежки. А что было дальше, вы расскажите сами. Переключая детей на продолжение рассказа, воспитатель сообщает план, которого следует придерживаться: «Чем на прогулке была занята Надя?», «Как случилось, что она потеряла варежку?», «Как она искала её?», «Кто ей помог найти варежку?». Дети придумывают различные варианты дальнейших событий. В процессе обучения большую роль играют вопросы педагога. Они помогают детям живее, конкретнее представить воображаемые события и действия, о которых им предстоит рассказать.
На занятиях по рассказыванию важную роль играют вопросы, предлагаемые в виде плана к рассказу. С планом педагог знакомит детей после того, как им становится известнее сюжет и тема рассказа. Чтобы закрепить в детской памяти план рассказа, целесообразно предложить кому – либо из детей повторить основные моменты.
В подготовительной к школе группе дети могут также создавать свои рассказы при опоре на образ главного героя. (Вера – заботливая внучка. Она часто навещает бабушку. Вера часто помогает маме…)
Дети нередко затрудняются начать рассказ, подолгу молчат, с трудом подыскивают фразы, порой начинают рассказ однообразно, копируя друг друга. Поэтому воспитателю следует упражнять детей в умении строить начало рассказа. После этого как дети познакомятся с сюжетом и планом рассказа, воспитатель побуждает их к обдумыванию начала повествования. Педагог одобряет лучшие варианты и сам показывает, как достигается содержательное, динамичное начало рассказа.
На занятиях в подготовительной группе дети вместе с воспитателем составляют цикл коротких рассказов, объединенных одним героем. Например, цикл рассказов о встрече новенькой в детском саду может состоять из четырех частей. Первый рассказ – «Лена приходит в детский сад», - Воспитатель начинает, а дети продолжают. «В детский сад Лена шла с мамой быстро. Девочке хотелось поскорее прийти туда, ведь она в первый раз шла в детский сад. Лену приветливо встретила воспитательница. Вместе с ней Лена вошла в групповую комнату, и тогда ребята увидели новенькую.
«Расскажите, что за девочку увидели ребята, как она выглядела. Затем воспитатель предлагает послушать начало второго рассказа: «Ребята поздоровались с новенькой, спросили, как её зовут. Они стали показывать ей игрушки. Какая игрушка больше всего понравилась Лене. Придумайте и расскажите об этом. Третий рассказ: « Дети показали Лене свои рисунки. На них была изображена осень. Что могла увидеть на рисунках Лена. Расскажите об этом».
Задача педагога – учить детей рассказывать выразительно, образно, эмоционально, умело используя доступные художественные приемы.Большая часть занятия отводится детским рассказам, причем педагог одновременно уделяет внимание тем, кто говорит и тем, кто слушает. Приходит на помощь, если ребенок в чем – то затрудняется.
Детские рассказы целесообразно оформлять таким образом, чтобы с ними можно было провести повторную работу, например, записывать их с целью сделать книжку. Тексты этих рассказов можно проиллюстрировать рисунками самих детей.
На занятиях по творческому рассказыванию дети 6 – 7 лет учатся также придумывать сказки. Рассказывая сказку, ребенок учится использовать ранее усвоенные фразы. Использует он их здесь не механически, а в новых комбинациях, создавая что – то свое новое. В этом залог развития творческих способностей человеческого ума.
Доступным и интересным для дошкольников оказывается придумывание сказок об игрушках – куклах, игрушечных медвежатах, лисятах и т.д.
Детям старшего дошкольного возраста могут быть предложены следующие темы сказочного характера: «Слоненок учится кататься на велосипеде», «Дюймовочка в гостях у куклы» и т.д.
На занятиях педагог знакомит детей с темой – придумать сказку о кукле, которая захотела пойти в лес за грибами. На столе воспитатель ставит деревья (лес). «Вам интересно будет узнать, в какой лес она пошла за грибами, какие грибы собирала, кого встретила в лесу, кто помог ей насобирать много грибов. Потом рядом с грибом появляется белка, и дети догадываются, что именно она поможет кукле. С помощью вопросов педагог побуждает детей подробнее рассказать о деревьях в лесу, о грибах …
В каком лесу кукла будет собирать грибы? Что за деревья в нем растут? Чему обрадуется кукла? Плодотворным является знакомство ребенка с игрушкой как персонажем сказки без инсценирования сюжета. В этом случае дети учатся сочинять с опорой на образ сказочного героя. Педагог, представляя детям игрушку, помогает подметить особенность её внешнего вида, черты характера (проворная, веселая белочка, трусливый заяц). Воспитатель учит детей придумывать и передавать в сказке воображаемые эпизоды, в которых проявляются эти черты.
Занятие начинается вступительным словом воспитателя, подготавливающим детей к предстоящей речевой творческой деятельности:
«Вы знаете много сказок, любите их слушать, сегодня вы сами попробуете придумать сказку о веселых игрушечных зверушках. Педагог выставляет на стол медвежонка и белку, рассказывает о них сказку. «А теперь придумайте веселую сказку о том, какие игры затевали медвежонок и зайчишка».
Занятия с опорой на игрушки сочетаются с занятиями, на которых придумывание сказок идет по сюжетам. «Слоненок учится кататься на велосипеде», «Как ежик нашел дорогу домой». Воспитатель знакомит детей с сюжетом будущей сказки, собирает план её изложения, активизирует словарь. Воспитатель применяет прием совместных действий – педагог начинает сказку, а дети продолжают её.
Творчество успешно развивается в тех условиях, где обеспечена планомерность и систематичность обучения, и дети имеют определенный уровень художественного развития.

Юлия Ревенко
Обучение старших дошкольников творческому рассказыванию

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста .

Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения : расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь.

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте , когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества . Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу.

Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом : требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе . Поэтому термин «творческие рассказы » - условное название рассказов , которые дети придумывают сами. Особенности творческого рассказывания заключается в том , что ребенок должен самостоятельно придумать содержание, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой – то степени родственно настоящему литературному творчеству .

Для методики особое значение имеет понимания особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе.

В формировании детского художественного творчества выделяются три этапа.

На первом этапе происходит накопление опыта.

Второй этап – собственно процесс детского творчества , когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Большое значение на данном этапе имеют творческие задания .

На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершать ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым , его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса.

Знание особенностей формирования детского словесного творчества дает возможность определить педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию .

1. Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащения опыта детей впечатлениями из жизни.

2. Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизация словаря.

3. Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ . Поэтому одно из условий – умение детей связно рассказывать , владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

4. Еще одно важное условие – правильное понимание детьми задания «придумать» , т. е. создать нечто новое, рассказать о том , чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» .

Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим , любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыта детей, доступна их пониманию и интересна. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку .

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов , но условно можно выделить следующие виды : рассказы реалистического характера; сказки; описания природы.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумыванию рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял» ). Не рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключается в необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию.

Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно.

Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и виды рассказа .

В старшей группе в качестве подготовительного этапа используем простейший прием рассказывания детей вместе со мной по вопросам. Предлагаем темы, задаем вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответы. В конце из лучших ответов составляют рассказ .

С целью развития творческих умений используем такой прием, как придумывания детьми продолжения авторского текста.

В подготовительной к школе группе задачи обучения творческому рассказыванию усложняются , поэтому используем все виды творческих рассказов , разные приемы обучения с постепенным усложнением.

Как и в старшей группе , работу с детьми подготовительной группы начинаем с придумывания реалистических сюжетов. Наиболее легким принято считать придумывание продолжения и завершения рассказа .

Вспомогательные вопросы, являются одним из приемов активного руководства творческим рассказыванием , облегчающим ребенку решение творческой задачи , влияющим на связность и выразительность речи.

План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полное развитие сюжета.

В процессе рассказывания вопросы задаем очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать . Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ .

Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему – самое трудное задание. Использование этого приема возможно при наличии у детей эмоциональных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ .

Обучение умению придумывать сказки начинаем с введением элементов фантастики в реалистические сюжеты.

Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных : «Что случилось в лису с ежиком» , «Приключения волка» , «Волк и заяц» . Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Но необходим определенный уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождаем рассматриванием игрушек , картин.

Наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы. Эффективной считается такая последовательность обучения описанию природы :

1. Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение видеть красоту окружающей природы.

2. Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.

3. Обучение детей описанию объектов природы па представлению.

4. Обучение умению описать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин , слушания художественных произведений.

Детское словесное творчество не ограничивается рассказами и сказками . Дети также сочиняют сказки, загадки, небылицы, считалки.

При обучении творческому рассказыванию с помощью различных приемов интенсивно активизируется словарь детей. Привлекаем внимание дошкольников к тем точным и выразительным словам, словосочетаниям, которые они смогут использовать в своем повествовании.

Таким образом, творческое рассказывание соответствует возрастным возможностям старших дошкольников , отвечает их интересам. Предложения придумывать рассказ , сказку дети обычно встречают радостью. Они переживают эмоциональный подъем, когда придумывают сами или слушают своих сверстников.

Итак, занятия по творческому рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительной речи детей старшего дошкольного возраста и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности.

из опыта работы с детьми 4-го года жизни

Творческое рассказывание-это сложный речевой вид деятельности, который возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире.

В этот период дети овладевают сложными формами связной речи, словарем возникает возможность действовать по замыслу.

Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творческое.

Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц, в словотворчестве (создании новых слов-новообразований) .

Для того, чтобы успешно развивались все формы словесного творчества, необходимо строить работу поэтапно. В формировании детского художественного творчества выделяется три этапа.

На первом этапе происходит накопление опыта. Детей учат образному видению окружающего мира.

Восприятие обогащается через искусство, потому что произведения искусств помогают ребятам острее чувствовать прекрасное в жизни, способствовать зарождению художественных образов в их творчестве.

Обогащение опыта детей впечатлениями из жизни строится постепенно и в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдении за трудом взрослых, рассмотрении картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтении книг. Так, перед описанием природы используются тематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтение литературы с описанием природных явлений.

Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка.

Благотворно влияет на обогащение опыта детей и произведения устного народного творчества. В нем содержится много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения) , привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком.

Второй этап - сам процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств.

Возникновение замысла у ребят происходит успешно в том случае, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ) . Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиций, выделение поступков героев, выбор слов эпитетов, творческие задания.

На этом этапе дети нуждаются в понимании и активизации словаря за счет слов определений, слов помогающим описывать переживания, черты характера действующих лиц.

Формируются новые понятия, нового словаря и умение пользоваться имеющимся запасом слов.

Так, наблюдая зимний пейзаж, дети, с помощью воспитателя, дают разнообразные определения качества и состояния снега: белый как вата, чуть голубоватый под деревом, искрится, переливается, сверкает, блестит, пушистый, падает хлопьями.

Затем эти слова используются в рассказах детей («Это было зимой, в последний месяц зимы, в феврале. Когда последний раз выпал снег - белый, пушистый - и все падал на крыши, на деревья, на детей, белыми большими хлопьями» ) .

На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее испытывая эстетическое удовольствие.

Конечным результатом становится связный, логически последовательный рассказ, ребенок овладевает структурой связного высказывания. Правильно понимает задание «придумать» , т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» . Очень важным является анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.

Изучив разделы творческого рассказывания, меня заинтересовало то, что здесь охватывается личность ребят в целом, а именно: активизируется работа воображения, мышления, речи, проявляется наблюдательность, формируются волевые усилия, а также, что очень важно, ребенок получает положительные эмоции, постоянно находится в поиске нового, интересного, увлекательного.

Считаю этот раздел значительным и актуальным потому, что творчество помогает формировать инициативную, самостоятельную, стремящуюся к самовыражению личность.

Приступая к работе по данному вопросу, я изучила литературу, поставила перед собой задачи, соответствующие первому этапу работы над развитием творческих способностей у детей, именно:

  • накапливать и обогащать опыт детей через экскурсии, наблюдения, труд взрослых, рассматривания картин, иллюстраций в книгах, альбомах, журналах, чтение книг познавательного характера, произведения устного народного творчества;
  • углублять нравственные чувства, доброжелательные отношения друг к другу, окружающему миру;
  • развивать связную речь. Формировать качества творческой личности. Развивать диалогическую речь.

Для осуществления данных задач создала необходимые условия в группе. Подобрала и оформила материал, изготовили пособия.

Сначала начала работу по развитию психических процессов: память, внимание, воображение.

Эти задачи решала с помощью пособия «Умные книжки» , а так как оно было сделано раннее, до того, как мы заинтересовались этой темой, частично его дополнили и усложнили.

А именно, подобранные сюжетные картинки использовали для составления продолжения рассказа, цель которого - развивать память, внимание, воображение.

Учить детей с помощью взрослого придумывать продолжение рассказа по картинке. Закреплять употребление существительных с предлогами. Формировать творческие способности.

Дети с большим удовольствием занимаются этим пособием, так как оно яркое, выразительное, соответствующее возрасту детей.

Также в центр речевого развития приобрели книги познавательного характера: «Окружающий мир» , «Времена года» ; Загадки в стихотворной форме о животных, явлениях природы, разных предметах. Эти книги использовала как закрепление знаний, полученных на занятиях во время наблюдений, экскурсий в парк, к речке и т.д.

Так, перед описанием природы проводила тематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Для углубления знаний рассматривала иллюстрации картин, «Времена года» , сделала игру «Когда это бывает» , где учила детей подбирать карточки к большим изображениям.

Развивать умение проводить сравнительный анализ изменений происходящих с каким-либо растением или животным.

Формировать умение составлять небольшой связный рассказ последовательности событий. Развивать наблюдательность, творческое мышление.

Работая по серии картин, я обнаружила, что детям сложно дается сравнение и описание природы. Поэтому решила в помощь подключить родителей.

Провела консультацию, изготовила папку передвижку «Учим детей наблюдать» , где дали информацию о том, какие важные задачи решаются в процессе наблюдений.

После проведения совместной работы, я увидела значительно лучшие результаты. Дети после выходных дней стали приносить продукты совместной деятельности с родителями.

А именно: рисунки, вылепленные предметы, рассказывали о том, где они были, что видели.

Далее пополнила речевой центр картотекой игр на развитие у детей системного мышления. Цель игр: научит ребят мыслить творчески, направлять на поиск решений нестандартных ситуаций, пополнять активный словарный запас.

Формировать умение коллективного обсуждения проблем. Вначале, когда играли в эти игры, многим ребятам было сложно сразу включиться в игру. У одних был небольшой запас слов, у других неустойчивое внимание. Но со временем, когда я стала играть на занятиях, прогулках, свободной деятельности, дети входили в определенную систему мышления. Заинтересовали также родителей, они распечатали игры для занятий с детьми дома. Консультировались, если возникали вопросы.

Потом предложили ребятам пособие «Путешествие воробья Пуси» посредством которого решала следующие задачи:

  • продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя;
  • придумывать с помощью взрослого продолжение рассказа по картинке;
  • развивать диалогическую речь;
  • закреплять глагольный словарь знания об окружающем мире.

В начале обучения игры не у всех детей получалось брать на себя роль героя рассказа, придумывать им клички, имена и, что очень сложно оказалось, придумывание продолжение рассказа.

Сейчас дети с удовольствием занимаются. Отличаются своей индивидуальностью. Некоторые дети, эпизоды своих рассказов обыгрывают в сюжетно-ролевой игре, вовлекая и других детей.

Следующее пособие, с которым познакомились дети «Мыслим творчески» . Его задачи направлены на формирование качеств творческой личности, на поиск решений нестандартных ситуаций.

Развитие связной речи. Накопление словарного запаса.

Воспитание и углубление нравственных чувств.

Занимаясь с детьми этим пособием я представляла свободу творчества, поощряла любые (за исключением нелепого фантазирования) варианты решений задач. Старалась не предлагать готовых замыслов и речевых средств, а терпеливо стимулировала, направляя их на поиск.